СИБУП, экология (контрольная работа)
04.11.2018, 11:11

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Задания к контрольной работе выбираются студентами по следующей схеме:

Таблица 1

№ зачетной книжки

**1

**2

**3

**4

**5

**6

**7

**8

**9

**0

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

Контрольная работа выполняется в ученической тетради 12-18 листов или на листах формата А 4. Ответ на каждый вопрос должен содержать 4-6 страниц рукописного (печатного) теста. Необходимо проиллюстрировать ваш ответ схемами, диаграммами, таблицами, рисунками. Список литературы указывать обязательно. Он должен содержать не менее 2-3 источников. Оформление списка литературы необходимо проводить с учетом современных требований.

Вариант I

1. Понятие экологии

2. Биосфера как специфическая оболочка Земли

3. Свойства сложных систем

Вариант II

1. Управление экоразвитием (цели, функции, актуальные проблемы организации управления природопользованием и контроль

2. Краткая история экологии

3. Биогеохимические циклы (круговорот азота, кислорода, фосфора, воды серы и др.)

Вариант III

1. Структура макроэкологии

2. Понятие и принципы экоразвити

3. Понятие экологических факторов и их классификация

Вариант IV

1. Экологические стратегии и модели будущего (Римский клуб)

2. Понятие, цели и методы экологического права

3. Экологические поражения (химические, физические, радиационные)

Вариант V

1. Абиотические факторы среды (температура, свет, влажность)

2. Понятие популяции

3. Природные ресурсы и их рациональное использование

Вариант VI

1. Биотические факторы среды (нейтрализм, аменсализм, комменсализм, конкуренция, ресурс-эксплуататор, мутуализм)

2. Охрана атмосферы и вод

3. Гомеостаз популяций - поддержание пространственной, генетической структуры

Вариант VII

1. Этапы эволюции человека

2. Классификация природных ресурсов по их возобновляемости

3. Масштабы и последствия загрязнения атмосферы

Вариант VIII

1. Понятие природных ресурсов и их классификация (земельные, водные, энергетические, минеральные и биоресурсы)

2. Место экосистемы в биосфере - уровни биологической организации материи

3. Масштабы и последствия загрязнения водных объектов

Вариант IX

1. Динамика экосистем

2. Оптимальная численность человечества

3. Деятельность человека как фактор эволюции

Вариант X

1. Формы воздействия человека на окружающую среду

2. Трофическая структура экосистем, пастбищные цепи и цепи разложения

3. Антропоцентрический и экоцентрический подходы

Вариант XI

1. Пространственная структура экосистем (вертикальная и горизонтальная)

2. Смена экологических ниш человечества (в историческом аспекте)

3. Охрана атмосферы и вод

Вариант XII

1. Прикладные аспекты экологии

2. Системность жизни

3. Аномальные свойства воды

Вариант XIII

1. Экологические проблемы современности

2. Общие принципы адаптаций организма (правило оптимума, правило минимума)

3. Общие закономерности действия биотических факторов

Вариант XIV

1. Биологическое действие спектральных участков солнечного излучения

2. Структура популяций - пространственная, экологическая, половая, возрастная, генетическая

3. Экологическая безопасность и здоровье населения

Вариант XV

1. Понятие природных ресурсов и их классификация (земельные, водные, энергетические, минеральные и биоресурсы)

2. Охрана животного и растительного мира

3. Концепция устойчивого развития

Вариант XVI

1. Экологические стратегии

2. Экосфера, эволюция экосферы

3. Экосистема как элемент биосферы

Вариант XVII

1. Понятие, цели и методы экологического права

2. Рациональное использование природных ресурсов

3. Проблемы выхода из экологического кризиса

Вариант XVIII

1. Эколого-экономические системы и необходимость структурных изменений экономики

2. Технологические и экологические формы воздействия человека на биосферу

3. Виды экосистем

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1 В исследованиях по изучению токсического влияния ионов меди на моллюска битинию Лича (Bithinia leachi) было установлено, что к концентрации ниже 0,04 мг/л ионов меди взрослые особи не чувствительны (выживаемость при по­вышении концентрации от 0 до 0,04 мг/л составляет 100% и 95%, соответственно). При увеличении концентрации ионов меди до 0,06 мг/л смертность организмов повышается на 10%. Дальнейшее повышение концентрации до 0,1 мг/л и 2,5 мг/л приводит к смерти в 48% и 96% случаев, и лишь высокие концентрации (3,5 мг/л) приводят к 100% смертно­сти. Какое по степени действия влияние на организм битинии оказывает концентрация ионов меди 1,5 мг/л? Обоснуйте свои выводы.

Задача 2 Некоторую часть своего жизненного цикла камчатский краб (Paralithodes camtschatica) существует в виде специализированной личиночной стадии — зоеа. При изучении влияния солености среды на особей данного вида краба на разных стадиях развития были отмечены следующие закономерности. Во взрослом состоянии особей можно отнести к стеногалинным организмам, так как они существуют в интервале солености от 20 г/л до 32 г/л, при этом оптимум отмечается при 25-28 г/л. В момент оплодотворения опти­мальная соленость сужается до 26-27,5 г/л при неизменных пределах толерантности. Отложенные яйца сохраняют свою жизнеспособность только при солености от 17 г/л до 28 г/л. Максимальное вылупление зоеа происходит при интерва­ле солености от 23 г/л до 26 г/л. Одновременно изменяется и устойчивость к солености. Если нижний предел снижается до 18 г/л, то верхний незначительно повышается (до 33 г/л). До репродуктивного возраста, при сохранении солености в интервале 23-28 г/л, доживает 82% особей. По приведен­ным выше данным определите пределы толерантности для камчатского краба как вида в целом. Иллюстрацией к какому закону, описывающему закономерности действия эко­логических факторов, является данный пример? Сформули­руйте этот закон.

Задача 3 Ниже перечислены организмы (обозначены буквами), обитающие в водоеме (озере). Распределите их по известным вам жизненным формам водных организмов (гидробионтов) и укажите для каждого из них характерное местообитание (экологическую зону: 1 — эпилимнион; 2 — ме-талимнион; 3 — гиполимнион).

а) карась серебряный (Carassius auratus);

б) коловратки (Keratella quadratd);

в) тростник обыкновенный (Phragmites communis);

г) диатомовые водоросли (Melosira nummuloides, Navicula brachium);

д) налим обыкновенный (Lota lota);

е) дафнии (Daphnia magna, Daphnia obtusa);

ж) сапротрофные бактерии;

з) личинки комаров-звонцов (Chironomns plumosus);

и) гетеротрофные бактерии;

к) обыкновенный прудовик (Lymnaea stagnalis);

л) плавунец окаймленный (Dytiscus marginalis);

м) зеленые водоросли (Scenedesmus quadricauda, Oedogonium vaucherii);

н) элодея канадская (Elodea canadensis).

Задача 4 Возможно ли явление смены жизненных форм в течение жизненного цикла у животных и растений? Рассмотрите варианты в каждом из случаев и обоснуйте экологические преимущества наличия или отсутствия этого явления.

Задача 5 Инфузорий-туфелек поместили в закрытую пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой и добавили корм. Как вы думаете, что произойдет с инфузориями дальше? Почему?

Задача 6 Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнительные приспособления, которые имеют некоторые рыбы, позволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

Задача 7 При повышении температуры воды ее плотность падает. Назовите дополнительные приспособления, которые имеют некоторые водные организмы, позволяющие им приспосабливаться к данным изменениям.

Задача 8 Угроза замерзания  значительно выше при  морозе с сильным ветром, чем при таком же морозе, но в безветренную погоду. Объясните, с чем это связано?

Задача 9 В природе в течение длительного времени сформировались различные сообщества растений и животных (тундра, хвойные и широколиственные леса, степи и др.). Какие факторы и почему явились определяющими в этом процессе?

Задача 10 В стоячих водоемах наибольшее количество животных обитает в прибрежной зоне. На дне этой зоны живут личинки стрекоз, речные раки, равноногие рачки, черви, улитки и двустворчатые моллюски. Здесь же обитают активно плавающие животные - водяные жуки и клопы, личинки двукрылых, лягушки, тритоны и др. Как можно объяснить такое разнообразие обитателей прибрежной зоны?

Задача 11 В лабораторных условиях провели опыт: высадили в теплицу сеянцы листопадных растений березы и белой акации. При искусственном освещении и продолжительности дня более 15 ч деревца росли непрерывно, не сбрасывая листьев, а при освещении 10-12 ч в сутки рост сеянцев прекращался, и даже летом они сбрасывали листья (у них наступал зимний покой).
Как называется описанное явление и какова его роль в жизни
живых организмов?

Задача 12 У людей, совершивших перелет в широтном направлении, наблюдается повышенная усталость, недомогание, желание спать днем и бодрствовать ночью. Чем обусловлены такие симптомы?

Задача 13 На большой глубине в океане практически нет автотрофов. Однако здесь обитают различные животные, например: губки, гидроиды, роговые кораллы, брюхоногие моллюски, кольчатые черви, крабы, донные рыбы и др. Как объяснить отсутствие растений и что служит первичным источником энергии живущим здесь животным?

Задача 14 На живые организмы влияют различные элементы неживой природы: свет, температура, влажность, а также состав водной, воздушной и почвенной среды. Какой абиотический фактор и почему оказался в процессе эволюции главным регулятором и сигналом сезонных явлений в жизни растений и животных? Приведите конкретные примеры действия этого фактора.

Задача 15 Объясните тот факт, что на той части картофельного поля, где удален травяной покров, картофель в случае заморозков часто вымерзает, в то время как на остальной части поля, где траву не трогали, кусты картофеля остаются не поврежденными.

Задача 16 Объясните причину увеличения на 25-50% уровня гибели личинок жуков-щелкунов на землях, отведенных под сельскохозяйственные культуры. Было решено озеленить территорию школы и посадить аллею из елей. В лесхозе школьникам рекомендовали выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанному явлению.

Задача 17 При совместном выращивании кукурузы и вьющейся фасоли поражение зерен фасоли зерновкой Acanthoscelides obsoletus всегда сильнее на периферии поля, причем оно увеличивается по мере поднятия растений фасоли над землей и достигает максимума в бобах, расположенных на уровне верхушки кукурузы. Чем, по вашему мнению, может объясняться такой эффект?

Задача 18 Такие насекомые, как щетинохвостки, ногохвостки и др., живут на снегу. Численность их иной раз настолько велика, что они окрашивают снег в черный цвет. Почему у этих насекомых черная пигментация тела?

Задача 19 Известно, что пума водится в обеих Америках, начиная с Аляски и Скалистых Гор на Севере и до Андов и лесов Амазонки - на юге. Пумы равнинных областей выглядят карликами по сравнению со своими горными сородичами. Дайте объяснение этой закономерности.

Задача 20 Императорский пингвин, длина тела которого достигает 120 см, а масса 35-40 кг, наиболее крупный из пингвинов, обитающих в Южном полушарии, гнездится в самом сердце Антарктиды, а живет в прибрежных ее районах, редко встречаясь за пределами 61° ю.ш. Королевский пингвин величиной 91-96 см и массой 15-17 кг живет в основном в пределах Субантарктики под 55 ° ю.ш. Очковый пингвин высотой в пределах 55 см и массой 5-6 кг обитает на мелких островах и на побережье Южной Африки до 34° 30' ю.ш. Галапагосский пингвин размером не более 50 см, самый мелкий из пингвинов, обитающих в Южном полушарии, живет в тропиках на Галапагосских островах. Почему размеры и масса тела близких в систематическом отношении видов пингвинов, обитающих в Южном полушарии, уменьшаются по мере продвижения от более холодных к теплым местам обитания?

Задача 21 Некоторые виды насекомых (ногохвостки, гриллобластиды и др.) живут в снегах на высоких горных вершинах. Известно, что все стадии жизненного цикла их тянутся очень долго, а взрослые насекомые лишены крыльев. К каким экологическим факторам адаптированы эти виды? Дайте объяснение.

Задача 22 Огромные просторы Сибири заняты вечнозелеными хвойными лесами. Перечислите основные морфологические адаптации этих растений к обитанию в суровых условиях региона.

Задача 23 Северные морские котики почти не вылезают из ледяной воды, но не переохлаждаются и не простужаются. Почему?

Задача 24 Известно, что черные крысы имеют ограниченный ареал, тогда как серые крысы распространились практически повсеместно. С чем это связано?

Задача 25 Тело шмелей (род общественных пчел) покрыто густыми длинными волосками, образующими рыжие, черные или белые перевязи.  Взрослые  шмели  питаются  пыльцой  и  нектаром цветков. Как вы думаете, в каких природно-климатических зонах встречаются шмели, и связаны ли размеры их тела с климатическими особенностями местообитаний?

Задача 26 Объясните причины действия закона покровов тела: плотность покровов тела млекопитающих и птиц достигает максимума в холодных и засушливых областях.

Задача 27 У морских млекопитающих - тюленей и китов – слой подкожной жировой клетчатки распределен по всему телу. У верблюдов, курдючных овец, зебр жир запасается локально, в отдельных частях тела. В связи с чем могли развиться такие особенности отложения жира у названных животных?

Задача 28 Согласно правилу К. Глогера (1833 г.) виды животных южных и сухих географических зон имеют более интенсивную окраску, чем обитатели северных влажных регионов. В то же время насекомые, обитающие в Арктике и высоко в горах, имеют темную окраску. Объясните это противоречие.

Задача 29 Наблюдая за суточными перемещениями перелетной саранчи, ученые обратили внимание на следующие особенности ее поведения: днем насекомые располагали свое тело параллельно солнечным лучам, на закате саранча поднималась в верхнюю часть травостоя, а к восходу солнца спускалась ближе к почве. Объясните особенности поведения саранчи в разное время суток.

Задача 30 Тело подкаменщика, форели и гольяна в поперечном разрезе почти округлое, а у плотвы, окуня, карпа тело, сжатое с боков. С чем связаны различия в форме тела этих рыб?

Задача 31 Известно, что птицы и млекопитающие способны поддерживать постоянную температуру тела независимо от колебаний  температуры  окружающей среды. Температура тела песца остается постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры окружающей среды в диапазоне от -80 до +50 °С (разница 130 °С). Перечислите приспособления, которые помогают песцу удерживать постоянную температуру тела.

Задача 32 Можно ли ящерицу, нагревшуюся на солнцепеке до 39 °С, назвать теплокровным (гомойотермным) животным? Обоснуйте свой ответ.

Задача 33 Данные наблюдений позволили ученым установить, что при резких похолоданиях птенцы стрижей впадают в оцепенение, а взрослые птицы перелетают на юг, иногда на сотни километров. Когда становится теплее, родители возвращаются и насильно кормят птенцов, которые постепенно выходят из оцепенения. Объясните, чем вызвано такое поведение взрослых птиц, и каково значение описанной физиологической реакции птенцов.

Задача 34 Объясните, почему на поверхности водоемов живут растения преимущественно зеленой окраски, а на больших морских глубинах - красной.

Задача 35 Можете ли вы привести примеры адаптации, направленных во вред обладающими ими особями? Может ли быть полезным вред?

Задача 36 Кто-то заявляет вам, что не следует волноваться в связи с загрязнением воздуха, так как человек путем естественного отбора разовьет такие легкие, которые смогут обезвреживать загрязняющие вещества. Как вы ответите?

Задача 37 Кто лучше приспособлен к изменению окружающей среды - человек или такие насекомые, как мухи или москиты? Покажите, каким основным путем каждый из этих видов может приспособиться к изменению условий окружающей среды.

Задача 38 Назовите самое крупное животное на Земле. Где оно обитает? Почему в других средах обитания не могут возникнуть и существовать такие крупные животные? Известно, что на глубине свыше 1000 м водные обитатели живут в полной темноте, поскольку солнечный свет не способен проникать сквозь такую толщу воды. Объясните, почему же среди глубоководных рыб у многих развиты органы зрения.

Задача 39 Перечислите, изменения каких характеристик водной среды могут создавать преграды для расселения рыб в водной толще.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика