Общая информация » Каталог студенческих работ » АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » СибГТУ, анализ финансовой отчетности |
28.10.2013, 08:31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета. Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли - источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчета о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения на основе выбора вариантов. Кроме того, результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов как во внутреннем, так и во внешнем анализе. При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является неоднородная совокупность - доходы и расходы, прибыли и убытки, итоговый показатель - будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль - формируется не только за счет выручки от продажи. Для определения итогового показателя в таблице не всегда удобно использовать объем продаж. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчета о прибылях и убытках. В уплотненном отчете о прибылях и убытках отражается обобщенная информация о формировании чистой прибыли (таблица 11). Таблица 11 - Уплотненный аналитический отчет о прибылях и убытках
По результатам таблицы делается вывод об изменениях финансовых результатов. Также необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов в таблице 12. Таблица 12 - Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов организации
Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу ее формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты - рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж. Удельный вес расходов по обычным видам деятельности в выручке, выраженный в процентах, - это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках. Доля прибыли от продаж в выручке от продаж, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж. Увеличение затрат на рубль продаж может указывать на снижение прибыли - в расчете на один рубль продаж и рентабельности, что может быть объяснено изменением величины коммерческих и управленческих расходов. Таблица 13 - Анализ прибыли от продаж
Но главный аспект анализа при изучении этих статей - целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объема продаж. Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках. Таблица 14 - Коэффициенты рентабельности
Следует помнить, что существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельностью продаж, которая может быть представлена: рентабельность активов равна произведению оборачиваемости активов на рентабельность продаж. Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля, вложенного в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли прибыли в выручке от продаж. Данное соотношение может быть интерпретировано следующим образом. С одной стороны, высокое значение рентабельности продаж еще не означает высокой отдачи от используемого совокупного капитала предприятия. С другой стороны, незначительность чистой прибыли по отношению к выручке от продаж необязательно свидетельствует о низкой рентабельности вложений в активы предприятия. Определяющий момент – скорость оборота активов предприятия. Это помогает оценивать стратегию компаний и эффективность управленческих решений ее руководства. В заключении анализа отчета о прибылях и убытках необходимо провести факторный анализ прибыли. Методика расчета факторных влияний на прибыль от обычной деятельности включает следующие шаги. 1) Расчет выручки в сопоставимых ценах: В,соп.=Во/Иц, (1) где В,соп. – выручка от продаж в отчетном году, в сопоставимых ценах; Во - выручка от продаж в отчетном году; Иц - индекс изменения цен. 2) Расчет изменения выручки от продаж за счет изменения цен: ∆ В= Во - В, соп., (2) где ∆ В – изменение выручки от продаж отчетного года за счет изменения цены. 3) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения цен: ∆Пц = ∆ В · Р/100, (3) где ∆Пц – изменение суммы прибыли за счет изменения цен; Р - рентабельность продаж предыдущего года, %. Рентабельность продаж предыдущего года определяют: Р = Пб/Вб · 100, (4) где Р – рентабельность продаж предыдущего года, %; Пб - прибыль от продаж предыдущего года; Вб - выручка от продаж предыдущего года. 4) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры продукции: ∆По = [((Во – В,соп.) - ∆ В) · Р]/100, (5) где ∆По – изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры продукции. 5) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения себестоимости реализованной продукции: ∆Пс = [(Исо –Исб) · Во]/100, (6) где ∆Пс – изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции; Исо, Исб - удельный вес себестоимости в выручке от продаж в отчетном и предыдущем периодах, %. 6) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов: ∆Пу = [(Иуо –Иуб) · Во]/100, (7) где ∆Пу - изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения управленческих расходов; Иуо,Иуб – удельный вес управленческих расходов в выручке от продаж в отчетном и предыдущем периоде, %. 7) Изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения коммерческих расходов: ∆Пк = [(Ико –Икб) · Во]/100, (8) где ∆Пк - изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения коммерческих расходов; Ико,Икб – удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж в отчетном и предыдущем периоде, %. Все показатели нужно разделить на факторы прямого и косвенного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом. Таблица 15 – Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж отчетного периода
Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||