МУ им. С.Ю. Витте, исследование социально-экономических и политических процессов (кейс-задания)
Узнать стоимость этой работы
18.12.2017, 20:46

Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии.

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до В)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Г до Ж)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с З до Л)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с М до П)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с Р до Т)

Вариант 6 – для студентов (фамилии с У до Ч)

Вариант 7 – для студентов (фамилии с Ш до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

13 июня 2012 г. Президент РФ одобрил Концепцию государственной миграционной политики на период до 2025 г. Приоритеты России в сфере миграции составили: экономическое развитие страны; национальная безопасность и демография. Вместе с тем перечисленные приоритеты имеют только опосредованное отношение к сфере миграции. В частности экономическое развитие страны составляет сферу ответственности Минэкономразвития России; национальная безопасность – сферу ФСБ России, а демография – Минздрава России. Ознакомьтесь с содержанием перечисленных в задании концепций и ответьте на следующие вопросы.

Вопросы и задания:

1. Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 г. (далее - Концепция) представляет собой нормативный правовой акт?

2. Перечислите приоритеты Российской Федерации в сфере миграции согласно Концепции и обоснуйте их действительное место и роль в развитии страны.

3. Что включает в себя экономическое развитие страны?

4. Перечислите виды национальной безопасности.

5. Дайте характеристику демографическим процессам.

6. Обоснуйте Ваши предложения по определению приоритетов Российской Федерации в сфере миграционной политики.

 

Ситуация 2

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. определила три приоритета: повышение рождаемости, снижение смертности и эффективную миграционную политику. Однако фундаментальный демографический процесс – супружество данная Концепция не содержит. Более того, супружество предполагает наличие других процессов: добрачие, брачность и послебрачие. Причем перечисленные процессы для различных людей могут повторяться.

Например, у А.Б. Пугачевой процессы добрачие и брачность повторялись по пять раз каждый, а послебрачие – четыре раза. Вместе с тем миграция и демография имеют шесть явных различий, достаточных для исключения сферы миграции из сферы демографической политики по принципиальным соображениям.

Вопросы и задания:

1. Выскажите свою точку зрения по заданию 2 с    необходимыми обоснованиями.

2. В чем принципиальное отличие рассматриваемых Концепций?

3. Что в Вашем понимании означает гражданский брак?

4. Чем современный гражданский брак отличается от сожительства?

5. Что означает и чему равен суммарный коэффициент рождаемости для простого воспроизводства людей в России?

 

Ситуация 3

Сторонники культурологического подхода предназначение политики видят в реализации культурных качеств человека, включая его политическую культуру. Личность представляется им «в качестве источника и ядра политической жизни». В качестве приоритета в исследовании политических процессов ими избран анализ политической деятельности индивидов, рассматриваемых носителями определенных культурных ценностей, выраженных в системе их представлений, знаний, умений. Они утверждают, что любой политический процесс воплощает в себе элементы той культуры, которая присуща субъектам политической деятельности. Человек с его социокультурными качествами является, по их мнению, системообразующим фактором политических процессов. Так как сознание и другие культурные качества личности уникальны и неповторимы, то уникальным является и ее восприятие окружающей действительности, включая политические реальности. Но социальные взаимосвязи людей и социальных групп ими игнорируются. Несмотря на признание тезиса о том, что человек действует совместно с другими людьми, общечеловеческий интерес они расценивают как результат сбалансированности частных интересов людей. По мнению С. Хантингтона, «нереальной является парадигма единого мира, где существует или в ближайшие годы возникнет универсальная цивилизация». Более очевидно, что ныне люди обладают, как и обладали в течение тысячелетий, общими чертами, которые отличают их от других существ.

Вопросы и задания:

1. Дайте характеристику культурологическому подходу к исследованию политических процессов.

2. В чем заключены отличия культурологического подхода от социологического подхода в исследовании политических процессов?

3. Назовите особенности гуманитарных методов исследования политических процессов.

4. В чем отличия статистических и гуманитарных методов исследования политических процессов?

5. Что означает цивилизационный подход С. Хантингтона?

 

Вариант 2

Ситуация 1

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) третий долгосрочный вызов означает возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. При этом уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются: а) сокращением численности людей и уровня занятости в экономике; б) растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров; в) низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Вопросы и задания:

1. Каким нормативным правовым актом утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.?

2. Чем определяется качество профессиональных кадров?

3. Позитивное или негативное влияние на экономическое развитие страны оказывает дешевизна работников?

4. Перечислите и дайте характеристику негативным тенденциям в развитии человеческого потенциала России.

5. Обоснуйте свое отношение к качеству услуг, предоставляемых Вам в сфере здравоохранения и образования.

 

Ситуация 2

Концептуально уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый  уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Обобщающий показатель уровня жизни – валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности увеличится с 13,9 тыс. долл. в 2007 г. до более чем 30 тыс. долл. в 2020 г. Охват высшим и средним профессиональным образованием россиян составит 60 – 70 % (2007 г. – около 50%), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 г. около 30 кв. м на человека (около 100 кв. м на среднестатистическую семью). Доля людей, проживающих в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% в 2007 г. до 14% в 2020 г. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

Вопросы и задания:

1. Насколько Вы лично удовлетворены динамикой социально- экономического развития страны?

2. К какой категории россиян Вы относите себя по своему социальному статусу (низшей, средней, высшей)?

3. Что Вам известно об экологическом состоянии места своего проживания?

4. Ваша обеспеченность жильем соответствует установленным нормам?

5. Вы уверены в своей личной безопасности при пребывании в общественных местах, на улице, в общественном транспорте, в квартире?

 

Ситуация 3

С точки зрения социального благополучия и согласия в России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие людей к государственным и частным экономическим институтам. Снижается социальная поляризация. Это достигается за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев россиян и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса должна составить более половины россиян, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Вопросы и задания:

1. Вы можете утверждать, что в социальном плане вы благополучны?

2. Российское общество живет в согласии и доверии к чиновникам?

3. Вы можете утверждать, что в России снижается социальная поляризация?

4. Обеспечивается ли в России социальная мобильность талантливых представителей всех слоев общества?

5. В какой мере Вы удовлетворены политикой России в области интеграции иммигрантов с постоянными жителями?

 

Вариант 3

Ситуация 1

Предполагается обеспечить поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности России, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность людей и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это создает благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала россиян и динамичного развития бизнеса. Постепенно достигается высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил РФ, позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе социально- экономического развития военной организации государства. Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники социально-экономического роста и повышения благосостояния.

Вопросы и задания:

1. Насколько Вы удовлетворены состоянием своей продовольственной безопасности.

2. По Вашему мнению, заметны признаки перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития?

3. Обоснуйте свою точку зрения по вопросу расширения конкурентного потенциала российской экономики в связи с вступлением страны в ВТО.

4. В чем Вы видите новые источники социально-экономического роста и повышения благосостояния россиян?

5. Достигнут ли высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил РФ, позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания?

 

Ситуация 2

Развитие человеческого потенциала России, с одной стороны, предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни россиян и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности людей и обеспечивающих их социальных секторов экономики. В связи с этим к 2020 г. предполагается достичь следующих результатов:

–  преодолеть негативные демографические тенденции, стабилизировать численность россиян и создать условия для ее роста, повысить качество жизни россиян;

–  сформировать условия для устойчивого повышения зарплаты, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству работников, создать эффективные механизмы регулирования рынка труда, обеспечивающие сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;

–  повысить зависимость размера трудовых пенсий от зарплаты, повысить размер пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;

–  обеспечить возможность получения качественного образования и медицинской помощи, доступ к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятные условия для реализации социально-экономической инициативы;

–  обеспечить россиян доступным и качественным жильем, создать комфортную городскую среду для человека и эффективного ЖКХ, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

–  улучшить качество окружающей среды и экологических условий жизни человека;

–  снизить уровень преступности.

Вопросы и задания:

1. Преодолены ли негативные демографические тенденции в России, особенно в части стабилизации численность россиян и создания условий для ее роста?

2. Сформированы ли условия для устойчивого повышения зарплаты в соответствии с темпами роста производительности труда и качества работников?

3. Насколько Вы удовлетворены проводимой в России пенсионной политикой?

4. Вы можете утверждать, что россияне обеспечены доступным и качественным жильем, создана комфортная городская среда для человека, сформирована гибкая система расселения россиян, учитывающая многообразие региональных укладов жизни?

5. Заметны ли признаки улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека в России?

 

Ситуация 3

Мы внимательно и с уважением воспринимаем любую критику в адрес государственных институтов и отдельных должностных лиц, делаем выводы, если эта критика справедлива, восстанавливаем законность там, где она была нарушена, принимаем необходимые решения на основе консультаций с основными политическими силами, выражаем свою позицию, возражаем в необходимых случаях, если критика безосновательна. Право людей выражать свое мнение всеми законными способами гарантировано, но попытки манипулировать гражданами России, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь неприемлемы. Мы не дадим провокаторам и экстремистам втянуть общество в свои авантюры, не допустим и вмешательства извне в наши внутренние дела. России нужна демократия, а не хаос, нужна вера в будущее и справедливость. То, что общество меняется, а граждане все активнее высказывают свою позицию и предъявляют законные требования к власти, - это хороший признак, признак взросления нашей демократии.

Вопросы и задания:

1. Вы можете утверждать, что органами государственной власти «внимательно и уважительно» воспринимается любая критика с перспективой восстановления нарушенной законности?

2. Гарантировано ли Ваше право выражать свое мнение всеми законными способами?

3. Известны ли Вам провокаторы и экстремисты, втягивающие российское общество в свои авантюры, вмешивающиеся во внутренние дела России?

4. Заметна ли динамика российского общества в части работы с обращениями граждан, высказывающими свои позиции и предъявляющими законные требования к должностным лицам органов власти?

5. Что сдерживает резкий спад российской экономики, пребывающей в очевидной зависимости от импортно-сырьевой зависимости?

 

Вариант 4

Ситуация 1

Термин «избирательные технологии» в отечественной науке остается до конца неопределенным и интерпретируется как разнонаправленное понятие. Избирательные технологии в общем плане представляют собой приемы, способы и методы воздействия на избирателей, нацеленные на оказание влияния на их электоральное поведение. Такой подход к избирательным технологиям характерен для участников предвыборной борьбы, сужает общее понятие «избирательные технологии» до частного, а именно, технологии ведения предвыборной агитации. Вместе с тем избирательные технологии – это комплекс взаимодействующих стратегий и ресурсов, которые оказывают влияние на избирательный процесс. Кроме того, следует учитывать различные IT-технологии, позволяющие осуществлять выбор, либо подсчитывать голоса в электронном формате. Специалисты, занимающиеся разработкой и применением данных стратегий, являются политтехнологами.

Вопросы и задания:

1. Как Вы понимает сущность термина «избирательные технологии»?

2. Дайте характеристику избирательным технологиям в общем и частном плане.

3. Для какой категории лиц характерно оказание влияния на электоральное поведение людей с началом объявленной предвыборной кампании?

4. Какое влияние избирательные технологии оказывают на избирательный процесс?

5. Насколько, по Вашему мнению, объективен электронный подсчет голосов?

 

Ситуация 2

Электоральные социологические исследования позволяют оценить качество работы избирательных комиссий, эффективность внедрения современных избирательных технологий. Организация и проведение исследований включает в себя разработку методик и реализацию соответствующих проектов. Электоральные социологические исследования, которые могут использоваться для сопровождения избирательного процесса, можно условно разделить на два типа, исходя из целей проведения: а) исследования, которые проводятся с целью оценки качества избирательного процесса и совершенствования деятельности избирательных комиссий; б) исследования, которые проводятся с целью верификации результатов выборов.

Вопросы и задания:

1. С какими целями проводятся электоральные социологические исследования?

2. Что включает в себя организация и проведение социологических исследований?

3. Дайте характеристику типам электоральных социологических исследований.

4. С какой целью проводятся исследования качества избирательного процесса?

5. Сформулируйте Ваши предложения по совершенствованию деятельности избирательных комиссий.

 

Ситуация 3

Мониторинговые исследования СМИ рассматривают влияние материалов СМИ на волеизъявление избирателей, а также развитие их правовой культуры. Они включают: анализ методик мониторинга СМИ, используемых различными организациями в России и зарубежных странах, а также полученных ими результатов. Из-за особенностей российского законодательства о выборах, в котором не закреплены механизмы мониторинга СМИ в период избирательной кампании, деятельность в данном направлении позволяет практически отработать различные технологии мониторинга СМИ во время предвыборной кампании, подготовить базу для широкого обсуждения общественностью и экспертным сообществом подходов к организации таких исследований и придания им официального статуса.

Как правило, мониторинг СМИ включает в себя следующие фазы: а) наблюдение за рядом источников информации (телеканал, радиостанция, периодическое печатное издание, блог и т. п.); б) сохранение найденного материала; в) фильтрация и категоризация; г) передача собранного материала для дальнейшего анализа. Продуктом мониторинга СМИ может являться фрагмент или полный текст статьи периодики или интернет-издания, клиппинг (бумажный или электронный документ, включающий в себя графическое изображение статьи в виде, как она была опубликована в оригинале), транскрипт эфирного вещания, видео- или аудиозапись эфира, эфирная справка, статистический отчѐт, дайджест.

Вопросы и задания:

1. Что включают мониторинговые исследования СМИ?

2. Насколько эффективен механизм мониторинга российских СМИ в период избирательной кампании?

3. Какие фазы включает в себя мониторинг СМИ? Дайте им характеристику.

4. Перечислите продукцию мониторинга СМИ.

5. Что собой представляет клиппинг бумажного или электронного вида?

 

Вариант 5

Ситуация 1

Сопровождение внедрения современных избирательных технологий проведения и учета голосов, является перспективной и приоритетной задачей для многих организаций, занимающихся политтехнологиями. Содержание данной задачи включает в себя анализ практики внедрения современных избирательных технологий в странах, где подобные технологии применяются официально либо используются в экспериментальном порядке; технологии по освещению процесса голосования в прямом эфире благодаря установке web-камер на избирательных участках. Данные технологические новшества неоднозначно воспринимаются в российском обществе. Результаты их первого применения не позволяют уверенно утверждать, что внедрение онлайн-трансляций выборов на специально созданном для этого сайте webvybory2012.ru, позволило избежать подтасовок при подсчете голосов. Кроме того, расходы бюджета около 13 млрд руб. вовсе породили слухи об очередной волне коррупции под видом благодетели для народа.

Вопросы и задания:

1. Насколько перспективна задача для политтехнологов, осуществляющих сопровождение внедрения новых избирательных технологий проведения и учета голосов?

2. Дайте характеристику содержанию указанной задачи.

3. Какова Ваша оценка эффективности применения технологии по освещению процесса голосования в прямом эфире благодаря установке web- камер на избирательных участках?

4. Насколько Вы уверены в объективности подсчета голосов за счет внедрения онлайн-трансляций выборов на специальном сайте webvybory2012.ru?

5. Оцените «прозрачность» подсчета голосов указанным способом, учитывая, что дополнительные расходы госбюджета составили около 13 млрд руб.

 

Ситуация 2

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими субъектами посредством выявления динамики процесса как явления. Большое значение при этом имеет выявление факторов, воздействующих непосредственно на политический процесс. Отсюда структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между субъектами, а также их логической последовательностью. Каждый отдельно взятый политический процесс обладает собственной структурой и своим наполнением. Основные параметры политического процесса составляют: субъекты, совокупность их взаимосвязей, последовательность действий или поведение, политическая деятельность, а также набор детерминирующих факторов. Условно можно выделить две основные группы факторов политического процесса: внутренние (характеристика субъектов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика политического процесса) и внешние (среда, включая социально-экономические, социокультурные и прочие условия и ее воздействие; системные, внешние для данного политического процесса политические обстоятельства, например, правила и условия политической игры, внешние политические события).

Вопросы и задания:

1. Дайте характеристику структуре политического процесса.

2. Сформулируйте понятие «структура политического процесса».

3. Справедливо ли утверждать, что каждый отдельно взятый политический процесс обладает собственной структурой и своим наполнением?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные параметры политического процесса.

5. Дайте характеристику детерминирующим факторам политического процесса.

 

Ситуация 3

Проблематика политического процесса не является привычной для России. Если в европейских странах институты непосредственной и представительной демократии, участия народа в осуществлении власти через политический процесс развивается много веков, последовательно и постепенно, то в современной России реальные политические процессы характерны для последнего десятилетия. Новые общественные отношения в стране требуют эффективного правового регулирования, прежде всего, конституционно-правового. Вместе с тем вряд ли обоснованно утверждать о становлении политического процесса в США и Европе, ибо основа политической системы всегда испытывает влиянию различных факторов стабильности и динамизма. Поэтому уместно констатировать наличие определенной модели или их набора для идентификации политического процесса. Такие модели конструируются на национальной интерпретации инструментов народовластия, плюрализма, верховенства закона, равенства граждан, разделение властных полномочий, политических прав и свобод и др.

Вопросы и задания:

1. Насколько характерна для России проблематика политического процесса?

2. Как давно в историческом плане в современной России имеют место реальные политические процессы?

3. Какая отрасль права регулирует общественные отношения в стране в сфере политических процессов?

4. Обоснованно ли утверждать о становлении подлинного политического процесса в США и Европе на основе их политических систем?

5. Перечислите и дайте характеристику инструментам политического процесса.

 

Вариант 6

Ситуация 1

Натуралистический подход к исследованию политических процессов предполагает выделение совокупности природных условий в формировании политического сознания и воли людей, других качеств, проявляющихся в их политической деятельности в рамках политических процессов. Известные мыслители древности (Аристотель, Геродот, Платон и др.) в своих интуитивных изысканиях находили опору в результатах обобщения различных природных, большей частью географических и климатических условий. Сформированные взгляды они распространяли на поведение людей в обществе – их характер, темперамент, волевые качества, а также на осуществляемую ими деятельность. Заметной вехой в развитии натуралистического подхода стала идея разделения сущностей или природ И. С. Эриугены (ок.810 – после 877 гг.), ориентированная на поиск смыслов понимания и зафиксированная им в трактате «О разделении природы». В своем труде он выделял трио природ: творящую вещный мир природу Бога- сына (разума) – творящую и сотворенную; непознаваемого Бога-отца – творящую и несотворенную, нетворящую и несотворенную; простую видимость вещного мира – сотворенную и нетворящую. По его умозаключению, в Боге благодаря идеям осуществляется замыкание круга творений. Понятие естества или природы утверждается в XII в. Как Библия, модель Книги природы поэтизирована их общим автором – Богом. Началась интеллектуальная переориентация всех богатств, накопленных человечеством за предыдущие века. Это способствовало развитию научного знания на прикладной основе логики и экспериментов. В Новое время на существенную роль климата и географической среды в поведении и деятельности людей указывали Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Я.А. Коменский, Ш.Л. Монтескье, А. Шопенгауэр и др.

Вопросы и задания:

1. Выделение каких условий в формировании политического сознания и воли людей предполагает натуралистический подход к исследованию политических процессов?

2. Перечислите мыслителей древности, которые в своих интуитивных изысканиях опирались на результаты обобщения различных природных (географических и климатических условий)?

3. Сформулируйте особенности развития натуралистического подхода И. С. Эриугены.

4. Каким образом происходила интеллектуальная переориентация всех богатств, накопленных человечеством за предыдущие века с позиций природосообразности?

5. Какую роль в развитии научного знания на прикладной основе логики и экспериментов сыграли мыслители Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Я.А. Коменский, Ш.Л. Монтескье)?

 

Ситуация 2

Я. А. Коменский приветствовал проникновение человечества в тайны Природы. С целью преодоления острых социальных противоречий своего времени педагог долгие годы пребывал в размышлениях о возможных средствах устранения общественных пороков, среди которых основные усилия им были сосредоточении на разумно организованном воспитании и распространении просвещения. Будучи верившим в существование загробной жизни, он был убежден в том, что «живя в земном мире, люди должны стремиться к его усовершенствованию, к устранению в нем всех извращений». В его книге «Великая дидактика» изложено универсальное искусство учить всех всему. Он подчеркивал, что «Основания почерпаются из самой природы вещей», что «я настойчиво прошу, убеждаю, настаиваю, чтобы каждый, кто явится в качестве исследователя этого дела, выставлял свои собственные и притом усовершенствованные взгляды (которые не могли быть ослаблены никакими обманчивыми мнениями)».

Вопросы и задания:

1. Перечислите известные Вам труды Я. А. Коменского, в которых содержатся различные аспекты природосообразности учения.

2. На что были направлены основные усилия великого гуманиста?

3. Соотнесите между собой веру Коменского в существование загробной жизни и его актуальные до сих пор прорывы в природосообразность обучения и воспитания.

4. Как Вы понимаете основную идею «Великой дидактики» учить всех всему?

5. О чем так настойчиво просил, убеждая и настаивая Я.А. Коменский?

 

Ситуация 3

Теология как теория со своим предметом и не предполагающая ее подтверждения или опровержения (моральная философия) впервые представлена Петром Абеляром. Он полагал, что человеческое знание исторически ограничено, что необходим постоянный ввод в него нового (должно выявляться в самом предмете, формулироваться в качестве проблемы и только после этого пополнять копилку признанного знания посредством его сверки со Священным Писанием и диалектического метода). В христианстве основным источником религиозного толкования политических явлений является Библия. В средневековой Европе эти толкования наиболее полно представлены в работах А Аврелия и Ф. Аквинского. Сформулированные ими положения до сих пор являются основополагающими методологическими установками для христианских исследований политических явлений. Например, Ф. Аквинский утверждал, что мир создан ради человека. Но среди догматов веры он выделял, с одной стороны, рационально постижимые («Бог един, он существует»), с другой – непостижимые («Троичность Бога, сотворение им мира») догматы. Причем к предмету теологии он относил именно непостижимые догмы.

Вопросы и задания:

1. Как Вы понимаете термин «религиозная экспансия»?

2. В чем опасность деятельности религиозных миссионеров для России?

3. Кем впервые представлена теология как теория со своим предметом?

4. Дайте свою характеристику Библии.

5. Какие догматы веры Ф. Аквинский выделял как рационально постижимые  и как непостижимые и какие из них он относил к предмету теологии?

 

Вариант 7

Ситуация 1

В России под лозунгами свободы совести, заботы о правах человека имеет место религиозная экспансия в форме политики неограниченной свободы миссионерской деятельности. По некоторым данным, ежегодные расходы западных стран на миссионерство в России достигают 1 млрд. долларов. В стране официально пребывают более 1 тыс. миссионеров-проповедников «своей веры». Создается угроза безопасности страны. Миссионеры зарубежных религиозных организаций, фондов, институтов, располагая финансовыми ресурсами, современными аудиовизуальными и телекоммуникационными средствами, манипулируют сознанием людей, расшатывая их моральные устои, реализуя геополитические цели.

Несмотря на установленный Законом запрет на политическую деятельность религиозных объединений (они не имеют права участвовать в выборах органов государственной власти, в деятельности политических партий и движений, не могут оказывать материальную и иную помощь политическим организациям и т.д.), политтехнологи, обслуживающие некоторых кандидатов в депутаты, стремятся получить поддержку религиозных организаций при проведении выборов.

Вопросы и задания:

1. Дайте сущностную характеристику понятий «религия», «идеология», «светское государство».

2. Обоснуйте место и роль религии в государстве и обществе.

3. Назовите представителей теологического подхода в исследовании политических процессов и дайте характеристику их взглядам.

4. Какова, по Вашему мнению, связь натуралистического и теологического подхода к исследованию политических процессов?

5. В чем особенность теологического подхода к исследованию политических процессов? Как Вы понимаете термин «религиозная экспансия»?

 

Ситуация 2

Социологический подход, преломляясь в методах исследования политических процессов, более тесно связан со способами сбора и обработки сведений (данных) о состоянии и тенденциях развития данных процессов, а также доведения информации до органов управления ими, других заинтересованных органов, организаций, учреждений и т.д. Сущность социоцентрического подхода следует уже из самого его названия: с одной стороны, опора на социум и социус, с другой стороны, рассмотрение их с единых позиций, как центральных взаимосвязанных категорий в рамках исследования политических процессов. При этом системообразующая (центральная) для данного подхода роль принадлежит социальным фактам и факторам. В генезисе социологический подход имеет глубокие историко- социальные корни. В социальной теории К. Маркса общество представлено как продукт воспроизводства людьми своей жизни, а под политикой подразумеваются межклассовые и межгрупповые отношения, обусловленные борьбой за политическую власть в государстве. В данной теории обоснована взаимозависимость политических и экономических процессов по поводу существующих отношений собственности на средства производства (экономически господствующие классы господствуют в политике, подчиняя своим интересам деятельность органов государства). Подчеркивая, что «бытие определяет сознание», что политическое сознание отражает общественное бытие людей в существующей политической действитель- ности, марксистская теория ориентирована на их активное участие в политических процессах.

Вопросы и задания:

1. Дайте характеристику социологическому подходу к исследованию политических процессов.

2. В чем заключены отличия социологического подхода от культурологического подхода в исследовании политических процессов?

3. Назовите особенности социологических методов исследования политических процессов.

4. Как Вы понимаете выражение К. Маркса: «Бытие определяет сознание»?

5. Сформулируйте сущность понятий «социус» и «социум».

 

Ситуация 3

Социальный статус – это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий. Достигнутый статус может базироваться на образова- нии, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинстве западных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными благами, внешний вид и стиль одежды, манеры, приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чем происхождение. Жизненный статус предполагает наличие социального расслоения по вертикальной шкале. Так, о человеке говорят, что он занимает высокое положение, если он имеет возможность управлять поведением других людей, в приказном порядке или посредством влияния; если основа его престижа – важный пост, им занимаемый; если он своими действиями заслужил уважение коллег. Относительный статус является основным фактором, определяющим поведение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можно считать первоочередной целью людей. Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста. Например, положение мужчины в родовой группе определяет его положение в общине.

Вопросы и задания:

1. В чем заключаются достоинства контент-анализа?

2. Обоснуйте достоинства методов анкетирования и интервьюирования.

3. Что означает сущность и содержание социальной стратификации?

4. Как Вы понимаете термин «социальное расслоение общества»?

5. Обоснуйте свой собственный социальный статус.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика