Главная » Учебно-методические материалы » СТАТИСТИКА » Лекционные материалы для студентов заочной формы обучения. Фесина Е.Л.

Тема 6. Показатели статистики рынка товаров и услуг
30.10.2012, 10:48

1. Статистика товарооборота

2. Статистика товарных запасов.

 

6.1. Статистика товарооборота

В процессе своего движения от производителя к конечному потре­бителю товары проходят сферу обращения, функция которой заклю­чается в их пространственном перемещении из одного географическо­го пункта в другой и организации товарно-денежного обмена, сопро­вождаемого переходом права собственности на товар или услугу от одной экономической единицы к другой. Организации сферы обра­щения выступают посредниками между продавцом и покупателем.

Момент продажи товара (обмена на деньги) не всегда совпадает по времени и месту с его физическим перемещением. Купля-продажа то­вара может быть совершена несколько раз без изменения местонахож­дения товара и наоборот.

Произведенный товар в процессе обращения, как правило, не­однократно меняет своего владельца, прежде чем попадает к конеч­ному потребителю. Между производителем и конечным потребите­лем может быть один или несколько торговых посредников, роль которых состоит в организации физического (территориального) и экономического (от одного собственника к другому) движения това­ра. К торговым посредникам относятся не только фирмы и частные лица, совершающие покупку и последующую перепродажу товара и становящиеся на определенном этапе его собственниками (дистри­бьюторы, дилеры), но и экономические единицы, помогающие про­давцу и покупателю найти друг друга и оказывающие им услуги по заключению сделок за некоторое вознаграждение (маклеры, брокеры и др.).

Каждый акт купли-продажи товара, сопровождаемый сменой соб­ственника, называется звеном в процессе движения товара, а число переходов товара от одного владельца к другому — звенностью товаро­движения. Чрезмерное увеличение числа звеньев в обращении невы­годно ни производителю, ни потребителю, поскольку каждая после­дующая перепродажа и перевозка товара повышает издержки обраще­ния и цену товара, что может привести к сокращению покупательской способности потребителей, росту запасов товара и невозможности его реализации. Нарушение координации спроса и предложения снижает эффективность рыночной экономики.Предметом статистики обращения является количественная ха­рактеристика процессов физического и экономического перемещения товаров от производителей к потребителям.

Центральным показателем статистики рынка товаров и услуг явля­ется товарооборот, под которым понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономическо­го движения к конечному потребителю. Его рассматривают как пока­затель:

•   стоимости товарной массы;

•   денежной выручки продавцов;

•   расходов покупателей на приобретение товаров.

Данный показатель находит самое широкое применение в различ­ных направлениях анализа экономики. С его помощью характеризуют размер торговых предприятий, структуру торговой сети, состояния и развития рынка. Как показатель выручки от реализации товаров това­рооборот используется для оценки результатов деятельности торговой фирмы (ее объема и эффективности). В статистике уровня жизни то­варооборот используется для измерения размера денежных расходов населения на приобретение товаров, а также для оценки уровня инди­видуального потребления. Наконец, в макроэкономической статисти­ке при расчете ВВП по направлениям конечного использования това­рооборот служит основой для исчисления расходов домашних хо­зяйств на конечное потребление.

Из приведенного выше определения вытекает, что товарооборот дает характеристику суммарной стоимости товаров во всех единичных сделках купли-продажи, при которых права собственности на товар уступаются в обмен на его денежный эквивалент. Если за рассматриваемый период времени товар продавался и по­купался несколько раз, то стоимость этого товара столько же раз будет учтена в объеме товарооборота.

Структура товарооборота изучается по следующим направлениям:

•   по натурально-вещественному составу (по товарным группам);

•   по экономическому назначению реализуемых товаров [выделяют товарооборот средств производства (товаров производственно-технического назначения), товарооборот товаров конечного потребле­ния, объем закупок сельскохозяйственной продукции];

•   по формам собственности;

•   в территориальном разрезе.

В каждой сделке купли-продажи товаров участвуют две стороны: продавец и покупатель. В зависимости от того, кто является продав­цом, различают товарооборот производителей и торгово-посреднический товарооборот. Товарооборот производителей отражает товар­ную массу, вовлеченную в сферу товарного обращения, и соответству­ет понятию сбыта товаров.

В зависимости от того, кто является покупателем, различают четы­ре категории товарооборота: оптовый, розничный, валовой и чистый товарооборот.

Оптовый товарооборот это объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торго­вым посредникам для последующей их перепродажи, а также массо­вым потребителям, приобретающим товары для осуществления своей деятельности (например, продажи сырья и материалов промышлен­ным предприятиям для последующей переработки, продажи оборудо­вания и хозяйственного инвентаря учреждениям и организациям со­циально-культурной сферы, продажи товаров на экспорт).

Розничный товарооборотэто сумма продаж товаров населению за наличный расчет через все каналы реализации: торговые предпри­ятия, предприятия общественного питания, предприятия почтовой связи, автозаправочные станции, аптеки, вещевые, продуктовые и смешанные рынки и т.п. В розничный товарооборот включается также стоимость проданных населению товаров по кредитным кар­точкам, по расчетным чекам сберегательных банков, по перечислению со счетов вкладчиков, по почте с оплатой по безналичному расчету, стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту их отпуска поку­пателю), стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени доставки покупателю — независимо от вре­мени оплаты покупателем), стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой в объеме фактически оплаченной покупателем стоимости (лекарственных средств, топлива, легковых автомобилей). Кроме того, в составе розничного товарооборота учитывают продажи из розничной торговой сети с оплатой по безналичному расчету продовольственных товаров организациям социальной сферы для питания обслуживаемых ими контингентов населения (санаториям, больницам, детским садам и т.д.).

Валовой товарооборотэто сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота. Если цены остаются без изменения, то величина валового товарообо­рота зависит от количества проданных товаров и числа звеньев в про­цессе движения товаров. Размер валового товарооборота прямо про­порционален числу перепродаж. Стоимость одних и тех же товаров учитывается в нем столько раз, сколько звеньев в обращении они про­шли. Если исключить из валового товарооборота повторный счет сто­имости одних и тех же товаров, то получим сумму конечных продаж, соответствующую реальному количеству проданных товаров. Этот по­казатель называется чистым товарооборотом.

Чистый товарооборот — это сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или торговой фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым потребителям, а также торговым посред­никам других регионов или другим торговым фирмам. Чистый това­рооборот, отражающий реальный объем проданных товаров, может быть использован для оценки коммерческой деятельности торговой фирмы или характеристики конечного результата деятельности в мас­штабе всей торговли того или иного региона. Сопоставляя валовой товарооборот с чистым, исчисляют коэффициент звенности товаро­движения. Он характеризует среднее число звеньев, через которые прошла масса товаров на своем пути от производителя к потребителю (т.е. сколько раз в среднем они были проданы, прежде чем достигли конечного потребителя или вышли за границу сферы товарного обра­щения).

Для изучения динамики товарооборота используются индексы то­варооборота в фактических ценах и индексы товарооборота в сопоста­вимых ценах.


6.2. Статистика товарных запасов

Необходимым условием товарного обращения является наличие товарных запасов. Товарный запас — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до мо­мента реализации. Различают:

•   товарные запасы текущего хранения, обеспечивающие повседневные потребности торговли;

•   товарные запасы сезонного хранения, создаваемые для организаций торговли (например, картофель, фрукты, овощи и другие товары) по сезонам года;

• товарные запасы досрочного завоза, образуемые в трудно-

доступных регионах для организации торговли на протяжении всего периода между моментами завоза товаров в регион.

Товарные запасы представляют собой основную часть оборотных средств торговли. Размер товарных запасов зависит от объема товаро­оборота и соотношения товарного предложения и покупательского спроса. Величина товарных запасов учитывается по состоянию на оп­ределенную дату. Средняя величина товарных запасов исчисляется по формуле средней хронологической и характеризует стоимость това­ров, в среднем ежедневно находившихся в обращении в течение данного периода времени.

Для обеспечения непрерывного процесса товарного обращения товарные запасы должны периодически обновляться. Под скоростью товарного обращения понимается время, в течение которого реализует­ся количество товаров, соответствующее средней величине товарного запаса. Для характеристики скорости товарного обращения используются два показателя:

•          число оборотов товарных запасов (сколько раз в среднем обновились товарные запасы в данном периоде);

•          продолжительность одного оборота в днях (среднее число дней с момента поступления товара до момента его реализации).

Обеспеченность товарооборота товарными запасами измеряется числом дней, на которое хватит данной величины товарного запаса.

При изучении процесса товарного обращения большое значение имеет анализ выполнения договорных обязательств между продавцом и покупателем товаров по объему поставленной продукции, ее ассор­тименту, срокам, в которые осуществляется поставка. При заключении договора о поставке продукции определяются права и обязанности сто­рон, вступающих в отношения купли-продажи, в том числе количест­во и ассортимент товаров, которые должны быть поставлены, качест­венные характеристики товаров, их цены, общая стоимость всей пар­тии товаров, условия и сроки поставки товаров, условия платежа..

Сравнение фактических результатов поставки с условиями кон­тракта дает возможность оценить степень выполнения договорных обязательств между продавцом и покупателем товаров.

При анализе выполнения договорных отношений по объему по­ставки могут быть использованы следующие показатели:

• индивидуальный индекс выполнения договорных обязательств по одному товару;

• абсолютное отклонение фактического объема поставки товаров от предусмотренного контрактом.

На отклонение фактического объема поставки от предусмотренно­го условиями договора влияют три фактора: цены, количество и ассортимент товаров. При выполнении контракта по общему объему поставки может иметь место его невыполнение по отдельным ассорти­ментным позициям- Например, больше, чем предусмотрено договором, поставлено одних ассортиментных видов товара и недопоставлено других видов.

Большое значение придается анализу равномерности поставок, поскольку сроки поставок оговариваются в договоре. Несоблюдение сроков поставок может оказать отрицательное воздействие на органи­зацию производственной деятельности покупателя и в конечном счете на ее результаты. Существует несколько подходов к оценке равномер­ности поставок во времени. Все они предполагают использование в качестве измерителей степени равномерности поставок показателей вариации.

Рассмотрим один из методов. Пусть договором предусмотрены равные объемы поставок за равные промежутки времени (например, каждую декаду — одну треть месячного объема). Фактические постав­ки, удовлетворяющие этому требованию, считаются равномерными. Количественную оценку степени равномерности получают с по­мощью коэффициента неравномерности поставок (%), который ис­числяется по формуле среднего линейного отклонения

Договором могут быть предусмотрены разные объемы поставок через одинаковые промежутки времени. В этом случае поставки счи­таются равномерными, если они по объему и срокам соответствуют условиям договора. Коэффициент неравномерности поставок за пе­риод исчисляется по формуле среднего квадратического отклонения.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ