ТПУ, инженерное предпринимательство (практические работы)
Узнать стоимость этой работы
13.11.2025, 18:31

Практическое занятие 1. Деловая игра «Построение команды»

Задание: Изучив теоретический материал "Формирование и организация работы команды", необходимо самостоятельно подобрать фильм, в котором прослеживается командная работа и принципы командообразования (не менее 3 принципов):

- Формирование целей

- Командное выполнение задачи

- Индивидуальная ответственность перед командой

- Стимуляция

- Профессиональный рост

- Креативность

- Продуктивность

Дать объяснения выделенным принципам, почему вы считаете, что они присутствуют в данном фильме, в чем это заключается?

Какой персонаж явился лидером? Дайте ему     характеристику, опишите его качества и методы поддержания командного духа.

Каким персонажам можно соотнести данные роли и почему:

- Доводящий до конца

- Возмутитель спокойствия

- Действующий

- Коллективист

- Мыслитель

- Оценивающий

- Председатель

- Исследователь ресурсов.

Осуществляли ли персонажи социально-эмоциональную поддержку и какую?

ПРИМЕР: Краткий пример по фильму «Не пойман не вор»

Сюжет: В самом центре Нью-Йорка посреди дня совершается ограбление банка. Идеальное ограбление, потому что в итоге, после нескольких дней осады у полиции нет ни улик, ни пострадавших, ни подозреваемых, ни, собственно, того, что называется «составом преступления». Детективы слишком поздно начинают понимать, что все это время их просто водили за нос, и что многое в этой истории совсем не то, чем кажется.

Итак, в банк заходит небольшая группа маляров, одетых в белые комбинезоны, кепки и солнцезащитные очки. Внезапно они запирают двери и с криками: «Это ограбление!» укладывают всех присутствующих на пол. Затем поджигают дымовую шашку, а подбежавшему к входным дверям уличному полицейскому главарь с диким иностранным акцентом заявляет, что в банке — заложники и бомба. Подъехавшая группа во главе с детективом Фрейзером выясняет, что камеры видеонаблюдения в банке были выведены из строя за минуту до ограбления. Полиция не знает ни сколько заложников в банке, ни сколько грабителей, ни что там происходит.

Тем временем «маляры» собирают всех посетителей и служащих и заставляют их сначала сдать все свои ключи и мобильные телефоны, а затем раздеться до белья и надеть одинаковые синие комбинезоны. Также заложники должны надеть на глаза специальные маски, какие используются для сна. Лица самих грабителей закрыты (перед ограблением они натянули на лица платки, закрывающие нижнюю часть лица), а заложники не успели друг друга рассмотреть. Чтобы окончательно запутать следы, грабители посадили заложников в несколько комнат и время от времени тасуют их. При этом подсаживая членов банды под видом заложников (под белыми комбинезонами у них надеты синие). Потом, когда всё закончилось, никто не смог уверенно сказать: «Это — грабитель», потому что находилось несколько человек, которые опознавали в каждом подозреваемом «товарища по несчастью».

В результате, когда банк был захвачен штурмом, стало понятно, что само ограбление было грандиозной инсценировкой с бутафорским оружием, фальшивой казнью заложника и с записанными заранее разговорами, которые грабители подсунули полиции, подслушивающей их через спрятанные в еде для заложников жучки. Фрейзер догадывается, что из банка всё-таки что-то вынесли или вынесут.

В пик кризиса с заложниками хозяин банка Артур Кейз подослал Фрейзеру своего представителя с исключительными полномочиями — Мэдлин Уайт. Она сделала всё, что могла и даже пообщалась с главарём грабителей. Выясняется, что основатель банка сколотил своё состояние, сотрудничая с нацистами в годы Второй мировой войны. В ячейке банка № 392 хранились документы, свидетельствующие о его военных связях, бриллианты и исключительно ценное кольцо. Далтон охотился именно за документами, решив оставить их себе и возможно потом шантажировать ими Кейза.

Суть замысла грабителей состояла в том, что их главарь Далтон Рассел остался внутри здания банка. Грабители немного перестроили подсобку банка и организовали там тайное убежище, где он оставался в течение недели. Остальные преступники, смешавшись с прочими заложниками, чистыми покинули здание банка. Далтон через неделю вылез из своего убежища. В банке уже была восстановлена обычная работа. Смешавшись с посетителями банка, Далтон спокойно ушёл через главный вход.

История на том не заканчивается. Детектив Фрейзер, разбираясь со списком ячеек в хранилище, обнаруживает, что ячейка № 392 не значится в списках. По его требованию её вскрывают. Там нет ничего, кроме мусора и кольца с запиской, оставленной Далтоном — «Следуй за кольцом». Фрейзер направляется сначала к хозяину банка Артуру Кейзу и затем к мэру города, требуя объяснений. Он даёт понять, что будет и дальше разбираться с этой историей.

В фильме описывается сплочение трех людей с целью ограбить банк и похитить важные документы, свидетельствующие о преступлениях управляющего банка. Таким образом, данное сплочение можно назвать командой.

Прослеживаются такие принципы как:

Формирование целей (цель описана выше, также по каждой задаче перед членами команды была поставлена индивидуальная цель)

Командное выполнение задачи (все выполнялось сообща, обмен костюмами, вывод заложников, скрытие камер наблюдения, перестройка подсобки)

Индивидуальная ответственность перед командой

Креативность (пример, преступники, смешавшись с прочими заложниками, чистыми покинули здание банка. Далтон через неделю вылез из своего убежища. В банке уже была восстановлена обычная работа. Смешавшись с посетителями банка, Далтон спокойно ушёл через главный вход).

И т.д.

 

Практическое занятие 2. Построение бизнес-модели

Кейс «Стартап Цветочный рай»:

Компания «Цветочный рай» - это стартап, представляющий собой интернет-платформу по продаже цветов, цветочных композиций, фруктовых букетов и т. п.

Платформа работает с сегментами В2С (покупатели, частные производители/дизайнеры/флористы) и В2В (организации).

Численность стартапа – три человека, находится в Санкт- Петербурге.

Бизнес-идея стартапа – предоставление сервиса для покупки уникальных дизайнерских композиций из цветов и фруктов. Для частных заказов сервис будет бесплатным, для мастеров- изготовителей – платным.

Задание по кейсу «Построение бизнес-модели по шаблону А. Остервальдера и И. Пенье для компании «Цветочный рай»:

Опираясь на материалы кейса компании "Цветочный рай", сформируйте шаблон бизнес модели. Построение бизнес-модели мы начинаем справа налево, двигаясь от потребительских сегментов к структуре издержек и доходов, последовательно прорабатывая каждый блок канвы. Необходимо ответить на вопросы таблицы 1 (также более подробно информация представлена в дополнительных материалах), формируя каждый блок бизнес-модели, ориентируясь на таблицу и заполняя шаблон бизнес-модели (рисунок 1).

Рисунок 1 – Шаблон бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пинье

Таблица 1 – Девять структурных блоков шаблона бизнес-модели А. Остервальдера и И. Пинье

Название блока

Основные вопросы

Описание

Потребительские сегменты

· Для кого мы создаем ценностное предложение?

· Какие клиенты для нас наиболее важны?

Основные типы потребительских сегментов:

1. Массовый рынок. Различия между потребительскими сегментами нет.

2. Нишевый рынок. Выделяются особые потребительские сегменты.

3. Дробное сегментирование. Выделяются сегменты рынка, незначительно отличающиеся по потребностям и запросам.

4. Многопрофильные предприятия. Обслуживаются два абсолютно разных потребительских сегмента.

5. Многопрофильные платформы.

Обслуживаются два или более взаимосвязанных сегмента.

Ценностное предложение

· Какие ценности мы предлагаем потребителю?

· Какие проблемы помогаем решить?

· Какие потребности удовлетворяем?

· Какое набор товаров и услуг мы можем предложить каждому потребительскому сегменту?

Некоторые элементы, из которых складывается ценность продукта или услуги для потребителей:

1. Новизна.

2. Производительность.

3. Изготовление на заказ.

4. Дизайн.

5. Бренд/статус.

6. Цена.

7. Сокращение расходов.

8. Снижение рисков.

9. Доступность.

10. Удобство при использовании.

Каналы сбыта

· Какие каналы взаимодействия были бы желательны для наших потребительских сегментов?

· Как мы взаимодействуем с ними сейчас?

· Как связаны наши каналы между собой?

· Какие из них наиболее эффективны?

· Какие наиболее выгодны?

Основные каналы сбыта:

Прямые (торговые агенты, продажи через Интернет, фирменные магазины);

Непрямые (партнерские магазины, оптовики).

Этапы сбыта:

1. Информационный. Как мы повышаем осведомленность потребителя о наших товарах и услугах?

2. Оценочный. Как мы помогаем клиентам оценивать ценностные предложения нашей компании?

3. Продажный. Каким образом мы предоставляем клиентам возможность приобретения товаров и услуг.

4. Доставка. Как мы доставляем клиентам наши ценностные предложения.

5. Постпродажный. Как мы обеспечиваем постпродажное обслуживание.

Взаимоотношения с клиентами

· Отношений какого типа ждет каждый потребительский сегмент?

· Какие отношения установлены? Каких расходов они требуют?

· Как они интегрированы в общую схему бизнес-модели?

Типы взаимоотношений с клиентами:

1. Персональная поддержка.

2. Самообслуживание.

3. Автоматизированное обслуживание.

4. Сообщества.

5. Совместное создание.

Потоки поступления дохода

· За что клиенты готовы платить?

· За что они платят в настоящее время?

· Каким образом платят?

· Как они предпочли бы платить?

· Какую часть общей прибыли приносит каждый поток поступления доходов?

В бизнес-модели могут существовать два вида потока доходов:

· Доход от разовых сделок;

· Регулярный доход от периодических платежей, за ценностные предложения или постпродажное обслуживание.

Способы генерации дохода:

1. Продажа активов.

2. Плата за использование.

3. Оплата подписки.

4. Аренда/рента/лизинг.

5. Лицензия.

6. Брокерские проценты.

7. Реклама.

Ключевые ресурсы

· Какие ключевые ресурсы нужны для формирования ценностных предложений / взаимоотношений с клиентами / потоков доходов?

Классификации основных ресурсов:

1. Материальные ресурсы.

2. Интеллектуальные ресурсы.

3. Персонал.

4. Финансы.

Ключевые виды деятельности

· Каких видов деятельности требуют наши предложения? Каналы сбыта?

· Наши взаимоотношения с клиентами?

· Наши потоки поступления доходов?

Классификация основных видов деятельности:

1. Производство.

2. Разрешение проблем.

3. Платформы.

Ключевые партнеры

· Кто является нашими ключевыми партнерами?

· Кто наши основные поставщики?

· Какие ключевые ресурсы мы получаем от партнеров?

· Какой ключевой деятельностью занимаются наши партнеры?

Типы партнерских отношений:

1. Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями.

2. Соконкуренция: стратегическое партнерство между конкурентами.

3. Совместные предприятия для запуска бизнес-процессов.

4. Отношения производителя с поставщиками для гарантий получений качественных комплектующих. Структура издержек:

1. Фиксированные издержки – издержки, которые остаются неизменными вне зависимости от объема товаров или услуг.

2. Переменные издержки – издержки, которые меняются в зависимости от объема товаров и услуг.

Результаты работы:

По кейс-заданию должен быть представлен групповой отчет на команду. Отчет должен включать в себя:

Ответы на вопросы таблицы 1;

Заполненный шаблон бизнес-модели (рисунок 1).

 

Практическое занятие 3. Кейс «Маркетинговая стратегия лаборатории мультимедиа 3X-Video»

Кейс «Маркетинговая стратегия лаборатории мультимедиа 3Х- Video»

Лаборатория мультимедиа 3X-Video представляет собой креативную площадку, рассчитанную на реализацию широкого спектра творческих проектных задач. Основными видами деятельности лаборатории мультимедиа-дизайна являются:

- Видеосъемка и видеомонтаж.

- Трехмерное моделирование.

- Дополненная реальность (augmented reality).

Виртуальная трехмерная реконструкция объектов историко- культурного наследия.

За время работы в лаборатории сложился сплоченный коллектив, а также понимание, как развиваться и куда двигаться. Одним из первых шагов на пути к развитию высокотехнологичной компании стало определение собственно продукта, который этот стартап будет предлагать рынку.

Фокус был направлен на продажу камер с обзором 360 градусов – уникальную разработку команды, которая позволяла бы каждому покупателю снимать свои видео на 360 градусов. Были подготовлены рекламные материалы, составлена база контактов потенциальных покупателей, изготовлено несколько прототипов для демонстрации, выбран и утвержден дизайн упаковки. Члены стартапа обзванивали клиентов, презентовали продукт на бизнес-мероприятиях, участвовали в выставках. Были созданы сайт и интернет-магазин, началось активное продвижение в социальных сетях и Интернете. Было выбрано два целевых сегмента:

1. В2В-клиенты: компании, которые заинтересованы в использовании новых технологий для изготовления промороликов, а также рекламные агентства.

2. В2С-клиенты: частные лица, которые с удовольствием будут снимать на камеру вечеринки, отчеты о путешествиях и важные события.

Однако через некоторое время команда столкнулась с необъяснимым явлением: все люди (как представители В2В, так и представители В2С-сегмента) были крайне заинтересованы в видео 360, проявляли активный интерес, просили прислать информацию и демо- версию, с удовольствием задавали вопросы и живо интересовались, но при этом не покупали! Стало очевидно, что стартап не учел какой-то фактор, который препятствует продажам. Проведя опросы и фокус- группы, были выявлены несколько причин:

Непосредственно камеру неудобно использовать. Ее необходимо либо крепить особым образом, чтобы рука не закрывала обзор 360, либо держать над головой постоянно. Съемка вечеринки или путешествия становилась весьма трудоемким занятием.

После съемки пользователю надо было монтировать видео: скачивать и устанавливать приложение, обрезать и монтировать. Это трудоемко и под силу только профессиональным агентствам.

Таким образом, стало очевидно, что надо менять бизнес-модель и продукт. После определенной работы и общения с экспертами было решено направить фокус на технологии трехмерной съемки на 360 градусов на мероприятиях (концерты музыкальных групп, театральные представления и т. д.). То есть команда стартапа выступала теперь как съемочная группа, продающая клиентам конечный продукт. Новая бизнес-модель и новый рынок оказались верным решением: первые заказы не заставили себя ждать! Сначала началось сотрудничество с ведущими музеями Санкт-Петербурга. Съемки-360 для Эрмитажа и Русского музея стали важным достижением — команду маленького стартапа начали воспринимать как серьезных бизнес-партнеров, обслуживающих таких важных клиентов.

Затем появилось понимание, как расширять сферу деятельности, осваивая новые рынки и сегменты. Так в линейку услуг 3X-Video добавились следующие направления работы:

- Туристические услуги: съемки туристических достопримечательностей.

- Объекты культуры: съемки музеев, в том числе закрытых для посещения туристами пространств.

- Промышленные объекты: съемки заводов, производств, товаров для демонстрации клиентам.

- Развлекательные мероприятия: концерты, спектакли и др.

Выявление разных целевых сегментов в рамках одной продуктовой категории позволило команде существенно увеличить базу клиентов, развить собственные компетенции и стать российскими лидерами практически на всех этих направлениях.

Вопросы для обсуждения по кейсу «Маркетинговая стратегия лаборатории мультимедиа 3Х-Video»

1. Какие факторы способствовали осознанию коллективом того, что им пора осваивать рынок?

A. Благоприятная политическая обстановка.

B. Актуальность технологии.

C. Появление необходимых партнеров.

D. Выгодный курс евро.

E. Сформировавшийся коллектив и команда.

2. Чем было вызвано решение сфокусировать сферу деятельности стартапа?

A. Не всем членам команды стартапа одинаково нравились все направления.

B. Слишком много продуктов некрасиво смотрелись на первой рекламной листовке.

C. Не было денег и ресурсов тянуть все направления в равной степени.

D. Не все направления исследований были в одинаковой степени готовы к выводу на рынок.

3. Чем именно занималась команда стартапа, когда определяла сферы, в которых будет работать?

A. Определение ассортимента стартапа — работа над политикой Product по маркетингу-микс.

B. Конструирование камеры 360.

C. Ведение споров и аргументация верного выбора.

4. Какие каналы продвижения использовала команда стартапа?

A. Прямые продажи.

B. Участие в профильных мероприятиях.

C. Почтовые рассылки.

D. Кобрендинг с агентствами.

E. Интернет-продвижение.

F. SMM.

5. В чем отличие рынка В2В от рынка В2С?

A. В2В-сегмент представлен только компаниями и юридическими лицами.

B. В2В — это клиенты за границей.

C. В2В-клиенты покупают только промышленные товары.

D. В2В-клиенты покупают только на промыш ленных выставках.

E. В2В — это только тяжелая промышленность.

6. Почему важно выбрать целевой сегмент?

A. Когда у клиентов нет цели, то и стартап не достигнет своих.

B. Это позволяет четко сформулировать цель самому стартапу.

C. Это позволяет выяснить потребности клиентов и предложить востребованный продукт.

D. Это позволяет не тратить ресурсы на привлечение всех подряд, а работать фокусно с нужными клиентами.

Задание по кейсу «Маркетинговая стратегия лаборатории мультимедиа 3Х-Video»

Предложите свой сегмент рынка, на котором стартап 3Х-Video мог бы оказывать свои услуги. Решение кейса должно включать в себя:

1. Выбор сегмента рынка.

2. Анализ и описание потребностей представителей данного сегмента.

3. Количественный и качественный анализ данного сегмента: Сколько таких клиентов? Кто они? В чем нуждаются? Какова причина использования данной услуги?

4. Максимально подробное описание услуги, которая может быть оказана данному сегменту.

 

Практическое занятие 4. Деловая игра: Product development

Задание по теме Product Development: подготовьте презентацию на тему «Методы разработки продукта в применении к вашему проекту».

Инструкция к деловой игре Product Development:

1. Выбор метода разработки: Определите, какой из методов разработки (метод водопада или гибкая разработка) наилучшим образом подходит для вашего продукта, и обоснуйте, почему.

2. В зависимости от выбранного метода разработки определите:

2.1. Если выбрана каскадная разработка (метод водопада): определите Уровень готовности технологии (описать какому уровню готовности технологии соответствует ваш проект).

2.2. Если выбрана гибкая разработка (agile): определите Что может являться продуктом для вашего проекта? Как для этого продукта будет выглядеть MVP?

3. Постановка требований: Опишите основные требования к продукту.

4. Противоречия: Определите, какое административное противоречие решается продуктом проекта? Какое техническое противоречие решается продуктом проекта? Какое физическое противоречие решается продуктом проекта?

5. Ограничение: Определите, какое ограничение в производственных или иных процессах клиента снимает применение вашего продукта?

6. Умное проектирование: Опишите какие системы виртуального проектирования могут быть использованы для проектирования и прототипирования вашего продукта?

Итогом работы должна быть подготовленная презентация модели разработки продукта.

Соберите подготовленные вами ответы на вопросы в виде слайдов и прикрепите задание в виде презентации (6 слайдов). На первом листе презентации указываются название проекта; название задания (Product Development), ФИО всех участников команды; номер группы.

 

Практическое занятие 5. Кейс: «Выведение на рынок приложения для контроля кредитных карт Wise Cards»

Цель выполнения задания: формирование навыков реализации метода Customer development.

Задание:

Приложение WiseCards помогает пользователям контролировать дебетовые и кредитные карты. Приложение автоматически заносит операции в базу данных, собирает и анализирует данные о картах пользователя, скидках, зачислениях и тратах.

Предпосылки к реализации идеи

При создании продукта принимались во внимание следующие потребительские запросы:

«Не нужно детальное разделение операций на категории».

«Мне лень вбивать каждую покупку руками. Часто я прекращал использовать очередной сервис из-за того, что несколько дней не заносил покупки. В итоге просто сводил балансы одной операцией».

«Посмотреть, какие операции были по карте два или три месяца назад, мне все-таки интересно, поэтому хочу получать историю операций».

«Хочу использовать карты максимально выгодно, для этого нужны напоминания об окончании беспроцентного периода и справочник скидок по картам».

«Приложение должно фоном считать, как выгоднее использовать карты, и давать рекомендации».

Текущий продукт

Итогом работы стало приложение, которое умеет далеко не все, что хочется, но при желании и востребованности будет развиваться дальше. Приложение анализирует и собирает информацию о картах и скидках. Уже сейчас приложение анализирует SMS от банков, в том числе SMS об изменении лимита карты. Каждую операцию не нужно подтверждать руками. Есть модуль расчетов, в котором реализована вся специфика кредитных карт и    внедрены   различные   подходы   к погашению задолженностей по нескольким картам (метод «снежного кома», например). Даже в текущем виде сервисом можно пользоваться для того, чтобы быстро проверять баланс, задолженность и срок платежа, не запуская мобильные банки и не отправляя SMS. Можно посмотреть аналитику по зачислениям и тратам за текущий месяц, изучить историю операций и будущие платежи (графики перестраиваются «на лету» после каждой операции). Пользователи ставят лимиты не только на сумму расходов по карте, но и на сумму минимального платежа, если привыкли пользоваться кредитными картами таким способом.

В планах:

Разработка модуля по комиссиям и бонусам (например, чтобы пользователи смогли смотреть, какой их ждет кэшбэк по текущим операциям).

Работа над автоматической разбивкой по категориям операций (хотя выше описано, что это не всегда нужно потребителям, категории требуются для расчета бонусов).

Разработка сервиса рекомендаций, который сможет давать подсказки относительно того, какую из карт в какой ситуации лучше использовать, основываясь на данных по существующим операциям.

Ценовая политика

Приложение бесплатно для потребителя. Монетизация осуществляется за счет рекламы, которая предварительно требует увеличения объема скачиваний. В настоящий момент найден инвестор. Предположительные первоначальные вложения — 10 000 000 рублей.

Политика распределения и продвижения

Приложение представлено на AppStore, GooglePlay и WindowsMarket. Активных действий по продвижению продукта не производилось и в настоящий момент не производится.

Ознакомьтесь с примерами функционально-близких программных продуктов по ссылке (https://journal.tinkoff.ru/list/honey-money/).

Опираясь на изученный в курсе МУДЛ теоретический материал по теме, выполните ряд этапов методики «Customer development» на основе предложенного примера (Приложение для контроля кредитных карт Wize Cards).

Из 15 этапов, предложенных Стивом Бланком, Вам предлагается выполнить этапы:

Этап 2 (Гипотеза о целевой аудитории), Этап 3 (Проведение проблемных интервью),

Этап 4 (Уточнение гипотезы по результатам интервью).

Оформляйте свою работу в порядке выполнения этапов (в критериях оценивания это критерий «Соответствие заданной структуре и содержанию»).

При выполнении этапа 3 «Проведение проблемных интервью» можно записывать видео реальных интервью и прикладывать к заданию (любой формат – ссылка на YouTube, видеофайл и т.д.). Наличие видео оценивается в рамках критерия оценивания «Степень оригинальности работы».

Затем, сделайте итоговый вывод о целесообразности стартапа. Ваше решение может быть как положительным, так и отрицательным. Главное, чтобы Ваше решение было подкреплено достаточным количеством  аргументов  (смотрите  критерий  оценивания  задания «Аргументация решения (положительного или отрицательного) о целесообразности стратапа»).

Инструкция: Один из участников команды должен прикрепить файл с Вашей работой и видеофайлы (при наличии) к заданию. Не забудьте нажать кнопку «Отправить». Файл с отчетом от команды будет один на всех. Баллы будут выставлены всем участника команды.

Структура задания «Выведение на рынок приложения для контроля кредитных карт Wize Cards»:

- Титульный лист (стандартный для ТПУ). Не забывайте перечислить на титульном листе фамилии всех участников команды!

- Этап 2: Формулировка гипотезы о целевой аудитории (ЦА) и проблемах.

Сформулируйте предположение (далее — гипотезу) о том, кто именно является целевой аудиторией (ЦА) продукта, в ходе какой деятельности у них возникают проблемы, которые мог бы решить ваш продукт, как именно эти проблемы выглядят.

- Этап 3. Проведение проблемных интервью и поиск инсайтов.

Выйдите из офиса, найдите свою целевую аудиторию и проведите глубинные интервью о проблеме, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы о том, что такие люди действительно существуют, у них есть такая проблема и она важна для них.

На этом этапе вы можете опрашивать Ваших одногруппников, родителей, родственников, друзей. Не забывайте спрашивать разрешение на видеосъемку. Идентифицировать интервьюируемого не надо (НЕ требуется его фамилия и имя).

Для проведения интервью необходимо разработать опросник. Его текст нужно включить в Вашу работу как приложение. При подготовке вопросов для проблемного интервью помните о проблеме монетизации создаваемого мобильного приложения.

- Этап 4. Уточнение гипотезы по результатам интервью

Чаще всего гипотезы не подтверждаются, но зато можно узнать, какие люди на самом деле есть на рынке и что у них болит, вернуться на предыдущий шаг и доформулировать ЦА и гипотезы о проблемы, чтобы заново их валидировать.

- Итоговый вывод – положительное или отрицательное решение о целесообразности стартапа с обязательной аргументацией этого решения.

- Приложения    – опросник для интервью на этапе 3, видео реальных интервью в виде ссылки или файлов.

 

Практическое занятие 6. Деловая игра «Выработка IP- стратегии инновационного проекта»

Деловая игра проводится с целью выработки IP-стратегии группового инновационного проекта. Объектом (смысловым центром) игры выступает та разработка, которую вы выбрали для группового проекта в рамках всего курса. Работа выполняется в команде над выбранным проектом.

Задание:

1. Зафиксировать формулу разработки.

2. Обосновать избранный способ правовой охраны разработки (изобретение, полезная модель, ноу-хау, их сочетание, другое),

3. Придумать товарный знак или знак обслуживания для своего будущего инновационного продукта (товара, услуги).

Методические указания по выполнению задания:

1. Сформулируйте суть разработки по вашему групповому инновационному проекту (включая описание всех ее существенных признаков и ключевых конкурентных преимуществ).

2. Проведите по вашей инновационной разработке (техническому решению) патентный поиск по открытым источникам информации о российских патентах и составьте отчет о его результатах.

Базы данных патентов и товарных знаков:

Российские товарные знаки – неофициальная база https://www.znakoved.ru/poisk_tovarnyh_znakov/; иностранные товарные знаки – http://www.wipo.int/branddb/en/.

Для патентного поиска можно использовать базу данных Роспатента https://searchplatform.rospatent.gov.ru/patents

3. Выберите оптимальную (на ваш взгляд) модель правовой охраны разработки. Мотивируйте ваш выбор.

4. Придумайте для продукта, который планируется к созданию в вашем инновационном проекте, товарный знак (знак обслуживания). Если это не словесное обозначение (а, например, изобразительное или словесно-изобразительное (комбинированное)), нарисуйте его эскиз и составьте его словесное описание. Определите, по каким классам товаров (услуг) согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ - http://www.mktu.info/) вы хотите зарегистрировать знак.

5. Проведите в открытых интернет-базах, контекстный поиск обозначений, с которыми, на ваш взгляд, придуманный вами бренд может быть признан «сходным до степени смешения». Составьте краткий последовательный письменный отчет об исследовании, проведенном рамках выполнения заданий 4 и 5.

6. Составьте презентацию IP-стратегии Вашего инновационного проекта.

Ход деловой игры (не проводится для групп, обучающихся дистанционно):

1. В ходе игры распределяются следующие роли:

- команда правообладателя инновационного продукта (разработчики IP-стратегии);

- команда инвестора (допускается несколько соинвесторов) и его консультанты: юрист и патентный специалист (допускается в одном лице);

- техноброкер и его команда (по желанию).

2. На занятии презентация IP-стратегии инновационного проекта представляется команде инвестора.

3. Команда разработчика и команда инвестора проводят двусторонние переговоры. Техноброкер и его команда выполняют роль посредника, заинтересованного в том, чтобы команда разработчика и команда инвестора договорились о взаимовыгодной и взаимоприемлемой IP-стратегии инновационного проекта.

4. Презентация проекта дорабатывается в соответствии с договоренностями, достигнутыми в процессе переговоров. В случае если командам в рамках деловой игры не удалось договориться о согласованной стратегии группового проекта, изложите ту стратегию данного проекта, которая, на ваш взгляд, является правильной и сбалансированной (учитывающей как интересы разработчика, так и интересы инвестора).

Отчет по работе:

1. Один из участников команды должен прикрепить презентацию IP-стратегии группового инновационного проекта, которая должна включать в себя:

описание разработки, включая все ее существенные признаки и ключевые конкурентные преимущества;

результаты патентного поиска, проведенном в отношении разработки;

обоснование выбора способа (способов) оформления и правовой охраны разработки;

представление (описание) товарного знака (знака обслуживания) для индивидуализации будущего инновационного продукта.

2. Также необходимо прикрепить Отчет о результатах патентного поиска, Отчет о разработке товарного знака.

 

Практическое занятие 7. Обоснование экономической целесообразности проекта

Кейс «Обоснование экономической целесообразности реализации проекта»

Известный профессор в области лазерной физики изобрел новый подход к производству игл для микроскопов. Вместе со своим учеником они обдумывают возможность начать инновационный проект, ориентированный на организацию производства данного изобретения. Затраты на патентование, по их оценкам, составят 300 тысяч рублей. Команда предполагает, что предприятие займет стабильное финансовое положение, рентабельность активов от текущей деятельности по их расчетам должна составить в среднем 20%. Профессор предполагает привлечь к продвижению данной продукции своего коллегу (маркетолога), имеющего опыт продвижения данной продукции на рынок. Профессор пообещал своему коллеге-маркетологу 5% от доли компании в качестве опциона в случае достижения прогнозируемого ниже объема продаж. Проведенный маркетинговый анализ рынка дает следующий прогноз продаж на первые три года освоения рынка (см. табл. 1).

Таблица 1 - Прогноз продаж продукции

Годы реализации проекта

Прогнозируемые объемы продаж, тыс. шт.

1-й

30

2-й

35

3-й

45

Опыт деятельности предприятия показывает, что цена на подобную продукцию в среднем может составить 600 рублей. Со второго года прогнозируется появление на рынке конкурентов, что вынудит снизить исходную цену на 5%, но позволит сохранить планируемые объемы продаж.

Для организации производства планируется приобрести технологическое оборудование общей стоимостью 600 тысяч рублей и оборотные средства в размере 100 тысяч рублей. Производство планируется организовать на арендуемых площадях. При этом арендная плата составит 100 тысяч рублей в месяц.

Для текущего производства продукции необходимы следующие затраты:

сырье и материалы — 200 рублей/шт.;

основная  зарплата  производственного  персонала  —  150 рублей/шт.;

накладные расходы — 2 000 тысяч рублей в год;

оплата торгового персонала — 50 рублей за единицу реализованной продукции.

В последний год проекта планируется продать технологическое оборудование по остаточной стоимости.   Размер амортизационных отчислений определяется из условий эксплуатации оборудования в течение пяти лет. Величина отчислений во внебюджетные фонды составляет 30,2%.

В расчет принимается только налог на прибыль в размере, установленном законодательными актами на период выполнения расчетов по проекту (на настоящий момент — 20% от налогооблагаемой прибыли).

Все инвестиции предполагается провести на предынвестиционной стадии проекта до начала производства новой продукции.

Вопросы для работы по кейсу:

1. Определите состав и величину инвестиционных затрат по проекту.

2. Какие еще виды затрат, кроме указанных в описании, можно отнести к инвестиционным?

3. Рассчитайте производственно-сбытовые затраты по проекту, определите себестоимость в расчете на единицу продукции и по годам расчетного периода проекта.

4. Проведите расчеты выручки от продажи продукции проекта, основываясь на прогнозах продаж и конъюнктуре цен.

5. Назовите факторы окружающей среды проекта, которые могут повлиять на величину выручки от реализации продукции.

6. Проведите расчеты денежных потоков поступлений и выплат за весь период реализации проекта.

7. Как вы оцениваете жизнеспособность проекта по результатам прогноза денежных потоков? Какой показатель является критерием экономической целесообразности проекта на данном этапе его оценки?

8. Проведите расчеты показателей эффективности проекта методами статической оценки. Охарактеризуйте полученные значения. Насколько полно эти показатели характеризуют инвестиционную привлекательность проекта?

9. Рассчитайте дисконтированные показатели эффективности проекта. С каких позиций они характеризуют проект? Объясните наличие возможных противоречий между ними.

10. На основании проведенных расчетов показателей эффективности определите экономическую целесообразность и инвестиционную привлекательность реализации проекта. Аргументируйте свои выводы.

Инструкция по выполнению.

Для осуществления производственной деятельности необходимо определить состав и величину производственно-сбытовых затрат, формирующих себестоимость выпускаемой продукции. При этом выделить две группы затрат: переменные и постоянные. Общая величина затрат на производство и сбыт продукции формирует полную себестоимость, которая может быть рассчитана на единицу и на объем выпуска продукции по годам расчетного периода проекта.

Для определения доходной части проекта рассчитывается выручка от реализации продукции как произведение цены за единицу продукции на объем продаж в количественном выражении. Цена первого года проекта устанавливается в размере 600 рублей. По результатам маркетингового прогноза со второго года проекта предполагается появление на рынке конкурентов с аналогичной продукцией. Для сохранения планируемого объема продаж предприятие предполагает снизить исходную цену на 5% и сохранить эту величину на второй и третий год реализации проекта.

На основе проведенных оценок инвестиционных единовременных затрат, текущих производственно-сбытовых затрат и выручки от продажи реализованной продукции составляется план денежных потоков, который отражает реальные поступления и выплаты денежных средств по проекту, осуществляемые в установленные интервалы времени, в данном проекте – по годам расчетного периода.

Расчет показателей плана денежных потоков проводится по видам деятельности, которые осуществляет каждое предприятие: операционной, инвестиционной и финансовой. Разница между поступлениями и выплатами формирует чистый денежный поток – сальдо реальных денежных средств. В таблице денежных потоков поступления отражаются в виде положительной величины, а выплаты денежных средств – в виде отрицательной величины.

При расчете показателей денежного потока необходимо учесть налоговые выплаты. В данном проекте учитывается только налог на прибыль. Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как разница между поступлениями (выручкой) по проекту и выплатами (себестоимостью продукции). Чистая прибыль рассчитывается как разность между налогооблагаемой прибылью и налогом на прибыль. Отдельной строкой в плане денежных потоков выделяется величина амортизационных отчислений. Это связано с тем, что эти средства реально не покидают предприятие, а формируют амортизационный фонд, который может быть использован в дальнейшем как источник для финансирования инвестиций. Сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений и формирует чистый денежный поток по проекту,  т. е. тот доход, который и остается  в  распоряжении предприятия. Показатели, которые используются для расчета денежных потоков, являются исходной информационной базой для оценки коммерческой эффективности проекта.

Экономический эффект на ранних стадиях проработки проекта оценивается путем анализа следующих показателей: критического объема производства (точки безубыточности), рентабельности инвестиций, срока окупаемости. Оценка экономической эффективности в динамике предполагает расчет и анализ следующих показателей: чистой текущей стоимости, индекса доходности, дисконтированного срока окупаемости, внутренней нормы рентабельности проекта. Для расчета этих показателей нужно определить минимально требуемую норму доходности (норму дисконта R), которую должен приносить проект, по мнению инициаторов или предполагаемых инвесторов проекта. Эта норма дисконта может учитывать величину риска по проекту.

На окончательном этапе оценки готовится аналитическое заключение по всем рассчитанным показателям эффективности, выявляются возможные противоречия между ними и принимается окончательное решение о целесообразности реализации проекта.

 

Практическое занятие 8. Оценка рисков Задача 1

Исходные данные.

Вероятность того, что изменение физического объема реализации продукта инновационного проекта «Бельвита» изменится, т. е. станет больше, меньше или равна плановой, оцениваются экспертами как, соответственно, 30, 30 и 40%. Если же физический объем реализации все же окажется меньше планового, то, по мнению экспертов, с вероятностью 60% отклонение будет не более (–10)%, с вероятностью 25% – от (–10) до (–20)% и с вероятностью 15% – от (–20) до (–30)%. Аналогичным образом анализируем отклонения в положительную сторону: с вероятностью 60% отклонение будет не более +10%, с вероятностью 25% – от +10 до +20% и с вероятностью 15% – от +20 до +30%. Отклонения более 30% в любую сторону эксперты оценивают как маловероятные.

NPV проекта составляет 709 тысяч рублей.

Кроме того, известно, что изменение физического объема реализации на (–30)% приведет к сокращению NPV проекта на 7 581 тысячу рублей, изменение физического объема реализации на (–20)% приведет к сокращению NPV проекта на 5 232 тысячи рублей, изменение физического объема реализации на (–10)% приведет к сокращению NPV проекта на 2 838 тысяч рублей. Рост физического объема реализации проекта на 30% приведет к росту NPV проекта на 7 072 тысячи рублей, рост физического объема реализации проекта на 20% приведет к росту NPV проекта на 4 411 тысяч рублей, рост физического объема реализации проекта на 10% приведет к росту NPV проекта на 2 839 тысяч рублей.

На основе приведенной информации:

- составьте «дерево вероятностей»,

- рассчитайте итоговую вероятность отклонения физического объема реализации от планового значения,

- рассчитайте суммарный риск по NPV по инновационному проекту «Бельвита», а также ожидаемую величину NPV, скорректированную на риск, связанный с изменением физического объема реализации.

Задание 2

Исходные данные.

Вероятность того, что изменение себестоимости услуг инновационного проекта «Бельвита» изменится, т. е. станет больше, меньше или равна плановой, оцениваются экспертами как, соответственно, 30, 30 и 40%. Если же себестоимость услуг все же окажется меньше плановой, то, по мнению экспертов, с вероятностью 60% отклонение будет не более (–10)%, с вероятностью 35% – от (–10) до (–20)% и с вероятностью 5% – от (–20) до (–30)%. Аналогичным образом анализируем отклонения в положительную сторону: с вероятностью 60% отклонение будет не более +10%, с вероятностью 35% – от +10 до +20% и с вероятностью 5% – от +20 до +30%.

Отклонения более 30% в любую сторону эксперты оценивают как маловероятные.

NPV проекта составляет 709 тысяч рублей.

Кроме того, известно, что изменение себестоимости услуг на –30% приведет к росту NPV проекта на 6547 тысяч рублей, изменение себестоимости услуг на –20% приведет к росту NPV проекта на 3 858 тысяч рублей, изменение себестоимости услуг на –10% приведет к росту NPV проекта на 1 362 тысячи рублей. Рост себестоимости услуг проекта на 30% приведет к сокращению NPV проекта на 3 056 тысяч рублей, рост себестоимости услуг проекта на 20% приведет к сокращению NPV проекта на 2 276 тысяч рублей, рост себестоимости услуг проекта на 10% приведет к сокращению NPV проекта на 1 362 тысячи рублей.

На основе приведенной информации:

- составьте «дерево вероятностей»,

- рассчитайте итоговую вероятность отклонения себестоимости услуг от планового значения,

- рассчитайте суммарный риск по NPV по инновационному проекту «Бельвита», а также ожидаемую величину NPV, скорректированную на риск, связанный с изменением себестоимости услуг проекта.

 

Пример выполнения заданий

Исходные данные.

Вероятность того, что реальная цена продажи продукта инновационного проекта «Бельвита» изменится, т. е. станет больше, меньше или равна плановой, оценивается экспертами как, соответственно, 30, 30 и 40%. Если цена все же окажется меньше плановой, то, по мнению экспертов, с вероятностью 60% отклонение будет не более (– 10) %, с вероятностью 30% – от (–10) до (–20)% и с вероятностью 10% – от (–20) до (–30)%.

Аналогичным образом анализируем отклонения в положительную сторону: с вероятностью 60% отклонение будет не более +10%, с вероятностью 30% – от +10 до +20% и с вероятностью 10% – от +20 до +30%.

Отклонения более 30% в любую сторону эксперты оценивают как маловероятные.

NPV проекта составляет 709 тысяч рублей.

Кроме того, известно, что изменение цены реализации на (–30)% приведет к сокращению NPV проекта на 7 825 тысяч рублей, изменение цены реализации на (– 20)% приведет к сокращению NPV проекта на 5 585 тысяч рублей, изменение цены реализации на (–10)% приведет к сокращению NPV проекта на 2 941 тысячу рублей. Рост цены проекта на 30% приведет к росту NPV проекта на 7 430 тысяч рублей, рост цены проекта на 20% приведет к росту NPV проекта на 4 631 тысячу рублей, рост цены проекта на 10% приведет к росту NPV проекта на 2 906 тысяч рублей.

Задание.

На основе приведенной информации:

- составьте «дерево вероятностей»,

- рассчитайте итоговую вероятность отклонения цены реализации от планового значения,

- рассчитайте суммарный риск по NPV по инновационному проекту «Бельвита», а также ожидаемую величину NPV, скорректированную на риск, связанный с изменением цены реализации.

Решение:

Составить «дерево вероятностей».

Дерево вероятностей

Фактор изменения – цена реализации

-30%

-20%

-10%

0

10%

20%

30%

Вероятность первого уровня, %

30

 

 

40

 

 

30

Вероятность второго уровня, %

10

30

60

100

60

30

10

Итоговая вероятность, %

3

9

18

40

18

9

3

Изменение NPV, тыс. руб.

7 825

5 585

2 941

0

-2906

-4631

-7430

Итоговая вероятность отклонения цены реализации от планового значения вычисляется путем перемножения вероятностей первого и второго уровней, поэтому итоговая вероятность снижения цены на 20% довольно мала — 9% (30% × 30% ), на 30% — всего 3%.

Суммарный риск по NPV для нашего бизнеса рассчитывается как сумма произведений итоговой вероятности и величины риска по каждому отклонению и равен 104,04 тысячи рублей ((7 825) × 0,03+ (5 585) × 0,09 + (2 941) × 0,18 +(- 2 906) × 0,18 +(-4 631) × 0,09 + (-7 430) × 0,03).

Тогда ожидаемая величина NPV, скорректированная на риск, связанный с изменением цены реализации, будет равна 604,96 тысячи рублей (709 (плановая величина NPV) – 104,04 (ожидаемая величина риска)).



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика