Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Конституционное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 9. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
24.11.2017, 13:36

План:

Вопрос 1. Понятие основ правового статуса личности. Права человека и права гражданина.

Вопрос 2. Принципы правового статуса личности.

Вопрос 3. Структура основ правового положения человека и гражданина.

Вопрос 4. Личные права и свободы.

Вопрос 5. Политические права и свободы.

Вопрос 6. Социально-экономические и культурные права. Вопрос 7. Основные конституционные обязанности.

Вопрос 8. Гарантии прав и свобод. Роль органов внутренних дел в обеспечении и охране прав и свобод человека и гражданина.

Вопрос 9. Ограничение прав и свобод.

Вопрос 10. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

 

Вопрос 1. Понятие основ правового статуса личности. Права человека и права гражданина.

Положение личности определяется разнообразными социальными нормами (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют ее связи с обществом в целом. Все это характеризует собой общественное положение личности. Частью этого положения является правовой статус, который характеризует отношения личности только с государством.

Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус (конституционный) — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности во всех основных сферах жизни общества и государства.

Специальный правовой статус — это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие); он позволяет осуществлять специальные  функции. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуальный статус — это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).

Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством — основные права, свободы и обязанности. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым, все остальные статусы производны от него или дополняют его.

Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности — ст. 64 Конституции РФ. Понятие "основы" отражает систему взаимоотношений государства и личности. Она включает в себя следующие элементы:

1) правовые отношения, связанные с гражданством, так как наличие гражданства данного государства является условием полной правосубъектности лица;

2) общие принципы правового статуса личности:

• всеобщность;

• равенство;

• непосредственное действие;

• гарантированность, защищенность государством;

3) основные права и обязанности, составляющие важнейший институт конституционного права;

4) гарантии прав и свобод граждан;

5) ограничения прав и свобод.

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории "человек", "личность", "гражданин".

Понятие "человек" характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие "личность" характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности) например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие "гражданин" характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека — охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов. Это универсальная категория, вытекающая из самой природы человека возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования. Права человека — общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни и окружающей среды;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага:

• их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина; для реализации большинства других прав требуется, чтобы он был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством (в отличие от этого права человека не всегда выступают как юридические категории; они могут существовать и как моральные, социальные понятия независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной).

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий.

 

Вопрос 2. Принципы правового статуса личности.

Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. К ним относится:

• всеобщность и неотчуждаемость;

• равенство;

• непосредственное действие;

• гарантированность, защищенность государством.

Они определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его правового статуса.

В Конституции РФ декларируется, что основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Речь идет о том, что основные права не дарованы государством, а сам факт рождения наделяет человека этими правами.

Принцип неотчуждаемости имеет двоякое значение. С одной стороны, государство не вправе изъять или ограничить (без веских оснований) конституционные права и свободы, с другой стороны, сам человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права. Такой отказ юридически недействителен.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих указанные права, государственные органы, должностные лица, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать.

Равенство всех перед законом предполагает наделение государством своих граждан в равной мере правами и обязанностями без всякого исключения для кого бы то ни было. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Вопрос 3. Структура основ правового положения человека и гражданина.

Права человека и гражданина могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения:

• гражданские и политические (избирательные права, право на личную неприкосновенность, свободу слова и печати и др.);

• социальные, экономические и культурные (право на труд, на охрану здоровья, свободный доступ к достижениям науки и культуры и т. п.);

• коллективные или солидарные (право на мир, на информацию, на здоровую окружающую среду и проч.);

2) в зависимости от содержания:

• гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

• политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

• экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

• социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

• культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.);

3) с учетом соподчиненности: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

4) по отношению к правовой связи лица с конкретным государством: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.);

6) в зависимости от характера субъектов: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и проч.);

 

Вопрос 4. Личные права и свободы.

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских»).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы:

• гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от каких бы то ни было форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;

• индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;

• гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самой личностью.

К личным правам, и свободам Конституция относит следующие:

• право на жизнь (ст. 20) — первое фундаментальное право человека, без которого все остальные теряют ценность;

• право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;

• право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

• право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и способную в случае разглашения нанести ему моральный ущерб;

• право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

• право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

• право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);

• право на свободу совести (ст. 28).

 

Вопрос 5. Политические права и свободы.

Наряду с личными политические права занимают также особое место в системе конституционных прав и свобод.

Особенности данных прав:

• они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций  невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

• в отличие от гражданских (личных) прав, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного государства и часто реализуются в обществе, в коллективе, объединениях граждан;

• самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности аполитических отношениях;

• являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим относятся следующие права и свободы:

• свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

• право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

• право на объединение (ст. 30);

• право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

• право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);

• право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с "прорывом" в установлении и частичной реализации политических прав и свобод. Главным их гарантом должна стать новая система политического народовластия, институты формирующегося гражданского общества.

 

Вопрос 6. Социально-экономические и культурные права и свободы.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические и культурные права.

Они касаются таких важных сфер жизни человека как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности человека.

Особенности данных прав:

• для них характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;

• они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

• имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;

• требуют более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;

• одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т. п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики юридические возможности, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

Главные изменения в сути экономических, социальных и культурных прав можно проследить, анализируя всю данную группу, закрепленную в Конституции 1993 года. Это позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности).

1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:

• право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

• право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);

• право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

• право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

• право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:

• право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);

• право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43);

• свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

• свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

• право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч . 2 ст. 44);

• право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).

3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:

• право на гарантированный минимальный размер оплаты труда ( ч. 2 ст. 7);

• право на защиту от безработицы ( ч. 3 ст. 37);

• право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

• право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан ( ч. 2 ст. 7);

• право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

• право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:

• право на отдых (ч. 5 ст. 37);

• право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).

5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:

• право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30);

 

Вопрос 7. Основные конституционные обязанности.

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказ от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями.

Между тем чрезмерное выпячивание прав и отрицание личностью своих обязанностей ведет к тому, что она стремится осуществить свои желания любой ценой. А это зачастую влечет правонарушения или даже преступления.

Существовавший в нашей стране долгое время принцип единства прав и обязанностей был обусловлен правильным постулатом о взаимной ответственности государства и гражданина, общества и личности. "Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав" — этому утверждению корреспондирует необходимость осознания каждым человеком и гражданином своей ответственности перед государством и другими людьми при осуществлении своих прав.

Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом его общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина.

Признаки конституционных обязанностей:

1) они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей;

2) служат реализации как личных, так и коллективных, общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

К первой группе относятся обязанности:

- соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законам обязанности;

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Данные обязанности распространяются на все без исключения категории населения. Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности — средствами административного и уголовного права.

Вторая группа:

- родительские обязанности (ст. 38);

- обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

- воинская обязанность (ст. 59).

Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

 

Вопрос 8. Гарантии прав и свобод. Роль органов внутренних дел в обеспечении и охране прав и свобод человека и гражданина.

Конституционное право граждан на защиту своих прав

Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способами самозащиты прав граждан являются:

- обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

- обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

- обращения в средства массовой информации, правозащитные организации и общественные объединения.

Заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, учреждение, организацию, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Итоговый момент рассмотрения жалобы и заявления - решение уполномоченного органа. Надзор за точным исполнением законодательства в этой сфере возложен на прокуратуру.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов является судебная защита.

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя  два вида правомочий:

1) Во-первых, это материальное содержание анализируемого права (право на возмещение ущерба от преступлений или вреда, причиненного незаконными действиями органами государственной власти либо их должностных лиц).

2) Во-вторых, это процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную, коллективную или другую жалобу в Конституционный Суд РФ).

Право на обжалование в суд действий или бездействия, решений органов и должностных лиц у гражданина возникает в случаях, когда:

• нарушены его права и свободы;

• созданы препятствия осуществлению его прав и свобод;

• на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В системе властных институтов защиты прав и свобод особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица.

Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным, но и международным правом. Возможность обращения в межгосударственные правозащитные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Государственная защита прав и свобод граждан

Признание прав и свобод человека высшей ценностью, их защиты — обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции РФ положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они действуют в рамках своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом, а также учитывать законы, обычаи и традиции страны пребывания.

Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который начал действовать с мая 1998 года.

Особая роль в данной сфере принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента была создана Комиссия по правам человека.

В компетенцию российского Правительства входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Защита прав и свобод человека и гражданина — одна из главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры.

Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является защита нарушенных прав.

Защищенность государством как самой мощной социальной силы  придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального и полного осуществления.

 

Вопрос 9. Ограничение прав и свобод.

Проблема установления конституционных ограничений - это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.

Конституционные пределы (ограничения) выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет своеобразное "лезвие бритвы" между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона.

Конституционные ограничения — это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.

Подобные границы "возводятся" в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.

Признаки конституционных ограничений:

• они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка);

• сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного "предельно допустимого" уровня;

• отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т. е. правонарушениями (конституционные же ограничения — законные, правомерные средства).

Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". В целом данное положение соответствует международным стандартам.

Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям:

• в зависимости от прав и свобод — на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю);

• в зависимости от времени действия — на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой  информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.);

• в зависимости от сферы действия — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права — неприкосновенности жилища);

• с учетом пределов использования — на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные;

• по содержанию — на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

• по способам осуществления — запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др.

 

Вопрос 10. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Идея учреждения в Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. В 1997 году был издан федеральный конституционный закон об этом государственном институте.

В соответствии с Конституцией РФ назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы. Срок его полномочий — 5 лет.

В системе разделения властей Российской Федерации Уполномоченный по правам человека занимает особое место; он по сути не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений — отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его функционирование дополняет существующие средства защиты, не отменяет и не влечет пересмотра полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, обладает неприкосновенностью.

На ответственную должность Уполномоченного назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты,

Граждане России и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства могут обратиться к Уполномоченному с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения или действия (бездействие) в  судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным (подлежащим применению) в конкретном деле.

В конце каждого календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации  и Генеральному прокурору Российской Федерации. Доклад подлежит обязательному официальному опубликованию.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ