Общая информация » Каталог студенческих работ » ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ » Экономика предприятия |
25.09.2014, 10:48 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Выполнение курсового проекта является заключительным этапом изучения курса «Экономика фирмы». Курсовой проект представляет собой сокращенный вариант бизнес-плана Цель курсового проекта состоит в приобретении студентами навыков внутрифирменного анализа и планирования. В процессе работы необходимо актуализировать свои знания по бухгалтерскому учету, экономической статистике и анализу хозяйственной деятельности и экономико-математическим методам. Разработка проекта должна осуществляться преимущественно по материалам данных методических указаний. В тех случаях, когда это целесообразно, проект может разрабатываться на материалах конкретного предприятия и исходить из реальных задач, стоящих перед фирмой. В отдельных случаях разработка бизнес-плана в полном объеме может оказаться непосильной в силу ограниченности времени или значительного объема вычислений, поэтому допускается групповое выполнение проекта по специальному разрешению руководителя проектирования. Общие требования к курсовому проекту Объем курсового проекта работы не более 20-30 страниц рукописного текста или 15-20 страниц компьютерного набора (без приложения), выполненного через 1,5 интервала Word, Times New Roman, кегель 14. Более подробные требования к содержанию работы содержатся в разделе 3. 1. Задание на выполнение курсового проекта Цель – необходимо к 5-му году максимизировать объем продаж, при величине общей рентабельности выше 7%. Задача – разработать план развития действующего предприятия. Для разработки плана необходимо ответить на вопросы: где, сколько и какой продукции можно будет продать?; какие производственные мощности необходимы для того, чтобы эту продукцию произвести?; сколько необходимо капитальных вложений для реализации плана и откуда возможно их получение. То есть необходимо разработать маркетинговую, производственную и финансовую стратегию и выполнить по годам необходимые расчеты. Деятельность предприятия проводится на рынках согласно варианту задания курсового проекта. На рынки, не указанные в варианте, предприятие выходить не может. Номер варианта выдается преподавателем. ВАРИАНТЫ
Примечание: Разработка плана предполагает выполнение многоитерационных расчетов, поэтому для удобства расчетов целесообразно использовать программа Excel или иные программы, способные работать с базами данных. 2. Исходные данные МАРКЕТИНГ => Цены и спрос В первый год предприятие производит продукцию типа «Астра» и продает ее на внутреннем рынке. Для реализации цели предприятие может осваивать производство других видов продукции и выходить на другие рынки, для чего производятся соответствующие инвестиции в НИОКР и рынки (см. табл.2 и 3). Анализ конкурентов дает возможность заключить, что предприятие может завоевать не более 50% рынка. Прогноз спроса на различные виды продукции представлен на рис. 1. Прогноз ожидаемых цен представлен в табл.1. Таблица 1 ПРОГНОЗ ЦЕН ПО РЫНКАМ (тыс. у.е. за единицу)
Рис. 1. Прогноз спроса на продукцию => Инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) Для выпуска продукции другого типа необходимо провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Данные о продолжительности НИОКР и затрат на них приведены в табл.2. Таблица 2 З А Т Р А Т Ы Н А Н И О К Р
Инвестиции на проведение исследований и разработку технологии производятся ежеквартально по 100 тыс. => Инвестиции в рынки При принятии решения о выходе на какой-либо рынок, предприятие вкладывает средства в освоение соответствующего рынка равными долями один раз в год. Размер необходимых средств для освоения нового рынка представлен в табл.3. Таблица 3 ЗАТРАТЫ НА ОСВОЕНИЕ РЫНКОВ
Предприятия, имеющие доступ на рынок, в первом квартале каждого года должны вносить 20 тыс. у.е. на рекламу, выставки и т.п. ПРОИЗВОДСТВО => Помещения В начале первого года предприятие имеет новый корпус «А». Можно продавать, покупать и строить корпуса всех видов, а также воспользоваться простой арендой и лизингом. По природно-географическим факторам предприятие может построить по одному корпусу каждого вида. По лизингу предприятие может иметь любое количество корпусов. Характеристики корпусов приведены в табл. 4. Таблица 4 Производственные помещения
Арендная плата вносится авансовым платежом. Деньги на строительство вносятся равными долями поквартально. Норма амортизации зданий составляет 2% в год от полной первоначальной стоимости. => Производственное оборудование В начале первого года предприятие имеет новый корпус «А», в котором три цеха оснащены универсальным оборудованием (УО) и один цех – специализированным оборудованием (СО). Все оборудование первого года эксплуатации. Оборудование, применяемое для изготовления продукции, обладает разной производительностью. Продолжительность изготовления единицы изделия на различном оборудовании указана в табл.5. Таблица 5 Продолжительность изготовления единицы продукции
где: - зап – запуск изделия в производство; - *** – технологическая обработка; - вып – выпуск изделия. Для развития производственных мощностей можно арендовать, брать в лизинг, покупать и продавать оборудование цехов. Приобретение оборудования возможно только при наличии свободных производственных помещений. Таблица 6 Производственное оборудование
При покупке нового оборудования необходимо учитывать время на его наладку. Оборудование, взятое по лизингу, наладки не требует. При строительстве производственного помещения одновременно можно налаживать оборудование. При переходе на другой вид продукции имеющееся оборудование требуется переналадить. Затраты на переналадку вносятся авансированным платежом. Арендная плата вносится авансовым платежом ежеквартально. Норма амортизации оборудования составляет 20% в год от остаточной стоимости оборудования. => Производственные издержки Затраты на сырье и материалы оплачиваются по факту, т.е. не менее чем за 1 квартал до запуска производства. Затраты на заработную плату и другие составляющие переменных издержек вносятся авансированным платежом на весь период изготовления продукции. Величина прямых производственных издержек на единицу продукции приведена в табл.7. Таблица 7 Производственные издержки
Цеховые расходы составляют 10тыс.у.е. за один цех в квартал. Накладные расходы 100 тыс. у.е. в год и распределяются равномерно по кварталам. Если цех «простаивает» без оборудования, то цеховые расходы на него не начисляются. Нереализованная готовая продукция, хранящаяся на складе, отражается в балансе по себестоимости. ФИНАНСЫ => Кредитование Краткосрочное кредитование. Предприятию может быть представлена кредитная линия на 1500 тыс. у.е. из расчета 20% годовых. Кредит можно взять в любое время, неограниченное количество раз. Срок погашения – 1 год. Долгосрочные займы. В зависимости от финансового положения предприятию могут предоставляться долгосрочные займы из расчета 10% годовых. Максимальная величина ссуды – 70% величины собственного капитала. Максимальный срок – 7 лет. Примечание: Так как курсовой проект предполагает обоснование производственной программы на срок 5 лет, то в конце 5-го года долгосрочные займы, предоставленные на максимальный срок (7 лет) погашать не обязательно. => Факторинг При наличии дебиторской задолженности можно воспользоваться ее «продажей». Стоимость услуг по факторингу составляет 15% от суммы дебиторской задолженности. => Банковские депозиты Кассовая наличность может быть положена на депозит в банк. Ставка процента по депозитам составляет 7% годовых. Формы финансовой отчетности с данными на конец 0-го года представлены в приложении 3. Деятельность предприятия в 0 году На начало 0-го года у предприятия имелся старый корпус «А», в котором три цеха оснащены универсальным оборудованием (УО) и один цех – специализированным оборудованием (СО). На всем оборудовании изготавливается продукция типа Астра (запуск очередной партии производства был произведен в предыдущем году) (см. Приложение 2). Продукция продается только на внутреннем рынке. Расход и приход денежной наличности по 0 году представлен в Приложении 4. Остаток денежных средств в кассе на начало 0 года составляет 4990 тыс. у.е. Предприятие в 0 году выпускает 4 Астры и продает их по цене 420 тыс. у.е.. В третьем квартале 0 года предприятие продает специализированное оборудование, а в четвертом квартале – универсальное оборудование по остаточной стоимости, которая составляет соответственно 150 тыс. у.е. для специализированного оборудования и 100 тыс. у.е. для универсального оборудования. Также в четвертом квартале предприятие продает старый корпус «А» по остаточной стоимости 100 тыс. у.е. Денежные средства – собственные, краткосрочные и долгосрочные кредиты предприятием не привлекались. Расходы предприятия в 0 году выглядят следующим образом. Денежные средства расходуются на оплату в каждом квартале в виде накладных и цеховых расходов. В первом квартале также оплачиваются расходы на рекламу, в третьем – штраф за неуплату налога, начисленного в предыдущем году - 50 у.е.. В это же время покупает новый корпус «А» и новое оборудование (одну линию специализированного и три линии универсального оборудования) оплату которого производит в четвертом квартале. В четвертом квартале предприятие закупает сырье и материалы для производства 4 Астр, которые будут производиться в 1 году. Таким образом, на конец четвертого квартала 0 года предприятие имеет остаток денежной наличности в размере 1500 тыс. у.е. Счет прибыли и убытков, счет постоянных издержек и баланс с данными за 0-ой год представлен в Приложении 3. Чистая выручка от реализации и переменные издержки отражены в счете прибыли и убытков. В 0 году предприятие реализовало 4 Астры на сумму 1680 тыс. у.е. Затратило на производство этих Астр 680 тыс.у.е. Общие издержки в 0 году составили 320 тыс. у.е.. В 0 году начисляется амортизация на старое здание - 50 тыс. у.е. и на старое оборудование, что составляет 60 тыс. у.е.. На конец 0 года предприятие имеет прибыль до уплаты налога в размере 570 тыс. у.е., чистую прибыль в размере 285 тыс. у.е. (налог составляет 50% от прибыли до уплаты налога, т.е. 285 тыс. у.е.). Содержание курсового проекта Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту должна содержать следующие разделы: a) титульный лист (см. Приложение 1); b) оглавление; c) исходные данные к курсовому проекту; d) резюме; e) план маркетинга (маркетинговая стратегия); f) план производства; g) финансовый план; h) заключение; i) литература; J) приложения в виде расчетных таблиц и графиков. В случае выполнения курсового проекта по материалам предприятия состав разделов с пункта с) по пункт g) может меняться и должен соответствовать требованиям, предъявляемым к бизнес-планам. При этом должна учитываться специфика отраслей и предприятий, для которых составляется бизнес-план. Методические указания к выполнению разделов РЕЗЮМЕ В резюме должно быть в краткой форме изложено то, что предполагается делать. Приводятся сведения о прогнозных объемах деятельности, выручке, издержках, валовой и чистой прибыли и уровне рентабельности. ПЛАН МАРКЕТИНГА В этом разделе на основе анализа прогноза спроса (см. рис.1) необходимо определить номенклатуру продукции и рассчитать объем продаж по годам. Результаты прогноза необходимо представить в виде сметы объемов продаж по годам. Образец сметы представлен в табл.8. Таблица 8 Смета объемов продаж по годам
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА На основе сметы продаж разрабатывается план производства. В этом разделе излагается план развития производственных мощностей определяется номенклатура и стоимость необходимого оборудования и необходимых производственный площадей, составляется сметная документация по определению производственных запасов и затрат на их приобретение, калькулируются материальные затраты. Образцы смет представлены в табл.9 и 10. Аналогичные сметы составляются для каждого года. Основой для расчета производственных мощностей может быть форма расчета, представленная в приложении 2. Таблица 9 Смета затрат на развитие производственных мощностей по годам
Таблица 10 Смета производственных расходов по годам
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАНВ этом разделе необходимо описать в стоимостной форме все результаты и затраты, разработать: - прогнозные балансы; - отчеты о прибыли и убытках; - и планы движения денежной наличности. Определяются необходимый объем капитальных вложений и разрабатываются мероприятия по их получению (лизинг, факторинг, банковские или иные ссуды, выпуск ценных бумаг и т.д.) Формы документов представлены в Приложении 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ этом разделе необходимо провести анализ динамики показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Расчеты необходимо вести согласно формулам, указанным в Приложении 5. Динамика показателей должна быть иллюстрирована графиками и диаграммами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||