Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 8. Гражданство Российской Федерации
24.11.2017, 13:28

План:

Вопрос 1. Понятие и сущность гражданства.

Вопрос 2. Принципы гражданства.

Вопрос 3. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.

Вопрос 4. Основания прекращения гражданства Российской Федерации.

Вопрос 5. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц.

Вопрос 6. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.

 

Вопрос 1. Понятие и сущность гражданства.

Одним из непременных условий существования государственно- организованного общества является требование юридического закрепления факта постоянного проживания населения на территории государства. Такая правовая связь лица с государством оформляется посредством гражданства.

Исходя из особенностей правового положения жителей государства обычно различают следующие категории физических лиц:

• собственно граждан, т. е. лиц, имеющих документальное подтверждение гражданства данного государства;

• иностранных граждан, т. е. лиц, имеющих документальные доказательства принадлежности к другому государству;

• лиц без гражданства (апатридов), т. е. лиц, утративших или не имевших документов о принадлежности к какому-либо государству;

• лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов), т. е. лиц, имеющих наряду с гражданством данного государства гражданство другого государства в соответствии с национальным законом или международным договором.

Гражданство, будучи основой правового положения личности в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Обладая гражданством, человек получает возможность в полной мере реализовывать свои права и свободы, но вместе с тем он несет ответственность перед государством, которое обязан защищать.

В юридической науке понятие "гражданство" имеет различные значения;

• субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

• правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;

• правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

В настоящее время вопросы российского гражданства регулируются ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года, вступившим в силу 1 июля 2002 года, а также Законом РФ « О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 г. п.п. «а» - «в» ст. 18, ч. 3 ст. 19, ст. ст. 20 и 41, предусматривающих более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства РФ лицами, заявления которых по вопросам гражданства РФ приняты к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Еще одним шагом в регулировании отношений гражданства стал Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24 мая 1999 года, где институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности. Поэтому, рассматривая вопросы российского гражданства, следует исходить из того факта, что Российская Федерация является правопреемником и правопродолжателем Российского государства, Российской империи, Российской республики, Российской Советской федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Закон о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Последнее положение налагает на государство обязательство соблюдать международные нормы, устанавливающие права и основные свободы человека. Основополагающим международно-правовым документом в этой области является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, в которой сказано, что каждый человек имеет право на гражданство, и что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

Субъективное право индивида на гражданство Российской Федерации проявляется в наиболее демократичном характере его принципов, способов приобретения и утраты по сравнению со странами СНГ, не говоря уже о странах Балтии. Российский закон о гражданстве в полной мере соответствует основополагающим международно-правовым актам, регулирующим вопросы гражданства (Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенции о правах ребенка 1959 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.).

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданства. Таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Гражданство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

 

Вопрос 2. Принципы гражданства.

В главах первой и второй Конституции Российской Федерации 1993 года закрепляются основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с международными стандартами Конституция РФ и федеральное законодательство о гражданстве закрепили, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В качестве основных принципов российского гражданства установили принцип недопустимости лишения российского гражданина своего гражданства, невысылки и невыдачи российского гражданина, защиты и покровительства своих граждан за пределами государства, принцип единого и равного гражданства, возможность иметь двойное гражданство.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права, изменить его. Эта норма положила конец тому политическому беспределу, когда гражданин нашей страны, критически настроенный к правящему режиму, высылался за границу, с тем чтобы не иметь возможности оказывать воздействие на общественную жизнь своей Родины,  как правило, с одновременным лишением его гражданства. Закрепление в ст. 13 Конституции принципа идеологического плюрализма сняло вопрос о высылке по политическим мотивам, так как граждане России вправе придерживаться различной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь.

Российский гражданин не может быть выслан за пределы страны, или выдан другому государству. Однако существует ряд ситуаций, когда нормы Конституции 1993 года вступают в коллизии с нормами международных конвенций и договоров, ратифицированных до ее принятия. Так, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года, ратифицированная СССР в 1969 году, отмечает, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового сообщества, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления. В связи с этим не применяются сроки давности и устанавливается, что государства — участники данной Конвенции должны принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, виновных в этих преступлениях.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина государства перед лицом без гражданства: государство заботится о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внутри страны, так и за ее пределами.

Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам России была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами, обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы.

Соответствующие должностные лица на территории иностранного государства в этих целях имеют право:

• встречаться с российскими гражданами, давать советы и оказывать содействие, включая меры правовой помощи;

• посещать граждан РФ, арестованных, задержанных или отбывающих срок тюремного заключения, оказывать им юридическую помощь.

При этом компетентные органы страны пребывания обязаны уведомить дипломатические представительства Российской Федерации об аресте или задержании российского гражданина и оказать содействие в проведении встречи с ним.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что все лица, имеющие российское гражданство обладают одинаковым конституционно-правовым статусом независимо от времени и способов его приобретения.

После долгих лет отрицания в России признается двойное гражданство, означающее, что российский гражданин одновременно может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). Это означает, что российский гражданин одновременно может иметь гражданство другого государства или других государств, а также возможность для иностранных граждан принимать гражданство Российской Федерации, не отказываясь от своего предыдущего гражданства.

Принадлежность лица одновременно к гражданству двух и более государств (бипатризм) должно подтверждаться соответствующими документами. Двойное гражданство может возникать как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство другого государства, если он одновременно не утрачивает прежнее гражданство.

Наряду с территориальными изменениями и миграцией населения основной причиной возникновения двойного гражданства является коллизия в законодательстве разных государств по вопросам приобретения и прекращения гражданства.

Особенность статуса бипатрида ярко проявляется в случае его нахождения на территории третьего государства, то есть государства, гражданином которого он не является. В данном случае бипатрид рассматривается как лицо, имеющее только одно гражданство. Причем, чаще всего это будет гражданство того государства, на территории которого он постоянно проживает. Если установить это трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано.

Устанавливая норму о двойном гражданстве, российский законодатель прежде всего ориентировался на граждан государств — бывших республик Советского Союза. В СНГ за пределами государств своей национальности живут 70 млн. человек: например, в Казахстане около 6 млн. человек принадлежит нетитульной национальности (38% от всего населения страны), в Латвии — 900 тыс. человек (37%).

Отношения по поводу двойного гражданства регламентируются специальным межгосударственным соглашением. На сегодняшний день такие соглашения заключены Россией с Туркменистаном и Таджикистаном. Статус лица с двойным гражданством, согласно этим соглашениям, включает в себя следующие положения:

• лицо, состоящее в гражданстве обеих стран, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает;

• социальное обеспечение лиц, состоящих в гражданстве таких стран, производится в соответствии с законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями;

• лица с двойным гражданством проходят обязательную военную службу в том из двух государств, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. При этом лица, прошедшие обязательную военную службу в одном из них, освобождаются от призыва на военную службу в другом;

• лица, состоящие в гражданстве обеих стран, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из этих стран. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве предоставляются тем государством, на территории которой они постоянно проживают, либо, по их просьбе, другим государством, гражданство которого они также имеют.

На данный момент в Российской федерации не принят закон, регулирующий порядок и условия приобретения гражданства иностранных государств. Поэтому до принятия данного закона вопросы двойного гражданства будут решаться исключительно посредством заключения международных соглашений. Однако даже после принятия соответствующего федерального закона приоритет в данном вопросе будет отдан международным соглашениям, поскольку реальное приобретение гражданства иностранного государства с последующей реализацией прав и свобод индивидом возможно лишь при наличии соответствующего международного соглашения.

Все вышеперечисленные конституционные принципы российского гражданства являются основой для всего законодательства о гражданстве.

 

Вопрос 3. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.

Гражданство в России приобретается по следующим основаниям, предусмотренным ст. 11 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации":

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство РФ;

3) в результате восстановления в гражданстве;

4) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ или международным договором РФ.

Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов "права крови" или "права почвы". В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором — гражданство того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение "права крови" сочетается с известным влиянием "права почвы". К таким государствам относится и Российская Федерация.

Статья 12 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" говорит о том, что ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка), т. е. определяющим фактором является "право крови". Однако наше государство заинтересовано в увеличении числа своих граждан, поэтому в спорных или других случаях применяется принцип "права почвы". Так, находящийся на российской территории ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

б) один из его родителей имеет гражданство РФ , а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвествно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой его родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляет ему гражданство

Прием в гражданство — это акция двусторонняя. Одной стороной выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, другой — государство. ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в ст. 13 устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ в течение пяти лет непрерывно; б) обязуется соблюдать Конституцию и законы;

в) имеет законный источник средств к существованию; г) отказались от имеющегося у них иного гражданства; д) владеют русским языком.

Следующим способом приобретения гражданства является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило.

По ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" на восстановление российского гражданства могут претендовать иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ и при наличии обстоятельств вышеназванных. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.

В ФЗ содержатся случаи, когда прием и восстановление в гражданстве не допускается. Отклоняются ходатайства лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение существующего конституционного строя или создают иную угрозу безопасности РФ;

б) в течение пяти лет выдворялись за пределы РФ;

в) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

г) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами.

д) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за преступления (до вынесения приговора или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного источника средств к существованию.

К иным способам приобретения гражданства относится - оптация. Выбор гражданства (оптация) имеет место в случае, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого государства. Различается позитивная оптация, т. е. сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация - отказ от бывшего гражданства и получение нового.

Также к иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом Российской Федерации относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

 

Вопрос 4. Основания прекращения гражданства Российской Федерации.

Кроме отношений по приобретению гражданства федеральное законодательство регулирует и порядок его прекращения. Прекращение гражданства допускается только на основе добровольного желания лица.

Гражданство Российской Федерации может прекращаться по следующим основаниям:

а) вследствие выхода из гражданства;

б) и по иным основаниям.

Российское гражданство прекращается вследствие выхода из гражданства по ходатайству гражданина. ФЗ устанавливает ситуации, при наличии которых выход из российского гражданства не допускается: не выполнение обязательств перед РФ; если привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Гражданство Российской Федерации прекращается также в результате негативной оптации, т. е. когда гражданин выбрал гражданство другого государства.

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающим делами гражданства.

 

Вопрос 5. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц.

В ФЗ о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходными принципами при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства у детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В качестве общего положения ФЗ устанавливает, что ребенок – лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретает гражданство Российской Федерации.

Гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданство РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой иное гражданство, но приобретает гражданство РФ, то ребенок по его заявлению может приобрести гражданство РФ.

Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ, но при наличии письменного соглашения гражданство ребенка может поменяться.

Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранным гражданином сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено по заявлению усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок усыновленный (удочеренный) гражданином РФ приобретает гражданство РФ по заявлению усыновителя, независимо от места жительства.

Ребенок усыновленный (удочеренный) супругами один из которых является гражданином РФ, а другой иностранным гражданином, может приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке по письменному соглашению родителей.

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок или недееспособное лицо, которое является гражданами РФ и над которыми установлены опека или попечительство иностранного государства, сохраняет гражданство РФ.

Споры между родственниками, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

 

Вопрос 6. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.

ФЗ определяет, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации.

Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст. 89 п. «а»). ФЗ о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставления почетного гражданства.

По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, ФЗ относит:

- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

- федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые — за ее пределами.

В их функции входят: прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов в представленных документах; направление заявлений вместе с документами Президенту Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; ведут учет лиц, в отношении которых принято решение о изменении гражданства; оформляют гражданство РФ; осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ; рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ.

Во всех случаях приобретения и прекращения гражданства оформляется заявление на имя Президента; решения по этим вопросам принимает Президент; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения заявлений — не более 1 года, а в упрощенном порядке до 6 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через один год.

Заявление подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации — в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации.

Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел Российской Федерации или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ