ТулГУ, деловые и научные коммуникации (ККР)
Узнать стоимость этой работы
08.11.2025, 10:47

Цель контрольно-курсовой работы – научиться применять знания, полученные при изучении курса «Деловые и научные коммуникации», на практике, при составлении аннотации и написании информативного реферата.

Задача контрольно-курсовой работы:

1. Выработать навыки анализа научного текста.

2. Изучить правила составления аннотации.

3. Изучить правила написания информативного реферата.

Задание по контрольно-курсовой работе:

– произвести анализ самостоятельно подобранной научной статьи;

– составить аннотацию к самостоятельно подобранной научной статье;

– написать информативный реферат по содержанию представленной научной статьи.

Выбор текста

В процессе работы производится анализ самостоятельного подобранного собственно научного, или учебно-научного, или научно-популярного текста объемом 2-3 стр. (около 2000–2500 слов). Копия выбранного текста обязательно сдается ведущему преподавателю вместе с аннотацией и информативным рефератом.

 

Задание 1. Изучите особенности научного текста.

Научный текст содержит некое знание, доказывает истинность. При этом и автор, и адресат отличаются подготовленностью к восприятию информации.

Основная функция текстов всех научных жанров – убедительное изложение научной информации.

В отличие от речевых произведений других стилей, научному тексту свойственны глубина, продуманность высказывания, строгая логичность, точность и лаконичность при отборе языковых средств, недопустимость использования разговорной лексики, лексики с экспрессивной окраской. Его красота проявляется в изящной аргументации, простоте и точности формулировок.

В целом научный текст – это трехчастная структура (три достаточно самостоятельных фрагмента): вступление, основная часть и заключение.

Различие этих частей проявляется не только в построении и внутренней организации, но и в объеме. Вступление и заключение никогда не должны быть равны основной части текста, они должны быть значительно меньше.

Вступление содержит:

1) обоснование актуальности темы;

2) характеристику имеющихся на эту тему работ;

3) определение целей, задач и методов исследования.

В основной части обычно отражается ход научного исследования, излагается история вопроса и уточняется полученный результат. Могут быть использованы иллюстрации, графики, таблицы.

Заключение включает в себя:

1) теоретические и практические выводы и результаты работы;

2) оценку полноты решения поставленных задач.

Объемные результаты исследования помещаются в приложение.

Для научного текста характерны все известные способы изложения содержания.

Научное описание имеет цель раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение) и количественные соотношения.

Повествование – это рассказ о явлениях, событиях во временной и/или логической последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями.

Научное повествование представляет собой краткое или развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельных стадий процесса.

Самый распространенный способ построения научного текста – рассуждение. Цель рассуждения – поиск или проверка истинности какого-либо утверждения с помощью доводов, правота которых не подвергается сомнению. Посредством рассуждения передается процесс получения нового знания или сообщается само это знание как результат в форме логического вывода.

В рассуждении выделяются следующие структурные части:

– вступление, где сообщаются предварительные сведения о предмете;

– краткая формулировка тезиса – положение, которое необходимо доказать;

– выделение частей сложного, если в этом есть необходимость;

– изложение-аргументация, которое составляет основную часть;

– заключение, где представлены выводы или результаты.

Текст в ходе рассуждений строится как цепь умозаключений, основывающихся на доказательствах и опровержениях.

Необходимым компонентом рассуждений являются доказательства:

– дедуктивные (тезис + доказательства);

– индуктивные (доказательства + тезис).

Доказательство близко к рассуждению – способу изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез.

Доказательства могут быть прямые и косвенные. Среди прямых доказательств выделяются:

1) ссылки на общее суждение, закон;

2) примеры, частный случай, несущий элементы общего;

3) ссылки на авторитетный источник (чаще всего используется цитата);

4) умозаключения.

В косвенном доказательстве в качестве одного из аргументов доказательства используется утверждение, несовместимое с тезисом.

Научный стиль речи предполагает использование таких методов логической организации научного текста, как:

1) дедукция;

2) индукция;

3) аналогия;

4) проблемное изложение.

Остановимся на особенностях данных методов, которые влияют на композицию научного текста.

Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному. Метод дедукции состоит из 3 этапов:

1- й этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение);

2- й этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или  опровержение.  Здесь  применяются  различные  типы  аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты, примеры, сравнения;

3- й этап – выводы и предложения.

Логическая схема текста с использованием дедукции такова: тезис, гипотеза – развитие тезиса – аргументация – выводы.

Индукция (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, обобщению.

Композиция принята следующая:

– во вступительной части определяется цель исследования;

– в основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения.

– на основе изложенного делается вывод, устанавливаются закономерности.

Логическая схема текста с использованием индукции может быть представлена следующим образом: цель исследования – накопление фактов, их анализ – обобщение – выводы.

Метод аналогии формулируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Он используется при построении текстов учебников, в ходе научно- исследовательской работы.

Может быть использовано проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности ряда проблем.

В ходе этого метода исследуется каждая поставленная проблема и формулируются общие закономерности.

Таковы общие особенности научного стиля и его жанрового своеобразия, а также отличительные характеристики научного речевого произведения – текста.

 

Задание 2. Произведите анализ самостоятельно подобранной научной статьи.

Анализ текста следует проводить по следующему плану:

1. Определите тему текста.

2. Определите проблему (-ы) текста.

3. Сформулируйте главную мысль текста.

4. Установите тип речи данного текста.

 

Задание 3. Изучите особенности аннотации.

Аннотация – краткая, сжатая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержание и назначения.

Аннотация состоит из двух обязательных частей:

1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора;

2) адресат первичного текста.

Кроме этого, могут быть факультативные части:

1) композиция, структура первичного текста;

2) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

1. Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается … В книге изложены …

Статья посвящена … В статье даются …

В основу работы положено …

Автор останавливается на следующих вопросах … Автор затрагивает проблемы …

Цель статьи – показать …

Цель автора – объяснить (раскрыть) … Целью статьи является изучение …

Автор ставит своей целью проанализировать …

2. Композиция работы:

Книга состоит из … глав (…частей) … Статья делится на … части.

В книге выделяются … главы.

3. Назначение текста:

Статья предназначена (для кого): рекомендуется (кому) … Сборник рассчитан …

Предназначается широкому кругу читателей … Для студентов, аспирантов …

Книга заинтересует.

 

Задание 4. Составьте аннотацию к самостоятельно подобранной научной статье.

 

Задание 5. Изучите особенности составления информативного реферата.

Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста.

Информативный реферат (вторичный текст) содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Информативный реферат составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было особой необходимости обращаться к первичному тексту (статье).

Модель информативного реферата научной статьи

1. Вводная часть реферата

Статья называется (носит название, под названием, озаглавлена, под заголовком), опубликована в …

Автор статьи – …

2. Тема, проблема статьи, ее общая характеристика

Тема статьи - …

Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)

Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор, точку зрения автора на (что?))

В статье речь идет (о чем?)

говорится (о чем?) изложено (что?) рассматривается (что?) дается оценка (чему?, чего?)

анализ (чего?) изложение (чего?)

Сущность проблемы заключается (в чем?)

состоит (в чем?) В основу работы положено (что?)

Автор останавливается на следующих вопросах, затрагивает (освещает) (следующие) проблемы

Цель статьи – показать… Цель автора – объяснить… Целью статьи является (что?)

3. Композиция статьи

Статья делится на … части (-ей), состоит из … частей, начинается с (чего?), заканчивается (чем?)

4. Описание основного содержания статьи

Автор дает определение (чего?) классифицирует (что?) ставит задачу (чего? или Inf.) касается (чего?)

подробно останавливается (на чем?) анализирует, разбирает (что?) характеризует (что?)

перечисляет (что?) описывает (что?) доказывает (что?)

сравнивает, сопоставляет (что?; что? с чем?) противопоставляет (что? чему?)

особое внимание уделяет (чему?)

особое внимание обращает (на что?), подчеркивает (что?) предполагает (что?), высказывает предположение (о чем?) выдвигает гипотезу (о чем?)

считает, что… утверждает, что…

убежден, что … (в том, что…) соглашается (с кем? с чем?) разделяет точку зрения (чью?) расходится во взглядах (с кем?) критически относится (к чему?)

отмечает недостатки (чего?)

5.Иллюстрация автором своих положений

Автор приводит примеры

факты

цифры, подтверждающие, иллюстрирующие его положения

ссылается на данные иллюстрирует (что?)

показывает (что?)

6. Заключение, выводы автора

Автор приходит

подводит нас к выводу, что … делает вывод

подводит итог

В конце статьи подводятся итоги (чего?) В заключение говорится, что … (о чем?)

 

Задание 6. Напишите информативный реферат по содержанию подобранной научной статьи.

Критерии оценки аннотации и информативного реферата

Положительная оценка выставляется при условии:

– произведенного анализа самостоятельно подобранной статьи;

– создания аннотации и реферата научной статьи по предложенной модели с использованием свойственных научному стилю языковых средств;

– грамотного использования средств связи, соблюдения абзацного членения текста;

– использования в аннотации и реферате основной информации первоисточника (статьи);

– отсутствия фактических, речевых и грамматических ошибок.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика