ВолгГТУ, деловое общение в профессиональной деятельности (контрольная работа)
05.03.2018, 13:01

Таблица 1

Определение номера варианта контрольной работы

Первая буква фамилии

студента

Последняя цифра номера зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А,Ж,Н,У,Щ

7

22

11

5

14

30

16

6

23

15

Б,З,О,Ф,Э

25

1

20

27

29

10

2

26

12

9

В,И,П,Х,Ю

10

17

9

13

19

24

22

14

5

27

Г,К,Р,Ц,Я

21

12

4

18

6

17

7

30

18

21

Д,Л,С,Ч

3

8

28

2

23

4

28

1

29

3

Е,М,Т,Ш

16

24

15

26

11

20

13

25

8

19

Контрольная работа должна состоять из следующих разделов (с указанием их примерного объема): титульный лист (1 стр.); содержание (1 стр.); введение (1–2 стр.); основная часть, состоящая из глав, параграфов (10–15 стр.); заключение (1–2 стр.); практическое задание (1–5 стр.); список использованной литературы (1–2 стр.); приложения (при необходимости).

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема № 1. Биологический фундамент личности

План работы:

Введение.

1. Типология темперамента.

2. Роль темперамента в профессиональной деятельности.

Заключение.

Методические советы

В введении следует дать определение понятия темперамента как биологического фундамента, на котором формируется личность. Определите место темперамента в структуре личности.

В первом вопросе дайте общее понятие темперамента. Рассмотрите различные типологии темперамента в историческом аспекте: от теории Гиппократа (четыре типа темперамента на основе преобладания определенной жидкости в организме) до теории И. П. Павлова (зависимость темперамента от типа нервной системы) и К. Юнга (экстраверсия и интроверсия). Дайте характеристику основных классических типов темперамента. Проиллюстрируйте эмпирические данные.

Во втором вопросе рассмотрите связь продуктивности работы человека с особенностями его темперамента. Приведите рекомендации психологов по выбору деятельности человека с учетом его психофизиологических характеристик.

В заключении приведите основные выводы по работе, основанные на связи темперамента человека и его профессиональной деятельности.

Практическое задание

Проведите анализ своего темперамента, используя психологический тест, созданный английским психологом Г. Айзенком (Приложение 3). Данный тест позволяет выявить тип темперамента человека, уровень его психологической совместимости с другими типами, степень экстраили интроверсии, уровень нейротизма (эмоциональной стабильности). Эти характеристики, рассматриваемые в совокупности, существенно влияют на профессиональную деятельность человека. Сделайте соответствующие выводы.

 

Тема № 2. Характер личности

План работы:

Введение.

1. Структура характера.

2. Взаимоотношение характера и темперамента.

3. Формирование характера и пути его воспитания.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия характера личности. Определите место характера в структуре личности.

В первом вопросе необходимо дать характеристику структуры характера человека, привести классификацию черт характера. Рассмотрите акцентуацию характера – более выраженное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Опишите наиболее яркие типы характера (национальные, профессиональные, возрастные).

Во втором вопросе следует описать взаимоотношение характера и темперамента, позиционируя темперамент как природную основу характера.

В третьем вопросе опишите поэтапно процесс воспитания характера, необходимые условия формирования мировоззрения, убеждений и идеалов. Сформулируйте основные закономерности воспитания и самовоспитания характера.

В заключении сделайте выводы о важности знания характера человека, которое позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и корректировать его ожидаемые действия и поступки, в том числе в профессиональной деятельности.

Практическое задание

Проанализируйте силу вашего характера, используя психологический тест (Приложение 4). Приведите примеры проявления силы (или слабости) вашего характера в вашей профессиональной деятельности.

 

Тема № 3. Способности личности

План работы:

Введение.

1. Понятие способностей, их классификация.

2. Иерархия способностей.

3. Способность и деятельность.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия способности личности. Определите место способностей в структуре личности.

В первом вопросе дается общая характеристика способностей: условия проявления и развития способностей, соотношение способностей и знаний, умений и навыков в деятельности, задатки как природная предпосылка способностей, классификация способностей.

Во втором вопросе рассматривается динамическая иерархия способностей, выделяя одаренность, специальную одаренность, талант и гениальность человека.

В третьем вопросе рассматривается связь способностей с успешной деятельностью. Приводятся данные о возможности компенсации способностей другими индивидуально-психологическими свойствами личности.

В заключении оцените роль способностей в вашей будущей профессиональной деятельности.

Практическое задание

Оцените вашу потенциальную способность быть предпринимателем, используя психологический тест, приведенный в Приложении 5. Сделайте выводы о возможности реализации ваших способностей в профессиональной деятельности.

 

Тема № 4. Эмоциональная сфера личности

План работы:

Введение.

1. Понятие эмоций и их характеристика.

2. Основные эмоциональные состояния личности.

Заключение.

Методические советы

В введении определите место эмоций в структуре личности. Обоснуйте актуальность изучения эмоциональной сферы личности, отражающей личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

В первом вопросе дайте определение понятия «эмоции». Охарактеризуйте функции и виды эмоций в зависимости от характера переживаний, влияния на деятельность человека, специфики и особой окрашенности переживаний.

Во втором вопросе рассмотрите основные эмоциональные состояния личности, к которым относятся: настроение, аффект, стресс, страсть и чувство. Характеристика эмоциональных состояний включает рекомендации психологов для их психологической коррекции.

В заключении сделайте общие выводы о возможности управления эмоциональными состояниями, которые служат препятствием для эффективной профессиональной деятельности.

Практическое задание

Проанализируйте свое эмоциональное состояние (уровень реактивной и личной тревожности), используя психологический тест (Приложение 6). Сделайте выводы о соответствии характеристик вашей эмоциональной сферы требованиям вашей профессии.

 

Тема № 5. Волевая сфера личности

План работы:

Введение.

1. Структура волевого действия.

2. Волевые качества человека.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия воли как свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

В первом вопросе приведите признаки волевого акта, проанализируйте процесс волевого действия, состоящий из четырех фаз: возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьбы мотивов, принятие решения, исполнение. Рассмотрите неволевые действия человека.

Во втором вопросе приведите описание волевых качеств, к которым относятся целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность и др.

В заключении сделайте выводы о значимости волевых качеств человека в профессиональной деятельности.

Практическое задание

Оцените свою силу воли, используя психологический тест (Приложение 7). Сделайте выводы об использовании психологических особенностей вашей личности в профессиональной деятельности.

 

Тема № 6. Мотивационная сфера личности

План работы:

Введение.

1. Понятия мотива и мотивации деятельности.

2. Теории мотивации.

3. Мотивы и стимулирование в трудовой деятельности.

Заключение.

Методические советы

В введении оцените значимость мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности специалиста. Определите место мотивации в структуре личности.

В первом вопросе дайте определение понятий мотива и мотивации деятельности. Рассмотрите мотивационную сферу личности: ее структуру, классификацию потребностей человека, свойства мотивационной сферы.

Во втором вопросе приведите содержание основных теорий мотивации, включая содержательные (концепция иерархии мотивов А.Маслоу, концепция мотивации Д. МакКлелланда) и процессуальные (теория ожидания, теория справедливости, теория трудовых инвестиций) теории мотивации.

В третьем вопросе рассмотрите мотивы и процесс стимулирования в профессиональной деятельности, его соответствие мотивационным типам работников.

В заключении сделайте общие выводы о значимости мотивации и о современной системе стимулирования в профессиональной деятельности.

Практическое задание

Приведите описание системы стимулирования труда, применяемой в вашей профессиональной деятельности.

 

Тема № 7. Психические состояния в профессиональной деятельности

План работы:

Введение.

1. Классификация психических состояний.

2. Характеристика основных психических состояний.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия «психическое состояние». Раскройте роль психических состояний работника в его профессиональной деятельности.

В первом вопросе приведите классификации психических состояний по признаку длительности, по ведущему компоненту, по степени напряжения их общего тонуса, по степени активной деятельности сознания, по доминирующим в их структуре свойствам и т. д.

Во втором вопросе охарактеризуйте основные психические состояния работников, включая состояние психологической готовности (заинтересованности) к деятельности, состояния психической напряженности (операционное, эмоциональное), состояние утомления, монотонности и др.

В заключении сделайте выводы о возможности регулирования психических состояний работников трудового коллектива.

Практическое задание

Приведите знакомые вам профессиональные ситуации, в которых участникам необходимы знания о психологических состояниях работников.

 

Тема № 8. Условия труда и психические состояния человека

План работы:

Введение.

1. Условия труда и пути регулирования психическими состояниями работников.

2. Методы оценки психических состояний человека.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия «психическое состояние». Раскройте роль психических состояний работника в его профессиональной деятельности.

В первом вопросе охарактеризуйте различные факторы физической и социальной среды в профессиональной деятельности, влияющие на психологические состояния работников, в том числе экстремальные условия труда. Опишите возможные пути их корректирования, включая индивидуализацию условий труда.

Во втором вопросе приведите методы оценки психических состояний человека, применяемых для оценки адекватности условий труда характеру деятельности.

В заключении сделайте выводы о регулировании условий труда как фактора успешности профессиональной деятельности.

Практическое задание

Приведите описание условий вашей профессиональной деятельности и их влияние на психические состояния работников.

 

Тема № 9. Формирование социально-психологического климата в коллективе

План работы:

Введение.

1. Характеристика социальной группы.

2. Формирование социально-психологического климата в коллективе.

Заключение.

Методические советы

В введении обоснуйте актуальность проблемы группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения.

В первом вопросе необходимо привести основные признаки социальной группы, ее структурную организацию, типологию групп по различным признакам, основные стадии развития социальной группы. Следует рассмотреть групповые процессы, межличностные отношения, их форму, влияние на личность и на обстановку в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений членов группы.

Во втором вопросе охарактеризуйте понятие социально-психологического климата, определяющие его параметры, возможные пути управления.

В заключении сделайте вывод о перспективах управления социальнопсихологическим климатом в трудовом коллективе.

Практическое задание

Проанализируйте психологический климат группы сотрудников в вашей профессиональной деятельности, используя карту-схему (Приложение 8). Рассмотрите возможные способы улучшения психологического климата в вашей группе.

 

Тема № 10. Стресс и поведение личности в профессиональной деятельности

План работы:

Введение.

1. Характеристика стресса в профессиональной деятельности.

2. Управление стрессом.

Заключение.

Методические советы

В введении работы следует обосновать роль стресса в профессиональной деятельности.

В первом вопросе дается определение стрессу и приводится его подробная характеристика, включая причины возникновения стресса, виды стресса, признаки его проявления, основные стадии развития стрессового состояния, последствия.

Во втором вопросе нужно рассмотреть методы управления стрессом для достижения его низкого уровня (правила саморегуляции) и защиты от него, применяемые в профессиональной деятельности.

В заключении делается вывод о перспективах снижения уровня стресса в профессиональной деятельности.

Практическое задание

Перечислите признаки вашего стрессового напряжения. Предложите способы, которые помогут снизить данное напряжение.

 

Тема № 11. Профессиональная деформация личности

План работы:

Введение.

1. Понятие и характеристика профессиональной деформации.

2. Основные проявления профессиональной деформации.

Заключение.

Методические советы

В введении расскажите о месте профессиональной деформации в процессе профессионального становления личности, обоснуйте актуальность изучения этого вопроса.

В первом вопросе дайте понятие профессиональной деформации, приведите причины ее возникновения.

Во втором вопросе рассматриваются проявления профессиональной деформации, стадии ее развития. Приведите специфические проявления профессиональной деформации работников вашей специальности. Необходимо также привести мероприятия профилактики профессиональной деформации.

В заключении следует сделать выводы о перспективах разработки комплекса предупредительных мероприятий, снижающих вероятность развития профессиональной деформации в вашей профессии.

Практическое задание

Приведите примеры профессиональной деформации личности в вашей профессиональной деятельности.

 

Тема № 12. Барьеры делового общения

План работы:

Введение.

1. Коммуникативные барьеры.

2. Барьеры взаимодействия.

3. Барьеры восприятия и понимания.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия барьеров в деловом общении, раскройте важность их преодоления для повышения эффективности делового общения.

В первом вопросе опишите разновидности коммуникативных барьеров, связанных с искажением поступающей к партнеру информации.

Во втором вопросе следует рассмотреть личностно-психологические барьеры взаимодействия, которые могут определяться эмоциями, характером человека, разной системой ценностей, негативными установками друг против друга и др.

В третьем вопросе приведите описание ошибок при формировании первого впечатления партнера общения, а также барьеры непонимания, социально-культурного различия, отношения и др.

При описании барьеров обратите внимание на рекомендации психологов по преодолению данных барьеров в деловом общении.

В заключении сделайте выводы о возможности преодоления барьеров общения и достижения эффективности делового общения.

Практическое задание

Приведите примеры коммуникативных барьеров (из литературных произведений или Вашей практики) и опишите возможные способы их преодоления.

 

Тема № 13. Национально-культурные особенности делового общения

План работы:

Введение.

1. Особенности делового общения представителей иностранных государств.

2. Особенности делового общения носителей русской культуры.

Заключение.

Методические советы

В введении назовите проблемы национальных отношений. Покажите место и роль учета национально-культурных особенностей партнеров для повышения эффективности делового общения, решения проблем национальных отношений.

В первом вопросе расскажите о национальных различиях деловой коммуникации представителей разных стран, включая США, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Голландию, Японию, Китай, Турцию и др. Должны рассматриваться различия речевого, невербального поведения представителями разных культур. Опишите, какова роль переводчика при проведении встреч и налаживании доверительных отношений с партнерами.

Во втором вопросе опишите особенности русского характера и ведения деловых переговоров представителями отечественных предприятий и организаций.

В заключении сделайте выводы о перспективах успешности деловых переговоров представителями разных стран.

Практическое задание

Опишите особенности общения представителей вашей национальности. Характерно ли это для вашего общения?

 

Тема № 14. Коммуникативная сторона общения

План работы:

Введение.

1. Структура коммуникации.

2. Коммуникативные барьеры общения.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятию коммуникативной стороны общения.

Первый вопрос посвящен характеристике структуры коммуникации как процесса обмена информацией, включая кодирование и декодирование информации, каналы передачи информации, обратную связь и т. д.

Во втором вопросе дайте определение понятию эффективности коммуникации, опишите различные виды коммуникативных барьеров, приводящих к искажению поступающей к партнеру информации.

В заключении приведите рекомендации психологов для повышения эффективности коммуникации.

Практическое задание

Ознакомьтесь с приведенными в таблице ситуациями при общении. Приведите вопросы, которые Вы зададите вашему партнеру по общению при установлении обратной связи.

Ситуация

Примерные вопросы

1. Один из партнеров употребил какое-то незнакомое выражение или термин

 

2. Говорящий уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую вы от него ждете

 

3. Партнер словно зацикливается, постоянно повторяя одно и то же. Вам же надо продвигаться дальше

 

4. Партнер только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить

 

5. Вам хотелось бы узнать мнение партнера о том, что вами было высказано

 

6. Невербальное поведение партнера подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения

 

7. Было высказано несколько положений, и вы хотите привлечь к ним внимание

 

8. Партнер не согласился с частью из сказанного вами, и вы хотите уточнить причину этого неприятия

 

9. Партнер сделал общее утверждение относительно обсуждаемого вопроса, и вы хотите поговорить об этом более конкретно

 

10. Вы сказали о некоторых преимуществах обсуждаемой идеи и хотите установить обратную связь с партнером

 

 

Тема № 15. Интерактивная сторона общения

План работы:

Введение.

1. Компоненты процесса взаимодействия.

2. Позиции в деловом общении.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятию интерактивной стороны общения.

В первом вопросе опишите компоненты процесса взаимодействия партнеров, включая способы воздействия партнеров друг на друга, результаты взаимовлияния, эффективные механизмы, обеспечивающие формирование конструктивного взаимодействия в организации. Раскройте понятия совместимости и срабатываемости членов коллектива.

Во втором вопросе дайте характеристику трех позиций в деловом общении в русле трансактного анализа Э. Берна, рассмотрите виды трансакций.

В заключении сделайте выводы об эффективности взаимодействия членов трудового коллектива.

Практическое задание

Проанализируйте приведенные ниже правила, сформулированные в книгах Дейла Карнеги. Соблюдая их, человек может воздействовать на людей, не оскорбляя их ни не вызывая у них чувства обиды.

1. Перед тем, как сделать человеку замечание, похвалите его и искренне признайте его достоинства.

2. Указывайте на ошибки других людей не прямо, а косвенно.

3. Перед тем, как критиковать человека, поговорите о собственных ошибках.

4. Вместо прямого приказания, задавайте человеку вопросы.

5. Всегда давайте людям возможность спасти свой престиж.

6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете. Для этого надо говорить человеку о том, что хочет он, и научить его, как ему получить желаемое.

Приведите примеры знакомых вам ситуаций, демонстрирующих поведение в соответствии с данными правилами и с их нарушениями.

 

Тема № 16. Перцептивная сторона общения

План работы:

Введение.

1. Характеристика процесса восприятия.

2. Ошибки восприятия.

3. Психологические приемы формирования аттракции.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятию перцептивной стороны общения.

В первом вопросе опишите процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения, основные механизмы взаимопонимания, основные источники информации.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть факторы (барьеры), которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

В третьем вопросе приведите психологические приемы формирования аттракции, с помощью которых можно расположить к себе собеседника.

В заключении оцените значение психологических приемов для повышения эффективности процессов восприятия и взаимопонимания собеседников.

Практическое задание

Проведите диагностику вашего главного типа восприятия (визуал, аудиал, кинестетик). Определите, насколько вы – приятный собеседник. Используйте для этого психологические тесты, приведенные в Приложении 9. Приведите примеры вашего собственного использования психологических приемов для произведения благоприятного впечатления на собеседников.

 

Тема № 17. Самоподача человека в общении

План работы:

Введение.

1. Психологические приемы формирования аттракции.

2. Управление восприятием партнера.

Заключение.

Методические советы

В введении следует дать определение самоподачи (самопредъявления, самопрезентации) в общении, обратить внимание на актуальность управления восприятием партнера.

В первом вопросе необходимо рассмотреть факторы (барьеры), которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

Во втором вопросе рассмотрите возможность управления восприятием партнера с помощью механизмов социального восприятия, включая самоподачу превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и др.

В заключении сделайте выводы о важной роли самоподачи в дружеских и деловых отношениях. При этом она может служить источником ошибок при восприятии другого человека.

Практическое задание

Составьте свое собственное резюме для устройства на работу, выступающее в роли письменной самопрезентации.

 

Тема № 18. Язык как главное средство общения

План работы:

Введение.

1. Язык как система знаков.

2. Культура речи человека.

Заключение.

Методические советы

В введении укажите на то, что главным средством общения является язык.

В первом вопросе дайте характеристику языка как системы знаков, речи человека. Опишите структуру речевого общения, речевые конструкты.

Во втором вопросе охарактеризуйте культуру речи человека, которая предполагает знание норм литературного языка, выразительность речи, которая достигается использованием разнообразных языковых средств и т. п.

В заключении сделайте выводы о важности культуры речи партнеров по деловому общению и взаимодействию.

Практическое задание

Проведите самооценку своего уровня общительности и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к речи современного образованного делового человека, сделайте самоанализ своей речи. Для этого используйте психологические тесты, приведенные в Приложении 10.

 

Тема № 19. Слушание в межличностном общении

План работы:

Введение.

1. Виды слушания.

2. Помехи эффективного слушания.

Заключение.

Методические советы

В введении отметьте, что эффективное слушание является важнейшим компонентом делового общения и эффективного взаимодействия.

В первом вопросе дайте определение понятий слышания, слушания, сосредоточения. Рассмотрите различные виды слушания: направленное критическое, эмпатическое, нерефлексивное, активное рефлексивное.

Во втором вопросе приведите помехи эффективного слушания и способы их преодоления.

В заключении сделайте выводы о контроле помехов слушания, совершенствовании навыков концентрации внимания, эмоциональном управлении собой.

Практическое задание

Приведите несколько конкретных примеров из вашего опыта общения (в том числе в профессиональной деятельности), когда требуется партнера слушать. Опишите, как его необходимо слушать.

 

Тема № 20. Паралингвистические и экстралингвистические особенности невербального общения

План работы:

Введение.

1. Общая характеристика невербальных средств общения.

2. Паралингвистическая знаковая системы.

3. Экстралингвистическая знаковая система.

Заключение.

Методические советы

В введении следует рассказать о роли и функциях невербальных средств общения.

В первом вопросе приведите краткую характеристику всех видов невербальных средств общения. Выделите и более подробно остановитесь на невербальных средствах общения, связанных с голосом человека.

Во втором вопросе приведите характеристику паралингвистической знаковой системы, определяющей выразительные качества голоса человека (громкость, высота, темп, тембр, пауза и т. п.).

В третьем вопросе следует остановиться на экстралингвистической знаковой системе – речевым звуковым явлениям, специфическим звукам, возникающим при общении.

Уделите внимание рекомендациям психологов по использованию голосовых невербальных средств общения, соответствующих культуре речи.

В заключении сделайте соответствующие выводы об использовании на практике голосовых средств общения.

Практическое задание

Проанализируйте, сопровождается ли ваша речь голосовыми невербальными средствами общения. Оцените свой уровень владения невербальными средствами общения, используя психологический тест в Приложении 11.

 

Тема № 21. Кинесические особенности невербального общения

План работы:

Введение.

1. Общая характеристика невербальных средств общения.

2. Зрительный контакт и выражение лица.

3. Жесты, позы. Заключение.

Методические советы

В введении следует рассказать о роли и функциях невербальных средств общения.

В первом вопросе приведите краткую характеристику всех видов невербальных средств общения. Выделите и более подробно остановитесь на кинесической знаковой системе, отвечающей за внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Во втором вопросе опишите зрительный контакт и выражение лица (мимику), которые являются наиболее выразительными средствами невербального общения.

В третьем вопросе рассмотрите жесты, как внешнее проявление внутреннего эмоционально психологического состояния человека, и позы, указывающие на изменение отношений между партнерами.

Уделите внимание рекомендациям психологов по использованию невербальных средств общения при публичном выступлении.

В заключении сделайте соответствующие выводы об успешности использования кинесических невербальных средств общения.

Практическое задание

Опишите кинесические особенности невербального общения  людей  на каждой из предложенных ниже картинок (см. рисунок).

Кинесические особенности невербального общения

 

Тема № 22. Такесические и проксемические особенности невербального общения

План работы:

Введение.

1. Общая характеристика невербальных средств общения.

2. Такесическая знаковая система.

3. Проксемическая знаковая система.

Заключение.

Методические советы

В введении следует рассказать о роли и функциях средств общения.

В первом вопросе приведите краткую характеристику всех видов невербальных средств общения. Выделите и более подробно остановитесь на такесических и проксемических знаковых системах.

Во втором вопросе рассмотрите разнообразные прикосновения людей – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятья, используемые при общении, а также рекомендации по их использованию в различных ситуациях делового общения.

В третьем вопросе охарактеризуйте закономерности пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

В заключении сделайте соответствующие выводы об успешности использования в профессиональной деятельности такесических и проксемических средств общения.

Практическое задание

Американские психологи Дж. Эднигер и М. Паттерсон провели эксперимент.

В огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим – нет. Монетка была получена в 51 % случаев прикосновения; и только у 29 % тех, кого просили без прикосновения (возраст и пол роли не играли).

В другом подобном же эксперименте в читальном зале университетской библиотеки девушка, выдающая книги, как бы невзначай прикасалась к одним посетителям (без учета пола, возраста, расы, статуса и т. д.) и не трогала других. В тот же день всех побывавших в читальном зале под видом социологического опроса проанкетировали – в анкете нужно было оценить сотрудников библиотеки по ряду параметров (деловым качествам, интеллектуальным возможностям, доброжелательности, внешним данным и т.п.). Тем, до кого она дотрагивалась, библиотекарша показалась более красивой, доброй, а также она показалась им более умной и профессионально пригодной.

Объясните данный феномен.

 

Тема № 23. Диалогические формы делового общения

План работы:

Введение.

1. Формы индивидуального делового общения.

2. Формы группового делового общения.

Заключение.

Методические советы

В введении следует указать, что конкретные формы делового общения в профессиональной деятельности весьма разнообразны. Наиболее распространены диалогические формы делового общения.

В первом вопросе дайте характеристику таким формам индивидуального делового общения, как деловой разговор, деловая беседа (в том числе, деловая беседа по телефону) и др.

Во втором вопросе нужно описать такие формы группового общения, как деловые совещания (собрания, конференции), деловые переговоры и др.

Давая характеристику различным формам делового общения, следует приводить психологические аспекты протекания данных процессов общения, рекомендации специалистов.

В заключении следует сделать выводы об условиях достижения эффективности проведения всех форм делового общения.

Практическое задание

Дайте краткую характеристику всем диалогическим формам делового общения в вашей профессиональной деятельности.

 

Тема № 24. Спор как специфический жанр деловой коммуникации

План работы:

Введение.

1. Классификация споров.

2. Психологические, нравственные и этические аспекты проведения спора.

3. Дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия «спор», его место в различных формах делового общения.

В первом вопросе приведите классификацию споров по различным признакам.

Во втором вопросе рассмотрите психологические, нравственные и этические аспекты проведения спора, отражающие культуру проведения споров, которая обеспечивает успешное их завершение. Опишите позиции и поведение его участников, их индивидуальные особенности, выдержку и самообладание, уважительное отношение к оппоненту и т. д.

В третьем вопросе приведите характеристику разновидностей спора, к которым относятся: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

В заключении сделайте выводы о конструктивных результатах завершения споров в деловом общении.

Практическое задание

Познакомьтесь с высказыванием американского президента А. Линкольна.

Однажды он отчитал молодого офицера за то, что тот вступил в жаркий спор со своим сослуживцем. «Ни один человек, который решил действительно преуспеть в жизни, – внушал Линкольн, – не должен, тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание. Уступайте в крупных вопросах, если чувствуете, что и вы, и ваш собеседник по-своему правы, и уступайте в более мелких вещах, даже наверняка зная, что правы только вы. Лучше уступить дорогу собаке, чем допустить, чтобы она укусила вас. Даже убийство собаки не вылечит укуса...».

Как Вы думаете, на чем основывается этот совет всячески избегать споров? Действительно ли победа в споре, если даже она достигается, оказывается бесполезной? Проанализируйте.

 

Тема № 25. Психологические приемы убеждения в споре

План работы:

Введение.

1. Классификация споров.

2. Психологические приемы убеждения в споре.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия «спор», его место в различных формах делового общения.

В первом вопросе приведите общую характеристику спора, классификацию споров по различным признакам.

Во втором вопросе рассмотрите психологические приемы убеждения в споре, включая приемы воздействия на участников спора, вопросы в споре и виды ответов, техника и тактика аргументирования, выслушивание партнера, нечестные приемы, позволительные и непозволительные уловки в споре, психологические, нравственные и этические аспекты проведения спора.

В заключении сделайте выводы о возможности достижения успешного завершения споров в деловом общении.

Практическое задание

Проанализируйте ваши умения убеждения в споре, приведите примеры. Можете оценить уверенность в себе, используя психологический тест (Приложение 12).

 

Тема № 26. Монологические формы делового общения

План работы:

Введение.

1. Формы монологической деловой речи.

2. Правила устной публичной речи.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение монолога и укажите его роль в деловом общении в профессиональной деятельности.

В первом вопросе охарактеризуйте различные формы монологической речи, например, отчета, доклада и сообщения на совещании (собрании, конференции), презентационная, торжественная речь, вступительное слово и др.

Во втором вопросе опишите правила подготовки и произнесения устной публичной речи, а именно, выбор темы выступления, определение его структуры, рекомендации по поводу поведения во время выступления с публичной речью, управлением вниманием аудитории и т. д.

В заключении сделайте выводы об успешности публичного выступления в профессиональной деятельности.

Практическое задание

Подготовьте пятиминутную речь для абитуриентов, призывающую их поступать на ваш факультет (специальность).

 

Тема № 27. Письменная коммуникация

План работы:

Введение.

1. Общие требования к письменным коммуникациям.

2. Виды письменной коммуникации.

Заключение.

Методические советы

В введении следует раскрыть роль письменной коммуникации в профессиональной деятельности, назовите их виды.

В первом вопросе рассмотрите общие требования к письменным коммуникациям, которые делают их эффективными. К характерным особенностям служебной переписки относятся тактичность, персональность, позитивность, цельность, связность, краткость, удобочитаемость и т. д.

Во втором вопросе приведите классификацию и охарактеризуйте различные виды документов, в том числе личные деловые бумаги, организационно-распорядительных, информационно-справочных, финансовых и учетных документов и официальных писем. Приведите правила осуществления электронной деловой коммуникации.

В заключении сделайте выводы об успешности осуществления письменной коммуникации в профессиональной деятельности.

Практическое задание

Составьте свое собственное резюме с учетом своего реального опыта и навыков.

Проанализируйте две, имеющиеся у вас визитные карточки, с точки зрения правильности и корректности оформления. Визитки, анализ которых Вы проводили, приложите к контрольной работе.

 

Тема № 28. Управление конфликтами в профессиональной деятельности

План работы:

Введение.

1. Понятие и характеристика конфликта.

2. Управление конфликтом в профессиональной деятельности.

Заключение.

Методические советы

В введении обоснуйте актуальность рассматриваемой темы, место конфликта в профессиональной деятельности.

В первом вопросе раскройте понятие конфликта, его формулу, опишите причины возникновения конфликтов в профессиональной деятельности, приведите классификацию конфликтов.

Во втором вопросе следует охарактеризовать процесс развития конфликта и методы его управления в профессиональной деятельности.

В заключении сделайте выводы о современных тенденциях в управлении конфликтами в организациях.

Практическое задание

Прочитайте описанные ниже ситуации профессиональной деятельности.

Ответьте на вопросы, сформулированные в конце, и обоснуйте свой ответ.

1. На сегодняшнее утро Вы для беседы вызвали подчиненного, который часто опаздывает на работу. Вы по стечению обстоятельств задержались дома и пришли на работу с опозданием. Подчиненный ждет Вас. Как Вы поведете себя?

2. К Вам пришел рабочий с просьбой отпустить его с работы на день. Вы спрашиваете о цели. Оказывается, он хочет использовать этот день на поиски другого места работы. Его уход лишит ваш участок очень нужного и квалифицированного специалиста. Как бы Вы отреагировали на просьбу рабочего?

3. Вы – руководитель семинара. Один из слушателей говорит: «Все, что Вы сейчас рассказывали, не имеет отношения к практике, оторвано от жизни». Что Вы ответите?

4. Идет собрание. Слова одного из подчиненных явно приятны Вам. Он хвалит Ваши организаторские способности, хватку, умение воодушевлять людей и т. д. При этом он приводит конкретные примеры. Как Вы будете реагировать на это выступление в своем заключительном слове?

 

Тема № 29. Деловой этикет в профессиональной деятельности

План работы:

Введение.

1. Этикетные требования к внешнему облику сотрудника.

2. Этикетные требования к поведению в традиционных ситуациях делового общения.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение понятия этикета и его разновидности – делового этикета в профессиональной деятельности.

В первом вопросе рассмотрите этикетные требования к внешнему облику делового человека, дресс-код на предприятиях, в организациях.

Во втором вопросе приведите описание процедур приветствия, представления и обращения в деловом общении, поведения при собеседовании при приеме на работу, этикет первых дней работы и в других традиционных ситуациях делового общения.

В заключении сделайте выводы о важности соблюдения правил делового этикета в профессиональной деятельности.

Практическое задание

Сформулируйте свой кодекс этического поведения инженера.

 

Тема № 30. Имидж делового человека

План работы:

Введение.

1. Внешний вид.

2. Модели поведения.

Заключение.

Методические советы

В введении дайте определение имиджа делового человека, отметьте его значение при деловом общении.

Далее рассмотрите составляющие имиджа делового человека.

В первом вопросе приведите описание внешнего вида человека, который формирует благоприятное впечатление на собеседников. Во-первых, здесь следует рассмотреть телесный имидж человека, связанный с его лицом, взглядом, телесной конституцией, осанкой, походкой и др. Во-вторых, проанализируйте выбор одежды, макияж и др.

Во втором вопросе рассмотрите модели поведения человека, тактику общения.

В заключении сделайте выводы об успешности работы человека над собственным имиджем в профессиональной деятельности.

Практическое задание

Проанализируйте собственный имидж делового человека:

– по внешней составляющей имиджа (внешность, манеры, походка, речь, жесты, голос, мимика, одежда, прическа, то есть степень владения базовыми этикетными формами и соблюдение определенного дресс-кода в общем виде);

– внутренней составляющей имиджа (интеллект, способ мышления, профессионализм, цели и средства, эрудиция, идеи, интересы);

– процессуальной составляющей имиджа (темперамент, формы общения, энергичность, эмоциональность);

– ядру имиджа (легенда, позиции, установки).

В качестве опоры воспользуйтесь тестом «Ваш имидж», приведенном в Приложении 13. В конце работы сделайте вывод о соответствии собственного имиджа Вашему представлению об идеальном имидже делового человека (в соответствии с вашей сферой деятельности).





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика