ТОГУ, философия (практикум, темы 17-24)
Узнать стоимость этой работы
28.11.2017, 14:02

Тема 17. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–ХХ вв.

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, – …

2) То, что не может быть постигнуто разумом, выражено в логике, в понятиях, в системной упорядоченной форме (эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, озарения, экстазы и т. п.), – …

3) Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия, – …

4) Философско-этическая позиция, основанная на отрицании возможностей познания истины, ценностей и норм поведения, а также любой формы социальности и государственности, культуры и цивилизованности, – …

5) Истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX НАЧАЛА ХХ в.

План

1. Духовные и социально-экономические условия развития неклассической философии в Западной Европе. Связь классической и неклассической западноевропейской философии. Критика гегелевской концепции. Возникновение иррационалистической философии.

2. Учение А. Шопенгауэра о воле.

3. Формирование, круг проблем и центральные идеи «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер). Философские идеи Ф. Ницше: понятие «воли к власти» и критика религии и морали, «переоценка ценностей» и представления о сверхчеловеке, концепция «вечного возвращения». Учение А. Бергсона о творческой эволюции. Значение «философии жизни» в становлении философского знания.

4. «Субъективная диалектика» С. Кьеркегора: понятие экзистенции и типы (уровни) существования. Судьба учения.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 17

Основные направления неклассической философии XIX–ХХ вв.

Таблица 17

Философское направление (философская школа)

Время возникновения

Представители

Произведения

Основные понятия

Марксизм

 

 

 

 

Позитивизм

 

 

 

 

Прагматизм

 

 

 

 

Иррационализм:

«философия воли»

«философия жизни»

«философия существования»

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

В своём произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше описывает четыре состояния духа: сначала он предстаёт в образе верблюда, становится львом и, наконец, – ребёнком.

«Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.

Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.

Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом.

Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? “Ты должен” называется великий дракон. Но дух льва говорит “я хочу”.

Чешуйчатый зверь “ты должен”, искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестят, как золото, “ты должен!”.

Тысячелетие ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: “Ценности всех вещей блестят на мне”.

“Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность – это я. Поистине, “я хочу” не должно более существовать!”. Так говорит дракон.

Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный?

Создавать новые ценности – этого не может ещё лев, но создавать себе свободу для нового созидания – это сила льва.

Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей – это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.

…Но скажите, братья мои, что может сделать ребёнок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребёнком?

Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.

Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения:

своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.

Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд, и, наконец, лев ребёнком».

Ø Прокомментируйте притчу Ф. Ницше в соответствии с предложенными вопросами.

1. Что включает в себя понятие «дух»?

2. Какие метаморфозы человеческого духа описывает Ф. Ницше?

3. Какой смысл вкладывает философ в образы верблюда, льва, дракона и ребенка? Почему высшее состояние духа он связывает с образом ребенка? Каково значение игры?

4. Соотнесите эту притчу Ф. Ницше с другими его философскими идеями. Какая связь обнаруживается?

5. Приведите примеры описанных Ф. Ницше трансформаций (в жизни человека, в развитии общества, в эволюции культуры).

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний.

1. Философия может быть отнесена

а) к эмоциональному уровню мировоззрения,

б) обыденно-практическому типу мировоззрения,

в) теоретическому уровню мировоззрения,

г) стихийному типу мировоззрения.

2. Природу ценностей исследует

а) онтология, б) аксиология, в) гносеология, г) антропология.

3. Высказывание: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно», – принадлежит

а) И. Канту,

б) Г. Ф. В. Гегелю,

в) К. Марксу,

г) А. Шопенгауэру.

4. С предложением превратить философию в философию науки выступили представители

а) иррационализма, б) марксизма, в) прагматизма, г) позитивизма.

5. Идеалы буддизма нашли воплощение в философском учении

а) А. Шопенгауэра,

б) Ф. Ницше,

в) А. Бергсона,

г) С. Кьеркегора.

6. Высказывание: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», – принадлежит

а) К. Марксу, б) О. Конту, в) Ф. Ницше, г) Д. Дьюи.

7. Ф. Ницше выделил в культуре начала

а) античное и средневековое,

б) дионисийское и аполлоническое,

в) человеческое и сверхчеловеческое,

г) христианское и языческое.

8. Соотнесите понятия и философов.

а) жизненный порыв 1) К. Маркс

б) экзистенция 2) С. Кьеркегор

в) общественно-экономическая формация 3) А. Бергсон

г) воля 4) А. Шопенгауэр

9. С критикой традиционной (христианской) морали выступил

а) Г. Ф. В. Гегель, б) И. Кант, в) Ф. Ницше, г) О. Конт.

10. Соотнесите произведения и авторов

а) «Человеческое, слишком человеческое» 1) С. Кьеркегор

б) «Творческая эволюция» 2) А. Шопенгауэр

в) «Страх и трепет» 3) А. Бергсон

г) «Мир как воля и представление» 4) Ф. Ницше

 

Тема 18. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций, – …

2) Последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности – …

3) Центральное понятие философской герменевтики, определяется как поиск и выявление или как приписывание смысла – …

4) В феноменологии Э. Гуссерля последние глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему, – …

5) Первичная устремленность сознания на предмет, мир – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

План

1. Феноменология – ведущее направление в современной философии. Центральная идея: рассмотрение сознания как особой области бытия. Интенциональность – специфическая черта сознания. Феноменологическая редукция. Значение феноменологической методологии.

2. Предпосылки возникновения и основные идеи экзистенциализма. Проблемы бытия в философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю и др.).

3. Проблема понимания в герменевтике. Основные этапы развития герменевтики. Герменевтика как «понимающее бытие» (М. Хайдеггер). Герменевтика как универсальный способ философствования (Х.-Г. Гадамер).

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 18

Основные этапы развития экзистенциализма

Таблица 18

Период

Страна

Философы

 

Россия

 

 

Германия

 

 

Франция

 

 

Испания, Италия, США

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

В работе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» А. Камю так рассуждает об известном герое древнегреческих мифов.

«Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд.

…Этот миф трагичен, поскольку его главный герой наделён сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живёт так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела, о нём он думает  во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение».

Ø Прокомментируйте отрывок из работы А. Камю.

1. Что обозначает понятие «абсурд» в философии А. Камю? Почему Сизиф, в понимании Камю, абсурдный герой?

2. Преодолим ли абсурд существования? Каковы способы его преодоления?

3. В чём состоит победа Сизифа? Почему, по мнению писателя, «ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу»?

4. Как, в представлении философа, связаны между собой абсурд и бунт?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Установите соответствие между философским направлением и философом.

а) феноменология 1) Э. Фромм

б) неофрейдизм 2) Г. Марсель

в) экзистенциализм 3) Ж. Деррида

г) постмодернизм 4) Э. Гуссерль

2. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания и способ бытия, называется

а) герменевтикой,

б) структурализмом,

в) неотомизмом,

г) фрейдизмом.

3. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Бытие и ничто» 1) Х.-Г. Гадамер

б) «Истина и метод» 2) Ж.-П. Сартр

в) «Состояние постмодерна» 3) З. Фрейд

г) «Толкование сновидений» 4) Ж.-Ф. Лиотар

4. Соотнесите название принципа и его содержание

а) принцип верификации 1) процедура, посредством которой устанавливается ложность теории и гипотезы в результате её эмпирической проверки

б) принцип фальсификации 2) подтверждение истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки

5. Понятие «бытия-в-мире» является центральным в философии

а) К. Ясперса,

б) А. Камю,

в) М. Хайдеггера,

г) Ж.-П. Сартра.

6. К. Юнг ввел в широкое научное употребление понятие

а) «экзистенция»,

б) «тошнота»,

в) «воля к власти»,

г) «архетип».

7. Р. Барт, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко представители

а) поструктурализма,

б) постпозитивизма,

в) неотомизма,

г) неомарксизма.

8. Назовите русских философов-экзистенциалистов.

а) В. С. Соловьев, П. А. Флоренский

б) Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский

в) А. С. Хомяков, И. В. Киреевский

г) Н. А. Бердяев, Л. Шестов

9. Соотнесите философа-герменевтика и годы жизни.

а) Ф. Э. Д. Шлейермахер 1) 1900–2002

б) В. Дильтей 2) 1768–1834

в) Х.-Г. Гадамер 3) 1833–1911

г) М. Хайдеггер 4) 1889–1976

10. Соотнесите философов и течение экзистенциализма.

а) К. Яспер, М. Бубер 1) религиозный

б) Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер 2) атеистический

 

Тема 19. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) В аналитической психологии К. Юнга структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям, – …

2) Направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка, – …

3) Способность идеального воспроизведения действительности – …

4) Психический процесс, представляющий собой переключение энергии либидо с непосредственных целей на цели несексуального свойства, – …

5) Истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним предметным объективированным  формам, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА

План

1. Учение З. Фрейда о бессознательном. Структура психики: «оно», «я», «сверх-я». Эрос и Танатос – два типа бессознательных влечений. Представления Фрейда о роли религии. Проблема «недовольства культурой». Судьба учения. Критика фрейдистского учения.

2. Аналитическая психология К. Юнга. Учение о коллективном бессознательном. Понятие архетипа.

3. Открытия неофрейдизма в области комплексного изучения человека и общества (Э. Фромм, Г. Маркузе, К. Хорни и др.).

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 19

Структура личности в учении З. Фрейда

Таблица 19

Элемент

Название в учении

З. Фрейда

Характеристика, функции,

руководящий принцип

Бессознательное

 

 

Сознание

 

 

Сверхсознание

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Э. Фромм описал удивительный феномен «бегство от свободы». Ознакомьтесь с отрывками из знаменитой книги философа и дайте ответы на предложенные вопросы.

«Миллионы людей продемонстрировали то, что они вовсе не стремились получить эту свободу, а, наоборот, хотели от нее избавиться…

Моральное одиночество так же невыносимо, как и одиночество физическое…

Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки – даже самые нелепые и унизительные, – являются порой спасательным кругом для человека, если они обеспечивают связь человека с окружающими людьми, спасая его от самого страшного, что может быть у человека, от одиночества и изоляции…

Человек должен либо воссоединиться с окружающим его миром в спонтанности любви и творческого труда, либо отыскать опору, поиск которой будет сопровождаться потерей и уничтожением индивидуальности и свободы человека…

А вот после того, как человек становится самостоятельным индивидуумом, он вынужден находиться один на один с ошеломляюще огромным миром.

В результате у человека возникает стремление и горячее желание отказаться от своей индивидуальности в пользу победы над чувством одиночества и беспокойства, а для этого ему необходимо слиться с окружающим миром, полностью раствориться в нем».

Ø Прокомментируйте отрывки из книги «Бегство от свободы».

1. Объясните, что автор называет «бегством от свободы»? В чем его опасность?

2. Каковы причины бегства от свободы? Приведите примеры из личного опыта.

3. Когда в истории человечества, по вашему мнению, возник феномен «бегства от свободы»?

4. Как стремление людей к единению с другими, к идентификации с ними способствует возникновению тоталитарных и авторитарных политических режимов и социальных явлений?

5. Может ли, по вашему мнению, человек быть свободен от общества? Почему? Найдите альтернативу «бегству от свободы».

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Установите соответствие между философским направлением и философом.

а) феноменология 1) Г.-Х. Гадамер

б) герменевтика 2) А. Камю

в) экзистенциализм 3) Ж. Бодрийар

г) постмодернизм 4) Э. Гуссерль

д) постпозитивизм 5) Т. Кун

2. Проблема человеческого существования стала центральной в философии

а) постпозитивизма,

б) структурализма,

в) экзистенциализма,

г) постструктурализма.

3. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Бытие и время» 1) А. Камю

б) «Бунтующий человек» 2) М. Хайдеггер

в) «Бытие и ничто» 3) Ж.-П. Сартр

г) «Смысл и назначение истории» 4) Н.А. Бердяев

д) «Смысл творчества» 5) К. Ясперс

4. Соотнесите философа и понятие.

а) «бегство от свободы» 1) К. Юнг

б) коллективное бессознательное 2) Э. Фромм

в) комплекс неполноценности 3) Г. Маркузе

г) «одномерный человек» 4) З. Фрейд

д) «недовольство культурой» 5) А. Адлер

5. Метод деконструкции характерен для философии

а) фрейдизма,

б) герменевтики,

в) неофрейдизма,

г) постмодернизма.

6. Основоположником феноменологии считается

а) З. Фрейд,

б) М. Хайдеггер,

в) Л. Витгенштейн,

г) Э. Гуссерль.

7. Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Бодрийар, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти, М. Фуко представители

а) неофрейдизма, б) постпозитивизма, в) постмодернизма, г) неомарксизма.

8. Работы «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Будущее одной иллюзии», «Психология масс и анализ человечекого Я» принадлежат

а) З. Фрейду, б) К. Юнгу, в) К. Хорни, г) Ж. Лакану.

9. Направление в современной философии, базирующееся на философии Фомы Аквинского, –

а) неотомизм, б) неопозитивизм, в) неомарксизм, г) структурализм.

10. К Франкфуртской школе (Институт социальных исследований), представители которой решили вернуться к основам марксисткой теории, относились

а) М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер,

б) Ж. Маритен, Э. Жильсон,

в) М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно, Э. Фромм,

г) Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, Ж. Лакан.

 

Тема 20. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы – …

2) Образ отсутствующей действительности, псевдоподобное подобие, лишенное подлинника – …

3) Базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни, прообразы, образцы – …

4) Философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности – …

5) Процесс и результат отрыва функции какой-либо системы от её основы, ведущий к извращению её сущности – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

СТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

План

1. Структурализм. Формирование и эволюция структуралистической методологии в гуманитарном знании (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон, Н. Трубецкой, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко и др.).

2. Постструктурализм как результат и преодоление (отрицание) структурализма (Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Делёз и др.). Исследование «изнанки» структур. Проблема интертекстуальности. Метод деконструкции Ж. Деррида.

3. Ситуация постмодернизма в современной  философии  и  культуре  (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Батай, Ж. Делёз и Ф. Гваттари, Р. Рорти, У. Эко и др.). Разнообразие представлений о смысле постмодернистской тенденции. Отношение к постмодернизму.

 

З ад а н и е 3. Заполните табл. 20

Таблица 20

Соотношение традиционного и постмодернистского типов мышления

Представления

Традиционный тип

мышления

«Новый» тип мышления

(постмодернистский)

Состояние бинарных оппозиций

 

 

Отношения субъекта и объекта

 

 

Представления о системе ценностей

 

 

Цель творчества

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Познакомьтесь с отрывками из книги «Логика смысла» известного французского постмодерниста Ж. Делёза.

«Смысл – это несуществующая сущность.

Становление не терпит никакого разделения или различения на до и после, на прошлое и будущее. Сущность становления – движение, растягивание в двух смыслах-направлениях сразу. Здравый смысл утверждает, что у всех вещей есть чётко определённый смысл; но суть парадокса состоит в утверждении двух смыслов одновременно.

Парадокс чистого становления с его способностью ускользать от настоящего – это парадокс бесконечного тождества: бесконечного тождества обоих смыслов сразу – будущего и прошлого, дня до и дня после, большего и меньшего, избытка и недостатка, активного и пассивного, причины и эффекта.

Неограниченное становление становится идеальным и бестелесным событием.

Чистое становление, беспредельность – вот материя симулякра, поскольку он избегает воздействия Идеи и ставит под удар как модели, так и копии, одновременно.

Событие и есть смысл как таковой.

События – подобно кристаллам – становятся и растут только от границ или на границах».

Ø Дайте ответы на вопросы.

1. Что такое симулякр в объяснении Делёза?

2. В каких условиях возникает симулякр?

3. Что является причиной распространения многочисленных симулякров в культуре ХХ в.?

4. Каковы последствия (положительные и негативные) распространения симулякров в культуре?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Установите соответствие между философским направлением и философом.

а) феноменология 1) Х.-Г. Гадамер

б) герменевтика 2) М. Хайдеггер

в) экзистенциализм 3) Ж.-Ф. Лиотар

г) неофрейдизм 4) Э. Гуссерль

д) постмодернизм 5) К. Юнг

2. Две стратегии человеческого существования описал в работе «Иметь или быть?»

а) З. Фрейд, б) Ж. Батай, в) К. Маркс, г) Э. Фромм.

3. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Система вещей» 1) Ж. Делёз и Ф. Гваттари

б) «Состояние постмодерна» 2) Ж. Бодрийар

в) «Письмо и различие» 3) Ж.-Ф. Лиотар

г) «Капитализм и шизофрения» 4) Ж. Деррида

4. Соотнесите понятие и философа.

а) логоцентризм 1) А. Камю

б) бунтующий человек 2) Х.-Г. Гадамер

в) предпонимание 3) Г. Маркузе

г) «одномерный человек» 4) З. Фрейд

д) «недовольство культурой» 5) Ж. Деррида

5. Практика расслаивания единого смысла написанного текста, чтобы продемонстрировать, как текст соединяет в себе множество предпосылок, которые не являются истинными смыслами написанного, называется

а) деконструкцией,

б) дедукцией,

в) софистикой,

г) редукцией.

6. В противовес понятию «система» понятие «ризома» – разветвленная неструктурированная система – применяется для описания реальности философами

а) З. Фрейдом и К. Юнгом, б) Н. А. Бердяевым и Л. Шестовым, в) Л. Витгенштейном и Р. Карнапом, г) Ж. Делёзом и Ф. Гваттари.

7. М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет представители

а) экзистенциализма, б) постпозитивизма, в) неотомизма, г) неомарксизма.

8. Материальный предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений, это

а) фетиш, б) амулет, в) знак, г) образ.

9. Высказывание: «Язык есть дом бытия» принадлежит

а) М. Хайдеггеру,

б) Э. Гуссерлю,

в) Х.-Г. Гадамеру,

г) У. Эко.

10. Принцип фальсификации (принципиальной опровержимости) разработал представитель постпозитивизма

а) И. Лакатос, б) К. Поппер, в) Т. Кун. г) П. Фейерабенд.

 

Тема 21. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Направление русской общественной мысли, приверженцы которого делали упор на самобытном развитии России, её религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии и стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими экономическими, бытовыми, нравственными и религиозными началами, – …

2) Термин, предложенный Н. Ф. Фёдоровым и означающий власть духа, духовное родство всех живущих на земле, обретающее способность к действию благодаря соединению с Богом, – …

3) Философская категория (идея, принцип), выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности, – …

4) Идейно-политическое и общественное учение в русском послеоктябрьском зарубежье 20–30-х гг., авторы которого впервые заявили о себе выходом сборника «Исход к Востоку» и утверждали, что Россия (Евразия) – особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, её своеобразие обусловлено особым «срединным месторазвитием», – …

5) Термин, характерный для позднего периода творчества Н. А. Бердяева (30-40-е гг.) и обозначающий персоналистическое, духовное, на основе свободы, любви, искренности, братства межчеловеческое общение, опосредованное Богом, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

План

1. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского.

2. Проблема веры в творчестве Ф. М. Достоевского.

3. Образ Иисуса Христа в романах Ф. М. Достоевского.

4. Антропология Ф. М. Достоевского. Диалектика любви и свободы.

5. Эстетические взгляды Ф. М. Достоевского. Влияние творчества Ф. М. Достоевского на русскую и европейскую культуру.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 21

Представители русской философии

Таблица 21

п/п

Представители русской

философии

Годы

жизни

Основные

произведения

Основные понятия

его философии

1.

 

 

 

Живознание, соборность

2.

 

 

 

Свободная теософия, всеедин-

ство, София

3.

 

 

 

Триединство, симфоническая

личность

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Приведите основные положения критики славянофилами западноевропейской культуры и дайте им собственную оценку.

Ø По данным его биографии определите имя мыслителя.

Учился в Московском университете; офицер лейб-гвардии гусарского полка; участник военной кампании против Наполеона, в 1823–1826 гг. путешествует за границей; был лично знаком с Шеллингом и вёл с ним переписку; после опубликования 1-й части русского перевода основного философского труда этого мыслителя, высочайшим повелением императора Николая I он был объявлен сумасшедшим.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. К характерным чертам русской философии не относится

а) панморализм,

б) панлогизм,

в) антропоцентризм,

г) религиозность.

2. Философское содержание понятия «соборность» разработал

а) А. С. Хомяков,

б) В. С. Соловьёв,

в) С. Л. Франк,

г) С. Н. Трубецкой.

3. Н. О. Лосский является основоположником

а) позитивизма,

б) прагматизма,

в) интуитивизма,

г) экзистенциализма.

4. Теоретические разработки либерального образа мыслей на русской почве представлены в произведениях

а) В. И. Ленина, б) А. И. Герцена, в) М. А. Бакунина, г) Б. Н. Чичерина.

5. Соотнесите философские произведения и их авторов.

а) «Оправдание добра» 1) Н. О. Лосский

б) «Реальность и человек» 2) В. С. Соловьёв

в) «Бог и мировое зло» 3) П. А. Флоренский

г) «Столп и утверждение истины» 4) С. Л. Франк

6. Не разделял взглядов позитивистов

а) П. Л. Лавров,

б) В. В. Лесевич,

в) Н. К. Михайловский,

г) Никанор (А. И. Бровкович).

7. Философию Н. А. Бердяева следует охарактеризовать

а) как персоналистическую,

б) секулярную,

в) славянофильскую,

г) почвеническую.

8. Высказывание: «Смерть не существует в природе, но существует разрушение, а следствие одно токмо преобразование», – принадлежит

а) И. В. Киреевскому, б) С. Н. Булгакову, в) Л. П. Карсавину, г) А. Н. Радищеву.

9. Религиозно-философское течение, возникшее в начале ХХ в. в России, представителями которого были Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, З. Н. Гиппиус и др.

а) богочеловечество, б) богоискательство, в) богостроительство, г) богоборчество.

10. Не участвовал в разработке софиологического варианта метафизики всеединства а) С. Н. Булгаков,

б) В. С. Соловьёв,

в) П. А. Флоренский, г) С. Л. Франк.

 

Тема 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Специфическое понятие русской философии, означающее общность людей, объединённых верой в православные ценности, гарантирующие целостность личности и истинность познания, примирение социальных дисгармоний в христианской любви и вере, свободу каждого и  единство всех, – …

2) Сторонники религиозного течения (сформировавшегося во 2-й половине XV в. и просуществовавшего до середины XVI в.), которые выступали против втягивания русской православной церкви в мирские дела, призывали отказаться от обладания излишком материальных благ и сосредоточиться на совершенствовании души, – …

3) Понятие, приобретшее в русской философии особую значимость в связи с распространением в России идей социализма и означающее общность интересов, единое понимание основных принципов мировоззрения, совместную ответственность, – …

4) Термин, введённый в научный оборот Л. Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов, – …

5) Специфическое мировосприятие, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное –  со Вселенной,  «преобладание  вселенского  над  индивидуальным» – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА В. С. СОЛОВЬЁВА

План

1. Жизнь и сочинения В. С. Соловьёва.

2. Учение В. С. Соловьёва об Абсолюте, его космология и эволюция понятия «София».

3. Гносеологические взгляды В. С. Соловьёва.

4. Антропология В. С. Соловьёва.

5. Этические и эстетические взгляды В. С. Соловьёва.

6. Историософия В. С. Соловьёва.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 22

Представители русской философии

Таблица 22

п/п

Представители

русской философии

Годы

жизни

Основные

произведения

Высказывание

1.

 

 

 

«Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского, он верит, что спасётся лишь, в конце концов, всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм»

2.

 

 

 

«Радость разрушения есть в то же время творческая радость»

«Я ищу Бога в людях, в их свободе, а теперь я ищу Бога в революции»

3.

 

 

 

«Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить! У ней особенная стать – В Россию можно только верить»

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Установите, в чём заключаются моменты сближения в учениях таких мыслителей, как П. Я. Чаадаев и А. И. Герцен, с философскими воззрениями славянофилов.

Ø По данным его биографии определите имя философа.

Родом из дворянской семьи; религиозный человек; поэт, публицист; конногвардейский офицер, участвовал в военных кампаниях русской армии, где, по словам офицеров-сослуживцев, был отмечен за свою «холодную и доблестную храбрость». Он вообще был человеком разносторонних талантов: успешно занимался сельским хозяйством, сконструировал свой вариант парового двигателя, изобрёл ружьё для стрельбы по дальним целям. В своём кругу его прозвали «отцом церкви». Н. А. Бердяев называл его «рыцарем церкви», а А. И. Герцен отмечал, что он, «подобно средневековым рыцарям, караулившим храм Богородицы, спал вооружённым».

 

З ад а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Одной из характерных черт русской философии является

а) материалистичность,

б) спекулятивность,

в) этическая направленность,

г) сосредоточенность на субъекте познания.

2. К теоретикам русского анархизма относится

а) П. Я. Чаадаев, б) П. А. Кропоткин, в) Г. В. Плеханов, г) П. Н. Ткачёв.

3. Философский кружок, возникший в 1823 г. в Москве и руководимый В.Ф. Одоевским и Д.В. Веневитиновым, получил название кружка

а) вольтерьянцев, б) любомудров, в) младороссов, г) сменовеховцев.

4. Соотнесите автора и его произведение.

а) С. Н. Булгаков 1) «Апокалипсис наших дней»

б) Иларион 2) «Чтения о богочеловечестве»

в) В. В. Розанов 3) «Свет невечерний»

г) В. С. Соловьёв 4) «Слово о законе и благодати»

5. Представителем русского духовно-академического теизма не является

а) М. М. Тареев,

б) В. И. Несмелов,

в) В. Д. Кудрявцев-Платонов,

г) Н. Ф. Фёдоров.

6. Соотнесите философский термин и его автора.

а) «русская идея» 1) Н. Г. Чернышевский

б) «разумный эгоизм» 2) Д. С. Мережковский

в) «новое религиозное сознание» 3) С. Л. Франк

г) «трансрациональность» 4) В. С. Соловьёв

7. Идеи об особой роли русского народа во всемирной истории впервые прозвучали в размышлениях

а) Филофея, б) Нила Сорского, в) А. С. Хомякова, г) Илариона.

8. Теоретическую модель истории, разработанную Н. Я. Данилевским, следует расценивать

а) как циклическую, б) линейную, в) спиралевидную, г) ризомную.

9. Представителем западничества не является

а) А. И. Герцен, б) М. А. Бакунин, в) Н. В. Станкевич, г) Ю. Ф. Самарин.

10. Г. С. Сковороду характеризуют

а) как «русского Сократа», б) «русского Гегеля», в) «русского Аристотеля», г) «русского Канта».

 

Тема 23. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Предельная философская категория, используемая для обозначения всего сущего, – …

2) То, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное  ядро  самостоятельно  существующего  сущего, – …

3) Многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе, – …

4) То, что существует благодаря самому себе и в самом себе, – …

5) Учение о бытии как таковом, о всеобщих значениях и определениях бытия – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОНТОЛОГИИ

План

1. Изначальные варианты решения онтологических проблем.

2. Бытие как существование. Онтологические модели бытия как существования.

3. Понятие субстанции и субстанциальность бытия.

4. Кризис онтологии. Иерархические модели бытия.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 23

Базовые категории онтологии

Таблица 23

Категория

Краткое определение

Бытие

 

Небытие

 

Сущность

 

Существование

 

Субстанция

 

Атрибут

 

Акциденция

 

Материя

 

Идея

 

Вещь

 

Свойство

 

Отношение

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

«Берем максимум конкретно как бытие и говорим: максимальному бытию не противоположно ничто, а значит, ни небытие, ни максимальное бытие. Как же можно представить максимум несуществующим, если его максимальное бытие есть его максимальное бытие? Притом ничего нельзя представить существующим без бытия, а абсолютное бытие не может быть ничем иным, кроме абсолютного максимума; следовательно, без этого максимума невозможно ничего представить существующим.

…Мы ясно видим теперь, что находим Бога путем отстранения причастных Ему вещей: все сущее причастно Его бытию; если отнять это приобщение  к Нему всего сущего, останется простейшее бытие, единая сущность всего».

Николай Кузанский

Ø Прокомментируйте.

1. Укажите, к какой исторической онтологической традиции принадлежит Николай Кузанский. Аргументируйте, опираясь на приведенный текст.

2. Прокомментируйте, как Николай Кузанский понимает «Бога». Как понятие «Бог» соотносится с понятием «бытие» и с понятием «существование».

3. Что Николай Кузанский понимает под «причастностью всего сущего» и какова функция данного учения о «причастности» в онтологии Николая Кузанского? Какие следствия вытекают для понимания мира сквозь призму учения о причастности?

«Что же касается уничтожения и возникновения [материи], то в одном смысле она им подвержена, в другом нет. Рассматривая как то, в чем (заключена личность), она уничтожается сама по себе (так как исчезающим здесь будет лишенность); если же рассматривать ее как возможность (приобретения формы), она (не только) сама по себе не уничтожается, но ей необходимо быть неисчезающей и невозникающей. Ведь если бы она возникла, в ее основе должно было бы лежать нечто первичное, откуда бы она возникла, но как раз в том и заключается ее природа, так что (в таком случае) она существовала прежде (всего) возникновения. Ведь я называю материей первичный субстрат каждой (вещи), из которого (эта вещь) возникает не по совпадению, а потому что он ей внутренне присущ. А если (материя) уничтожается, то  именно  к  этому  субстрату  она должна будет прийти, в  конце  концов,  так  что  она  окажется  исчезнувшей  еще до своего исчезновения».

Аристотель

Ø Выполните задания.

1. Прокомментируйте приведенный текст, раскрыв понятие «материя» у Аристотеля.

2. Укажите, какие базовые типы понимания материи можно выделить в истории философии.

3. Назовите и раскройте понятие, парное материи в философии Аристотеля.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, какие из перечисленных категорий являются онтологическими,

а) прекрасное, б) сущность, в) истина, г) бытие, д) благо.

2. Термин «онтология» был введен философом

а) Р. Гоклениусом, б) Платоном, в) Б. Спинозой, г) Г. Ф. В. Гегелем, д) Г. В. Лейбницем.

3. Сопоставьте философов и их позицию по основному вопросу философии.

а) Платон 1) материализм

б) Маркс 2) идеализм

в) Р. Декарт 3) дуализм

г) Г. Ф. В. Гегель

4. Философская категория, обозначающая единство Бытия, сущности и существования, материального и идеального, есть

а) субстанция, б) монада, в) материя, г) диада, д) субстрат.

5. Онтологическая проблематика как таковая была впервые заявлена в учении философа

а) Фалеса, б) Парменида, в) Пифагора, г) Демокрита, д) Сенеки.

6. Сопоставьте философов и их позиции в учении о причинности.

а) Б. Спиноза 1) строгий детерминизм

б) П. Лаплас 2) ограниченный детерминизм

в) Н. А. Бердяев 3) волюнтаризм

г) Д. Дидро

д) А. Шопенгауэр

7. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц,

б) первоэлементом мира является апейрон,

в) любая вещь мира есть соединение формы и материи,

г) первоэлементом мира является число,

д) мир непознаваем.

8. Соотнесите исторические виды материализма с философами, придерживавшимися соответствующих позиций.

а) античный материализм 1) К. Маркс

б) вульгарный материализм 2) Л. Бюхнер

в) механистический материализм 3) Эпикур

г) антропологический материализм 4) Л. Фейербах

д) диалектический материализм 5) К. Гельвеций

6) В. И. Ленин

7) Лукреций

9. Допускает возможность абсолютного движения

а) теория относительности Эйнштейна,

б) квантовая физика,

в) небесная механика Ньютона,

г) мадхьямика.

10. Сопоставьте философов с количеством субстанций, вводимых ими в свою философскую концепцию.

а) Р. Декарт 1) одна

б) Б. Спиноза 2) две

в) Г. В. Лейбниц 3) бесконечное множество

 

Тема 24. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ 

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого человека – …

2) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – …

3) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – …

4) Учение о всеобщем характере причинных связей – …

5) Философское учение, признающее равноправие идеального и материального, но не признающее их относительности, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ

План

1. Движение как фундаментальное свойство бытия.

2. Движение и развитие. Модели развития.

3. Диалектика бытия и всеобщие законы развития. Детерминизм и развитие.

4. Системность бытия. Пространственно-временные уровни бытия.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 24

Основные виды бытия

Таблица 24

Виды бытия

Краткая характеристика

Материальное

 

Идеальное

 

Человеческое

 

Социальное

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

«…Что и идеализм, и реализм суть одинаково крайние, избыточные положения, что ошибочно сводить материю к представлению, которое мы о ней имеем, и также неверно делать из неё вещь, производящую в нас представления, но отличную от нас по своей природе. Материя для нас – совокупность “образов”. Под “образом” же мы понимаем определённый вид сущего, который есть нечто большее, чем то, что идеалист называет представлением, но меньшее, чем то, что реалист называет вещью, – вид сущего, расположенный на полпути между “вещью” и «представлением». Это понимание материи просто-напросто совпадает с пониманием её здравым смыслом. Мы бы весьма удивили человека, чуждого философским спекуляциям, сказав ему, что предмет, находящийся перед ним, который он видит и которого касается, существует лишь в его уме и для его ума, или даже, в более общей форме, как склонен был делать это Беркли, – существует только для духа вообще. Наш собеседник всегда придерживался мнения, что предмет существует независимо от воспринимающего его сознания. Но, с другой стороны, мы также удивили бы его, сказав, что предмет совершенно отличен от его восприятия нами, что нет ни цвета, который приписывает ему глаз, ни сопротивления, которое находит в нём рука. Этот цвет и это сопротивление, по его мнению, находятся в предмете: это не состояние нашего ума, это конститутивные элементы существования, независимо от нашего. Следовательно, для здравого смысла предмет существует в себе самом, такой же красочный и животный, каким мы его воспринимаем: это образ, но образ существует сам по себе».

А. Бергсон

Ø Выполните задания.

1. Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания существования материи независимо от нашего сознания?

2. Объясните, на каком основании Бергсон возражает против квалификации его взглядов как «идеалистических».

3. Укажите и прокомментируйте, каким философским направлениям XX века родственны взгляды Бергсона.

«Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельных небесных телах, колебание молекул в качестве теплоты или в качестве электрического или магнитного тока, химическое разложение и соединение, органическая жизнь – вот те формы движения, в которых – в одной или нескольких сразу – находится каждый отдельный атом вещества в мире в каждый данный момент. Всякий покой, всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определённой форме движения. Так, например, то или иное тело может  находиться на Земле  в состоянии  механического равновесия, т. е. в механическом смысле в состоянии покоя, но это нисколько не мешает тому, чтобы данное тело принимало участие в движении Земли и в движении всей солнечной системы, как это ничуть не мешает его мельчайшим физическим частицам совершать обусловленные его температурой колебания или же атомам его вещества – совершать тот или иной химический процесс. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя – мысль, которую прежняя философия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения остаётся всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено. Когда движение переносится с одного тела на другое, то поскольку оно переносит себя, поскольку оно активно, его можно рассматривать как причину движения, поскольку это последнее является переносимым, пассивным. Это активное движение мы называем силой, пассивное же – проявлениями силы. Отсюда ясно как день, что сила имеет ту же величину, что и её проявления, ибо в них обоих совершается ведь одно и то же движение».

Ф. Энгельс

Ø Выполните задания.

1. Укажите и раскройте, к какой онтологической традиции принадлежит Ф. Энгельс.

2. Прокомментируйте, чем отличается понимание движения у Энгельса от понимания движения в западноевропейской философии раннего Нового времени (Декарт, Спиноза).

3. Раскройте, опираясь на приведенный текст и используя дополнительные материалы, понимание материи и движения Энгельсом.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Преимущественное внимание к движению и изменению свойственно философским концепциям

а) Древнего Востока, б) Античности, в) Средних веков, г) Нового времени.

2. Материалистические направления признают следующие положения:

а) мир состоит из материальных частиц,

б) мир сотворен Богом и все происходит по Его воле,

в) материя – объективная реальность,

г) атрибутом материи является движение,

д) пространство и время суть исключительно формы восприятия.

3. Сопоставьте философов и их позицию по основному вопросу философии.

а) Спиноза 1) материализм

б) Декарт 2) идеализм

в) Гегель 3) дуализм

г) Ленин

4. Законы диалектики с точки зрения диалектического материализма –

а) законы человеческого мышления,

б) законы объективной реальности,

в) одна из моделей описания интеллектуальной истории,

г) мысли Бога до сотворения мира.

5. Не является атрибутивным свойство материи

а) самоорганизация, б) сознание, в) движение, г) протяженность, д) длительность, е) отражение.

6. Соотнесите концепции пространственно-временного континуума и их основателей.

а) субстанциальная 1) Аристотель

б) реляционная 2) Сократ

3) Платон

4) Демокрит

7. Протяженность есть единственный атрибут материи, мышление – единственный атрибут духа, – согласно

а) Пармениду,

б) Фоме Аквинскому,

в) Р. Декарту,

г) Б. Спинозе,

д) Л. Витгенштейну,

е) В. И. Ленину.

8. Соотнесите онтологические концепции с философами, их разрабатывавшими и придерживавшимися.

а) античный неоплатонизм 1) Р. Рорти

б) томизм 2) Ж. Деррида

в) дуализм 3) Плотин

г) онтологический плюрализм 4) Ж. Делёз

д) диалектический материализм 5) К. Маркс

6) Р. Декарт

7) Фома Аквинский

9. Характеризовал онтологию как интерпретацию «языковых игр»

а) П. Гольбах, б) А. Шопенгауэр, в) Н. А. Бердяев, г) Э. Беневенист, д) У. Куайн.

10. Идеализм – это

а) утверждение, что идеи существуют реально,

б) стремление к идеалу,

в) признание за идеями первичного бытия, определяющего материальное,

г) утверждение, что идеи не менее реальны, чем материя.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика