ГУУ, теория организации и организационное поведение (контрольная работа)
01.06.2018, 13:52

В качестве объекта исследования может быть выбрана любая реальная организация, любого размера, любой формы собственности по выбору исследователя.

При выборе объекта исследования рекомендуется отдавать предпочтение тем предприятиям и организациям, с работой и проблемами которой слушатель знаком по опыту своей трудовой деятельности. В качестве объекта можно выбрать также тип организации, с деятельностью которой будет связана дальнейшая карьера студента.

Ниже приводится примерный перечень объектов исследования (список носит рекомендательный характер и может быть дополнен студентами).

Примерный перечень объектов исследования

1. Предприятие (любых размеров, форм собственности).

2. Организация (любого назначения, соответствующего правовым нормам Российской Федерации).

3. Товарищество.

4. Общество.

5. Акционерное общество открытого или закрытого типа.

6. Арендное предприятие.

7. Совместное предприятие.

8. Кооператив.

9. Объединение (любого типа, предусмотренного законодательством Российской Федерации).

10. Предпринимательская сеть.

11. Ассоциация.

12. Концерн.

13. Консорциум.

14. Холдинг.

15. Банк.

16. Биржа.

17. Консалтинговая фирма.

18. Страховое общество.

19. Комплекс (в т.ч. научно-производственный, территориально-производственный и др.).

20. Финансово-промышленная группа.

21. Подразделения предприятий (производства, цеха, бригады, филиала и т.д.).

22. Свободная экономическая зона.

23. Институт (научно-исследовательский, учебный, воспитательное заведение и т.д.).

24. Административная территория (город, район).

 

При выполнении контрольного задания нужно выяснить следующие аспекты:

1. Наименование, отрасль деятельности, размер, а также, миссия и главная цель.

Информация о наименовании организации, место ее размещения может быть условной.

Необходимо указать отраслевую принадлежность, назначение и виды деятельности, продукция, услуги, а также масштабы деятельности, т.е. характеристики размеров производства (не обязательно в точных количественных показателях, но в терминах: крупное, среднее или малое предприятие), значения и роли в отрасли, регионе, стране, на международном уровне.

Миссия организации – это ее предназначение, то во имя чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность, тот след, который организация оставляет в истории и та роль, которую она играет в обществе.

Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

- представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

- создает уверенность в том, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

- помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

- вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (инвесторов, потенциальных партнеров, потребителей);

- повышает социальную значимость организации.

Примерная характеристика миссии, то есть предназначения, организации в обобщенном виде включает:

- предлагаемые продукты или услуги,

- цели организации,

- позиционирование на рынке,

- технологию (процессы, инновации),

- философию (базовые взгляды, ценности, мотивации),

- внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания),

- внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

Главная цель организации – обеспечение такого достижимого состояния организации, которое в максимальной степени соответствует ее миссии, интересам учредителей и ее деловому развитию. Главная цель должна быть общей для всех элементов организации.

У хозяйственных организаций главной целью является прибыль, у некоммерческих организаций – достижение определенных социально значимых целей, у политических организаций – приход к власти.

2. Форма собственности организации

Характер собственности определяется как: частная, государственная, муниципальная, иная.

3. Организационно-правовая форма организации:

3.1. Коммерческая или некоммерческая организация

3.2. Если коммерческая, то:

- хозяйственное товарищество или общество (конкретно – ПАО, НПАО, ООО, полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью),

- производственный кооператив,

- государственное или муниципальное унитарное предприятие,

- крестьянское (фермерское) хозяйство.

3.3. Если некоммерческая, то:

- общественное или религиозное объединение,

- фонд,

- государственная корпорация,

- учреждение,

- потребительский кооператив,

- некоммерческое партнерство,

- автономная некоммерческая организация,

- товарищество собственников недвижимости,

- объединение юридических лиц (ассоциация или союз) или др.

4. Территориальная сфера деятельности организации: глобальная, международная, федеральная, межрегиональная, региональная, местная, локальная.

5. Сфера человеческой деятельности организации: публичные, хозяйственные, военные, правоохранительные, культурные, научные, образовательные, просветительские, благотворительные, религиозные, информационные, правозащитные, политические и др.

6. Проявление критериев организации (объединение людей, наличие миссии и главной цели, совместная деятельность, разделение обязанностей, организационный стержень, правила, властное начало, границы, организационная форма).

Рассмотреть проявление обозначенных критериев в организации.

Организация – это всегда объединение тех или иных людей, то есть социальная сущность организации - это человеческий коллектив, существующий с определенными особенностями в той или иной среде.

Наличие миссии и общей главной цели в организации связано с тем, что любая организация осуществляет социально значимую (по крайней мере социально заметную) целенаправленную деятельность.

Совместная деятельность в той или иной форме также осуществляется в любой организации. Это означает, что люди, объединенные в данном образовании, совместно осуществляют некие деяния, исходящие из поставленных целей и задач. Несмотря на то, что данная деятельность носит совместный характер, содержание этой деятельности может чрезвычайно сильно отличаться даже в самой маленькой организации. В связи с этим, появляются функциональные направления деятельности (производство, маркетинг, инновации, финансы, персонал и др.), то есть работа внутри одной организации, но с различным ее содержанием.

Разделение обязанностей присутствует в любых, даже самых примитивных организация. В современных организациях разделение обязанностей и труда имеет многомерную сложную основу, без которой не мыслимо нормальное существование социальной системы.

Организационный стержень – это совокупность особенностей, предопределяющих пребывание того или иного лица в данной организации. Данный стержень может базироваться на общих интересах, на договорных отношениях, на членстве или подданстве.  Данное явление не подменяет структуры в организации, а является одной из сторон структурных отношений в организации.

Правила подразумевают не только принципы создания и управления организацией, но и внутренний распорядок, правовую основу деятельности, регулирование взаимодействия в коллективе.

Происхождение и реализация власти и управления в организации присутствует всегда, поскольку необходимо постоянное побуждение людей к целенаправленной деятельности. Необходимо определить, какая из следующих форм власти проявляется в организации: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть; власть убеждения; власть соучастия.

Границы в организации всегда имеют условное значение, тем не менее, нельзя сказать, что они отсутствуют абсолютно. Действительно, организация – это открытая система, которая постоянно взаимодействует с внешней средой. С другой стороны организация всегда существует в неком ареале,  то есть в определенных рамках, среди них можно выделить следующие:

- месторасположение организации (юридический и физический адреса),

- территория, где расположены поставщики и партнеры организации,

- территория, на которой реализуются продукты организации,

- территория, на которой проживают учредители и сотрудники организации,

- территория, на которой известно о существовании данной организации,

- территория, на которую намерена «проникнуть» организация и др.

Под организационной формой понимается совокупность особенностей формирования и функционирования той или иной организации, включая характеристики системы и процесса управления.

Частной формой организационных форм являются организационно-правовые формы организаций – определенные законом варианты существования юридических лиц.

7. Историческая форма организации: организация-община, организация-государство, организация-армия, организация-цех, организация-предприятие, организация-корпорация, виртуальная организация.

8. Модель организации: модель рациональной бюрократии, модель организации как коллектива людей, модель системы, модель баланса интересов.

9. Факторы внутренней среды.

Необходимо дать подробное описание всех элементов внутренней среды организации. Ключевыми факторами внутренней среды организации являются: структуры, ресурсы, организационная культура, процессы.

Структура представляет собой каркас внутреннего строения организации, ее «скелет» или состав и соотношение, входящих в организацию подсистем.

Структура отвечает на вопрос: из чего состоит организация? Структура определяет содержание организации, как оглавление отражает содержание книги.

Ресурсы в организации представлены в различных формах: информационные, трудовые, финансовые, технологические, интеллектуальные и т.д.

Культура организации проявляется в различных формах: организационные ценности, история, традиции, символика, эмблемы, цвета и одежда, слоганы, язык (жаргон) и т.д.

Основные и вспомогательные процессы расписать в соответствии с цепочкой ценностей М.Портера. Анализ процессов основной деятельности включает процессы: обеспечения поставок сырья и пр., выпуска продукции, обеспечения сбыта, маркетинга и продаж, послепродажного обслуживания.

Вспомогательные процессы анализируется по направлениям: снабжение, развитие, технологии, управление людьми и инфраструктура (финансы, менеджмент).

10. Факторы внешней среды организации:

10.1. Факторы внешней среды прямого действия: собственники, поставщики, конкуренты, потребители, объединения организаций, государство, местные сообщества.

Особое внимание необходимо уделить анализу конкурентной среды, в которой функционирует организация и механизмов конкуренции, применяемых конкурирующими предприятиями (цены, качество, слияние, покупка акций и т.п.). Важно также охарактеризовать кооперационные связи с поставщиками и степень ориентации на клиентов и потребителей, а также  цели, задачи и функции органов местного управления.

10.2. Факторы внешней среды косвенного действия: экономическая ситуация, политическая ситуация, право, социально-культурная ситуация, физико-географические условия, научно-техническое развитие, международная обстановка.

Этот анализ включает изучение социальных и культурных факторов, формирующих вкусы, традиции и потребности населения, влияющих на отношение к производимой продукции или услугам.

Немаловажное значение имеет анализ таких внешних по отношению к объекту исследования факторов, как экономическая политика, проводимая страной; система и масштабы государственного регулирования экономики  (в том числе предприятий и регионов); влияние политики на экономику.

Особое место в анализе внешних факторов занимает инфраструктура, включающая производственную и непроизводственную составляющие. Это связано с тем, что судьба каждой организации (предприятия) во многом предопределяется наличием транспорта, средств связи, строительных организаций, жилья, коммунального хозяйства и т.д.

Изучение факторов окружающей объект внешней среды позволяет получить полное представление об условиях его функционирования.

11. Тип (механистическая или органическая) организационной структуры и её вид:

11.1. Если механистическая, то:

- линейно-функциональная,

- линейно-штабная,

- дивизиональная (продуктовой, рыночной или территориальной ориентации);

11.2. Если органическая, то:

- проектная,

- матричная,

- бригадная,

- горизонтальная иерархия (сетевая, виртуальная, многомерная, круговая, интеллектуальная, обучающаяся организация).

Обязательно нарисовать схему организационной структуры и дать краткий анализ структуры управления организацией, содержащий: описание функций и задач, характеристику связей между ними, распределение обязанностей по уровням управления (высшему, среднему, первому); соблюдение норм управляемости и т.д.

12. Проявление законов организации:

12.1. Закон синергии,

12.2. Закон развития.

12.3. Закон самосохранения

12.4. Закон композиции-пропорциональности

12.5. Закон информированности-упорядоченности

12.6. Закон единства анализа и синтеза

По каждому из законов организации нужно дать формулировку и описать примеры проявления данных законов в практике функционирования организации.

13. Наличие участия организации в интеграционных образованиях:

- в ассоциации или союзе,

- в корпоративном объединении (корпорация, холдинг, консорциум, концерн)

- в монополистическом объединении (конгломерат, картель, синдикат, трест),

- в международном объединении (транснациональная корпорация (ТНК), международная организация, совместное предприятие).

14. Оценить эффективность управления (результативность – достижение поставленных целей и производительность – результат по отношению к ресурсам).

15. Организация поведения сотрудников

15.1. Управление поведением сотрудников в  организации.

Управление поведением индивида – это система мер по формированию моделей компетенций работников  в организации. Нужно расписать, какая система мер используется в организации для формирования активного трудового поведения сотрудников.

К данному понятию существует несколько подходов.

1. Оказание воздействий по изменению составляющих сознания, рассмотренные ранее.

Управление процессом деятельности (поведением)  предполагает саморегуляцию потребностей, норм, способностей своих собственных или управляемого коллектива при помощи:

· стимулирования для того, чтобы воздействовать на соответствующие потребности деятельности личности;

· обучения – для приведения в соответствие способностей личности требованиям организации;

· регламентирования и воспитания -    для    приведения в соответствие норм личности и задач организации.

15.2. Что формирует установки работников Вашей организации? Какие из установок сотрудников можно отнести к позитивным, а какие к негативным?

Организационное поведение исходит из того, что информация о характере установок работника в отношении труда, карьеры и организации имеет жизненно-важное значение для современных менеджеров. Удовлетворение трудом - это набор благоприятных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе и при оценке результатов работы. Удовлетворение от труда является важной эмоциональной установкой.

 Уровень удовлетворения от труда рабочих групп зависит от множества переменных. Анализ их взаимосвязей позволяет менеджменту прогнозировать возможные поведенческие проблемы. К основным переменным такого рода относятся возраст работников, уровень занимаемой должности и размеры организации.

Наряду с удовлетворением трудом большое значение для организационного поведения имеет такая установка работников, как вовлечение в процесс труда, т.е. степень, в которой сотрудники отдаются работе, расходуют на нее время и энергию, воспринимают ее как существенную часть своей жизни.

Обязательства перед организацией, или лояльность работника, - это степень, в которой сотрудник идентифицирует себя с организацией и стремится к активному участию в ее деятельности. Уровень обязательств отражает веру работника в миссию и цели фирмы, желание внести свой вклад в ее процветание и намерение работать в ней. Организационное поведение предполагает, что менеджер должен рассматривать воздействие рабочей среды на степень удовлетворения трудом подчиненных, их вовлеченность в рабочий процесс и обязательства перед организацией.

Примеры отрицательных установок

• опоздание

• неприязнь к отчетности

• решение проблем личного характера в рабочее время

• неудовлетворенность трудом

15.3.  Построить модель компетенций сотрудника организации для конкретной  должности

Построение модели  компетенций сотрудника организации

Цель:

· Разработка  способов воздействия на сотрудника на основании  модели компетенции.

Задание:

· Построить модель компетенций сотрудника организации для конкретной  должности.

· Оценить реальное состояние компетенции сотрудника по составляющим модели компетенции (самооценка).

· Выявить соответствие (несоответствие) компетенций сотрудника требованиям должности в организации.

· Определить способы воздействия на индивида при выявлении расхождения компетенции сотрудника и требований должности.

Этапы выполнения задания

1. Определение  составляющих модели компетенции сотрудника  для конкретной должности: определяются навыки, необходимые для занятия должности, желаемые модели поведения, ключевые знания, заполняется табл.1. Определяются допустимые баллы для занятия должности.

2. Определение реальных составляющих модели компетенции сотрудника (самооценка по 5 балльной системе, заполняется   табл.3).

3. Выявление расхождения требуемых компетенций  с компетенциями, имеющимися у сотрудника.

4. Формулирование способов  воздействия на сотрудника для сокращения  выявленных расхождений по составляющим  компетенции.

Таблица 1. Составляющие  модели компетенции сотрудника

Навыки

Модели поведения

Знания

 

 

 

 

В табл. 2 приведен пример  модели  компетенций Руководителя отдела продаж по работе  с магазинами компании ХХХ.

Таблица 2. Составляющие модели компетенции «Руководитель отдела по работе с магазинами»

Навыки

Модели поведения

Знания

· Навыки продаж

· Ведения переговоров

· Анализа деятельности

· Коммуникаций с клиентами и сотрудниками

· Планирования деятельности

· Слышать и излагать информацию

· Оценивать, быть внимательным к клиентам

· Проявлять инициативу

· Взаимодействовать с клиентами

· Учить и обучать

· Должностных  обязанностей

· Документов внутренней отчетности компании

· Методов управления клиентами

· Техники продаж и переговоров

Ассортимента продукции

При сравнении компетенций (навыков, знаний, моделей поведения), с теми, которые  требуются  для конкретной должности, оценка (в учебных целях)  проводится методом самооценки, заполняется таблица 3.

В каждой графе оценивается проявленные компетенции, общая сумма баллов сравнивается с максимально возможной по каждой составляющей и делается ввод о необходимых мерах воздействия.

Табл.3 Пример оценки специалиста  по составляющим компетенции

Навыки

баллы

Модели поведения

баллы

Знания

баллы

· Навыки продаж

3

· Слышать и излагать информацию

5

· Должностных  обязанностей

5

· Ведения переговоров

3

· Оценивать, быть внимательным к клиентам

4

· Документов внутренней отчетности компании

4

· Анализа деятельности

5

· Проявлять инициативу

3

· Методов управления клиентами

4

· Коммуникаций с клиентами и сотрудниками

4

· Взаимодействовать с клиентами

5

· Техники продаж и переговоров

3

· Планирования деятельности

4

· Учить и обучать

4

Ассортимента продукции

3

Итого:

19

 

21

 

19

 

Из 25

 

Из 25

 

Из 25

По результатам самооценки делаются выводы о соответствии (несоответствии) составляющих моделей компетенции требованиям организации. Предлагаются мероприятия по достижению соответствия.

Пример выводов по результатам  оценки для «Руководителя отдела по работе с магазинами»

1. Необходимо улучшить знания ассортимента продукции и техники ведения переговоров

решение: в период с апреля по май прослушать курс лекций по специфике продукции с аттестационной оценкой по итогам, принять участие в тренинге  по переговорам в марте месяце.

2. Необходимо улучшить навыки продаж

решение: провести тренинг «Техники продаж» в период с мая  по июнь месяц.

16. Отметить: уникальная организация или типичная для данной отрасли, данного региона, данного рода деятельности.

17. В заключении необходимо предложить рекомендации по развитию организации.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика