СПбГИЭУ, основы логистики (практические занятия)
Узнать стоимость этой работы
12.03.2014, 10:38

Практическое занятие № 1

Объекты управления в логистике

Целью практического занятия является рассмотрение классификации материальных, сервисных, информационных и финансовых потоков, которые являются объектами управления и исследования в логистике.

Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая прдукция, к которым применяются логастические операции и логистичские функции.

– Параметрами материального потока являются:

– номенклатура, ассортимент и количество продукции;

– габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

– весовые характеристики (общая масса, вес,брутто, вес нетто);

– физико-химические свойства;

– характеристики тары (упаковки);

– условия транспортировки и хранения;

– стоимостные характеристики и др.

Материальные потоки классифицируют по ряду признаков: по отношению к логистической системе (ЛС) различают внешние и внутренние материальные потоки (МП); по отношению к звену ЛС – входные и выходные (только внешние) МП; по номенклатуре – однопродуктовые и многопродуктовые МП; по ассортименту – одноассортиментные и многоассортиментные МП; по характеристикам груза в процессе перевозки – штучные, навалочные, наливные, тарно-штучные, тяжеловесные, легковесные, негабаритные и др.; по признаку непрерывности во времени - непрерывные и дискретные МП; по степени детерминированности – детерминированные и стохастические МП.

Сервисный поток – поток услуг, выполняемых в ЛС с целью удовлетворения потребностей как внешних, так и внутренних по отношению к организации потребителей.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, сервисными и информационными потоками.

Финансовые потоки (ФП) классифицированы по отношению к ЛС (внешние и внутренние), назначению (ФП, обусловленные процедурами закупки, инвестиционные ФП, ФП, связанные с формированием материальных затрат в процессе производства, ФП, возникающие в процессе распределения и др.), по способу переноса авансированной стоимости (ФП при движении основных фондов и оборотных средств), по формам расчетов (наличные средства, безналичные расчеты, учетно-финансовые потоки), по видам хозяйственных связей (вертикальные и горизонтальные).

Информационный поток  – это поток сообщений в устной, документной (в том числе электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку.

Информационные потоки (ИП) классифицированы по отношению к ЛС и звеньям ЛС (внутренние, внешние, горизотальные, вертикальные, входные, выходные), по виду носителей (на бумажных, магнитных носителях, электронные и др.), по времени возникновения и периодичности использования (регулярные, периодические, оперативные, on line, off line), no назначению информации (директивные, нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные), по степени открытости и уровню значимости (открытые, закрытые, коммерческие, конфиденциальные, простые, заказные), по способу передачи информации (курьер почтой, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс и др.).

Задание 1. Для логистической системы, состоящей из промышленной компании, поставщика, потребителя и перевозчика, занятого доставкой готовой продукции потребителю, составьте схему потоков. Виды потоков, признаки классификации представьте в табличном виде (форма таблицы приведена в табл.1), приведите примеры и определите параметры потоков.

Ответить на вопросы:

1) Какова направленность движения основного и сопутствующих потоков?

2) Какие потоки проходят через разные функциональные области логистики предприятия?

Таблица 1

 

Форма таблицы для выполнения задания 1

Название потока

Признак классификации

Вид

потока

Пример

 

Параметры потока

 

 

 

 

 

Задание для самостоятельного решения:

Выполните задание 1, рассмотрев в качестве логистической системы следующие предприятия: морской порт, автомастерскую, супермаркет.

Практическое занятие № 2

Логистические функции и операции

Целью практического занятия является изучение функциональных областей логистики и выполняемых в них логистических функций и операций.

В процессе логистической деятельности выполняются действия, приводящие к изменению параметров потоков и неподлежащие декомпозиции в рамках поставленных задач управления, которые принято называть логистическими операциями (ЛО).

Логистическая функция (ЛФ) - совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности и степени управляемости логистики предприятия. Логистические функции разделяют на ключевые и поддерживающие.

Задание 1. Составьте схему логистической системы производственного предприятия, выделив функциональные области логистики снабжение, производство, распределение. Из предложенного списка выберите ключевые, а затем поддерживающие логистические функции, выполняемые в каждой из функциональных областей   логистики    (ЛФ   расположите   под   функциональными областями, выделенными на схеме ЛС):

  • управление процедурами заказов;
  • хранение запасов;
  • управление запасами;
  • складирование;
  • выбор поставщиков оборудования;
  • передача заказа;
  • прогнозирование спроса на готовую продукцию;
  • Отгрузка продукции;
  • Обеспечение сервисом; Перевозка; Консолидация отправок;
  • Управление производственными процедурами;
  • Поддержка стандартов качества производства продукции;
  • Защитная упаковка;
  • Расчеты с перевозчиком;
  • Сортировка товаров на складе; Разукрупнение партий поставки;
  • Грузопереработка;
  • Поддержка возврата готовой продукции;
  • Управление закупками;
  • Пакетирование груза; Разгрузка;
  • Прием заказа;
  • Поддержка стандартов качества обслуживания потребителей;
  • Транспортировка;
  • Прогнозирование расхода материальных ресурсов;
  • Расчет страхового запаса; Выбор перевозчика;
  • Сбор и утилизация возвратных отходов, тары; Прием товара.

Ответить на вопросы:

1) Какие логистические функции выполняются во всех функциональных областях логистики?

2) Какие логистические функции выполняются только в отдельных функциональных областях логистики?

3) Как называются действия, нераспределенные в вышепри­веденном списке после выполнения задания 1 ?

Задание 2. Распределите оставшиеся после выполнения за­дания 1 действия по логистическим функциям. Дополните пере­чень. Ответ представьте в табличном виде.

Задание для самостоятельного решения:

Выполните задание 1 и 2, рассмотрев в качестве логистиче­ской системы морской порт, автомастерскую, супермаркет или иное предприятие.

Практическое занятие № 3

Макро-и микрологистические системы

Целью практического занятия является изучение характеристики логистической системы и классификации ЛС по объектно-функциональному признаку.

Задание 1. Прочтите определение системы: системы – это множество взаимосвязанных элементов, функционирующих для достижения общей цели. Это определение есть необходимое и достаточное условие для существования системы. При каких дополнительных условиях система будет считаться логистической?

Задание 2. Из предложенного списка выберите ситуации, положения или материальные потоки, относящиеся к микрологистическим и макрологистическим системам. Ответ представьте в табличной форме.

· Через склад торговой фирмы проходит более 100 тыс. т товаров;

· Организация доставки внешнеторговых грузов морским и автомобильным транспортом;

· Грузы доставляются в районы Крайнего Севера сначала речным, затем морским или воздушным транспортом;

· Оборачиваемость запасов склада выросла в 2 раза;

· Ежегодно грузооборот транспорта России составляет более 10 млрд. т.;

· 1 % роста расходов на рекламу увеличивает сбыт продукции примерно на 1000 ед. товара в месяц;

· Товарооборот товара составил 8000 стиральных машин в год;

· 18 поставщиков обслуживают школы и дошкольные учреждения города так, что суммарные расходы минимальны;

· Исследование рынка показало, что ежегодный рост рынка со­ставляет 5 % в год;

· Страны ЕС формируют единый внутренний рынок;

· Производственная логистика рассматривает цех как систему;

· Вероятность срыва поставок из Европы в два раза ниже, чем поставок из Японии и Кореи;

· Для строительства дорог в Татарстане ОАО «Татавтодор» выбрало несколько поставщиков щебня;

· При поставке сырья на химическое предприятие важными являются критерии времени и безопасности;

· Через Республику Татарстан проходи мощный транзитный грузопоток;

· Фирма арендует несколько складов в разных районах г. Казани;

· Для стимулирования продаж разработана дисконтная система;

· Развитие международных транспортных коридоров позволить внедрить современные логистические технологии доставки грузов;

· Для развозки молока требуется нанять 20 автомобилей;

· В Свияжском транспортом узле создается логистический центр.

Ответить на вопросы:

По каким признакам классифицируются макро- и микрологистические системы?

К каким бизнес-процессам относятся нераспределенные положения, ситуации из вышеприведенного списка?

Дополните ситуации, характерные для макро- и микрологистических систем разных видов.

Практическое занятие № 4

Логистические концепции

Целью практического занятия является изучение преимуществ и проблем, связанных с применением логистических концепций.

Задание 1. На рис.1 показан цикл выполнения заказа в системе поставок продукции (вид продукции выберите самостоятельно). При организации поставок возникают типичные проблемы: задерживается доставка, на складе хранятся избыточные запасы (примерно три недели до размещения товара в торговом зале), на полках товар находится до момента продажи до 24 дней. Руководитель магазина решает применить логистические концепции. Помогите ему сделать выбор. Сформулируйте преимущества, которые получит магазин, применив эти концепции. Отметьте проблемы, которые могут возникнуть в связи с переходом на логистическое управление.

Покажите на схеме цикла заказа (рис.1) где какие концепции могут быть применены. Преимущества и проблемы внедрения логистических концепций сведите в таблицу.

Ответить на вопросы:

1)  Какие логистические концепции могут быть применены на производственном предприятии? Отметьте их на схеме (рис.1).

2)  Какие преимущества получит предприятие, и с какими проблемами может столкнуться? Ответ представьте в табличном виде.

3)  Как изменится логистическое управление производственного предприятия представленного на рис. 1, если потребитель(магазин) станет применять логистические концепции? .

4)  Как изменится цепь поставки после внедрения логистики? Аргументируйте свои ответы.

5)  Сравните преимущества применения логистических концепций и возникающих проблем в ситуациях независимого логистического управления и интегрированной логистики в рамках цепи поставок. Какой вариант, на Ваш взгляд, будет эффективнее?

Задание для самостоятельного решения:

Выберите конкретный продукт, цепь поставок которого легко изучить, например, бензин, телефонные услуги, автомобили, ресторанную сеть и т.п. Определите, какие логистические концепции могут быть применены в цепи поставок выбранного продукта

Задание 2. Выполните классификацию логистических концепций, выбранных в задании 1, по признакам:

– Источник генерирования логистических потоков;

Рис.1 Цикл выполнения заказа в системе поставок продукции

– Характер переработки потока;

– Степень охвата операций хозяйственного процесса;

– Устранение узких мест в хозяйственной деятельности;

– Составляющие комплекса логистики;

– Функциональная область логистики.

Приведите примеры логистических концепций разных видов. Ответ представьте в виде таблицы (форма таблицы — табл.2). Приведите свои примеры логистических концепций.

Практическое занятие № 5

Выбор логистического посредника

Целью практического занятия является рассмотрение метода выбора логистического посредника.

Таблица 2

Форма таблицы для выполнения задания 2

Классификационный признак

Виды логистических концепций

Примеры логистических концепций

 

 

 

Задание 1. В табл.3 представлены основные критерии, по которым может производиться выбор поставщика, а также значения этих критериев, соответствующие четырем претендентам. Необходимо выбрать поставщика.

Таблица 3

Показатели (критерии) для оценки поставщиков

 

Критерий

Поставщики

А

Б

В

Г

1 Цена продукции, руб./ед.

400

420

380

350

2 Надежность поставок *

0,88

0,95

0,86

0,8

3 Финансовое положение**

7

8

7

5

4 Время исполнения заказа, дн.

4

57

5

6

5 Качество продукции

оч.хор.

оч.хор.

хор.

хор.

6 Репутация в своей отрасли

хор.

оч.хор.

удовл.

хор.

7 Оформление товара (упаковка)

оч.хор.

отл.

хор.

оч.хор.

8 Психологический климат у пставщика (возможность забастовок)

хор.

оч.хор.

хор.

удовл.

9 Удаленность поставщика от потребителя, км.

20

50

35

10

10 Соответствие продукции стандартам ISO 9000

да

да

да

нет

Примечание. * вероятность соблюдения сроков, номенклатуры и т.п;

** условные оценки;

Порядок выполнения задания:

1) Выбрать критерии, на основе которых будет произво­диться выбор поставщика (не менее 7);

2) Разделить критерии на количественные, качественные и релейные. Уточнить перечень претендентов;

3) Для выбранных критериев установить ранги, составив матрицу парных сравнений, элементы которой могут быть определены по формуле:

Знаки равенства, меньше и больше соответствуют равнозначности критериев, меньшей и большей значимости одного критерия по сравнению с другим, соответственно.

4) Определить сумму баллов, которую набрал каждый из критериев, и, выбрав зависимость, рассчитать весовые коэффициенты для критериев. При линейной или близкой к ней зависимости весовые коэффициенты рассчитываются по формуле

    i = 1,2,   ,N,

где N- количество учитываемых критериев.

При нелинейной зависимости весовые коэффициенты могут быть определены по формуле

wi  = x exp(– xi ) ,

где xi  –  середина i-го интервала, i = 1,2, ...,N.

x – интервал, рассчитываемый с учетом количества критериев и размаха значений х.

5) Рассчитать количественные оценки, результаты представить в табличном виде (форма таблицы представлена в табл.4);

6)  Рассчитать качественные оценки, воспользовавшись функцией желательности (табл. 5). Результаты расчета представить в табличном виде (табл. 6);

7)  Определить интегральную оценку и рейтинг поставщиков, сделать выбор поставщика.

Таблица 4 Форма таблицы для расчета количественных оценок поставщиков

Критерий

Вес

Эталон

Поставщики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

Суммарная количественная оценка с учетом веса

 

 

 

Примечания: *в числителе –  оценки, рассчитанные с учетом эталонных значений; в знаменателе –  рассчитанные с учетом весовых коэффициентов

Таблица 5

Оценка качества и соответствующие им стандартные оценки на шкале желательности

Интервал

Оценка качества

Отметки на шкале желательности

Диапазон

Среднее значение

3-4

Отлично

более 0,950

0,975

2-3

Очень хорошо

0,875 –  0,950

0,913

1-2

Хорошо

0,690 –  0,875

0,782

0-1

Удовлетворительно

0,367 –  0,690

0,530

(-1)-0

Плохо

0,066 –  0,367

0,285

(-2)-(-1)

Очень плохо

0,0007 –  0,066

0,033

(-3)-(-2)

Скверно

менее 0,0007

-

Таблица 6 Расчет качественных и интегральных оценок

Критерий

Вес

Поставщики"

 

 

 

Суммарная качественная оценка с учетом веса

 

 

 

Интегральная оценка

 

 

 

Рейтинг

 

 

 

Примечание: в числителе –  оценки, определенные сти, в знаменателе –  рассчитанные с учетом веса

по шкале желательно-

Практическое занятие № 6

Выбор варианта доставки груза

Целью практического занятия является рассмотрение и оценка логистических критериев выбора, применяемых в транспортировке.

Задание 1. Оценить виды транспорта по критериям, приведенным в табл. 7, по шкале «самый высокий (большой) –  высокий (большой) –  средний –  низкий (малый) –  самый низкий (малый)».

Для оценки видов перевозимых товаров применить шкалу «все виды - отдельные (указать какие) грузы».

Таблица 7

Форма таблицы для оценки видов транспорта по критериям

Критерии выбора

Вид транспорта

Железнодорожный

Морской

Речной

Автомобильный

Трубопроводный

Воздушный

Скорость

 

 

 

 

 

 

Уровень затрат

 

 

 

 

 

 

Номенклатура грузов

 

 

 

 

 

 

Виды товаров

 

 

 

 

 

 

Количество обслуживаемых рынков

 

 

 

 

 

 

Надежность доставки

 

 

 

 

 

 

Ответить на вопросы:

1) Каким критериям выбора вида транспорта отдается предпочтение в соответствии с логистическими концепциями всеобщих затрат, точно в срок, быстрого реагирования, всеобщего управления качеством? Ответ представьте в табличной форме.

2) Расположите виды транспорта в последовательности от наибольшего к наименьшему значению параметров: степень универсальности, масштаб сообщений, скорость доставки.

Задание 2. Выберите маршрут доставки груза по критериям времени и затрат на основании исходных данных, представленных в табл.8.

Таблица 8

 

Критерии оценки перевозки по маршруту

Кольмар –  Екатеринбург

 

 

Критерий

Показатель

1 маршрут (а/м + паром + а/м)

2 маршрут

(а/м + ж/д +

+ паром)

3 маршрут (а/м)

 

Время

Время в пути (скорость доставки), ч.

265,85

397,65

245,59

 

Время  на  оформление документов, ч.

.3

2,5

4

 

Время

Время на терминальную обработку, ч.

- 18

9   '

0

Время на погрузочно-разгрузочные операции, ч.

24

14

10

Ожидание на пограничных переходах, сут.

4

4

30

Время  на таможенную

очистку, ч.

30

30

30

Время на консолидацию, сут.

0

24

0

Стоимость

Затраты на перевозку, общие, EUR

34 550

17 600

36 500

Затраты на погрузочноразгрузочные  операции (тарифы порта), EUR

175

0

0

Затраты на терминальную обработку, EUR, в

том числе:

-  хранение

-  перекатка роллтрейлеров

 

 

71

20

51

0

0

Затраты на оформление документов, EUR

315

235

395

Ответить на вопросы:

1) Какой вариант маршрута следует выбрать, если основным является критерий времени?

2) Какой вариант маршрута следует выбрать, если основным является стоимостной критерий?

3) Какой вариант маршрута следует выбрать, если оба кри­терия важны?

Задание для самостоятельного решения:

Придумайте ситуацию, в которой требовалось бы выбрать способ транспортировки или маршрут. Решите свою задачу.

Практическое занятие № 7

Определение оптимальной партии поставки

Целью практического занятия является ознакомление с классическим и усовершенствованным вариантом формулы для определения экономичной партии поставки.

Оптимальная партия поставки определяется по формуле Уилсона:

 ,

где С0 – затраты на выполнение одного заказа, руб;

А  – потребность в заказываемом продукте в течение данного периода, шт.;

Сn – цена единицы продукции, хранимой на складе, руб.;

i – доля от цены Сn, приходящейся на затраты по хранению.

Зная S0, нетрудно определить количество заказов

N = A/S0

минимальные суммарные затраты за рассматриваемый период

 ,

время между заказами

Tз = Др S0 /A = Др /N

где Др – продолжительность рассматриваемого периода.

Оптимальный размер заказа с учетом площади (или объема) склада, которая требуется для всей поступившей партии, опреде­ляется по формуле

где а затраты на хранение единицы продукции с учетом занимаемой площади (объема) склада, руб./м2 (руб./м3);

к – коэффициент, учитывающий пространственные габариты единицы продукции, м2/шт. (м /шт.). Величина минимальных затрат рассчитывается по формуле

Задание 1. Рассчитать оптимальную партию заказа, количе­ство заказов и время между заказами при следующих исходных данных:

- потребность в заказываемом продукте (в год), A=2000 ед.;

- цена единицы продукции Сn=500 руб.;

- доля от цены, приходящаяся на затраты по хранению (в год) i=0,25;

- затраты на выполнение одного заказа C0=400 руб.

Ответить на вопросы:

1) При каких условиях формула Уилсона дает корректные решения?

2) Как изменятся партия заказа, количество заказов и время между заказами, если транспортное средство, на котором осуществляется поставка, вмещает только 25 ед. продукта?

3) Как изменятся партия заказа, количество заказов и время между заказами, если склад не может вмещать более 75 ед. продукта?

Задание 2. Допустим, что каждая единица продукции, рассмотренная в задании 1, упакована в ящик следующих размеров:

а × b × с (а = 0,8 м - ширина; b = 1,0 м - длина; с - 0,4 м -высота); при хранении допускается штабелирование ящиков в h ярусов (h=5). Ставка аренды складских помещений составляет 196 руб/м2 год. Определить оптимальную партию заказа, количество заказов и время между заказами с учетом площади (объема), за­нимаемой товаром.

Ответить на вопрос:

Как изменились результаты расчета оптимальная партия за­каза, количество заказов и время между заказами?

Практическое занятие № 8

Оценка влияния логистики на экономические показатели

Целью практического занятия является изучение показате­лей эффективности логистики и влияния логистики на экономи­ческие показатели.

Задание 1. Исходные данные:

годовая потребность в товаре 10 000 ед.;

стоимость единицы товара – 25 000 руб. (затраты на изготовление товара 18 000 руб.);

товар упакован в коробку, вес брутто которой 25 кг.;

стоимость хранения единицы товара на складе с учетом размера коробки и этажности хранения – 200 руб./ед.год. (арендная плата за использование складского помещения вносится один раз в год исходя из необходимой площади);

время доставки товара – 2 ч., время разгрузки tр = 0,0083 ч/ед.

На фирме принята следующая стратегия пополнения запаса товара:

количество поставок – 8 в год;

для доставки товара используется автомобиль грузоподъемностью 4,5 т., тариф – 300 руб./ч.

Проанализировать эффективность логистики и предложить варианты снижения общих затрат. В табл. 9 приведены справочные данные о тарифах на использование автомобилей.

Ответить на вопросы:

1)   Какой из предложенных Вами вариантов наиболее эф­фективен, с точки зрения минимизации общих затрат?

Таблица 9

Тарифы на почасовые автомобильные перевозки

Грузоподъемность автомобиля, т

Тариф, руб./час

до 1

160

1-3

230

3-4

270

4-5

300

5-10

350

10-15

450

15-20

460

свыше 20

460 + 10 за каждую последующую полную и неполную тонну

2) Как изменится чистая прибыль фирмы после применения Ваших предложений?

3) Как изменится оборачиваемость запасов?

4) Как изменится доходность активов?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика