1. Статистика товарооборота
2. Статистика товарных запасов.
6.1. Статистика товарооборота
В процессе своего движения от производителя к конечному потребителю товары проходят сферу обращения, функция которой заключается в их пространственном перемещении из одного географического пункта в другой и организации товарно-денежного обмена, сопровождаемого переходом права собственности на товар или услугу от одной экономической единицы к другой. Организации сферы обращения выступают посредниками между продавцом и покупателем.
Момент продажи товара (обмена на деньги) не всегда совпадает по времени и месту с его физическим перемещением. Купля-продажа товара может быть совершена несколько раз без изменения местонахождения товара и наоборот.
Произведенный товар в процессе обращения, как правило, неоднократно меняет своего владельца, прежде чем попадает к конечному потребителю. Между производителем и конечным потребителем может быть один или несколько торговых посредников, роль которых состоит в организации физического (территориального) и экономического (от одного собственника к другому) движения товара. К торговым посредникам относятся не только фирмы и частные лица, совершающие покупку и последующую перепродажу товара и становящиеся на определенном этапе его собственниками (дистрибьюторы, дилеры), но и экономические единицы, помогающие продавцу и покупателю найти друг друга и оказывающие им услуги по заключению сделок за некоторое вознаграждение (маклеры, брокеры и др.).
Каждый акт купли-продажи товара, сопровождаемый сменой собственника, называется звеном в процессе движения товара, а число переходов товара от одного владельца к другому — звенностью товародвижения. Чрезмерное увеличение числа звеньев в обращении невыгодно ни производителю, ни потребителю, поскольку каждая последующая перепродажа и перевозка товара повышает издержки обращения и цену товара, что может привести к сокращению покупательской способности потребителей, росту запасов товара и невозможности его реализации. Нарушение координации спроса и предложения снижает эффективность рыночной экономики.Предметом статистики обращения является количественная характеристика процессов физического и экономического перемещения товаров от производителей к потребителям.
Центральным показателем статистики рынка товаров и услуг является товарооборот, под которым понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения к конечному потребителю. Его рассматривают как показатель:
• стоимости товарной массы;
• денежной выручки продавцов;
• расходов покупателей на приобретение товаров.
Данный показатель находит самое широкое применение в различных направлениях анализа экономики. С его помощью характеризуют размер торговых предприятий, структуру торговой сети, состояния и развития рынка. Как показатель выручки от реализации товаров товарооборот используется для оценки результатов деятельности торговой фирмы (ее объема и эффективности). В статистике уровня жизни товарооборот используется для измерения размера денежных расходов населения на приобретение товаров, а также для оценки уровня индивидуального потребления. Наконец, в макроэкономической статистике при расчете ВВП по направлениям конечного использования товарооборот служит основой для исчисления расходов домашних хозяйств на конечное потребление.
Из приведенного выше определения вытекает, что товарооборот дает характеристику суммарной стоимости товаров во всех единичных сделках купли-продажи, при которых права собственности на товар уступаются в обмен на его денежный эквивалент. Если за рассматриваемый период времени товар продавался и покупался несколько раз, то стоимость этого товара столько же раз будет учтена в объеме товарооборота.
Структура товарооборота изучается по следующим направлениям:
• по натурально-вещественному составу (по товарным группам);
• по экономическому назначению реализуемых товаров [выделяют товарооборот средств производства (товаров производственно-технического назначения), товарооборот товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции];
• по формам собственности;
• в территориальном разрезе.
В каждой сделке купли-продажи товаров участвуют две стороны: продавец и покупатель. В зависимости от того, кто является продавцом, различают товарооборот производителей и торгово-посреднический товарооборот. Товарооборот производителей отражает товарную массу, вовлеченную в сферу товарного обращения, и соответствует понятию сбыта товаров.
В зависимости от того, кто является покупателем, различают четыре категории товарооборота: оптовый, розничный, валовой и чистый товарооборот.
Оптовый товарооборот — это объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям, приобретающим товары для осуществления своей деятельности (например, продажи сырья и материалов промышленным предприятиям для последующей переработки, продажи оборудования и хозяйственного инвентаря учреждениям и организациям социально-культурной сферы, продажи товаров на экспорт).
Розничный товарооборот — это сумма продаж товаров населению за наличный расчет через все каналы реализации: торговые предприятия, предприятия общественного питания, предприятия почтовой связи, автозаправочные станции, аптеки, вещевые, продуктовые и смешанные рынки и т.п. В розничный товарооборот включается также стоимость проданных населению товаров по кредитным карточкам, по расчетным чекам сберегательных банков, по перечислению со счетов вкладчиков, по почте с оплатой по безналичному расчету, стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту их отпуска покупателю), стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени доставки покупателю — независимо от времени оплаты покупателем), стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой в объеме фактически оплаченной покупателем стоимости (лекарственных средств, топлива, легковых автомобилей). Кроме того, в составе розничного товарооборота учитывают продажи из розничной торговой сети с оплатой по безналичному расчету продовольственных товаров организациям социальной сферы для питания обслуживаемых ими контингентов населения (санаториям, больницам, детским садам и т.д.).
Валовой товарооборот — это сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота. Если цены остаются без изменения, то величина валового товарооборота зависит от количества проданных товаров и числа звеньев в процессе движения товаров. Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж. Стоимость одних и тех же товаров учитывается в нем столько раз, сколько звеньев в обращении они прошли. Если исключить из валового товарооборота повторный счет стоимости одних и тех же товаров, то получим сумму конечных продаж, соответствующую реальному количеству проданных товаров. Этот показатель называется чистым товарооборотом.
Чистый товарооборот — это сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или торговой фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым потребителям, а также торговым посредникам других регионов или другим торговым фирмам. Чистый товарооборот, отражающий реальный объем проданных товаров, может быть использован для оценки коммерческой деятельности торговой фирмы или характеристики конечного результата деятельности в масштабе всей торговли того или иного региона. Сопоставляя валовой товарооборот с чистым, исчисляют коэффициент звенности товародвижения. Он характеризует среднее число звеньев, через которые прошла масса товаров на своем пути от производителя к потребителю (т.е. сколько раз в среднем они были проданы, прежде чем достигли конечного потребителя или вышли за границу сферы товарного обращения).
Для изучения динамики товарооборота используются индексы товарооборота в фактических ценах и индексы товарооборота в сопоставимых ценах.
6.2. Статистика товарных запасов
Необходимым условием товарного обращения является наличие товарных запасов. Товарный запас — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализации. Различают:
• товарные запасы текущего хранения, обеспечивающие повседневные потребности торговли;
• товарные запасы сезонного хранения, создаваемые для организаций торговли (например, картофель, фрукты, овощи и другие товары) по сезонам года;
• товарные запасы досрочного завоза, образуемые в трудно-
доступных регионах для организации торговли на протяжении всего периода между моментами завоза товаров в регион.
Товарные запасы представляют собой основную часть оборотных средств торговли. Размер товарных запасов зависит от объема товарооборота и соотношения товарного предложения и покупательского спроса. Величина товарных запасов учитывается по состоянию на определенную дату. Средняя величина товарных запасов исчисляется по формуле средней хронологической и характеризует стоимость товаров, в среднем ежедневно находившихся в обращении в течение данного периода времени.
Для обеспечения непрерывного процесса товарного обращения товарные запасы должны периодически обновляться. Под скоростью товарного обращения понимается время, в течение которого реализуется количество товаров, соответствующее средней величине товарного запаса. Для характеристики скорости товарного обращения используются два показателя:
• число оборотов товарных запасов (сколько раз в среднем обновились товарные запасы в данном периоде);
• продолжительность одного оборота в днях (среднее число дней с момента поступления товара до момента его реализации).
Обеспеченность товарооборота товарными запасами измеряется числом дней, на которое хватит данной величины товарного запаса.
При изучении процесса товарного обращения большое значение имеет анализ выполнения договорных обязательств между продавцом и покупателем товаров по объему поставленной продукции, ее ассортименту, срокам, в которые осуществляется поставка. При заключении договора о поставке продукции определяются права и обязанности сторон, вступающих в отношения купли-продажи, в том числе количество и ассортимент товаров, которые должны быть поставлены, качественные характеристики товаров, их цены, общая стоимость всей партии товаров, условия и сроки поставки товаров, условия платежа..
Сравнение фактических результатов поставки с условиями контракта дает возможность оценить степень выполнения договорных обязательств между продавцом и покупателем товаров.
При анализе выполнения договорных отношений по объему поставки могут быть использованы следующие показатели:
• индивидуальный индекс выполнения договорных обязательств по одному товару;
• абсолютное отклонение фактического объема поставки товаров от предусмотренного контрактом.
На отклонение фактического объема поставки от предусмотренного условиями договора влияют три фактора: цены, количество и ассортимент товаров. При выполнении контракта по общему объему поставки может иметь место его невыполнение по отдельным ассортиментным позициям- Например, больше, чем предусмотрено договором, поставлено одних ассортиментных видов товара и недопоставлено других видов.
Большое значение придается анализу равномерности поставок, поскольку сроки поставок оговариваются в договоре. Несоблюдение сроков поставок может оказать отрицательное воздействие на организацию производственной деятельности покупателя и в конечном счете на ее результаты. Существует несколько подходов к оценке равномерности поставок во времени. Все они предполагают использование в качестве измерителей степени равномерности поставок показателей вариации.
Рассмотрим один из методов. Пусть договором предусмотрены равные объемы поставок за равные промежутки времени (например, каждую декаду — одну треть месячного объема). Фактические поставки, удовлетворяющие этому требованию, считаются равномерными. Количественную оценку степени равномерности получают с помощью коэффициента неравномерности поставок (%), который исчисляется по формуле среднего линейного отклонения
Договором могут быть предусмотрены разные объемы поставок через одинаковые промежутки времени. В этом случае поставки считаются равномерными, если они по объему и срокам соответствуют условиям договора. Коэффициент неравномерности поставок за период исчисляется по формуле среднего квадратического отклонения. |