Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Административное право: курс лекций (СИБИТ)

Тема 15. Организация управления административно-политической сферой
01.11.2017, 12:16

Управление в области обороны. Оборона является одной из  важнейших функций государства. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ оборона находится в ведении РФ. Согласно Федеральному закону «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

Отношения в области обороны регулируются Федеральным конституционным законом «О военном положении», Федеральными законами

«Об обороне»; «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»; «О воинской обязанности и военной службе»; «О статусе военнослужащих», «О гражданской обороне»; «О государственном оборонном заказе» и рядом  других.

Оборона РФ осуществляется в соответствии с международным правом. Международно-правовой основой, закрепляющей право государств на оборону, является ст. 51 Устава ООН, провозглашающая право государств на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии. Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. N 3314. Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии.

В целях обороны созданы Вооруженные Силы РФ, которые являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны РФ, и основным элементом военной организации государства.

Однако военную организацию государства нельзя сводить лишь к Вооруженным Силам, а необходимо рассматривать в более широком контексте, с точки зрения включения в ее состав всех других войск, воинских формирований и органов, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, в них предусмотрена военная служба, и они также обеспечивают оборону и безопасность РФ военными методами. В военную организацию государства входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач обороны и безопасности.

Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 г., а также другими международно-правовыми обязательствами РФ, применяемыми в период вооруженных конфликтов.

Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области обороны. Основными полномочиями по управлению в области обороны страны Конституцией, Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» и Федеральным законом «Об обороне» наделен Президент РФ.

Ему принадлежат основные полномочия в реализации мер политического характера в сфере организации обороны. К этим полномочиям, в частности, относятся: определение основных направлений военной политики РФ; утверждение военной доктрины РФ; введение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения.

Президенту РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, принадлежат и важнейшие полномочия по реализации военных мер, связанных с организацией обороны страны. Так, Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий.

Президент РФ утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, присваивает воинские звания высших офицеров, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также имеет иные полномочия в области обороны.

В реализации полномочий Президента РФ в области обороны важную роль играет Совет безопасности РФ, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Совет безопасности РФ рассматривает в числе других вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», федеральными законами также осуществляет меры по обеспечению обороны страны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Оно руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.

Сущность военной службы как особого вида федеральной государственной службы. В соответствии с законом «О системе государственной службы РФ» военная служба является видом федеральной государственной службы. Частью 2 ст. 59 Конституции РФ определено, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Законом, осуществляющим правовое регулирование военной службы, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Порядок прохождения военной службы регулируется соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами.

В соответствии со ст. 2 Закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами РФ: в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно- технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Прохождение военной службы осуществляется гражданами РФ по призыву и в добровольном порядке (по контракту). В РФ допускается прохождение военной службы иностранными гражданами по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Возраст иностранного гражданина для поступления на военную службу по контракту в РФ устанавливается от 18 до 30 лет. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и законодательством. Срок военной службы иностранного гражданина в РФ составляет пять лет. По истечении данного срока военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами и которые не приобрели гражданства РФ, не вправе продолжать военную службу и увольняются с военной службы.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В соответствии с установленной организационной структурой Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также системой штатных должностей существуют следующие формы военной службы:

- военная служба офицеров;

- военная служба прапорщиков и мичманов;

- военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин.

По способу поступления военная служба делится на военную службу по контракту и военную службу по призыву. Исходя из этого военнослужащих можно объединить в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.

Военную службу по призыву проходят солдаты, сержанты, старшины, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по призыву; офицеры, призванные на военную службу из запаса, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, до заключения контракта.

Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Поступление на военную службу по контракту и призыв на военную службу. Законодательством РФ установлено два способа поступления на военную службу:

- добровольное поступление (по контракту) на военную службу гражданина РФ и иностранного гражданина;

- призыв гражданина РФ на военную службу как исполнение им воинской обязанности.

Граждане РФ вправе добровольно поступать (по контракту) на военную службу. В соответствии с законом "О воинской обязанности и военной службе" такое поступление является для них и исполнением конституционного долга по защите Отечества. По контракту на военную службу принимаются и иностранные граждане. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" поступление граждан на военную службу по контракту осуществляется:

- путем заключения контракта о прохождении военной службы гражданами, иностранными гражданами и военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;

- путем поступления граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в военные образовательные учреждения профессионального образования (военно-учебные заведения). При этом контракт о прохождении военной службы заключается гражданами, проходившими военную службу, и военнослужащими, проходящими военную службу по призыву при поступлении в данное учреждение, а гражданами, не проходившими военной службы, - в период обучения в этих учреждениях.

Порядок поступления граждан (иностранных граждан) и военнослужащих на военную службу по контракту определяется разделом V «Поступление граждан на военную службу по контракту» Федерального закона

«О воинской обязанности и военной службе» и разделом II «Порядок заключения контракта и прекращения его действия» Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», а также иными нормативными правовыми актами. Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, являются военно-служебными отношениями. Следовательно, нормы гражданского права, трудового и других отраслей права к отношениям, связанным с данным контрактом, применяться не могут.

Поступление на военную службу по контракту предусматривает заключение лицом с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, контракта о прохождении военной службы, который заключается письменно по типовой форме. Контракт о прохождении военной службы - это письменный документ, в котором закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого лицо обязуется проходить военную службу, а также условия контракта. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя:

- обязанность лица проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;

- право лица на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ. Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

- военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 6 месяцев;

- граждане, пребывающие в запасе;

- граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

- граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

- другие граждане и иностранные граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с лицом, в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

Контракт о прохождении военной службы прекращает свое действие: со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим; со дня заключения с военнослужащим нового контракта; со дня назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; со дня приостановления военнослужащему военной службы, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Для поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов РФ, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, устанавливается испытание сроком на три месяца.

В срок испытания не засчитываются периоды, когда военнослужащий фактически отсутствовал в воинской части или месте военной службы. Военнослужащему до окончания срока испытания очередное воинское звание не присваивается.

Если в течение срока испытания командирами (начальниками) будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов РФ, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, он признается командиром (начальником) воинской части не прошедшим испытание и увольняется с военной службы или направляется для прохождения военной службы по призыву, если он не выслужил срок военной службы по призыву.

Призыв граждан на военную службу осуществляется в порядке исполнения ими воинской обязанности, которая установлена Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», в целях реализации гражданами обязанности по защите Отечества, закрепленной ст. 59 Конституции РФ. Целью законодательного установления воинской обязанности для граждан является обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований личным составом в мирное время, а также обеспечение их личным составом в период мобилизационного развертывания (военного времени).

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» формы исполнения гражданами воинской обязанности являются следующими:

- воинский учет;

- обязательная подготовка к военной службе;

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.

Прохождение военной службы. Под прохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положения военнослужащих в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей, органов военного управления или организаций. В ряде случаев военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях при нахождении в распоряжении командира (начальника).

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. При этом каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание. Порядок назначения на воинские должности определяется ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1-го ранга в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом РФ. Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны РФ (руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться женщинами- военнослужащими, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами назначение на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, производится указами Президента РФ.

Министр обороны РФ (руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) назначает военнослужащих на воинские должности, установленные п. 2 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1-го ранга. К ним, в частности, относятся воинские должности командира полка (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады; заместителя командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, а также другие воинские должности.

Полномочия других должностных лиц по назначению военнослужащих на иные воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления, устанавливаются Министром обороны РФ (руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).

Воинские должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам. Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности, их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность. Военнослужащие могут быть назначены:

- на первую воинскую должность;

- на высшую воинскую должность;

- на равную воинскую должность;

- на низшую воинскую должность.

На первую воинскую должность военнослужащие назначаются при поступлении (призыве) на военную службу.

Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

- в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

- по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

- по служебной необходимости;

- в связи с организационно-штатными мероприятиями;

- для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

- по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

- по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

- по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

- в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или  равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

- по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

- по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

- по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

- в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность», а также в случае, если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Военнослужащий, назначенный на низшую воинскую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания, может быть назначен на высшую воинскую должность только после снятия этого взыскания.

Порядок освобождения от воинской должности определяется ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы. В соответствии с данной статьей военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством РФ.

При этом право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

Управление в области безопасности. Для  непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности РФ в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ осуществляет Президент РФ.

Президент РФ возглавляет Совет безопасности РФ (ст. 83 Конституции); определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Согласно Закону РФ «О безопасности» Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Основными задачами Совета безопасности являются:

- определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

- разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

- подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

- подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

- разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

- совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

В состав Совета безопасности входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Председателем Совета безопасности является по должности Президент РФ.

Заседания Совета безопасности проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета. Постоянные члены Совета безопасности РФ обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

Решения Совета безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности. Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента РФ.

Совет безопасности в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности РФ Советом безопасности РФ могут создаваться временные межведомственные комиссии.

На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности РФ возлагаются: оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности; подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности РФ; разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности РФ и оценка их эффективности; накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности РФ, выработка рекомендаций по ее совершенствованию и решение ряда других задач.

Функции в сфере безопасности осуществляет Правительство РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» Правительство РФ принимает необходимые меры по обеспечению государственной безопасности РФ.

К федеральным органам исполнительной власти, в функции которых входит непосредственно управление в области безопасности РФ, относятся: Федеральная служба безопасности РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Государственная фельдъегерская служба.

Деятельность Федеральной службы безопасности РФ определяется законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Положением о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 (с изменениями), а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и Положением о ней.

В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов Федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ.

Управление Федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в статусе Министра РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. К органам Федеральной службы безопасности относятся:

- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности - ФСБ России;

- управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

- управления (отделы, отряды) ФСБ по пограничной службе (пограничные органы);

- другие управления (отделы) ФСБ, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Управление внутренними делами. К области внутренних дел как сфере государственного управления относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, а также в области миграции.

Государственное управление в области внутренних дел осуществляют Министерство внутренних дел РФ (МВД России), а также подведомственная ему Федеральная миграционная служба (ФМС России).

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России). МВД России имеет знамя, учреждаемое Президентом РФ.

Основными задачами МВД России являются:

- разработка общей стратегии государственной политики в области внутренних дел;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в области внутренних дел;

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

- организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

- обеспечение охраны общественного порядка;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

- организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций;

- управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ (внутренние войска), организация их деятельности.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

- главные управления МВД России по федеральным округам;

- министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ;

- управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

- управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно- территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

- окружные управления материально-технического и военного снабжения;

- органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск;

- представительства (представителей) МВД России за рубежом;

- иные организации и подразделения, созданные в установлен ном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

В области предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений МВД России осуществляет оперативно- розыскную деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность, а также розыск лиц и похищенного имущества.

МВД России осуществляет контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства РФ об оружии; выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории РФ.

Управление юстицией. К юстиции как области государственного управления относятся общественные отношения в следующих сферах:

- исполнения уголовных наказаний;

- регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации;

- государственной регистрации уставов муниципальных образований;

- государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- деятельности адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;

- обеспечения деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

- государственной судебно-экспертной деятельности.

Отношения в области исполнения уголовных наказаний определяются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими нормативными правовыми актами. Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой создаются специализированные государственные учреждения и органы. Учреждения и органы, исполняющие наказания, в своем большинстве находятся в ведении Министерства юстиции РФ, часть из них (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры, уголовно-исполнительные инспекции) входят в уголовно-исполнительную систему, функционирование которой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

Уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (Федеральная служба исполнения наказаний). В уголовно-исполнительную систему входят следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно- исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

В числе задач уголовно-исполнительной системы можно назвать:

- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;

- обеспечение охраны здоровья осужденных;

- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам;

- конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию РФ, а также конвоирование иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции при выполнении международных обязательств РФ.

Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1. Заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов.

2. Учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах.

3. Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах.

4. Сведения об учредителях в двух экземплярах.

5. Документ об уплате государственной пошлины.

6. Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

7. При использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

8. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Решение о государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации принимается уполномоченным органом. Указанное решение принимается на основании представленных в соответствии с законом документов и заверенных уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также на основании копий учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ. В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные федеральными законами. Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

- использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

- объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

- вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

- совершать иные действия, предусмотренные федеральным за коном.

Государственная судебно-экспертная деятельность регулируется Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно- экспертной деятельности в РФ». Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Управление иностранными делами. Одной из важнейших областей государственного управления является область иностранных дел. Деятельность РФ в данной области обеспечивает ее суверенитет, упрочение позиций как одного из влиятельных центров многополярного мира, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

В соответствии с Конституцией РФ основные полномочия в сфере международных отношений принадлежат Президенту РФ. Так, Президент РФ согласно ст. 80 Конституции РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Он определяет основные направления внешнеполитической деятельности. Совет безопасности РФ осуществляет подготовку решений Президента РФ в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением.

В соответствии со ст. 86 Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ, а также ведет переговоры и подписывает международные договоры России.

Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота - документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты. Отзывная грамота направляется Президенту РФ главой государства, дипломатический представитель которого отзывается. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя; в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял. Отзывная грамота вручается Президенту РФ вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

В сфере международных отношений широкие полномочия имеет также Правительство РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" оно осуществляет в данной сфере следующие меры:

- обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно- технического и культурного сотрудничества. С официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики государства выступают Президент РФ, Председатель Правительства РФ и Министр иностранных дел РФ, а другие лица - по их соответствующему поручению. Представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, только в соответствии с утвержденными в установленном порядке позициями, согласованными с Министерством иностранных дел РФ.

Официальная информация внешнеполитического характера обнародуется пресс-секретарями Президента РФ и Председателя Правительства РФ, Департаментом информации и печати Министерства иностранных дел РФ, а также уполномоченными на то Министром иностранных дел РФ представителями Министерства.

Субъекты РФ развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ" и другими законодательными актами. Министерство иностранных дел РФ и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам РФ в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности РФ. При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса государства федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями России. Более широкое вовлечение неправительственных организаций в сферу внешнеполитической деятельности страны отвечает задаче обеспечения максимальной поддержки гражданским обществом внешней политике государства и способно внести вклад в ее эффективную реализацию.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ