Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Право социального обеспечения: учебное пособие. О.А. Кузьмина

2. Правовое регулирование отношений в системе социального обеспечения
17.11.2017, 11:38

2.1 Принципы и источники права социального обеспечения

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

Всеобщность социального обеспечения. Конституция РФ и Декларация прав и свобод человека и гражданина устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются.

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Государственное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них причинам.

Государственная система социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование (страхование по болезни), страхование занятости (страхование по безработице). Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов - основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе государственного социального страхования.

Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер - это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. С определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения и в более высоком размере. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, многодетность, приобретение статуса безработного и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности.

Согласно Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума.

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; вынужденное переселение и т. д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом и др.).

Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Одной из особенностей источников права социального обеспечения является отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, как это принято во многих отраслях российского права.

Источниками права социального обеспечения следует считать нормативные акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности компетентных органов, выражающих волю государства, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с материальным обеспечением граждан, а также иных, тесно связанных с ними отношений.

В общей теории права нормативные акты принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы. В вязи с этим среди источников права социального обеспечения следует различать следующие:

· Конституцию РФ (конституции и уставы субъектов РФ);

· законы РФ (законы субъектов РФ);

· указы и распоряжения Президента России (нормативные правовые акты органов власти субъектов РФ);

· постановления и распоряжения Правительства РФ (нормативные правовые акты органов управления субъектов РФ);

· приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации (субъектов РФ). Среди них особое место занимают акты Минтруда России;

· нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

· нормативные правовые акты организаций.

Особое место в системе иерархии источников социального обеспечения занимают социально-партнерские соглашения, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Федеральные источники права социального обеспечения.

Определяющей основой всего российского законодательства, всей правовой системы является Конституция РФ. Она представляет собой концентрацию правотворческого опыта, вершину пирамиды законодательных актов страны.

Анализ конституционных норм, относящихся к сфере социального обеспечения (ст. 7, 38, 39, 41, 43, 58, 59 и др.) показывает, что они по преимуществу действуют прямо, непосредственно, определяя правовое положение (статус) участников общественных отношений. Такой характер указанных норм не предусматривает обязательного обращения к актам текущего законодательства. Конституционные нормы, закрепляющие  основные права, свободы, обязанности и законные интересы личности, не зависимо от того, конкретизируются ли они в текущем отраслевом законодательстве или нет, действуют непосредственно. Однако значительная их часть в целях более эффективного практического осуществления все же требует дальнейшей конкретизации в текущем законодательстве.

Так, например, в развитие ст. 39 Конституции РФ, закрепившей право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери кормильца, полной или частичной утраты трудоспособности, были приняты законодательные акты, касающиеся пенсионного обеспечения граждан (например, ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), обеспечения их различными пособиями (ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») и социального обслуживания (ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Система федеральных законов формируется в результате правотворческой деятельности высшего органа государственной власти России – Федерального Собрания РФ и, в частности, его нижней палаты – Государственной Думы РФ.

Следует признать, что действующие федеральные законы о социальном обеспечении регулируют основные положения социального обеспечения населения в РФ, однако в связи с наблюдающейся в России неустойчивой экономической ситуацией, находятся в непрерывной динамике. Так, в Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (который в настоящее время фактически утратил силу) со времени его принятия ежегодно вносились различные изменения и дополнения.

В настоящее время действует Федеральный закон «О страховых пенсиях», вступивший в силу с 1 января 2015 г.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено создание государственной службы реабилитации инвалидов. Однако законодательная база для такой службы еще только начинает формироваться.

Претерпели изменения и законы о социальном обслуживании. С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Следующими по своей значимости и юридической силе федеральными источниками права социального обеспечения являются указы Президента РФ, которые могут вносить изменения в действующее законодательство. Их правовая природа окончательно не определена. Эти акты относят и к законам, и к подзаконным актам либо к самостоятельным актам, близко стоящим к законам.

Специфика указов Президента РФ в области социального обеспечения (по сравнению с законами) состоит в том, что они, как правило, регулируют вспомогательную область отношений, когда необходимо оперативно решить те или иные конкретные вопросы. Они являются действенной формой установления гарантий статутных прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, а также непосредственным и наиболее конструктивным правовым выражением воли государства (например, Указ Президента РФ от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территории Республики Крым и г. Севастополя»).

В правовом регулировании отношений по социальному обеспечению большую роль играют акты, издаваемые Правительством РФ. Эти нормативные акты принимаются на основе федеральных законов и указов Президента РФ.

Статьей 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определены полномочия Правительства РФ в социальной сфере. Правительство РФ:

- обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

- принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

- разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

- обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

- принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

- взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

- разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Следует отметить, что Постановления Правительства РФ по разнообразию затрагиваемых вопросов и общему количеству издаваемых актов занимают ведущее место в системе источников социального обеспечения. Они касаются практически всех сторон правового регулирования социального обеспечения – как материальных, так и процедурных (процессуальных) отношений (например, постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»).

Особое место среди источников института социального обеспечения занимают акты Минтруда России. Являясь органом государственного управления, министерство несет ответственность за осуществление единой государственной политики в области труда и социального обеспечения. В соответствии с возложенными на него задачами Минтруд России:

а) издает постановления, инструкции и разъяснения по вопросам социального обеспечения;

б) разрабатывает предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию социального обеспечения.

Акты Минтруда России не вносят, как правило, каких-либо изменений в действующее законодательство. Они имеют правоприменительный характер. Вместе с тем в ряде случаев его отдельные постановления и разъяснения издаются по специальным поручениям Правительства РФ и являются актами «делегированного правотворчества».

Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Основной задачей Минтруда России является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, обеспечению социальной защиты семьи, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов (например, приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»).

Совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ Минтруд России реализует создание и развитие сети комплексных и специализированных, государственных и муниципальных, частных и других учреждений социального обслуживания населения, осуществление координации их деятельности и методологическое обеспечение, разрабатывает совместно с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти стандарты социального обслуживания населения.

Региональные источники права социального обеспечения.

Специфика регионального правового регулирования социального обеспечения заключается в особенностях распределения властных полномочий между  федеральными, региональными и муниципальными органами власти, регулирующими различные направления социальной защиты и обеспечения населения.

Согласно Конституции РФ (ст. 72) регулирование социального обеспечения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Субъекты РФ в пределах вопросов, не отнесенных исключительно к ведению федеральных органов власти, самостоятельны в принятии решений. По вопросам, отнесенным к совместному ведению, они принимают законы и иные нормативные акты на основании федеральных законов. С учетом этого не следует полагать, что законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ обладают меньшей юридической силой и должны быть предварительно предусмотрены федеральным законодательством. Это противоречило бы принципу федерализма. Действительно, территория действия закона субъекта РФ ограничена территорией самого субъекта, однако нормативный акт, принятый по предмету ведения, отнесенному Конституцией РФ к ведению субъекта РФ, обладает высшей юридической силой. В вопросах, отнесенных к совместному ведению субъектов РФ и федеральной власти, закон должен соответствовать федеральному законодательству. При этом федеральное законодательство не ограничивает инициативу правового регулирования субъектов РФ, предоставляя возможность дополнять отдельные положения, не урегулированные федеральным законодательством в области предмета совместного ведения. Единственным условием в этом случае является соответствие  указанного закона букве федерального законодательства.

Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» к ведению государственной власти субъектов РФ относит: реализацию государственной политики в отношении инвалидов; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о социальной защите инвалидов; создание предприятий, учреждений и организаций государственной службы реабилитационной экспертизы; участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов; утверждение перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов РФ с участием социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программа реабилитации инвалидов; установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов РФ за счет средств субъектов РФ.

Детальное разграничение компетенции произведено также Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». К ведению субъектов РФ им отнесены: условия и порядок выдачи бесплатно инвалидам войны транспортных средств; порядок компенсации на бензин, ремонт, техническое обслуживание, условие и порядок бесплатного проезда ветеранам.

Разграничение полномочий предполагает не только определение конкретных полномочий субъектов РФ, но и определение полномочий федеральных органов государственной власти. Отправной нормой при этом является ст. 71 Конституции РФ, которая указывает, что к ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области социального развития Российской Федерации. Федеральное законодательство конкретизирует эту норму. Так, например, ст. 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определяет полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области социального обслуживания. Аналогичные нормы содержатся в ст. 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Реализуя свои полномочия, органы государственной власти субъектов РФ принимают различного рода акты.

Акты органов местного самоуправления и локальные источники.

Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения определяются федеральными законами «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», а также рядом других законодательных актов.

Так, например, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, относятся:

- проведение оплачиваемых общественных работ;

- временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;

- проведение ярмарок вакансий, организация и финансирование учебных рабюочих мест.

Заметное место в системе источников социального обеспечения занимают локальные нормативные акты. Они призваны выполнять две основные функции:

1) конкретизировать действующее законодательство;

2) восполнять пробелы в действующем праве, используя аналогию закона.

Локальные нормы, относящиеся к праву социального обеспечения, нередко содержатся в коллективных договорах. А именно в таких его разделах: «Охрана труда и социальное страхование», «Медицинское обслуживание», «Организация отдыха и санаторно-курортного лечения».

 

2.2 Правоотношения социального обеспечения

В результате воздействия норм права социального обеспечения на общественные отношения возникают правоотношения по социальному обеспечению. Фактически они являются формой реализации норм этой отрасли права. Схематически этот процесс представлен на рисунке 1.

Таким образом, правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные правовыми нормами общественные отношения между физическими лицами и соответствующими государственными органами (уполномоченными организациями) в связи с предоставлением материальной помощи, денежных выплат, услуг и иных видов социальной поддержки граждан в случаях, установленных законодательством.

Структуру правоотношений по социальному обеспечению составляют следующие элементы:

- субъекты;

- объекты;

- юридическое содержание;

- предпосылки (основания) возникновения правоотношений по социальному обеспечению.

Субъектами (участниками) правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости населения, образования, внебюджетные социальные фонды и иные уполномоченные организации; с другой стороны, физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Как правило, физическими лицами – участниками правоотношений по социальному обеспечению, выступают: престарелые, нетрудоспособные, инвалиды, вынужденные переселенцы, дети, а также семья в целом (например, при потере кормильца). Схематично субъекты правоотношений по социальному обеспечению представлены на рисунке 2.

 Для того чтобы субъект стал участником социальных правоотношений, он должен обладать так называемой правосубъектностью, которая, в свою очередь, включает в себя правоспособность (т.е. возможность иметь права и обязанности) и дееспособность (возможность осуществлять свои права и обязанности). Дееспособность, как правило, связана с деликтоспособностью – способностью нести ответственность за причинение вреда, ущерба и т.п.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению являются конкретные социальные блага, относительно которых устанавливается юридическая  связь между вышеуказанными субъектами. Каждому виду правоотношений по социальному обеспечению свойственен определенный объект – конкретное благо (например, предоставление ежемесячных денежных выплат участнику ВОВ).

Юридическое содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и обязанности участников данных отношений. Субъективное право – это обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина для достижения определенного социального блага. Юридическая обязанность – это мера должного поведения, принятия решения для удовлетворения обращения заинтересованного лица. Особенность рассматриваемого юридического содержания заключается в том, что хотя все участники правоотношений имеют определенные права и обязанности, установленные нормативными актами, все же гражданин (семья) как субъект правомочен требовать предоставления конкретного, полагающегося ему социального блага, а другой субъект в лице государственного органа (иной уполномоченной организации) обязан предоставить его  в установленном порядке.

Предпосылками (основаниями) для образования отношений по социальному обеспечению являются юридические факты, то есть конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение, изменение либо прекращение права на определенный вид социального обеспечения (например, старость, инвалидность и др.). Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечения со дня своего рождения. Однако его правосубъектность (способность иметь и осуществлять свои права) по конкретному виду социального блага возникает лишь при появлении юридического факта.

Таким образом, структура правоотношений по социальному обеспечению весьма сложная.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению.

Принято различать правоотношения по социальному обеспечению по различным признакам. Прежде всего, по своему характеру правоотношения в сфере социального обеспечения подразделяются на:

- регулятивные, возникновение которых связано с наступлением юридических фактов, не противоречащих правовым нормам;

- охранительные, возникающие в связи с действиями, нарушающими соответствующие нормы права.

В первом случае – это, например, наступление возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Во втором случае – это рассмотрение спора между гражданином и территориальным пенсионным подразделением в связи с его отказом в назначении пенсии по случаю потери кормильца (например, матери в связи с гибелью сына при прохождении военной службы по призыву).

 По совокупности отличительных свойств и целям, правоотношения по социальному обеспечению принято подразделять на три группы:

1) материальные правоотношения, возникающие в связи с выплатой пенсий, пособий, компенсаций, оказанием социальных услуг и других мер социальной поддержки;

2) процедурные правоотношения, которые предшествуют основным и связаны с установлением юридических фактов для определения права гражданина (семьи) на конкретное социальное благо и принятием решения по этим вопросам;

3) процессуальные правоотношения, которые возникают в ходе разрешения споров по поводу предоставления того или иного социального блага (решение принимается вышестоящими органами в порядке подчиненности либо в судебном порядке);

4) нематериальные правоотношения - общественные отношения возникающие в связи с социальной реабилитацией, восстановлением социального статуса личности и предоставлением отдельным категориям граждан «немонетизированных» льгот, преимущественных прав (инвалидам, престарелым, ветеранам войны).

При этом, бесспорно, материальные правоотношения представляют собою основную среди других групп. Схематично это представлено на рисунке 3.

Материальные правоотношения являются основными, так как составляют «ядро» отношений по социальному обеспечению.

Основные материальные правоотношения делятся на виды по:

- пенсионному обеспечению;

- выплате денежных пособий и компенсаций;

- предоставлению социальных услуг;

- предоставлению мер социальной поддержки.

В свою очередь каждый их указанных видов согласно систематике подразделяется на подвиды. Например, правоотношения по пенсионному обеспечению подразделяются на отношения по выплате государственных и страховых пенсий, а каждое из данных правоотношений у нас делится на конкретные, персонифицированные виды пенсионных отношений. Скажем, правоотношения по государственному пенсионному обеспечению образуются при назначении:

- пенсий по выслуге лет;

- пенсий по старости;

- пенсий по инвалидности;

- пенсий по случаю потери кормильца.

Все конкретные виды материальных правоотношений будут рассмотрены далее в учебном пособии. Отметим лишь, что основным материальным правоотношениям предшествуют и соответствующие процедурные правоотношения.

Правоотношения можно также рассматривать и по срокам, в течение которых они существуют:

а) постоянные, долгосрочные (например, правоотношения по выплате пенсий по старости);

б) периодические, до определенного срока (например, правоотношения по выплате пенсии в связи с потерей кормильца детям до достижения ими установленного законом возраста);

в) единовременные, разовые (такие правоотношения проявляются при выплате пособия на погребение).

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений.

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

- правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

- правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Значительный интерес вызывает и вопрос, в рамках каких организационно-правовых форм могут существовать правоотношения по социальному обеспечению.

 

2.3 Формы социального обеспечения

Необходимыми условиями осуществления правоотношений по социальному обеспечению являются формы, или организационно-правовые способы.

В настоящее время основными организационно-правовыми формами социального обеспечения в нашей стране являются:

1) социальное страхование;

2) государственное пенсионное и дополнительное материальное обеспечение;

3) социальная помощь;

4) социальное обслуживание;

5) социальная поддержка.

Рассмотрим их краткую характеристику.

Социальное страхование выступает главной формой социального обеспечения. Осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и положениями Закона об основах обязательного социального страхования, а также других регулирующих отношения по отдельным видам страхования законов: об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об обязательном пенсионном страховании, об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно модернизированному законодательству обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения застрахованных граждан, в том числе по независящим от них обязательствам. Эти меры распространяются на различные категории граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Социальный страховой риск – это предполагаемое событие, могущее вызвать изменение материального или социального положения работающих граждан, а также иных категорий граждан, при наступлении которого и осуществляется обязательное социальное страхование. Если страховой случай состоялся – наступило свершившееся событие, то возникают отношения по выполнению обязательств по социальному страхованию.

Обязательному государственному страхованию подлежат:

- граждане РФ, а также иностранные лица без гражданства, работающие граждане (наемные работники), по трудовым договорам;

- лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (прежде всего, это индивидуальные предприниматели);

- иные категории граждан, у которых возникают отношения по конкретным видам обязательного страхования, определенные федеральным законодательством или уплачивающие взносы самостоятельно.

В соответствии с федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от. 01.12.2014), видами социальных страховых исков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются:

- достижение пенсионного возраста,

- наступление инвалидности,

- потеря кормильца, заболевание,

- травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание,

- беременность и роды, рождение ребенка (детей),

- уход за ребенком в возрасте до полутора лет,

- другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, при наступлении которых представляются соответствующие выплаты либо медицинские или иные услуги.

Финансовые средства для обязательного социального страхования аккумулируются во внебюджетных фондах. В настоящее время активно функционируют:

- Пенсионный фонд РФ, положение о котором утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-I;

- Фонд социального страхования, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, устав которого утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857, и соответствующие территориальные фонды.

Согласно федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 23.05.2015 № 132-ФЗ) «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщиками страховых взносов в указанные фонды являются  страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

При этом федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Действие данного закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением у уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

В результате модернизации системы социального страхования в настоящее время Единый социальный налог (ЕСН), из которого финансируются фонды пенсионный, страхования и обязательного медицинского страхования, с 1 января 2010 г. заменен на выплаты этим фондам с зарплаты каждого работника, не превышающей 415 тыс. руб. в год. Тариф страхового взноса в 2010 г. составил 26% от фонда зарплаты (20 % - в ПФР, 2,9% - в ФСС России, 1,1% - в ФФОМС и 2% - в территориальные фонды ОМС). Отдельным плательщиками страховых взносов на переходный период (до 2015 г.) могут устанавливаться пониженные тарифы.

На 2012-2015 гг. установлены следующие в рамках предельной базы тарифы страховых взносов: в ПФР – 22%, ФСС – 2,9%, ФОМС – 5,1%. Помимо этого, с 2012 г. в ПФР взимаются 10% с сумм заработков, превышающих пороговое значение.

Действующее законодательство допускает деятельность и негосударственных организаций по социальному страхованию, в том числе негосударственных пенсионных фондов, основанных на добровольном участии физических и юридических лиц в заключении соглашений с указанными организациями о самостоятельном, дополнительном социальном страховании.

Государственное пенсионное и дополнительное материальное обеспечение за счет бюджетных средств. Данной организационно-правовой формой социального обеспечения охватываются государственные служащие, инвалиды ВОВ и боевых действий, военнослужащие и приравненные к ним лица, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, а также нетрудоспособные. Пенсионное обеспечение таких лиц предусмотрено федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 216-ФЗ) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Согласно федеральному закону «О статусе судей» от 26.06.1992 №3132-1 (в ред. от 06.04.2015 № 69-ФЗ), для судей всех судов установлено ежемесячное пожизненное денежное содержание.

За счет средств бюджетов РФ и субъектов РФ устанавливаются не только государственные пенсии для федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов, но и другие виды их материального социального обеспечения: санаторно-курортное лечение, оздоровление и т.п.

Помимо указанных категорий граждан за счет бюджетных средств выплачиваются:

- дополнительные ежемесячные государственные выплаты гражданам РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией;

- единовременные государственные пособия гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом и пострадавшим при этих обстоятельствах; а также гражданам, пострадавшим от поствакцинального осложнения;

- компенсационные выплаты, в том числе по уходу за нетрудоспособными;

- пособия безработным лицам, а также иным отдельным категориям граждан.

Социальная помощь.  Ее жизненно важные в условиях рыночной экономики правовые и организационные основы установлены федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 216-ФЗ). В соответствии с поправками внесенными в данный закон,  государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В этом законодательном акте установлено (ст. 5 п.1), что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Помимо этого, введены отдельным категория граждан предоставление набора социальных услуг на обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортным лечением, исходя из степени нуждаемости, а также на бесплатный проезд на пригородном пассажирском железнодорожном транспорте за счет средств федерального бюджета, а также федеральных или региональных социальных доплат к пенсии.

Социальное обслуживание. Существенные признаки этого организационно-правового способа социального обеспечения определены федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 256-ФЗ) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Несмотря на имеющееся сходство с мерами социальной помощи, социальное обслуживание имеет свои характерные отличительные особенности. Социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности. Чаще всего это связано с инвалидностью, неспособностью к самообслуживанию, в связи с преклонным возрастом, сиротством, одиночеством, жестоким обращением в семье, потерей крова при техногенной катастрофе и т.п. Такая ситуация нарушает нормальную жизнедеятельность гражданина и он не в состоянии преодолеть ее самостоятельно. Требуется оказать ему поддержку в виде предоставления социальных услуг со стороны специальных служб в целях преодоления возникших индивидуальных затруднений, восстановления приемлемого качества жизнедеятельности, социальной адаптации и реабилитации. При этом социальные услуги, конкретные материальные блага могут предоставляться безвозмездно или со скидкой. Объем, качество, условия и порядок предоставления услуг социального обслуживания должен соответствовать государственным стандартам, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Расходные обязательства в данной сфере отнесены также к компетенции национальных республик, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Социальная поддержка. Государственный подход к решению социальных задач требует обязательного учета условий деятельности, образа жизни и его особенностей для различных слоев населения, их уровня материального положения и роли в жизни общества. В настоящее время одним из основных направлений обеспечения социальных гарантий определенным группам населения является компенсация повышенных затрат на удовлетворение их личных потребностей, связанных с переходом к рыночным отношениям, снижением качества жизни. Государственная поддержка таких групп граждан чаще всего заключалась в предоставлении им определенных привилегий, преимущественного либо дополнительного права на социальную помощь, установлении скидки со стоимости или бесплатного пользования конкретными услугами, то есть в форме предоставления им социальных льгот по налогообложению, содержанию жилых помещений, пользованию услугами связи, оплате проезда, медицинскому обслуживанию и т.п.

Тем не менее за последние годы, в условиях проводимых в стране экономических преобразований, доходы многих людей заметно стали отставать от прожиточного минимума. Для преодоления возникших трудностей в обеспечении социальной защиты населения государство проводит социальную реформу.

В настоящее время решаются задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека, усовершенствования систем социальной защищенности граждан, которые пользовались льготами и социальными гарантиями и которым ныне предоставляются «монетизированные» компенсации на основе принятого федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ (ред. от 29.06.2015 № 176-ФЗ) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В данном законе сказано, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

- при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

- реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

- предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

- не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

В схематичном виде рассматриваемая организационно-правовая система представлена на рисунке 4.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие права социального обеспечения.

2. Источники права социального обеспечения, их классификация.

3. Структура правоотношений по социальному обеспечению.

4. Классификация правоотношений по социальному обеспечению.

5. организационно-правовые формы социального обеспечения.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ