13. ОЛИГОПОЛИЯ
Узнать стоимость этой работы
29.10.2014, 19:36

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1.  Назвать основные признаки олигополии.

2.  Чем различаются жесткая и мягкая олигополия?

3.  Какие существуют барьеры проникновения на рынок олигополии?

4.  Каковы основные особенности олигополистического рынка?

5.  В чем заключаются особенности ценообразования в олигополии?

6.  В чем суть «ломаной» кривой спроса?

7.  Чем обусловливается взаимозависимость фирм в олигополии?

8.   Почему сговор между участниками олигополии должен носить «тайный» характер?

9.  Почему «ломаная» кривая спроса предполагает разрыв кривой предельного дохода?

10. Может ли олигополистический рынок преобразоваться в монопольный?

11. С помощью каких индексов можно определить степень монопольной власти фирмы на рынке олигополии?

12. По данным таблицы подсчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана в отраслях А, В, С

Фирмы

 

Доля рынка в объеме продаж отрасли

А

В

С

1

40

60

25

2

30

10

25

3

20

10

25

4

5

10

25

5

5

10

0

13.  На рынке работают две фирмы, взаимодействующие по модели Курно. Средние издерж­ки фирм не зависят от объема выпуска, равны и составляют 10. Рыночный спрос описыва­ется формулой P = 100 - 5Q.

а) Определите параметры рыночного равновесия по модели Курно.

б) Как изменятся параметры рыночного равновесия, если в результате введения ресурсос­берегающей технологии издержки на единицу продукции одной из фирм снизились до 8?

в)  Как изменятся параметры равновесия, если фирмы заключат картельное согла­шение (при условии одинаковых средних затрат, равных 10)?

14. Данные таблицы отражают кривую спроса на продукцию отрасли, где  функционируют две равноправные фирмы. Каждая из фирм производит продукцию при неизменных средних и предельных издержках, равных 3 д.ед.

Р1

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Q1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Составьте матрицу результатов и определите последствия для обеих фирм, при условии, что:

а) одна из них снизит цену на 1 д.ед., а другая сохранит её на прежнем уровне;

б) обе фирмы снизят цену на 1 д.ед.

в) Какая стратегия является лучшей и почему?

15. Фирма-олигополист производила 20 единиц продукции и продавала их по цене 150 тыс. д.ед. за штуку. Увеличение выпуска продукции этой фирмой на 5 единиц привело к снижению цены на 5 тыс. д.ед. Как изменилась выручка этой фирмы?

16. Олигополист вынужден продавать свою продукцию по цене 200 тыс. д.е.., диктуемой ведущей фирмой на рынке. Он может выпустить в месяц до 100 единиц продукции. Размер его выпуска не отразится на цене. Сколько он должен предложить в месяц на продажу, чтобы получить максимум прибыли при общих затратах ТС = 2000 + 100Q., если за месяц он не может изменить постоянные затраты?

17. Олигополист увеличил выпуск  продукции с 3 тыс. до 4 тыс. штук в месяц в надежде продавать все изделия по наилучшей для себя цене. Как изменится его прибыль, если установится функция месячного спроса Q=7000 – Р , где Р – цена в рублях?

18.  В отрасли действуют две фирмы, предельные издержки которых одинаковы и равны нулю. Спрос на продукцию отрасли равен   Q=100 - P. Определите цену и объем производства, если бы в отрасли была свободная конкуренция. Определить цену и объем производства, если фирмы объединятся в картель.

19. Укажите, в какой рыночной структуре действует:

а) часовая мастерская;

б) автомобильная фирма;

в) городской общественный транспорт;

г) телефонная сеть;

д) автосервис;

е) нефтяная фирма;

ж) производитель табака;

з) ферма;

и) продовольственный магазин;

к) фирма, производящая алюминий.

20. В условиях дуополии Курно рыночный спрос задается соотношением Q = 300-Р, а каждая фирма имеет неизменные МС = 10. Сколько продукции произведено в состоянии равновесия?

21.   Какие из перечисленных факторов препятствуют формированию картелей?  

а) Антимонопольное законодательство;

б) Количество фирм;

в) Барьеры входа на рынок;

г) Идентичность продукции и издержек;

д) Стабильность и предсказуемость спроса;

е) Отношения между отраслевыми лидерами.

22. На олигополистической рынке функционируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка. В таблице приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.

Р

QD

ТС

10

5

45

9

6

47

8

7

50

7

8

55

6

9

65

а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же?

б) Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

в) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначить цену на свой товар ниже цены конкурента?

г) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ? ОБЪЯСНИТЬ

1.  Если производитель, действующий в рамках олигополистической структуры рынка, изменяет цену и объем производства, то это не оказывает влияния на поведение конкурентов.

2  Олигополисты предпочитают использовать методы ценовой конкуренции.

3. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль,  анало­гично поведению чистой монополии.

4. На практике картели и подобные им соглашения трудно создавать и под­держивать длительное время.

5.  Модель «ломаной» кривой спроса объясняет, почему олигополии не будет из­менять цены и объем выпуска при небольших или средних изменениях в издержках.

6.  Ценовой лидер - всегда  крупнейшая по размерам фирма.

7. В равновесии Курно фирмы всегда делят рынок пополам.

8. Одной из причин существования олигопольных структур является действие по­ложительного эффекта масштаба.

9. Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-олигополисты конкури­руют друг с другом.

10. Патенты и лицензии - один из видов барьеров вхо­да в отрасль

11. Вероятно, что объем рекламы, которую осуществляет фирма, изменяется обратно пропорционально действительным различиям в ее продукте.

12. Если расходы на рекламу каждой фирмы имеют тенденцию просто аннулировать результаты рекламы ее конкурентов, очевидно, нецелесообразно для этих фирм сохранять большие рекламные бюджеты.

13. Олигополистическая взаимозависимость фирм на рынке всегда приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интересы других.

14. Равновесие Бертрана всегда приводит к установлению цены совершенно конкурентного рынка.

15. Если цена олигополиста оказывается меньше средних издержек, ему следует уйти.

ТЕСТЫ

1. Степень конкуренции на рынке уменьшает:

а) горизонтальные слияния;

б) конгломератные слияния;

в) слияния фирм в обрабатывающей промышленности;

г) вертикальные слияния.

2. Олигополия скорее всего возникает на рынке:

а) зубной пасты;

б) шоколада;

в) ржи;

г) самолетов.

3.   Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это

а) приведет к увеличению прибыли данной фирмы;

б) не окажет влияния на объем прибыли данной фирмы;

в) окажет влияние на продажу и прибыль фирм конкурентов;

г) нет правильного ответа.

4.   Для фирмы - олигополиста при сезонном спаде спроса типично:

а) снижение цены при сохранении прежнего объема производства;

б) сокращение объема производства при сохранении прежнего уровня цены;

в) сокращение объема производства при одновременном снижении цены;

г) нет правильного ответа.

5.  Ломаная линия спроса позволяет сделать следующие предсказания относительно цены на продукт олигополистов:

а) фирмы будут воздерживаться от независимого повышения цены;

б) конкурирующие фирмы воздержатся от независимого понижения цены;

в) конкуренция заставляет олигополистов продавать свои товары по почти одина­ковым ценам;

г) все ответы правильны.

6.   Направлениями достижения взаимно приемлемых цен являются:

а) тайное соглашение;

б) ценовое лидерство;

в) сообщение о ценах через средства массовой информации;

г) все ответы правильны.

7.   Для рыночной структуры олигополии не свойственно:

а) наличие небольшого количества фирм;

б) свободный вход фирм в отрасль;

в) контроль над ценами;

г) взаимозависимость фирм.

8.   Картель будет действовать:

а) как монополистический конкурент;

б) как совершенный конкурент;

в) как монополия;

г) как объединение, стремящееся увеличить предложение товаров.

9.   Различия в ценах конкурирующих олигополистов объясняются:

а) дифференциацией товара;

б) различием в долях рынка;

в) различиями в издержках конкурентов;

г) все ответы правильны.

10. Если на рынке олигополии фирмы, объединившиеся в картель, приняли решение о повышении цены товара на 20%, то эта мера приведет к тому, что у фирм, входящих в картель:

а) выручка повысится, если спрос неэластичен по цене и понизится, если спрос эла­стичен по цене;

б)  выручка понизится, если спрос неэластичен по цене и повысится, если спрос эластичен по цене;

в) выручка повысится независимо от эластичности спроса;

г) выручка понизится независимо от эластичности спроса.

11. Рынок олигополии отличается от рынка монополистической конкуренции тем, что

а) на этом рынке может действовать до 100 продавцов;

б) барьеры входа на этот рынок очень высоки;

в) фирмы на этом рынке обладают монопольной властью;

г) товары, производимые фирмами на рынке олигополии, служат несовершенными заменителями друг друга.

12. На рынке олигополии фирма может рассчитывать на рост величины спроса на свою продукцию:

а) при снижении цены товара конкурирующей фирмы;

б) при увеличении цены товара конкурирующей фирмы;

в) при увеличении цен на дополняющие товары;

г) при увеличении расценок на рекламу.

13. Рыночная власть - способность целенаправленно влиять на цену продаваемого товара - может возникать благодаря:

а) приверженности торговой марке, возникающей у группы покупателей;

б) заключению картельного соглашения между фирмами;

в) праву исключительного доступа к ресурсам;

г) все перечисленное верно.

14. Нарушение какого из следующих условий не ведет к подрыву картельного соглашения?

а) Однородность продукции;

б) Одинаковое распределение рыночной власти между участниками;

в) Положительная экономическая прибыль в отрасли;

г) Отсутствие технологических усовершенствований в отрасли, резко снижающих издержки производства.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика