Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: циклы и кризисы, безработица, инфляция
Узнать стоимость этой работы
04.12.2013, 16:14

1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое экономическая динамика? Какие виды экономической динамики Вы знаете? Каковы основные показатели экономической динамики?

2. Что представляет собой экономический цикл? Какие существуют виды экономических циклов?

3. В чем суть теории «длинных волн конъюнктуры» Н.Д. Кондратьева?

4. Опишите классическую и современную модель экономического цикла. Каковы его фазы согласно каждой из моделей? В чем заключается модернизация цикла? В чем их причины?

5. Дайте различные теоретические интерпретации причин и механизма развертывания экономического цикла?

6. В чем состоят функции экономических кризисов? Какие виды кризисов, кроме циклических, Вы знаете?

7. Структурные кризисы и кризисы трансформациии: в чем их суть и особенности по сравнению с циклическими кризисами?

8. Как современная экономическая теория объясняет причины безработицы? Дайте неоклассическую и кейнсианскую интерпретацию.

9. Какие типы безработицы выделяет экономическая теория?

10. Каковы экономические и социальные издержки безработицы?

11. Каковы современные теоретические представления о сущности инфляции?

12. По каким критериям классифицируются виды инфляции?

13. Что такое адаптивные и рациональные ожидания? Какую роль они играют в развертывании инфляционных процессов?

14. Раскройте экономические механизмы развития инфляции спроса.

15. Раскройте экономические механизмы развития инфляции издержек.

16. Каковы перераспределительные последствия инфляции?

17. Существует ли взаимосвязь между инфляцией и безработицей? Объясните.

Б. Заполните пустые клетки таблицы

Модели экономического цикла (графическая интерпретация)


В. Определите, к какой фазе классического экономического цикла относятся следующие явления. Ответ поясните.

 

Экономическое явление

Фаза цикла

 

А.

Повышение цен и сокращение безработицы

Кризис

 

Б.

Стремительное падение цен

Депрессия

 

В.

Перепроизводство товаров

Оживление

 

Г.

Незначительное повышение уровня производства

Подъем

 

Д.

Приостановление падения цен,

 стабилизация товарных запасов

Кризис

 


Г. Проиллюстрируйте графически основные виды инфляции


Д. Определите, какой тип инфляции вызывают события, перечисленные в таблице (инфляция спроса — С, инфляция предложения — П)

 

События

Тип инфляции

 

А.

Резкий скачок цен на нефть

 

 

Б.

Значительный рост государственных расходов,

 направляемых на военные нужды

 

 

В.

Автоматический рост зарплаты,

 связанный с законом о прожиточном минимуме

 

 

Г.

Внезапное сокращение сбережений

 у большинства населения

 

 

Д.

Внезапное и значительное сокращение

 налогов на личные доходы населения

 

 


Е. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе: занятые; безработные; не включаются в состав рабочей силы. Ответ поясните.

 

Статус

А. Работник, уволенный по собственному желанию

 

Б. Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня

 

В. Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать

 

Г. Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски

 

Д. Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения

 


Ж. Определите, к каким формам безработицы относятся следующие ее проявления:

Экономическое явление

Форма безработицы

 

 

А. Увольнение шахтеров в связи с использованием альтернативных источников энергии

Циклическая

 

Б. Увольнение с работы в связи с рождением ребенка

Фрикционная

 

В. Увольнение в связи с началом учебы

Фрикционная

 

Г. Увольнение в период кризиса перепроизводства

Структурная

 

 

2. Дайте определения следующих понятий и категорий

Экономический цикл —

 

 

Потенциальный ВВП —

 

 

Безработные —

 

 

Фрикционная безработица —

 

 

Структурная безработица —

 

 

Циклическая безработица —

 

 

Уровень безработицы —

 

 

Естественный уровень безработицы —


 

Инфляция —

 

 

Дефляция —

 

 

Стагфляция —

 

 

Гиперинфляция —

 

 

Галопирующая инфляция —

 

 

Ожидаемая инфляция —

 

 

Непредвиденная инфляция —

 

 

Инфляционная спираль —

 

 

Закон Оукена (формула) —

 

 

3. Тесты и задачи

ТЕСТ

ОБОСНОВАНИЕ

3.1. Выпуск продукции в большей степени зависит от экономического цикла в следующей отрасли:

а) военная промышленность;

б) промышленность товаров длительного пользования;

в) легкая промышленность;

г) сельское хозяйство.

 

 

3.2. Экстернальная теория цикла объясняет наличие цикла:

а) внеэкономическими причинами;

б) неустойчивостью рыночной экономики;

в) отрицает существование циклов;

г) монетарными факторами.

 

 

3.3. Фазу подъема среднесрочного цикла характеризуют следующие экономические явления:

а)   рост цен;

б)  рост безработицы;

в)   рост уровня производства;

г)   рост заработной платы.

 

 

3.4. Циклический характер функционирования рыночной экономики проявляется:

  а) в отсутствии устойчивого роста экономики;

  б) в повторяющихся спадах экономической конъюнктуры;

  в) в колебаниях экономической конъюнктуры, имеющих периодический характер;

  г) в повторяющихся подъемах экономической конъюнктуры.

Выберите все правильные ответы.

 

 

3.5. К экзогенным причинам циклического развития экономики не относятся:

  а) миграция населения;

  б) природно-климатические условия;

  в) колебания инвестиционного и потребительского спроса;

  г) солнечная активность.

Найдите все правильные ответы.

 

 

3.6. Для циклического развития экономики характерно:

  а) постоянное повышение уровня занятости;

  б) изменение уровня занятости в том же направлении, что и реального объема производства;

  в) постоянное понижение уровня занятости;

  г) изменение уровня занятости в том же направлении, что и номинального объема производства.

 

 

3.7. Кризис в России 90-х гг. ХХ века:

а) это циклический кризис особого рода;

б) это структурный кризис особого рода;

в) вызван гиперинфляцией;

г) все вышеперечисленное верно;

д) правильный ответ отсутствует.

 

 

 

 

 

3.9. Если все население страны составляет 100 млн. чел.; рабочая сила — 50 млн чел.; число фактически работающих — 47 млн чел., то безработица составит:

а) 3%;

б) 6%;

в) 7%;

г) 9%;

д) для ответа не хватает информации.

 

 

3.10. Предположим, рабочий добровольно ушел с одной работы, а через неделю начнет работать в другой компании. Сейчас он считается:

а) циклическим безработным;

б) фрикционным безработным;

в) добровольно безработным;

г) работающим.

 

 

3.11. Циклическая безработица также называется:

а) безработицей ожидания;

б) безработицей поиска;

в) сезонной безработицей;

г) безработицей недостаточного спроса.

 

 

3.12. Трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации:

а)   «фрикционно» безработных;

б)  «структурно» безработных;

в)   «циклически» безработных;

г)   все ответы верны.

 

 

3.13. Фактор, непосредственно влияющий на уровень выпуска продукции и безработицу — это:

а) структура потребительских расходов;

б) отношение продукции, произведенной в государственном и частном секторах экономики;

в) уровень общих расходов;

г) размер рабочей силы;

д) уровень оптовых цен.

 

 

3.14. Кто из следующих людей является безработным:

а) студент, который хотел бы работать, но еще не начинал поиска работы;

б) студент, который условился приступить к работе через 6 недель и, естественно, прекратил поиски работы;

в) пенсионер, который каждую неделю просматривает объявления в газетах на случай подходящей работы;

г) человек, который ищет работу в течение 6 месяцев, а затем прекращает поиски;

д) человек, временно уволенный с работы и ожидающий возвращения на ту же работу и поэтому не начинающий поисков другой работы; 

е) человек, который потерял работу 3 месяца назад и до сих пор продолжает поиски новой.

 

 

3.15. Если естественный уровень безработицы составляет 5%, а фактическая безработица равна 9%, то:

а) экономика в высшей фазе экономического цикла;

б) потенциальный ВВП больше фактического ВВП;

в) фактический ВВП больше потенциального ВВП;

г) фактический ВВП равен потенциальному ВВП.

 

 

3.16. Уровень безработицы определяется как отношение в процентах числа безработных к: 

а)   численности населения страны;

б)  численности трудоспособного населения;

в)   числу желающих работать;

г)   числу свободных рабочих мест;

д)  численности экономически активного населения.

 

 

3.17. Уровень инфляции определяется как:

 

а)

номинальный доход – реальный доход

;

б)

индекс цен текущего года – индекс цен прошлого года

;

в)

индекс цен прошлого года – индекс текущего года

;

индекс цен текущего года

г)

индекс цен текущего года – индекс цен прошлого года

.

индекс цен прошлого года

 

 

3.18. Между 1967 и 1977 гг. уровень цен удвоился. На основании этого мы можем сказать, что среднегодовой уровень инфляции за этот период был:

а) 10%;

б) 7%;

в) 4%;

г) 2%;

д) 1%.

 

 

3.19. В экономике, характеризующейся стабильной дефляцией:

а) потенциальный ВВП обязательно превысит фактический ВВП;

б) изменения в номинальном ВВП могут как преувеличить, так и преуменьшить изменения в реальном ВВП;

в) изменения в номинальном ВВП преуменьшают изменения в реальном ВВП;

г) изменения в номинальном ВВП точно отразят изменения в реальном ВВП.

 

 

3.20. При росте инфляции, вызванной нарушением механизма предложения, кривая совокупного предложения:

а) смещается вправо;

б) смещается влево;

в) движение идет вдоль неизменной кривой;

г) все ответы неверны.

 

 

3.21. В период усиления инфляции нежелательно проводить следующее мероприятие:

а) сокращать государственные расходы;

б) увеличивать государственные расходы;

в) увеличивать налоги;

г) увеличивать ставку процента.

 

 

3.22. Инфляция влияет:

а) и на уровень, и на распределение дохода;

б) не влияет ни на уровень, ни на распределение дохода;

в) на распределение, но не на уровень дохода;

г) на уровень, но не распределение дохода.

 

 

3.23. Верным является следующее утверждение:

а) реальные и номинальные доходы изменяются в одном направлении;

б) инфляция увеличивает покупательную способность рубля и обязательно уменьшает номинальный доход;

в) инфляция уменьшает покупательную способность рубля и обязательно уменьшает реальный доход;

г) инфляция уменьшает покупательную способность рубля, но необязательно уменьшает реальный доход.

 

 

3.24. Инфляция издержек не связана со следующим процессом:

а) рост занятости и выпуска;

б) «догоняющий» рост заработной платы

в) шоки предложения;

г) рост процентной ставки;

д) рост издержек на единицу продукции.

 

 

3.25. Наиболее полным является следующее определение инфляции:

  а) инфляция — обесценение денег из-за излишка денежной массы в экономике;

  б) инфляция — повышение общего уровня цен;

  в) инфляция — дисбаланс между товарной и денежной массой;

  г) инфляция — период роста цен в сочетании с экономическим спадом.

 

 

3.26. Кривая Филлипса отражает:

  а) прямую зависимость между темпами инфляции и безработицей;

  б) обратную зависимость между темпами инфляции и процентной ставкой;

  в) обратную зависимость между темпами инфляции и безработицей;

  г) прямую зависимость между темпами инфляции и процентной ставкой.

 

 

3.27. Допустим, что ссуда в размере 100 тыс. руб. предоставлена банком на один год при условии, что уровень инфляции составляет 12% в год, а сумма долга, подлежащая возврату в реальном выражении, равна 105 тыс. руб. В данном случае номинальная ставка процента по кредиту равна:

а) 5%;

б) 7%;

в) 17%;

г) 13,3%;

д) правильный ответ отсутствует.

 

 

3.28. В условиях галопирующей инфляции в стране реальный ВВП будет:

  а) больше номинального ВВП;

  б) меньше номинального ВВП;

  в) равен номинальному ВВП;

  г) инфляция не влияет на соотношение номинального и реального ВВП.

 

 

3.29. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода:

Показатель

Первый год

Пятый год

Рабочая сила, тыс. чел.

84889

95453

Занятые, тыс. чел.

80796

87524

Безработные, тыс. чел.

Уровень безработицы, в %

А. Рассчитайте и занесите в таблицу данные по численности безработных и уровню безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

Б. Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

В. Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?

3.30. Имеется следующая информация: численность занятых — 90 млн. чел.; численность безработных — 10 млн. чел.

А. Рассчитайте уровень безработицы.

Б. Месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь:

а/ численность занятых,

б/ количество безработных,

в/ уровень безработицы.

3.31. Экономика описана следующими данными:

общая численность населения составляет 650 млн. чел.; численность лиц вне трудоспособного возраста равна 140 млн. чел.; численность безработных составляет 19 млн. чел.; численность тех, кто выбыл из состава рабочей силы, равна 130 млн. чел. Каков в этом случае уровень безработицы?

3.32. Предположим, что индекс цен на потребительские товары учитывает только два товара: еду и жилье. Доля продуктов питания — 0,33, а жилья — 0,67. Цены на продукты питания выросли на 20%, а на жилье снизились на 2%. Каков темп инфляции за год?

3.33. Имеются три страны, о которых есть следующая информация:

Страна

Рост денежной 
массы, %

Реальный 
экономический рост, %

Рост скорости 
обращения денег, %

А

15

3

0

В

2

5

–1

С

3

0

0

Каков уровень инфляции в каждой из указанных выше стран?

3.34. Темпы инфляции составляют 100% в год. Каковы будут последствия инфляции для следующих лиц:

а) служащий, имеющий постоянный доход;

б) кредитор, предоставивший заем сроком на 1 год под 75 % годовых;

в) заемщик, взявший заем под 75 % годовых;

г) пенсионер, пенсия которого индексируется ежеквартально на 20 %;

д) квартиросъемщик, если плата за квартиру при этом увеличится на 75 % за год.

3.35. Если бы Вам пришлось выбирать между:

а) полной занятостью с 6% ежегодным уровнем инфляции и б) стабильностью цен с 8% уровнем безработицы, что бы Вы выбрали? Почему?

3.36. Имеются следующие данные:

Годы

Инфляция, %

Безработица, %

1990

12

1

1991

10

2

1992

9

4

1993

5

5

1994

4

7

1995

2

8

Постройте график по данным следующей таблицы и поясните, какую зависимость он характеризует.

3.37. В таблице представлены данные об объемах выпуска в гипотетической стране (млрд. ден. ед). Известно, что в 1990 году экономика развивалась в условиях полной занятости при уровне безработицы 6%.

Год

Потенциальный ВВП

Фактический  ВВП

1990

3000

3000

1991

3800

3705

1992

4125

3712,5

А. Рассчитайте по данным, относящимся к 1991 году:

— Разницу между фактическим и потенциальным объемом ВВП, как в абсолютном, так и в процентном выражении.

— Используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1991 году (Коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2,5).

Б. Рассчитайте по данным, относящимся к 1992 году:

-Разницу между фактическим и потенциальным объемом ВВП как в абсолютном, так и в процентном выражении.

- Используя закон Оукена, определите уровень безработицы в 1991 году (Коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2,5).

3.38. В гипотетической экономике номинальный ВВП составляет 750 млрд. ден. ед., естественный уровень безработицы — 5 %, фактический уровень безработицы — 9 %. Какой объем продукции в стоимостном выражении недополучен в стране? Как объясняется это отставание ВВП? Коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 3.

Ответьте на вопросы Лабораторного практикума.

4. ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

·  Можно ли рассматривать кризис трансформации, имевший место в России, как структурный кризис особого рода?

·  Объясните движение ставок ссудного процента по фазам экономического цикла.

·   История кризисов перепроизводства показывает, что в процессе его развития возможны два варианта динамики цен. Во-первых, на протяжении XIX века и первой половины ХХ века в период кризисов происходило общее снижение уровня цен. Во-вторых, в 50—90-х гг. ХХ века в ходе кризисов цены повышались. Объясните роль динамики цен в механизме развития кризиса и выхода из него.

·   История свидетельствует, что социальные потрясения происходят, как правило, на повышенной фазе длинного цикла. Предложите возможные объяснения этого факта.

·  Имеется ли скрытая безработица в России? Каковы ее причины? Предложите пути решения данной проблемы.

·  Сохраняет ли и сегодня кривая Филлипса свое значение как теоретическая модель взаимосвязи безработицы и инфляции? Обоснуйте свой ответ.

·  Предположим, что принята программа компенсаций по безработице. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство общества?

·  Как объяснить существование в современных условиях наряду с безработицей вакантных рабочих мест? С каким видом безработицы связано это явление?

·  Последствия государственной макроэкономической политики полной занятости в краткосрочном и долгосрочном периодах. Объясните, почему макроэкономическая политика государства, направленная на снижение безработицы, оборачивается, как правило, ростом цен.

·  Почему инфляционные ожидания имеют макроэкономическую природу и макроэкономические последствия?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика