УГАТУ, методы принятия управленческих решений (расчетно-графическая работа)
Узнать стоимость этой работы
18.11.2013, 13:41

Теоретическая часть

1 Анализ. Выявление и оценивание проблемной ситуации.

А. Анализ внешней среды предприятия

Целью анализа макросреды является отслеживание (мониторинг)  и анализ тенденций/событий, неподконтрольных предприятию, которые могут повлиять на потенциальную эффективность  его стратегии.

Внешняя среда состоит из двух  частей:

1) макросреда (отдаленное окружение);

2) микросреда (отраслевое или ближнее окружение)

 

Рис. 1. Окружение бизнеса

Поскольку число  возможных факторов макросреды достаточно велико, рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние  на деятельность предприятия.

 Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор  стратегии. Эти решения должны быть ориентированы  на использование возможностей  и защиту от угроз, связанных  с изменением  внешней среды.

Б. Выявление и формулировка проблемы

Этап формирования решений начинается с  выполнения процедуры анализа проблемной ситуации (ПС). Под проблемой понимается критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием. Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров. Описание проблемной ситуации целесообразно осуществлять по схеме, представленной на рис.2

Рис.2. Описание проблемной ситуации

В. Выявление проблем и формирование полного перечня (каталога) проблем

Этап формирования решений начинается с выполнения процедуры анализа проблемной ситуации (ПС). Под проблемой понимается критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием.

Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров.

Структурировать проблему позволяет процесс построения дерева проблем (рис.3).

Рис. 3. Дерево проблем (пример)

Построение структуры (графа) проблем (процедура осуществляется на основе экспертного опроса), определяющей рациональную последовательность  их  решения с точки зрения причинно - следственной связи и возможности максимального использования влияния частичного или полного решения предшествующих проблем на более полное и эффективное решение последующих проблем.

Построение графа проблем и выявление базовых проблем осуществляются для каждого из пяти направлений совершенствования управленческой деятельности

Кардинальными базовыми из рассмотренного множества являются проблемы нулевого уровня, их значимость уменьшается по мере удаления от нулевого уровня.

Для последующей проработки и включения в соответствующие разделы ЦКП (целевая комплексная программа) совершенствования управления из представленных графов проблем были выбраны проблемы нулевого и первого уровней  т.е. наиболее  важные, кардинальные проблемы.

Далее проводится анализ каталога проблем  и его корректировка с возможным возвратом процедур.

Для каждого направления деятельности организации и функции интегрального управления берутся проблемы и для них повторяются вышеописанные процедуры. В результате получается граф проблем совершенствования управления в целом для организации.

Г. Формулировка выявленной проблемной ситуации

Анализируются проблемы нулевого уровня - наиболее важные проблемы совершенствования управления в целом для организации. (Если на нулевом уровне проблем мало, можно дополнительно включить в число анализируемых проблем и проблемы первого уровня структуризации). Возможно ранжирование проблем по приоритетности.

Проведённое таким образом выявление проблем, определение их взаимного влияния позволяют создать необходимые предпосылки для разработки и анализа путей (способов, средств) решения этих проблем. Иными словами, закладывается основа для разработки целевой комплексной программы (плана  мероприятий) совершенствования управления в организации.

Дадим некоторые рекомендации по формулированию проблем совершенствования управления.

1. Проблема должна быть сформулирована достаточно конкретно. Нельзя допускать обобщающих формулировок  проблем, перекрывающих практически полностью содержание соответствующей функции управления.

Например, нецелесообразно допускать формулировки типа: «Организационная структура управления не соответствует современным условиям хозяйствования». Такая формулировка проблемы, перекрывая содержание всех проблем совершенствования данной функции управления, заведомо становится базовой, кардинальной  проблемой. В тоже время она носит слишком общий характер.

2. Для того, чтобы  выявленные  проблемы было приблизительно одного масштаба, целесообразно  их  формулировать  для   одного уровня управления, например организации в целом. В противном случае проблемы совершенствования управления в  организации  в целом перекроют  проблемы  совершенствования  управления в её отдельных подразделениях.

Достоинства вышеизложенного метода выявления и оценивания проблем:

1) относительная простота и быстрота его реализации;

2) выделение базовых, кардинальных проблем даёт возможность сконцентрировать усилия и ресурсы на решении действительно наиболее важных проблем;

3) структура предлагаемых анкет по выявлению проблем совершенствования управления направляет мышление экспертов на достаточно конкретное формулирование проблем, помогает определить их содержание и адресность, облегчает привязку к конкретному виду  управленческой деятельности;

4) структуризация, упорядочение  проблем  даёт  возможность провести анализ  причин возникновения проблем, оценить их актуальность и срочность, определить взаимосвязи данной проблемы  с другими проблемами.

Недостатки:

1. Трудно оценить степень полноты и достоверности информации, представленной экспертами. Нет  полной уверенности, что эксперты выявили действительно все основные проблемы и правильно определили взаимоотношения между ними. Анализ конечного графа проблем порой наводит на мысль об отсутствии в нём  каких-то проблем. Отсутствие в начальном каталоге какой-то необходимой проблемы ещё не означает, что эксперты допустили ошибку. Возможно, что для данного объекта исследования эта проблема не имеет принципиального значения. То же самое можно сказать и о необычности с общетеоретических позиций некоторых взаимосвязей в конкретных графах проблем.

2. Отсутствие  в явном виде аналитического обоснования выявленных проблем, хотя квалифицированные эксперты, формулируя  и анализируя проблемы, могут пользоваться такой аналитической информацией.

3. У отдельных экспертов может отсутствовать желание выявить все проблемы. При чёткой формулировке проблемы, возможно, выявятся и «виновники» её возникновения, ошибки и недостаточная компетентность лица, принявшее соответственное решение.

4. Сильно проявляется ориентация экспертов на традиционные подходы к проблемам управления. Эксперты чаще больше внимания уделяют совершенствованию административных методов управления в ущерб экономическим методам и учёту человеческого фактора. Частичное преодоление этой трудности лежит в проведении экспертного опроса в соответствии с теорией и методологией этого метода.

 

2. Формирование целей, критериев  и ограничений

2.1. Формирование целей

ЦЕЛИ - это выражение желаемого состояния результата деятельности.

Множество возможных целей можно разделить на два класса: финитные (конечные, терминальные) и инфинитные (бесконечные). Финитные цели характеризуют вполне определённый результат, который должен быть во времени и в пространстве. Выбор того или иного класса целей зависит от характера решаемой проблемы. Большинство проблем являются краткосрочными, оперативными. Цели решения этих проблем должны быть конкретными, вполне определёнными и, следовательно, конечными.

Процедура формирования целей решения проблемы выполняется путём логического мышления ЛПР. Применение каких-либо формальных методов для формулировки перечня  целей решения социально-экономических проблем практически исключено по крайней мере в обозримом периоде времени. Для выполнения функции целепологания необходим очень большой объём знания и опыта.

При формировании целей решения ПС необходимо учитывать основные направления деятельности организаций: научно-техническое, производственно-технологическое, экономическое, социальное, охрану окружающей среды. В зависимости от характера проблемы и особенностей ситуации цели решения будут соответствовать тем или другим направлениям деятельности.

Цели решения проблемы должны включать достижение некоторых эффектов  и затрат на их  получение. Цели - эффекты обычно характеризуют увеличение выпуска продукции, улучшение её качества, выпуск новой продукции  с высокими потребительскими свойствами  и т.п. Цели-затраты определяют уменьшение различных видов ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, финансовых, информационных и т.п.

Цели определяются содержательно и должны быть выражены в чёткой и компактной форме. Формулировка цели должна носить ярко выраженный императивный (повелительный) характер. Одной из наиболее часто встречающихся ошибок в определении целей является подмена действительных целей в виде объёма работы. Формулировка цели в виде объёма работы  может привести к тому, что наилучшим достижением становится наибольший объём работы. Словесная формулировка целей является необходимым, но недостаточным условием осуществления целепологания. Для конкретизации целей необходимо определить их характеристики: критерии достижения целей, показатели степени достижения целей и приоритеты.

Для определения главной цели составляется  полный перечень целей, а затем на основе количественной и качественной характеристик каждой из них выявляется  приоритет какой-либо одной. Особое значение на данном этапе имеет прогностическое обоснование цели. Прогнозное исследование может быть направлено как на определение реально достижимой, отвечающей потребностям общественного развития цели, так и на поиск средств и способов достижения поставленной цели.

2.2. Формирование критериев

Критерии достижения целей определяют в качественной или количественной форме, что означает достижение целей. Достижение одной цели может характеризоваться несколькими критериями.

Показатели степени достижения целей являются мерами текущего выполнения целей. Соотношение между показателями степени достижения и критериями достижения целей состоит в том, что показатели это меры измерения, а критерии – это точки или интервалы на шкалах измерения.

Следовательно, критерий-это мера степени близости к цели, или критерий-это признаки или показатели, которые ЛПР считает важными по отношению к поставленной  цели, являются общими для всех допустимых решений и характеризуют ценность решения так, что ЛПР добивается по ним наилучших показателей и не  может заменить их ограничениями. Приоритеты целей представляют собой меры  важности целей в решении ПС. 

2.3. Формирование ограничений

Наряду с формированием целей важное значение имеет определение существенных ограничений, влияющих на выбор оптимального решения. Ограничения - это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решении.

Комплексный подход требует учёта всей совокупности существенных факторов, поэтому при формулировке ограничений должны рассматриваться экономические, политические, технические, психологические и другие аспекты решения задачи.

Наиболее характерными ограничениями экономического характера  являются ресурсы, поэтому необходимо в явной форме сформулировать располагаемый объём ресурсов в виде ограничений. Наличие таких ограничений позволяет ещё на этапе формирования вариантов решений отбросить те из них, которые явно неприемлемы с точки зрения располагаемых ресурсов.Важное значение имеют правовые ограничения - действующие законы, постановления, инструкции и другие нормативные акты, выполнение которых является обязательным.

Ограничения дополняют цели и в определённой степени с ними взаимозаменяемы. Часто формулировки целей можно изменить так, чтобы превратить их в ограничения, которые выступают как обязательные требования.

2.3. Формирование набора решений.

Для того чтобы быть эффективным решение должно удовлетворять ряду требований:

1) быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени (поэтому решение должно содержать цели, декомпозицию (расчленение) цели на задачи, оценку располагаемых и потребных ресурсов, сценарий достижения целей в результате решения задач и другие элементы соответствующей направленности);

2) содержать механизм реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;

3) быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным);

4) готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций (иногда это важнейшее требование пытаются игнорировать. Рассматривается только управление в штатных ситуациях);

5) быть реализуемыми, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов (Например, несоответствие функций подразделений применяемым технологиям порождает в организационно-производственной системе (ОПС0 линейно-функциональный конфликт);

6) быть гибким, то есть изменять цель и(или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

7) предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.

Для окончательного принятия решений по каждому исследуемому  варианту необходимо сопоставить как получаемый  в результате принятия решения эффект, так и возможные затраты  (денежные, затраты трудовых, материальных и прочих ресурсов) на его реализацию. Количественная оценка эффекта, полученного в результате принятия того или иного решения, выражается не только в денежной форме, но и зависит от изменений в составе капитальных вложений, социальных условий труда, психологического  климата и т.д. Сопоставление вариантов предусматривает исключение непригодных и выбор наиболее приемлемых. Анализ производится с использованием методов экономического и системного анализа.

В наиболее общем виде выбор окончательного решения определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной обеспеченностью процесса управления.

Критерий эффективности управленческого решения выражается, как правило, в виде совокупности показателей и выступает в качестве мерила познания изучаемого явления.

При выборе критерия эффективности решения следует руководствоваться следующими основными требованиями:

§   во-первых, он должен быть выражен количественно, т.е. иметь физический смысл;

§   во-вторых, должен наиболее полно отражать результаты решения;

§   в-третьих, быть достаточно простым, понятным и конкретным.

2.4. Экономическое обоснование принятия решения

К принципам экономического обоснования принятия управленческого решения относятся:

§  учет факторов времени;

§  учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;

§  применение системного подхода;

§  применение комплексного подхода;

§  обеспечение многовариантности технических решений;

§  обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;

§  учет факторов неопределенности и риска.

Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений.

Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета социальный и экологический эффекты от повышения показателей экологичности и эргономичности нового объекта.

К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды.

Обеспечение многовариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (при помощи компьютера), прежде чем отрезать.

Сопоставимость вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета.

1) Мероприятия по повышению качества входа системы:

Это мероприятия по повышению качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем. Экономический эффект внедрения этих мероприятий проявляется:

1) у изготовителя товара – за счет повышения качества процесса, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок пр-ва и брака при применении более качественных материалов (т.е. некоторая экономия производственных затрат);

2) у потребителя - за счет повышения качества изготовления товара, что позволяет изготовителю повысить цену.

Сырье, материалы, комплектующие входят в текущие затраты, т.е. себестоимость товара. Эти затраты на повышение качества входа системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов, тогда суммарная составляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной.

2) Мероприятия по повышению качества процесса в системе:

Это мероприятия по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации.

Эффект достигается у потребителя за счет «переноса» высокого качествава входа системы ч/з процесс системы к ее выходу.

Эффект данных мероприятий распределяется м/у потребителем и производителем через цену на рынке:

1) у потребителя: более качественный товар -> более полное удовлетворение потребности.

2) у производителя: более качественная продукция -> реализация по более высокой цене и/или в большем кол-ве.

3) Ожидаемый экономический эффект от приобретения потребителем нового товара (орудия труда):

Это эффект от покупки орудия труда, с помощью которого выпускается продукция

Эффективным управленческое решение можно считать в том случае, если не существует другого решения, имеющего более высокие оценки хотя бы по одному критерию и равные оценки по остальным критериям эффективности. Правильный выбор критерия эффективности, по существу, эквивалентен не только правильной формулировке задачи, но и определению основных направлений действий по реализации решения.

Теорией принятия решений выработан ряд требований к выбору критериев эффективности. Так, отмечается, что критерий эффективности должен быть всегда один.

Рекомендации по выбору критериев эффективности принятия решений:

- для решений, связанных с планированием, разработкой конструкций изделий и технологических процессов, целесообразно принимать объем затрат на производство продукции, трудоемкость обслуживания и условия труда;

- достаточно учитывать критерий эффективности всей системы;

- в качестве критериев эффективности могут быть приняты определенные границы значения показателя;

- в тех случаях, когда оценка эффективности требует привлечения большого количества критериев эффективности, целесообразно сгруппировать их.

Требования к критерию эффективности:

- он должен отражать многоцелевую направленность производства;

- критерий должен учитывать объективные закономерности развития экономики и базироваться на информации, которую можно получить;

- его необходимо дополнить соответствующими локальными критериями, которые будут использоваться на более низких уровнях в системе планирования.

В наиболее общем виде критерий эффективности должен быть сформирован на основе определенной совокупности показателей, характеризующих качество и эффективность принимаемого решения.

Эффективность управленческих решений определяется многими количественными и качественными факторами технико-технологического, социально-экономического и организационного характера.

К технико-технологическим факторам повышения эффективности управленческих решений относятся: машиновооруженность труда, степень использования средств оргтехники, техническая культура специалистов и технических исполнителей и другие.

К социально-экономическим факторам относятся: авторитет руководителя, межличностные отношения, психологические характеристики, конфликтные ситуации, система морального и материального стимулирования, санитарно гигиенические условия труда, утомляемость, физические нагрузки, общее состояние здоровья работников и другие.

К организационным факторам: степень рациональности структуры аппарата управления, состояние разделения  и кооперации труда, подбор и расстановка кадров, организация исполнения, организация рабочих мест, рациональность использования рабочего времени.

При решении проблемы определения эффективности принятия решений весьма важными условиями являются учет действия и взаимодействия различных групп факторов, определение количественного влияния как на эффективность деятельности по управлению производством, так и на конечные результаты эффективности производства.

Весьма часто критерий эффективности решения выражается вероятностными характеристиками - вероятностью достижения цели операции или математическим ожиданием какого-либо показателя, характеризующего успех или неуспех в выполнении той или иной операции (действия).

При рассмотрении различных вариантов решений, ведущих к достижению определенных целей, задача обычно формируется как необходимость  достижения поставленной цели при оптимальных затратах. Между тем многогранность управленческой деятельности определяет необходимость определения как технико-технологических, так и социально-экономических, политических и прочих целей. В зависимости от выполняемых функций цели могут быть подразделены на простые и сложные.

Поскольку одни и те же цели могут быть достигнуты при различной величине затрат, то в качестве основного показателя эффективности  принимаемых решений может служить отношение получаемого в результате реализации решений эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине относительных затрат на достижение поставленных целей:

Кроме того, разрабатываемые решения можно оценить с помощью показателей эффективности инвестиционных проектов:

1- чистый дисконтированный доход (ЧДД), Net Present Value (NPV);

2- индекс доходности / рентабельности инвестиций (ИД), Profitability Index (PI);

3- дисконтированный срок окупаемости, Discounted Payback Period (DPP);

4- внутренняя норма прибыли, Internal Rate of Return (IRR).

1.Чистый дисконтированный доход – сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу. Или превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Net Present Value (NPV)

2. Индекс доходности ИД – отношение суммы приведенных эффектов (дисконтированных доходов) к величине капвложений. Характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений. Profitability Index (PI)

Проект эффективен, если ИД больше 1.

3. Дисконтированный срок окупаемости (DPP) – период, в течение которого инвестиции покрываются диск-ми денежными поступлениями. Т.е. это минимальный временный интервал (от начала проекта) за пределами которого  интегрированный поток становится неотрицательным.

4. Внутренняя норма доходности (ВНД) – представляет собой норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов = приведенным капиталовложениям, т.е. ЧДД=0.

2.5. Выбор оптимального решения.

Для выбора наиболее оптимального управленческого решения необходимо:

1) Рассмотреть набор альтернативных решений – проектов, т.е. вариантов решения (устранения) выявленной ранее проблемы, для решения которой была сформулирована цель и предложены задачи (в аналитической части). Привести количественные характеристики вариантов решения, в т.ч. социально-экономические показатели, описать различия в схемах или процедурах предложенных решений.

2) Сравнить проекты по нескольким критериям и обосновать выбор наилучшего варианта (с помощью выбранного в теоретической части метода анализа и выбора управленческих решений) с помощью методических указаний по оценке эффективности решений, представленных в п.2.4.

3) Для выбранного решения – проекта – разработать программу рациональных мероприятий по его реализации, в т.ч. уточнить информационное и организационное обеспечение процесса разработки и реализации управленческого решения с указанием сроков, исполнителей, документов, необходимых ресурсов и т.д.).

 

3. Задание. Тематика расчетно-графических работ

Студент может самостоятельно выбирать тему РГР исходя из представленного списка, либо по согласованию с преподавателем предложить свою и выполнить ее в соответствии с данными методическими указаниями.

Тематика расчетно-графических работ:

1. Экспертные процедуры принятия решения.

2. Функционально-стоимостной анализ в принятии управленческих решений.

3. Методы прогнозирования в управленческих процессах.

4. Моделирование в процессах принятия решений.

5. Методы и модели оценки эффективности управленческих решений.

6. Методы экономического обоснования управленческих решений.

7. Методика оценки эффективности инвестиционных проектов.

8. Принятие решений в условиях антикризисного управления предприятием.

9. Факторный анализ в принятии управленческих решений.

10. Использование SWOT- анализа при принятии УР.

11. Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности.

12. Методы оптимизации решений.

13. Методы оценки риска принятия решения.

14. Переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров.

 

4. Требования к содержанию и структуре расчетно-графической работы

4.1 Содержание РГР.

К важнейшим требованиям, предъявляемым к РГР по курсу «Методы принятия управленческих решений», относятся:

1. Знание теории вопроса и основных понятий темы. Студент должен в полной мере проявить свою теоретическую подготовку, включив характеристику используемых категорий и понятий в изложении своей темы. Такой подход - непременное условие положительной оценки представленной работы. Разумеется, работа только выиграет от использования фактов, конкретных материалов. Однако в первом разделе работы приоритет отдается изложению теоретических аспектов и актуальности выбранной темы.

2. Наличие собственной позиции и ее аргументация. В РГР студент на основе изученной литературы должен определить свою точку зрения по основным проблемам, аргументировать ее.

3. Последовательность и доказательность изложения. Раскрытие содержания должно быть доказательным, научно-аргументированным, а не декларативным. Важно проявлять соответствующую требовательность при отборе фактического материала, его систематизации, не допуская описательности, увлечения фактологией, изложением однотипного материала, повторов. Следует обратить внимание на стиль изложения, обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность терминологии.

4. Самостоятельное и творческое выполнение работы. Это одно из важнейших требований, предъявляемых к РГР студентов. Широкое использование литературы и других источников ни в коем случае не должно заменять собственный стиль и собственный поиск решения проблемы студентом.

5. Наличие аналитической и  проектно-расчетной части. Аналитическая часть РГР включает характеристику, анализ и выявление проблемных аспектов деятельности конкретного объекта исследования. Практическая часть включает в себя возможные пути, альтернативные варианты решения проблемы.

6. Правильное оформление работы. Текст РГР набирается на компьютере с использованием программного продукта Microsoft Office. В целом оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, предназначенным для печати: наличие титульного  листа, плана, ссылок, библиографии и т.д.

Невыполнение данных требований служит основанием для возврата ее студенту на доработку.

4.2 Структура и объем РГР.

РГР по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» должна состоять из следующих частей: титульного листа, плана (содержания), основного текста (включающего введение, аналитическую, научно-методическая и проектно-расчетную части и заключение), а также библиографического списка (табл.1). Структура РГР может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.

Объем РГР должен быть не менее 30-35 страниц печатного текста.

Таблица 1 – Предлагается следующая типовая структура РГР

Наименование разделов проекта

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

1-2

Раздел 1. Аналитическая часть

10-12

Раздел 2. Научно-методическая часть

6-8

Раздел 3. Проектно-расчетная часть

10-12

Заключение

2-3

Список литературы

1

Титульный лист и выполняется в соответствии с образцом, указанным в приложении 1.

Основной текст состоит из введения, аналитической, научно-методической и проектно-расчетной частей и заключения. Во введении студент обосновывает актуальность темы своего исследования, показывает его новизну и отражает цель и задачи РГР, объем данной части должен составлять не более 2 страниц печатного текста.

Аналитическая часть начинается с характеристики и анализа объекта исследования. Объектом исследования РГР могут являться хозяйствующие субъекты различных форм собственности и различных сфер деятельности.

Характеристика объекта исследования должна содержать:

1) основные цели функционирования исследуемого объекта;

2) анализ функционирования исследуемого объекта (по степени достижения поставленных целей, по улучшению качества продукции/услуг и обслуживания населения);

3) анализ финансовых показателей (доходов, расходов и результатов деятельности);

4) анализ внешней и внутренней среды организации;

5) управленческий анализ и т.д.

В работе необходимо подробнее охарактеризовать те аспекты деятельности объекта (технические, социальные, экономические, организационные), которые непосредственно связаны с решением задач, поставленных в РГР.

Основой проведения исследований должны являться приемы и методы экономического анализа, математической статистики, функционально-стоимостного анализа, экспертный опрос и т.д. В результате должны быть выявлены и проанализированы достоинства и недостатки объекта исследования, его сильные и слабые стороны.

По результатам проведенного анализа:

1) Выявить и сформулировать проблемы в деятельности организации (в маркетинговой, производственной, финансово-экономической, социальной и других сферах деятельности).

2) Проранжировать выявленные проблемы по степени важности.

3) Описать наиболее важную проблему:

· дать характеристику самой проблемы (место и время возникновения, сущность и содержание проблемной ситуации, масштаб проблемы – т.е. границы распространения ее воздействия на работу предприятия или его частей);

· перечислить и описать причины ее возникновения (внутренние и внешние ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы).

4) Для 2-3 основных причин построить схему Ишикавы «рыбий скелет».

5) Построить дерево проблем (декомпозиция проблемы или разбиение проблемы на составные части) - дать не менее трех уровней детализации.

6) Сформулировать цели, критерии, ограничения. Построить дерево целей по уровням детализации: единая цель, долгосрочные цели на период 3-5 лет, среднесрочные на период 1-3 года, краткосрочные - до 1 года.

7) Построить дерево задач для одной из рассмотренных подцелей (определить 3-5 уровней детализации – до четко определенных проектов).

Итогом написания аналитической части должны являться конкретные выводы, позволяющие описать проблемную ситуацию, решение которой будет приведено в проектно-расчетной части. Объем аналитической части составляет примерно 10-12 страниц РГР.

Научно-методическая часть является результатом работы студента над литературными источниками по конкретным аспектам разработки управленческих решений (в частности с применением экспертных методов, методов социально-экономического анализа, экономико-математических методов и моделей, методов ФСА, МАИ, «затраты-эффект», методов многокритериальной оптимизации и т.д.).

Рассмотреть возможные методы решения с учетом отечественного и зарубежного опыта, существующие подходы к трактовке данной темы в различных литературных источниках. Обосновать выбор метода решения (одного или нескольких), его (их) содержание, суть, сущность и преимущества выбранного метода (методов) применительно к своему объекту управления, его проблемам и целям.

Объем научно-методической части 6-8 страниц.

В проектно-расчетной части необходимо:

1) Рассмотреть набор альтернативных решений – проектов, т.е. вариантов решения (устранения) выявленной ранее проблемы, для решения которой была сформулирована цель и предложены задачи (в аналитической части). Привести количественные характеристики вариантов решения, в т.ч. социально-экономические показатели, описать различия в схемах или процедурах предложенных решений.

2) Сравнить проекты по нескольким критериям и обосновать выбор наилучшего варианта (с помощью выбранного в теоретической части метода анализа и выбора управленческих решений). Проекты должны содержать экономическое, социальное и правовое обоснование.

3) Для выбранного решения – проекта – разработать программу рациональных мероприятий по его реализации, в т.ч. уточнить информационное и организационное обеспечение процесса разработки и реализации управленческого решения с указанием сроков, исполнителей, документов, необходимых ресурсов и т.д.).(см. лекции)

Привести графические, табличные материалы и цифровые расчеты, иллюстрирующие процесс выбора оптимального решения.

Объем проектно-расчетной части 10-12 страниц.

Заключение представляет собой общий вывод, сделанный студентом в ходе выполнения РГР, в данном разделе необходимо кратко отразить суть работы, сделать итоговые выводы, показать решения задач, поставленных во введении. Объем 2-3 страницы.

В конце РГР в определенной последовательности составляется список использованной литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников, использованных автором при выполнении РГР.

5. Методика выполнения расчетно-графической работы.

Выполнение РГР можно расчленить на следующие этапы:

1. Выбор темы и объекта исследования.

2. Подбор и изучение литературы; составление библиографии.

3. Составление плана работы.

4. Сбор и обработка теоретического, аналитического и практического материалов.

5. Литературное изложение подготовленных данных в соответствии с планом РГР.

6. Оформление и сдача РГР на кафедру.

Изучение дисциплины «Методы принятия управленческих решений» осуществляется студентами в течение одного семестра (3-й семестр). Работа над РГР проводятся в то время, когда уже начитан весь курс по изучаемой дисциплине. К концу данного цикла каждый студент должен завершить РГР. Оформленная и подписанная автором, она сдается на кафедру не менее чем за 1 неделю до экзамена по соответствующей дисциплине.

1. Тема РГР студентами выбирается самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются кафедрой. В отдельных случаях студенту предоставляется право самому предложить тему, не включенную в список, однако этот выбор необходимо согласовать с преподавателем. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы, но и вообще возможность ее выполнения.

При выборе темы мы рекомендуем студенту исходить из следующих критериев:

- Сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет студентам более глубоко разобраться в наиболее трудных проблемах курса, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.

Научный интерес. Некоторые темы вызывают научный, творческий интерес студентов и могут быть перспективны для них в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке статей докладов, диссертации).

Ориентация на профессиональную деятельность. Целесообразно выбирать тему РГР, которая была бы связана с будущей темой дипломного проекта студента. Выполнение тем, связанных с дипломным проектом студента, имеет двойное преимущество: это повышает уровень профессиональной деятельности и облегчает исполнение дипломного проекта, так как автор сможет широко использовать фактический материал своей РГР с последующей детализацией.

Наличие источников и литературы. Окончательный выбор темы, особенно предложенной студентами самостоятельно, вне списка, необходимо предварить выяснением наличия достаточных источников и литературы по данной теме. И, наоборот, в некоторых случаях выбор темы может быть определен наличием или возможностью доступа студента к соответствующей литературе.

К другим критериям можно отнести актуальность темы (научная и практическая ценность), собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.

2. После выбора темы нужно самостоятельно составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследования перечня литературы, рекомендованной кафедрой в рабочей программе курса «Методы принятия управленческих решений». При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в журналах за год в последнем номере того или иного журнала, возможностью доступа к тематическим сайтам в сети Internet.

3. После подбора и изучения литературы студент должен составить план РГР, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План – это скелет работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. План работы тесно связан с ее структурой. Составленный план работы необходимо обсудить с руководителем, который консультирует студента.

4. Сбор и обработка материала. Для написания РГР нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в системе государственной и муниципальной службы. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени; отчетные данные предприятий и учреждений и др.

5. После того, как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан материал, студент приступает к написанию РГР. Это весьма ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно писать, раскрывать содержание вопросов, делать обобщения, выводы. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивая узловые вопросы на пункты и подпункты. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы.

6. Оформление и сдача РГР на кафедру. После написания и оформления работы студент должен подписать ее, поставить дату и сдать на кафедру. Последний срок сдачи РГР за 2 неделю до экзамена.

Работа не засчитывается:

1) если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов;

2) если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;

3) если нет проектно-расчетной части;

4) если в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

При защите РГР возможно собеседование со студентом не только по содержанию работы, но и по процедуре ее выполнения. Поэтому студенту необходимо осмыслить написанное в работе, быть готовым объяснить любые приведенные в работе положения.

Положительная оценка РГР («зачтено») - это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену по дисциплине «Управленческие решения».

6. Требования к оформлению расчетно-графической работы

РГР должна быть соответствующим образом оформлена. К оформлению предъявляются следующие требования:

1. Представленный вариант работы должен быть разборчив, страницы пронумерованы.

2. Наличие титульного листа с названием работы, на второй странице - содержание.

3. Текст РГР печатается на одной стороне стандартного листа формата А4, через 1,5 интервала, шрифт 14 Times New Roman.

4. Текст следует печатать и писать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзацный  отступ составляет 1,25 см.

5. Заголовки параграфов печатаются прописными буквами через интервал от предыдущей и последующей строк. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой, заглавной). Точка в конце заголовка и подзаголовка не ставится. Каждую часть работы принято начинать с новой страницы.

6. Отсчет страниц начинают с первого (титульного) листа, но нумерация страниц проставляется арабскими цифрами в правом нижнем углу начиная со 2 страницы работы (после титульного листа).

7. Иллюстрации: таблицы и рисунки (фотографии, схемы, графики, диаграммы), расположенные на отдельных страницах рукописи, включаются в общую нумерацию страниц рукописи. Таблицы обозначают словом "Таблица" и нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах параграфа. Например, Таблица 1.1, Таблица 1.2. Первая цифра обозначает номер параграфа, вторая - порядковый номер таблицы. Другие иллюстрации обозначают словом "Рисунок" и нумеруют аналогичным образом.

8. Список использованных источников, составленный в алфавитном порядке фамилий авторов. При формировании библиографического аппарата литературы следует использовать ГОСТ 7.1-84.

9. На все цитаты и цифровые данные, приводимые в тексте РГР, указываются источники. При оформлении сносок на используемую литературу, следует соблюдать ряд правил:

а) Сноски могут быть постраничные, тогда используется нумерация 1,2,3 и т.д. Сноска отделяется от текста сплошной линией. Описание сноски аналогично общим правилам, которые приведены выше.

б) Можно использовать ссылки построчно. Но тогда, обращаясь к источнику, указывают его порядковый номер в списке используемой литературы и страницу текста. Например (8., с.65). Это означает, что в списке использованной литературы фамилия автора и название работы идут под номером 8, а данные взяты из источника со страницы 65.

9. Электронный вариант РГР для сдачи на кафедру представляет собой документ Microsoft Word, название данного документа составляется исходя из ФИО и группы студента (например, «Иванов_И_И_М_316.doc»)



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика