СИБУП, философия (контрольная работа)
10.11.2017, 09:31

В данной работе студентам представлены десять вариантов контрольных работ, каждая из которых пишется только по одному варианту. Вариант контрольной работы студенты определяют самостоятельно, в соответствии с порядковым номером своей зачетной книжки (от 1 до 10). Например, порядковый номер зачетной книжки – 1, значит, контрольная работа пишется по первому варианту, порядковый номер зачетной книжки – 0, значит, по 10 варианту и т. д. Преподаватель правильность выбора варианта контрольной работы также будет определять по номеру зачетной книжки студента.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

1. Философия, ее предмет, структура и функции.

2. «От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно ждать от него философского образования, достаточного для того чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответствующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены до самого философского охвата».[ Гете И.В. Избр. философ, произв. М., 1964. С. 369.]

– О какой функции философии идет речь? Аргументируйте свой ответ.

3. Идеи античных философов. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).

4. Что означает надпись на храме Бога Аполлона: «Познай самого себя»?

– Почему Сократ, увидев изречение, обратился от натурфилософии к философии человека?

5. Обыденное и научное познание.

6. Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона "Знание — сила".

– Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?

– Какое отношение к природе формирует данный лозунг?

– Не является ли владение знанием одной из причин экологической катастрофы?

 

Вариант 2

1. Философия как мировоззрение и наука. Проблема научности философии, ее различные интерпретации. Единство и различие философии и науки.

2. В чем, по мнению Аристотеля, состоит отличие философии от других видов знания и наук, выраженное им в следующем утверждении: «Первая философия имеет своим предметом познание причин сущего, поскольку оно – сущее»? Аргументируйте свой ответ.

3. Философия средневековья, ее религиозный характер.

4. Проанализируйте данные выражения. Какой актуальный средневековый спор в них отражён? Аргументируйте свой ответ.

«Без веры нет знания» (Августин);

«Верю, чтобы знать» (Ансельм Кентерберийский);

«Вера и разум находятся в гармоническом согласии друг с другом» (Фома Аквинский);

«Не только верить, но и знать» (Росцелин);

«Никакой веры, прежде разума» (П.Абеляр).

5. Сознание, его происхождение, структура и функции.

6. Можно ли считать творчество главным отличием человеческого сознания от машинного интеллекта? Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна о том, что машина будет в состоянии решать какие угодно проблемы, но никогда не сумеет поставить хотя бы одну. Аргументируйте свой ответ.

 

Вариант 3

1. Структура философского знания.

2. Ряд философов высказывает мысль о том, что «…когда философия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде, то такая философия может быть чем угодно, может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть» (Сорокин А. А. Философия – это форма самополагания человека в мире // Философское познание: драматизм обновления. М., 1991. С. 179.).

– Чем же должна быть философия и какую роль она призвана выполнять в обществе?

3. Антропоцентрический и гуманистический характер философии эпохи Возрождения.

4. Прокомментируйте текст. Какое философское представление периода Ренессанса отражено в этом отрывке? Как автор представляет себе вселенную?

«Я говорю, что вселенная, безусловно, бесконечна, ибо она не имеет края, поверхности; я говорю, что вселенная не совершенно бесконечна, потому что каждая часть ее конечна и каждый из бесчисленных миров, входящих в неё, бесконечен. Я говорю, Бог безусловно бесконечен, ибо он сам исключает всякий конец, и всякий атрибут один и их бесконечно много; и я говорю, что Бог полностью бесконечен, ибо он весь во всем мире и в каждой его части бесконечно и полностью – в противоположность бесконечности вселенной, которая полностью во всем, но не во всех частях» (Джордано Бруно).

5. Природные, биологические и социальные предпосылки происхождения человека.

6. «Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением и видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество» (Соловьев В. С. Соб. соч. В 10 т. Т. 3. – СПб., 1911. – С. 121.).

– Можно ли согласиться с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ.

 

Вариант 4

1. Проблема субстанции в философии. Эволюция философского учения о материи.

2. «Демокрит: начало Вселенной — атомы и пустота… И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они во вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: "огонь, вода, воздух, земля…».

«Все свершается по необходимости, так как причиной возникновения всего является вихрь, который он называет — необходимостью» (Диоген Лаэртский // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. — С. 328.) .

«…Эпикур придумал, как избежать необходимости (от Демокрита, стало быть, это ускользнуло): он утверждает, будто атом, несущийся по прямой линии вниз вследствие своего веса и тяжести, немного отклоняется от прямой. Только при допущении отклонения атомов можно, по его словам, спасти свободу воли» (Цицерон. О природе богов // Лукре­ций Кар. О природе вещей. Ч. 2. М., 1947. С. 12).

– В сравнении с демокритовским пониманием атома, какое новое свойство атома обнаруживает Эпикур?

– Кто из ученых-философов Нового времени продолжил линию античного атомизма и создал законченную механистическую картину мира?

– Что нового в трактовку бытия вносит идея свободы воли?

3. Особенности философии Нового времени. Методология научного поиска: эмпиризм, рационализм, интуитивизм.

4. Прокомментируйте текст.

«Деист не знает, как Бог наказывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога». Деист «воздерживается… от присоединения к каким-либо сектам, ведь они глубоко противоречивы. Его религия – самая древняя и самая распространенная, ибо простое преклонение перед Богом существовало раньше всех систем этого мира. Он говорит на языке, понятном для всех народов, даже если в остальном они друг друга не понимают. Его братья рассеяны по миру, все ученые и мудрые люди – его братья. Он считает, что религия не в метафизических теориях и не в суетной пышности, а в поклонении Богу как справедливости. Его культ – творить добро, его теория – быть послушным Богу. <…> Он защищает угнетенных и помогает нуждающимся» (Вольтер «Философский словарь»).

– С какой программой выступает Вольтер? Можно ли его назвать «атеистом»?

5. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание.

6. В какой последовательности выступают следующие формы научного познания в реальном научном процессе: теория, факт, гипотеза, проблема, научный факт, концепция? Объясните смысл этих понятий.

 

Вариант 5

1. Методы философии. Диалектика и метафизика.

2. О каких принципах диалектики идет речь в цитате и в чем их органическое единство? «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел… В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они взаимодействуют друг с другом, и это их взаимодействие друг на друга и есть именно движение».

– Кратко сформулируйте основные принципы диалектики.

3. Либеральные идеи и теории естественного права в философии Нового времени (Вольтер, Дидро. Монтескье, Руссо).

4. Укажите основные черты материализма Нового времени (английского и французского материализма XVII-XVIII вв.):

– Диалектический материализм.

– Деизм.

– Эмпиризм (сенсуализм).

– Реализм.

– Рационализм.

– Метафизический материализм.

– Механистический материализм.

– Атеизм.

– Дуализм.

Дайте их краткую характеристику.

5. Общество как система. Экономическая сфера общества. Понятие материального производства. Структура материального производства, его элементы.

6. Дайте анализ следующему положению. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. — М., -1947. — С. 171.).

– Почему это отличие Ф. Энгельс считаем основным?

– В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

 

Вариант 6

1. Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.

2. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:

а) материализм — это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);

б) материализм — это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализм — это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

г) материализм — это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.

3. Взгляды представителей немецкой классической философии (Гегель, Л. Фейербах).

4. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. в 6 т. Т. 1. М., 1965. С. 439–500). Объясните:

– Что имел в виду И. Кант?

– В чем по И. Канту проявляется пропасть, лежащая между человеком и миром?

– Сформулируйте нравственный императив Канта.

5. Взаимосвязь технического прогресса и развития общества. Этапы технического прогресса и перспективы научно-технического прогресса.

6. Какую особенность техники выделяет немецкий философ М.Хайдеггер отмечая, что, с одной стороны современная техника является откровением, при котором человек использует природу, не нарушая её естественного состояния, с другой –  бросает ей вызов тем, что из природного материала производит тот или иной вид энергии и,  не будучи зависимым от природы, накапливает и передает их?

– Какое существенное отношение имеет техника к ответственности человека в истории?

– Согласны ли Вы с мнением о том, что «миссия техники – освобождение человека, дарующее ему возможность всецело быть самим собой?» Аргументируйте свой ответ.

 

Вариант 7

1. Специфика философии как мировоззрения, ее отличие от других типов мировоззрения.

2. Известный философ Уайтхед А.Н. считает, что сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

– Согласны Вы с данным высказыванием?

– В каком смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности? Ответ аргументируйте.

3. Основные идеи и историческое значение марксистской философии в развитии мировой философской мысли.

4. В научной литературе отмечается, что в трудах «зрелого» К. Маркса недостаточно разработаны проблемы этики и общечеловеческих ценностей. Подчеркивается, в частности, что этика классического марксизма как этика классовой борьбы и диктатуры пролетариата не может быть этикой для современного этапа развития человечества.

– Можно ли согласиться с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

5. Философское представление о движении, пространстве и времени.

6. «В процессах саморазвития материи, в основе которых лежат диалектическое единство и борьба противоположных тенденций – организации и дезорганизации, важное значение имеет изучение качественных уровней организации материи и раскрытие их взаимосвязи в ходе поступательного движения от низшего к высшему».

– Какие подходы к классификации форм движения материи вы знаете?

– Что понимать под качественными уровнями организации материи?

 

Вариант 8

1. Проблема истины и заблуждения. Критерии, формы и виды истины.

2. Раскройте приведенные ниже философские направления и назовите направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения:

а) эклектика;

б) конвенционализм;

в) софистика;

г) диалектика;

д) догматизм.

3. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития.

4. «В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествовала существованию… Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, «существование предшествует сущности?" Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. — С. 232.)

– Каков смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности?

– В чем прав и в чем ошибается Сартр?

– Каково ваше мнение о выводе Сартра: человек делает себя сам?

5. Философские концепции исторического развития.

6. Попытка философов разработать всемирную историю согласно плану природы, направленному на современное гражданское объединение человеческого рода, должна рассматриваться как возможная и даже как содействующая этой цели природа» (И. Кант).

– Что, по вашему мнению, подразумевает И. Кант под всемирной историей и планом природы?

– Как взаимосвязаны история и природа?

 

Вариант 9

1. Философия и мифология. Протофилософия. Генезис философии.

2. Французский философ О. Конт утверждал, что эпоха философии миновала навсегда, что положительные науки, или «позитивные» (физика, химия, биология и т.д.),  не нуждаются в философии, так как в состоянии сами решать все задачи. Они «сами по себе философия».

– Прав ли О. Конт? Аргументируйте ответ.

3. Идейные истоки, особенности и исторические этапы развития русской философии.

4. Российские исследователи отмечают, что нам нечего «стеснятся» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, но и не следует абсолютизировать его и отождествлять с ценностями «казарменного коллективизма».

– Можно ли согласиться с данным высказыванием? Аргументируйте ответ.

5. Понятие природной среды. Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую, духовную).

6. Крупнейший ученый и философ XX в. В. И. Вернадский писал:

«Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

– Как называется это учение В. И. Вернадского о взаимоотношении общества и природы, в чём его суть?

– Как соотносится данное положение В. И. Вернадского с сегодняшней экологической ситуацией?

 

Вариант 10

1. Проблема познаваемости мира и ее различные интерпретации. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о познаваемости мира.

2. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли:

а) в познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах;

б) в познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя;

в) в познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т. д.)?

3. Русская философия об исторической самобытности России.

4. «Русь надо угадать» (А. С. Хомяков). «Все, что мы утверждаем о нашей истории, о нашем народе, об особенностях нашего прошедшего развития, все это угадано, а не выведено» (Ю. В. Самарин).

– Как вы понимаете данные высказывание русских философов?

– В чем, с Вашей точки зрения, проявляется «национальный дух» русского народа?

5. Специфика и взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества.

6. Наше общество переживает ответственный исторический этап - становление рыночной экономики. Суть рыночных ценностей – экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли.

– В чем заключается неоднозначность влияния их на ценностную ориентацию личности?

– При каких же условиях духовная деятельность оказывает активное влияние на жизнь общества?





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика