БГУИР, философия (контрольная работа, темы 1-20)
Узнать стоимость этой работы
29.09.2014, 17:27

Тема №1

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Ключевые слова: философия, культура, религия, наука, онтология, аксиология, праксеология, гносеология, материализм, идеализм, диалектика, метафизика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1. Предмет и определение философии.

2. Круг философских проблем, основные вопросы философского познания.

3. Структура философского знания и основные функции философии.

4. Философия в системе культуры.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – дать определение  философии,  раскрыть характеристики философии как особой мировоззренческой науки, а также определить объект и предмет философского знания.

2. Во втором вопросе – объяснить круг философских проблем и раскрыть сущность основных вопросов философии: о том, что первично, материя или сознание (идеализм, материализм); о методе философии (метафизика, диалектика); о познаваемости мира (агностицизм, скептицизм).

3. Третий вопрос предполагает определение основных структурных элементов системы философского знания (онтология, гносеология, аксиология, праксеология) и описание основных функций философии.

4. Содержание четвертого вопроса связано с Вашим объяснением (на основании анализа первоисточников) сложных взаимосвязей между философией и другими формообразованиями культуры, такими как религия, наука, искусство.

 

Тема № 2

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

Ключевые слова: философия, мировоззрение, мифология, религия, знание, ценность, убеждение, догматичность, рефлексивность, критичность, рациональность (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1. Понятие мировоззрения, его структура и функции.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Философия как особый тип мировоззрения.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – раскрыть содержание понятия «мировоззрение», определить его структурные компоненты (знания, ценности, убеждения) и пояснить основные функции.

2. Во втором вопросе – проанализировать специфику исторических типов мировоззрения, предшествовавших появлению философии (мифология, религия).

3. Третий вопрос предполагает Ваше определение основных характеристик философии как особого типа мировоззрения (рациональность, рефлексивность, критичность) на основании сравнительного анализа первоисточников.

 

Тема № 3

Генезис философии. Философия Древней Индии: проблемы, школы, категории

Ключевые слова: Веды, сутры, Упанишады, брахманизм, Атман, Брахман, сансара, реинкарнация, карма, дхарма, Рита, мокша, майя, нирвана, даршаны, буддизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли.

2.Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

3.Философия и этика буддизма.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе –  охарактеризовать социокультурные особенности Древней Индии (мифология, Веды, варны, брахманизм) и   указать источники ведического образа философской мысли, опираясь на понятия Атман, Брахман, Упанишады и др.

2. Во втором вопросе – показать мировоззренческие различия ортодоксальных и неортодоксальных школ (даршан) древнеиндийской философии.

3. Третий вопрос предполагает Ваше изложение критической направленности буддизма против классических представлений Вед о Брахмане и Атмане и понимание прогрессивности идей буддизма на основании анализа приведенных первоисточников.

 

Тема № 4

Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории

Ключевые слова: культ Неба, манизм, Дао, инь, ян, ци, «И-цзин», «Шу-цзин», конфуцианство, даосизм, легизм,  жэнь, ли, и, у-вэй (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Истоки самобытности древнекитайской философии. «И-цзин» и «Шу-цзин» как древнейшие письменные источники философии Древнего Китая.

2.Рационально-прагматическая направленность, проблемное поле и основные школы древнекитайской  философии.

3.Конфуцианство как социально-этическое учение.

4.Проблемы и категории философии даосизма.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – показать идейную взаимосвязь классической  китайской философии с древнейшими литературными памятниками Древнего Китая: «И-цзин» и «Шу-цзин».

2. Во втором вопросе – дать общую  характеристику основных школ древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, леггизм. Раскрывая философские идеи той или иной школы, аргументируйте ее основные положения, опираясь на текстовые отрывки.

3. В третьем вопросе – обосновать социально-этический характер конфуцианства и перечислить требования, предъявляемые Конфуцием к образу «благородного мужа».

4. Четвертый вопрос  предполагает Ваше понимание онтологического значения категорий Дао и дэ, а также  характеристику  даосского идеала «совершенномудрого».

 

Тема № 5

Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Ключевые слова: миф, полисная система, натурфилософия, физис (природа), логос, космоцентризм, бытие, архе (апейрон, число, атом, вода, земля, огонь, воздух), диалектика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Цивилизационные и культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии, ее основные черты (натурфилософия, космоцентризм, логоцентризм).

2.Проблема первоначала  в философии досократиков.

3.Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – раскрыть особенности социально-политической и духовной жизни древних греков, которые способствовали возникновению у них философии, и дать определение главных характеристик античного философского мышления (натурфилософия, космоцентризм, логоцентризм).

2. Во втором вопросе – проанализировать проблему первоначала в философии досократиков (Милетская школа, Пифагорейский союз, Элейская школа).

3. Третий вопрос предполагает Ваше изложение основных идей античного атомизма на основании анализа первоисточника и оценку значения этих идей для последующего развития философской мысли.

 

Тема № 6

Рационально-идеалистическая интерпретация космоса и человека в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)

Ключевые слова:  идеализм, диалектика, майевтика, человек, душа, идея (эйдос), мир идей, мир вещей, анамнесис (припоминание), форма, материя, движение, причина, сущность, перводвигатель, метафизика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Основные характеристики классического периода античной философии.

2.Диалектический метод Сократа: новое понимание предмета и задач философии.

3.Объективно-идеалистическая модель мира Платона.

4.Метафизика Аристотеля: поиск истины и критика Платона.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1.В первом вопросе – акцентировать смещение и переориентацию философской проблематики на вопросы познания и антропологии.

2.Во втором вопросе следует раскрыть суть диалектического метода Сократа, именуемого майевтикой, и пояснить значение антропологического поворота, совершенного Сократом в философии.

3.Третий вопрос предполагает анализ объективно-идеалистической теории Платона и диалектики как метода познания «подлинного бытия» («мира идей»).

4.Четвертый вопрос предполагает Ваше обобщение основных идей классического периода античной философии на основании анализа приведенных источников и оценки философских взглядов Аристотеля, как вершины античной мысли.

 

Тема № 7

Проблема отношений человека и космоса в философии эллинизма (скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм, неоплатонизм)

Ключевые слова: эллинизм, эпохе (воздержание от суждения), атараксия (невозмутимость), апатия, космополитизм, Единое, эманация, катарсис (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1. Пересмотр предмета и задач философии, смена ценностных установок, смысла и целей человеческой жизни (эпикуреизм, скептицизм, кинизм, стоицизм).

2. Космополитизм как феномен римской философии и эллинистическая трактовка человека и его предназначения.

3. Неоплатонизм как религиозно-мистическое философское учение позднего эллинизма.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – показать на примере учений Эпикура, скептиков, киников и стоиков, как изменилось мироощущение и философское миропонимание греков после утраты ими своей политической свободы и независимости.

2. Во втором вопросе – раскрыть содержание понятия «космополитизм», как выражение сущности идеологии и политики Римской империи.

3. В третьем вопросе следует дать Вашу характеристику неоплатонизма на основе анализа приведенных источников и идей Плотина, лежащих в основании религиозно-мистического философского учения позднего эллинизма.

 

Тема № 8

Принципы средневекового философского мышления. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии

Ключевые слова: монотеизм, теоцентризм, Ветхий Завет, Новый Завет, трансцендентное, символизм, креационизм, провиденциализм, эсхатология, вера, разум (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Социально-исторические, духовно-культурные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.

2.Основные принципы философского средневекового мышления.

3.Античная философия и христианство: проблема соотношения разума и веры.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – охарактеризовать  исторические и культурные реалии Римской империи и Ближнего Востока эпохи первохристианства, в которых зародилось и развивалось христианство.

2. Во втором вопросе – раскрыть содержание основополагающих принципов философского мышления Средневековья (теоцентризма, символизма, креационизма, провиденциализма, эсхатологизма).

3. В третьем вопросе Вам следует дать сравнительный анализ решения проблемы соотношения разума и веры в античной и средневековой философии с использованием приведенных источников, и показать значение средневековой философии для сохранения и трансляции важнейших интеллектуальных достижений античной культуры.

 

Тема № 9

Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Дискуссии о природе универсалий

Ключевые слова: патристика, апологетика, схоластика, Отцы церкви, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, концепция двойственной истины, доказательства бытия Бога (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач.

2.Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии.

3.Дискуссия о природе универсалий в поздней средневековой философии. Доказательства бытия Бога.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – дать периодизацию средневековой философии с указанием ее крупнейших представителей и характеристику главных задач и проблем, решаемых на соответствующих этапах ее эволюции.

2. Во втором вопросе – осветить интеллектуальные поиски Отцов церкви по разработке и защите христианского вероучения (апологетика, патристика).

3. В третьем вопросе Вам необходимо раскрыть содержание и значение дискуссии о природе универсалий и показать рационализацию поздней схоластики на примере использования Фомой Аквинским принципов аристотелизма в доказательствах бытия Бога (на основе анализа приведенных источников).

 

Тема № 10

Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции

Ключевые слова: Ренессанс (Возрождение), антропоцентризм, гуманизм, коперниковская революция в астрономии, гелиоцентризм, пантеизм, микрокосм, макрокосм, социальные утопии (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.

2. Основные натурфилософские системы Ренессанса.

3. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.

4. Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – описать социально-экономические и культурно-исторические факторы, обусловившие радикальный мировоззренческой переворот в эпоху Возрождения (формирование капиталистического уклада, революция в науке, великие географические открытия, кризис религиозного мировоззрения и др.).

2. Во втором вопросе – охарактеризовать основные натурфилософские системы в их атомистическом и пантеистическом вариантах(Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Галилей, Дж. Бруно) и раскрыть идею тождества микро- и макрокосма в натурфилософии Ренессанса.

3. В третьем вопросе – обосновать гуманистический и антропоцентрический характер возрожденческой философии; остановиться на особенностях возрожденческого антропоцентризма, его принципиальном отличии от антропоцентризма средневекового.

4. В четвертом вопросе Вам необходимо с опорой на приведенные источники раскрыть возрожденческие идеалы свободы, равенства и братства в социально-политических утопиях Т. Мора, Т. Кампанеллы.

 

Тема № 11

Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени

Ключевые слова: наукоцентризм, метод, гносеология, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод. .

Вопросы:

1) Развитие естествознания и формирование научной картины мира в философии Нового времени.

2) Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики.

3) Правила рационалистического метода Р. Декарта.

4) Борьба эмпиризма и рационализма в гносеологии XVI–XVII вв.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1) В первом вопросе – показать, что период XVI-XVII вв. – это время бурного развития естественных наук, их технического использования и становления нового представления о знании и нормах его обоснования.

2) Во втором вопросе – раскрыть сущность учения Ф. Бэкона о методе и рассмотреть пять этапов (таблиц) эмпирического индуктивного исследования.

3) В третьем вопросе – пояснить, почему методология Р. Декарта является рационалистической, и его философия справедливо считается предвестником механистического мировоззрения.

4) В четвертом вопросе Вам необходимо с опорой на приведенные источники охарактеризовать гносеологический смысл борьбы эмпиризма и рационализма и высказать свое мнение о роли новой науки и философии в формировании ценностей техногенной цивилизации.

 

Тема № 12

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения

Ключевые слова: сенсуализм, эмпиризм, скептицизм, общественный договор, теория естественного права, Просвещение, свобода, прогресс, деизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1. Материалистическая философия  французского Просвещения и ее достижения.

2. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо).

3. Идея свободы и вера в социальный прогресс как идеологическая платформа развития новоевропейской культуры и цивилизации.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – дать общую характеристику эпохи Просвещения, ее социально-исторических особенностей и мировоззренческих оснований, а также показать роль французских просветителей в систематизации достижений материалистической философии XVIII века (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ламетри).

2. Во втором вопросе – раскрыть содержание социально-политических теорий мыслителей Просвещения (теория естественного права, общественного договора), связанных с их пониманием взаимосвязи человека и общества, идеей правового государства.

3. В третьем вопросе Вам необходимо с опорой на приведенные источники показать особенности понимания социального прогресса в данную эпоху, основанного на идее свободы и вере в науку и просвещение.

 

Тема № 13

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

Ключевые слова: трансцендентный, трансцендентальный, «вещь в себе», «вещь для нас», априоризм, агностицизм, антиномии, панлогизм, абсолютная идея, диалектика, антропологический материализм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Немецкая классическая философия как образец философии классического типа.

2.Особенности и основные идеи теория познания И. Канта.

3.Философская система и диалектический метод Г. Гегеля.

4.Учение о человека, обществе и религии в антропологическом материализме Л. Фейербаха.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – охарактеризовать социально-исторические особенности возникновения немецкой  классической философии и ее роль в развитии европейской философии.

2. Во втором вопросе – раскрыть смысл «гносеологической революции» в философии, совершенной И. Кантом,  и изложить основные положения его гносеологии, раскрыв содержание понятий «вещь в себе», «вещь для нас», a priori, агностицизм, антиномии.

3. В третьем вопросе – показать, в чем заключается противоречие между философской системой и методом Г. Гегеля.

4. В четвертом вопросе – показать метафизическую ограниченность учения Л. Фейербаха о человеке, обществе, религии, а также, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо указать основные черты философии классического типа.

 

Тема № 14

Становление постклассической философии

Ключевые слова: рационализм, иррационализм, философия жизни, волюнтаризм, «науки о природе», «науки о культуре», сверхчеловек, воля к власти, психика, бессознательное, сублимация, «экзистенциальная» диалектика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Иррационализация философствования в постклассической философии. «Философия жизни», иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра.

2.Критика философской классики  в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

3.Проблема бессознательного и структура психики в психоанализе З. Фрейда.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1.В первом вопросе – раскрыть идейные и социальные причины иррационализма, связанного с переосмыслением рационалистических традиций классической философии на примере «философии жизни» В. Дильтея и волюнтаристического учения А. Шопенгауэра.

2.Во втором вопросе – пояснить  иррационалистический  характер «экзистенциальной» диалектики С. Кьеркегора и учения Ф. Ницше о сверхчеловеке.

3.В третьем вопросе – раскрыть содержание основных понятий и проблем психоанализа З. Фрейда.

Опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать обобщенную характеристику иррационалистического стиля философствования.

 

Тема № 15

Проблемы и этапы развития марксистской философии

Ключевые слова: марксизм, материалистическое понимание истории, производственные отношения, производительные силы, базис, надстройка, обществено-экономическая формация, социальная революция, критическая теория, отчуждение, коммуникативное действие (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Социально-исторические и идейные источники философии марксизма. Материалистическое понимание истории и его методологическое значение в социальном познании.

2.Значение философии марксизма для развития социально-критической традиции неомарксизма и постмарксизма.

3.Критический анализ современного капитализма в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1.В первом вопросе – проанализировать социально-исторические предпосылки и теоретические источники возникновения марксизма, а также основные черты, проблемы и достижения марксистской философии, используя основные категории марксизма: материалистическое понимание истории, отчуждение, базис, надстройка, общественно-экономическая формация и др.

2.Во втором вопросе – дать общую характеристику продолжения и развития идей марксизма в социально-критической традиции неомарксизма и постмарксизма (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Д. Лукач).

3.В третьем вопросе – опираясь на приведенный фрагмент первоисточника, Вам необходимо проследить эволюцию западного марксизма на примере критической теории общества Ю. Хабермаса.

 

Тема №16

Проблемы и исторические формы позитивистской философии

Ключевые слова: метафизика, спекулятивный, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, закон трех стадий, верификация, фальсификация, конвенционализм, революция в науке, парадигма, философия науки (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Критика классической философии и программа преодоления метафизики в философии позитивизма. Основные исторические формы позитивизма.

2.«Позитивная философия» О. Конта.

3.Эволюция неопозитивизма: от «психологизма» эмпириокритиков к аналитической философии.

4.Постпозитивизм и философия науки.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1.В первом вопросе – пояснить сложившуюся в познании (после И. Канта) ситуацию, раскрыть смысл и содержание так называемой «позитивной» программы  выхода из гносеологического кризиса и  указать основные исторические этапы развития позитивизма.

2.Во втором вопросе – изложить основные идеи «Позитивной философии» О.Конта, основателя классического позитивизма и автора «закона трех стадий». Необходимо также прояснить точку зрения О. Конта в вопросе о соотношении науки и философии.

3.В третьем вопросе – раскрыть причины кризиса теоретико-методологических оснований самого позитивизма и проследить эволюцию его представлений о принципах научного познания от эмпириокритицизма к неопозитивизму (теория элементов, верификация, фальсификация, конвенционализм).

4.В четвертом вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать общее заключение о несостоятельности претензии позитивизма  заменить наукой философию, а также о его логическом завершении в постпозитивизме и философии науки.

 

Тема № 17

Современная западная религиозная философия

Ключевые слова: томизм, неотомизм, экуменизм, провиденциализм, креационизм, свобода воли, символ веры, теория двух истин, гармония веры и разума, феномен человека, ноосфера (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Религия и философия как исторические типы мировоззрения. Общая характеристика современной религиозной философии.

2.Неотомизм как официальная философия современной католической церкви.

3.Религия и наука как альтернативные формы познания мира человеком. Синтез современной науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1.В первом вопросе – охарактеризовать  религию и философию как исторические типы мировоззрения, показать общие и отличительные черты этих форм культуры, а также указать основные направления современной религиозной философии.

2.Во втором вопросе – показать стремление к модернизации учения Фомы Аквинского (томизма) и поиск компромиссов с современной наукой в неотомизме (Ж. Маритен,  Э. Жильсон,  Ю. Бохеньский).

3.В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать свою оценку синтеза современной науки и религии на примере оригинального учения французского католического теолога П. Тейяра де Шардена, стремившегося ввести идею развития и эволюции в философию неотомизма.

 

Тема № 18

Проблема человеческого существования в экзистенциализме

Ключевые слова: бытие человека, сущность и существование, экзистенция, «пограничная ситуация», свобода, ответственность, страх, отчуждение, отчаяние, жизнь и смерть, экзистенциализм, гуманизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Человеческое существование как предмет исследования в философии экзистенциализма. Основные школы и представители.

2.Проблема сущности и существования как основной вопрос философии экзистенциализма.

3.Проблема свободы, гуманизма и ответственности в экзистенциальной философии. 

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – охарактеризовать предпосылки возникновения, основные понятия и проблемы экзистенциальной философии, а также показать различия школ и направлений (религиозного  и атеистического экзистенциализма).

2. Во втором вопросе – раскрыть содержание понятий «сущность» и «существование» как центральных категорий экзистенциалистского учения о мире и бытии человека в мире.

3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо раскрыть смысл человеческого существования в экзистенциализме, используя понятия: «пограничная ситуация», свобода, ответственность, страх, отчуждение, отчаяние, гуманизм.

 

Тема № 19

Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI веков (герменевтика, структурализм, постмодернизм)

Ключевые слова: герменевтика, понимание, «герменевтический круг», система, структура, структурализм, постструктурализм, модерн, постмодернизм, деконструкция, ризома, симулякр, «смерть автора», «коллаж» (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Проблема познания и понимания в современной философской герменевтике. «Герменевтический манифест»  Х.- Г. Гадамера.

2.Методологические основания исследования языка и культуры в философии структурализма и поструктурализма.

3.Современная социокультурная ситуация и философия постмодернизма (Ж. Делёз, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.).

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – раскрыть специфику предмета философской герменевтики, связанного с анализом проблем  теории познания и специфической трактовкой понимания как универсального способа освоения человеком мира (текст, истолкование, герменевтический круг).

2. Во втором вопросе – выявить методологические особенности  структурно-функционального подхода к исследованию языка и культуры в структурализме К. Леви-Стросса и поструктурализме М. Фуко.

3. В третьем вопросе, основываясь на приведенных первоисточниках, Вам необходимо  раскрыть основные положения и принципы философии постмодернизма, а также план «деконструкции» классической философии, используя ключевые понятия постмодернистской философии: ризома, симулякр, «смерть автора», «коллаж».

 

Тема № 20

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси

Ключевые слова: культурная традиция, национальное самосознание, национальная идея, гуманизм, Реформация, национальное Возрождение (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1. Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций и становление национального самосознания.

2. Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси.

3. Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении национальной идеи как консолидирующей духовной силы современного белорусского общества (Ф. Скорина, С. Будный, А. Волан и др.).

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе –  связать по смыслу понятия «культурная традиция» и «национальное самосознание», а также показать  формы ассимиляции духовного опыта западноевропейской и русской традиции в культуре Беларуси.

2. Во втором вопросе – показать эволюцию философской мысли Беларуси, начиная с просветительской деятельности Е. Полоцкой и К. Туровского,  затем – белорусской философии эпохи Просвещения, и заканчивая анализом достижений белорусской философии новейшего периода.

3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные первоисточники, Вам необходимо оценить роль и значение национальной философии в формировании современного гуманистического мировоззрения белорусского общества.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика