КУ МВД, философия (контрольная работа, варианты 13-25)
Узнать стоимость этой работы
25.10.2014, 12:24

Вариант 13.

Контрольный вопрос

Философское осмысление мира в категориях бытия и материи

Примерный план

1. Основные проблемы онтологии.

2. Становление материализма.

3. Становление идеализма.

Методические указания

Раскрытие первого вопроса следует начать с определения предмета онтологии. При этом следует проследить основные исторические этапы ее развития. Особо следует остановиться на анализе методологических приемов онтологии. После этого рекомендуется перейти к анализу проблемы бытия в философии. на конкретных исторических примерах следует показать специфику количественного и качественного подходов ее решения. В завершении изложения первого вопроса необходимо уделить внимание структуре и характеру субъективной и объективной сфер бытия, подчеркнув при этом, что психическая жизнь человека является неотъемлемой частью универсума.

Освещение второго вопроса следует начать с определения основных аспектов категории «материя», таких как пространственность, временность, движение, вещественность и т.д. После этого необходимо проследить основные исторические этапы становления категории «материя».

Затем следует перейти к анализу понятия «материализм». Особое внимание необходимо уделить важнейшим составляющим материализма: субстанциальность материи в онтологии, эмпиризм в теории познания, натурализм в этике и социальной философии, атеизм в философии религии.

Характеристику исторических этапов формирования материализма логичнее всего начать с анализа учений греческих и римских натурфилософов. Особое внимание необходимо уделить  атомизму Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Затем нужно последовательно охарактеризовать важнейшие исторические формы материализма: механистический материализм эпох Просвещения, антропологический материализм Л. Фейербаха, вульгарный материализм К. Фохта, Я. Молешотта, диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, научный материализм Х. Патнема и Р. Рорти.

Завершить ответ на второй вопрос необходимо указанием на основные выводы, следующие из материалистических концепций, для понимания человеческого сознания.

Изложение третьего вопроса необходимо начать с освещения онтологических и гносеологических аспектов категории «идея». После этого нужно перейти к анализу важнейших составляющих понятия «идеализм»: субстанциальность идеального начала, рационализм, волюнтаризм или интуитивизм в теории познания, теизм, деизм или пантеизм в философии религии, абсолютизм или априоризм в этике. Характеризуя исторические этапы развития объективного идеализма, рекомендуется осветить учения его основных представителей в истории философии: Платона, Аристотеля, Плотина, Фомы Аквинского, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Г. В. Ф. Гегеля, Б. Кроче, Н. Гартмана. При анализе субъективного идеализма необходимо опереться на учения его основных представителей: Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Э. Гуссерля. Завершить изложение третьего вопроса необходимо основными выводами, следующими из идеалистических концепций, для понимания человеческого сознания.

 

Вариант 14.

Контрольный вопрос

Диалектика как научная система и теория развития

Примерный план

1. Развитие как предмет диалектики.

2. Исторические формы диалектики.

3. Человек в развивающемся мире.

Методические указания

Приступая к изложению первого вопроса, следует исходить из того, что диалектика сложное и многостороннее учение. В первом приближении, диалектика может быть определена как самая богатая, самая всестороннее и глубокое учение о связи и развитии. В этом определенно отражены два основных принципа диалектики: принцип всеобщей универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития. Принцип развития представляет собой восхождение от низшего к низшему, от простого к сложному и в этом отличается от становления и движения. Необходимо особо подчеркнуть, что развитие связано с возникновением принципиально нового и имеет свое внутренне направление. В заверении изложения второго вопроса необходимо раскрыть основные принципы диалектического метода – принцип единства мира, принцип развития, принцип системности и принцип детерминизма.

Раскрывая второй вопрос, необходимо указать первоначальное значение термина «диалектика» и показать основные этапы его эволюции в истории античной философии. В частности, нужно изложить так называемые апории Зенона Элейского, раскрывающие противоречия между бытием и мышлением. Затем необходимо рассмотреть диалектический метод Сократа и подчеркнуть его изначальную диалогическую и педагогическую природу. Особое внимание следует уделить учению Платона, в котором диалектика превратилась в особый философский метод, с помощью которого были открыты основные способы образования понятий, в частности, анализ и синтез. Кроме того, следует подчеркнуть онтологический статус диалектического метода у Платона, его нацеленность на отражение логической структуры космоса. При изложении отношения представителей немецкой классической философии к диалектическому методу следует отметить, что из них только Кант негативно относился к нему. Затем необходимо вскрыть философские предпосылки к использованию И. Г. Фихте диалектики в качестве главного метода спекулятивной философии. Особое внимание нужно уделить диалектическому методу у Г. В. Ф. Гегеля. Здесь необходимо подчеркнуть триадичный характер гегелевской диалектики и ее принципиальный идеализм. При изложении марксистского понимания диалектического метода, необходимо подчеркнуть его зависимость от гегелевского учения.  Специфическим чертам материалистической диалектики следует отнести наличие так называемы трех законов и ориентацию преимущественно на описание социально-исторических процессов. К особенностям понимания диалектики в 20 столетии нужно отнести отказ от ее понимания в качестве системы и возврат к изначальной интерпретации диалектики в качестве диалога (К. Барт) и педагогического средства (Г. Башляр).

При изложении третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что современной формой философского учения о развитии является концепция глобального (универсального) эволюционизма. Согласно этой концепции вся познанная история Вселенной как самоорганизующейся системы – от большого взрыва до возникновения человечества представляется в виде единого эволюционного процесса с генетической и структурной преемственностью четырех видов эволюции – космической, химической, биологической и социальной. Взаимоотношения в системе «мир-человек» в соединении с современными взглядами на развитие нашел свое воплощение в концепции коэволюции (сосуществования) природы и общества. Суть этой концепции состоит в согласовании форм жизнедеятельности человека с фундаментальными закономерностями природы.

 

Вариант 15.

Контрольный вопрос

Основные законы и категории диалектики

Примерный план

1. Принципы диалектики.

2. Категории диалектики.

3. Законы диалектики.

Методические указания

В начале изложения первого вопроса необходимо учесть, что система диалектики кроме принципов, включает законы и категории. Практика показывает, что обучаемы нередко путают эти понятия, поэтому следует твердо усвоить, что категории диалектики – это основные философские понятия. Принципы диалектики – это определенные правила, законы диалектики – это необходимые устойчивые и повторяющиеся связи. В самом общем виде понятие «принцип» можно определить как то, что существует для чего-либо конкретного, то есть то, что служит объяснением. Как правило, принципы неотделимы от предмета объяснения и поэтому их следует рассматривать в непосредственной проявленности в конкретном. В завершении раскрытия первого вопроса необходимо дать краткую характеристику основным принципам диалектики: развития, противоречивости, системности, детерминизма.

В начале изложения второго вопроса следует раскрыть сущность и содержание конкретных категорий, таких как единичное, общее, особенное.  После этого необходимо охарактеризовать сущность и содержание так называемых «парных» категорий – причины и следствия, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление, содержание и форма – нужно учитывать. Что наиболее полновесным ответ будет при соблюдении следующих основных требований. А именно при использовании: исторического подхода к проблеме, т.е. выяснении того, как тот или иной вопрос трактовался в философских системах прошлого; комплексного подхода, при котором категории должны работать как система, единое целое, а не порознь.

При изложении третьего вопроса необходимо помнить, что законы диалектики имеют тесную связь с жизнью и социальной практикой человека как в самом широком смысле, так и специальном смысле, то есть в аспекте профессиональном: в обеспечении законности правопорядка и борьбы с антиобщественными явлениями, противозаконными действиями. Затем следует изложить три основных закона диалектики – закон единства борьбы противоположности, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

 

Вариант 16.

Контрольный вопрос

Проблема сознания в философии

Примерный план

1. Понятие сознания.

2. Природа, сущность, источники сознания.

3. Сознание, самосознание и бессознательное.

Методические указания

Основополагающим методологическим положением усвоения данной темы является уяснения того, что категория сознания позволяется раскрыть удивительную способность человека – воспроизводить в своих идеальных образах объекты и свойства окружающего нас мира, из взаимосвязи взаимодействия. Однако, главные философские сражения разворачиваются при попытке выяснить природу сознания, его происхождение. Именно здесь происходит водораздел между идеализмом и материализмом.

   При определении сущности сознания необходимо помнить, что современная философия носит плюралистический характер и поэтому предлагает диаметрально противоположные способы решения проблемы идеального. В них, как правило, переплетаются религиозные, научные, материалистические подходы к анализу проблемы сознания. Целесообразно особое внимание уделить следующим проблемам: сознание – мышление, сознание-мировоззрение. При этом настоятельно рекомендует не ограничиваться анализом только научного и философского  аспектов, а попытаться шире взглянуть на эти вопросы, тесно увязав их с актуальными социальными проблемами российского общества на рубеже двух веков и в первую очередь с содержанием и особенностями работы правоохранительных органов.

Изложение третьего вопроса следует начать с указания на то обстоятельство, что в структуру сознания входят четыре важнейших блока:

1. информация о мире и своем теле, получаемая с помощью органов чувств; 2. мышление; 3. эмоциональные переживания — страх, гнев, радость и т.п.; 4. ценности и мотивы. После этого следует указать, что над этим полем сознания надстраивается самосознание — осознание и оценка собственного Я. Над сознанием располагается бессознательное — инстинкты, подсознательные желания, волевые импульсы, в существовании которых люди не отдают себе отчета, но которые оказывают мощное воздействие на сознание. В завершении изложения третьего вопроса следует напомнить, что на роль бессознательного в психике человека впервые обратил внимание австрийский психолог З. Фрейд, после работ которого уже никто не отрицание влияние бессознательного на психическую жизнь человека. 

 

Вариант 17.

Контрольный вопрос

Проблема сознания в философии и науке

Примерный план

1. Понятие личности.

2.Творческая природа сознания.

3.Проблема свободы и воли

Методические указания

Изложение первого вопроса следует начать с указания на то, что изучение проблемы личности следует начать с установления понятия «индивид». Индивид — это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов, но отдельность не составляет его существенную характеристику. После этого следует указать, что в истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм — философско-этическая концепция, утверждающая приоритеты личности перед любой формой социальной общности. Затем следует перейти к раскрытию термина «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Особо следует подчеркнуть, что индивидуальность не просто «атомарность» человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Индивидуальность не является «заслугой» человека и самость не является собственностью. В завершении изложения первого вопроса следует указать, что социальная личность складывается в общении людей. по сути она предстает как система социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит.

При изложении третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что творчество представляет собой важнейшее свойство сознания, проявляющееся на всех уровнях. Творчество, опережающее отражение как функция сознания всегда играло важную роль в социальном развитии, в науке, художественном творчестве, в управлении обществом, в делах государственных. Однако, последствия, результаты, итог этой функции сознания в различных сферах социальной жизни различны и даже противоположны. Так, если в некоторых сферах в некоторое время творчество может и не оказать обществу особую пользу и не нанести особый вред, то его неумелое применение в области охраны правопорядка может оказать обществу медвежью услугу. Отсюда в этой сфере деятельности, творчество, опережающее отражение, должно быть не только под особым профессиональным контролем компетентного руководства, но и под неусыпным оком собственной воли, самоконтроля своего ответственного Я.

Изложение третьего вопроса следует начать с указания на то, что особенности личности выражаются, формируются и развиваются только в свободной деятельности. Несвободная, принужденная активность человека ничего не может сказать о его личности. Нужна свобода, чтобы в деятельности выразилась личность. Чтобы лучше понять специфику свободной деятельности, необходимо кратко характеризовать понятие вынужденной активности. В последней все задано извне: цель, условия и средства деятельности. В противоположность вынужденной активности свобода — это возможность выбора. В завершении изложения третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что свобода человека безгранична — ничто внешнее не способно воспрепятствовать свободному самовыражению личности. Сфера этого самовыражения может быть ограничена лишь самой личностью. Каждый человек должен иметь представление о различии между добром и злом и руководствоваться им в своей теоретической и практической деятельности.

 

Вариант 18.

Контрольный вопрос

Проблема познания в философии

Примерный план

1. Основные категории гносеологии.

2. Проблема познаваемости мира.

3. Роль практики в познавательной деятельности.

Методические указания

При изложении первого вопроса необходимо дать определение гносеологии, назвать проблемы, составляющие ее предмет. Указать основные значения термина «гносеология», а также раскрыть его связь с термином «эпистемология».

Затем необходимо раскрыть значение основных категорий гносеологии: субъект, объект, познавательная деятельность. При этом необходимо подчеркнуть, что понимается под первичным, вторичным и третичным объектами, а также кто может выступать в качестве субъекта познания. Особое внимание следует уделить раскрытию структуры познавательной деятельности и описанию важнейших моментов чувственного и рационального познания.

В завершении первого вопроса следует раскрыть суть проблемы соотношения видов познания и указать основные способы ее решения, присутствующие в истории философии.

Начиная раскрытие второго вопроса, необходимо отметить, что большинство философов на вопрос о познаваемости мира дает утвердительный ответ. Следует назвать имена некоторых из них. Затем на примере конкретных философских учений продемонстрировать возможность как реалистической, так и идеалистической интерпретации гносеологического оптимизма.

Затем следует раскрыть сущность скептицизма и привести примеры его проявлений в истории философии. особое внимание желательно уделить феноменализму Д. Юма.

В завершении изложения второго вопроса следует рассмотреть агностицизм И. Канта и указать на то, что он занимает срединное положение между догматизмом и скептицизмом. При этом необходимо указать на моменты, сближающие кантовское учение как со скептицизмом, так и с догматизмом.

При освещении третьего вопроса следует начать с указания на то, что значение практики для познавательного процесса подчеркивают философы самых разных ориентаций. После этого следует отметить, что понятие «практика» выражается через достаточно широкий спектр терминов. Среди них —  «действие», «деятельная жизнь», «опыт», «физическая жизнь». особое внимание следует удалить тому, что с введением понятия практики в теорию познания было установлено, человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность. В завершении раскрытия третьего вопроса следует указать основные функции практики в процессе познания, а также подчеркнуть, что специфически человеческая форма человеческой деятельности осуществляется всегда в определенном социокультурном контексте.

 

Вариант 19.

Контрольный вопрос

Философское учение об истине

Примерный план

1. Корреспондентская концепция истины.

2. Когерентная концепция истины.

3. Прагматическая концепция истины.

Методические указания

В начале изложения первого вопроса необходимо отметить, что чаще всего истиной называют знание, соответствующее действительности.

Затем необходимо подчеркнуть, что по своему содержанию истина объективна, то есть независима от познающего ее субъекта, но по форме она всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Особое внимание следует уделить изложению взглядов Аристотеля на природу истины, поскольку он справедливо считается родоначальником классической концепции. Затем необходимо продемонстрировать, что корреспондентская концепция истины допускает как материалистическую, так и идеалистическую интерпретации. Необходимо привести исторические примеры этих интерпретаций. В завершении изложения первого вопроса необходимо подчеркнуть, что истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями.   

В начале изложения второго вопроса следует указать, что не во всех случаях истину можно определить как соответствие человеческого знания факту, поскольку сам факт, как правило, отбирается на основе уже имеющейся у человека теории, гипотезы или догадки, то есть более ил менее развитой системы знаний. Поэтому когерентная концепция истины, настаивающая на том, чтобы высказывания должны быть непротиворечивыми, имеет право на существование. После этого следует привести исторические примеры идеалистической интерпретации когерентной концепции истины. Наиболее удачным здесь будет выглядеть изложение взглядов на истину представителей немецкой классической философии, в первую очередь И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Затем следует изложить взгляды на понимание истины представителей позитивизма и неопозитивизма, в частности, О. Конта и позднего Л. Витгенштейна. Особое внимание необходимо уделить учению Витгенштейна о языковых играх. В завершении рассмотрения второго вопроса необходимо указать сильные и слабые стороны когерентной концепции истины, подчеркивая ее особое значение в формировании теоретического мышления.       ..

При освещении третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что практика является  неотъемлемой частью постижения истины. Затем следует перейти к изложению взглядов родоначальников прагматической концепции истины — американских философов Ч. Пирса и У. Джеймса. Отличительной чертой учения данных философов является отказ рассматривать познавательную деятельность как отношение к объективной реальности и перенос внимания на чисто внутренние, в значительной мере психологические процессы. В связи с этим Пирс и Джеймс противопоставляют знанию не неведение, а веру. Отсюда следует определение истины как общезначимого принудительного верования, к которому по каждому изучаемому вопросу пришло бы беспредельное сообщество исследователей, если бы процесс исследования продолжался бесконечно. В завершении изложения третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что наиболее ценным в прагматической концепции является понимание истины как работоспособности идеи, ее полезность для достижения цели, которую ставит перед собой человек. 

 

Вариант 20.

Контрольный вопрос

Философские проблемы математики

Примерный план

1. Философия математики как философская дисциплина.

2. Способы понимания предметов математики в истории философии.

3. Основные программы обоснования математики в современной философии.

Методические указания

Изложение содержания первого вопроса логичнее всего начать с раскрытия специфики философского подхода к познанию предмета математики, которая заключается в установлении онтологических и логических оснований математического знания. Затем следует рассмотреть   место философии математики в структуре философских дисциплин. Характеризуя основные проблемы философии математики, необходимо осветить следующие вопросы: определение сущности математических предметов; выявление специфики математического мышления; установление степени обусловленности математического знания культурно-историческими условиями. В завершении раскрытия первого вопроса можно подчеркнуть, что философия математики является одной из древнейших разделов философии науки.

Раскрытие второго вопроса следует предварить краткой характеристикой основных исторических этапов развития философии математики. После этого необходимо последовательно охарактеризовать основные способы понимания природы предметов математики в истории философии. Характеризуя научно-философские представления о числе в эпоху античности, особое внимание следует уделить символической интерпретации числа у пифагорейцев, идеалистическое понимание числа у Платона, доказательство нетождественности числа к эйдосу у Аристотеля, а также  обожествление чисел у неоплатоников. Говоря о специфике понимания предметов математики в средневековой философии, следует коснуться проблемы существования идей в мышлении Бога. Раскрывая субъективную интерпретацию числа в философии Нового времени, нужно как можно подробнее остановиться на проекте математического естествознания, выдвинутом в научно-исследовательских программах Р. Декарта и Г. Галилея, а также на значении дифференциального исчисления, открытого И. Ньютоном и Г. В. Лейбницем для дальнейшего развития философии математики. Завершить раскрытие второго вопроса можно краткой характеристикой психологического подхода к пониманию предметов математики, разработанного в эмпириокритицизме Э. Маха и Р. Авенариуса.

Давая краткую характеристику основным программам обоснования математики в западноевропейской и отечественной философии, следует остановиться на доказательстве идеальной сущности числа в феноменологии Э. Гуссерля, продолжающем оказывать значительное влияние на современное понимание характера математической реальности. Излагая взгляды представителей аналитической философии на природу математического знания, следует уделить внимание концепции математических типов в неореализме Б. Рассела, а также опровержение идеальной природы числа у позднего Л. Витгенштейна. Завершить изложение третьего вопроса следует сопоставлением фундаменталистского и социокультурного подходов к пониманию предметов математики.

 

Вариант 21.

Контрольный вопрос

Проблема человека в философии

Примерный план

1. Сущность и основные вопросы антропологии.

2. Основные трактовки сущности человека.

3. Проблемы происхождения человека и смысл человеческой жизни.

Методические указания

В начале первого вопроса следует указать, что проблема человека в философии не только вечная, но и важнейшая и универсальная. Другими словами, эта тема транзитом проходит через все философские системы прошлого и настоящего. Поэтому многие мыслители проблему человека определяли и определяют как основной вопрос философии. Отсюда следует необходимость осуществить краткий экскурс в историю философии с тем, чтобы обозначить основные антропологические концепции. После этого определите философскую антропологию как учение о человеке. Укажите место человека в научной картине мира. Раскройте философскую концепцию человека как предпосылку его изуче­ния в различных науках.

В начале ответа на второй вопрос следует рассмотреть различные подходы к объяснению сущности человека. В частности, изложить специфику биологического подхода, представленного такими мыслителями, как П.Кабанис, Я.Молешотт, Ч.Ломброзо и др. После этого вполне логично перейти к раскрытию взглядов представителей социального дарвинизма Г.Спенсер, Ж.Гобино и др. Затем необходимо остановиться на анализе психологического подхода к объяснению сущности человека. В частности, охарактеризовать учение З. Фрейда о роли бессознательного в поведении человека. Затем необходимо проследить развитие психоло­гического подхода в решении проблемы человека в неофрейдизме, представленного А.Адлером, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом и др. В завершении изложения второго вопроса следует осветить взаимосвязь социального и биологиче­ского начал в человеке.

Изложите третьего вопроса следует начать с указания на то обстоятельство, что проблемы антропогенеза и смысла человеческого существования являются, с одной стороны, взаимосвязанными, а с другой — служат обоснованием того или иного понимания сущности человека. После этого следует кратко охарактеризовать естественнонаучное учение о человеке как продукте эволюции. В частности, изложить суть гипотезы Ч. Дарвина и проблему «недостающего звена», сформулированную Геккелем. Затем вполне логично перейти к раскрытию трудовой теории Ф. Энгельса о происхождении человека и связанных с ней современных ин­терпретаций. Излагая учение о человеке и его эволюции в концепции Т. де Шардена, подчеркните ее религиозный характер. В завершении изложения третьего вопроса следует привести исторические примеры философских учений, отрицающие смысл человеческой жизни (Перрон, А. Шопенгауэр, Л. Витгенштейн), а также исторические примеры формальных (И. Кант, М. Хайдеггер) и содержательных (Платон, Маркс) концепций, утверждающих смысл человеческого существования.

 

Вариант 22.

Контрольный вопрос

Специфика социального познания.

Примерный план

1. Основные направления социально-философского познания.

2. Общество как предмет социально-философского познания.

3. Социальные отношения и способы их понимания в социально-философском знании.

Методические указания

В начале первого вопроса необходимо дать определение социальной философии. назвать время ее возникновения и раскрыть основные этапы ее становления. После этого следует подчеркнуть, то специфика философского подхода к исследованию общества заключается в установлении причин сущности. Целей и общих закономерностей его развития. Завершая общую характеристику социальной философии, необходимо указать на то, что она играет роль теоретической базы большинства общественных наук, в том числе психологи и социологии.

Раскрывая вклад социальной философии в социальное познание, необходимо подчеркнуть, что он заключается в создании теоретических моделей развития общества. Затем нужно дать краткую характеристику материалистическому, идеалистическому и натуралистическому подходам к пониманию сущности общества и закономерности его развития. указываются важнейшие представители этих направлений и узловые моменты их учений.

В начале изложения содержания второго вопроса дается определение общества как системы, указывается на наличие объективной и субъективной сторон общественного бытия. после этого последовательно характеризуются материально-производственное, социальное и политическая сферы общества. Указываются причины их существования и раскрываются важнейшие функции, которые они играют по отношению к социальному целому.

Приступая к раскрытию третьего вопроса, необходимо раскрыть узкое и широкое значение термина «социальное», указав при этом, какой из них используется преимущественно в социологии и какой – в социальной философии.

После этого следует перейти к характеристики понятия «социальные отношения» и последовательно изложить материалистические, натуралистические и идеалистические подходы к их объяснению. При этом следует указать как на сильные, так и на слабые стороны данных подходов. 

 

Вариант 23.

Контрольный вопрос

Сущность философии истории

Примерный план

1. История как предмет философии.

2. Методологические подходы к понимания истории.

3. Основные этапы развития философии истории.

Методические указания

Начиная изложение первого вопроса, необходимо отметить, что философия истории является более молодой дисциплиной, нежели основные разделы философского знания: онтология, гносеология, этика. Это объясняется тем, что античность не знала понятия развития, то есть появления чего-либо нового. В связи с этим, социально-исторические события рассматривались не как нечто уникальное, а как уже имевшее место. Подлинная философия истории берет свое начало в христианской религиозной мысли, а именно в учении Блаженного Августина и связана с признанием направленности и линейности исторического процесса. к основным проблемам современной философии истории можно отнести такие проблемы, как вопросы методологии исторического познания, смысл и направленность исторического процесса.

В начале изложения второго вопроса следует раскрыть специфику философско-исторической методологии, которая заключается в использовании таких приемов, как дескрипция, идеальная типизация, суждение по аналогии и т.д. После этого будет логично рассмотреть какую-либо конкретную проблему философско-исторического познания, например, проблему единства исторического процесса. при этом необходимо раскрыть значение и трудности ее решения. Затем нужно изложить идеалистический и материалистический варианты монистического подхода к решению данной проблемы, проиллюстрировав их учениями современных отечественных и западных философов. В завершении раскрытия второго вопроса следует кратко охарактеризовать и проиллюстрировать плюралистический подход к решению проблемы единства истории.

В начале изложения третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что историческое восприятие социальной жизни является во многом специфической чертой западноевропейского мышления. После этого необходимо охарактеризовать способы понимания исторического процесса в античности, средневековье и в эпоху Нового времени. Затем следует последовательно раскрыть специфику древнегреческого понимания исторических событий, характерные черты средневековой философии истории, важнейшие принципы новоевропейской философии истории. Завершить ответ на третий вопрос нужно рассмотрением учений крупнейших представителей философии истории ХХ века: Р. Д. Коллингвуда, А. Д. Тойнби, К. Ясперса.

 

Вариант 24.

Контрольный вопрос

Структура общественного сознания

Примерный план

1. Исторические этапы формирования понятия общественного сознания.

2. Характер и функции психологического уровня общественного сознания.

3. Характер и функции идеологического уровня общественного сознания.

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с раскрытия понятия общественного сознания и указания основных исторических этапов его формирования. Рекомендуется начать освещение формирования понятия общественного сознания с изложения учения Канта о разделении разума на теоретический, практический и эстетический. Затем необходимо последовательно раскрыть понятие «объективный дух» у Гегеля, учение Маркса о формах общественного сознания, понятие Dasmann  и подлинная экзистенция у М. Хайдеггера. Особое внимание  следует уделить учениям об «Оно» и «СверхЯ» у Фрейда и концепции «коллективного бессознательного» К. Г. Юнга. В завершении ответа на первый вопрос необходимо сопоставить философский и психологические подходы к исследованию массового сознания.

Начинать изложение второго вопроса нужно с прослеживания взаимосвязи понятий «общественное сознание» и «общественное бытие». После этого необходимо выяснить отношение понятий «массовое сознание» и «общественное сознание», указав при этом моменты их сходства и различия. Характеризуя важнейшие структурные элементы общественного сознания, следует определить общественную психологию как первую ступень общественного сознания. При этом необходимо перечислить и раскрыть  основные функции общественной психологии. В завершении изложения первого вопроса нужно продемонстрировать связь общественной психологии с правосознанием.

Изложение третьего вопроса следует начать, указав характерные черты общественной идеологии, к числу которых относится наличие определенных ценностных ориентиров, присутствие детально разработанной теоретической базы, наличие четко сформулированных форм отношения к действительности. После этого необходимо проследить связь теоретического сознания с идеологией, моменты их совпадения и противоречия. Логическим продолжением данной проблемы является диалектическая взаимосвязь идеологии и общественной психоло­гии, которую следует раскрыть, коснувшись проблемы  влияние идеологии на правовую политику государства.

 

Вариант 25.

Контрольный вопрос

Формы общественного сознания

Примерный план

1. Социально-экономические формы общественного сознания.

2. Познавательные формы общественного сознания.

3. Ценностные формы общественного сознания.

Методические указания

Ответ на первый вопрос рекомендуется начать с определения понятия «формы общественного сознания», в котором следует указать основные виды общественного сознания. После этого необходимо охарактеризовать   экономическое сознание и показать его роль в формировании материально-производственной сфере жизни общества. Характеризуя производственные силы общества, следует дать определение понятиям «работники», «руководители производства», «научные знания», «средства труда», «технология производственного процесса».

Давая определение социальному сознанию, необходимо охарактеризовать основные социальные группы: классы, жители города, деревни, группы работников умственного и физического труда. Отдельно следует остановиться на понятии социальной мобильности, которое выражает важнейшую сторону функционирования общества. Говоря о современном социальном самосознании, необходимо раскрыть понятие «гражданское общество» и изложить его основные интерпретации.

Говоря о политическом сознании, необходимо подчеркнуть особую роль в его формировании негосударственных элементов политической системы: общественных организаций, политических партий, профессиональных групп.

В завершении изложения первого вопроса следует дать определение правовому сознанию. После этого необходимо кратко охарактеризовать его теоретический и психологический уровни, раскрывая при этом важнейшие социальные функции правосознания.

Ответ на второй вопрос нужно начать с определения и перечисления познавательных форм общественного сознания. Затем следует раскрыть причины отнесения религии к познавательным формам общественного сознания и кратко охарактеризовать религиозную психологию и идеологию. Раскрывая философию как форму общественного сознания, необходимо подчеркнуть ее комплексный характер, а затем назвать ее важнейшие функции: образовательную, культуро-созидающую, коммуникативную, мировоззренческую.  Говоря о науке, как об общественном сознании, следует подчеркнуть, что она одновременно является как системой знания, так и формой духовного производства, целью которого служит переустройство природной и социальной реальности.

Начать раскрытие третьего вопроса нужно с указания следующих черт ценностных форм общественного сознания. после этого следует перейти к анализу нравственного сознания и кратко охарактеризовать его объективный и субъективный полюсы, важнейшие функции, а также психологические и идеологический уровни.

Давая характеристику эстетическому сознания, следует подчеркнуть, что человек в повседневной жизни воспринимает мир через призму таких ценностей, как прекрасное, безобразное, комическое, трагическое. Это говорит о незамкнутости эстетического сознания рамками искусства. Затем следует кратко охарактеризовать объективные и субъективный полюсы эстетического сознания и его важнейшие функции: творческую и образовательную. В завершении третьего вопроса необходимо подчеркнуть тесную взаимосвязь ценностных форм общественного сознания.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика