СИБИТ, управление гос.-частными партнерствами и программами (кейс)
Узнать стоимость этой работы
15.03.2019, 13:24

Кейс содержит ситуации для анализа и решения.

Номер кейса определяется по первой букве фамилии студента:

№ кейса

1

2

1

2

1

Первая

буква

фамилии

студента

А,

Б,

В,

Г, Д

Е,

Ё,

Ж,

З, И

К,

Л,

М,

Н, О

П,

Р,

С,

Т, У

Ф,

Х,

Ц, Ч

Ш, Щ Э, Ю, Я

 

Кейс 1

Целью выполнения практического задания является определение перспектив внедрения механизмов государственно-частного партнерства в России как фактора формирования инновационной экономики.

БИЗНЕС- КЕЙС «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. РЫНОК ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

Неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государственной власти. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих ответственных функций, связанных с национальными интересами, а бизнес, в свою  очередь, всегда остается источником и мотором развития и  приращения общественного богатства.

В последнее время во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном  управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. Правительства передают во  временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью.

С одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей,  в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты- не могут быть приватизированы в виду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать в них простое  и расширенное воспроизводство. Для того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом, а с недавних пор и в России используется концепция государственно-частного партнерства(ГЧП), представляющая собой институциональный и  организационный  альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Мировой опыт демонстрирует успешность использования механизма ГЧП прежде всего для создания новой и  поддержания  существующей  инфраструктуры общественного сектора.

Тлеющий мировой финансовый кризис обусловливает устойчивую тенденцию сокращения бюджетных возможностей не только России, но и вообще любого государства в мире на фоне все более прогрессирующих сервисно-инфраструктурных запросов населения и хозяйствующих субъектов.

Низкий уровень качества и недостаточная развитость  ЖКХ- инфраструктуры, транспортной, телекоммуникационной и иных инфраструктур являются в настоящее время существенным барьером на пути экономического роста нашей страны.

Российское государство вынуждено оказывать еще большее влияние во многих отраслях экономики, но в условиях сокращения финансовых ресурсов государства  его  возможности  осуществлять  долгосрочные проекты существенно снижаются.  Это  обстоятельство  требует  поиска  и  внедрения новых форм сотрудничества между государством и частными хозяйствующими субъектами- механизмов государственно-частного партнерства(испан. - Colaboracion publico-privada илиAsociacion publico- privada; англ. - PublicPrivate Partnership; франц. - Partenariat public-prive; нем. - Offentlich-Private Partnerschaft; итал. - Partenariato Pubblico Privato; дат. - Offentlig-Private Partnerskaber).

Процесс урбанизации России,  ведущий к укрупнению мегаполисов, сегодня является реальностью.  Доведение до ума сочинской олимпийской спортивной  инфраструктуры  к2014 году и казанской  универсиадной спортивной инфраструктуры к2013  году, создание/модернизация спортивных инфраструктур под проведение Чемпионатов мира по хоккею2016 года и по футболу2018 года в России, прекращение изоляции российских восточных регионов от остальной части страны и должное экономическое развитие этих регионов, что является залогом сохранения суверенитета и территориальной целостности страны, реализация многих иных масштабных, общенациональных проектов- осуществить всё это сегодня нереально только за счет одних лишь бюджетных ресурсов. Можно сказать, что государство вынуждено привлекать на такие проекты потенциал частного сектора.

Проблематика государственно-частного партнерства является на сегодня одной из самых популярных в России, о ней много говорят на разных уровнях государственной власти.

Это явление постепенно оформляется как самостоятельный институт. Вяде министерств и ведомств созданы специальные советы по вопросам ГЧП. При комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству действует экспертный совет по законодательству в этой сфере. Во Внешэкономбанке  и  Международном  фонде  технологий  и инвестиций имеются центры ГЧП. В структуре Российского союза промышленников и предпринимателей организован комитет по государственно- частному партнерству и инвестиционной  политике. Появляется множество юридических и консалтинговых фирм, оказывающих услуги  при заключении договоров о таком партнерстве.

Проекты государственно-частного партнерства в его различных формах активно набирают популярность во многих странах в качестве инструмента создания новых объектов инфраструктуры, предоставления инфраструктурных и иных публичных услуг, для организации общественных работ.

При этом государственно-частное партнерство- не новое  изобретение сегодняшнего дня или последних30 лет. Несмотря на то, что этот феномен представляется в последние десятилетия как некое изобретение, настоящая инновация на международном и на национальном уровнях(прежде всего, как инструмент  для развития инфраструктуры), в действительности, сотрудничество между публичным и частным секторами для создания, обеспечения и управления инфраструктурой, особенно транспортной, имеет давние традиции во многих странах мира. История проектов государственно- частного партнерства в Бразилии, Испании, Италии, Мексике, США, Франции, ряде других стран насчитывает несколько столетий.

В России XIX века был известен опыт использования концессии.  В1836 году император Николай I предоставил концессию на строительство железнодорожной ветки из Петербурга в Царское Село Францу Антону фон Герстнеру. Под реализацию указанного проекта государством были бесплатно выделены земельные участки и предоставлены гарантии.

Французский автор Ксавье Безансон в2004 году издал книгу с говорящим за себя названием- «2000 лет истории государственно-частного партнерства для строительства систем и объектов общего пользования». И, надо признать, его аргументы в поддержку своего  тезиса,  отраженного  названием  книги, достаточно резонны.

Однако до сих пор вопрос о терминологии и сущности механизма ГЧП остается дискуссионным. Многие вопросы, касающиеся сути и форм партнерства между государством и бизнесом, по-разному трактуются представителями различных экономических школ. До сих пор отсутствуют специальные учебные пособия, не читаются курсы лекций по этому предмету в вузах. В результате не совсем понятно, какие именно отношения между государством и бизнесом следует относить к ГЧП, его границы размыты, а суть до конца не ясна.

В самом первом приближении, государственно-частное партнерств- это общее понятие, обозначающее совокупность механизмов привлечения ресурсов, финансовых и организационных возможностей и усилий частного сектора органами публичной власти в публичных интересах (то есть для достижения определенных публичных целей)  и охватывающее широкий спектр взаимовыгодных коммерческих и организационных отношений между публичным(государственным, муниципальным) и частным  секторами, основанных на совместных усилиях по достижению искомых результатов для публичного сектора услуг(строительство, реновация и эксплуатация объектов инфраструктуры, предоставление услуг, управление). Это понятие часто используется как общий термин для обобщенного обозначения целого ряда соглашений между государственным сектором и частными организациями, но такое использование указанного понятия не вполне корректно, так как при этом происходит смешивание государственно-частного  партнерства  как  особой формы взаимодействия государства и частного сектора, имеющего соответствующее особое содержание, со всеми  другими  многообразными формами сотрудничества указанных сторон.

В России актуализируются не только задачи внедрения и развития механизмов государственно-частного партнерства и их правового обеспечения, что уже заявлялось  в  качестве  приоритетных  задач  руководителями государства, но и задача создания моделей (и методик) фиксации и замера результатов и оценки эффективности государственно-частного партнерства, в частности, оценки эффективности структуры капитала в государственно-частных партнерствах, выработки и внедрения механизмов предупреждения некоторых негативных моментов, с которыми сталкивались зарубежные  государства  при  реализации схем государственно-частного партнерства.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в2011-2013 годах говорилось, что«государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления  развития. Предпочтительной формой  поддержки  должно  стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в  рамках  государственно-  частного партнерства. Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами,  за  решение  которых полностью отвечает  государство,  они должны  стать  катализатором  для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно  привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства».

На пресс-конференции по итогам форума АТЭС Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что«в числе достижений АТЭС в2012 году- реализация инициатив, обеспечивающих более плотное взаимодействие между правительством  и  бизнесом,  формирование  государственно-частного партнерства по вопросам политики. Мы расширяем инфраструктурные возможности».

Актуальность исследования определяется сегодняшними дискуссиями относительно направлений экономического развития страны, в том числе по проекту государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности», проекту государственной программы«Управление федеральным имуществом» (на период2013-2015 годов) и ряду других проектов официальных программных документов.

Обсуждается необходимость принятия федерального закона «О государственно-частном партнерстве», на сайте Минэкономразвития России размещен для обсуждения соответствующий законопроект

Задание:

1) Проведите анализ рынка государственно-частного партнерства России;

2) Разработайте проект государственно-частного партнерства в сфере  инноваций на основе базовых моделей государственно-частного партнерства;

3) Разработайте проект государственно-частного партнерства в сфере  инноваций на основе моделей государственно-частного  партнерства, применяемых в зарубежных странах.

4) Проанализируйте потенциально возможные риски предложенного Вами проекта государственно-частного партнерства;

5) Разработайте систему мониторинга рисков в проектах государственно- частного партнерства.

 

Кейс 2

Технопарк «Система-Саров» (п. Сатис, Нижегородская область) создан на принципах государственно-частного партнерства АФК«Система» и РФЯЦ- ВНИИЭФ, является элементом национальной инновационной системы.

Находится технопарк в поселке Сатис, в5 километрах от Сарова. На территории общей площадью50 гектаров строятся офисные здания, лаборатории, производственные цеха.

Технопарк является базовой площадкой научно-производственного кластера, созданного для реализации и коммерциализации инновационного потенциала РФ ЯЦ ВНИИЭФ в гражданском секторе. Основными направлениями деятельности научно-производственного кластера являются: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, телекоммуникационные, информационные и суперкомпьютерные технологии.

Управляющей компанией технопарка является ОАО«Технопарк «Система-Саров» - дочернее предприятие АФК«Система». ОАО ИТЦ «Система-Саров»

На территории технопарка площадью50 га функционирует более20 российских и зарубежных компаний, включая компанию Intel. Ведутся переговоры с ведущими мировыми высокотехнологичными компаниями- Nokia Siemens Network, General Motors, Rolls Royce, Hewlett-Packard, Magna и др. – о реализации проектов и создании совместных предприятий и исследовательских групп. В планах по развитию инфраструктуры технопарка- строительство бизнес-инкубатора, в котором будут расположены Суперкомпьютерный  центр и Высшая школа физики и информационных технологий.

В технопарке создан Молодежный инновационный центр «Система- Саров» для продвижения инновационных проектов молодых ученых. На базе центра планируется создание системы подготовки кадров для высокотехнологичных инновационных компаний. Уже сейчас проводятся научно-техническая и инвестиционная экспертизы проектов, формируется банк проектов и портфель заказов.

ОАО"Технопарк"Система-Саров" подписал соглашение о  сотрудничестве с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования"Национальный исследовательский ядерный университет"МИФИ" (Москва).

Согласно сообщению на сайте технопарка, соглашение было подписано в рамках проекта"Молодежный инновационный центр"Система-Саров", прошедшего с3 по9 октября на базе саровского технопарка. Сотрудничество будет осуществляться в образовательной и научно-исследовательской сферах, в частности, в области ядерных и информационных технологий, включая суперкомпьютеры.

Построенные объекты технопарка и реализуемые проекты:

Сегодня главная задача технопарка- создание новых молодежных стартапов, когда по-настоящему удачная идея получает все шансы быть реализованной. Председатель Совета директоров технопарка"Система-Саров"

Андрей Шпиленко рассказал: "Мы, с одной стороны, находим идею, с другой- специалистов с экономическим, прежде всего, образованием, которые готовы коммерциализировать первоначальную задумку". Менее чем за год технопарк провел экспертизу более2000 проектов, на данный момент реализуются:

- Центр компетенций, обучения и сертификации по суперкомпьютерному имитационному моделированию

- Создание генераторов синтез-газа

- Создание космического центра информационно- управляющих систем различного назначения

- Национальный центр лазерных систем и технологий

- Создание центра гидродинамических исследований

- Новые технологии пеработки и транспортировки угля в рамках угольного технологического кластера

- Создание производства трубопроводной аппаратуры для тепловых и атомных электростанций

- Создание аппаратно-программного комплекса (АПК) для имитационного моделирования телекоммуникационных процессов, диагностики и мониторинга объектов на основе акусто-эмиссионных технологий

Основными партнерами ОАО ИТЦ Система-Саров» являются:

ОАО АФК«Система»

ОАО«РТИ»

ФГУП«РФЯЦ-ВНИИЭФ»

ОАО«ВНИИЖТ»

ОАО«НИИЭС» (РусГидро)

ИПФ РАН

ОАО«СНИИП» (Росатом)

МГЛУ

Осакский университет Корпорация Microsoft

ФГУП«НИИ«Восход»

Infobip

ФЦИ при ЦИК РФ

Hasbro

ОАО«ИнфоТеКС»

ООО"Компания"Демос"

«А1 Агрегатор»

«Ситроникс»

МГУ им. М.В.Ломоносова ТГТУ

ФРЭД

Уже построенными объектами на территории технопарка являются:

- Инновационно-технологический центр и Центр информационных технологий

- Производственное здание

- Лабораторный корпус

- Гостиница на 30 мест

- Кафе с демонстрационным залом на 100 мест

- Гостевые дома.

Основным инвестором при создании технопарка являлось государство– через ФЦП и другие инструменты. Согласно планируемым показателям деятельности ОАО«ИТЦ«Система-Саров» может занять ≥10% рынка в России по разработке новых инновационных продуктов для крупного российского бизнеса в ключевых секторах.

Объем инвестиций проекта составил: 15 000 000 000 руб.

Основными конкурентами ОАО«ТЕХНОПАРК«СИСТЕМА-САРОВ» являются:

- ООО "НПО "РЭТ", Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

- ООО ЛОЦИЯ, Тюменская область, Тюмень

- ООО ЦГИ "ПРОГНОЗ", Красноярский край, Красноярск

- ООО ДСК "СИБИРЬ", Республика Бурятия, Улан-Удэ

- ООО "МЕГАСКАН", Москва, Москва

- ООО ИНК КОМ, Пермский край, Пермь

- ЗАО "ПЕТРОЛЕУМ ТЕХНОЛОДЖИС", Москва

В 2014 г. ОАО«ИТЦ«Система-Саров» было получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Система акустического мониторинга обстановки» (начальная (максимальная) цена договора в рублях РФ на ее изготовление и поставку в размере 50000000 руб.).

Задание:

1) определить примененную в данной ситуации модель государственно-частного партнерства;

2) определить возможную бюджетную эффективность использования модели государственно-частного партнерства;

3) раскройте нормативное регулирование механизмов обеспечения исполнения обязательств публичных партнеров, принятых в рамках реализуемого проекта государственно-частного партнерства;

4) перечислите и обоснуйте возможные  риски,  оказывающие  влияние  на реализацию проекта государственно-частного партнерства;

5) раскройте и рассчитайте  влияние  риска  на  стоимость привлекаемого финансирования;

6) перечислите лучшие практики государственного и муниципального управления с использованием ГЧП для отраслевого, регионального и городского развития в сфере инноваций.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика