МГТУ, философия (контрольная работа, модули 1-3)
Узнать стоимость этой работы
14.02.2019, 17:03

МОДУЛЬ 1. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ТЕМА 1. Природа философского знания

1. Философия и круг ее проблем. Проблема происхождения философии: гносеогенная, мифогенная, социоморфная гипотезы.

2. Структура философского знания.

3. Основной вопрос философии. Функции философии, изменение предмета философии в ходе ее истории.

4. Основные философские направления: материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, их альтернативы.

Методические рекомендации к выполнению

При анализе данной проблемы необходимо подчеркнуть, что философия - не абстрактное зна­ние, оторванное от реальной повседневной жизни; все проблемы философии возникают как отражение реального бытия людей. Зародившись в эпоху Дрейней Греции VI века до н.э., в творчестве Пифагора, термин  -«философия» означал «любовь к мудрости», но в дальнейшим приобрел большую значимость как определенное знание, а именно – знание о мире в целом, превратившееся в XVII веке в науку о наиболее общих законах развития природы и общества, о мире как целостности. В своем ответе Вы должны выделить специфику толькования понятий: объект философии, предмет философии, раскрыть их содержание.

Структура философского знания включает в себя следующие аспекты: онтологию – учение о бытии; гносеологию – учение о познании, аксиологию – учение о ценностях человеческой жизни; философскую антропологию – учение о человеке, его сущности и существовании; социальную философию – учение об обществе и наиболее общих законах его развития; философию истории – учение о направленности исторического процесса, этику – учение о морали, эстетику – учение о «прекрасном» и специфике художественной деятельности человека.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. По сути своей, он представляет собой глобальную проблему: как устроен окружающий нас мир и как наши знания соотносятся с реальным бытием этого мира. В ходе изложения данного вопроса Вам необходимо раскрыть концептуальные установки в решении основного вопроса философии, а именно: материализм и идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, деизм и пантеизм.

В заключительной части контрольной работы Вам необходимо четко выделить принципиальное отличие диалектического и метафизического подходов к познанию окружающего мира.

 

ТЕМА 2.  Мировоззрение и философия

1.  Мировоззрение, его сущность и структура. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения.

2. Типы   мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное

3. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека.

4. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. 

Методические рекомендации

В контрольной работе необходимо отметить, что философия выступает теоретической основой мировоззрения. На уровне чувственного познания окружающая действительность отражается в мироощущении, логический уровень проявляется в миропонимании. Важно подчеркнуть, что мировоззрение носит общественно-исторический характер. Оно возникает на базе социального бытия и развивается, видоизменятся от эпохи к эпохе.

В процессе развития общества складываются и развиваются исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.  В контрольной работе важно отметить, что миф как форма общественного сознания есть выражение синкретизма (целостности) первобытного мышления, мысль в мифологическом сознании - объект внутреннего восприятия.

Религия как исторический тип мировоззрения основана на вере в существование «сверхъестественных» сил. На высших уровнях обобщения, как результат преодоления мифа, рождается относительно новый тип мировоззрения – философия, который отличается теоретизацией и акцентом на целостном постижении мира и человека.

Философия это система общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем, это процесс уяснения различных форм отношений человека к миру.  В заключении необходимо подчеркнуть сходство и различие этих типов мировоззрения, проанализировать основные черты философского мировоззрения

В заключение необходимо сделать вывод о том, что философские проблемы осуществляются всегда с единственной целью - помочь человеку выработать мировоззренческие установки, идеалы и ценности, способствующие ре­шению конкретных задач;  оперировать понятиями, обосновывать сужде­ния, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи бытия.

 

ТЕМА 3.  Философия как форма духовной культуры

1. Философия как самосознание культуры.

2. Соотношение и взаимосвязь философии и науки, религии, искусства.

3. Основные философские позиции: натурализм, социоцентризм, эгоцентризм. Причины плюрализма и проблема прогресса в философии.

4. Роль философии в кризисные периоды развития общества.

Методические рекомендации

Раскрывая вопросы контрольной работы, обратите внимание на то, что философия возникает только тогда, когда человечество подошло к необходимости систематизации накопленных знаний. У человека возникла проблема осознания себя в природе и обществе, осмысления границ своей свободы. Философия стала ответом на развитие знаний человека о мире

 

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 4. Философия Древнего Востока

1. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии (брахманизма, джайнизм, буддизм, чарвака)

2. Философские школы в Древнем Китае ( конфуцианство, даосизм, легизм, моизм) 

3. Сущность и специфика восточной философии, ее отличия от западного стиля философствования.

Методические указания

В ходе изложения данной темы следует подчеркнуть, что главной осо­бенностью восточной философии является ее направленность к человеку, обращенность к его духовному миру, к самосозерцанию.  Наиболее ярко это проявилось  в неортодоксальных направлениях, таких как  джайнизм, буддизм, для которых характерны призыв к самосозерцанию, тактика невмешательства в гармонию природы, самоустраненность от реальной жизни. Принципиальным отличием обладала школа чарвака (локаята), в которой доминировали ярко выраженные материалистические и атеистические тенденции.

Для философских школ древнего Китая присущи элементы социальной направленности: принцип семейно-государственного соподчинения и порядка (Ли), идеал совершенного человека (Цзюнь-цзы), ритуал как важное условие человеческого бытия (Ли-этикет). Характерные черты древнего Китая: натурализм, приверженность к сохранению традиций, ориентация на авторитет. При анализе древнекитайской философии следует дать характеристику таким направлениям как конфуцианство, даосизм, легизм, моиз.

 

ТЕМА 5. Основные идеи античной философии

1. Античная философия: постановка и решение проблемы первоосновы мира.

2. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.

3. Учение о бытии Платона и Аристотеля.

4. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии

5. Проблема человека и общества в древнегреческой философии.

Методические рекомендации

Античная философия оказала огромное влияние на формирование мировой философии в целом,  на политическое и религиозное мышление, на европейскую лите­ратуру и искусство. Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа изучения мира - способа рационального постижения бы­тия, который постепенно приобрел стройную логическую форму от "сти­хийного" материализма Милетской школы до метафизики Аристотеля, которые базировались на принципе космоцентризма.

Особого внимания заслуживает проблема становления античной диалектики, изложенной в учениях Сократа. Сократовская диалектика трактуется как умение вести беседу, искусство спора, в котором рождается истина.   Главной особенностью сократовской философии была се духовно-нравственная направленность. В своей работе вы должны подчеркнуть, что становление диалектики не ограничивается диалектикой Сократа. Диалектика в философском смысле это, прежде всего, наука о развитии и всеобщих связях природы, общества, мышления. Однако в эпоху античности господствовала «стихийная» диалектика или диалектика, которая предложила логическую картину мира «логос эйдоса».  В античной философии ее представителями были Гераклит, Демокрит, Аристотель и др.

Проблема человека и общества в античной философии представлена у многих философов, но наиболее ярко в учениях о государстве Платона и Аристотеля. Нравственно-этические проблемы наиболее ярко изложены в учениях стоицизма, эпикурейства и неоплатонизма.

 

ТЕМА 6. Философия средневековья

1. Средневековая философия: этапы становления,  характерные черты и особенности. Теоцентризм.

2. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное.

3. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм.

Методические рекомендации

Анализируя философию средневековья, следует в первую очередь подчеркнуть ее теологическую направленность, которая заключалась в том, что на первый план в познании бытия вышла теология, философия же превратилась в "служанку богословия", в орудие, метод доказательства су­ществования Бога. Далее необходимо раскрыть основные черты средневековой философии и ее основные идеи: креационизм, теоцентризм, монотеизм, провиденциализм, а так же  рассмотреть исторические корни возникновения религии.

В заключение работы надлежит дать характеристику учений Авгу­стина Блаженного и Фомы Аквинского, раскрыть сущность спора об уни­версалиях между реалистами и номиналистами, отметить неоднозначную роль средневековой схоластики.

 

ТЕМА 7. Философия эпохи Возрождения.

1. Особенности философии Возрождения.

2. Проблема человека в философии Ренессанса.

3. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса и человека  (Н. Коперник. Дж. Бруно, Г. Галилей).

Методические рекомендации

Раскрывая данную тему, необходимо отметить антропологи­ческий характер философии эпохи Возрождения, ее гуманизм и обращенность к человеческой индивидуаль­ности. Натурфилософия Возрождения была представлена в философских концепциях Н. Кузанского, Н. Коперника, Г. Галилея,  Д. Бруно. На основе их учений о бесконечности Вселенной рождается теория единства Вселенной (Н. Кузанский, Дж. Бруно), получивает свое математическое обоснование гелиоцентрическая модель мира (Н. Коперник), закладываются основы гносеологии, что, в свою очередь, актуализирует процессы секуляризации церкви и антиклерикализма, наи­более ярко проявившиеся в период Реформации в Европе. Обращенность к конкретному человеку порождает гуманистическое направление в философии и в культуре в целом, появляются гуманисты (Леонардо да Винчи, Пико дела Мирандолла, Н. Миеланджелло и др. Особый интерес общество испытывает к проблеме обустройства человеческого общества, достижения человеческого счастья, породившей утопизм Т. Мора и Т. Кампанелла, скептицизм М. Монтеня.

В заключении следует подчеркнуть, что, в отличие от средневековой философии, мысль эпохи Возрождения была устремлена к человеку. Она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность че­ловека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близ­ки идеи гуманизма.

 

ТЕМА 8. Основные направления философии Нового времени

1. Основные проблемы и специфика  философии Нового времени.

2. Проблема метода в философии: эмпиризм  Ф. Бэкона и рационализм P. Декарта.

3. Субъективный идеализм Нового времени (Дж. Беркли, Д. Юм).

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо подчеркнуть общественно-историческую ситуацию этой эпохи, связанную с активным развитием капиталистиче­ских отношений в Европе, переход от ремесленного труда к мануфактур­ному производству, развитие естествознания, внедрение научных открытий в жизнь, что привело к расцвету торговли и городов. Философия Нового времени пронизана принципом механистического материализма (И. Ньютон). Исторической заслугой материалистов Нового времени явилось то, что они поставили новую проблему - проблему методов познания, которая наиболее ярко представлена в творчестве Ф. Бэко­на и Р. Декарта и их последователей. Раскрывая методы эмпириков и рационалистов, следует показать их сильные и слабые стороны, подчеркнуть дуалистический характер философии Декарта и объяснить причину.

В завершении работы следует раскрыть сущность и  основные идеи субъективного идеализма, являющегося своеобразной альтернативой материалистическим концепциям новоевропейской философии (Дж. Беркли, Д. Юм). 

 

ТЕМА 9.  Философские идеи эпохи Просвещения

1. Французский материализм как фундамент нового европейского миропонимания (Д. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Даламбер)

2. Французское Просвещение как утверждение господства человека над природой.

3. Правовые идеи эпохи Просвещения, их роль в формировании понятия «гражданское общество»: антиклерикализм Вольтера, «теория общественного договора» в творчестве Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо вскрыть социально-исторические пред­посылки идеологии Просвещения, подчеркнуть ее атеистическую и материалистическую направленность, раскрыть общественно-правовой идеал Просвещения. Особо следует отметить просветительскую трактовку проблемы че­ловека в творчестве Д. Дидро и Ж-Ж. Руссо.

Просвещение - это своеобразная политическая идеология, филосо­фия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталисти­ческого общества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Особо следует отметить скептическое отношение Ж.-Ж. Руссо к прогрессизму.  Просвеще­ние содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - разви­тию естествознания, в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности, в области политики и права - свободу и равенство всех людей перед законом.

При ответе на второй вопрос необходимо подчеркнуть, что глав­ная заслуга Т. Гоббса и Д. Локка заключается в разработке социальных аспектов фи­лософии. Теория "общественного договора" - это доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вы­нужденными перейти oт незащищенного естественного состояния к граж­данскому, где человек, отдавая часть личной свободы государству, получа­ет взамен мир, безопасность, культурное развитие.     В завершении темы следует показать ограниченный характер, негативный аспект идей эпохи Просвещения.

 

ТЕМА 10.  Основные идеи философии И. Канта

1. Творчество И.Канта, сущность и специфика его  философских идей.

2. Гносеология Канта.  «Вещь в себе» как основа кантовского агностицизма.

3. Категорический императив как фундамент этического учения И.Канта.

Методические рекомендации к выпонению

В данной теме следует подчеркнуть значительный вклад представи­телей немецкой классической философии в развитие мировой философии в целом. Характеризуя философское наследие И. Канта, необходимо подчерк­нуть его принципиально новый подход к решению гносеологических про­блем, раскрыть ключевые понятия кантовской философии: "вещь в себе", антиномичность разума, априорные формы и т. д.

В работе необходимо расрыть суть гносеологии Канта, обратить внимание на понимание структуры познавательного процесса, роль субъекта в познании, поазать главное противоречие гносеологии И.Канта, которое заключается в том, что раскрыв механизмы познания, он, в конечном итоге, приходит к агностицизму.

При анализе нравственно-этических воззрений И.Канта необходимо указать на то, что категорический императив Канта опирается на принцип долженствования, который играет роль незыблемых нравственных установок личности.

 

ТЕМА 11. Философия Гегеля

1. Философская система  Г. Гегеля: достоинства и недостатки.

2. Учение об Абсолютной идее Гегеля.

3. Диалектика Г. Гегеля: основные понятия и категории, достоинства и недостатки.

Методические рекомендации к выполнению

Анализируя философскую концепцию Гегеля, следует отметить его исключительно важный вклад в развитие диалектического метода. Особое внимание надо обратить на идеалистический характер ею философской концепции, выраженной в понятии Абсолютная идея. Вам надлежит рассмотреть три этапа развития Абсолютной идеи (наука логики – философия природы – философия духа), раскрыть смысл ее сложной трансформации. Учение об Абсолютной идее это яркий пример объективного идеализма. В своем ответе Вы должны указать на то, что панлогизм Гегеля – это своеобразная рационализированная религия, а точнее предначертанная свыше логика развития мира. Знаменитая триада Гегеля «Тезис – Антитезис – Синтез» позволяет не только изучить природу развития бытия, но и вскрыть сущность познавательного процесса, суть человеческого мышления.  В завершении работы Вы должны раскрыть противоречие, сложившееся между системой Гегеля и его диалектическим методом.

 

ТЕМА 12. Философские взгляды Л. Фейербаха

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха и его значение для развития философской мысли.

2. Гносеологические идеи Фейербаха.

3. Этика Л. Фейербаха.

Методические рекомендации к выполнению

Плеяду немецких классических философов завершает выдающийся материалист XIX века - Людвиг Фейербах. Исследуя творчество немецкого мыслителя, следует раскрыть сущность антропологического материа­лизма Л. Фейербаха как принципиально нового подхода к проблеме человека, подчеркнув при этом его ограниченность и противоречивость, выраженную в недооценке как диалектического метода Г. Гегеля, так и социальных факторов в развитии человеческой личности. Важно при этом отметить огромное влияние на развитие атеистического мировоззрения его книги "Сущность христианства", где он не только анализирует причины возникновения религии, но четко определяет сущность понятия «бог». Бог, по Фейербаху, это совокупность лучших человеческих качеств, возведенных в абсолют, это идеальная абстракция, к  которой стремится человек, что дало право Л. Фейербаху утверждать, что не бог создал человека, а человек создал бога по образу и подобию своему. 

При рассмотрении второго вопроса, следует подчеркнуть, что в основе этических воззрений Л. Фейербаха находится любовь. Объект познания первоначально формируется в опыте человеческого общения, поэтому первый объект для человека – это другой человек - «Ты», «Я» и «Ты» неразделимые составляющие человеческого бытия и познания. «Я и Ты» - основа нравственно-этической концепции Л. Фейербаха, при помощи которой он попытался обосновать «новую религию», « новую философию».

В завершении данной темы необходимо сделать вывод о том, что, несмотря на огромный вклад немецкой классической философии в реше­ние первостепенных философских проблем - онтологических, гносеологи­ческих, аксиологических - в целом она носила непоследовательный, про­тиворечивый характер и не смогла окончательно преодолеть свою идеалистическую направленность, о чем свидетельствует и творчество Л.Фейербаха.

 

ТЕМА 13.  Возникновение и развитие марксиской философии

1. Формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса: диалектический и исторический материализм.

2. Социально-политическая доктрина  марксизма.

3. Вклад марксизма в развитие теории познания

Методические рекомендации к выполнению

Марксизм представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, которая вобрала в себя все передовые идеи своею времени, создав на их основе своеобразный синтез философско-экономических и социально-политических учений. В данной теме необходимо рассмотреть социально-политические и естественно-научные предпосылки возникновения марксизма, подчеркнуть яркую диалектико-материалистическую направленность их мировоззрения.

Изучив три составляющих блока марксизма - философское учение, экономическую теорию и социально-политическую доктрину  необходимо отметить их ярко выраженную социальную направленность, не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Особо следует осветить вклад Ф. Энгельса в разработку основного вопроса философии, в изучение диалектики природы, в формирование фи­лософской картины мира, а также его активную позицию против догматизации и вульгаризации марксизма. Особо следует подчеркнуть  гносеологический оптимизм марксистской философии, ее вклад в решение гносеологических проблем, в определении абсолютной и относительной истины,  проблемы соотношения бытия и сознания, в осмысление сознания как высшей формы отражения высокоразвитой материи. В работе необходимо подчеркнуть сущность диалектического и исторического материализма, разработанного в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, указав на принципиальное отличие от предыдущих видов материалистических учений. 

При  рассмотрении второго вопроса, следует проанализировать учение К. Маркса о способе производства, как основополагающем факторе развития общества. Философия истории марксизма базируется на учении об общественно-экономических формациях, поэтому Вам надлежит четко разобраться в таких понятиях как базис, надстройка, формации.

Социально-экономическое развитие общества логично переросло в теорию классов и классовой борьбы, причиной которой являются острые социальные противоречия. При этом необходимо подчеркнуть важность проблемы о роли народных масс и личности в истории и указать на то,  что именно марксизм впервые выработал тезис об определяющей роли народных масс в истории.  В завершении работы следует отметить слабые стороны марксизма, осветить противоречивый характер его социально-политической доктрины.

 

ТЕМА 14. Основные направления отечественной философской мысли

1. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.

2. Просветительская мысль в России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

3. Русская религиозная философия ее основные направления: идея всеединства В.С. Соловьева, богоискательство Л.Н. Толстого, русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо раскрыть своеобразие русской филосо­фии, подчеркнуть ее направленность на духовно-нравственное совершен­ствование человека. Проблема личности - это ключевая проблема русской философской мысли, которая по-разному освещалась в различных направ­лениях отечественной философии (западники и славянофилы). Особого рассмотрения заслуживает религиозная русская философия, основой которой является православное миропонимание, считавшее, что сущность мироустройства заключается не в идее научно-технического прогресса, а в идее духовного преображения человека (Н.Ф.  Федоров,  В.С.Соловьев и др.)

Принципиально иную позицию занимали представители русской ре­волюционной демократии, чье мировоззрение опиралось на материалистическо-атеистическую концепцию, на социально-политические учения За­пада ( А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев  и их последователи Н.Г.  Чернышевский, Н.А Добролюбов, Д.И. Писарев и др.)

 

ТЕМА 15. Философия ХХ века

1. Сущность и специфика философии ХХ века. Борьба противоположных тенденций в философии ХХ века: материализм и идеализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

2. Основные философские школы иррациональной направленности: «философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, экзистенциализм как «философия существования».

3. Сциентизм как способ преодоления кризиса классической философии. Основные проблемы  философии позитивизма. Прагматизм как проявление утилитаризма к проблеме познания.

Методические рекомендации к выполнению

Изучите  предложенную литературу, выявите причины возникновения новых  направлений в философии, покажите взаимосвязь с учения немецких классиков. Выясните особенности развития научно-технического прогресса ХХ века и его проявление в философии. Дайте общую характеристику состоянию и развитию современных философских идей, выявите своеобразие философских направлений. Изучите философские идеи основных представителей данного периода, обратите внимание на трактовку онтологических и гносеологических проблем, решение проблемы человека в философии. Раскройте содержание экзистенциальной философии, выявите особенности христианского и атеистического направлений, объясните причины зарождения данного направления. Обратите внимание на изменение интереса к современной религиозной философии.

Экзистенциализм – философия существования – усматривает источник противоречий в борьбе за существование человека. Основными категориями экзистенциализма становятся: сущность и существование. Определяющие положения экзистенциализма:

- существование предшествует сущности;

- сущность человека приобретается им, наполняется содержанием.

Центральной проблемой С. Кьеркегора была проблема выбора, неизбежность которого несет в себе трагедию. Объясните смысл фразы С. Кьергегора: «Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам».

Важнейшим направлением XIX –XX является «философия жизни». Родоначальником его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» отразил субъективный идеализм. Все явления жизни ему представлялись как порождение представления познающего, а с другой - сам познающий был продуктом мира. Его философия пессимистична: «жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Оптимизм представляется ему нелепым, исходя из его произведения, объясните, почему? Философия Ф. Ницше – это переоценка ценностей, восприятие человека независимого ни от какого авторитета, в том числе свободного духом, умом, смертью. «Умри вовремя» - назвал свое учение Ницше, объясните, почему?

Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме Хайдеггера продолжает идеи Ф. Ницше. Работа «Бытие и время» становится энциклопедией экзистенциализма. Основой становится бытие человека в мире и отношение человека к миру. Важнейшей категорией становится «забота», «бытие-в-мире», «заброшенность–в-мир», «повседневное существование», «страх-перед-смертью» и другие. К. Ясперс дополняет ряд «страх-перед-выбором», которому просвещает свою работу «Вопрос о вине». Сартр на первое место выдвигает проблему свободы. Человек сам выбирает себе свободу или несвободу: закованный в кандалы может быть свободен, а живущий на свободе может быть рабом. А. Камю формулирует философию абсурда: мир абсурден и мы в нем.

Особое место в философии  занимает психоанализ З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, разработавших учение о сознательном и бессознательном.

Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско – традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).

Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в “первом” позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Именно Огюст Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой  традиционную философию. Она должна ограничится описанием внешней структуры явлений и во всех своих изысканиях стремится заменить слово «почему» на слово «как». Неопозитивизм – одно из самых распространенных направлений в философии ХХ века, начиная с 20-х годов, который по своей направленности является продолжением идей позитивизма XIX века.  Логический позитивизм представлен Бертраном Расселом, сосредоточивший свои усилия на анализе логической структуры научного знания. Исходя из данного, определялась и задача философии: подвергать логическому анализу высказывания науки. Определите, изучая предлагаемые источники, каким образом должно было строится «прояснение» научного знания. Людвиг Витгенштейн утверждал, что философия не наука и деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки. Основой его философии являлось тождество структуры языка и логической структуры мира. Идеи Венского кружка продолжает К. Поппер, представитель философия науки, создатель модели критической рациональности («Логика научного открытия, 1959).

Постпозитивизм Т. Куна представлен в работе «Структура научных революций», в которой представлен особый взгляд на науку как социальный институт. Каждый институт обладает своим стилем мышления, своими критериями научности и рациональности, которые Кун определяет как «парадигмы». Смена парадигм – это и есть научная революция.  И. Лакатос предлагает свою концепцию науки, основу которой составляет научно-исследовательская программа. Программа включает в себя жесткое ядро – метафизику программы, негативную эвристику – установки, отсекающие сомнения, позитивная эвристика – исследовательская программа, пути исследования. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает стадии «насыщения», тогда возникает новая исследовательская программа. Определите суть концепции верификации  (М. Шлик), физикализма (Р. Карнап,  О. Нейрат), конвенционализма (А. Гемпель).

Прагматизм как проблема понимания истины проявился в работах Ч. Пирс, Д. Дьюи. Раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Определите различие в подхода в понимании мира человеком  В .Дильтея (метод «вчувствования»), Г.Х Гадамера (метод «герменевтического круга»). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). На основе материала учебника покажите сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер), объясните, в чем суть неотомизма, определите общность взглядов Фомы Аквинского и представителей данного направления в философии. Выявите философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

 

ТЕМА 16.  Философский иррационализм конца ХIХ-начала ХХ века

1. Рационализм и иррационализм в философии ХХ века: отношение к разуму и науке.

2. «Философия жизни» - основа философского иррационализма ХХ века. Сходство и различие философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и А. Бергсона.

3. Идея бессознательного в психоанализе и в философии (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фром)

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо подчеркнуть сложность социально-экономической, политической и духовной ситуации второй половины Х1Х в., что нашло свое отражение в философских концепциях этого периода, которые характеризуются  трансформацией основных философских проблем, сменой ценностей и ориентиров. Важнейшим направлением к.Х1Х – н. ХХвв.является «философия жизни», родоначальником которой становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Вам необходимо раскрыть такие понятия как рационализм и иррационализм, рассмотреть их в таких явлениях как инстинкты, интуи­ция, эмоционально-волевые акты, которые наиболее ярко представлены в философском наследии А. Шопенгауэра ("воля к жизни") и Ф. Ницше, ("воля к власти"). "Философия жизни" А. Бергсона представляет собой яркое проявле­ние иррационализма. Он считал, что природа и сознание, материя, жизнь  и дух - это два элемента единой целостности – «жизненная энергия», познаваемая интеллектуальной интуицией.

Научное обоснование бессознательного наиболее четко изложено в творчестве З.Фрейда, где психика человека представлена в таких поняти­ях как "эго" - "ид" - "супер-эго", "либидо", "сублимация". Последователь Фрейда К.Г. Юнг, критически переработав, идею бес­сознательною, расширил понимание либидо до психической энергии как таковой и выделил понятие коллективного бессознательного. Централь­ным звеном в учении Юнга стало понятие архетипы, данные от рождения психологические структуры, вневременные схемы, которые возникли в первобытном обществе и при помощи которых человек осознает этот мир (символы, былинные герои,  образные метафоры, например,"Мать сыра-земля" и т. д.). В завершении необходимо отметить положительные и отрицательные аспекты иррационалистической философии.

 

ТЕМА 17. Проблема человека в философии экзистенциализма

1. Экзистенциальная философия: основные проблемы, характерные черты и особенности ( М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

2. Религиозный экзистенциализм ( К Ясперс), персонализм (Н. Бердяев).

3. Проблема человека в философии экзистенциализма. Свобода и ответственность. «Пограничная ситуация» как кульминация человеческих экзистенциалов (одиночество, тоска, разочарование, ожидание смерти).

Методические рекомендации к выполнению

При изложении данной темы необходимо указать, что экзистен­циализм является четко выраженным неклассическим направлением. Фило­софия экзистенциализма отразила ситуацию пересмотра классической проблематики (онтология, гносеология и т. д.), характерной для XX века. В яркой литературной форме были поставлены вопросы, связанные с бы­тием человека в мире: проблемы жизни и смерти, сво­боды, выбора и ответственности, гармонии и дисгармонии человеческого существования. Наиболее ярко вопросы абсурдности человеческого бытия, одиноче­ства человека и его обреченности представлены в трудах Ж.-П. Сартра и А. Камю, где акцентируется внимание на важнейшем понятии экзистенциализма – «пограничной ситуации», т.е. ситуации между жизнью и смертью.

Далее следует охарактеризовать два основных направления в экзи­стенциализме: религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев) и атеистиче­ское (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю), при этом важно отметить принципиальное различие в отношении трактовки человеческого бытия  и свободы в религиозном и атеистическом экзистенциализме. В завершении темы необходимо подчеркнуть актуальность постав­ленных экзистенциализмом проблем: проблема отчуждения человека в ус­ловиях социальных кризисов, проблема выбора человека, превращение по­граничной ситуации из индивидуальной проблемы в проблему выживания человечества в целом.

 

ТЕМА 18. Позитивизм: исторические формы и исходные принципы

1. Позитивизм, его сущность и специфика.

2. Исторические формы позитивизма.

3. Проблема познания в позитивизме. Гносеологические принципы позитивизма.

Методические рекомендации к выполнению

В ходе изложения данной темы необходимо четко выделить три исторические формы позитивизма и раскрыть их содержание. Характеризуя первый этап, следует отметить стремление его основателей О. Конта и Г. Спенсера не столько противопоставить науку философии, сколько выявить позитивную направленность, составляющую социального знания.

При анализе второго этапа позитивизма (махизм) следует раскрыть основной постулат махизма - "Мир сквозь призму ощущений", особо под­черкнуть его крайне субъективистский характер. Раскрывая сущность третьего этапа позитивизма (неопозитивизм), необходимо отметить важность логико-лингвинистического метода в решении проблемы знания и языка (Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап).

Далее следует рассмотреть основные методологические принципы неопозитивизма: принцип верификации, принцип конвенции и принцип фальсификации. Безусловным плюсом работы станет попытка охарактеризовать пост­позитивизм (Т. Кун, С. Тулмин, С. Фейерабенд). В завершении темы нужно сделать вывод об историческом значении позитивизма, о его неоднозначной роли в решении философских проблем.

 

ТЕМА 19. Основные направления современной западной философии

1. Феноменология (Э.Гуссерль)

2. Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

3. Герменевтика как проблема взаимодействия языкового сознания и искусства интерпретации текста (Шлейермахер, Гадамер, Дильтей). Герменевтический круг и герменевтический треугольник.

Методические рекомендации к выполнению

Важными направлениями ХХ в. является прагматизм и герменевтика. В своей работе Вы должны проанализировать основные положения прагматизма, основного течения американской философской мысли, представителями которой были Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.

Сущность прагматизма заключается в том, что истинность знаний и жизненного опыта людей напрямую связывается с понятием выгоды и пользы. Задача философии заключается в такой организации жизненного опыта и уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению жизни людей, их бытия в мире. В своей работе Вам надлежит определить положительные и отрицательные аспекты данного направления, а также отметить влияние прагматизма на формирование менталитета американской нации, стиль ее мышления и практики, в том числе и политики.

Герменевтика - неоднозначное понятие в философии. Изначально оно трактуется как искусство понимания текстов, истолковывание сути. В глубинном понимании герменевтика изучает «языковую реальность», т.е. онтологию языка, где тесно переплетены историчность, время, бытие. «Герменевтический круг» особое понятие герменевтики, которое включает в себя физиологические, психологические, философские, культурные связи, специфику национальных и религиозных традиций, что  помогает постичь онтологию понимания, смыслополагание как таковое.

Особую значимость в современных условиях приобретают проблемы герменевтики, изложенные в трудах И. Шлейермахера, В. Дильтея, Г.Х. Гадамера. В заключение необходимо подчеркнуть роль философских дискуссий современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

 

МОДУЛЬ № 3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ

ТЕМА 20.  Онтология – философское учение о бытии

1. Категория бытия в истории философской мысли.

2. Основные формы бытия.

3. Понятие «субстанция». Виды субстанционализма.

Методические рекомендации к выполнению

Проблема бытия является основополагающим понятием в курсе философии, поэтому следует четко разобраться в таких понятиях как «бытие» и «небытие», объективная и субъективная реальность. Представить историческую ретроспективу формирования философского понятия бытия со времен античности до наших дней. Далее следует проанализировать формы бытия: бытия природы, бытия человека, со­циального бытия и бытия духовного.

Центральным онтологическим понятием в философии является понятие субстанции, что в переводе означает «сущность, первооснова». В различных философских системах субстанция наполнена материалистическим или идеалистическим содержанием, субстанция может выступать в качестве единого начала (монизм), двойственного начала (дуализм), существует также идея множественности субстанций (плюрализм). Рассмотреть монистические и плюралистические концепции бытия.

 

ТЕМА  21.  Философское понятие материи

1. Историческая ретроспектива формирования философского понятия материи. Материя как объективная реальность.

2. Современная наука о строении материи.  

3. Синергетика о принципах самоорганизации материи. Уровни структурной организации материи.

Методические рекомендации к выполнению

Бытие и материя являются ключевыми понятиями в курсе филосо­фии. Анализируя эти категории, следует подчеркнуть исключительную важность этих понятий в познании природы, а также в формировании ма­териалистического мировоззрения личности. В своем ответе важно проследить эволюционный путь формирова­ния научно-философского понятия материи.

Понятие материи есть основополагающая категория материалисти­ческой философии, поэтому очень важно проанализировать основные формы существования материи: пространство и время, а также дать харак­теристику главного атрибута материи — движения. В завершении темы следует рассмотреть современную трактовку системной организации материи, акцентировать внимание на идее саморазвивающейся Вселенной, раскрыть сущность синергетического подхода в решении данной проблемы.

 

ТЕМА 22. Формы и атрибуты материи

1. Пространство и время как формы существования материи. Специфика пространственно-временных отношений в макро и микро-мире, в живой природе и социальной действительности.

2. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Философское значение теории относительности.

3. Движение и развитие. Основные формы движения. Движение и покой.

Методические рекомендации к выполнению

Пространство и время - основные формы существования материи, в которых пребывают все существующие объекты. Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Вам надлежит рассмотреть общие сущностные характеристики пространства и времени, а также подчеркнуть их принципиальное различие.

В истории философии сформировались две концепции, рассматривающие проблему взаимосвязи пространства и времени:  субстанциональная и реляционная. В своем ответе  Вам необходимо раскрыть сущность и принципиальное отличие данных концепций, а также раскрыть значение теории относительности для развития философских представлений о материи. В заключение Вам следует рассмотреть вопрос о специфике пространственно-временных свойств в живой и неживой природе, а также рассмотреть понятие «социальное время».

В ходе изложения темы необходимо подчеркнуть, что движение есть атрибут материи, ее неотъемлемое свойство.  Материя и движение  - неразрывны. Движение есть особое свойство материи, которое выражает ее способность изменяться и переходить из одного состояния в другое.

Вам следует дать ха­рактеристику этих видов движения, после чего рассмотреть данный вопрос в свете решений научных достижений XX-XXI века. Большое внимание необходимо уделить изложению диалектической взаимосвязи понятий движение и покой, которые представляют собой две философские противопо­ложности, из которых следует, что движение абсолютно, покой же относи­телен и представляет собой один из моментов движения.

 

ТЕМА 22. Природа как предмет философского осмысления

1. Эволюция представлений о природе. Динамика картин мира: обыденная, религиозная, философская, научная. 

2. Понятие жизни. Живая и неживая природа. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Ноосфера Вернадского.

3. Философские и физические основания космологии. Современные концепции происхождения Вселенной. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной.

Методические рекомендации к выполнению

Философское понятие природы обширно и многогранно. В отличие от естествознания, которое направлено на изучение конкретных явлений и процессов, философское понятие природы является системообразующим. Оно включает в себя все мироздание, окружающую нас объективную реальность, и в тоже время, оно опирается на систему знаний других наук, включая философские и методологические принципы. Вам следует рассмотреть динамику картин мира, в которых осмысливались философские основы мирозданья.

В ходе изложения второго вопроса необходимо проанализировать эволюцию природы, рассмотреть понятие жизни, а также выделить характерные признаки живой материи, отметить уникальный характер жизни на Земле в размерах большого космоса. Особое внимание обратить на формирование идеи саморазвивающейся Вселенной.

 

ТЕМА 23. Диалектика как учение о развитии и всеобщих связях бытия

1. Диалектика и ее альтернативы: метафизика, софистика, эклектика.

2. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии.

3. Принципы диалектики. Диалектика и модели развития: градуалистическая, логико-гносеологическая, натуралистическая,  антропологическая, эмерджментистская, диалектико-материалистическая.

Методические рекомендации к выполнению

В данной работе необходимо проанализировать два важнейших философских понятия – диалектика и метафизика, проследив при этом сложную эволюцию данных понятий. Необходимо подчеркнуть, что диалектика может носить как идеалистический, так и материалистический характер.

Раскрывая понятие «метафизика», необходимо рассмотреть его как одну из разновидностей идеалистического мышления. Особое внимание следует обратить на то, что метафизический метод познания является главной альтернативой диалектическому методу. В контрольной работе следует не только дать характеристику метафизического мышления, но и  сравнить его с диалектическим методом познания,  показать значение того и другого для на­учного познания. Альтернативами диалектики являются также софистика и эклектика, знание которых поможет глубже освоить содержание диалектики и всего процесса познания. Раскрывая модели развития, следует указать на их сущность и назвать  их авторов.

 

ТЕМА 24. Основные категории диалектики

1. Сущность и явление.

2. Форма и содержание.

3. Часть и целое.

Методические рекомендации к выполнению

Мышление человека, рациональные методы познания напрямую связаны с понятием «философские категории». Именно через них осмысливается конкретный теоретический материал, и выделяются наиболее существенные характеристики объекта.

В данной работе необходимо подчеркнуть, что ни один предмет в мире не может существовать вне сущности и явления, вне формы и содержания. Все процессы в мироздании выступают как неразрывное единство глубоко скрытой сущности и внешнего явления вещей, поэтому задача любой науки и состоит в том, чтобы за множеством явлений понять скрытую от нас сущность.

Другим выражением универсальных связей бытия и его упорядочен­ности выступает форма и содержание, где ведущая роль принадлежит содержанию. Однако форма не является пассивным вторичным началом, она активно влияет на содержание, ускоряя или замедляя его развитие. В своей работе Вы должны проиллюстрировать диалектическую взаимосвязь сущности и явления, формы и содержания, а также доказать нетождественность  понятий сумма частей и целое. 

В данной работе необходимо подчеркнуть сущностные характеристики понятий часть и целое, особо отметив, важность принципа целостности, который гласит, что целое несводимо к простой сумме составляющих его частей, а представляет собой определенный тип взаимосвязи, соответствующий различному уровню целостности.

При этом важно глубоко усвоить понятие об окру­жающем нас мире как целостности. Понятие целостности выражает интегративность, автономность и самодос­таточность предмета. В то же время предмет как целое, состоящее из частей, обладает мно­жеством связей со средой, поэтому и части и целое подвижны, историче­ски преходящи, они развиваются в развивающейся среде.

 

ТЕМА 26. Принцип детерминизма

1. Детерминизм и индетерминизм.

2. Принцип причинности. Причина и следствие.

3. Формы детерминизма. Принцип системности.

Методические рекомендации к выполнению

В данной работе необходимо подчеркнуть, что принцип детерминизма является важнейшей философским принципом, т.к. он содержит в себе ответ на вопрос о том, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. По данной проблеме существует два философских направления – детерминизм и индетерминизм. В своем ответе Вы должны осветить принципиальное отличие этих учений, указав на то, что в основе детерминизма лежит признание всеобщей закономерной причинной обусловленности объективного мира, в то время как индетерминизм не признает принцип причинности и всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений. Раскрыв сущность понятий причина и следствие, вы должны проанализировать различные виды причинно-следственных связей.

 

ТЕМА 27. Закон диалектической противоречивости

1. Закон диалектических противоречий как суть диалектического учения о развитии.

2. Виды и формы противоречий как источника развития.

3. Философское осмысление понятий «закон» и «закономерность».

Методические рекомендации к выполнению

Данная тема является центральной для понимания сути отличия диалектического и метафизического методов познания и преобразования действительности, поэтому необходимо особое внимание уделить осмыслению таких категорий как развитие, закон, тождество, различие, противоположность и противоречие. Необходимо подчеркнуть, что законы диалектики носят универсальный характер, они присущи всем процессам и явлениям объективного мира.

Диалектика, исходящая из идеи единства противоположного, видит в этом противоречивом единстве причину любого изменения и единства. Суть закона диалектических противоречий заключается в том, что он объясняет мир с позиций внутреннего потенциала самого объекта как  саморазвитие, самодвижение. Взаимодействие противопо­ложностей, их единство и борьба составляет диалектическое противоречие и порождает главный закон диалектики.

Закон диалектических противоречий составляет ядро, суть диалектики. Окружающая нас действительность определяет различные виды и формы противоречий, которые должны быть подробно освещены в Вашей контрольной работе.

 

ТЕМА 28. Закон количественных и качественных изменений

1. Философское осмысление категорий  «качество» и «количество», их значение в системе развития.

2. Мера, скачок как философские категории.

3. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность в развитии.

Методические рекомендации к выполнению

Закон перехода количественных изменений в качественные наиболее ярко отражает сущность диалектического развития мира. Этот закон указывает на то как, в какой форме происходит развитие как таковое. Поэтому Вам необходимо раскрыть содержание таких категорий как «качество», «количество», «мера» и проанализировать,  как, каким образом количественные изменения влияют на качественное состояние объекта, видоизменяют его.

Единство качества и количества выражается в категории «мера», в границах которой предмет остается самим собой; выход же за рамки меры приводит к  образованию нового качества, т.е. к изменению объекта. Момент взаимного перехода количественных и качественных изменений фиксируется в понятии «скачок». Скачок является стадией перелома, прорывом постепенности и отличается характером и темпами изменений, так бывают эволюционные и революционные скачки, скачки плавные и стремительные, но все они являются всеобщей формой развития. 

Таким образом, данный закон указывает на то, что всякая система обладает качественной определенностью совокупности свойств, основанной на внутренней структуре. Определенность системы сохраняется в конкретной мере количественных изменений, при  переходе через границы которой происходит переход в новое качество.

 

ТЕМА 29. Закон диалектического синтеза

1. Сущность диалектического отрицания и его роль в развитии.

2. Закон диалектического синтеза как проявление прогрессивной направленности развития. Прогресс и регресс.

3. Модели диалектического развития.

Методические рекомендации к выполнению

Закон диалектического синтеза базируется на философском понятии «отрицание», поэтому особенно важно понять главное содержание этого понятия. Диалектическое отрицание не означает полного уничтожения, огульного отрицания предыдущих форм развития. Суть закона заключается в том, что всякий процесс развития происходит как сменяющие друг друга этапы отрицания старого качества системы, которая со временем сама устаревает и уступает место новым формам развития, в результате чего появляется двойное отрицание. В результате двойного отрицания, т.е. отрицания отрицания, воспроизводятся в преобразованном виде, но на более высоком уровне черты исходного состояния системы, что определяет единство поступательности и повторяемости в развитии. 

Закон диалектического синтеза имеет три формы своего проявления: 1) деструкция - устранение устаревших «нежизнеспособных» элементов;  2) коммуляция - сохранение и включение в состав нового всего положительного, жизнеспособного;  3) конструкция - рождение и утверждение нового. Сложная взаимосвязь перехода системы из одного качественного состояния в другое и составляет сущность диалектического синтеза.

В данной работе Вы должны рассмотреть основные формы развития: цикличность и необратимость, поступательность и повторяемость, спиралевидную модель, проиллюстрировав это на конкретных примерах. Важнейшими философскими категориями в освещении данной проблемы являются «прогресс» и «регресс», поэтому Вам надлежит не только раскрыть их сущность, но показать относительный характер этих понятий. В заключении необходимо подчеркнуть методологическое значение этого закона, который позволяет познать закономерности и направленность развития.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика