Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Земельное право: курс лекций (СИБИТ)

Лекция 9. Государственный кадастр недвижимости
01.11.2017, 18:10

Содержит:

1. Реестр объектов недвижимости - систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в гос. кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

2. Кадастровые дела - совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в гос. кадастр недвижимости. Кадастровое дело открывается на каждый объект кадастрового учета, включает в себя все принятые на гос. кадастровый учет документы и идентифицируется тем же кадастровым номером, что и объект кадастрового учета.

3. Кадастровые карты - составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в гос. кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Гос. границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, границах особых экономических зон, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, а также о геодезической основе кадастра.

4. Книги учета документов.

Книги учета документов содержат сведения:

- о документах, представляемых для проведения гос. кадастрового учета, а также для получения сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;

- об извещениях о принятии к рассмотрению заявлений о проведении гос. кадастрового учета, об отказе в принятии к рассмотрению указанных заявлений, о решениях о приостановлении проведения гос. кадастрового учета или об отказе в его проведении;

- о выданных кадастровых паспортах объектов кадастрового учета (кадастровые паспорта), выписках из гос. кадастра недвижимости, служебных каталогах, справочных и аналитических материалах.

Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в гос. кадастре недвижимости в виде записи в кадастровой книге, являющейся дополнением соответствующего тома. На каждый кадастровый квартал открывается отдельная кадастровая книга.

Если объект кадастрового учета расположен на территории одного кадастрового района, то сведения о нем заносятся в кадастровую книгу 3его тома.

В случае расположения объекта кадастрового учета на территории нескольких кадастровых районов сведения о нем заносятся в кадастровую книгу 2ого тома.

В случае расположения объекта кадастрового учета на территории нескольких кадастровых округов сведения о нем заносятся в кадастровую книгу 1ого тома.

Состав необходимых для кадастрового учета документов (представляются заявителем вместе с заявлением):

- межевой план;

- технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства;

- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект (за исключением случая, если заявителем является собственник и в гос. кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

- копия документа, подтверждающего принадлежность участка к определенной категории земель;

- копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка;

- копия документа, подтверждающего изменение назначения здания или помещения;

- копии проекта межевания участка и документов, подтверждающих согласование проекта межевания (при кадастровом учете участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на участок из земель с/х назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот участок об утверждении проекта межевания участков);

- копия документа, подтверждающего присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса;

- карта-план территории, утвержденная в установленном порядке. Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (ред. от 16.06.2015) "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра

недвижимости"

Порядок ведения гос. кадастра недвижимости устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Общие правила внесения сведений в Реестр

Выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения:

- о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

- о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;

- об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);

- о снятии с учета объекта недвижимости;

- об аннулировании и исключении сведений об объектах недвижимости с временным статусом сведений;

- о внесении кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;

- об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.

При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры:

- внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

- постановка на гос. кадастровый учет объекта недвижимости;

- учет изменений объекта недвижимости;

- снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

- внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов гос власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН;

- исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях;

- аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в гос. кадастр, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ гос учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления).

Процедура внесения сведений в реестр

Решение о постановке на кадастровый учет, об учете изменений объекта или о снятии его с кадастрового учета принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов. Заявление о кадастровом учете, представленное в орган кадастрового учета заявителем, регистрируется в день обращения в орган кадастрового учета в книге учета заявлений с указанием времени его получения с точностью до минуты, после чего специалистом органа кадастрового учета, уполномоченным на прием заявлений, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело.

Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления. Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Протокол проверки оформляется в виде электронного документа и подписывается простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.

После принятия решения, сводный протокол проверки документов, уведомление о присвоении такому объекту кадастрового номера или решение о приостановлении (отказе) осуществления кадастрового учета в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляются в подразделения органа кадастрового учета, осуществляющие кадастровый учет на территории определенных кадастровых округов, в которых расположены условные части такого сооружения, в виде электронных документов, для включения в соответствующие кадастровые или учетные дела.

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.

ЗК РФ, Ст 67. Государственный мониторинг земель .

Государственный мониторинг земель - часть гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды), система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

Объект государственного мониторинга земель - все земли в РФ.

Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в гос. фонде данных гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды). Информация о результатах гос. мониторинга земель общедоступна.

Задачи государственного мониторинга земель:

- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

- обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

- обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

- обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель с/х назначения) в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе гос регистрации, кадастра и картографии».

Осуществление мониторинга в отношении земель с/х назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется ФЗ от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О  гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения".

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ  федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления мониторинга установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления гос мониторинга земель, за исключением земель с/х назначения».

Каждый объект мониторинга описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Виды государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдений

1. Мониторинг использования земель . Наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Показатели мониторинга использования земель:

- общая площадь земель (участков) соответствующей категории;

- общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если гос. мониторинг земель проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

- площадь земель или участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- площадь земель или участков, в отношении которых выявлено неиспользование;

- площадь земель или участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;

- площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- площадь застроенных земель в разрезе категорий;

- общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;

- иные показатели, определенные в соответствии с законодательством.

2. Мониторинг состояния земель. Наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Количественные показатели мониторинга состояния земель:

- общая площадь земель (участков) соответствующей категории;

- общая площадь участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если мониторинг проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);

- общая площадь участков общего пользования, внесенных в гос кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);

- общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения;

- количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах;

- общая площадь учтенных в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;

- количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в гос. кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах.

Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса):

- площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень);

- площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная);

- площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная);

- площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная);

- площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная);

- площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная);

- площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная);

- площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная);

- площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);

- площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);

- площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:

- дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

- сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;

- наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

- сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;

- землеустроительной документации;

- материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;

- сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;

- данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;

- результатов обновления картографической основы;

- данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.

ФЗ от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" ЗК РФ, Ст 68. Землеустройство

Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юр лицами земельных участков для осуществления с/х производства, а также по организации территорий, используемых общинами и лицами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Объекты землеустройства - территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия народов РФ, а также части указанных территорий и зон; Все мероприятия по землеустройству проводятся организациями, имеющими лицензии на право заниматься вопросами землеустройства.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

- изменения границ объектов землеустройства;

- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации, защите от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Основаниями проведения землеустройства являются:

- решения федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

- договоры о проведении землеустройства;

- судебные решения. Землеустройство включает:

- проведение кадастровых съемок,

- аэросъемочные работы,

- топографо-геодезические работы,

- почвенно-геоботанические работы,

- геоботанические и другие обследования и измерения,

- межевание границ,

- разработку предложений о рациональном использовании земель.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ