Вариант 6
Узнать стоимость этой работы
03.03.2015, 16:31

1. Институты: понятие и функции

Из существующего множества определений институтов наибольшее признание получила дефиниция (определение) известного американского ученого Дугласа Норта:

Институты – это правила игры в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение.

Необходимо уяснить, что наличие одного лишь правила недостаточно для того, чтобы можно было бы говорить о существовании института. Институт существует лишь тогда, когда правило действительно воздействует  на поведение тех, на кого оно рассчитано, или на поведение тех лиц, которые обнаруживают нарушения правила. Ясным свидетельством существования института является регулярное применение санкций по отношению к лицам, нарушающим правило.

Институты никогда не представлены людьми, они создаются людьми. Институты не имеет вещественной формы, они - своеобразные конструкции, невидимые механизмы, созданные человеческим сознанием.

Институты, существующие в обществе, создают стимулы, влияющие на поведение людей. Они снижают издержки выбора в условиях неопределенности, позволяют структурировать затраты на функционирование в рамках системы.

Разграничить понятие институтов и организаций нелегко. Поэтому остановимся на этом поподробнее.

Форма и поведение организации определяются теми институтами, которые существуют в обществе, а институты есть внешние рамки нашего выбора. Если институты — это правила игры, то отдельные организации — это игроки, взаимодействующие в рамках данных правил (в широком смысле – группа людей, объединенная стремлением сообща достигнуть какой-либо цели).

Как замечал Д. Норт главная роль, которую играют институты в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми.

Все функции, которые институты выполняют в обществе, можно условно разделить на 2 группы:

1) функции, характеризующие деятельность конкретных институтов:

- функция координации – посредством институтов создается информационная инфраструктура и обеспечивается доступ к ней всех потенциальных участников отношений;

функция кооперации - пример института, который способствует кооперации участников экономических отношений, — контрактное право. Оно содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность таким образом, что дает возможность избежать социально неэффективных результатов;

функция дележа и распределения издержек и выгод - среди институтов, которые выполняют эту функцию, особый интерес представляют аукционы (торги). Обычно они проводятся по четким, заранее оговоренным правилам, обязательным для всех участников, являя тем самым редкий пример взаимодействий в рамках намеренно создаваемых правил. От этого, в конечном счете, зависит эффективность аукционов.

Некоторые институты ставят одних игроков в более выгодное положение по сравнению с другими. В силу этого в обществе возникает группа, которая стремится такой институт сохранить, и группа, которая стремится его реформировать. Кто победит в этой борьбе, определяется не только и не столько эффективностью данного института, сколько переговорной силой противоборствующих сторон.

2)   функции, характеризующие институциональную среду в целом:

- рамочное регулирование - институты в целом регулируют деятельность участников экономических отношений путем ограничения набора доступных альтернатив. Это позволяет минимизировать количество конфликтных ситуаций и добиться более эффективной координации;

- обеспечение предсказуемости и стабильности - институты выполняют важнейшую задачу — обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т. е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение;

- обеспечение свободы и безопасности - институты обеспечивают свободу и безопасность действий в определенных рамках, что исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. Совокупность формальных институтов задает рамки, в пределах которых каждый участник отношений свободен в действиях, и его не накажет закон. Неформальные институты определяют рамки, в пределах которых участник отношений свободен в действиях, и его не накажет общественное мнение.

- минимизация затрат на обеспечение сделок – участники сделок заинтересованы в минимизации усилий по поиску партнеров, и институты облегчают им эту задачу. Кроме того, институты способствуют выполнению обязательств, взятых на себя участниками. Характерным примером института, выполняющего эту функцию, является институт бумажных денег, полностью основанный на доверии. Другой пример — институт кредита. Человек, желающий получить кредит на развитие собственного бизнеса, знает, что ему нужно, составив бизнес-план, обратиться в банк. Банк, в свою очередь, знает, каким образом оценить план конкретного заемщика, и обладает механизмами мониторинга и контроля за его деятельностью.

- передача знаний - передача знаний происходит путем формального или неформального обучения правилам. Пример формального обучения правилам — институт высшего образования (бакалавриат, магистратура), чьей главной функцией является обучение, которое осуществляется в разных формах посредством конкретных организаций (МГУ, УГАЭС и т. п.). А пример неформального обучения правилам — институт семьи, одна из функций которого состоит в том, чтобы обеспечить начальную социализацию ребенка.

2. Контрактные теории государства.

3. Кейс «Классификация трансакционных издержек Милгрома – Робертса на примере работы картофельного хозяйства».

Картофельное хозяйство может процветать, если использовать в нем новейшие технологии бизнеса, разумно управлять человеческими ресур­сами и любить деревню. Сегодня Андрей Эдуардович может позволить себе рассуждать о наклейках на картошку. А три года назад, когда он приобрел хозяйство, задолженность по зарплате там составляла во­семь месяцев.

Амбиция «Тульской нивы» - ввести в России стандарт потреб­ления картофеля и переместить самый массовый из массовых про­дуктов в высокий ценовой сегмент. И сейчас бумажные пакеты с красивыми картинками идут в московские магазины «Азбука вкуса», «Стокманн» и «Глобус Гурмэ» - это картошка класса премиум. А упа­ковки попроще, из сетки, — в «Седьмой континент», «Перекресток» и «Рамстор». На всех - девиз: «Из деревни с любовью». Меж тем у управляющего «Тульской нивы» непрерывно звонит телефон. Звонят насчет картофеля, а Андрей Эдуардович поясняет, сколько, куда и ка­кой именно груз отправлять.

- В розничные сети трудно пробиться «из деревни»?

Закупщики вначале рассуждают, как обычный потребитель: про­дукт, мол, массовый, так почему он должен стоить рублей пятнадцать, а не пять? Поэтому приходится им объяснять. Я их спрашиваю: «Что внутри того, что вы закупаете? Чем вы кормите людей? Ага, не знаете. Так узнайте». Помимо того что наш картофель безопасен, он еще сортирован и ка­либрован. И от стандарта мы не отходим, как написано в буклете: «Тульская нива» гарантирует «клубни овальной и удлиненно-овальной формы; красный, белый цвет кожуры; очень вкусный и красивый картофель; легкость чистки кожуры» - так оно и есть. А еще он у нас мытый.

—   И что? Сразу покупают?

—   Звоню в одну компанию и сообщаю: у меня есть такое же, что вы продаете по сто пятьдесят рублей за килограмм, французское, но российское и дешевле. В ответ слышу, что они не занимаются отечественной продукцией, поскольку качество не гарантировано. И начинаю с ними работать, объяснять достоинства своей картошки. В другой компании говорят: «Не звоните больше». Я не звоню, а присылаю записку: «Помня о вашей просьбе больше не звонить, письмом уведомляю...». Перезванивают сами, смеются... Закупщик - нормальный же человек, просто до него надо достучаться, поскольку от него напрямую зависит твоя судьба. А кто-то утверждает, что у меня дорого. Отвечаю: ничем не могу помочь, сожалею. И иду дальше, потому что на меня трудно надавить: у меня еще Питер берет, Урал просит. И потолок я пока не нащупал. Если Москва потребляет 800 тыс. т картофеля в год, при моем сегодняшнем производстве в 5 тыс. я не могу насытить рынок даже на 10%.

—   Хорошо если спрос превышает предложение, но когда-то ведь будет и потолок. Что станете делать?

—   Мы уже сейчас об этом думаем. Например, кто у нас покупатель? Женщина. Ага. Значит, на сайте надо объяснить, что в картошке содержится совсем немного калорий - 79 - и вывесить кучу полезных рецептов. Для обратной связи на нашей упаковке мы написали телефон. Люди звонят, благодарят или ругают. Или спрашивают, можно ли оставить на семена. Отвечаю: «Мытый картофель не сохранить до весны. Лучше из хранилища нашего потом возьмете». Я готов говорить с людьми, мне нужна обратная связь. Потому что если вы любите дело, которым занимаетесь, - а я его люблю, то для вас важна любая информация с рынка. Вот кто-то говорит: «А я бы поменял сеточку с оранжевой на фиолетовую». Еще можно клеить на картофель наклейки, как на марокканских апельсинах. Кто сказал, что нельзя? Надо пробовать. В свое время в нескольких компаниях, куда я обратился с просьбой изготовить для нашей продукции кра­сивую упаковку, мне тоже сказали, что это ерунда. Что рынок еще не готов, средний класс ничего не понимает, не дорос еще. Но я нашел тех, кто поверил в мою идею. По-моему, у нас неплохо получилось. И пусть кто-то уверяет, будто рынок не созрел, вы все равно пробуйте. Идей - миллион. Их надо пробовать.

—   Если команда в хозяйстве сформирована, то почему ты сам всем этим занимаешься?

Принцип у меня такой: когда начинаю новую работу, то сам все сделаю, смотрю, где что надо, какие у меня есть места, какие на них нужны люди. То же было с колхозом, и сегодня с точки зрения производства все  закрыто: молоко доится, зерно есть, картофель есть, упаковка все время отгружается. А я сейчас общаюсь с сетями, направляю грузы формирую заказы, продаю, покупаю расходные материалы. поддоны, сетку и т.д. Человек-оркестр, в общем. Но скоро людей и на это подберем.

-    А вот ты сказал, что раньше люди в колхозе пили, а теперь не пьют. Это правда?

-    Людей в деревнях вообще трудно замотивировать деньгами.

Мне кажется причина в том, что за десять-пятнадцать лет, на которые бросили деревню, народ привык тащить все подряд из колхоза и на это существовать. Год, второй, пятый, десятый. Чем дольше не работает народ, тем меньше шансов, что он начнет снова работать. Что нам оставалось делать?

-    Решительно применять жесткие санкции?

-    Нельзя. Вот неподалеку от нас москвичи хозяйство купили и, к сожалению, не смогли поднять. Почему? Да потому, что делали все кавалерийским наскоком. Но село этого не терпит. Начали гайки закручивать а там надо дать хорошим людям возможность работать, и они сами все эти позиции закроют. Вы должны понимать, что пришли туда надолго. Быстро не получится. Объясняется это просто: долго растет. У картофеля севооборот четыре года - вы не можете каждый год сажать на том же поле, оно три года отдыхать должно. А вот с шашкой наголо бегать не стоит. Представьте, что в хозяйстве четыре деревни с населений в пятьсот человек и кого-то увольняют. Деревня не город, здесь другую работу искать негде. Куда человеку идти? Он пойдет на твои поля, читай на свои, и возьмет все, что ему захочется. Или поднесет спичку к урожаю пшеницы, и урожай сгорит. Почему он это сделает? А обиделся… В общем, имея это в виду, мы гайки закручивать сильно не стали а принялись потихоньку, но жестко, просить народ не пить.

-    Перевоспитываете?

-    Я не за то, чтобы его перевоспитывать, а за то, чтобы он сострадал. Я помню первую отгрузку в «Рамстор». Все старались, фасовали было тяжело, потому что «Рамстор» высокие требования выдвигает. В общем, упаковали. Качество - супер. А водитель плохо накрыл машину брезентом, и когда пошел дождь, то весь наш картофель промок. Груз вернули. И водитель смотрел, как люди заново перебирают фасуют и говорят: «Вот же этот Ваня, елки зеленые...». Это мотивирует. Деньги - одна сторона мотивации, а сопричаст­ность - другая и очень важная. Это есть везде. Но в сельском хозяй­стве это оголено.

Вопросы:

В соответствии с классификацией Милгрома - Робертса выделите типы трансакционных издержек, с которыми сталкивается владелец и управляющий «Тульской нивы» Андрей Эдуардович.

• Охарактеризуйте каждый тип трансакционных издержек и при­ведите из статьи 2-3 примера каждого типа трансакционных издержек.

• Объясните, почему каждый приведенный пример является иллю­страцией именно этого типа трансакционных издержек.

• Объясните причины возникновения трансакционных издержек для каждого приведенного примера.

Предложите способы минимизации рассмотренных трансакцион­ных издержек.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика