ЗабГУ, культура речи и деловое общение (контрольная работа, варианты 1-10)
Узнать стоимость этой работы
27.09.2016, 14:18

ВАРИАНТ  № 1.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Уже древнегреческие мыслители видели что помимо общего в том масштабе в каком его постигают “частные науки” есть общее и большего масштаба а именно в отдельности для каждой из трех основных областей действительности природы человеческого общества сознания. Но существует и всеобщее которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа необходимость случайность причинность связь время и т.п. Таким образом структурное поле общего включает в себя конкретно- общее (компетенция отдельных наук) наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация уставный капитал которой разделен на доли определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам учредителям.

В. Можно ли давать урок если нет классной комнаты Сдавать экзамен без зачетки в кармане Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования Вот Джо Мартин например так не думает Ему 41 год он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса и в то же время студент университета Дьюка во время перерыва на обед или вечером когда жена мистера Мартина уже спит Джо садится за клавиатуру компьютера входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте которое ему обозначил профессор стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

Задание 2.

Вместо звездочек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

По приглашению друзей мне *** (довестись, посчастливиться, прийтись, удасться) ***(побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.

Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, *** (необходимо, нужно, требоваться) *** (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и  *** (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них  *** (жить, обитать, проживать) до трети населения.

Было *** (наглядно, предметно)   ***  (показан, продемонстрирован), что комплексное ***  (использование, применение) технических средств на *** (занятия, уроки)    ***  (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно)   ***  (повышать, увеличивать)    *** (отдача, продуктивность, производительность, эффективность)   ***  работа, труд) педагога.

Задание 3.

Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов.

Контингент студентов растет, и надо сказать еще об одном симптоме этого факта.

Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил CS First Boston. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства.

Двадцать лет своей автобиографии он посвятил выведению новых сортов земляники.

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

Так мы и живем: семь в одной комнате.

Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.

Задание 5.

Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля.

Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки.

От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали - бегало - бегал), но это следы одного дикого зверя.

Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

 

ВАРИАНТ  № 2.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером На его экране они видят то что хотят а не то что им навязывает общество в образе телевизора молочного магазина или родного института Одна из самых любимых фишек молодежи хакерство Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты курсовики дипломные работы Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти зато сколько кайфа И еще В мире компьютерных грез никто не задает вопросов типа А какая идея тебе близка

Б. Дополнительное предположение о том что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию необходимо для того чтобы предметом анализа было устойчивое а значит оптимальное для всех состояние когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников Проверить соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности обычно невозможно поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна

В. При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие ее документы транспортный документ а в соответствующих случаях и коммерческий акт составленный органами транспорта рекламационный акт составленный с участием представителя Стороны получающей товар либо официальной контрольной организации или другой компетентной незаинтересованной организации Стороны получающей товар

Задание 2.

Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла.

Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены   далеко от железных дорог.

С изумлением   мы узнавали свою группу крови.

До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет  дорогое топливо в значительных размерах.

Это препятствие нелегко одолеть.

Задание 3.

Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

Доверительные трастовые операции широко развиты за рубежом. Потребность в трастовых услугах, которые гарантируют целостность ваших сбережений, в России возникла в связи с накоплением отдельными гражданами и организациями значительных финансовых ресурсов и необходимостью умело распорядиться этими средствами.

Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества.

Эксклюзивные скидки.

Вместе с руководителем пресс-службы Игорем Игнатьевым мы придумали имидж комнаты для брифингов, появилась стойка, эмблема, создан свой телерадиокомплекс.

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят.

Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно.

Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.

Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

Задание 5.

Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией.

Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными.

Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию.

“Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году.

Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло.

 

ВАРИАНТ  № 3.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета счета Клиента открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются.

Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.

Б. Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил Техника профессионального карманника которая стала настоящим бестселлером в США Еще бы ведь в Нью-Йорке ежегодно от щипачей страдает полмиллиона людей Автор утверждает что карманное воровство не только простое и выгодное но также и достаточно безопасное занятие в России этот вид кражи относится к разряду трудно раскрываемых преступлений Тем не менее милиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах сумках кошельках Уголовный кодекс РФ не либеральничает с преступниками В нем есть сто пятьдесят восьмая статья предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой до десяти лет

В. Наиболее бросающееся в глаза изменение научно-техничес-кого потенциала в России в ходе реформ это его резкое сокращение за счет падения государственного финансирования объемов работ и соответственно уменьшение числа занятых в сфере науки и научного обслуживания Сокращение это происходит неравномерно в разных секторах разных категориях работников разных специальностях но сам факт крупных кадровых потерь российской науки очевиден и наглядно демонстрируется данными статистики Вопрос не в доказательстве этого обстоятельства а в его оценке Мнения высказываемые по данному поводу разноречивы

Задание 2.

Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.

В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.

Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.

Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.

Это возможно только на основе всемерной механизации работ.

Задание 3.

Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

Несмотря на затянувшиеся экономические и финансовые трудности, настроение у Славы весеннее. На днях он с триумфом выступил на открытии международной выставки “Премьера коллекции” в Манеже. От души поздравляем первого российского кутюрье.

Реклама: “АЛТЕКО” нужен дистрибьютер (заинтересованных просим обращаться на английском языке).

Кафе, бистро, как и ателье разного профиля, должны функционировать по субботам.

Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны...

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.

Над этой темой работают пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании.

Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям.

Вера оказалась в преглупейшем положении.

Задание 5.

Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.

Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок.

Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.

Студент или студентка должна прийти за справкой?

 

ВАРИАНТ  № 4.

Задание 1.

Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Итак в действительности видимое положение звезды оказывается смещенным относительно истинного на некоторый угол Вектор скорости Земли все время поворачивается в плоскости орбиты вследствие чего ось телескопа тоже поворачивается описывая конус вокруг истинного направления на звезду Соответственно видимое положение звезды на небесной сфере описывает окружность Если направление на звезду образует с плоскостью земной орбиты угол отличный от прямого видимое положение звезды описывает эллипс Для звезды лежащей в плоскости орбиты эллипс превращается в прямую

Б. После подписания настоящего Контракта все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу Всякие изменения настоящего Контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами Все сообщения заявления и претензии связанные с исполнением настоящего Контракта или вытекающие из него должны направляться сторонами по указанным в Контракте адресам Ни одна из сторон Контракта не может передавать свои права и обязанности вытекающие из Контракта или в связи с ним третьим лицам без письменного на то согласия другой стороны

В. Сначала импрессионистов не признавали их живопись казалась слишком смелой и необычной над ними смеялись Никто не хотел покупать их картин и гениальные живописцы жили в бедности пребывая в безвестности не год и не два Однако ни бедность ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений Прошло много лет некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых когда наконец их искусство было признано Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров как Мане Ренуар Дега Истина оказалась сильнее предрассудков и ложных представлений Победила красота и вечно молодое неувядаемое неподвластное времени высокое искусство

Задание 2.

Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

Задание 3.

Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли они уместны? Исправьте предложения.

Не будем экстраполировать вопрос инфляции.

Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков.

По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.

Задание 4.

Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек.

Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие “вставки” в представление.

Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.

Задание 5.

Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

Ряд специалистов направлен…  на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан.

Установлен…   три новых рекорда по тяжелой атлетике.

Больше половины поступавших в институт был…  хорошо подготовлен… по всем предметам.

Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка.

Первые, кто приш…   на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

 

Вариант 5. Из истории русского языка.

Задание 1.

1.Происхождение русского языка.

2.Русский национальный язык ХVIII - XIX веков.

3.Русский язык советского периода и конца ХХ века.

Вопросы для контроля:

1. Какова роль М.В. Ломоносова в истории русского языка?

2. Почему А.С. Пушкина считают создателем современного русского литературного языка?

3. Каковы особенности русского языка советского периода?

4. Какие явления характерны для русского языка конца ХХ века ?

Задание 2.

Написать небольшой рассказ или описать ситуацию, в которой было бы уместно применить один из оборотов.

Готов сквозь землю провалиться;

смотреть сквозь пальцы;

куры не клюют.

Задание 3.

Дать определение архаизмам и историзмам.

Объяснить устаревшие слова, подобрать к ним современные синонимы.

Бунтарь, житие, рыбарь, пиит, возмездие, ланиты, выя, отрок, длань, уста, чело.

Со словами уста, чело записать несколько фразеологических оборотов.

Задание 4.

Тема: « Тире между подлежащим и сказуемым».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.     

Каждый человек загадка. Для труса и заяц волк. Охр  нять пр   роду значит охр  нять Родину. Возр  ст самого древнего поселения обнаружен  ого археологами восемь тысяч  лет. Стремит ся ( в ) перед вот цель жизни. Повелевать собою величайшая власть. Богатство вода: пришла и ушла. Хорошая книга точно беседа с умным человеком. Я самый обыкновенный ( ни, не ) чем (не ) примечательный человек. Ты человек и родина должна быть дорога тебе. Зло есть грубейшая форма (не)вежества. Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его храктер пр слушат ся к тому как он говорит. Вселять в людях надежду а (не) страх вот в чем секрет античных мудрецов. Древняя русская письмен  ость (не)и  черпаемая кладезь русского языка. Справедливость есть воплощ нное добро. Повелевать собою величайшая власть. (Не) быть смешным это (не) только умение себя вести но и признак ума. Равнодушие это паралич  души. Боец без шапки не боец. Безумство храбрых вот мудрость жизни. Расстояние (не) помеха для друзей. Каждая книга если она подл нно творческое произведение это событие в жизн  народа. Бывают ситуац и в которых лож  самый св той долг. Сочу ствие вызывает доверие а доверие это ключ  к сердцу. Хороший характер богатство на всю жизнь.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

К саться, пл вцы, щ голь, волч нок, раз езд, смерч , с ронизировать, пр колотить доску, шерст ной, связа ный, сначал .

 

Вариант 6. Структурные и коммуникативные свойства языка.

Задание 1.

1. Язык - знаковая система. Единицы языка: звук, морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); слово, фразеологическая единица; свободное словосочетание; предложение; текст.

2. Формы существования языка. Диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык.

3. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности. Письменная и устная формы книжной и разговорной речи.

Понятия и термины: коммуникация, система, знаковая система.

Вопросы для контроля:

1. В чем проявляется системность языка?

2. Какие функции выполняет язык?

3. Назовите формы существования языка.

4. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Задание 2.

Составьте рассуждение на одну из следующих тем :

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».

«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее...»                                                                                            

«Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

Задание 3.

Заменить следующие слова фразеологизмами.

Дремать, обидеться, поджечь, огорчиться, преувеличивать, обманывать, устыдиться, рассориться, не успеть, молчать, удивляться, спрятать, льстить, исчезнуть, перекусить.

Задание 4.

Тема: «Однородные члены предложения».

Упражнение .Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Здесь барство дикое без чувства без закона пр своило себе насильственной лозой и труд и собствен  ость и время земл дельца. Дробит    ся и плещ  т и брызж т волна мне в очи соленою влагой. Пр сядем   десь и дождик переждем. Море вечно и (не)умолкаемо шумит и плещ т И умелый ошибает  ся да скоро и правляется. (В)дали перед ним пестрели и цвели луга и нивы золотые. Ждать да догонять хуже нет. Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач  и едва уловимая слухами слышалась то справ    то слев  то (с)верху то (из) (под) земли.То(ли) от   радости то(ли) от (не)ожиданности лицо его запылало румянцем. Долго(ль) мне гулять по свету то в коляск  то верхом то в кибитк  то в карет  то в телеге то пешком? Люблю веселое ис кус тво природы цветы бабочек тр пические р стения вод  пады ф нтаны и бури.(Н )одного следа ни санного ни человеческого ни зверин ого (не) было видно.

Увидел он то(же) самое что видел и до (полу)дня р внину холмы небо лиловую даль. Ларра приходил в племя и пох щал скот девушек все что хотел. И эти люди и тени вокруг костра и далекая молния каждую минуту сверкавшая (в) дали все теперь предст  влялось ему (не)людимым и страшным. Березка солнце и Россия живут и вечно будут жить.

Изредк  показывает  ся какой(нибудь) зверь собака может быть гиена или шакал смотр т с сомнением и убегает. У него (не) было ни сил ни желания сживат ся с чужой жизнью и без этого по мнению Гарта счастье было (не) мыслимо.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

(Во) вторых, издавн , погл щать, если(бы), пр красный, боч нок, заг реть, аген ство, точно так(же), то (же) самое, пр старелый человек.

 

Вариант 7. Пословицы и поговорки.

Задание 1.

1. Возникновение пословиц и поговорок.

2. Из истории слов и выражений.

3. Пословицы и поговорки, крылатые слова - неотъемлемая часть разговорной речи.

Вопросы для контроля:

1. Когда возникли пословицы и поговорки?

2. В чем разнообразие русских пословиц и поговорок? В чем отличие пословицы от поговорки?

3. Что отразилось в русских пословицах и поговорках?

4. Что понимаем под названием «крылатые слова»?

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

«Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

«Лучше ногою запнуться, нежели языком».

У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности ?» - «У неблаговоспитанных», - ответил мудрец.

Задание 3.

Вставить антонимы в пословицы:

Да здравствует ... ! Да скроется ... ! ... сторона - мать, ... сторона - мачеха, ... друг лучше ... двух, ученье - ..., неученье - ... ! ... стелет, да ... спать. Готовь ... сани, а ... телегу.

Объяснить значение крылатых выражений:

Буриданов осел; Гордиев узел; дары данайцев; Танталовы муки; ящик Пандоры; прокрустово ложе, вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Иван не помнящий родства.

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе И».

Упражнение.

Девочка затихла теперь и держалась руч  нками за кафтан Пьера сидела на его руке и как дикий зверек оглядывалась (во)круг себя. Пьер (ни, не) чего (не) ответил и нахмур ный и сердитый каким его (не, ни) когда (не) видали вышел от Растопчина. Я увидел (не)обходимость переменить разговор который мог кончит ся для меня очень (не)выгодным образом и обр тясь к Пугачеву сказал Ах я забыл благ д рить тебя за лошадь и тулуп. Мечик (не) оглядывался и (не) слышал погони но он знал что гонятся за ним и когда один за другим прозвучали три выстрела ему пок  залось что стреляют в него и он пр пустил еще быстрее. Он стал еще бледнее прежнего глаза бл стали и что всего уд вительнее тяж лая од нокая слеза к  тилась  по его щеке. Пришла весна и и полняя свое об  щание Игнат взял сына с собой на пар ход и вот перед Фомой разв рнулась новая жизнь. Толя стоял на балкон  уц пившись за жидкие железные п рила и пр щурившись смотрел (в)даль (от) куда летел к нам теплый ветер шла с мягким шумом волна и т нулись по небу как оп ренье розовых птиц обл ка. Орлов очевидно боялся что я опять заговорю о девочк  и что(бы) отвлеч  мое вн  мание в другую сторону сказал Вы вероятно забыли про свое письмо. Но вдруг где(то) вдали возник жалобный звук и пост пенно усиливаясь и пр ближаясь зазвенел человеческим голосом и пон жаясь и зам рая промчался мимо. Старуха мать бе грамотная крестьянская вдова полная суеверий была жива и Набатов помогал ей и когда был на свобод  навещал её. Цветы опали песни спеты и собран хлеб и скошен луг. Пьер развел руками потупился и весь зеленый пр слонился к берез . Увидев Нехлюдова она разогнулась и вся красная оживл ная положила веник и обт рев руки об юбку прямо ост новилась перед ним. В эту минуту французы наступавшие на наших вдруг побежали назад и скрылись и сомкнувшись в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина которая одна в лесу удержалась в порядке и засев у леса (не)ожиданно атаковала французов. Метелица (не) спеша пр вязал лошадь потр пав её по круто изогнутой ше  и хватаясь за рыхлые края сруба вз брался на угол р скуя провалит ся в темную дыру.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.)

Ум лять достоинства, к сательная, погруж ный, безмол ствовать, раз яренный, мелоч , под тожить, дремуч , (по)дружески, (не)к спеху, пр морский, ещё (бы)

 

Вариант 8. Функциональные стили русского литературного языка. Научный стиль.

Задание 1.

1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

2. Научный стиль. Сфера его употребления. Отличительные черты.

3. Подберите образец текста, написанного в этом стиле. Охарактеризуйте этот текст.

Вопросы для контроля:

1. Объясните значение термина «функциональные стили».

2. На какие функциональные стили делится литературный язык?

3. С чем связано возникновение и развитие научного стиля?

4. Каковы отличительные черты этого стиля?

Задание 2.

Напишите небольшой рассказ, используя одно из фразеологических выражений.

Кот наплакал, куры не клюют, не ударить лицом в грязь, делать из мухи слона.

Задание 3.

Объяснить значение следующих слов, придумав с ними предложения:

атлас - атлас, кругом - кругом, характерный - характерный, абонемент - абонент, видение - видение, адресат - адресант.

Задание 4.

Тема: «Сложносочиненное предложение».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Крупный дождь полился ручьями и один за другим удары грома начали (не)пр рывно р к тать в пуст ной степи. Сквозь серый камень вода с чилась и было душно в ущель  темном и пахло гнилью. Все пр красное на земле от солнца и все хорошее от человека. Когда Каштанка опомнилась музыка уже (не) играла и полка (не)было. Слепой прозреет и глухой услыш  т когда всей грудью музыка задыш  т. Тьма на земле становит ся гуще сырее теплее и все ярче св ркают звезды в серебр ном туман . Я люблю сказки и песни и просидел я в деревн  той целый день ст раясь услышать что(нибудь) (не, ни)кем (не) слыш ное.

По ночам бывали морозы и проснувшись по утру я всегда видел как все места (не) осв щ ные солнцем были покрыты бл стящ м инеем. Я очень любил наблюдать как солнышко (з, с)гоняло мороз и я радовался когда соверш но и чезла снежная бел зна. Небо покрылось тучами и стало м р сить. Когда Бобров смеялся глаза его становились нежными и веселыми и все лицо делалось пр вл кательным. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо. Вз шла луна и своим мягким светом оз рила лес. Уеду и снит ся мне станут в каком(то) привычном кругу далекий в лесу (полу)станок и сосны в глубоком лесу. З ря угасла потемнел воздух и ближние и дальние деревья приняли одну общую однотонную окраску. Надвинулась туча и поднимая пыль по дорог  подул сильный ветер. Вдруг в воздух  что (то) прорв лось и сильно рванул ветер и с шумом закрутил по степи. Море вечно и (не) ум  лкаемо шумит и плещ  т. Оба слишком оживл но и естеств но слушали и говорили и это(то) (не) понравилось Анне Павловне. Как (будто) кто(то) задумчиво пел и (не) было слышно голоса и только предст влялась река и костер и обрыв.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Отправит ся, луч м, подстрел ный, (не) думая, (по) трое, дли ный, крош ный мел, в аудитори , стереж м, распростр нять, ц ркуль, дилетан ский.

 

Вариант 9. Функциональные стили русского литературного языка. Официально-деловой стиль.

Задание 1.

1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

2. Официально-деловой стиль. Сфера его употребления. Отличительные черты. Общие функции документов.

3. Типы документов. Написать образцы :

1) заявления в связи с предоставлением учебного оплачиваемого отпуска;

2) объяснительную записку по поводу пропуска занятий;

3) доверенность на получение заработной платы.

Вопросы для контроля:

1. Что понимаете под культурой официальной переписки?

2. Какие требования предъявляются к оформлению документов?

3. Охарактеризуйте основные типы служебных документов.

4. В чем заключается суть унификации служебных документов?

Понятия и термины: функциональные стили; унификация; реквизиты.

Задание 2.

Кратко опишите ситуацию, в которой было бы уместно применить один из оборотов.

Между двух огней, хоть плачь, к шапочному разбору, несолоно хлебавши.

Задание  3.

Образовать множественное число от следующих существительных и поставить в них ударение.

Слесарь, катер, почерк, шофер, профессор, инженер, доктор, торт, брелок, аэропорт, лектор, сирота, вор, тренер, бухгалтер.

Задание 4.

Тема: «Бессоюзное сложное предложение».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Земля велика но ходить по ней хочет  ся осторожно ведь (ни, не) кто (не) знает какие стрелы какой новой жизни готовят ся пробит  ся там куда ты готоиш  ся ступить. Скажеш  правду в награду получиш  жизнь утаиш  пеняй на себя. Но тотчас (же) появился новый тревожный вопрос как теперь снять Дерсу с дерева и (на)долго (ли) у него хватит сил? Мне снилось я ш  л по широкой голой степи усе ной крупными камнями. Хотел он крикнуть зам рло дыханье. Умом Россию (не) понять аршином общим (не) измерить у ней особ  ная стать в Россию можно только верить. Он то(же) страдал от мысли зачем он тогда себя (не) убил? Посмотр т рублем под рит. Дед Щукарь т р пливо пош л на сеновал за (тем) рысц ой побежал за ворота (ни, не )где  Трофима (не) было. Выйду утром на крылечко погл жу окрест в ется речка (не) далечко а за речкой лес. В Мексик  похв лить вещ  в чужом доме нельзя её заворачивают вам в бумажку. Вот как иногда поворачивает ся жизнь то темь бе просветная то снов  улыбается солнце. Он гость я хозяин. Пашню пашут руками (не) машут. Нравит ся рисовать рисуй (на)здоровье, (ни, не) кто (не)запр  щает. Все стало праз ничным все ожило. Эстетика есть выр жение этики искус во выр  жает те (же)чу ства которые и пытывает художник. Я дов ряю любящ м они великодушны. (Не) плюй в колодец самому пригодит ся водиц  напит ся. Одна беда (не) ходит беда беду водит. Хочеш  человека узнать дай ему власть. Гром (не) грян т мужик не перекрест ся. (Полу)правда есть худший вид лжи в (полу)правде ложь подделывает  ся под правду пр крывается щитом ч стичной правды.(Не) рой другому яму сам в неё ввалиш ся. К этому времени Мандельштам внешне очень изм  нился от желел пос дел стал плохо дышать производил впеч тление старика но глаза (по) прежнему св ркали. Я закрывал окна выходящие на канал и спрашивал (не) затопить (ли) камин? Вы улыбнетесь мне отрада. Вы отвернетесь мне тоска. Мечик (не, ни) сколько раз огл нулся погони (не) было. Вчера завел автомобиль послышался легкий стук я поднял капот что (бы) выслушать и увид л на всасывающ  й трубе ра топыпрв ноги сидел пауч к. Я знал удар судьбы меня (не) обойдет. Все говорят любовь самое высокое самое (не)земное чу ство. Проводив Аркадия с насмешливым сож лением и дав ему понять что он (ни, не)сколько (не)обманывает  ся (на) счет настоящ  й цели его поездки Базаров уед нился окончательно на него нашла лихорадка работы.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Когда(то), прямо (таки), к снуться, ш лк, ц фра, двух ярусный, дач , раз скать, бе форменный, ист ный, плет ная корзина.

 

Вариант 10. Функциональные стили русского литературного языка. Газетно-публицистический стиль.

Задание 1.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Публицистический стиль в его устной и письменной разновидности. Жанровое разнообразие.

3. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

Вопросы для контроля.

1. Какие функции реализуются в газетно-публицистическом стиле?

2. Какие отличительные черты присущи этому стилю?

3. Жанровое разнообразие стиля?

4. Каковы основные факторы, влияющие на установление контакта между аудиторией и слушателями?

Понятия и термины: риторика, риторические приемы, красноречие.

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1. «Не спеши языком, торопись делом».

2. У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности?»

- «У неблаговоспитанных», - ответил мудрец.

3. «Хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

Задание 3.

Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов:

Оратор, лектор, трибун, вития.

Поставить ударение в словах:

Алфавит, валовой, договор, портфель, приданое, ремень, таможня, феномен, лоскут, баловать, усугубить, раскупорить, обеспечение, звонит, каталог, завидно, намерение.

Задание 4.

Тема: «Сложноподчиненные предложения».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Каждый зазн ется (на) столько (на) сколько (не) хватает ему разума. 

Зачем с тем м  рит   ся кто любит бр  нит ся. Где все в новаты там (ни, не) кто (не) в новат. Плюшкин тоже думал о том как ему отбл год рить гостя за такое бе пр мерное вел кодушие. Я пр глашал вас господа с тем что(бы) сообщить вам пр непр ятное известие. С тех пор как определилась цель экспедиц  и нам все стало ясно. Яков был прозван турком потому что действительно происходил от пленной турчанки. Часто люди гордят ся ч стотой своей совести только (по)тому что они обл дают короткой памятью. Каштанка отлично помнила как она провела день и как попала на этот (не)знакомый тротуар. Скажи мне ветка Палестины где ты р сла где ты цвела ? Трудно переч слить все то чему я научился и что узнал в ун в рсите. Я подумал что если (не) помоч  этому малому жадный город засосет его. Р стову было так (не) ловко и (не)приятно с Борисом что когда после ужина Борис заглянул к нему он пр тв рился спящим и на другой день стараясь (не)видеть его уш л из дома. (Ни, не) когда (не) подходите к человеку думая что в нем больше дурного чем хорошего. Разум может подсказать чего следует избегать и только сердце говорит что следует делать. Достойный человек (не) тот у кого нет (не)достатков а тот у кого есть достоинства. Если(бы) пр шлось определять день Праз  ника русской культуры то лучшего дня чем день рождения Пушкина и искать(бы) не пр  шлось.Скажи мне с кем ты знаком и я скажу кто ты. Да я мудрее их потому (что) я знаю что (ни, не) чего (не) знаю а они (ни, не) чего (не) зная думают что все знают.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Достич , бор тся, свеч й, стрел ный, (не) спеша, (не)(по) русски, (на) двое, жест ной, письмо отправл но, крое ный по косой, об единить, если (бы).



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика