Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Право социального обеспечения: учебное пособие. О.А. Кузьмина

12. Государственная социальная помощь
17.11.2017, 12:31

12.1 Понятие и виды государственной социальной помощи

Правовые и организационные основы оказания отдельным категориям граждан социальной помощи отражены в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 216-ФЗ) «О государственной социальной помощи». Рассматриваемая помощь является самостоятельной организационно-правовой формой социального обеспечения, служащей средством решения задачи содействия отдельным группам населения в преодолении их нуждаемости, облегчения их материального положения.

В соответствии с указанным Законом государственная социальная помощь – это безвозмездное предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, предусмотренным этим Законом, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Данная помощь оказывается в целях:

- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- адресного использования бюджетных средств;

- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

- снижения уровня социального неравенства;

- повышения доходов населения.

Государственная социальная помощь подразделяется на две части:

1) помощь, оказываемая  гражданам за счет средств федерального бюджета: дополнительная бесплатная медицинская помощь – лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, продукты лечебного питания детям-инвалидам, путевка на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд – на междугородном транспорте для лечения, на пригородном ж/д транспорте; социальная доплата к пенсии;

2) помощь, оказываемая отдельным категориям населения за счет средств бюджетов РФ: денежные выплаты – социальные пособия, субсидии, иные выплаты; натуральная помощь – топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты; социальная доплата к пенсии.

 

12.2 Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

Набор социальных услуг установлен для инвалидов и ветеранов федерального уровня.

Право на него имеют:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа вышеназванных категорий набора социальных услуг включаются следующие:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Социальные услуги (или, как их принято называть, «социальный пакет») предоставляются на платной основе. Рассматриваемый Закон устанавливает, что на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг  направляется 705 рублей в месяц, в том числе:

- на оплату социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона о социальной помощи, 543 рубля;

- на оплату социальной услуги, предусмотренной п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Закона о социальной помощи, 84 рубля;

- на оплату социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Закона о социальной помощи, 78 рублей.

Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.

В заключение отметим три особенности, практически значимые для лиц, которым предоставляется набор социальных услуг:

1) сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты;

2) начиная с 1 января 2005 г. отчисление из ежемесячных денежных выплат, полагающихся за счет расходных обязательств РФ ветеранам федерального уровня и инвалидам, является обязательным;

3) начиная с 1 января 2006 г., гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, как в целом от набора социальных услуг (соцпакета), так и от какой-либо части набора (от дополнительной медпомощи или от бесплатного проезда на условиях, определенных законом). В этом случае гражданин может обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР до 1 октября текущего года лично или иным способом. Во втором варианте установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в установленном общегражданским законом порядке (через нотариуса или в ином порядке) либо органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. В случае если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то они будут предоставляться ему в обычном порядке и в последующее время.

Минздравсоцразвития РФ своими приказами от:

1) 18.09.2006 № 6651 утвердило «Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»;

2) 29.12.2004 № 328 утвердило «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Посредством данных нормативных правовых актов и реализуются нормы, установленные законодательством о государственной социальной помощи.

 

12.3 Социальная доплата к пенсии

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» с 1 января 2010 г. вступили в силу нормы о социальной доплате к пенсии – новому виду государственной помощи. Социальная доплата к пенсии – предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены Законом о государственной социальной помощи, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии и (или) региональной социальной доплаты к пенсии.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания. Указанная доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, но не более чем в целом по России.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ (ст. 12.1 указанного Закона).

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная этой статьей (за исключением ряда случаев, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч. 3 рассматриваемой статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера предоставление документов не требуется.

Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом о трудовых пенсиях или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.

Размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с указанной статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте РФ, устанавливаемой в соответствии с п. 3 и 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», при изменении (индексации) размеров денежных выплат,  перечисленных в статье 12.1, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций.

 

12.4 Государственная помощь отдельным группам граждан, оказываемая субъектами РФ

В соответствии с положениями ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной помощи за счет средств субъектов РФ могут быть малоимущие семьи, одиноко проживающие малоимущие граждане, а также иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленное на число всех членов семьи. Установлен порядок учета к расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной помощи. Государственная помощь нуждающимся гражданам, семьям, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания на основании письменного заявления. В нем заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (семье) имуществе на право собственности. При необходимости эти сведения могут быть подтверждены дополнительной проверкой (комиссионным обследованием).

Решением органа социальной защиты населения малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину может быть оказана социальная помощь в виде: социального пособия – возмездного предоставления гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или субсидии, имеющей целевое назначение — полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг, либо в виде разового предоставления жизненно необходимых товаров.

Размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи указанных видов малоимущим семьям, одиноко проживающим малоимущим гражданам, реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий лицам определяются органами государственной власти субъектов РФ.

Оказание государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ и региональными программами субъектов РФ, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий, субсидий и набора социальных услуг, является расходным обязательством субъектов РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие государственная социальная помощь, источники ее финансирования.

2. Социальная помощь в виде набора социальных услуг.

3. Социальная доплата к пенсии.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ