МГУПС, философия (практические задания)
Узнать стоимость этой работы
21.02.2019, 11:46

Объем работы – до 5 страниц машинописного текста на листе А4, напечатанного через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, 14 размер.

Работа должна включать:

1. титульный лист с указанием названия университета и факультета, фамилии, инициалов студента, шифра, семестра обучения, учебной дисциплины, номера задания, места (города) и года написания;

2. вопросы практического задания 1, формулировка вопросов и Ваши ответы (на все 5 вопросов);

3. вопросы практического задания 2, их формулировка и Ваши ответы (на 2 вопроса);

4. список используемой литературы и Интернет-ресурсов, с указанием страниц и сайтов. При использовании монографий и учебных пособий после года издания необходимо указать общее количество станиц в данной книге. При использовании статей из словарей, энциклопедий, журналов, сборников следует указать страницы, на которых эти статьи опубликованы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕРА ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Таблица 1

 

Последняя цифра шифра

 

Пред-

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

пос-

1

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

лед-

2

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

няя

3

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

циф-

ра

4

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

шиф-

5

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

ра

6

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

7

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

 

8

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

 

9

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Задание № 1

Практическое занятие 1

1. Слово «философия» происходит от греческих слов «филео»…. и «софиа» что это означает?

2. Назовите самых великих философов а) древности; б) современности.

3. Назовите и раскройте основные понятия И. Канта.

4. Какие формы мировоззрения, кроме философского, вам известны. Определите их.

5. Исключите нефилософский термин из ряда: материя, субстанция, мышление, природа, общество, форма, поэзия.

Практическое занятие 2

1. Русский философ В.Соловьев привел два представления о том, что такое философия: «По первому – философия есть только теория, есть дело только школы; по второму – она есть более чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже школы». А как Вы считаете: в чем предназначение философии?

2. «Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу». Как понимать это выражение?

 

Задание № 2

Практическое занятие 1

1. Что такое натурфилософия, когда впервые появилось это понятие?

2. Какую картину мира нельзя представить в виде зрительного образа. Опишите ее.

3. Максима – это: а) личная норма поведения; б) тип пулемета; в) способ критики; г) аспект философии.

4. Кант – представитель а) античной философии; б) современной философии; в) немецкой классической философии г) вообще не философ.

5. К какому периоду относятся патристика и схоластика, что они означают?

Практическое занятие 2

1. «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». (А.Швейцер. Культура и этика. М., 1973. С. 82). Какая функция мировоззрения отражена в данном суждении?

2. Для развития материалистического мировоззрения в эпоху Возрождения большое значение имело появление натурфилософии. Эта натурфилософия носила пантеистический характер. Что означают выделенные понятия?

 

Задание № 3

Практическое занятие 1

1. Философская антропология – это: а) философская наука о человеке; б) нефилософская наука о человеке; в) мистическое суеверие; г) измерение человеческого тела.

2. Появление философии связано с: а) развитием науки; б) развитием техники; в) невозможностью ответить на вопросы о происхождении мира вне философии; г) развитием индивидуальности.

3. Что делал Сократ на улицах Афин?

4. Что такое рефлексия? Что мы делаем, когда рефлексируем?

5. Быть сознательным и рациональным – одно и тоже или нет?

Практическое занятие 2

1. «Материализм, подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно- исторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 286). О каких изменениях формы материализма идет речь у Энгельса? Проиллюстрируйте эту закономерность на примере из истории материализма.

2. В чем заключается суть научного переворота в учении Николая Коперника и какое значение это имело для философии?

 

Задание № 4

Практическое занятие 1

1. У кого из философов диалектика означает а) искусство спора; б) метод отыскания истины; в) метод доказательства; г) метод построения системы.

2. Какие особенности мифологического мышления вы могли бы назвать?

3. С каким греческим словом связано название наука физики?

4. Когда впервые появились понятия «свобода, равенство, братство»?

5. Кто первым создал философскую теорию общества?  А) Гоббс; Б) Аристотель; В) Маркс; Г) Платон.

Практическое занятие 2

1. Немецкий философ Л.Фейербах так охарактеризовал предмет философии: «Новая философия превращает человека включая и природу как базис человека, в естественный универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию в универсальную науку». Как Вы относитесь к такому пониманию предмета философии?

2. Выдаюшийся французский философ-материалист Жюльен – Офре Ламетри (1709-1751) считал, что человек является машиной и что во вселенной существует только Одна субстанция — материальная. Покажите ограниченность данных материалистических представлений.

 

Задание № 5

Практическое занятие 1

1. Какие аргументы можно привести в пользу того, что философия – это наука?

2. Кому принадлежат слова «Мыслю, следовательно, существую»?

3. За что афинский народ приговорил Сократа к смерти?

4. Аристотель был учеником Платона или Платон – ученик Аристотеля?

5. Где было написано – «Не знающий математики не войдет сюда» : а) в пифагорейской школе; б) в Академии Платона; в) в Ликее Аристотеля; г) в Парижском университете; в) в РОАТ (МИИТ)

Практическое занятие 2

1. Если идеализм чепуха, заблуждение человеческого ума, то почему он существует много столетий, и не исчез в настоящее время, характеризующееся бурным прогрессом науки и техники? Больше того, почему даже сами успехи науки нередко используются для оживления идеалистических концепций? Прокоментируйте это.

2. В чем заключается главное отличие философии К.Юнга от фрейдизма?

 

Задание № 6

Практическое занятие 1

1. Мировидение, мироощущение, мировоззрение, мирознание – какой из этих терминов больше всего подходит к философии.

2. Кто из перечисленных философов не относится к представителям Немецкой классической философии: Ницше, Кант, Лессинг, Гегель, Фихте, Гердер, Фейербах?

3. Что означает понятие «иррационализм».

4. Как Вы понимаете «формулу»: «Свобода есть познанная необходимость»?

5. Когда возникает марксизм, почему Маркса называют экономистом?

Практическое занятие 2

1. Что означает высказывание Г. Гегеля о том, что философия есть «эпоха, отраженная в мышлении»?

2. Объясните мысль У. Джемса: «Мы имеем право верить на свой собственный риск в любую гипотезу…», которая способна принести нам удовлетворение. (У. Джемс. Зависимость веры от воли. СПб., 1904, с. 33). Какое направление представляет У. Джемс?

 

Задание № 7

Практическое занятие 1

1. Что означает латинская приставка ir если она присоединяется к латинскому слову rationalis.

2. Если человеческий разум ограничен, способен ли он к познанию?

3. Какая категория не относится к философии Спинозы? Бог, Природа, Субстанция, Модус, Монада, Атрибут?

4. «Экзистенциализм» означает: а) рациональную философию; б) философию существования; в) философию смерти; г) философию сознания.

5. Эпоха Просвещения – это: а) 14–16 века; б) 17 век; в) конец 19–начало 20 века; г) 18 век.

Практическое занятие 2

1. Французский философ Ж.-П. Сартр, представитель экзистенциализма писал: «Каждая ситуация есть моя ситуация, потому что она является отражением моего свободного выбора... Поэтому в жизни нет случайности. Ни одно общественное событие, возникшее внезапно и увлекшее меня, не приходит извне: если я мобилизован на войну, эта война есть моя война, я виновен в ней и я ее заслуживаю. Я ее заслуживаю прежде всего потому, что мог бы всегда уклониться от нее — стать дезертиром, или покончить с собой. Если я этого не сделаю, значит я ее выбрал, стал ее соучастником». Прав ли Сартр, отрицая случайность на том основании, что человек ответственен за все свои поступки?

2. К какой западной философской школе относится утверждение: «…вопреки неразумным предположениям прошлого, чем дальше идет истинная наука вперед, тем больше она открывает бога, как если бы он ожидал ее за каждой дверью, раскрываемой наукой»?

 

Задание № 8

Практическое занятие 1

1. Теоцентрист – это: А) сторонник рационального научного знания; б) сторонник божественного откровения; в) сторонник познания посредством интуиции; г) отрицающий возможность любого познания.

2. Кто впервые сказал «panta rei»: Сократ, Платон, Гераклит, Аристотель и что это означает?

3. Что может служить доказательством прогресса в обществе?

4. К философскому знанию относятся дисциплины: онтология, физика, гносеология, этика, теология, эстетика, астрология, логика, астролябия. (подчеркните)

5. «Идолами рассудка» Фрэнсис Бэкон называл: А) религиозные верования; б) препятствия на пути достижения истины; в) схоластические рассуждения; г) пустые разговоры.

Практическое занятие 2

1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями. «Человек свободен постольку, поскольку он может по собственному желанию браться за дело или отказываться от него, принимать собственное решение, отвечать «дa» или «нет» на любой вопрос или приказ и, руководствуясь собственным желанием, определять понятия долга и достойной цели. Он не свободен, когда лишен возможности следовать собственным желаниям». Обоснуйте свой ответ.

2. Объясните главный тезис Ж.-П. Сартра: Мы «осуждены быть свободными»

 

Задание № 9

Практическое занятие 1

1. Кто различал понятия рассудок и разум? И в чем их разница?

2. Что означает слово «экзистенциализм»?

3. В чем разница между словами «антропология» и «антропоцентризм»?

4. В чем специфика религиозного мировоззрения, какие мировые религии существуют?

5. Какие этапы развития философии существуют? Назовите века.

Практическое занятие 2

1. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека, от психики животных? Приведите примеры из современной науки, подтверждающие эти отличия.

2. Для представителей какого направления современной западной философии отчуждение является основной характеристикой жизни человека в обществе: а) экзистенциализма; б) неопозитивизма; в)герменевтики; г) персонализма? Определите понятие «отчуждение» в рамках данного направления?

 

Задание № 10

Практическое занятие 1

1. Кому принадлежит фраза «Все разумное – действительно, все действительное - разумно»?

2. Что считается в философии опытом? Всякий ли опыт есть эксперимент? Кто впервые в истории философии обращается к опыту? Приведите пример, иллюстрирующий ваш ответ.

3. «Философская рациональность рефлексивна по отношению к самой себе» Что означает эта фраза?

4. Эпоха Возрождения: а) 14–16 века; б) 3 век до н.э.; в) христианская эпоха; г) 18 век.

5. Почему 17 век называют «веком философов».

Практическое занятие 2

1. Древнегреческий философ Парменид (вторая пол. 6 - нач. 5 в. до н. э.) считал, что «философий две: одна - сообразна истине, другая - сообразна мнению... Критерием же [истины] он признал разум, и ощущения не точны, [по его мнению]» (Антология мировой философии, т. 1. С. 293). Зарождение какого взгляда на соотношение чувственного и рационального здесь можно обнаружить?

2. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память.

 

Задание № 11

Практическое занятие 1

1. Что означают понятия «объективное» и «субъективное», от каких понятий они произошли?

2. Что означает понятие «трансцендентальный»? Почему философия Канта называется трансцендентализмом?

3. Что означает понятие «механистический материализм». Когда впервые он возник, с чем это связывают?

4. Назовите философов–рационалистов 17 века

5. Что означает слово «позитивизм»?

Практическое занятие 2

1. О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Т.Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено».

2. Ч. Дарвин в качестве общей причины эволюционного развития рассматривал «борьбу за существование», к которой он относил внутривидовую и межвидовую борьбу, а также борьбу с неблагоприятными факторами внешней среды. Соответствуют ли подобные взгляды диалектико-материалистическому учению об источнике развития?

 

Задание №12

Практическое занятие 1

1. «Имей мужество пользоваться собственным умом». Девизом какого времени могла бы стать эта фраза: а) античности; б) Просвещения; в) Возрождения; г) нашего времени.

2. Какие термины входят в философское направление «неопозитивизм»: а)правила, б) верификация, в)нормы, г) принципы, д) стандарты, е) парадоксы ( исключить ненужное)

3. Найти слово, противоположное по смыслу слову «монизм».

4. Впервые слово «философия» встречается у: а) Аристотеля; б) в Библии; в) у Пифагора; г) у Гегеля.

5. Философия имеет следующие функции: мировоззренческую, аксиологическую; научную; компенсаторную; организационную (исключить ненужное)

Практическое занятие 2

1. Р. Декарт писал: «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции. Кроме того, заметим, что опыт часто вводит, нас в заблуждение, тогда как дедукция, или чистое умозаключение, никогда не может быть плохо построена, даже у умов, весьма мало привычных к мышлению... Действительно, все заблуждения, в которые впадают люди, ...всегда имеют своей причиной то, что люди исходят именно из плохо понятых фактов или из поспешных и необоснованных суждений». Какую позицию в гносеологии занимал Р. Декарт в вопросе о соотношении чувственного и рационального познания? Что означает слово дедукция?

2. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями? Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различные материальные средства, передаваться от человека к человеку?

 

Задание № 13

Практическое занятие 1

1. Агностицизм отрицает а) возможность познания; б) возможность достижения истинного знания; в) возможность достижения счастья; г) существование Бога.

2. Наиболее ярким примером агностицизма является: а) античный скептицизм; б) египетская философия; в) кантианство; г)идеализм.

3. Почему философия Возрождения ярче всего проявила себя в Италии?

4. Теология – учение о Боге, геология – учение о земных недрах, зоология – учение о животном мире; биология – учение о живом; онтология – учение о…

5. Что объединяет философию и науку? Как соотносится философия и частные науки?

Практическое занятие 2

1. Что означает известная фраза, написанная на Дельфийском храме, и исповедуемая Сократом «Познай самого себя… И ты познаешь мир и богов»?

2. Перечислите основные противоречия современной эпохи. Какова роль этих противоречий в общественном развитии?

 

Задание № 14

Практическое занятие 1

1. Что означает мысль Гераклита: «и солнце не преступит своей меры, ибо тогда его настигнут Эриннии, вестницы Справедливости».

2. Почему дружба и знание, по мысли Эпикура, должны предоставлять максимум удовольствия?

3. Что означает «вещь в себе» Канта? Можно ли быть уверенным в ее существовании? Почему?

4. Что означает понятие «метафизика»? а) находящееся «за физикой» б) метод познания; в) учение о первоосновах бытия; г)  «первая  философия».

5. Натурфилософия – это философское учение о…

Практическое занятие 2

1. Выдающийся французский философ-материалист Жюльен – Офре Ламетри (1709-1751) считал, что человек является машиной и что во вселенной существует только Одна субстанция — материальная. Покажите ограниченность данных материалистических представлений.

2. Приведите примеры борьбы нового со старым в современных условиях.

 

Задание № 15

Практическое занятие 1

1. Чем натурфилософия отличается от естественной науки?

2. Среди натурфилософов Милетской школы известны…

3. Что означает слово антропоморфизм?

4. Что означают понятия теоцентризм, антропоцентризм, космоцентризм, геоцентризм?

5. Номинализм и реализм – это направления в Античности, в философии Средневековья, Эпохе Возрождения, Философии 17 века, современной философии?

Практическое занятие 2

1. Категорический императив И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в любое время стать всеобщим законодательством». Как вы понимаете это? Приведите пример, такого поведения.

2. Проанализируйте древнеиндийский афоризм с позиций закона взаимного перехода количественных и качественных изменений: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным – неверие ведет к пороку».

 

Задание № 16

Практическое занятие 1

1. Ф. Бэкон в теории познания пользуется индукцией или дедукцией? Что означают эти слова?

2. Если сущность бытия составляет духовное начало, то это материализм и идеализм?

3. Априорное знание есть знание а) рациональное; б) предшествующее опыту; в) опытное знание; г) истинное знание.

4. Что необходимо для построения научной или философской системы?

5. Что такое категорический императив?

Практическое занятие 2

1. «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». (Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1. С. 202). Как называется философия, созданная Л. Фейербахом? В чем, достоинства и недостатки этой философии?

2. Какой смысл имеет «явление» в философии И. Канта? Принадлежит ли оно cамой вещи?

 

Задание № 17

Практическое занятие 1

1. Первыми философами– атомистами были…

2. Почему философов называют «любителями», а не «знатоками» мудрости?

3. Платон идеалист или материалист? Почему?

4. Пантеизм – это а) учение о познании, б) учение о бытии, в) не учение вообще, г) все обожествлено, д) все отождествлено?

5. Что означает слово «субстанция»? Можно ли употреблять это слово в выражении «субстанция разума»?

Практическое занятие 2

1. Представители какого философского направления могли бы сказать: «Трагедия человека состоит в том, что он обречен на свободу» а) фрейдизма, б) экзистенциализма, в) прагматизма, г) неотомизма? И почему свобода – это трагедия для человека?

2. Согласны ли Вы cо следующим взглядом:

Природы внутреннюю суть

Познать бессилен ум людской. Он счастлив, если видит путь

К знакомству с внешней скорлупой». (Гете)

 

Задание № 18

Практическое занятие 1

1. Почему метод Декарта называется дедуктивным? Что означает слово «дедукция»?

2. Как вы могли бы определить истину?

3. Апостериорное знание: а) предшествующее опыту; б) вытекающее из опыта; в) интуитивное; г) истинное знание.

4. Что обозначает категория «антиномия»?

5. Приведите пример гипотетического императива.

Практическое занятие 2

1. Объясните главный тезис Ж.-П. Сартра: Мы «осуждены быть свободными»; наша свобода безгранична, ее единственное ограничение состоит в том, что мы не можем перестать быть свободными. (Сартр Ж.- П. Бытие и ничто. М., 2002, с. 451.)

2. Какое практическое значение имеет познание сущности и явлений? Почему наука не довольствуется явлениями, а ищет их сущность?

 

Задание № 19

Практическое занятие 1

1. Могут ли существовать явления, не имеющие причины?

2. Конечную причину мира Аристотель называл…

3. Когда закончила свое существование эпоха античной философии?

4. На чем может быть основано утверждение, что нас обманывает разум, а не чувства?

5. От чего зависит полезность философии, по мысли Декарта: а) от того, что ею питаются все науки; б) от того, что она дает утешение в печали; в) от того, что она учит жить; г) от того, что она борется с религией.

Практическое занятие 2

1. В чем заключается ошибочность следующего рассуждения: «Почему свободу связывают с необходимостью? Свобода потому и свободна, что она абсолютно свободна и не связана ни с чем»?

2. Может ли одна и та же форма иметь различное содержание? Приведите примеры.

 

Задание № 20

Практическое занятие 1

1. С какой философией боролась философия 16–17 века?

2. Гносеология – это философское учение о…

3. Почему немецкая философия 18–19 века называется классической?

4. Что означает тождественность объекта и субъекта? Означает ли это признание объективного мира?

5. Как вы понимаете выражение: «все действительное разумно, все разумное действительно»?

Практическое занятие 2

1. В Сингапуре есть питомник, где готовят обезьян к «ботанической» работе. Они довольно легко запоминают около 25 слов-распоряжений. Обезьяны способны забираться на вершины высоких деревьев, обламывают и приносят человеку листья и цветы для гербариев, которые другим способом достать невозможно. Какая форма поведения обезьян описана в данном случае? Можно ли считать это поведение разумным?

2. Приведите примеры систем неорганической природы, живой природы, общества, мышления. Чем они отличаются друг от друга?

 

Задание № 21

Практическое занятие 1

1. Кем развивалась атомистическая теория в античной философии? Что означало первоначально понятие «атом»?

2. На какие два мира делит бытие Платон?

3. Что греки называли «космосом»?

4. На чем может быть основано убеждение, что чувства обманывают нас? Приведите пример.

5. На что больше следует полагаться в жизни: на веру или разум? Обоснуйте свой ответ.

Практическое занятие 2

1. Ж. П. Сартр говорил: «Человек существует настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков». Раскройте смысл данного высказывания. Выскажите свою позицию.

2. В каком смысле причина и следствие могут меняться местами? Что является необходимым условием для обозначения одних явлений как причин, а других как следствий?

 

Задание № 22

Практическое занятие 1

1. Предмет философии, по мысли Гегеля, находится в: а) материале частных наук; б) самой жизни; в) божественном откровении; г) чистом мышлении.

2. Для эпохи Просвещения характерен а) культ Разума; б) культ сознания;  в) культ человека; г) культ социализма.

3. Рационализм апеллирует к а)разуму; б) эмоциям; в) страстям; г) вере.

4. Что означает приставка «пан» в словах: панлогизм, пантеизм, пансексуализм, панславизм,

5. Что Кант называл феноменом или явлением?

Практическое занятие 2

1. В работе «Будущее одной иллюзии» З. Фрейд утверждал: «Люди обладают двумя распространѐнными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей». Прокомментируйте данное высказывание, в связи с вопросом о соотношении биологического и социального в человеке. Выскажите свою позицию.

2. Гражданин А., желая избавиться от гражданки Б. и зная, что одна не умеет плавать, купил ей путевку на курорт на Черное море в надежде, что Б. утонет. Гражданка Б. действительно утонула в море. Есть ли причинно- следственная связь между действиями гражданина А. и смертью гражданки Б.? Проанализируйте эти события с помощью категорий необходимости и случайности.

 

Задание № 23

Практическое занятие 1

1. Какие науки неокантианцы называли «науками о природе», а какие – «науками о духе»?

2. Что лежит в основании общества по мысли Маркса?

3. Назовите основные направления современной философии?

4. Когда произошел переход от классической к неклассической философии?

5. Чем занималась по преимуществу философия позитивизма?

Практическое занятие 2

1. О.  Шпенглер  утверждал:  «―Человечество  –  пустое  слово.  Стоит  только исключить этот фантом из круга проблем исторических форм, и на его месте перед нашими глазами обнаружится неожиданное богатство настоящих форм. < …> Вместо монотонной картины линейно образной всемирной истории я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих их недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всѐм протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть». Раскройте смысл данного высказывания. Дайте свой комментарий.

2. Почему при  решении практических вопросов следует различать необходимые и случайные причины?

 

Задание № 24

Практическое занятие 1

1. Какие вопросы интересовали по преимуществу философию 19–начала 20 века?

2. Ф. Ницше считается: а) «философом жизни», б) философом науки, в) философом религии, г) философом постмодерна.

3. Почему главной проблемой современной философии считается проблема человека?

4. Чему следует отдавать предпочтение в познании: чувству или разуму? Почему?

5. Механицизм рассматривает материю исключительно как а) вещество; б) поле; в) сущность; отказывается от понятия материи.

Практическое занятие 2

1. В работе «Будущее одной иллюзии» З. Фрейд утверждал: «Люди обладают двумя распространѐнными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей». Прокомментируйте данное высказывание, в связи с вопросом о взаимосвязи человека и культуры. Выскажите свою позицию.

2. Герой «Театральной истории» А. Франса говорил, что «уже в ту пору, когда солнечная система была еще только бледной туманностью... уже тогда наше существование было давным-давно обусловлено, безвозвратно предопределено, установлено раз и навсегда». (Франс А. Собр. соч. Т. 5. С. 76 - 77). В чем состоит ошибка героя? Как называется подобный взгляд?

 

Задание № 25

Практическое занятие 1

1. Что означает понятие «Абсолютный Дух»? В философии какого мыслителя это понятие имеет первостепенное значение?

2. Какие философские направления были противоположностью рационализма?

3. Какие компоненты составляют картину мира?

4. Какими методами познания пользуется философия?

5. Как определяет материю Аристотель?

Практическое занятие 2

1. Древнегреческий философ Гераклит говорил: «Всѐ течѐт» и «В одну реку мы вступаем и не вступаем, ведь на входящих в ту же самую реку набегают всѐ новые воды». Раскройте смысл данных утверждений. Согласны ли Вы с ними?

2. Как Вы понимаете «формулу»: «Свобода есть познанная необходимость»?

 

Задание № 26

Практическое занятие 1

1. В чем состоит различие между сущностью и существованием?

2. Мифология и религия – означают одно и то же?

3. Что означает на деле философский плюрализм?

4. Монада в философии Лейбница – это: а) духовно–материальная множественная первооснова сущего; б) атом; в) материя; г) в философии Лейбница такого понятия нет.

5. Рационально понимаемая свобода воли не включает в себя: а) свободу выбора; б) ответственность; в) знание причин происходящего; г) волю (стремление) к действию; д) спонтанность желаний

Практическое занятие 2

1. Французский философ П. Гольбах утверждал: «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение». Раскройте смысл данного утверждения. Согласны ли Вы с позицией Гольбаха? Аргументируйте свой ответ.

2. В чем заключается ошибочность следующего рассуждения: «Почему свободу связывают с необходимостью? Свобода потому и свободна, что она абсолютно свободна и не связана ни с чем»?

 

Задание № 27

Практическое занятие 1

1. Эмпирия – это а) бытие, б) практика, в) опыт, г) исследование, д) восприятие, е) знание.

2. «Экзистенциализм» означает: а) рациональную философию; б) философию существования; в) философию смерти; г) философию сознания.

3. Эпоха Просвещения – это: а) 14–16 века; б) 17 век; в) конец 19–начало 20 века; г) 18 век.

4. Что означает приставка «пан» в словах: панлогизм, пантеизм, пансексуализм, панславизм?

5. Какая из перечисленных функций не принадлежит философии: а) гносеологичеcкая, б) аксиологическая, в) методологическая, г) иллюзорно – компенсаторная, д) воспитательная.

Практическое занятие 2

1. Немецкий философ Г. Гегель говорил: «Всѐ действительное разумно, всѐ разумное действительно». Раскройте смысл данного утверждения. Согласны ли Вы с позицией Гегеля?

2. В чем сходство способности ощущения, присущей живым организмам, со свойством отражения, присущим всей материи?

 

Задание № 28

Практическое занятие 1

1. Какому философскому направлению принадлежит высказывание: «Познание – дело науки. Свобода – дело философии»? а) экзистенциализму, б) неопозитивизму, в) герменевтике, д) прагматизму.

2. Что не является специфичным для философии: а) философское знание разрабатывается бескорыстно, т.е. знание ради самого знания, б) философское знание развивается свободно, в) философское знание – это мироощущение, образно-эмоциональное восприятие мира, г) философское знание строится рационально, в логически разработанной системе понятий.

3. Идеи Платона а) носят сверхчувственный, сверхвременной характер, б) они существуют вне и независимо от мышления человека, в) они есть проявление единичного, чувственного, воспринимаемого. Выделите правильное суждение.

4. Кто из философов сформулировал свои знаменитые вопросы к человеку: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я должен надеяться? Что такое человек? а) Фихте, б) Гегель, в) Кант, г) Фейербах.

5. Согласно Канту, ноуменальный мир – это мир… Феноменальный мир – это мир допишите…

Практическое занятие 2

1. В работе «Упадок и возрождение культуры» А. Швейцер утверждал: «Великая задача духа – создание мировоззрения. <…> Конечно, в настоящее время многие обычно не поднимаются в своих взглядах на жизнь до осознанного мировоззрения. В массе своей они также не осознают необходимости и не испытывают потребности выводить свои идеи и убеждения из такого мировоззрения и обычно в большей или меньшей степени ориентируются на тон, задаваемый их временем, прислушиваются к ведущим голосам своей эпохи». Раскройте смысл данного утверждения и дайте свой комментарий.

2. Труд - «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека», - писал Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Какие биологические изменения вызвал труд у человека? Какие социальные стороны жизнедеятельности людей вызваны трудом?

 

Задание № 29

Практическое занятие 1

1. Кто из философов заявил, что бога нет, что бог умер и человек свободен: а) Шопенгауэр, б) Ницше, в) Фрейд, г) Сартр.

2. Религия выполняет следующие функции: а) иллюзорно – компенсаторную, б) мировоззренческую, в) регулятивную, г) интегрирующее – дезинтегрирующую, д) коммуникативную, е) регулятивную, ж) культуротранслирующую. Выделите главную.

3. Гносеология – это философское учение о…

4. Чем занималась по преимуществу философия позитивизма?

5. Почему метод Декарта называется дедуктивным? Что означает слово «дедукция»?

Практическое занятие 2

1. Кому принадлежит фраза «Все разумное – действительно, все действительное - разумно»? Что она означает? Приведите пример.

2. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

 

Задание № 30

Практическое занятие 1

1. Номинализм и реализм – это направления в Античности, в философии Средневековья, Эпохе Возрождения, Философии 17 века, современной философии?

2. Предмет философии, по мысли Гегеля, находится в: а) материале частных наук; б) самой жизни; в) божественном откровении; г) чистом мышлении.

3. Что означает понятие «Абсолютный Дух»? В философии какого мыслителя это понятие имеет первостепенное значение?

4. «Знание – сила!» Кому из философов принадлежит это высказывание?

5. Эпоха Возрождения: а) 14–16 века; б) 3 век до н.э.; в) христианская эпоха; г) 18 век.

Практическое занятие 2

1. Назовите основные направления современной философии? И кратко охарактеризуйте их.

2. Какую роль в формировании человеческого сознания играет язык? Возможно ли человеческое сознание (как общественный продукт) без языка?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика