2. Анализ отчета о прибылях и убытках
Узнать стоимость этой работы
28.10.2013, 08:31

Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последователь­ное изучение всех статей отчета.

Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли - источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчета о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих де­ловые решения на основе выбора вариантов. Кроме того, результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов как во внутреннем, так и во внешнем анализе.

При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является неоднородная совокупность - доходы и рас­ходы, прибыли и убытки, итоговый показатель - будь то прибыль до на­логообложения или чистая прибыль - формируется не только за счет выручки от продажи. Для определения итогового показателя в таблице не всегда удобно использовать объем продаж. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формиро­вания финансовых результатов. Поэтому представляется целесообраз­ным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчета о прибылях и убытках.

В уплотненном отчете о прибылях и убытках отражается обобщен­ная информация о формировании чистой прибыли (таблица 11).

Таблица 11 - Уплотненный аналитический отчет о прибылях и убытках

Показатели

 

В тыс. руб.

 

Темп при­роста, % 

 

Структура, %

 

преды­дущий год

отчет­ный год

откло­нение 

преды­дущий год

отчет­ный год

откло­нение 

1

2

3

4

5

6

7

8

Прибыль от продаж

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль до налогообложения

 

 

 

 

100

100

-

Чистая прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

По результатам таблицы делается вывод об изменениях финансовых результатов.  Также необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов в таблице 12.

Таблица 12 - Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов организации

Показатели

 

В тыс. руб.

Темп при­роста, %

 

Структура, %

предыду­щий год

отчет­ный год

откло­нение 

преды­дущий год

отчет­ный год

отклонение 

Доходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Прочие  доходы

 

 

 

 

 

 

 

Всего доходов

 

 

 

 

100,0

100,0

 

Расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Прочие расходы

 

 

 

 

 

 

 

Всего расходов

 

 

 

 

100,0

100,0

 

 

Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения явля­ется прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу ее формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты - рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.

Удельный вес расходов по обычным видам деятельности в выручке,  выраженный в процентах, - это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках. Доля прибыли от продаж в выручке от продаж, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж. Увеличение затрат на рубль продаж может указывать на снижение прибыли - в расчете на один рубль продаж и рентабельности, что может быть объяснено изменением величины коммерческих и управленческих расходов.

Таблица 13 - Анализ прибыли от продаж

Показатели

В тыс. руб.

Темп прироста, %

 

Структура, %

предыдущий

год

отчетный

год

отклонение

 

предыдущий

год

отчетный

год

отклонение

 

Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг)

 

 

 

 

100,0

100,0

-

Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)

 

 

 

 

 

 

 

Валовая прибыль

 

 

 

 

 

 

 

Коммерческие расходы

 

 

 

 

 

 

 

Управленческие расходы

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг)

 

 

 

 

 

 

 

 

Но главный аспект анализа при изучении этих статей - целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответ­ствие темпов роста этих расходов темпам роста объема продаж.

Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках.

Таблица 14 - Коэффициенты рентабельности

Показатели

Алгоритм расчета

Предыдущий год, %

Отчетный год, %

1

2

3

4

Коэффициент валовой прибыли (валовая рентабельность)

Валовая прибыль/Выручка от продажи · 100

 

 

Рентабельность текущей деятельности (затратоотдача)

Прибыль от продажи/Расходы по обычным видам деятельности · 100

 

 

Рентабельность продаж по прибыли от продажи

Прибыль от продажи/Выручка от продажи · 100

 

 

Общая рентабельность (бухгалтерская от обычной деятельности)

Прибыль до налогообложения/Выручка от продажи · 100

 

 

Рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая рентабельность)

Чистая прибыль/Выручка от продажи · 100

 

 

Экономическая рентабельность

Чистая прибыль/Средняя стоимость имущества · 100

 

 

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль/Средняя стоимость собственного капитала · 100

 

 

Рентабельность перманентного капитала

Чистая прибыль/ (Средняя стоимость собственного капитала +средняя стоимость долгосрочных обязательств) · 100

 

 

 

Следует помнить, что существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельностью продаж, которая может быть представлена: рентабельность активов равна произведению оборачиваемости активов на рентабельность продаж.

Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля, вложенного в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли прибыли в выручке от продаж. Данное соотношение может быть интерпретировано следующим образом. С одной стороны, высокое значение рентабельности продаж еще не означает высокой отдачи от используемого совокупного капитала предприятия. С другой стороны, незначительность чистой прибыли по отношению к выручке от продаж необязательно свидетельствует о низкой рентабельности вложений в активы предприятия. Определяющий момент – скорость оборота активов предприятия.

Это помогает оценивать стратегию компаний и эффективность управ­ленческих решений ее руководства.

В заключении анализа отчета о прибылях и убытках необходимо провести факторный анализ прибыли. Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги.

1) Расчет выручки в сопоставимых ценах:

В,соп.=Во/Иц,   (1)

где В,соп. – выручка от продаж в отчетном году, в сопоставимых ценах;

Во - выручка от продаж в отчетном году;

Иц -  индекс изменения цен.

2) Расчет изменения выручки от продаж за счет изменения цен:

∆ В= Во - В, соп.,  (2)

где ∆ В – изменение выручки от продаж отчетного года за счет изменения цены.

3) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения цен:

∆Пц = ∆ В · Р/100, (3)

где ∆Пц – изменение суммы прибыли за счет изменения цен;

Р -  рентабельность продаж предыдущего года, %.

Рентабельность продаж предыдущего года  определяют:

Р = Пб/Вб · 100, (4)

где Р   – рентабельность продаж предыдущего года, %;

Пб -  прибыль от продаж предыдущего года;

Вб -  выручка от продаж предыдущего года.

4) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры продукции:

∆По = [((Во – В,соп.) - ∆ В) · Р]/100, (5)

где ∆По – изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры продукции.     

5)    Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения себестоимости реализованной продукции:

∆Пс = [(Исо –Исб) · Во]/100,  (6)

где ∆Пс  – изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции;

Исо, Исб -  удельный вес себестоимости в выручке от продаж в отчетном и предыдущем периодах, %.

6) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов:

∆Пу = [(Иуо –Иуб) · Во]/100, (7)

где ∆Пу  -  изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов;

Иуо,Иуб – удельный вес управленческих расходов в выручке от продаж в отчетном и предыдущем периоде, %.

7) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения коммерческих расходов:

∆Пк = [(Ико –Икб) · Во]/100, (8)

где ∆Пк  -  изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения коммерческих расходов;

Ико,Икб – удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж в отчетном и предыдущем периоде, %.

Все показатели нужно разделить на факторы прямого и косвенного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Таблица 15 – Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж отчетного периода

Показатели-факторы

Сумма, тыс.руб.

1. Количество проданной продукции

 

2. Изменение цен на реализованную продукцию

 

3. Себестоимость проданной продукции

 

4. Коммерческие расходы

 

5. Управленческие расходы

 

Совокупное влияние факторов

 

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика