1. Понятие сводки и группировки, их виды
· Процесс упорядочения, систематизации и обобщения данных статистического наблюдения называется СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКОЙ.
Сводка включает комплекс операций: 1) группировка единиц наблюдения; 2) разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом; 3) подсчёт итогов по каждой выделенной группе и по всему объекту; 4) представление результатов группировки и сводки в виде статистических таблиц.
Отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировки.
· ГРУППИРОВКОЙ называется расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы (подсистемы, классы, подгруппы) по определённым существенным для них признакам.
· Признак, по которому производится разбивка единиц совокупности на отдельные группы, называется ГРУППИРОВОЧНЫМ ПРИЗНАКОМ (или, основанием группировки).
В зависимости от целевого назначения выделяют следующие виды статистических группировок.
1. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ группировка служит для выделения социально-экономических типов в разнородной совокупности (группировка государств по уровню экономического развития; населения по принадлежности к общественным группам)
2. СТРУКТУРНАЯ группировка используется для разделения однородной совокупности на группы, характеризующие её структуру, по величине (значению) варьирующего признака.
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ группировка служит для исследования взаимосвязи между явлениями и их признаками. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значений факторного признака систематически возрастает или убывает среднее значение результативного признака. Особенности аналитической группировки: в основу группировки положен факторный признак; каждая выделенная группа характеризуется средним значением результативного признака.
В зависимости от количества группировочных признаков группировки бывают простые и сложные (комбинационные) группировки.
По очерёдности обработки информации выделяют первичные и вторичные группировки.
2. Принципы определения числа групп (интервалов) группировки
Число групп в группировке зависит от вида группировочного признака (атрибутивный или количественный), характера его вариации, а также от задач исследования.
ü Если в качестве группировочного выбран атрибутивный признак, то число групп в группировке будет таким, каково число разновидностей (видов, градаций) этого признака. В случаях, когда атрибутивный признак имеет большое число разновидностей (профессия, наименование выпускаемой продукции, наименование товара) и перечислить их все невозможно или нецелесообразно, то используют классификации.
ü Если группировка проводится по количественному признаку, то число групп определяется исходя из объема совокупности (числа единиц исследуемого объекта) и степень вариации группировочного признака:
а) при группировке по дискретному признаку, принимающему небольшое число значений, число групп будет равно числу этих значений (напр., разряд рабочего);
б) если дискретный признак принимает много значений, и выделение такого числа групп невозможно, или группировочный признак – непрерывный, в этом случае для определения числа групп (n) можно использовать формулу Стерджесса:
n = 1 + 3,322 lgN, где N - число единиц совокупности.
После определения числа групп определяют интервалы группировки.
· ИНТЕРВАЛ – промежуток между максимальным и минимальным значениями признака в группе. Интервалы бывают: равные и неравные (в свою очередь, могут быть произвольными, прогрессивно возрастающими или убывающими, специализированными); открытые и закрытые.
Если строится группировка с равными интервалами (т.е. разность между максимальным и минимальным значением признака для каждой группы одинакова), то величина интервала (h) определяется по формуле: , где xmax и xmin – соответственно, максимальное и минимальное значение группировочного признака в совокупности.
3. Статистические ряды распределения
После определения группировочного признака и границ групп строится ряд распределения (табл. 3).
· ВАРИАНТА (ВАРИАНТ) – это отдельные значения признака, которые он принимает в ряду распределения.
· ЧАСТОТА – число единиц совокупности, принимающих данное значение признака, численность каждой группы вариационного ряда. Сумма всех частот определяет численность всей совокупности, её объём.
· Частоты, выраженные в долях единицы или в процентах к итогу, называют ЧАСТОСТЯМИ (относительными частотами).
Таблица 3 - Понятие и виды статистических рядов распределения
· СТАТИСТИЧЕСКИЙ РЯД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ – это упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определённому варьирующему признаку.
Ряд распределения представляет собой простейшую группировку, в которой каждая выделенная группа характеризуется только одним показателем – числом единиц объекта (статистической совокупности), попавших в каждую группу.
Ряды распределения принято оформлять в виде таблиц.
В зависимости от того, по какому признаку построен ряд распределения, различают следующие их виды. |
· АТРИБУТИВНЫЙ ряд распределения – ряд, построенный по атрибутивному (качественному) признаку.
Его элементы - значения атрибутивного признака и число единиц, принимающих данное значение |
· ВАРИАЦИОННЫЙ ряд распределения – ряд, построенный по количественному признаку.
Вариационные ряды, в свою очередь, в зависимости от характера вариации группировочного признака могут быть дискретными и интервальными. |
· ДИСКРЕТНЫЙ ряд построен по дискретному признаку, его элементы - варианты и частоты. |
· ИНТЕРВАЛЬНЫЙ ряд построен по непрерывному признаку, его элементы интервалы признака и частоты. |
Для анализа рядов распределения используется их графическое изображение, позволяющее судить о форме распределения. Для изображения дискретного ряда применяется ПОЛИГОН ЧАСТОТ (ЧАСТОСТЕЙ), а интервального – ГИСТОГРАММА.
УПРАЖНЕНИЯ
Задача 3.1. Для выяснения зависимости уровня издержек обращения от величины розничного товарооборота по совокупности магазинов произведите их группировку.
№ магазина |
Издержки обращения, млн. руб. |
Объем розничного товарооборота, млн. руб. |
№ магазина |
Издержки обращения, млн. руб. |
Объем розничного товарооборота, млн. руб. |
1 |
1,6 |
20 |
14 |
3,9 |
67 |
2 |
3,8 |
59 |
15 |
3,8 |
74 |
3 |
4,7 |
83 |
16 |
3,7 |
56 |
4 |
3,9 |
47 |
17 |
2,7 |
34 |
5 |
1,5 |
25 |
18 |
2,9 |
56 |
6 |
2,7 |
39 |
19 |
4 |
70 |
7 |
3,1 |
51 |
20 |
3,7 |
59 |
8 |
3 |
41 |
21 |
1,7 |
27 |
9 |
4,5 |
64 |
22 |
2,8 |
38 |
10 |
3,7 |
43 |
23 |
4 |
46 |
11 |
3,9 |
57 |
24 |
3,9 |
53 |
12 |
2,9 |
47 |
25 |
4 |
66 |
13 |
1,8 |
28 |
|
|
|
Для этого: 1) постройте ряд распределения магазинов с равными интервалами; 2) каждую выделенную группу охарактеризуйте числом магазинов, объемом розничного товарооборота (всего и в среднем на один магазин), уровнем издержек обращения (всего и в среднем на один магазин). Результаты группировки представьте в таблице.
Вспомогательная таблица:
|
Группы магазинов по величине розничного товарооборота, млн. руб. |
№ магазина |
Объем розничного товарооборота, млн. руб. |
Издержки обращения, млн. руб. |
|
от 20 до 33 |
1 |
20 |
1,6 |
|
|
5 |
25 |
1,5 |
|
|
21 |
27 |
1,7 |
|
|
13 |
28 |
1,8 |
|
|
Итого по группе |
4 |
100 |
6,6 |
|
В среднем по группе |
25 |
1,65 |
|
|
от 33 до 46 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по группе |
|
|
|
|
В среднем по группе |
|
|
|
|
от 46 до 59 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по группе |
|
|
|
|
В среднем по группе |
|
|
|
|
от 59 до 72 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по группе |
|
|
|
|
В среднем по группе
|
|
|
|
|
72 и более |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по группе |
|
|
|
|
В среднем по группе |
|
|
|
|
Итого по совокупности |
|
|
|
|
В среднем по совокупности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая таблица:
Группы магазинов по объему розничного товарооборота, млн. руб. |
Число магазинов |
Объем розничного товарооборота, млн. руб. |
Издержки обращения, млн. руб. |
всего |
в среднем на 1 магазин |
всего |
в среднем на 1 магазин |
от 20 до 33 |
|
|
|
|
|
от 33 до 46 |
|
|
|
|
|
от 46 до 59 |
|
|
|
|
|
от 59 до 72 |
|
|
|
|
|
72 и более |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|