Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Земельное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 6. Договор аренды земельного участка
01.11.2017, 18:01

Общие положения о договоре аренды установлены ГК РФ (ГК РФ ст 606. Договор аренды).

Особенности аренды участков определяются земельным законодательством (ЗК РФ ст 22. Аренда земельных участков).

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ГКРФ).

Участки могут предоставляться в аренду на основе договора. Изменение условий договора аренды без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора, заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды участка его арендатором.

По общему правилу договор аренды недвижимого  имущества подлежит гос. регистрации (если иное не установлено законом). ЗКРФ в ст. 26 установил, что не подлежат гос. регистрации, за исключением случаев, установленных ФЗми, договоры аренды и субаренды участка, заключенные на срок до 1 года.

Договор заключается на срок, определенный договором. Если срок в договоре не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок.

Участки, находящиеся в гос. или муницип собственности, предоставляются сроком на 49 лет (максимальный (предельный) срок).

По истечении срока договора, арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора, за исключением случаев перехода прав на недвижимое имущество, расположенное на этом участке.

Размер арендной платы определяется договором. Общие начала определения арендной платы при аренде участков, находящихся в гос или муницип собственности, устанавливаются Правительством РФ.

Объекты и субъекты договора аренды земли

Предметом договора аренды могут быть участки, за исключением изъятых из оборота (указанных в п. 4 ст. 27 ЗК), а также части земельных участков (ст. 6 ЗК). В аренду могут сдаваться также земельные доли, принадлежащие на праве собственности работникам с/х организаций. Участок должен иметь описанные и удостоверенные в установленном порядке границы.

Арендатор - любое физ. или юр. лицо. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных законом.

При аренде участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет арендатор имеет право в пределах срока договора передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника участка при условии его уведомления.

Арендатор имеет также отдельные права по распоряжению арендованным участком – может сдать его в субаренду.

Арендодатели - только собственники участков, а также лица, уполномоченные законом или собственником.

В случае наследования участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

Содержание договора аренды земли

Поскольку обязанности по охране земель ст. 42 ЗК возлагаются одновременно как на собственников участков, так и на их арендаторов, договором аренды может быть предусмотрено распределение между ними обязанностей по совершению отдельных действий. Договором аренды на любую из сторон могут быть возложены и другие обязанности по поддержанию участка в состоянии, определенном договором.

Арендатору принадлежат права:

- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ;

- возводить здания, сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, другие мелиоративные работы, строить закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством требованиями;

- право собственности на посевы и посадки с/х культур, полученную с/х продукцию и доходы от ее реализации;

- возможность осуществлять другие права по использованию участка, предусмотренные законодательством.

Арендатору принадлежат обязанности:

- использование участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранение межевых, геодезических и других спец. знаков, установленных на участках в соответствии с законодательством;

- соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;

- соблюдение при использовании участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- недопущение загрязнения, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- своевременно приступать к использованию участков (например, к застройке), если сроки освоения участков предусмотрены договорами;

- вносить арендную плату;

- осуществлять мероприятия по охране земель.

Многие обязанности арендатора по договору аренды земельного участка обладают публичным характером и являются обязанностями перед государством или муниципальным органом. Это обусловлено тем, что правовой режим участков, цели их использования определяются земельным законодательством в публичных интересах с учетом того, что земля является основой жизни и деятельности проживающих на ней народов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ). Поэтому нарушение обязанностей по целевому использованию участка может повлечь применение административно- правовых санкций, например, в виде штрафа (ст. 8.8 КоАП).

Основания возникновения и прекращения права аренды земли

Право аренды участка возникает на основании договора аренды. Права на участки подлежат гос. регистрации.

Основания прекращения (ЗКРФ Ст 46)

1. По основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст 612, 619, 620):

1. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора или были заранее известны арендатору. Арендодатель отвечает за недостатки, полностью или частично препятствующие пользованию имуществом, даже если во время заключения договора аренды он не знал о них. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: потребовать либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора.

2. По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, если арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.

3. По требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, если арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию в соответствии с условиями договора или назначением имущества.

4. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя или арендатора.

2. По инициативе арендодателя в случае (тут ЗК РФ как бы уточняет нормы ГК РФ):

1. Использования участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории статьи 8 ЗКРФ.

2. Использования участка, которое приводит к существенному снижению плодородия с/х земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

3. Неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, порче или уничтожении плодородного слоя вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

4. Неиспользования участка, предназначенного для с/х производства либо строительства, в указанных целях в течение 3х лет, если более длительный срок не установлен ФЗ или договором аренды, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

5. Изъятия участка для гос. или муницип нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 ЗКРФ.

6. Реквизиции участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 ЗКРФ.

Поскольку в приведенных случаях прекращение аренды происходит по инициативе арендодателя, можно сделать вывод о том, что в этих случаях обязательство аренды прекращается путем расторжения договора аренды, осуществляемого в судебном порядке, если иное не установлено в самом договоре аренды. Досрочное расторжение договора аренды участка, находящегося в гос. или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды участка его арендатором (п. 9 ст. 22 ЗК).

Бесплатная приватизация недвижимого имущества была разрешена до декабря 2013 года. После широкого общественного обсуждения Государственная Дума продлила до 1 марта 2015 года.

Отношения, связанные с приватизацией гос. и муниципального имущества урегулированы НПА:

1. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации гос. и муниципального имущества»;

2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О гос. программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»;

3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи гос. или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в гос. или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;

4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже гос. или муниципального имущества» и др.

ФЗ «О приватизации гос. и муниципального имущества» от 21.12.2001 178-ФЗ, ст 4. «Законодательство РФ о приватизации»:

1. Законодательство РФ о приватизации состоит из настоящего ФЗ-178 и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ. Нормы о приватизации, содержащиеся в других ФЗ, не должны противоречить ФЗ-178.

2. Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации гос. имущества, принятых в соответствии с настоящим ФЗ, и принимаемых в соответствии с ними иных НПА РФ.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

Закон "О приватизации гос. и муниципального имущества" не регулирует отношения по приватизации земель:

- с/х назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

- водоохранного и санитарно-защитного назначения;

- общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.);

- транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;

- предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в гос. или общественных интересах, в том числе земель общего пользования;

- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством РФ.

Приватизация гос. и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федерального имущества), субъектов РФ, муницип образований, в собственность ф/л и (или) ю/л.

ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178 – ФЗ термина «приватизация земельных участков» не содержит.

Статья 28, регулирующая отношения по отчуждению участков, поименована как «Отчуждение земельных участков», но при этом помещена в главе V Закона «Особенности приватизации отдельных видов имущества». В ней указано: покупателями гос. и муниципального имущества могут быть любые физ. и юр. лица, за исключением гос. и муниципальных унитарных предприятий, гос. и муниципальных учреждений и юр. лиц, в уставном капитале которых доля РФ и муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 ФЗ.

При приватизации происходит преобразование гос. или муниципальной собственности в частную собственность.

Гос. и муниципальное имущество отчуждается в собственность физ. и (или) юр. лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в гос. или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится гос. или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования гос. и муниципальных унитарных предприятий).

Со дня введения в действие ЗКРФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте (ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

В соответствии со ст. 13 ФЗ-178 установлены способы приватизации гос. и муниципального имущества:

- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

- продажа гос. или муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа гос. или муниципального имущества на конкурсе;

- продажа за пределами территории РФ находящихся в гос. собственности акций открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

- продажа гос. или муниципального имущества посредством публичного предложения;

- продажа гос. или муниципального имущества без объявления цены;

- внесение гос. или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В   отношении   юр.   лиц,   имеющих   участки   на   праве постоянного (бессрочного) пользования, установлен "принудительный" порядок переоформления права. Юр. лица, за исключением гос. и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или приобрести участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 г.

Собственники гос. и муниципального имущества – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

1. Правительство РФ, которое: ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год; издает НПА по вопросам приватизации; руководит работой федеральных органов исполнит власти по вопросам приватизации федерального имущества; принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

2. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое: подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федер имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации; осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федер. имущества; обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

3. Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет функции: осуществляет от имени РФ продажу федерального имущества; обеспечивает оценку федерального имущества; заключает договоры купли-продажи федерального имущества; ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

5. Органы местного самоуправления.

Правовое регулирование купли-продажи участков

Несоблюдение установленной законом формы сделки по отчуждению земельного участка влечет ее недействительность. Обязательная гос. регистрация именно договора по отчуждению участка предусматривается только для договора дарения и договора ренты, предусматривающего отчуждение участка под выплату ренты. Иные договоры отчуждения сами по себе не подлежат обязательной гос. регистрации. Однако обязательной является гос регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю.

Участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта участка, если иное не установлено ФЗ. Кадастровый паспорт прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи участка (ст 28 ФЗ-178).

Приватизация предусматривает порядок передачи земли из гос. или муниципальной собственности в частную. Оформление в собственность может быть осуществлено как в форме приватизации, так и в форме договора купли/продажи. Таким образом, оформление в собственность – более широкое понятие и включает в состав приватизацию

ЗК РФ, Ст 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Может быть срочным или постоянным, публичным и частным. Подлежат гос. регистрации в соответствии с ФЗ "О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Собственник недвижимого имущества (участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего участка, а в необходимых случаях и от собственника другого участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком.

1. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

3. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату. По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законами или НПА РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия участков.

1. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

2. Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного участка с возмещением убытков.

3. Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

Могут устанавливаться для:

- прохода или проезда через участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

- использования участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

- размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

- проведения дренажных работ на участке;

- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

- прогона с/х животных через участок;

- сенокошения, выпаса с/х животных на участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

- использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

- временного пользования участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и т.д. работ.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для гос. или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для участка.

ФЗ от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения".

Ст 7. Права собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков в области обеспечения плодородия земель с/х назначения:

- проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель с/х назначения;

- получать в установленном порядке информацию от органов исполнит власти субъектов РФ о состоянии плодородия почв на своих участках и динамике изменения его состояния;

- иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным НПА РФ.

Ст 8. Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель с/х назначения:

- осуществлять производство с/х продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель с/х назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

- соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

- представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

- содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель с/х назначения;

- информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель с/х назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, а также НПА органов местного самоуправления.

ЗК РФ, Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, земплепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков. Права землевладельцев, обладателей сервитутов и арендаторов указанной главе не рассматривают, поскольку они определяются договором или законом. А вот обязанности - рассматриваются. Они по сути те же, что и у собственников, и могут распределяться между собственником и пользователем посредством договора.

Ст 40. Права собственников участков на использование участков:

- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством;

- возводить здания, сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, мелиоративные работы, строить водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

- осуществлять другие права на использование участка, предусмотренные законодательством (например, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков с/х назначения имеют право также получать в установленном Правительством РФ порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих участках и динамике изменения его состояния)

- собственник имеет право собственности на: посевы и посадки с/х культур, полученную с/х продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование.

Ст 41. Права на использование участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами участков:

1. Лица, не являющиеся собственниками, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников участков, установленные статьей 40 ЗКРФ, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

2. Права лиц, использующих участок на основании сервитута, определяются договором, права лиц, использующих участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным НПА, которыми установлен публичный сервитут.

Ст 42. Обязанности собственников и лиц, не являющихся собственниками участков, по использованию участков:

- использовать участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию участков в случаях, если сроки освоения участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные ЗКРФ, ФЗми.

Так, содержание обязанностей собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по проведению мероприятий по охране земель более подробно раскрыто в ст. 13 ЗКРФ (охрана земель).

Ст 43. Осуществление прав на участок:

1. Граждане и юр лица осуществляют принадлежащие им права на участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗКРФ, ФЗми.

2. Отказ граждан и юр. лиц от осуществления принадлежащих им прав на участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 ЗКРФ.

Закон РФ «О недрах» предусматривает право собственников и владельцев участков осуществлять по своему усмотрению в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (т. е. песка, глины, торфа и т. п.), не числящихся на гос. балансе.

Кроме того, они имеют право на строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с Водным кодексом РФ в собственности граждан и юр. лиц могут находиться замкнутые водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами. Собственники, владельцы и пользователи участков, примыкающих к другим поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд и в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц; они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд.

ЗК РФ, Глава X. Плата за землю и оценка земли.

Использование земли в РФ является платным (земельный налог и арендная плата). Рыночная стоимость участка устанавливается в соответствии с ФЗ Об оценочной деятельности.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗКРФ, ФЗми, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость также может применяться для определения арендной платы за участок, находящийся в гос. или муниципальной собственности.

В случаях определения рыночной стоимости участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Земельный налог

Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты земельного налога осуществляется Налоговым кодексом РФ (НК РФ Глава 31. Земельный налог). Налоговая база определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на гос. кадастровый учет. Для налогоплательщиков – физ. лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими гос. кадастровый учет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физ. лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Законодательством предусмотрены льготы по взиманию платы за землю в форме земельного налога.

Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков – не могут превышать 1,5 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования участка.

От обложения земельным налогом освобождаются:

- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России – в отношении участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

- организации – в отношении участков, занятых гос. автомобильными дорогами общего пользования;

- религиозные организации – в отношении принадлежащих им участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

- общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее

80 %, – в отношении участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %, – в отношении участков, используемых ими для производства или реализации товаров; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей соц. защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

- организации народных художественных промыслов – в отношении участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

- физ. лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов – в отношении участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

- организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый участок.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ