Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:23 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 Разность х2 и у3. 2 х – самый первый чемпион мира по биатлону. 3 Правильная дробь у больше дроби 213 Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Мастер спорта. 2 Студент. 3 Спортсмен. 4 Преподаватель. 5 Футболист. 6 Декан. 7 Красивая девушка. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Доктор. 2 Метро. 3 Художник. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Море. 2 Композитор. 3 Валюта. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Добрый. 2 Молодой. 3 Активный. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, корова, дикое животное. 2 Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Каждое время года имеет свое название. 2 Судьи независимы и подчиняются только закону. 3 Каждое государство имеет свою конституцию. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Коллекция почтовых марок была уникальна. 2 Родственные отношения обязывают. 3 Безбилетный пассажир должен выйти на следующей остановке. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Молодежная организация – экологическая организация. 2 Опера – опера П.И. Чайковского «Орлеанская дева». 3 Закрытая книга – неоткрывавшаяся книга. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Доктор наук. 2 Справедливость. 3 Каратэ. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Время года. 2 Автомобиль. 3 Оценка. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество. 2 Слон – большое африканское животное. 3 Железные дороги – средство общения людей между собой. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство. 2 Кокаин – ядовитое вещество, добываемое из тропического растения. 3 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную. 2 Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих. 3 Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Спортсмен. 2 Тренер. 3 Вид спорта. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Некоторые студенты являются спортсменами. 2 Русские завоевали треть медалей на Олимпийских играх в Лондоне. 3 Ни один студент не горит желанием делать контрольную по логике. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Ни один студент нашей группы не имеет задолженности по логике. 2 Все занятые нашей командой места были призовыми. 3 Ни один судья не поставил высокой оценки. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Майкл Фелпс – выдающийся пловец. 2 Некоторые студенты не понимают логику. 3 Россия является страной, завоевавшей медали на последней Олимпиаде. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно то, что все спортсмены – олимпийские чемпионы; значит ложно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы. 2 Истинно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы; значит, истинно то, что некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами. 3 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Некоторые институты не являются физкультурными. 2 Все студенты жизнерадостны. 3 Любое нарушение правил остается безнаказанным. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Ни один спортсмен не желает проиграть. 2 Каждый студент способен списать. 3 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Если Х знает Y, то Y знает Х. 2 Если Х не знает Y, то Y знает Х. 3 Если Y не знает Х, то Х не знает Y. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Некоторые студенты являются курящими людьми. 2 Некоторые единоборцы не являются «ударниками». 3 Все преподаватели являются справедливыми. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Некоторые кошки черные. 2 Ни один волк не травоядное. 3 Все машины дорогие. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Все тараканы – насекомые, следовательно… 2 Некоторые медведи не являются хищниками – значит … 3 Кошка – это лев на службе человека – значит… Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Ничто не заставит спортсмена «опустить руки». 2 Ни один спортсмен не сдаётся. 3 Всякий спорт – благо. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Такса; собака; домашнее животное. 2 Аборигены; амулет; современные женщины. 3 Порядочный человек; друг; лицемер. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Все королевы красоты имеют длинные волосы. Иван – имеет длинные волосы. Значит, Иван – королева красоты. 2 Некоторые нездоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силен. Значит, некоторые прожорливые люди не сильны. 3 Все студенты нашей группы успешно сдали экзамены. Иван успешно сдал экзамен. Значит, Иван – студент нашей группы. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эта бутылка лопнула. Значит… 2 Если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал. Значит… 3 Если бензин дорожает, то цены на продукты растут. Цены на продукты не выросли. Ясно, что… Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если я не решу экзаменационную задачу, то у меня не будет стипендии. 2 Кто много читает, тот много знает. 3 Если человек богат, то он счастлив. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван не может участвовать в выборах, так как ему нет восемнадцати лет. 2 Воспитание – великое дело: им решается участь человека. 3 «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав». | |