Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ПРАВОВЕДЕНИЕ » Шпаргалка по правоведению. Афонина А.В.

Вопросы 15-20
21.12.2011, 23:26

15. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА

Деление норм права:

1) регулятивные – устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности.

В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права делятся:

а) обязывающие – устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения;

б) запрещающие – устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий;

в) управомочивающие – предоставляют право на совершение определенных действий. Большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения;

2) правоохранительные нормы – устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы УК

РФ;

3) специализированные нормы права – содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. В свою очередь они делятся на:

а) дефинитивные – законодательно закрепляют определенные юридические понятия;

б) нормы-принципы – в них закреплены основы общественно-политического строя, политической системы, права и свободы граждан;

в) коллизионные – предписывают действия субъектов в спорных ситуациях в случае наличия противоречия в нормах права;

г)поощрительные – стимулируют производственную, социальную, творческую активность личности.

По предмету правового регулирования выделяют нормы отдельных отраслей права:

1) материальные;

2) процессуальные.

По методу правового регулирования:

1) императивные;

2) диспозитивные.

По объему регулирования общественных отношений выделяют:

1) общие нормы права;

2) специальные нормы права.

По юридической силе различают:

1) нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой;

2) содержащиеся в подзаконных нормативных актах. По территории действия различают нормы права:

1) действующие на всей территории государства – издаются высшими или центральными органами государства;

2) действующие на определенной части территории государства – действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц.

По кругу лиц выделяют нормы права:

1) действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства;

2) распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

По времени действия выделяют:

1) постоянно действующие нормы права;

2) временные нормы дискретного действия.

По отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.

16. ПРАВО И МОРАЛЬ

Юридическая наука выделяет следующие нормы:

1) правовые;

2) моральные;

3) политические;

4) эстетические;

5) религиозные;

6) семейные и иные нормы.

Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны. По мнению ученых-правоведов:

1) мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести;

2) мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества.

Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни. Система права при этом выражала интересы господствующего класса. Мораль господствующего класса поддерживает те правовые нормы и принципы, которые соответствуют ей, а мораль угнетенных классов противоборствует закрепленным в праве собственности и политической власти господствующего класса.

Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей.

Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.

Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).

Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.

Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.

17. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Толкование – уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.

Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм.

В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и изложение его для остальных лиц. Результат толкования излагается в акте толкования – документ, содержащий разъяснение нормативно-правового акта. Данный документ имеет юридическую силу только во взаимосвязи с нормой права.

Различают следующие виды актов толкования в зависимости от:

1) органов, выполнивших толкование:

а) акты судебных органов;

б) акты органов исполнительной власти и др.;

2) от отрасли:

а) уголовно-правовые;

б) гражданско-правовые и иные;

3) по форме выражения:

а) указы;

б) инструкции и т. д.

При выполнении толкования используется ряд приемов и правил, а именно:

1) с целью истолкования терминов, словосочетаний, используемых при создании нормы права, применяют языковой способ;

2) для установления связи между нормами применяют систематический способ, при этом определяют место комментируемой нормы в иерархии правовых норм;

3) для придания комментируемой норме конкретного смысла используют логический способ;

4) при выяснении условий, способствовавших появлению правовой нормы, применяется исторический способ толкования;

5) специально-юридический способ позволяет дать определение правовым терминам, понятиям и категориям.

Указанные способы подлежат обязательному применению в комплексе, в единой системе. Толкование может быть:

1) официальным – разъяснение государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Выделяют два вида:

а) нормативное – имеет общий характер, результат применяется в неограниченном числе случаев. Нормативное толкование подразделяется на аутентическое (когда толкование дает автор нормативного акта) и легальное (нормативный акт комментирует орган, уполномоченный на выполнение данной функции);

б) казуальное – разъяснение, данное по конкретному случаю (казусу), не влечет правовых последствийдля иных дел;

2) неофициальным – разъяснение правовых норм, которое делается иными, неуполномоченными лицами и не имеет официального характера. Значение данного толкования в том, что оно позволяет понять комментируемый материал. Выделяют обыденное (выполняемое любым лицом), профессиональное (которое выполняется ученым), доктри-нальное (осуществляется профессионалами, отличие от профессионального толкования в том, что доктринальное толкование оказывает влияние на реализацию права), неофициальное толкование. В зависимости от объема комментариев по отношению к правовой норме толкование бывает:

1) буквальным – содержание комментируемой статьи и толкование совпадает;

2) ограничительным – когда объем и содержание нормы больше комментариев;

3) распространительным – содержание толкования, а также смысл нормы права шире ее формального выражения в виде текста нормы права.

18. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

При реализации своих прав субъект совершает определенные действия, характеризуемые как поведение. Не все выполняемые им действия имеют правовое значение. Для того чтобы их можно было отнести к правовому поведению, они должны обладать следующими признаками:

1) иметь социальную, общественную значимость;

2) регулироваться сознанием человека, их совершающего;

3) попадать по своим характеристикам в сферу регулирования правом;

4) иметь правовые последствия.

Действия людей, содержащие указанные признаки, являются правовыми. Действия людей подразделяются на правомерные и противоправные.

Правомерное поведение субъекта, которое соответствует требованиям правовых норм, а именно:

1) совпадает с требованиями норм права;

2) не противоречит им;

3) соответствует правовым предписаниям.

Если исходить из требований, предъявляемых к поведению субъекта в целом, для того чтобы его поведение было правовым, то признаками правомерного поведения становится следующее:

1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения;

2) добровольность его совершения со стороны субъекта;

3) массовость соблюдения правовых норм в обществе.

Правомерное поведение – общественно необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть, для того чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества.

Социальная основа правомерного поведения -

общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах. Классификация правомерного поведения:

1) по степени реализации правовых норм: а активное;

б пассивное;

2) по отраслям права:

а) конституционно-правомерное;

б) уголовно-правомерное;

в) финансово-правомерное;

г) административно-правомерное и т. д.;

3) исходя из мотивов правомерного поведения выделяют:

а) социально активное правомерное поведение – основанное на убеждении, зрелост и личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности;

б) привычное правомерное поведение – основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности;

в) конформистское правомерное поведение – подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды;

г) маргинальное правомерное поведение – характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из-за личной выгоды и т. д.

Результат правомерного поведения – соблюдение законности и правопорядка в обществе.

Противоправное поведение субъекта – направлено на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству. Противоправное поведение влечет за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер.

Всякое противоправное поведение, как правило, является и противонравственным.

19. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Систематизация законодательства – деятельность компетентных государственных органов с соответствующими полномочиями по упорядочиванию действующих нормативных актов. Формы систематизации:

1) учет законодательства – необходим для удобства пользования, учету подлежат все нормативно-правовые акты. Для проведения учета необходимо проведение следующих действий: а сбор нормативных актов;

б) обработка;

в) систематизация;

г передача на хранение уполномоченным государством органам.

Производится учет следующих документов:

а федеральных конституционных законов;

б федеративных законов;

в) указов Президента;

д) нормативных актов;

и постановлений Правительства;

к) актов федеральных органов исполнительной власти;

л) законов субъектов Федерации;

м) актов органов местного самоуправления;

н) разъяснений Пленума Верховного Суда;

о) постановлений Конституционного Суда.

Виды учетов:

а) журнальный учет,

б) картотечный учет,

в) автоматизированный учет – данный вид учета производится с помощью компьютерного учета в программах «Гарант», «Консультант-плюс» и др.;

2) инкорпорация – объединение правовых норм в своды или сборники законодательства. В зависимости от субъекта, проводящего инкорпорацию, она может быть:

а) официальной – проводится инкорпорация государственных документов и формируется свод законодательства страны;

б) полуофициальной – она производится по принципу объединения всех документов одного ведомства в один сборник;

в) неофициальной – в результате ее производится выпуск сборников законов или иных нормативных актов по инициативе частных лиц;

3) консолидация – объединение нормативно-правовых актов по принципу общности предмета регулирования. Она осуществляется только уполномоченными на то органами.

Консолидация – вид правотворчества;

4) кодификация – деятельность по переработке действующих нормативно-правовых актов, связанных общностью общественных отношений, и создание в результате на их основе нового сводного нормативного акта (кодекса, основ законодательства, положений и иных актов). Данный акт имеет сложную структуру, большой объем и играет важную роль в общественно-правовой сфере. Отношение личности к праву называется правосознанием. Оно является составным элементом правовой культуры. В зависимости от ряда факторов правосознание приобретает определенную структуру. В нее входит отношение общества к праву, знания конкретной личности о праве, уровень правовой образованности, система ценностей индивида и желание его соблюдать правовые нормы.

Повышение уровня правосознания предназначено для выполнения следующих функций:

1) распространение юридической информации в обществе;

2) позволяет отдельным индивидам верно оценивать правовые явления;

3) позволяет повысить в обществе уровень правомерного поведения.

Правосознание подразделяется на следующие виды в зависимости от:

1) субъекта:

а индивидуальное; б коллективное; в)массовое;

г) общественное;

2) уровня:

а) обыденное;

б) профессиональное.

20. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

а соблюдается в обществе принцип гуманизма; б информируется общественность о процессе законотворчества;

в) обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

г) осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

д) знают граждане основные права и Конституцию; и)правомерно поведение личности;

к) позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменитель-ной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание – процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

1) убеждение;

2) предупреждение;

3) поощрение;

4) принуждение;

5) наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0