Общая информация » Каталог студенческих работ » ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ » УрГЭУ, финансово-экономические расчеты |
23.12.2013, 13:27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача 1. Оптовый посредник приобрел на заводе-изготовителе партию телевизоров в количестве 300 шт. и продал их в розничную торговую сеть, выручив при этом 1 600 000 руб. Себестоимость изготовления одного телевизора 3000 руб., рентабельность – 25% к затратам. Товар облагается НДС по ставке 18%. Определите сумму НДС, уплаченную посредником. Задача 2. Посредник рассматривает предложение производителя о поставке продукции в количестве 15 тыс. по отпускной цене 65 руб. за единицу. Издержки обращения посредника по расчету составят 60 000 руб. Приемлемая рентабельность для посредника — 35% к издержкам обращения. Рассчитайте: 1) минимальный необходимый для посредника размер посреднической надбавки в рублях и процентах к отпускной цене товара, учитывая, что надбавка облагается НДС по ставке 18% (15,25%); 2) минимальную цену продажи товара посредником магазину розничной торговли; 3) розничную цену, если магазин применит торговую надбавку в размере 25%. Задача 3. Деревообрабатывающее предприятие планирует производство паркета. Возможный объем производства — 700 м2 в месяц. Сложившаяся рыночная цена 1 м2 паркета — 200 руб. (без НДС). Сумма постоянных и переменных затрат на производство 700 м2 составит 105 000 руб. Определите: 1) планируемую выручку от реализации продукции; 2) валовую прибыль от реализации продукции; 3) чистую прибыль и возможный уровень рентабельности производства. Задача 4. Метод стоимости изготовления (переработки). Учитывает вклад предприятия в наращивание стоимости товара, так как к полной сумме затрат на покупное сырье, материалы и т.д. добавляется сумма (процент, норма прибыли), соответствующая вкладу предприятия в формирование стоимости изделия. Пример расчета цены по методу стоимости изготовления приведен в табл. Таблица 10
Метод используется при принятии решений: о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства; об изменении ассортиментной структуры производства по индивидуальным заказам. Метод неприменим для ценовых решений на длительную перспективу. Задача 5. Метод полных издержек. Обеспечивает полное закрытие всех затрат и получение планируемой прибыли, так как к полной сумме затрат добавляется норма прибыли. Пример расчета цены по методу полных издержек представлен в табл. Таблица 11
Метод используется при принятии решений: • по ценам на традиционные товары на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией; • по ценам на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Задача 6. Метод рентабельности инвестиций. Учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции, так как к суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Пример расчета цены по методу рентабельности инвестиций приведен в табл.. Таблица 12
Метод используется при принятии решений: • по ценам на традиционные товары с устоявшейся рыночной ценой; • о величине производства нового товара с известной рыночной ценой. Задача 7. Метод маржинальных издержек. Позволяет создать эффективную систему оперативного рыночного ценообразования на основе применения принципов современного учета затрат — развитого директ-костинга. При использовании метода пользуются категориями маржи и маржинальной себестоимости. Маржа, или разница между рыночной ценой и переменной себестоимостью, должна возмещать постоянные затраты и приносить прибыль. Пример расчета цен по методу маржинальных издержек приведен в табл. 13 Таблица 13
Задача 8. Метод, основанный на анализе конкурентоспособности. Использует расчет порога рентабельности продукции двух и более конкурирующих предприятий. При выполнении задания рассматриваются следующие условия: 1) имеется ведущее в отрасли предприятие, производящее продукцию А; 2) появляется конкурентная угроза со стороны меньшего по масштабам производства предприятия, выбрасывающего на рынок изделие А; 3) постоянные издержки предприятия-конкурента на 20% ниже издержек ведущего предприятия; 4) более низкие постоянные издержки дают возможность предприятию-конкуренту реализовать свою продукцию по более низкой цене. Определите политику цен предприятия-конкурента и ведущего предприятия на основе расчетов, приведенных в табл. 14 Таблица 14
Решение Возможности и тактические действия предприятия-конкурента: 1) постоянные издержки ниже 20%, порог рентабельности ниже на 20%; 2) при одинаковой цене и более низком пороге рентабельности может иметь более высокую долю рынка сбыта продукции; 3) имея одинаковую рентабельность с ведущим предприятием, может снизить цену реализации; 4) снижает цену реализации на 5%, при этом уменьшается рентабельность до 16%, увеличивается порог рентабельности до 100 тыс. руб.; 5) чтобы получить более высокую долю рынка сбыта продукции, при соответствующих производственных мощностях нужно работать более интенсивно. Возможности и тактические действия ведущего предприятия: 1) снижение переменных издержек на 6%, понижающее порог рентабельности на 20% и повышающие рентабельность до 25%; 2) в результате тактических действий цена реализации снижается на 5% до уровня цены предприятия-конкурента; 3) снизив цену, ведущее предприятие оказалось в более выгодном положении и укрепило свои позиции на рынке сбыта. Задача 9. Определение цены с учетом франкирования и страхования. Использование различных вариантов включения транспортных расходов в цену продукции предприятия-производителя называется системой франкирования. Термин «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя к потребителю транспортные расходы включаются предприятием в цену товара. В практике расчетов применяется несколько вариантов установления цены с той или иной долей участия предприятия-производителя в оплате издержек по доставке товара потребителю и его страхованию. Пример расчета цены по нескольким вариантам цен с учетом транспортных издержек и расходов по страхованию товаров приведен в табл.. Рассматриваемые варианты цен применяются предприятиями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью. Таблица 15
Задача 10. Определение цены с учетом влияния объемов, затрат, прибыли. Методика определения цен должна основываться на расчетах порога рентабельности по каждому товару и по предприятию в целом. Для этого необходимо: • исчислять общую сумму издержек производства и обращения, разделять затраты на переменные и постоянные; • определять переменные затраты по изделиям, их группам на 1 руб. рыночных цен и т.д. в зависимости от потребностей торговой фирмы и ассортимента товаров; • исчислять постоянные затраты в разрезе изделий, их групп на 1 руб. рыночных цен, по их удельному весу в целом по предприятию; • определять маржу в целом по предприятию, по каждому изделию и по их группам; • использовать расчеты порога рентабельности в корректировке политики и стратегии цен в зависимости от внутренних и внешних факторов влияния. Предприятие достигает порога рентабельности, или критического объема реализации, когда результат по реализованным изделиям равен нулю, а сумма маржи с переменной себестоимостью покрывает общую сумму постоянных затрат за соответствующий период: Р = (Ц — Пс) × К – Пз, где Р — результат по реализованным изделиям; Ц — цена реализации; Пс — переменная себестоимость; К — количество реализованной продукции; Пз — постоянные затраты. Предприятие планирует реализовать на рынке 1500 тыс. шт. изделий за год (умножить на К задания). Планируемая цена единицы продукции — 3 руб. (умножить на К задания). Переменные затраты единицы изделия — 2,1 руб. (умножить на К задания). Постоянные затраты предприятия — 900 000 руб. (умножить на К задания). Определите: 1) порог рентабельности, шт.; 2) критический объем реализации, или порог рентабельности, в стоимостном выражении, руб.; 3) маржу безопасности; 4) период достижения порога рентабельности. Рассчитайте: 5) минимальную цену реализации; 6) максимальную сумму переменных затрат на одно изделие; 7) максимальную сумму постоянных затрат предприятия. Решение 1. Количество реализованных изделий (К ), необходимое для достижения порога рентабельности, находим из формулы (Ц –Пс) х х К = Пз; К = Пз/(Ц — Пс); К = 900 000/(3 — 2,1) = 1000 тыс. шт. 2. Критический объем реализации, или порог рентабельности, в стоимостном выражении: 3x1 000 000 = 3 000 000 руб. 3. Маржа безопасности — разница между фактическим и критическим объемами реализации, которая характеризует возможное падение объема реализации, когда уровень рентабельности будет нулевым, т.е. предприятие вступит в зону убытков: 3x1 500 000 — 3 000 000 = 1 500 000 руб. 4. Отчетный период состоит из 12 месяцев, поэтому порог рентабельности будет достигнут в августе: 12× 3 000 000/(1500 000×3)= 8 месяцев 5. Минимальная цена реализации изделия определяется на основе объема реализации, при котором постоянные затраты будут полностью возмещаться, т.е. маржа с переменных затрат возмещает сумму постоянных затрат за период. Основное уравнение, на котором базируется комплекс показателей для принятия решений по ценам: (Ц — Пс) х К — Пз = 0. На основе этого уравнения и данных задания рассчитывается минимальная цена реализации, ниже которой нельзя опускаться: (П з + Пс × K) K Ц =(900 000 + 2,1 × 1500 000)/ 1500 000= 2,7 руб 6. Максимальная сумма переменных затрат предприятия на одно изделие: Пс =(Ц × K + Пз)/ K Пс =(3 × 1500 000 - 900 000)/ 1500 000= 2,4 руб. 7. Максимальная сумма постоянных затрат предприятия: Пз = (Ц — Пс) × К; Пз = (3 — 2,1) × 1 500 000 = 1 350 000 руб. На основе результатов расчетов принимаются решения об уровне цен с учетом влияния объемов, затрат, прибыли. Таблица 16
Расчет критических показателей, представленных в табл., должен осуществляться оперативно (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, после продажи партии товаров) по каждому товару и по предприятию в целом. Учет влияния объемов, затрат и прибыли на цену выпускаемой продукции позволяет решать вопросы изменения оптово-отпускных цен, величины постоянных и переменных затрат, поиска новых поставщиков, зон реализации продукции, изменения ассортимента и т.д. Задача 11 Маркетолог рассматривает вопрос о целесообразности предоставления группе постоянных покупателей 10-% скидки от цены товара. Изучение рынка показало, что в этом случае объем продаж этим покупателям возрастет на 100 ед. Производственные мощности предприятия позволяют увеличить объем производства на 250 ед. Параметры вариантов продажи до и после предоставления скидки приведены в таблице: Таблица 17
Целесообразно ли предоставлять такую скидку? Какова экономически оправданная величина скидки? Задача 12 Определение цены продажи изделия Исходные данные: Машиностроительное предприятие планирует продать 1150 изделий «А». Средние переменные затраты на производство и сбыт составляют 1500 руб., постоянные затраты – 540000 руб. Предприятие планирует получить прибыль в размере 150000 руб. По какой цене следует продавать изделие? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||