Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Право социального обеспечения: учебное пособие. О.А. Кузьмина

3. Понятие, виды стажа и их значение
17.11.2017, 11:44

3.1 Правовые основы стажа

В правовой сфере социального обеспечения в смысловое понятие стажа вкладывается определенная мера величины трудовой и иной общественно полезной деятельности в жизненных ситуациях, предусмотренных законодательством. Выступая в роли юридического факта-события или действия, стаж приобретает определяющее значение во многих правоотношениях по социальному обеспечению, поскольку с оценкой его количественных и качественных характеристик связано принятие решений о предоставлении гражданам конкретных видов и объемов социальных благ (пенсий, пособий, социальных услуг). Именно поэтому юридические нормы, регулирующие стаж трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделены в отдельные институты права социального обеспечения под наименованием страховой (трудовой) стаж.

Вместе с тем в связи  с проходящей в течение длительного времени в стране поэтапной социальной реформы, единообразного подхода специалистов к определению стажа и его разновидностей не имеется. Одни правоведы именуют данный правовой институт «трудовой стаж» и включают в него следующие виды: общий трудовой стаж, непрерывный трудовой стаж, специальный трудовой стаж и страховой стаж.

Иные отдельные специалисты в трудовом стаже выделяют:

1. Общий трудовой стаж.

2. Страховой стаж:

а) общий (смешанный) страховой стаж;

б) специальный страховой стаж.

3. Специальный трудовой стаж.

4. Непрерывный трудовой стаж.

По нашему мнению, истинное представление о понятии стажа можно получить с позиций исторического подхода к данному вопросу. В настоящее время в условиях проводимого в стране реформирования социальных систем, обновления пенсионного и иного социального законодательства представления о видах стажа подвергаются определенному преобразованию, что влечет за собой изменение как объема заложенных в них свойств, так и их значимости в предоставлении прав на конкретные социальные блага. Поскольку стаж имеет значение юридического факта, служащего основанием для возникновения, изменения, прекращения социальных правоотношений, постольку его виды, их наименование и содержание  должны иметь конкретную правовую природу.

Законом РФ «О государственных пенсиях» (1990 г.) в разделах V-VI были определены такие виды стажа, с учетом которых осуществлялось пенсионное обеспечение:

- общий трудовой стаж, то есть суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности;

- специальный трудовой стаж как суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), связанной с особыми условиями труда, работой на Севере, а также с выслугой лет, устанавливаемой в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью (в гражданской авиации, школах и других учреждениях для детей, в лечебной и иной работе по охране здоровья).

В интересах обеспечения государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение был издан Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Данный закон установил новое понятие стажа – «страховой стаж», который исчисляется с 1 января 1997 г. Как показало время, то была первая подготовительная попытка к реформе пенсионной системы.

В канун 2002 г. в стране была существенно реформирована система пенсионного обеспечения. Федеральным законом от 17.12.2011 №173-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 400-ФЗ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

а) установлено три вида стажа:

- страховой стаж;

- общий трудовой стаж;

- стаж на соответствующих видах работ.

б) изменено содержание общего трудового стажа и установлены рамки временного его применения.

в) заменено название «специальный трудовой стаж» на «стаж на соответствующих видах работ».

Следует отметить, что в соответствие с Федеральным законом от  28.12.2013 № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данный документ не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление трудовой пенсии и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Таким образом, с 1 января 2002 г. приоритетным для назначения трудовых пенсий стал страховой стаж. Кроме того, согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 № 495-ФЗ) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» размеры данных денежных выплат с 1 января 2007 г. стали определяться застрахованным лицам на основании страхового стажа.

В соответствии с новым законодательством о государственном пенсионном обеспечении для лиц, проходящих федеральную гражданскую государственную службу, имеет значение исчисление стажа государственной службы, в который могут быть включены два типа службы (работы):

а) работа в должностях федеральной госслужбы и государственных должностях федеральных госслужащих;

б) работа в иных должностях, приравненных к государственной службе.

Для лиц, проходивших военную и правоохранительную службу, решающее значение имеет стаж в виде выслуги лет.

Таким образом, в современных условиях законодательством в зависимости от содержания в целом и особенностей отдельных периодов трудовой и иной приравненной к ней деятельности различаются следующие виды стажа:

- страховой стаж;

- общий трудовой стаж;

- стаж на соответствующих видах работ;

- стаж государственной гражданской службы;

- стаж военной и правоохранительной службы – выслуга лет.

Непрерывный трудовой стаж по существу утрачивает свое значение. В отдельных случаях его продолжительность может в порядке дополнительной продолжительности включаться в недостающий страховой стаж.

Схематически виды стажа представлены на рисунке 5.

Каждый из вышеуказанных видов стажа трудовой и иной общественно полезной деятельности имеет свои специфические особенности и применение в жизненных ситуациях, предусмотренных законодательством. Далее в пособии будут рассмотрены содержание, качественные, количественные характеристики и правовая природа отдельных видов стажа.

 

3.2 Страховой стаж

В Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. от 01.12.2014 № 406-ФЗ) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отмечено, что целями создания указанного учета являются:

- создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении;

- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений;

- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

- информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;

- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.

В Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 № 173-ФЗ) «О страховых пенсиях» дано следующее определение страхового стажа. Страховой стаж -  учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст.3).

Порядок исчисления страхового стажа определен в этом же законе. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами, застрахованными в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись такими лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Наравне с вышеперечисленными периодами работы в страховой стаж засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Федеральным законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности;

9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Все эти периоды засчитываются  в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 закона о страховых пенсиях.

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 рассматриваемого ФЗ  при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации от 04.07.2002 № 498, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Согласно данному постановлению к таким сезонным отраслям относятся: торфяная, лесозаготовительная, маслосыродельная и молочная, мясная, рыбная, сахарная, консервная, плодоовощная, лесосплав, лесное хозяйство.

Статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрены два способа подсчета страхового стажа.

Первый способ: При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Второй способ  состоит в том, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Этим Законом устанавливается, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является ПФР (ст. 5).

На территории РФ на каждое застрахованное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим конкретные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (ст. 6).

Индивидуальный страховой счет застрахованного лица хранится ПФР в течение всей жизни застрахованного лица, а после смерти – в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В настоящее время действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, которыми детально регламентированы нормы процедурного характера по указанным вопросам.

 

3.3 Общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ

В соответствии с положением Закона о трудовых пенсиях в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. в которой включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего ( в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, государственной противопожарной службе, органах внешней разведке, органах ФСБ России, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в периоды работы, и в период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных  работах,  переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (п.4 ст.30 Закона о трудовых пенсиях).

Следует отметить, что содержание общего трудового стажа, установленного Законом о трудовых пенсиях (2001 г.), по сравнению с прежним, предусмотренным социальным законодательством (1990 г.), заметно сокращено. В него не включены (исключены) периоды: учебы по профессиональной подготовке (от училищ, курсов до вузов, аспирантуры), пребывания граждан на временно оккупированных во время войны территориях, проживания в блокадном Ленинграде, ухода за инвалидом I группы, ребенком – инвалидом, престарелым, ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, проживания жен военнослужащих в местностях, где они не смогли трудоустроиться, проживания за границей жен (мужей) работников международных организаций и др.

Общий трудовой стаж, имеющийся у граждан до 1 января 2002 г., учитывается при назначении трудовых пенсий (например, расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет.

В связи с очередной модернизацией системы пенсионного обеспечения согласно Закону от 24.07.2009 № 213-ФЗ существенно изменены нормы ст. 30 об оценке пенсионных прав застрахованных лиц, содержащиеся в Федеральном законе о трудовых пенсиях. В положениях обновленной ст. 30 предполагается вариантность определения расчетного размера трудовой пенсии по выбору лица, претендующего на ее получение.

В первом варианте, предусмотренном п. 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, установлено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с этим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включается:

- периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

- периоды творческой деятельности членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

- служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и в период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п.3 ст.30 Закона РФ о трудовых пенсиях, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включается в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности периодов.

Во втором варианте, предусмотренном п.4 ст.30 Закона о трудовых пенсиях, установлено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с этим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включатся:

- периоды работы к качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо о ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;

- периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

- служба в Вооруженных Силах РФ, иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведке, органах ФСБ России, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

- периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах, школах и на курсах подготовки кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывания в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;

- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности  I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

- периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком – инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;

- периоды ухода неработающей матери за каждым работником в возрасте до 3 лет и 70 дней до рождения, но не более девяти лет в общей сложности;

- периоды проживания за границей супругов, работников советских учреждений международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

- периода пребывания заключенного под стражей сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

- периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

- периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;

- гражданам, проживающим в районах, временно оккупированных неприятелем в период ВОВ, и достигшим ко дню оккупации или в ее в период 16 лет, - время их пребывания в возрасте до 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;

- гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), а также гражданам – узникам фашистских концлагерей – время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период ВОВ, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п.4 ст.30 Закона, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:

- периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

- периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

- периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8и сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

- периодов работы во время ВОВ (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.),  за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

- периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;

- периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

- периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

- периодов проживания в блокадном Ленинграде и нахождения в концлагерях в период ВОВ, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

- периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Указанные нововведения вступили в силу с 1 января 2010 г. По наименованию, форме количественным параметрам общий трудовой стаж сохранил свое назначение, однако по своему содержанию он стал зависим от социальных ситуаций, установленных новейшим законодательством (Закон о трудовых пенсиях).

Общий трудовой стаж до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного страхования подтверждается трудовыми книжками, справками, выданными в установленном порядке уполномоченными должностными лицами и организациями, а также работодателями на основании архивных и иных документальных данных.

Нужно иметь в виду, что в соответствии с Законом о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Понятие стажа на соответствующих видах работах  введено также Законом о трудовых пенсиях в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии. В первоначальной редакции Закона под стажем на соответствующих видах работ понималась суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в п. 1 ст. 27, ст. 27.1 и ст. 28., периоды пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание (п. 5 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).

Отметим, что в п.1 ст. 27, ст. 27.1 и п.1 ст. 28 Закона речь идет о сохранении права на досрочное назначение трудовых пенсий, если они имеют установленный для этого стаж работы в особых условиях труда, либо отдаленных с суровыми климатическими условиями местностях. Ранее, до 1 января 2002 г. он наименовался специальным стажем. По существу – это разновидность трудового стажа по профессиональным признакам и используется для оценки пенсионных прав застрахованных лиц и предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии.

В Законе о трудовых пенсиях имеется также ст.28, устанавливающая суммирование стажа на соответствующих видах работ для «северян». В нем определено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного получения пенсии по старости в связи с работой в данных районах к этой работе приравнивается работа, предусмотренная ст.27 и 27.1 указанного Закона, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Списки соответствующих работ, производств, профессии, должностей и специальностей и учреждений, ус учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждается Правительством РФ.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с этого же дня Федеральной закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовой пенсии и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом о страховых пенсиях в части, не противоречащей данному Закону.

В то же время Закон о страховых пенсиях сохранил некоторые положения прежнего закона, а именно: право на досрочное назначение пенсии лицам, трудившимся на соответствующих видах работ, профессий, должностей и специальностей (ст. 30), гражданам из числа работников летного испытательного состава (ст. 31) и восьми отдельным категория граждан (ст. 32). Сохранены также правила суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, «северянам» и приравненным к ним лицам (ст. 33).

При этом заметим, что произошло не простое, механическое повторение отдельных правовых норм. По существу, состоялась очередная трансформация законодательства о досрочном пенсионном обеспечении. В ст. 30 Закона о страховых пенсиях особо подчеркивается, что периоды работы, предусмотренные п. 1-18 ч. 1 и имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. 1-18 ч. 1 ст. 30, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по данным работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившего в законную силу с 1 января 2014 г., на работодателей возложена обязанность регулярного проведения (раз в пять лет) специальной оценки труда в отношении рабочих мест. К вредным условиям труда относятся уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, превышающие установленные нормативами условий труда 1, 2, 3, 4-й степени. Опасными признаются условия труда, при которых на работника оказывают влияние вредные и (или) опасные производственные факторы, воздействие которых в течение рабочего дня (смены) способно создать угрозу жизни работника, а последствия которых обуславливают высокий риск возникновения острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», намечаются к осуществлению меры по повышению возможности негосударственных пенсионных фондов (далее НПФ) в реализации программ по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Такие правоотношения могут быть созданы при участии работодателя, НПФ и работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 

3.4 Стаж государственной службы и выслуга лет

Правовые и организационные основы государственной службы определены Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации». Данным законом установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственную гражданскую службу;

- военную службу;

- правоохранительную службу.

В п. 1. ст. 14 указанного Закона сказано, что стаж  (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

В развитие вышеназванного закона был издан Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ  (в ред. от 08.06.2015 № 147-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данным Законом установлено, что государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. При этом рассматриваемая служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (п.2. ст. 3). Этим же законодательным актом определено, что стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 54).

Понятие этого вида стажа содержит вышеупомянутый Закон о государственном пенсионном обеспечении, согласно ст. 2 которого стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размеров этой пенсии.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж государственной службы включаются период работы на должностях:

1) государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ;

2) должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденные Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574;

3) должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренные реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

4) государственные должности федеральных государственных служащих, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих»;

5) государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;

6) государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации;

7) должности прокурорских работников, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2201-I «О прокуратуре Российской Федерации» и сотрудники Следственного комитета РФ, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»;

8) должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством РФ в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

9) должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством РФ;

10) должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

11) муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе;

12) должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы);

13) должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 №   «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации:

а) в Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации;

б) в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;

в) в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

г) в Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в органах государственного управления (органах управления) при Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и при федеральных органах исполнительной власти;

д) в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, иных федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре Российской Федерации (органах прокуратуры Российской Федерации);

е) в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее аппарате;

ж) в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате;

з) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах);

и) в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

к) в органах местного самоуправления;

14) должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах;

15) должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом;

16) должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г., в том числе:

а) в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;

б) в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;

в) в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик;

г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

д) в дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;

е) в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;

ж) в советах народного хозяйства всех уровней;

з) в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

и) в международных организациях за рубежом, если непосредственно перед работой в этих организациях работник работал в органах государственной власти и управления;

к) в Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, аппарате Совета Экономической Взаимопомощи и органах Совета Экономической Взаимопомощи;

л) в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, за исключением должностей в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

17) должности в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до 14 марта 1990 г. (дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), за исключением должностей в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

18) должности в специальных временных органах, временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством Российской Федерации чрезвычайного положения на соответствующей территории Российской Федерации и особого управления этой территорией, в аппаратах - представительствах полномочных (специальных) представителей Президента Российской Федерации, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории Российской Федерации, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией;

19) отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих вышеназванных периодов службы установлен постановлением Правительства РФ от 15.12.2003 № 570. Правила подсчета и подтверждения данного вида стажа определены приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 № 312.

Действующее пенсионное законодательство, в частности Закон о государственном пенсионном обеспечении, предусматривает назначение пенсии за выслугу лет. Суть этого понятия в его неоднозначности. Для федеральных государственных служащих нормативное регулирование порядка определения стажа государственной службы, дающего право государственным гражданским служащим на пенсию по выслуге лет содержится в Федеральном законе «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ст. 54) и вышеназванных нормативных актах.

Качественно иное содержание присуще такой разновидности стажа, как выслуга лет для лиц, проходивших военную и правоохранительную службу. Применительно к этим категориям государственной службы под выслугой лет принято понимать установленную федеральными нормативными правовыми актами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах и иной общественно полезной деятельности, приравниваемой к данной службе, дающей право на государственную пенсию независимо от возраста. Ее правовое регулирование предусмотрено Федеральным законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (в ред. от 04.11.2014 № 342-ФЗ) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». С изменениями и дополнениями указанный закон вступил в силу с 1 января 2015 г.

Особенности пенсии по выслуге лет состоят в том, что она может быть исчислена:

- по общему правилу;

- с использованием для недостающей для полной выслуги лет части общего трудового стажа;

-  в льготном порядке.

В случаях, когда военнослужащие и приравненные к ним по пенсионным правам лица увольняются со службы по достижению предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие 45-летнего возраста, выслугой лет для них может быть общий трудовой стаж или страховой стаж в 25 календарных лет и более, из которых военная или правоохранительная служба должна составлять не менее 12 лет и 6 месяцев.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. При наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию в льготном исчислении одного и того же периода выслугу определяют по одному основанию, дающему наибольшую льготу.

Правила исчисления выслуги лет в ходе прохождения службы (военной, правоохранительной) определяются подзаконными актами:

- постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»

- постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации, и их семьям»;

- постановлением Правительства РФ от 04.05.2002 № 141 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» и др.

Предусмотрены и льготные условия для исчисления выслуги лет. Так, например, в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.04.1993 № 941 в выслугу лет на льготных условиях засчитывается:

- один месяц службы за шесть месяцев в составе штрафных частей действующей армии в ВОВ;

- один месяц за три месяца в составе действующей армии во время боевых действий;

- один месяц за два месяца в частях, не входивших в состав действующей армии;

- один месяц за два месяца – служба в отдаленных местностях – на Курильских островах;

- один месяц за полтора месяца – служба в Мурманской области и т.д.

В связи с изложенным следует считать, что используемые в действующем законодательстве словосочетание «выслуга лет» государственных гражданских служащих и военнослужащих пока – это юридические понятия с разным правовым содержанием.

 

3.5 Непрерывный трудовой стаж

Под непрерывным трудовым стажем понимается продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии, в учреждении, организации при условии, что перерыв в работе не превышает предусмотренных законодательством сроков.

Непрерывный трудовой стаж использовался для определения размера пособия социального страхования по временной нетрудоспособности. В него, как правило, включалась только трудовая деятельность. Ныне непрерывный трудовой стаж востребован не во всех случаях.

Порядок определения данного вида стажа регулировался «правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по социальному страхованию», утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252.

В настоящее время непрерывный стаж утратил свое определяющее предназначение в области оплаты социальных пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» с 1 января 2007 г. размер пособия по временной нетрудоспособности выплачивается в зависимости от величины страхового стажа. И лишь в случае, если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного по данному Закону за период до 1 января 2007 г. окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного стажа застрахованного лица.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие страховой (трудовой) стаж, его правовые основы.

2. Периоды работы, засчитываемые в страховой стаж.

3. Общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ.

4. Стаж государственной службы и выслуга лет.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ