Главная » Учебно-методические материалы » УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ » Кадровое планирование и кадровый аудит: учебное пособие. Н.Ю. Симонова и др.

Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
24.11.2017, 12:06

Кадры это главный и решающий фактор любого производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют.

Кадры – в узком смысле слова – это основной (штатный) состав подготовленных, квалифицированных работников предприятий, учреждений, партийных, профсоюзных и общественных организаций той или иной отрасли деятельности. В широком смысле – это все постоянные работники.

Кадры предприятия – это основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации.

Как видим единого мнения у авторов характеризующих понятие «кадры» нет, поэтому исходя из интересов и цели работы остановимся на следующем суждении: кадры – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Перейдем к рассмотрению понятия «планирование».

Планирование – это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Планирование – это разработка планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами или лицами.

На основе представленных выше суждений определим границы ключевого понятия «планирование» для данной работы, тогда планирование – это разработка планов, т. е. документов, в которых отражены предварительно обдуманные действия, мероприятия, объединённые последовательно для достижения цели организации с возможными сроками выполнения.

Перейдем к рассмотрению понятия «кадровое планирование».

Кадровое планирование – это эффективное планирование человеческих ресурсов как средство оптимизации использования персонала, совершенствования процесса приёма на работу, организации профессионального обучения, создания основы для развития других программ управления персоналом, сокращения общих издержек на персонал.

Кадровое планирование – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровое планирование представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.

Кадровое планирование – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов организации и его работников.

Кадровое планирование — целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями.

Кадровое планирование представляет комплексную задачу, включающую большое число независимых переменных — новые изобретения, изменения населения, сопротивление изменениям, потребительский спрос, вмешательства государства в бизнес, иностранная конкуренция и, прежде всего, конкуренция на национальном рынке.

Кадровое планирование должно включать возможность обратной связи, поскольку если план не может быть выполнен, часто возникает необходимость в корректировке задач компании, чтобы они стали выполнимыми с точки зрения человеческих ресурсов.

Обобщим представленные выше суждения и предложим следующее понятие «кадровое планирование» – это процесс целенаправленного действия по формированию, сплочению, развитию трудового коллектива, продуктом данного процесса является план, т. е. документ в котором отражены предварительно обдуманные действия, мероприятия, объединённые последовательно для достижения цели организации с возможными сроками выполнения.

Цели кадрового планирования должны постоянно совершенствоваться. Кадровое планирование классифицируется по различным признакам:

– по срокам осуществления оно подразделяется на:

§ долгосрочное – составляется прогноз на три года и более;

§ краткосрочное – охватывает период до одного года.

Охарактеризуем данные типы кадрового планирования более подробно. В качестве основного инструмента долгосрочной кадровой политики выступает план человеческих ресурсов, который представляет собой прогноз численности и движения персонала, составляемый на срок от трех до пяти лет. Для его формирования организация оценивает спрос на труд, потенциальные возможности предложения и состояние внешней среды деятельности. На основе взаимосвязи данный факторов составляется план человеческих ресурсов, в котором определяется количество работников по

должностям и квалификационным характеристикам.

Для качественной организации процессов долгосрочного кадрового планирования необходимо:

1. Создать группу кадрового планирования организации, в которую будут входить основные менеджеры, ответственные за выполнение основных функций на предприятии.

2. Сформулировать задачи управления человеческими ресурсами для достижения целей компании учитывая следующие факторы:

§ планы капитального строительства и капитальных вложений;

§ возможные процессы реорганизации предприятия;

§ возможные изменения ассортимента и объема выпускаемой продукции;

§ наличие финансовых ограничений.

3. Охарактеризовать направления использования персонала, в частности:

§ численность работников разных категорий;

§ определение текучести кадров по каждой категории работников;

§ объем работы, выполняемой сверхурочно;

§ оценка эффективности деятельности настоящего персонала и его потенциала;

§ общий уровень оплаты труда в сравнении с уровнем оплаты в других компаниях.

4. Исследование внешней среды деятельности организации:

§ проблемы по набору персонала;

§ оценка демографических тенденций;

§ реализация программ органов местного самоуправления в области жилищного строительства;

§ учет национальных особенностей;

§ оценка государственной политики в области образования, пенсионного обеспечения и т. д.

5. Изучение потенциального предложения кадров на рынке труда:

§ оценка локальной иммиграции и эмиграции;

§ возможность привлечения к работе категорий работников, которые не привлекаются в настоящее время, например, работников, занятых неполный рабочий день.

После рассмотрения и координации всех названных факторов можно составить план человеческих ресурсов, подробно отражающий, сколько именно работников по количеству, функциям, квалификации, местам работы и размещению следует использовать на разных стадиях будущего периода. В плане должно быть отражено:

§ перечень мест работы и должностей, которые могут появиться, претерпеть какие-либо изменения или быть упраздненными;

§ в какой степени возможна перестановка или переподготовка персонала;

§ необходимые изменения на уровне руководителей, как среднего, так и высшего звеньев;

§ потребности в профессиональном обучении;

§ программы набора, сокращения избыточного персонала или увольнения по выслуге лет;

§ возможности для обратной связи в случае необходимости корректировки плана или задач компании;

§ меры, предусмотренные для улаживания любых проблем с персоналом в связи с дефицитом или избытком рабочей силы (например, ранний выход на пенсию или другие процедуры сокращения персонала).

Краткосрочное кадровое планирование, как правило, осуществляется на основании краткосрочного плана рабочей силы или оперативного плана, который рассчитан на период не более одного года и является наиболее распространенным на практике, чем план человеческих ресурсов.

Оперативный план работы с персоналом это детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет получить данные:

§ о постоянном составе сотрудников (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);

§ о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура, удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных работников и т.д);

§ о текучести кадров;

§ о потере времени из-за простоев, по болезни;

§ о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность отпусков);

§ о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработанная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);

§ об услугах социального характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).

Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с производительными целями они могли служить кадровому планированию.

Информация о персонале должная отвечать следующим требованиям:

§ быть простой — содержать столько данных и только в том объеме, сколько и в каком объеме необходима в данном конкретном случае;

§ быть наглядной — сведения необходимо представлять таким образом, чтобы дать возможность быстро определить главное, а не скрывать его за многословием. Для этого следует использовать таблицы, графики, цветное оформление материала;

§ быть однозначной — сведения должны быть ясными, в их толковании должна быть семантическая, синтаксическая и логическая однозначность;

§ быть сопоставимой — сведения необходимо приводить в сопоставимых единицах и относить к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и не ее;

§ быть преемственной — сведения о кадрах, подаваемых за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы представления;

§ быть актуальной — сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т. е. представляться без задержек.

Начальной ступенью процесса кадрового планирования является планирование потребности в персонале. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.

При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений.

Существует четыре категории работников, по которым ведется планирование:

1. Действующий персонал;

2. Новички;

3. Потенциальные сотрудники;

4. Персонал, покинувший организацию.

В отношении каждой из этих категорий менеджмент компании должен принимать разные действия (Таблица 2).

Таблица 2

Действия, принимаемые менеджерами в отношении персонала

Категории работников

Управленческие действия

Действующий персонал

Оценка производительности труда. Распределение работников. Обучение и развитие. Оплата  и мотивация. Карьерный рост

Новички

Методы найма. Процедуры отбора. Введение в должность. Условия заключения договоров. Процесс адаптации. Обучение

Потенциальные сотрудники

Методы найма. Внешние связи. Уровень оплаты труда. Бонусы для персонала

Персонал, покинувший организацию

Увольнение по инициативе администрации. Выход на пенсию. Текучесть персонала.

К преимуществам кадрового планирования можно отнести следующие:

1. Организация лучше подготовлена для преодоления последствий изменения внешней среды деятельности.

2. Тщательное определение возможных будущих потребностей в человеческих ресурсах помогает организации найти новые и более эффективные способы управления человеческими ресурсами

3. Организация может избежать как избытка, так и дефицита сотрудников.

4. Планирование поможет организации создать и в дальнейшем развивать программы обучения персонала и обеспечения преемственности руководства.

5. Руководство вынуждено будет критически оценить сильные и слабые стороны человеческих ресурсов компании и политики в области персонала.

6. Позволит избежать дублирования усилий работников компании и улучшить их координацию и интеграцию при выполнении работы.

Таким образом, процесс кадрового планирования является неотъемлемой частью процесса управления персоналом, способного многократно повысить его эффективность.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ