Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Гражданский процесс: курс лекций (СИБИТ)

Тема 19. Международный гражданский процесс
01.11.2017, 13:56

План:

1. Иностранные лица в российском гражданском процессе: правовой статус, процессуальные права и обязанности.

2. Компетенция судов общей юрисдикции РФ по делам с участием иностранных лиц.

3. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел с участием иностранных лиц.

4. Судебные поручения и их исполнение.

1. Иностранные лица в российском гражданском процессе: правовой статус, процессуальные права и обязанности

Категория «иностранные лица», употребляемая ГПК РФ, включает в себя лиц, имеющих различный правовой статус. К названной группе участников гражданского процесса в первую очередь относятся иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные и международные организации.

В области процессуальных прав и обязанностей иностранные лица приравниваются к гражданам и организациям Российской федерации, на них распространяются аналогичные правила и процедуры гражданского судопроизводства, за некоторыми исключениями, предусмотренными нормами 5 раздела ГПК РФ, что, в свою очередь, обусловлено спецификой субъектного состава такого рода дел. Тем самым подтверждается неизменность установок отечественной правовой системы, издавна предоставляющей иностранным лицам национальный правовой режим в области цивилистических отношений и защиты нарушенных прав и интересов. Нормы 5 раздела ГПК РФ согласуются с содержанием международных соглашений, конвенций, двух- и многосторонних договоров, подписанных РФ, в частности, с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г., Кишиневской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002г. и пр.

Для того чтобы быть участником гражданского процесса иностранное лицо должно обладать процессуальной правосубъектностью. Согласно ст. 399 ГПК РФ, гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяются их личным законом. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Согласно ст.ст. 400 ГПК РФ, 1202 ГК РФ, а также положениям международных договоров, участницей которых является РФ (например, п.3 ст. 23 упомянутой Минской конвенции 1993г., п.3 ст. 26 Кишиневской конвенции 2002г.), правоспособность организации определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено.

Статус международных организаций определяется учредительными документами данной организации, а также международными договорами, на основе которых они созданы и функционируют. Например, статьей 3 Соглашения между Правительством РФ и Организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетах Организации в Российской Федерации, подписанного 8 июня 1994г., предусматривается, что

«Организация пользуется на территории РФ правами юридического лица в полном объеме…»

Международными актами, а также федеральными законами РФ также определяются границы предоставляемых международным организациям иммунитетов и привилегий. Важно также отметить, что современная правовая доктрина и судебная практика РФ различают иммунитет при выполнении функциональных обязанностей международной организации, для выполнения которых она была образована, и участие международной организации в гражданском обороте. В любом случае, вопрос о наличии иммунитета международной организации рассматривается после принятия иска к производству, бремя доказывания судебно-процессуального иммунитета лежит на данной организации.

Обращает на себя внимание тот факт, что статья 401 ГК РФ упоминает о таком возможном субъекте гражданского дела как иностранное государство.

Необходимо отметить, что СССР (а в последствии и Россия) на протяжении многих десятилетий последовательно придерживался концепции так называемого абсолютного судебного иммунитета иностранного государства. В ее основе лежат такие международно-правовые категории как суверенитет и суверенное равенство государств, в силу которых ни одно государство не может подчинить своей судебной власти другое государство без добровольного согласия на это последнего. Согласие на подчинение юрисдикции иностранного государства должно быть выражено тем компетентным государственным органом, которому такое полномочие предоставлено внутренним законодательством. Отказ от иммунитета должен быть явным, и ясно определять виды иммунитетов, от которых отказывается иностранное государство.

Однако, как справедливо отметил профессор В.К. Пучинский, действующее процессуальное законодательство РФ предусматривает «потенциальную возможность полного или частичного отхода от концепции безграничного судебного иммунитета иностранного государства», поскольку положения 401 статьи ГПК РФ о судебном иммунитете применяются, «если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом».

Современная судебная практика РФ также склоняется в сторону концепции ограниченного иммунитета иностранного государства. В основе данной концепции лежит принцип определения цели сделки – извлечение прибыли или выполнение публичной функции. Государство пользуется иммунитетом до тех пор, пока осуществляет суверенные функции, если же государство осуществляет действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений и т.д.), то оно не пользуется иммунитетом.

Необходимо также отметить, что судебный иммунитет не распространяется на случаи предъявления встречного иска, если от имени иностранного государства предъявляется иск в суд другого государства по частноправовому спору.

2. Компетенция судов общей юрисдикции РФ по делам с участием иностранных лиц

Прежде всего, необходимо отметить, что в сфере международного гражданского процесса при определении предметов ведения судебных учреждений используется термин "компетенция", как охватывающий собой категории подведомственности и подсудности. Исходя из системного анализа статей 402-404 ГПК РФ, можно сделать вывод о том, что для международной компетенции характерны те же самые виды подсудности, что и для внутренней. Выделяются общая территориальная подсудность (критерий домицилирования), альтернативная, договорная, исключительная подсудность  и подсудность по связи дел. Так, ч. 2 ст. 402 ГПК РФ устанавливает общие правила международной компетенции судов общей юрисдикции РФ, указывающие на возможность обращения за судебной защитой по критерию места нахождения одной из сторон, наличию имущества и права на территории России, характера требования либо тесной связи правоотношения с территорией РФ.

Суды общей юрисдикции РФ также рассматривают дела, относящиеся к их исключительной компетенции и перечисленные в ст. 403 ГПК РФ. Исключительная компетенция судов РФ может быть ограничена только международными договорами РФ. Правила исключительной компетенции определяют, что суды других государств не вправе принимать к рассмотрению перечисленные в вышеуказанной статье дела. В этом случае вступает в силу норма п. 3 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ, согласно которой суд РФ отказывает в признании, а также в принудительном исполнении решения иностранного суда, если рассмотрение дела относится к исключительной компетенции суда Российской Федерации.

Правила ст. 404 ГПК РФ позволяют сторонам (при этом хотя бы одна из них должна являться иностранным лицом) заключить соглашение о том, что российский суд будет обладать компетенцией по рассмотрению возникающих между ними споров. Такое соглашение (оно именуется пророгационным соглашением) будет действительным, если не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда.

Статья 404 ГПК РФ также указывает на то обстоятельство, что стороны не вправе менять подсудность дела Верховному Суду РФ, краевым (областным, республиканским) судам, а также исключительную территориальную подсудность гражданских дел. Пророгационное соглашение заключается до начала производства по делу и должно иметь письменную форму.

В завершение данного вопроса необходимо отметить, что дела с участием иностранных лиц также рассматриваются арбитражными судами РФ. Правила определения компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел с участием «иностранного элемента» содержатся в разделе 5 АПК РФ.

Между тем при разграничении компетенции между судами общей юрисдикции РФ и арбитражными судами РФ по рассмотрению дел с участием иностранных лиц используются те же правила определения подведомственности, что и при рассмотрении юридических дел между российскими лицами, изложенные в статьях 22 ГПК РФ, 27-33 АПК РФ.

3. Порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел с участием иностранных лиц.

Отечественное процессуальное законодательство предоставляет иностранным лицам национальный правовой режим, означающий, что при рассмотрении дел с участием иностранных лиц суд РФ не делает каких-либо различий между ними и российскими участниками процесса, за рядом особенностей, предусмотренных разделом 5 ГПК РФ, иными федеральными законами и международными договорами.

Так, если иностранные граждане или организации или их представители находятся (проживают) на территории Российской Федерации, то вопросы, связанные с их надлежащим уведомлением о принятии иска (заявления) к рассмотрению, возбуждении производства по делу и назначении дела к слушанию, рассылка иных процессуальных документов, решаются в общем порядке, поэтому применяются общеустановленные процессуальные сроки. Однако, если иностранное лицо, участвующее в деле, находится (проживает) за рубежом, то оно извещается о слушании дела путем направления уведомления (определения) в компетентный орган иностранного государства.

Вручение судебных уведомлений (определений) может происходить несколькими способами.

Во-первых, судебные документы могут быть направлены непосредственно зарубежным адресатам через учреждения связи. Во-вторых, через так называемый центральный орган (в Российской Федерации таковым является Министерство юстиции Российской Федерации, в других странах может быть аналогичное министерство, судебное учреждение высшей инстанции или даже внешнеполитическое ведомство). В-третьих, судебные документы и уведомления об их вручении могут передаваться через консульские учреждения. В-четвертых, судебные документы и уведомления могут быть вручены, как исключение, через дипломатические учреждения.

В связи с указанными выше процедурами необходимо иметь в виду длительный период, необходимый для извещения участников процесса.

Статей 408 ГПК РФ установлены специальные процессуальные правила, предъявляемые к документам иностранного происхождения выданным, составленным или удостоверенным компетентным органом иностранного государства за пределами Российской Федерации. Такие документы могут быть приняты судом РФ только при условии их легализации, т.е. подтверждения их соответствия законодательным актам государства пребывания, подлинности подписей на документах, перевода документов на русский язык, на котором ведется судопроизводство в Российской Федерации.

Легализация документов осуществляется в соответствии со ст. 27 Консульского устава РФ, утвержденного Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ.

Упрощенный способ легализации документов путем использования универсально применяемого штампа апостиля, проставляемого учреждением юстиции, предусмотрен Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г., которая отменяет для ее участников, включая Российскую Федерацию, требования общего порядка легализации иностранных документов.

Консульская легализация документов не требуется при наличии двустороннего (многостороннего) договора с участием Российской Федерации, если таким договором предусмотрена возможность представления документов без легализации.

Документы на иностранном языке при представлении в суд общей юрисдикции РФ должны сопровождаться их надлежаще заверенным переводом на русский язык.

4. Судебные поручения и их исполнение.

Наличие иностранного элемента в спорных правоотношениях, заявленных суду в том или ином государстве, является основной причиной обращения с судебными поручениями к иностранным судам. Такое обращение может быть связано с необходимостью вручения судебных извещений, получения свидетельских показаний, осмотра вещественных доказательств по месту их нахождения и другими обстоятельствами. Поэтому судебные поручения могут быть инициированы российскими судами либо могут быть переданы им на исполнение.

Вопросы, связанные с судебными поручениями, решаются в Конвенции от 15 ноября 1965г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам и Конвенции от 18 марта 1970г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам. Правовое регулирование исполнения судебных поручений также осуществляется посредством ст. 407 ГПК РФ.

Судебное поручение передается для исполнения на языке запрашиваемого государства. При отсутствии этого требования в качестве обязательного оно может быть составлено на английском или французском языках. Если судебное поручение принято к исполнению на языке запрашивающего государства, то расходы по переводу могут быть возложены на него.

При исполнении иностранного судебного поручения судебный орган руководствуется национальными нормами права, определяющими порядок совершения процессуальных действий.

Ст. 407 ГПК РФ указывает на два основания к отказу в исполнении поручения иностранного суда:

1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Традиционно поручения иностранных судов российскими судами, равно как и наоборот, исполняются бесплатно.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ