Вариант 17
Узнать стоимость этой работы
31.03.2016, 11:18

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Суверенитет»; b) «Гражданство»; в) «Алогичный».

 

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Город»;  b) «Студент»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Живописец», «Художник»;

b) «Сильный», «Слабый»;

с) «Честь», «Бесчестие»;  

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «Видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка».

b) «Видами административных взысканий являются предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест».

с) «Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные».

 

5. Установите    правильность     следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Правоспособность — способность иметь право».

b) «Инкриминирование — предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления».

 

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения».

b) «Некоторая категория граждан признается нуждающимися в улучшении жилищных условий».

с) «Наниматель   обязан   своевременно   вносить плату за коммунальные услуги».

 

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Если отпали основания, по которым гражданин был признан недееспособным, признание его дееспособности осуществляется в судебном порядке по заявлению членов его семьи, опекуна, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения, прокурора и других организаций».

b) «Быть или не быть — вот в чем вопрос».

с) «Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников».

b) «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя».

с) «Если факт смерти гражданина с достоверностью установлен, то суд при отказе органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти не объявляет гражданина умершим, а устанавливает факт смерти в определенное время».

 

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Закон признает недопустимым отказ гражданина от правоспособности и дееспособности».

b) «Алиби И. абсолютно доказано».

в) «В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся материалов».

 

Тема 3. Умозаключение

а) Непосредственные умозаключения

10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:

а) «Каждый воин должен понимать свой маневр».

b) «Опекун и попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование».

с) «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом».

 

11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения

а) «Не все учащиеся прилежны, значит, неверно, что ни один из них не прилежен».

b) «Некоторые летчики — космонавты, значит, некоторые летчики не являются не космонавтами».

с) «Трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу, значит все те, кто выполняет самую сложную работу – трудолюбивые люди».

 

b) Простой категорический силлогизм

12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

а)  «Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной

       ответственности».

     «Л. привлекается к уголовной ответственности».

    __________________________________________________________________

    «Следовательно,…»

 

б)  «Некоторые преступления являются умышленными»

     «Некоторые преступления совершены с особой жестокостью».

     _________________________________________________________

     «Следовательно, …»

 

с) Дедуктивные выводы из сложных суждений

 

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Если срок испытания истек, а работник продолжает работать, он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях».

 

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности».

«Фактические данные, сообщенные  свидетелем, могут служить доказательством».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов   разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Преступление может быть или умышленными, или неосторожным».

«Преступление, совершенное Н., нельзя назвать неосторожным».

_______________________________________________________________

«Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, вступающих в брак, и если они не достигли брачного возраста».

«Между К. и Л. нет взаимного согласия, или они не достигли брачного возраста».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

 

d) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«В день, когда было обнаружено повреждение средств в сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был в неприязненных отношениях с бригадиром. На основании этих фактов Р. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении сигнализации».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«Сравнивая свидетельство о болезни и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «М», «3», «К» и цифр 7, 8, 9. В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и в частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр, следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П.».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

а) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Бутылкин — соучастник преступления».

 

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Скорее всего полные сборы обеспечивало участие в концертах известного зарубежного исполнителя».

 

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«В слове «мышление» ударение делается на втором слоге».

 

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Версия совершенного в гостинице преступления, которую предложил инспектор Лосев, в процессе расследования не подтвердилась».

b) «Человеку свойственно ошибаться».

 

b) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами)».

 

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Некоторые  органы государственной  власти имеют право издавать законы».

«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции».

 

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Каждое уголовное дело имеет свои особенности».

«Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют».

 

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Н. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности».



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика