| Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Деловые коммуникации |
| 08.11.2025, 10:47 | |||||||||||||
Цель контрольно-курсовой работы – научиться применять знания, полученные при изучении курса «Деловые и научные коммуникации», на практике, при составлении аннотации и написании информативного реферата. Задача контрольно-курсовой работы: 1. Выработать навыки анализа научного текста. 2. Изучить правила составления аннотации. 3. Изучить правила написания информативного реферата. Задание по контрольно-курсовой работе: – произвести анализ самостоятельно подобранной научной статьи; – составить аннотацию к самостоятельно подобранной научной статье; – написать информативный реферат по содержанию представленной научной статьи. Выбор текста В процессе работы производится анализ самостоятельного подобранного собственно научного, или учебно-научного, или научно-популярного текста объемом 2-3 стр. (около 2000–2500 слов). Копия выбранного текста обязательно сдается ведущему преподавателю вместе с аннотацией и информативным рефератом.
Задание 1. Изучите особенности научного текста. Научный текст содержит некое знание, доказывает истинность. При этом и автор, и адресат отличаются подготовленностью к восприятию информации. Основная функция текстов всех научных жанров – убедительное изложение научной информации. В отличие от речевых произведений других стилей, научному тексту свойственны глубина, продуманность высказывания, строгая логичность, точность и лаконичность при отборе языковых средств, недопустимость использования разговорной лексики, лексики с экспрессивной окраской. Его красота проявляется в изящной аргументации, простоте и точности формулировок. В целом научный текст – это трехчастная структура (три достаточно самостоятельных фрагмента): вступление, основная часть и заключение. Различие этих частей проявляется не только в построении и внутренней организации, но и в объеме. Вступление и заключение никогда не должны быть равны основной части текста, они должны быть значительно меньше. Вступление содержит: 1) обоснование актуальности темы; 2) характеристику имеющихся на эту тему работ; 3) определение целей, задач и методов исследования. В основной части обычно отражается ход научного исследования, излагается история вопроса и уточняется полученный результат. Могут быть использованы иллюстрации, графики, таблицы. Заключение включает в себя: 1) теоретические и практические выводы и результаты работы; 2) оценку полноты решения поставленных задач. Объемные результаты исследования помещаются в приложение. Для научного текста характерны все известные способы изложения содержания. Научное описание имеет цель раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение) и количественные соотношения. Повествование – это рассказ о явлениях, событиях во временной и/или логической последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями. Научное повествование представляет собой краткое или развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельных стадий процесса. Самый распространенный способ построения научного текста – рассуждение. Цель рассуждения – поиск или проверка истинности какого-либо утверждения с помощью доводов, правота которых не подвергается сомнению. Посредством рассуждения передается процесс получения нового знания или сообщается само это знание как результат в форме логического вывода. В рассуждении выделяются следующие структурные части: – вступление, где сообщаются предварительные сведения о предмете; – краткая формулировка тезиса – положение, которое необходимо доказать; – выделение частей сложного, если в этом есть необходимость; – изложение-аргументация, которое составляет основную часть; – заключение, где представлены выводы или результаты. Текст в ходе рассуждений строится как цепь умозаключений, основывающихся на доказательствах и опровержениях. Необходимым компонентом рассуждений являются доказательства: – дедуктивные (тезис + доказательства); – индуктивные (доказательства + тезис). Доказательство близко к рассуждению – способу изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез. Доказательства могут быть прямые и косвенные. Среди прямых доказательств выделяются: 1) ссылки на общее суждение, закон; 2) примеры, частный случай, несущий элементы общего; 3) ссылки на авторитетный источник (чаще всего используется цитата); 4) умозаключения. В косвенном доказательстве в качестве одного из аргументов доказательства используется утверждение, несовместимое с тезисом. Научный стиль речи предполагает использование таких методов логической организации научного текста, как: 1) дедукция; 2) индукция; 3) аналогия; 4) проблемное изложение. Остановимся на особенностях данных методов, которые влияют на композицию научного текста. Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному. Метод дедукции состоит из 3 этапов: 1- й этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение); 2- й этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты, примеры, сравнения; 3- й этап – выводы и предложения. Логическая схема текста с использованием дедукции такова: тезис, гипотеза – развитие тезиса – аргументация – выводы. Индукция (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, обобщению. Композиция принята следующая: – во вступительной части определяется цель исследования; – в основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения. – на основе изложенного делается вывод, устанавливаются закономерности. Логическая схема текста с использованием индукции может быть представлена следующим образом: цель исследования – накопление фактов, их анализ – обобщение – выводы. Метод аналогии формулируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Он используется при построении текстов учебников, в ходе научно- исследовательской работы. Может быть использовано проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности ряда проблем. В ходе этого метода исследуется каждая поставленная проблема и формулируются общие закономерности. Таковы общие особенности научного стиля и его жанрового своеобразия, а также отличительные характеристики научного речевого произведения – текста.
Задание 2. Произведите анализ самостоятельно подобранной научной статьи. Анализ текста следует проводить по следующему плану: 1. Определите тему текста. 2. Определите проблему (-ы) текста. 3. Сформулируйте главную мысль текста. 4. Установите тип речи данного текста.
Задание 3. Изучите особенности аннотации. Аннотация – краткая, сжатая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержание и назначения. Аннотация состоит из двух обязательных частей: 1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора; 2) адресат первичного текста. Кроме этого, могут быть факультативные части: 1) композиция, структура первичного текста; 2) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов. 1. Характеристика содержания текста: В статье (книге) рассматривается … В книге изложены … Статья посвящена … В статье даются … В основу работы положено … Автор останавливается на следующих вопросах … Автор затрагивает проблемы … Цель статьи – показать … Цель автора – объяснить (раскрыть) … Целью статьи является изучение … Автор ставит своей целью проанализировать … 2. Композиция работы: Книга состоит из … глав (…частей) … Статья делится на … части. В книге выделяются … главы. 3. Назначение текста: Статья предназначена (для кого): рекомендуется (кому) … Сборник рассчитан … Предназначается широкому кругу читателей … Для студентов, аспирантов … Книга заинтересует.
Задание 4. Составьте аннотацию к самостоятельно подобранной научной статье.
Задание 5. Изучите особенности составления информативного реферата. Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Информативный реферат (вторичный текст) содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения. Информативный реферат составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было особой необходимости обращаться к первичному тексту (статье). Модель информативного реферата научной статьи
Задание 6. Напишите информативный реферат по содержанию подобранной научной статьи. Критерии оценки аннотации и информативного реферата Положительная оценка выставляется при условии: – произведенного анализа самостоятельно подобранной статьи; – создания аннотации и реферата научной статьи по предложенной модели с использованием свойственных научному стилю языковых средств; – грамотного использования средств связи, соблюдения абзацного членения текста; – использования в аннотации и реферате основной информации первоисточника (статьи); – отсутствия фактических, речевых и грамматических ошибок. | |||||||||||||
