Финуниверситет, финансы домашних хозяйств (кейсы №1-4, г.Москва)
Узнать стоимость этой работы
17.12.2017, 13:39

Кейс №1. Пути увеличения доходов населения России

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

 

1990

2000

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 

Миллиардов рублей (1990 г. – трлн. руб.)

Денежные доходы –

всего

 

383

 

3984

 

32498

 

35649

 

39904

 

44650

 

47921

 

53538

 

В процентах к итогу

Денежные доходы –

всего

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

в том числе:

доходы от

предпринимательской

деятельности

 

 

3,7

 

 

15,4

 

 

8,9

 

 

8,9

 

 

9,4

 

 

8,6

 

 

8,4

 

 

7,9

оплата труда

76,4

62,8

65,2

65,6

65,1

65,3

65,8

65,6

социальные выплаты

14,7

13,8

17,7

18,3

18,4

18,6

18,0

18,3

доходы от

собственности

 

2,5

 

6,8

 

6,2

 

5,2

 

5,1

 

5,5

 

5,8

 

6,2

другие доходы

2,7

1,2

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ (в процентах)

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Все население

100

100

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми денежными

доходами, руб. в месяц:

 

до 5000,0

9,4

7,3

5,7

4,2

3,3

2,4

5000,1–7000,0

9,4

8,1

6,9

5,6

4,8

3,8

7000,1–10000,0

14,6

13,4

11,9

10,4

9,4

8,0

10000,1–14000,0

16,6

16,2

15,3

14,2

13,4

12,2

14000,1–19000,0

15,2

15,6

15,5

15,2

15,0

14,4

19000,1–27000,0

14,7

15,9

16,7

17,5

17,8

18,1

27000,1–45000,0

13,3

15,1

17,2

19,3

20,7

22,5

свыше 45000,0

6,8

8,4

10,8

13,6

15,6

18,6

ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА в 2000-2015 гг.

(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

Все население

из него по социально-демографическим группам населения

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов

трудоспособное население

пенсионеры

дети

2000

1210

1320

909

1208

188,5

2010

5688

6138

4521

5489

333,3

2012

6510

7049

5123

6259

356,7

2013

7306

7871

5998

7022

354,9

2014

8050

8683

6617

7752

344,9

2015

9701

10455

7965

9472

314,1

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА И ДЕФИЦИТ ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА

 

2000

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

 

млн. человек

42,3

17,7

17,9

15,4

15,5

16,1

19,5

в процентах от общей численности населения

29,0

12,5

12,7

10,7

10,8

11,2

13,3

Дефицит денежного дохода:

млрд. руб.

199

375

421

370

418

478

705

в процентах от общего объема

денежных доходов населения

 

5,0

 

1,2

 

1,2

 

0,9

 

0,9

 

1,0

 

1,3

Данные Росстата- Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016

В проекте прогноза социальных параметров Минэкономразвития РФ рассчитывает на положительную динамику реальной заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности. Одновременно в проекте отмечается, что в 2016 году, в отличие от 2015-го, сокращение реальных располагаемых доходов превысит реальную заработную плату и составит 2,8 процента. В 2017-2019 годах среднегодовые темпы роста реальных располагаемых доходов составят 1 процент, а в 2019-м практически удастся вернуться к уровню 2015 года.

Кроме того, сообщается, что уровень прожиточного минимума в России в 2019 году увеличится на 29,9 процента по отношению к 2015-му, до 12,6 тысячи рублей. Это должно произойти в том числе потому, что «в прогнозе дополнительно учтено увеличение величины прожиточного минимума на 5 процентов в связи с введением в 2018 году новой потребительской корзины», говорится в документе.

В конце марта Росстат сообщил, что реальные доходы населения (доходы минус обязательные платежи с учетом инфляции) в феврале снизились на 6,9 процента по сравнению с аналогичным месяцем 2015 года. Средняя зарплата достигла почти 33 тысячи рублей.

По оценке главного экономиста Внешэкономбанка Андрея Клепача, падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным. «Мы с 90-х годов такого шока не имели», — отмечал он 14 марта 2017.

Согласно информации министерства труда и социальной защиты, в 2015 году число россиян, чьи доходы находятся ниже прожиточного минимума, превысило 19 миллионов человек.

Вопросы

1) Проанализируйте изменение структуры доходов населения РФ с 1990г, объясните причины этих изменений. Дайте свой прогноз будущего изменения структуры доходов населения.

2) Проанализируйте изменение распределения населения РФ по доходам с 2010г, объясните причины этих изменений. Определите долю бедного населения (с доходами ниже прожиточного минимума).

3) В чем вы видите основную причину снижения среднего жизненного уровня населения РФ в 2015г.?

4) Насколько реалистичны прогнозы Минэкономразвития по росту доходов населения в будущем?

5) Какие дополнительные финансовые меры необходимо предпринять для повышения доходов населения РФ и снижения их дифференциации?

 

Кейс №2. Пути оптимизации расходов населения

ДЕНЕЖНЫЕ РАСХОДЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

1990

2000

2010

2013

2014

2015

Денежные расходы и сбережения –

всего

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

в том числе:

покупка товаров и оплата услуг

75,3

75,5

69,6

73,6

75,3

71,0

обязательные платежи и разнообразные взносы

11,8

7,8

9,7

11,7

11,8

10,9

приобретение недвижимости

0,3

1,2

3,4

3,9

4,5

2,9

прирост финансовых активов

12,6

15,5

17,3

10,8

8,4

15,2

из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения

5,0

2,8

2,3

0,7

0,2

-0,4

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

(по итогам выборочного обследования домашних хозяйств; в % к итогу)

 

2010

2013

2014

2015

Потребительские расходы – всего

100

100

100

100

в том числе по целям потребления:

продукты питания и

безалкогольные напитки

 

29,6

 

27,7

 

28,5

 

32,0

из них:

продукты питания

28,0

26,2

27,0

30,3

в том числе:

хлебобулочные изделия и крупы

4,5

4,2

4,3

4,9

мясо

8,8

8,2

8,5

9,3

рыба, морепродукты

1,8

1,8

1,9

2,0

молочные изделия, сыр и яйца

4,1

4,0

4,3

4,8

масла и жиры

1,1

1,0

1,0

1,1

фрукты

2,2

2,0

2,1

2,4

овощи

2,5

2,2

2,4

2,6

сахар, джем, мед, шоколад и конфеты

2,3

2,0

2,0

2,4

другие продукты питания

0,7

0,7

0,7

0,8

безалкогольные напитки

1,6

1,5

1,5

1,7

алкогольные напитки, табачные изделия

2,4

2,6

2,8

3,0

из них:

алкогольные напитки

1,6

1,7

1,7

1,8

табачные изделия

0,8

0,9

1,0

1,2

одежда и обувь

10,8

9,5

8,9

9,2

из них:

одежда

8,1

7,3

6,8

6,9

обувь

2,7

2,2

2,1

2,2

жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива

11,3

10,5

10,3

11,1

из них:

текущее содержание и ремонт жилого помещения

2,0

1,7

1,4

1,6

водоснабжение и другие коммунальные услуги

2,9

2,7

2,7

2,8

электроэнергия, газ и другие виды топлива

5,5

5,1

5,1

5,4

предметы домашнего обихода,

бытовая техника и уход за домом

 

6,2

 

6,7

 

6,3

 

5,5

из них:

предметы домашнего обихода

3,1

3,5

3,3

2,7

бытовая техника

1,4

1,3

1,3

1,6

товары и услуги для ухода за домом

1,0

1,3

1,1

1,1

здравоохранение

3,3

3,6

3,6

3,6

из него:

медикаменты, медицинское оборудование

1,8

2,0

2,0

2,1

амбулаторные услуги

1,1

1,2

1,3

1,2

услуги стационаров

0,4

0,4

0,3

0,3

транспорт

14,9

17,7

17,8

14,4

из него:

покупка транспортных средств

7,2

9,2

9,5

5,9

эксплуатация транспортных средств

4,6

5,8

5,7

6,2

транспортные услуги

3,1

2,7

2,6

2,3

связь

3,8

3,4

3,4

3,3

организация отдыха и культурные мероприятия

6,8

7,2

7,1

6,7

из них:

аудиовизуальное и фотооборудование,

оборудование для обработки информации

 

1,9

 

1,4

 

1,4

 

1,0

услуги по организации досуга

1,1

1,4

1,4

3,4

услуги центров отдыха, туризм

2,2

2,6

2,5

2,3

образование

1,3

1,0

1,0

0,9

гостиницы, кафе и рестораны

3,4

3,7

3,6

3,5

из них общественное питание

3,3

3,5

3,4

3,3

другие товары и услуги

6,2

6,5

6,8

6,8

Данные Росстата- Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016

Расходы семейного бюджета выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы и духовному развитию членов семьи, воспроизводству самой семьи, как исходной ячейки общества. Однако низкий уровень реальных доходов наносит ущерб выполнению этой роли. Ухудшается качество питания, усиливаются физические и стрессовые нагрузки, вызванные необходимостью дополнительных заработков, сокращается рождаемость, для малоимущих граждан становятся недоступными многие блага, необходимые для духовного и интеллектуального развития. В результате снижается продолжительность жизни, сокращается численность населения, жизнь стано- вится более трудной и малоинтересной, растет напряженность в обществе и семье. С другой стороны при высоком уровне доходов граждане увлекаются чрезмерным потреблением, часто приобретая не нужные вещи, без которых можно было вполне обойтись. В результате на производство этих товаров бесполезно расходуются огромные природные и трудовые ресурсы, в т.ч. невозобновляемые. Смягчить в известной степени эти негативные тенденции может рациональное управление расходами семейного бюджета, сокращение его отдельных статей.

Перечислим общеизвестные пути сокращения потребительских денежных расходов семьи:

1) поиск наиболее дешевых продавцов без существенной потери качества товаров (в т.ч. через Интернет),

2) выбор вида товаров и услуг с минимальной удельной стоимостью на единицу потребительской ценности (например, продуктов с низшей ценой грамма белка, килокалории, цена транспортной услуги на 1 км пути и т.д.),

3) борьба с порчей используемых благ, продление срока службы предметов потребления (одежды, мебели, бытовой техники и т.д.) с помощью бережной эксплуатации, ремонта своими силами,

4) домашнее производство некоторых товаров и услуг для личного потребления (выращивание продуктов в приусадебном хозяйстве, консервирование, строительство жилья и мебели  хозспособ, самообразование и т.д.),

5) обращение к услугам проката и коллективному применению с близкими родственниками или знакомыми редко используемых потребительских товаров (спорттоваров, детских вещей, вещей для ритуалов и т.д.)

6) приобретение подержанных бывших в употреблении вещей через комиссионные магазины, объявления, знакомых при наличии опыта и навыков эффективного контроля качества этих вещей.

7) внедрение инновационных ресурсосберегающих благ (например, энергосберегающих ламп вместо ламп накаливания, новых способов теплоизоляции жилья, телефонные разговоры через интернет, электронных книги вместо бумажных книг и т.д.)

Чтобы продуманно вести домашнее хозяйство, соизмерять свои расходы с доходами и потребностями, полезно вести учет семейных расходов. Даже если будут учитываться и анализироваться  расходы не систематически, а только  в течение ограниченного периода времени (например, одного или нескольких месяцев), то и тогда это будет полезно. Обнаружится много резервов сокращения расходов, на которые раньше не обращали внимания. Полученная информация поможет более рационально вести свои расходы и потом, когда учет вестись не будет.

Вопросы

1) Какие из перечисленных направлений сокращения потребительских расходов, на ваш взгляд, наиболее важны?

2) Какие пути сокращения расходов применяются в вашей семье и лично вами?

3) Надо ли стремится экономить потребительские расходы? Может быть это проявление жадности, может снизить ваш общественный статус и создаст не удобства в личной жизни?

4) Может быть вместо того, чтобы экономить средства, лучше стремится больше их заработать.

5) Не подрывает ли экономия потребительских расходов основы экономики страны?

6) Проанализируйте изменение структуры потребительских расходов в РФ с 2010г и дайте свои объяснения?

 

Кейс №3 Развитие негосударственного пенсионного страхования в России.

ПОКАЗАТЕЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РФ в 2015г

Число негосударственных пенсионных фондов

102

Численность участников, тыс. человек

5806,7

Численность получателей негосударственных пенсий:

 

всего, тыс. человек

1556,7

в процентах от общей численности пенсионеров, состоящих на учете

в системе Пенсионного фонда Российской Федерации

(в 2000 г. – в органах социальной защиты населения)

 

 

3,6

Общая сумма пенсионных выплат, млн.руб.

49329

Сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на

одного получателя, руб.

 

2641

Источник: сайт Росстата.

Начало развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации принято связывать с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Но остаются не решенные проблемы.

1. Пока в российском законодательстве отсутствуют нормы по обязательному включению в пенсионную программу предприятия всех работников организации по единым недискриминационным критериям, если работодатель принял решение о добровольном финансировании такой программы. Отсутствуют законодательные представления о максимальном периоде, на который работодатель может отложить вступление в пенсионные права работников, обусловив это непрерывной занятостью на предприятии у него. Не существует ответов на вопрос о допустимости разного уровня финансирования пенсионных программ предприятия для различных категорий работников, например, для управленческого звена и остальных рабочих. Не урегулированы вопросы обязательного продолжения, допустимого изменения или прекращения пенсионных программ при поглощении и слиянии организаций, а также при смене собственника.

Для работодателя, который принял решение о дополнительных затратах на пенсионное обеспечение работников, это несет риск их неожиданного увеличения на основе судебных решений по обеспечению равенства прав работников на формирование накоплений на дополнительную пенсию. Для работника – риск неожиданного снижения уровня пенсионного обеспечения, на который он мог бы рассчитывать, проработав в организации длительное время, при существенном изменении условий найма по независящим от него обстоятельствам.

2. Отсутствуют пока реальные механизмы гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений

3. Несистемное и нецелевое государственное стимулирование добровольных пенсионных накоплений

Цели негосударственного пенсионного обеспечения – предоставление негосударственных пенсий в дополнение к пенсиям по обязательному пенсионному страхованию – полностью учтены лишь при исключении сумм взносов в негосударственные пенсионные фонды из облагаемой базы по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Комплексное и целевое решение по налоговому стимулированию предпринято в отношении добровольных взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в установленных пределах уменьшающих облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц (равно как в облагаемую базу не входят суммы софинансирования из федерального бюджета), а соплатежи работодателя разрешено относить в установленных пределах на фонд оплаты труда, уменьшающий облагаемую базу по налогу на прибыль.

4. Ограничительный принцип регулирования инвестиционной деятельности

Это регулирование нуждается в серьезном пересмотре, с упразднением не только неразумных и необоснованных ограничений, но и самого принципа законодательного установления ограничений, переходом к ответственному инвестированию средств пенсионных накоплений страховщиком на основе принципа разумного поведения и в соответствии с определенной им инвестиционной стратегией, а также с введением понятной для застрахованных лиц дифференциацией инвестиционных портфелей по уровню риска и ожидаемой доходности.

Вопросы:

1. Цель развития негосударственного пенсионного страхования?

2. Какие факторы влияют на развитие негосударственного пенсионного обеспечения?

3. Назовите наиболее важные проблемы развития негосударственного пенсионного обеспечения?

4. Насколько влияет отсутствие финансовой грамотности на развитие негосударственного пенсионного обеспечения?

5. Важно ли негосударственному пенсионному фонду иметь право отказаться от осуществляемого вида деятельности?

6. Насколько рынок способен наполнять страховые продукты в сфере пенсионного обеспечения?

 

Кейс №4 Проблемы развития обязательного пенсионного страхования по старости в России.

Тема повышения пенсионного возраста в России постепенно становится одной из самых обсуждаемых в СМИ.

Еще весной 2015 года глава Министерства Финансов РФ Антон Силуанов говорил: «Эксперты рекомендуют нам увеличивать возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Мы с экономической точки зрения видим, что чем быстрее вопрос решим, тем лучше будет для экономики и для бюджета». На Гайдаровском форуме экс-министр финансов, глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявил, что пенсионный возраст для женщин надо повышать на восемь лет (с 55 до 63 лет), а для мужчин – на пять лет (с 60 до 65 лет). «Необходимо начинать с 2019 или 2020 года», – считает Кудрин, уверяя, что россияне от этого только выиграют.

Но как отмечает заместитель директора Института социальной политики Высшей школы экономики Оксана Синявская, в случае повышения пенсионного возраста каждый третий мужчина не доживёт до пенсии.

Можно привести не самое приятное объяснение, почему сейчас активно лоббируется идея поднять пенсионный возраст для мужчин до 65 лет – потому что тогда получится радикально сэкономить на пенсиях, до которых мало кто доживет.

Директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева, заявляет, что «это не повышение пенсионного фактического возраста, а сокращение государственных обязательств по пенсионным выплатам. Это обман».

Однако реальность действующей пенсионной реформы такова, что не обязательно повышать пенсионный возраст, чтобы не платить пенсии. Последние новости о пенсионном возрасте в России с 2017 года говорят о том, что достижение 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин не гарантирует права на пенсионное обеспечение.1

Если раньше, чтобы уйти на пенсию по старости, достаточно было иметь 5 лет трудового стажа, то с 2015 года продолжительность официального стажа ежегодно увеличивается на один год. С 2025 года для назначения пенсии нужно будет иметь не менее 15 лет страхового стажа.

«Это существенное ухудшение пенсионной системы и гарантий будущих пенсий российских пенсионеров. Уже на рубеже 15-20 мы почувствуем это сверхостро», - отметил Алексей Кудрин.

«По действующей пенсионной формуле те, кто долго работал, стремился повысить квалификацию, увеличить заработок, выиграют. Те же, кто не выработал минимальный стаж, необходимый для получения страховой пенсии (увеличивается ежегодно, в 2017 году это 7 лет, с 2025 года и далее - 15 лет), смогут рассчитывать лишь на социальную пенсию», - говорит министр труда и социальной защиты России Топилин Максим Анатольевич.

С 1 января 2015 года пенсия по старости назначается при величине индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла) не менее 6,6, с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Нехватка пенсионных баллов для многих – следствие теневой занятости. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются с официальной оплаты труда: чем выше «белая» зарплата, тем выше пенсионный балл.

Эти проблемы с каждым годом будут только расти вслед за величиной пенсионного коэффициента.2

"Новая пенсионная формула подводит к тому, что все коэффициенты, которые будет накапливать гражданин, будут зависеть от текущих доходов - трансфертов будущего бюджета. Они через 10-15 лет будут не такими, как даже сейчас. Государство говорит, что в рамках нашей пенсионной системы мы обеспечим более высокий уровень индексации и пенсионного обеспечения через распределение. А я считаю, что у страны не будет таких финансовых возможностей", - заявил Алексей Кудрин.

В идеале, пенсионная реформа 2015 года должна гарантировать гражданам размер пенсии, который будет соответствовать их страховому стажу и величине «белой» заработной платы. Однако в России 5 миллионов граждан получают зарплату на уровне МРОТ. Из-за этого пенсионеры не могут набрать необходимое количество баллов.

Вопросы

1) Оправдано ли по вашему мнению повышение пенсионного возраста в ближайшее время в России?

2) Оправдано ли введение обязательных страховых взносов из зарплаты работников для повышения сбалансированности Пенсионного фонда РФ и повышения пенсий по старости.

3) Как вы относитесь к введению обязательных страховых взносов для неработающих трудоспособных граждан с целью пополнения доходов пенсионного фонда Российской Федерации?

4) Поможет ли сбалансировать Пенсионный фонд РФ дополнительное привлечение трудовых мигрантов в России?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика