УГНТУ, экология (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
04.04.2018, 12:57

Вариант контрольной работы выбирается по 2-м последним цифрам шифра студента согласно таблице 1, в которой первый вертикальнй столбик соответствует предпоследней цифре (ППЦШ), а вторая горизонтальная строка – последней цифре шрифта. В вариантах заданий для выполнения контрольной работы перечислены номера вопросов из заданий к контрольной работе (7 вопросов). Эти вопросы охватывают различные разделы учебной дисциплины.

Задания к контрольной работе

1. Дайте определение экологии как биологической науки. Укажите предмет и задачи экологии, ее разделы.

2. Раскройте современное понятие экологии как науки о взаимосвязи общества и природы.

3. Перечислите четыре закона экологии Б. Коммонера, раскройте их сущность.

4. Дайте определение понятию биосфера? Назовите основные свойства биосферы.

5. Что такое "живое вещество" биосферы? Назовите основные свойства и функции живого вещества.

6. Что такое ноосфера? Объясните значение этого термина, его сущность и значимость в современном мире.

7. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? Впишите их названия в рамки на схеме. По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

8. Дайте определение понятию экологический фактор. Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.

Среда обитания

Основные факторы

Суша

 

Вода

 

Почва

 

9. Дайте определение понятию экологический фактор. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизнь организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?

10. Впишите в таблицу названия животных и растений из предлагаемого списка соответственно их экологической характеристике, т.е. принадлежности к стенобионтам и эврибионтам.

Лишайники, кораллы, млекопитающиеся, птицы, медузы, пресмыкающиеся мхи, форель, человек.

Стенобионты

Эврибионты

 

 

 

 

11. В каких морях более разнообразна жизнь (большое число видов и групп организмов) - в тропических или в полярных? Чем это объясняется? (Вспомните, где обычно ведется промысел морской фауны - рыбы, креветок, устриц и прочих даров моря.)

12. Какие из современных антропогенных факторов оказывают наиболее сильное влияние на жизнь гидросферы и атмосферы? В чем проявляется это влияние?

14. Дайте определение закона оптимума. Относится ли закон оптимума к ядам, действующим на организм человека? Каковы оптимальные и пессимальные температурные условия для жизни человека?

15. Дайте определение закона минимума Либиха. В чем сущность закона минимума и к каким последствиям ведет пренебрежение его требованиями ?

16. Дайте определение закона толерантности Шелфорда. Раскройте понятие лимитирующего (ограничивающего) фактора. Раскройте понятие пределов толерантности.

17. В чем различие эндотермных и эктотермных животных? Приведите примеры животных из каждой группы. Как те и другие поддерживают свой тепловой баланс? Можно ли сказать, что толерантность вида по температуре зависит от типа теплового баланса?

18. Чем отличаются понятия "местообитание" и "экологическая ниша"? Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу? Может ли один вид занимать разные экологические ниши?

19. Как проявляются суточные ритмы у различных организмов (например, у кошки, совы, одуванчика)? Что такое сигнальный фактор? Чем он отличается от других абиотических факторов среды.

20. Дайте определение экосистемы. Из каких основных блоков состоит экосистема? Приведите примеры различных типов экосистем.

21. Дайте определение понятиям "сообщество", "биогеоценоз", "биотоп", "биоценоз", "биосфера". В чем сходство и отличие терминов "сообщество" и "биоценоз"?

22. Что такое структура сообщества? Каковы ее показатели? Какие свойства сообщества характеризует его видовая структура?

23. В какой форме передается энергия в экосистеме? Назовите основной канал переноса энергии в экосистеме. Почему говорят о "потоке энергии", но "круговороте вещества". Чем различаются процессы движения энергии и вещества в экосистемах?

24. Является ли непрерывный приток вещества извне необходимым условием функционирования экосистемы? Дайте развернутый ответ.

25. Дайте определение понятию сукцессия? Приведите примеры экологических сукцессий.

26. Дайте определение понятиям "пищевая цепь" и "пищевая сеть". Приведите пример пищевой цепи. Укажите в ней продуцентов, консументов, редуцентов.

27. Приведите примеры цепей питания в лесу, озере. Может ли один и тот же вид входить в разные цепи питания? Приведите примеры. Какие трофические уровни в цепях питания может занимать человек?

28. Что общего в трофической структуре наземной и водной экосистем? Укажите организмы, находящиеся на одних и тех же трофических уровнях этих экосистем.

29. Какие из перечисленных живых организмов являются автотрофными, а какие – гетеротрофными: землеройки, горностаи, дождевые черви, деревья, скворцы, трава, гусеницы, ястребы? Изобразите трофическую структуру экосистемы.

30. Что такое продукция сообщества (первичная продукция, вторичная продукция)? Каковы экологические параметры продуктивности? Приведите примеры продуктивности различных экосистем биосферы.

31. Какие типы биотических связей возникают в биогеоценозе между следующим парами видов: белка и дятел, дождевой червь и дуб, заяц-беляк и лисица. Ответ аргументируйте.

32. Каковы последствия для урожая, если усилить или ослабить каждую из трех последовательных связей в пищевой цепи: культурное растение → растительноядные насекомые → их паразиты → сверхпаразиты?

33. Встреча хищника и жертвы часто оказывается для жертвы роковой. Однако, известно много случаев, когда уничтожение видов-хищников приводит в конце концов к резкому снижению численности видов-жертв. Почему? Ответ аргументируйте.

34. Какие графики соответствуют каким типам растений и животных?

35. Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки, которая является опасным вредителем садов. На горизонтальной оси отложите значения влажности воздуха в процентах, на вертикальной – температуры в градусах. Используйте приведенные ниже показатели. Полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях: 10°С и 100%; 4°С и 80%, 15°С и 40%, 28°С и 15%, 36°С и 55%; 37°С и 100% (первая цифра – температура, вторая – влажность воздуха). Гибель менее 10% при сочетаниях: 20°С и 85%, 22°С и 95%, 27°С и 55%, 26°С и 55%, 22°С и 70%. Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания. Рассмотрите полученный график. Подумайте, велика ли опасность размножения этого вредителя в районах с летними температурами 18-25°С и влажностью 70-90%, в районах с летними температурами 20-35°С и влажностью воздуха 20-35%.

36. Микроскопические мучные клещи могут в огромных количествах размножаться в зернохранилищах и приводить зерно в полную негодность. При оптимальной температуре +20-22°С развитие яйца длится 3-4 дня, при +10°С – растягивается до полутора месяцев. Температур выше +45-50°С клещи не переносят. Они погибают при влажности зерна 10-12% из-за сухости и выше 70% - из-за развития плесневых грибков. Предложите способ, как избавиться от клещей и сохранить зерно, не прибегая к ядохимикатам.

37. Сравните возрастную структуру популяций трески в Баренцевом море по вылову рыб в конце 50-х и конце 80-х гг. Сделайте вывод о состоянии популяции в тот и другой периоды.

Возраст рыб в годах

Улов трески в млн. экземпляров

50-е годы

80-е годы

3 – 5

42

246

6 – 10

179

134

11 – 15

37

1

16 - 20

2

0

38. На одном из участков растения кормового злака – полевицы тонкой – распределялись по возрастному состоянию следующим образом: проростки - 73, молодые - 9, взрослые плодоносящие - 16, старые - 2. Через четыре года возрастной состав полевицы на этом же участке был соответственно 0, 3, 30, 60. Как изменилась популяция за этот период? Что можно сказать о длительности жизни этого растения?

39. Начертите возрастную пирамиду зяблика, используя следующие данные: в период от весеннего прилета до вылупления птенцов около 50% популяции зябликов составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение; на двухлетних приходится 22%, трехлетних – 12%, четырехлетних – 8%, пятилетних – 4%; на каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам – около 40%?

40. В одном из степных заповедников на площади в 250 га насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределявшихся по возрасту следующим образом: новорожденных – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трехлетних и старше – 153. Спустя два года на участке было 448 особей, и среди них новорожденных – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше. Изменилась ли возрастная структура популяции?

41. В нижнем течении реки Лены самки осетра приступают к размножению в 12-14 лет при средней длине тела 70 см. Наиболее старые особи доживают до 50 лет, вес их – около 13 кг. На реке Алдан самки осетра начинают метать икру в 10-12 лет при средней длине тела 58 см. Самым старым особям не более 21 года. Промысловая мера, т.е. минимальный размер особей, разрешенных к отлову, составляет 62 см. Что произойдет с алданской и ленской популяциями осетра, если в результате интенсивной добычи будут вылавливать все особи, крупнее этих размеров: а) через 1 год, б) через 2 года, в) через 5 лет, г) через 10 лет, д) через 15 лет?

42. Заполните  схему (рис.1) и дайте определения заполненным терминам.

43. Изобразите схематично круговорот фосфора в природе.

44. Изобразите схематично круговорот азота в природе.

45. Изобразите схематично круговорот углерода в природе.

46. Изобразите схематично круговорот воды в природе.

47. Дайте определение понятию "природопользование". Что такое рациональное и нерациональное природопользование.

48. Дайте определение понятию "охрана природы".

49. Дайте определение понятию охрана окружающей (человека) среды.

50. Дайте определение понятию охрана окружающей природной среды.

51. Укажите составные части природопользования.

52. Объясните соотношение понятий охрана природы и охрана окружающей среды.

53. Дайте определение понятию "загрязнение".

54. На какие виды классифицируются загрязнения окружающей среды?

55. Перечислите последствия химических загрязнений окружающей среды.

56. Перечислите последствия физических загрязнений окружающей среды.

57. Перечислите последствия стациально-деструкционных загрязнений природы.

58. В чем проявляются последствия биоценотических загрязнений природы.

59. В чем заключается влияние радиации на биоту.

60. В чем заключается влияние электромагнитных излучений на биоценозы.

61. Дайте определение понятию атмосфера. Укажите ее составные части.

62. Приведите химический состав атмосферы. Опишите процессы, протекающие в атмосфере: циркуляция воздушных потоков, инверсия.

63. Приведите химический состав атмосферы. Опишите процессы, протекающие в атмосфере: самоочищение, первичное и вторичное загрязнение атмосферы.

64. Что такое смог? Какие виды смогов вы знаете?

65. ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Единицы измерения. Классы опасности загрязняющих веществ.

66. В каких случаях устанавливают ПДВ? Единицы измерения ПДВ.

67. В каких случаях устанавливают ВСВ? Единицы измерения ВСВ.

68. Сущность эффекта суммации. Классы опасности загрязняющих веществ.

69. Какие способы очистки отходящих газов используются в настоящее время в промышленности?

70. Что такое парниковый эффект?

71. Чем вызвано нарушение озонового экрана?

72. Что такое кислотные осадки?

73. Дайте определение литосферы. Опишите строение литосферы.

74. Дайте определение природных ресурсов. Что такое исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы?

75. Дайте определение природных ресурсов. Что такое возобновимые и невозобновимые природные ресурсы?

76. Дайте определение почвы. Опишите строение почвы.

77. Охарактеризуйте почву как биокосное тело.

78. Антропогенное воздействие на литосферу.

79. Антропогенное воздействие на почву.

80. Нормирование загрязняющих веществ в почве.

81. Нормирование загрязняющих веществ в пищевых продуктах.

82. Классификация отходов. Твердые отходы.

83. Способы утилизации ТБО.

84. Утилизация радиоактивных отходов.

85. Демографический взрыв.

86. Сокращение пахотных угодий, голод.

87. Дайте определение гидросферы. Опишите составные части гидросферы.

88. Водопотребление и водопользование.

89. Проблемы водопотребления.

90. Перечислите основные источники загрязнения гидросферы.

91. Критерии оценки качества природной воды.

92. ПДК загрязняющих водные объекты веществ. Единицы измерения ПДК. Лимитирующий показатель вредности.

93. В каких случаях устанавливают НДС? Единицы измерения НДС.

94. В каких случаях устанавливают ВСС. Единицы измерения ВСС.

95. Методы очистки сточных вод.

96. Методы очистки питьевой воды.

97. Экологический мониторинг. Его цели.

98. Экологический мониторинг. Его задачи.

99. Методы аэрокосмического мониторинга.

100. Наземные методы исследования, применяемые при мониторинге.

101. Оценка степени антропогенных изменений природной среды.

102. Экологические критерии.

103. Сравните процессы, протекающие в биосфере и в обществе по следующим пунктам: регулирование численности популяций, потребление энергии, массообмен, гомеостаз.

104. Что такое оборотное водоснабжение?

105. Замкнутые системы водного хозяйства промышленных предприятий.

106. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: пары фенола концентрацией 0,0018 мг/м3 и пары ацетона концентрацией 0,165 мг/м3.

107. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: озон концентрацией 0,0091 мг/м3, диоксид азота концентрацией 0,012 мг/м3, формальдегид концентрацией 0,0015 мг/м3.

108. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: диоксид серы концентрацией 0,021 мг/м3 и аэрозоль серной кислоты концентрацией 0,06 мг/м3.

109. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: диоксид серы концентрацией 0,032 мг/м3 и никель металлический концентрацией 0,09 мкг/м3.

110. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: диоксид серы концентрацией 0,041 мг/м3 и сероуглерод концентрацией 1,2 мкг/м3.

111. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: диоксид серы концентрацией 0,022 мг/м3 и диоксид азота концентрацией 0,028 мг/м3.

112. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: диоксид серы концентрацией 0,011 мг/м3, оксид углерода концентрацией 0,92 мг/м3, диоксид азота концентрацией 0,022 мг/м3, фенол концентрацией 1,0 мкг/м3.

113. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: диоксид серы концентрацией 0,033 мг/м3 и фтороводород концентрацией 2,2 мкг/м3.

114. Оцените качество воздуха, если известно, что в воздухе одновременно присутствуют: пары азотной кислоты концентрацией 0,11 мг/м3 и пары серной кислоты концентрацией 0,11 мг/м3.

115. Оцените качество воды в водоеме хозяйственно-бытового назначения, если известно, что проба воды содержит аммиак концентрацией 0,9 мг/л, ртуть концентрацией 0,042 мг/л.

116. Оцените качество воды в водоеме хозяйственно-бытового назначения, если известно, что проба воды содержит ацетон концентрацией 0,041 мг/л, формальдегид концентрацией 0,0099 г/м3.

117. Оцените качество воды в водоеме хозяйственно-бытового назначения, если известно, что проба воды содержит бензол концентрацией 0,27 г/м3, кобальт концентрацией 0,33 мг/л.

118. Оцените качество воды в водоеме культурно-бытового назначения, если известно, что проба воды содержит бром концентрацией 0,16 мг/л, мышьяк концентрацией 9,9 мг/м3

119. Оцените качество воды в водоеме культурно-бытового назначения, если известно, что проба воды содержит ДДТ концентрацией 0,066 мг/л, фреон-12 концентрацией 3,41 г/м3.

120. Оцените качество воды в водоеме культурно-бытового назначения, если известно, что проба воды содержит дихлорэтан концентрацией 1,68 мг/л, нефть многосернистую концентрацией 0,011 мг/л.

121. Оцените качество воды в водоеме рыбохозяйственного назначения, если известно, что проба воды содержит аммиак концентрацией 0,032 мг/л, бензол концентрацией 0,318 мг/л.

122. Оцените качество воды в водоеме рыбохозяйственного назначения, если известно, что проба воды содержит ДДТ концентрацией 0,001 мг/м3, цинк концентрацией 1,1 мкг/л.

123. Оцените качество воды в водоеме рыбохозяйственного назначения, если известно, что проба воды содержит кобальт концентрацией 1,1 мг/м3, карбофос концентрацией 9,8 мг/м3.

124. Оцените качество воды в водоеме рыбохозяйственного назначения, если известно, что проба воды содержит нефть многосернистую концентрацией 0,032 мг/л, фенол концентрацией 0,28 мкг/л.

Таблица 1 – Варианты контрольных работ

ПП

ЦШ

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1, 19, 27, 46, 68, 87, 110

2, 18, 30, 49, 71, 85, 124

3, 11, 37, 52, 69, 88, 107

4, 12, 28, 41, 56, 79, 122

5, 24, 36, 50, 66, 87, 118

6, 25, 37, 65, 73, 91, 107

7, 23, 44, 52, 65, 77, 115

8, 22, 34, 56, 88, 100

9, 21, 33, 48, 57, 69, 106

10, 20, 30, 40, 55, 70, 117

1

20, 34, 45, 58, 61, 87, 111

19, 30, 48, 64, 77, 84, 109

18, 31, 42, 58, 63, 71, 95

17, 32, 46, 60, 78, 86, 109

16, 33, 47, 59, 70, 83, 108

15, 36, 43, 58, 72, 88, 115

14, 37, 44, 51, 66, 76, 112

13, 38, 42, 67, 74, 81, 99

12, 35, 41, 55, 69, 78, 103

11, 40, 51, 62, 73, 80, 97

2

10, 21, 33, 41, 68, 79, 99

9, 22, 34, 45, 56, 67, 118

8, 23, 35, 46, 57, 69, 117

7, 24, 36, 47, 58, 70, 106

6, 25, 37, 48, 59, 71, 111

5, 26, 38, 49, 60, 72, 122

4, 27, 39, 50, 61, 73, 113

3, 28, 40, 51, 62, 74, 114

2, 29, 41, 52, 63, 75, 116

1, 18, 30, 42, 53, 64, 107

3

11, 20, 39, 48, 61, 79, 113

12, 18, 38, 47, 60, 73, 114

13, 22, 49, 61, 74, 81, 111

14, 19, 43, 56, 63, 75, 90, 121

15, 26, 30, 47, 64, 76, 110

16, 27, 31, 48, 59, 82, 107

17, 28, 32, 50, 66, 79, 119

18, 29, 33, 49, 61, 77, 110

19, 25, 33, 47, 54, 78, 112

20, 31, 40, 51, 62, 71, 115

4

5, 18, 28, 37, 44, 56, 99

6, 19, 29, 38, 45, 57, 98

7, 21, 35, 45, 67, 81, 97

8, 17, 37, 55, 61, 79, 96

9, 16, 21, 33, 45, 67, 95

10, 17, 22, 34, 55, 68, 124

4, 16, 27, 38, 49, 54, 93

3, 15, 28, 37, 44, 57, 88, 110

2, 14, 29, 40, 51, 66, 109

1, 13, 30, 41, 52, 70, 108

5

16, 24, 25, 46, 69, 76, 107

17, 25, 36, 46, 60, 79, 106

18, 26, 37, 49, 61, 88, 115

19, 27, 40, 51, 62, 76, 114

20, 29, 41, 53, 67, 89, 113

15, 30, 42, 54, 70, 87, 112

11, 31, 43, 55, 71, 89, 111

12, 32, 44, 56, 72, 90, 110

13, 33, 45, 56, 73, 81, 119

14, 24, 34, 46, 61, 78, 111

6

1, 18, 24, 37, 56, 77, 109

2, 16, 47, 56, 66, 85, 116

3, 21, 48, 55, 76, 91, 117

4, 19, 33, 45, 66, 71, 118

5, 23, 34, 53, 80, 87, 119

6, 24, 35, 52, 70, 81, 100

7, 25, 36, 51, 68, 83, 101

8, 26, 37, 50, 78, 89, 102

9, 27, 38, 65, 77, 89, 103

10, 28, 39, 64, 66, 85, 94

7

11, 29, 40, 56, 63, 70, 105

12, 30, 41, 62, 67, 84, 106

13, 31, 42, 61, 77, 90, 107

14, 32, 43, 60, 71, 108, 121

15, 33, 44, 59, 81, 86, 109

1, 26, 45, 58, 75, 92, 110

2, 16, 46, 57, 69, 82, 111

3, 30, 47, 56, 79, 88, 113

4, 31, 48, 55, 73, 90, 117

5, 32, 49, 54, 67, 84, 115

8

6, 33, 40, 53, 67, 81, 96

7, 34, 35, 52, 68, 83, 97

8, 17, 36, 51, 78, 89, 98

9, 18, 37, 50, 79, 85, 108

10, 19, 38, 65, 66, 85, 100

11, 20, 39, 64, 76, 91, 101

12, 21, 40, 57, 63, 77, 102

13, 22, 41, 62, 80, 87, 103

14, 23, 42, 55, 69, 81, 107

15, 24, 43, 60, 68, 83, 106

9

4, 25, 44, 59, 74, 92, 106

5, 26, 45, 58, 69, 82, 107

6, 27, 46, 57, 79, 88, 108

7, 28, 47, 56, 73, 83, 111

8, 35, 48, 55, 67, 84, 110

9, 30, 49, 54, 77, 90, 113

10, 31, 34, 53, 71, 93, 115

15, 32, 35, 52, 81, 86, 94

14, 33, 36, 51, 75, 92, 95

11, 17, 37, 50, 69, 82, 96

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика