КУ МВД, основы философии (контрольная работа, г.Новороссийск, варианты 1-25)
Узнать стоимость этой работы
05.12.2017, 19:11

Задания включают в себя 51 вариант контрольных работ. Слушатель выполняет контрольную работу по одному из вариантов. Номер варианта определяется в соответствии с номером фамилии слушателя в общем списке группы.

Работа состоит из следующих частей:

Вводная часть — автор отражает актуальность и значимость темы формулирует цель и задачи контрольной работы.

Основная часть — автор раскрывает содержание вопросов темы на основе самостоятельного изучения литературы.

Заключение — автор формулирует выводы по теме, раскрывает актуальность полученных заданий для практической деятельности.

Перечень использованной литературы — автор должен руководствоваться правилами оформления справочно-библиографического аппарата.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1.

Контрольный вопрос

Философия, ее роль в обществе

Примерный план

1. Мировоззрение, его структура и основные формы.

2. Философия как специфическая форма мировоззрения.

3. Сущность и функции философии.

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с определения понятия мировоззрения, описания его общественно-исторического характера и структуры. Следует подробно охарактеризовать основные уровни мировоззрения: мироощущение, миропредставление, миропонимание, а также сопоставить мировоззрение с другими формами знания, прежде всего, с наукой и искусством. 

Второй вопрос следует начать с краткой характеристики дофилософских мировоззрений. После этого нужно определить философию как форму мировоззрения, место философского знания в мировоз­зрении человека, специфику философского знания. Указать на отличие философии от научного, мифологического и религиозного типов мировоззрения. Рассказать о структуре философского знания. В завершении следует озвучить основной вопрос философии, раскрыть его стороны, а также предмет и область исследования философии.

Третий вопрос предполагает рассмотрение философии в контексте культуры. Укажите на источники философского знания, взаи­моотношение философии и конкретных естественных, социальных и гума­нитарных наук. Следует осветить методологическую роль философии по отношению к психологическим, экономическим, политическим, педагогическим и правовым наукам. Расскажите о социальной обусловленности философ­ских учений, месте и роли философии в системе культуры. Раскройте причину множе­ственности философских учений. Попытайтесь определить значение философского знания для своей специальности.

 

Вариант 2.

Контрольный вопрос

Мировоззрение и его исторические формы: миф, религия, философия

Примерный план

1. Понятие «мировоззрение», его структура и проблемы формирования.

2. Миф как исторически первая форма мировоззрения.

3. Религия и ее роль.

4. Философия как понятийное осмысление действительности.

Методические указания

Раскрыть понятие «мировоззрение», его общественно-исторический характер, структуру и уровни. Показать преемственность исторических типов мировоззрения, роль мифа, религии и знания для зарождения философии. Отразить основные черты мифа и религии.

Раскрывая специфику философского знания, показать, в чем отличие философского подхода к той или иной теме от других типов мировоззрения.

 

Вариант 3.

Контрольный вопрос

Предмет и метод философии

Примерный план

1. Философия как универсальное, предельно общее осмысление бытия.. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие  и сознание, самосознание.

2. Основные вопросы философии.

3. Проблема метода в философии и функции философии.

Методические указания

Раскрытие темы целесообразно начать с определения понятия «философия», определить предмет и объект, структуру философии, специфику философского знания,  отличие философского подхода к той или иной теме от других типов мировоззрения. Необходимо показать методы философии, раскрыть понятия диалектики и метафизики, обратиться к основным философским вопросам о соотношении материального и идеального, о возможностях познания мира. Дать анализ двух направлений в философии: идеализма и материализма. Показать в чем ценность философии, ее функции в процессе осмысления действительности и место в системе культуры.

 

Вариант 4.

Контрольный вопрос

Философия Древнего Востока

Примерный план

1. Специфика восточной философской мысли.

2. Религиозно-философские системы Древнего Китая.

3. Религиозно-философские системы Древней Индии.

Методические указания

В начале изложения первого вопроса охарактеризуйте древневосточную религиозно-философскую мысль. Назовите трудности, стоящие на пути ее определения в качестве философии в западноевропейском значении этого слова. Раскройте такие специфические черты древневосточной мысли, как связь с религиозной традицией, ориентация на мистическую практику, символизм. Укажите причины актуальности древневосточной религиозно-философской мысли для современной западноевропейской философии.

Изложение второго вопроса следует начинать с общей характеристики древнекитайского мировоззрения. Его важнейшими чертами являются направленность на достижение практических результатов и реальных жизненных благ, таких как здоровье, долголетие, спокойствие, мудрость. Мир в представлении китайцев предстает реальным, но имеющим энергетическую природу. Затем следует остановиться на характеристике центральных категорий древнекитайской философии, таких как дао, инь, янь и др. После этого нужно раскрыть различие подходов в понимании дао в даосизме и конфуцианстве. Необходимо заострить внимание на различии социально-философских взглядов Лао-цзы и Кофуция.

Третий вопрос следует раскрывать с указания на субъективный характер древнеиндийского мировоззрения, на производность реальности на сознание. Затем нужно назвать важнейшие черты основных периодов развития древнеиндийской религиозно-философской мысли. После этого нужно кратко охарактеризовать шесть так называемых ортодоксальных школ в брахманизме. При изложении философии буддизма следует рассмотреть такие понятия, как «восемь НЕ», «сознание Будды», «дхармы», «майа».

 

Вариант 5.

Контрольный вопрос

Философия Древней Индии

Примерный план

1. Общие черты и вопросы древнеиндийской философии.

2. Ортодоксальные философские школы Древней Индии.

3. Древнеиндийские неортодоксальные философские школы.

Методические указания

При написании работы по данной теме важно выявить специфику философии Индии: религиозный мистицизм, традиционализм, веротерпимость, указать на проблемы, которые рассматривались в философии Древней Индии. Необходимо уяснить содержание основных категорий древнеиндийской философии: брахман, атман, карма, сансара, мокша. Дать понятие о Ведах как об основном источнике древнеиндийской философии.  Раскрыть содержание философских ортодоксальных (признающих авторитет вед) школ: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика и неортодоксальных (джайнизм, буддизм, локаята).

 

Вариант 6.

Контрольный вопрос

Философия Древнего Китая

Примерный план

1. Общие черты и проблемы философии Древнего Китая.

2. Этический рационализм философии Конфуция. Понятие «добродетельного и  мудрого человека». Критика конфуцианства в системе легизма.

3. Даосизм как основное философско-мистическое направление древнекитайской мысли. Принцип «недеяния» как способ «следовать дао».

Методические указания

Необходимо дать общую характеристику древнекитайской философии, выделить основные черты и понятия: «инь-янь», «небо», «дао» и др. Далее следует раскрыть основные идеи  конфуцианства, его подходы к определению социального порядка, добродетелей.  Рассмотреть основные идеи легизма в сравнении с конфуцианством.  Наконец, обратиться к философии даосизма.

 

Вариант 7.

Контрольный вопрос

Античная философия

Примерный план

1. Общая характеристика  античной философии.

2. Поиск абсолютных первоначал в ранней греческой философии.

3. Платон  - основоположник объективного идеализма.

4. Философская система Аристотеля.

Методические указания

При раскрытии темы следует показать значение античной философии в становлении философского знания, обозначить причины формирования античной философии и ее основные черты. Раскрыть космоцентрический характер древнегреческой философии и содержание основных проблем: учение о первоначале: милетская школа, Демокрит, натурфилософские тенденции в поиске первоначала.  Идеи о бытии в философии элеатов: Парменид, Зенон Элейский. Учение о диалектике (Гераклит).

Философия Платона и Аристотеля  как две противоположные традиции в истории античной философии. Платоновское учение об «эйдосах» как «истинном бытие» и критика этого учения со стороны Аристотеля.

 

Вариант 8.

Контрольный вопрос

Греческая натурфилософия

Примерный план

1. Общая характеристика античной философии.

2. Проблема первоначала в ранней натурфилософии.

3. Поздняя натурфилософия.

Методические указания

Начните изложение первого вопроса с раскрытия причин возникновения философии в Древней Греции. Дайте краткую характеристику мифогенной, гносеогенной, социально-экономической и географической теориям возникновения древнегреческой философии. После этого дайте анализ таких основных характерных черт античной философии, как космоцентризм, рационализм, пантеизм, эстетизм. Затем необходимо кратко изложить античную картину мира, подчеркивая ее рациональный характер и одновременно прямую связь с мифологическим сознанием. Завершить изложение первого вопроса следует указанием хронологических границ античной философии и краткой характеристикой важнейших периодов ее развития.

Раскрытие второго вопроса нужно начать с краткой характеристикой проблемы первоначала в древнегреческой философии. Затем необходимо изложить качественный подход к ее решению, поддержанный Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, Гераклитом. Особое внимание следует уделить космической интерпретации души у милетцев и учению Гераклита о «влажной» и «сухой» душе. После этого будет вполне логичным перейти к анализу количественного подхода, представленного Ксенофаном Колофонским, Парменидом и Зеноном Элейским. Более подробно следует осветить онтологические и гносеологические аспекты учения Парменида о едином бытии.

Характеризуя гармонический подход к решению проблемы первоначала, необходимо раскрыть символическое понимание числа, разработанное Пифагором, Гикетом и Филолаем. Особое внимание следует уделить пифагорейскому учению о метапсихозе. В завершении изложения второго вопроса, необходимо подчеркнуть натуралистический характер понимания души у ранних греческих философов.  

Изложение третьего вопроса нужно начать с раскрытия причин перехода от монистической к плюралистической точки зрения на проблему архе (первоначала).  Обозначьте основные формы ее решения в поздней натурфилософии. Последовательно изложите взгляды Эмпедокла на устройство мира и причины изменений, возникающих в нем. Особое внимание необходимо уделить атомистической концепции Демокрита, в частности, его учению о душе и обусловленности человеческой воли. Затем следует раскрыть понятия философии Анаксагора «нус» (ум) и «гомеомерии». При этом следует подчеркнуть идеалистические тенденции в учении Анаксагора, приведшие греческую философию к отказу от натуралистического понимания души. 

 

Вариант 9.

Контрольный вопрос

Классическая греческая философия.

Примерный план

1. Философские взгляды софистов и Сократа.

2. Проблема идеального начала в классический период античной философии.

3. Понимание пути достижения человеческого счастья в школах эллинистического периода.

Методические указания

При изложении первого вопроса раскройте значение термина «антропологический поворот», укажите причины и характер изменений, произошедших в греческой философии  в 5 веке до н. э. Изложите основные моменты учения софистов опознании, истине и смысле человеческой жизни. Кратко охарактеризуйте важнейшие разделы философии Сократа: учения о понятии, диалектическом методе и добродетели. Раскройте закономерности перехода от антропологического к объективному идеализму.

Изложение второго вопроса нужно начать с указания как преемственности, так и принципиального различия во взглядах Сократа и Платона. в частности, следует указать на дополнение Платоном сократовского учения о понятии  собственной концепцией идей. После этого необходимо раскрыть основные аспекты идеального начала по Платону: идея как понятие, идея как род, идея как эйдос, идея как благо, идея как идеал. В процессе раскрытия содержания философии Платона особое внимание нужно уделить его учению «О душе», а именно доказательству ее бессмертия, наличию в ней вожделеющей и разумной частей, а также на зависимость перерождения души от поведения и ценностных ориентиров индивида.

Раскрытие философской системы Аристотеля как правило, обычно начинают с критики концепции Платона. после этого следует изложить онтологические и космологические взгляды Стагирита, в частности, его учение об индивидуальной вещи как подлинной сущности, представляющей собой единство формы и материи.

Особое внимание при изложении Аристотеля необходимо уделить его философско-психологическим взглядам, в частности, нужно подчеркнуть космологическое понимание души Аристотелем. После этого следует последовательно охарактеризовать растительную, животную  разумную части души. В завершении раскрытия третьего вопроса необходимо подчеркнуть как рационалистический характер философской психологии Аристотеля, так и ее значение для последующего развития психологической мысли.   

При изложении третьего вопроса дайте краткую характеристику эллинистической философии. Раскройте причины поиска методов достижения умиротворения души в качестве главного предмета философствования. Назовите представителей кинизма, укажите причины, заставившие их подвергнуть критике современные им социальную жизнь и теоретическую мысль. После этого дайте краткую характеристику раннему, среднему и позднему стоицизму. Более подробно следует остановиться на анализе учений римских стоиков Сенеки, Эпиктете и Марке Аврелии. При этом необходимо раскрыть специфику стоического понимания добродетели. Характеризуя взгляды античных скептиков, необходимо привести доводы в пользу недостоверности данных разума и чувств. При изложении взглядов Эпикура, следует начать с изменений, внесенных им в атомизм Демокрита, а затем перейти к его учению о душе и добродетельной жизни. Особое внимание необходимо уделить онтологическим и философско-психологическим взглядам неоплатоников, поскольку они оказали сильнейшее воздействие на развитие средневековой религиозно-философской мысли. В завершении ответа на третий вопрос следует коснуться социально-политических причин обращения античных философов к поискам путей умиротворения души.

 

Вариант 10.

Контрольный вопрос

Античная классическая философия о человеке и обществе

Примерный план

1. Антропологизм античной философии.

2. Проблема человека, нравственных и правовых норм в античной философии.

3. Социально-философские идеи в античной философии.

Методические указания

При раскрытии темы следует показать, в чем заключается переход к антропологизму в античной философии и его специфика на примере учений о человеке Сократа, Платона, софистов, киников. Далее необходимо раскрыть содержание учения о человеке у стоиков и эпикурейцев. Платон и его концепция государства. Аристотель о правовых и нравственных нормах («Политика»).

 

Вариант 11.

Контрольный вопрос

Мир средневековой философии

Примерный план

1. Социальные и гносеологические основания средневековой философии.

2. Основные проблемы средневековой философии и пути их разрешения. Доказательства бытия Бога.

3. Патристика и схоластика  - два этапа в развитии средневековой философии.

Методические указания

При раскрытии темы следует показать специфику средневековой философии: ее религиозный характер, консервативность, ретроспективность. Идейные основы философии средних веков. Необходимо также рассмотреть понятия: «теоцентризм», «креационизм», «теодицея». Дуалистическая природа  человек как творения Бога. Соотношение веры и разума. Спор об универсалиях. Патристика. Учение Августина о Боге, душе и теле, о свободе воли. Средневековая философия истории. Эсхатология. Время и вечность. Специфика средневековой схоластики. Обоснование идеи Бога. Философия Фомы Аквинского. Соотношение сущности и существования. Томизм.

 

Вариант 12.

Контрольный вопрос

Философия Средних веков

Примерный план

1. Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии.

2. Средневековый реализм.

3. Средневековый номинализм.

Методические указания

При изложении первого вопроса охарактеризуйте средневековую философию как переход от космологического к теологиче­скому универсуму. Раскройте соотношение трех составных частей мироздания в средневе­ковой философии: Бога, природы и человека. Дайте краткую характеристику основным положениям христианского вероучения: теоцентризму, креационизму, сотериологизму, провиденциализму, эсхатологизму. Раскройте такие основные черты христианской средневековой философии, как мистицизм, догматизм, умозрительность. Сопоставьте их с основными чертами античной философии. После этого назовите главные этапы развития средневековой философии — апологетику, патристику, схоластику и кратко охарактеризуйте их. В завершении изложения первого вопроса раскройте специфику христианского понимания души и его положительное и негативное значение для дальнейшего развития психологической мысли.  

В начале изложения второго вопроса раскройте религиозный и философский смысл проблемы универсалий, подчеркнув, что разрешение этой проблемы открывало для средневекового человека возможность обнаружения граней сопричастности земного и горнего миров. После этого необходимо перейти к определению   специфики решения проблемы универсалий в средневековом реализме, которая заключалась в признании существования универсалий в не и до вещи, то есть в Боге. Установите связь данного тезиса средневековых реалистов с онтологическим доказательством бытия Бога, выдвинутым Ансельмом Кентерберрийским. Назовите основные положения религиозно-философской доктрины Фомы Аквинского, позволяющие определить его взгляды как умеренно реалистические. Особое внимание следует уделить доказательствам бытия Бога, выдвинутым Фомой Аквинским и его этическим взглядам.

При изложении третьего вопроса прежде всего нужно уделить внимание специфике решения проблемы универсалий средневековым номинализмом. В частности, нужно указать основные аргументы Уильяма Оккама против самостоятельного существования универсалий. После этого следует представить номиналистические взгляды У. Оккама в целостном виде, уделив особое внимание его высказыванию о том, что не следует «умножать сущностей без необходимости». В процессе сопоставления сильных и слабых сторон в аргументации реалистов и номиналистов необходимо обратиться к концептуальному подходу к решению проблемы универсалий, выдвинутому Иоанном Дунсом Скоттом. В завершении рассмотрения третьего вопроса следует раскрыть значение проблемы универсалий для дальнейшего развития философского знания.

 

Вариант 13.

Контрольный вопрос

Философия Возрождения.

Примерный план

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

2. Неоплатонизм Н. Кузанского и Дж. Бруно.

3. Социально-философские идеи эпохи Возрождения.

Методические указания

Раскрытие первого вопроса следует начать с указания на то обстоятельство, что философия эпохи Возрождения представляет собой переход от теоцентризма к антропо­центризму. Необходимо рассказать о гуманизме философии эпохи Возрождения. Прежде всего, следует уяснить, что термин «Возрождение» означает возврат к якобы уже существовавшему, не целиком новому, а к чему-то прежде бывшему. Это существовавшие прежде идеи античного искусства. После этого следует раскрыть важнейшие характерные черты философии эпохи Возрождения: пантеизм, антропоцентризм, гуманизм, эзотеризм. В завершении изложения первого вопроса необходимо подчеркнуть важность философии эпохи Возрождения как прямой предшественницы современного рационального мышления. 

Изложение второго вопроса предпочтительнее начать с указания на теоретические предпосылки возврата к пантеистической доктрине неоплатоников. После этого следует перейти к изложению основных моментов философии Н. Кузанского: совпадение абсолютного минимума и абсолютного максимума в Боге, соотношение интеллекта, рассудка и ума, учение об ученом неведении. Характеризуя пантеистическую систему Дж. Бруно, следует особенно остановиться на таких ее составляющих, как  тождество Бога и мира (онтология), бесконечность Вселенной (космология), человек как микрокосм (антропология), культ разума (философия науки). В завершении изложения второго вопроса необходимо подчеркнуть черты сходства и различия между панентеизмом Н. Кузанского и пантеизмом Дж. Бруно и их отношение к христианскому вероучению.

В начале изложения третьего вопроса необходимо раскрыть социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения интереса к социально-философской проблематики  в эпоху Возрождения. После этого следует перейти к демонстрации автономности политической мысли от этико-религиозных норм в учении Никколо Макиавелли. Характеризуя идеалы социально-политического устройства в утопических учениях Т. Мора, Т. Кампанеллы, необходимо указать на их генетическую зависимость от концепции идеального государства Платона. При этом необходимо указать оригинальные черты в утопических построениях философов эпохи Возрождения.   

 

Вариант 14.

Контрольный вопрос

Гуманизм и антиклерикализм Ренессансной философии

Примерный план

1. Натурфилософия Возрождения. Крушение религиозной картины мира.

2. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

3. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского.

Методические указания

Раскрытие темы следует начать с изложения характерных черт эпохи. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения: пантеизм Дж. Бруно, диалектика Н. Кузанского, гелио­центризм Н. Коперника, Г. Галилея, деизм Б. Телезио. Социально-политические идеи Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанелла, Эразма Роттердамского.

 

Вариант 15.

Контрольный вопрос

Философия Нового времени

Примерный план

1. Основные характерные черты философии Нового времени.

2. Новоевропейский эмпиризм: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

3. Новоевропейский рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц.

Методические указания

Для ответа на первый вопрос необходимо сначала проследить становление современного естественнонаучного и социального знания, современной метафизики. Расскажите о зарождении эмпирического метода познания и ар­гументации знания (Г. Галилей), силе знания в науке против силы авторитета в схоластике. Подробнее остановитесь на различии между понятиями «опыт» и «эксперимент». Подчеркните экспериментальный характер новоевропейской науки. Раскройте научное значение деистической картины мира. Уделите особое внимание механистическому объяснению природных и физиологических процессов в эпоху Нового времени. В завершении изложения первого вопроса раскройте основные черты новоевропейской философии: антропоцентризм, деизм, сциентизм, методологизм.

В начале изложения второго вопроса дайте общую характеристику новоевропейскому эмпиризму, укажите на его связь со средневековым номинализмом. Отдельно становитесь на критике Ф. Бэконом схоластической философии. Интерпретируйте его известный афоризм: «зна­ние-сила». Следует также упомянуть учение об идолах человеческого разума как средстве его очище­ния от заблуждений. Объясните, каким образом Бэкон обосновывал эмпиризм и в чем суть индуктивного метода. Назовите изменения, привнесенные в эмпирическую методологию Т. Гоббсом. Более подробно остановитесь на понятии материи у данного мыслителя. Раскройте основные принципы философии Джона Локка. Каким образом понимал Локк психологический и физический опыт? Охарактеризуйте сознание до опыта по Локку. Остановитесь на различии между так называемыми первичными и вторичными качествами. Объясните причину скептических выводов Локка в области онтологии.

Начните раскрытие третьего вопроса с краткой характеристики новоевропейского рационализма. Укажите его принципиальные отличия от средневекового реализма. Осветите развитие рационализма и обоснование дедуктивного ме­тода в философии Р. Декарта. Сравните «философию разума» Р. Декарта и «философию сердца» Б. Паскаля. Вкратце изложите онтологические, гносеологические и этические взгляды Б. Спинозы, противопоставьте их учению Лейбница о монадах и теодицеи (оправдание Бога).

 

Вариант 16 .

Контрольный вопрос

Основные проблемы западноевропейская философия Нового времени

Примерный план

1. Проблема метода познания в философии Нового времени. Дедукция и индукция.

2. Учение о субстанции: монизм, дуализм и плюрализм.

3. Социально-философские идеи Нового времени.

Методические указания

Для раскрытия темы следует начать с причин формирования буржуазного общества. Критика религии, догматизма, средневековой схоластики философами Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Научная революция ХVII века (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии (Ф. Бэкон, Р.  Декарт).  Эмпирическая гносеология Дж. Локка и субъективно-идеалистическое завершение сенсуалисткой философии Дж. Беркли. Понятие субстанции в философии ХVII - ХVII вв. Создание механически-материалистической картины природы. Социальные идеи Т. Гоббса, Дж. Локка.

 

Вариант 17.

Контрольный вопрос

Философия Просвещения

Примерный план

1. Специфические черты философии эпохи Просвещения.

2. Философия французского Просвещения.

3. Философия английского Просвещения.

Методические указания

В начале изложения первого вопроса охарактеризуйте в общем эпоху Просвещения. Подчеркните ее скептический и атеистический характер. Проследить историю становления понятия материи в эпоху Просвещения. Кратко охарактеризуйте механистическую картину мира и коснитесь проблем распространения принципов механицизма на социально-исторические процессы.  Раскройте просвещенческий идеал «естественного разума».

При изложении второго вопроса рассмотрите философию Вольтера, учение Ж. Ж. Руссо об «общественном договоре», концепцию «че­ловек-машина» Ламетри. Объясните сущность понятий «энциклопедизм», «деизм». Учение о природе во французском материализме следует иллюстрировать изложением точек зрения К.Гельвеция, П.Гольбаха. Как понималась материя, ее свойства и строение? Раскройте значение термина «де­терминизм». Подумайте о том, что характерно для гносеологии француз­ских материалистов и их учения об истине, как мыслители Просвещения понимали взаимодействие человека и общест­ва, проблему ответственности человека?

В начале изложения третьего вопроса дайте общую характеристику английскому Просвещению, подчеркните его особое значение в процессе становления просвещенческого мировоззрения в целом. Раскройте основные принципы спиритуалистической концепции Дж. Беркли.  В чем она противоречила, а в чем совпадала с основными идеями своей эпохи? Изложите скептические взгляды Д. Юма. Чем Юм объяснял невозможность установления основы наблюдаемых явлений. Особо остановитесь на критике шотландским философом принципов детерминизма . В чем, по вашему мнению, заключается положительные и отрицательные моменты юмовского скептицизма? 

 

Вариант 18.

Контрольный вопрос

Философия Просвещения во Франции

Примерный план

1. Черты эпохи и философии французского Просвещения.

2. Материалистические идеи эпохи Просвещения.

3. Вольтер и Руссо. Проблема человека и общества.

Методические указания

При раскрытии темы следует обратиться к характеристики эпохи Просвещения, основных идеях, утвердившихся в общественном сознании. Следует обратить особое внимание на черты французского Просвещения. Далее необходимо рассмотреть философские идеи о природе, материализм деистический и атеизм. Человек и общество в философии Вольтера и Руссо.

 

Вариант 19.

Контрольный вопрос

Немецкая классическая философия.

Примерный план

1. Специфические черты немецкой классической философии.

2. Критическая философия И. Канта.

3. Посткантовская философия.

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с описания основных характерных черт немецкой классической философии: рационализма, систематичности, онтологичности, диалектичности, гуманистической направленности. Особо следует подчеркнуть изменения в понимании сознания, произошедшие в эпоху немецкой классической философии. Формулируя понятия трансцендентального сознания, нужно противопоставить его эмпирическому, то есть реальному человеческому сознанию. В качестве основных характеристик трансцендентального сознания следует назвать его всеобщность, необходимость и идеальность. Логику развития немецкой классической философии можно представить как абсолютизацию понятия трансцендентального сознания.

Изложение второго вопроса желательно начинать с раскрытия таких понятий кантовской философии, как «трансцендентальное» и «априорные формы познания». Следует раскрыть структуру трансцендентального сознания по Канту и подробно охарактеризовать его основные уровни: чувства, рассудок и разум, а также соответствующие им априорные формы познания: пространство и время, понятия и идеи. После этого следует объяснить причины агностических выводов, делаемых Кантом, и раскрыть смысл понятий «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». Особо следует остановиться на так называемых антиномиях чистого разума и  следующей из этого критике спекулятивного разума. После этого нужно раскрыть  суть учения о так называемом «практическом разуме» и более подробно остановиться на таких понятиях, как «добрая воля» и «категорический императив».

Начать изложение третьего вопроса представляется наиболее удобным с критики И. Фихте таких положений философии Канта, как «вещь-в-себе», противоположность практического и теоретического разума, невозможность спекулятивного познания. После этого следует раскрыть  понятия трансцендентального или абсолютного Я, порождающего из себя мир реальных вещей. При этом необходимо подчеркнуть принципиальную разницу между эмпирическим и трансцендентальным Я. Затем следует назвать основные этапы диалектического самопознания абсолютного Я. При изложении философии Ф.Шеллинга нужно особое внимание уделить понятию Абсолюта, включающего в себе субъективное и объективное бытие.

Философию Г. Гегеля удобнее всего начать излагать с критики шеллинговского понятия Абсолюта с целью демонстрации логической необходимости перехода к понятию Абсолютного Духа. Затем нужно остановиться на характеристике гегелевской системы и ее отношения к диалектическому методу. Основные части системы Гегеля: логика, философия природы, философия духа, философия права, философия религии. Проблема духовного развития индивида в учении Гегеля.

 

Вариант 20.

Контрольный вопрос

Философия И. Канта

Примерный план

1. Общая характеристика немецкой философии и ее основные вопросы.

2. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант. Гносеология И. Канта.

3. Этические идеи И. Канта.

Методические указания

При изложении темы следует начать с общей характеристики немецкой классической философии. Выделить основные проблемы немецкой классики: диалектика, гносеология, этика. Проблема предмета и метода науки в философии И. Канта. Эмпирическое и трансцендентное. Чувственность, рассудок, разум. Категорический императив И. Канта. Влияние его философии на последующую философию.

 

Вариант 21 .

Контрольный вопрос

Философская система Г. Гегеля

Примерный план

1. Общая характеристика немецкой философии и ее основные вопросы.

2. Объективный идеализм Г. Гегеля. Диалектический метод и система.

3. Основные идеи философии истории Г. Гегеля.

Методические указания

При изложении темы следует начать с общей характеристики немецкой классической философии. Выделить основные проблемы немецкой классики: диалектика, гносеология, этика.

Содержание философии Гегеля, ее основные идеи. Определение научной философии Гегеля через систему, метод и предмет. Абсолютная идея и ее отношение к обществу и природе. Завершение европейского рационализма в философии Гегеля. Основные идеи философии истории.

 

Вариант 22.

Контрольный вопрос

Постклассическая философия 19 века.

Примерный план

1. Специфические черты постклассической философии.

2. Сциентические направления постклассической философии.

3. Иррационалистические направления постклассической философии.

Методические указания

Изложение первого вопроса следует начинать с констатации факта разочарования научного и философского сообщества в способности идеализма раскрыть основные принципы и закономерности развития природы и общества. После этого следует охарактеризовать два основных течения постклассической философии, первое из которых было ориентировано на научное знание и потому получило наименование сциентизма. К нему следует отнести антропологический материализм Л. Фейербаха, позитивизм, диалектический материализм и неокантианство. Второе течение было ориентировано на критику науки и опиралось на интуитивное раскрытие смысла исторического процесса и человеческой жизни. К нему следует отнести так называемую философию жизни, представленную А. Шопенгауэром и Ф. Ницше.   

Изложение второго вопроса следует начинать с изложения взглядов Л. Фейербаха, подвергнувшего критике абсолютный идеализм Гегеля. Затем необходимо показать закономерность возникновения на почве философии Фейербаха так называемого диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Необходимо подробно раскрыть основные принципы так называемого исторического материализма и охарактеризовать материалистический взгляд на развитие человеческой истории. После этого излагается классовая теория Маркса и Энгельса, их учения о социально-исторических формациях, а также о производственном базисе и духовной надстройке общества в каждом периоде человеческой истории. Раскрытие сути позитивистской концепции удобнее начинать с противопоставления так называемых позитивных наук, основанных на обобщении фактов умозрительному философскому знанию. Затем нужно раскрыть так называемый закон трех стадий, открытый О. Контом. Особое внимание нужно уделить его концепции социологического знания и требованию научного управления социальными процессами. После этого нужно кратко охарактеризовать взгляды других представителей «первого позитивизма» Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля.

Изложение взглядов представителей иррационалистического направления постклассической философии удобнее всего начинать с вскрытия причин недостатков рационалистического объяснения закономерностей исторического процесса, главной из которых явилось рассмотрение человеческого индивида в качестве одного из механизмов социальной машины. После этого следует подчеркнуть антропологический характер иррационалистической философии. Изложение взглядов А. Шопенгауэра нужно начинать с подчеркивания его связи с немецкой классической философией, из которой он заимствует понятие трансцендентального сознания. В шопенгауэровской философии, также как и в философии Канта, трансцендентальное сознание конструирует окружающий мир, но основанием этого конструирования является не вещь в себе, но иррациональная воля к жизни. После этого нужно указать на очные корни этики Шопенгауэра. При изложении взглядов Ф. Ницше необходимо осветить следующие пять важнейших моментов его философии: Бог Мертв, переоценка всех ценностей, воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение.  В заключение необходимо подчеркнуть значение философии Ницше для дальнейшего развития философской мысли.

 

Вариант 23.

Контрольный вопрос

Философия марксизма

Примерный план

1. Основные этапы формирования философского учения К. Маркса.

2. Проблема личности и общества в раннем и зрелом марксизме («отчужденный труд», «прибавочная стоимость»).

3. Диалектико-материалистическое понимание роли практики в развитии человеческого познания и общества.

Методические указания

Чтобы раскрыть содержание темы, следует начать с теоретических источников возникновения философии марксизма. Значение философии в процессе преобразования действительности. Идея коммунизма - как цель и идеал преобразования общества. Далее следует раскрыть содержание понятий «отчужденный труд» и «прибавочная стоимость» и показать их связь с решением проблемы личности и общества. Что такое практика в марксизме, как она влияет на развитие познания и общества.

 

Вариант 24.

Контрольный вопрос

Современная  западная философия

Примерный план

1. Специфические черты современной западноевропейской философии.

2. Сциентистские направления западноевропейской философии.

3. Антисциентистские направления западноевропейской философии.

Методические указания

При изложении первого вопроса необходимо подчеркнуть, что у западноевропейской философии 20 столетия нет одного ведущего стержня, единой идеи или проблемы. В этом заключается ее недостаток и одновременно преимущество. Важнейшими проблемами западноевропейской философии в 20 столетии явились проблемы: смысла человеческого бытия, значения, коммуникации, понимания, бессознательного и т. д. Данные проблемы явились следствием как развития науки, так и результатом бурных социально-экономических и политических процессов. Наиболее важной темой западноевропейской мысли в прошедшем столетии является тема человека.

Раскрывая второй вопрос, необходимо отметить непосредственную связь философских течений 20 века с направлениями предшествующей эпохи. Так, позитивистская традиция получила свое дальнейшее развитие в так называемом прагматизме, представленном американскими философами Ч. Пирсом, Д. Джемсом и Д. Дьюи. Кроме того, учение Конта было переосмыслено в так называемом втором позитивизме, представителями которого считаются Э. Мах и Р. Авенариус. Но наибольшее развитие позитивистская традиция получила в неопозитивизме Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и М. Шлика. В неопозитивизме обычно различают логический и лингвистический позитивизм. Первый из них направлен на анализ соответствия терминов той или иной предметности, а второй – на установление закономерностей употребления терминов. Начиная с середины 20 века, неопозитивизм трансформируется в так называемую философию науки, целью которой является создание научных программ. Среди представителей этого направления обычно выделяют: Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса и П. Фейрабенда.

Антисциентистские направления в 20 столетии были представлены такими философскими школами, как феноменология, экзистенциализм, постмодернизм. В задачу трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля входило описание различных явлений (феноменов) такими, какими они предстают человеческому сознанию. Благодаря этому феноменологической философии удалось описать внутреннюю жизнь человеческого сознания и на основании этого осуществить критику социальной жизни западноевропейского общества. Своеобразным продолжением идей Э. Гуссерля явилось философское направление, получившее наименование экзистенциализма – философии существования, которая была представлена в религиозной и атеистической формах. Свою задачу экзистенциализм видел не в описании человеческого мышления, но в описании существования человеческого индивида, его отношения к другим людям, миру и Богу. Наиболее оригинальным направлением антисциентистской философии явился так называемый постмодернизм – философия постсовременности. Постмодернисты, как правило, строят свои рассуждения в рамках других философских школ – феноменологии, философии франкфуртской школы, аналитической философии и т.д. Свою задачу постмодернисты видят в обнаружении скрытых недостатков западноевропейского мышления: в оправдании социальной несправедливости, подавления человеческих желаний, в европоцентристском взгляде на другие культуры и ход мировой истории и т.д.

 

Вариант 25.

Контрольный вопрос

Русская философия ХIХ—ХХ веков.

Примерный план

1. Специфические черты русской философии.

2. Русская философия 19 века.

3. Русская философия 20 века.

Методические указания

Изложение первого вопроса следует начать с раскрытия таких характерных черт русской философии, как: связь с культурой, литературой и религией, антропологизм, космизм. Затем нужно выделить следующие этапы развития русской философии: период становления (11-17 века), период Просвещения (18 век), период борьбы славянофилов и западников (середина 19 века), «Золотой век русской философии» (конец 19-начало 20 века), советский период (1917-1991), современный период. В завершении изложения данного вопроса следует подчеркнуть плюралистический характер отечественной философии, наличие в ней различных, подчас противоречащих друг другу течений.   

Раскрывая второй вопрос, необходимо подчеркнуть связь полемики славянофилов и западников с характером русской культуры, ее связью как с восточным, так и с западным стилями мышления. После этого следует изложить основные моменты учения западников (П. Лавров, А. Герцен, В. Белинский) и славянофилов (П. Чаадаева, И. Киреевского, А. Хомякова). Особое внимание нужно уделить философии Вл. Соловьева, поскольку она представляет собой первую законченную систему в истории русской философской мысли. Желательно подробно рассмотреть основные части метафизики всеединства, включающей в себя антологию, гносеологию, этику и философию истории.

В процессе изложения третьего вопроса следует уделить внимание трем основным течениям русской философии в 20 столетии: метафизике всеединства, диалектическому материализму, и космизму. При характеристики философии всеединства после Вл. Соловьева нужно подчеркнуть, что она породила несколько религиозно-философских систем, значительно отличающихся друг от друга. Среди них нужно назвать концепцию конкретного идеализма С. Н. Трубецкого, философское богословие П. А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Интуитивизм С. Л. Франка и Н. О. Лосского, христианский персонализм Н. А. Бердяева. Затем следует перейти к изложению изменений, привнесенных отечественными мыслителями в марксистскую теорию.  Среди представителей диалектического материализма необходимо упомянуть концепции Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, Э. В. Ильенкова, А. А. Зиновьева. Раскрывая основные принципы так называемого русского космизма, желательно подобрать учения его представителей таким образом, чтобы они последовательно излагали решение проблем натурфилософии, истории и антропологии.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика