СПбГУТ, основы философии (контрольная работа, г.Смоленск)
31.10.2018, 11:38

Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в печатном варианте или в тетради, объемом не более 24 листов в рукописном варианте.

Обязательным при оформлении контрольной работы являются:

план работы;

список использованной литературы.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Первый вариант

1. Предмет и происхождение философии. Основные проблемы философии.

2. Понятие и виды этики.

Вопрос 1. При ответе на этот вопрос необходимо рассказать о происхождении философии и раскрыть смысл термина, охарактеризовать круг вопросов дисциплины, которые составляют ее предмет. Определите функции философии, в которых реализуются ее цели, задачи, назначение. Укажите основные разделы философии и предмет их анализа.

Обратите внимание на то, что философия необходима личности для формирования независимого мышления и обществу – для определения возможных путей своего развития.

Вопрос 2. В данном вопросе определите предмет, задачи и функции этики. Укажите основные разделы этики и предмет их анализа. Раскройте соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Опишите структуру морали. Охарактеризуйте ее основной принцип. Разделяете ли вы эту точку зрения? Ответ обоснуйте. Почему этику называют часто практической философией?

 

Второй вариант

1. Мировоззрение. Компоненты и уровни мировоззрения.

2. Социальная структура и формы социального развития общества.

Вопрос 1. Отвечая на этот вопрос, дайте понятие «мировоззрение», раскройте его сущность и структуру. Перечислите категории и уровни мировоззрения, какие из них, по вашему мнению, наиболее характерны для разных типов мировоззрения? Назовите основные характерные черты и функции мифологического и религиозного типов мировоззрения. Определите различия исторических типов мировоззрения.

Объясните, почему философию называют высшей формой мировоззрения. Ответ обоснуйте.

Вопрос 2. Социальная философия, как и философия, в целом, изучает наиболее общие законы существования и развития общества ( в отличии от специальной науки об обществе – социологии, которая занимается изучением конкретных обществ).

Дайте понятие общества, охарактеризуйте факторы, влияющие на его развитие. Какой фактор Вы считаете решающим? Обоснуйте ваш выбор. Охарактеризуйте определенные сферы общественной жизни. Дайте их краткую характеристику.

Природа общества и его структура характеризуют общество с одной стороны – статической. Для объемного представления укажите варианты его развития. Какой из них представляется вам правильным?

 

Третий вариант

1. Специфика и национальное своеобразие русского философствования.

2. Основные картины мира: философская, религиозная, научная.

Вопрос 1. Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность состоит в том, что она развивалась автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии и не находилась под влиянием философских направлений Запада. Русскую философию отличает глубина, всесторонность, специфический круг ис­следуемых проблем, порой не понятных Западу.

Стройные философские системы возникают в конце XIX- начале XX века. До этого времени шли поиски русской философской мысли. В XIV - XVIIJ веках эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Назовите эти направления, раскройте их сущность. Раскрывая данный вопрос, помните, что на становление и развитие русской философии оказала влияние византийская культура и западноевропейская философия. Однако существует и своеобразие русской философии. Раскройте, в чем оно состоит

Помните, что одной из важнейших черт русской философии является обращение к практическим проблемам переустройства мира и человека, а также ее литературно-художественная образность. Необходимо назвать основных мыслителей этого времени и раскрыть их взгляды. (Н.Ф. Федоров, Вл. С. Соловьев, Б.Н. Лосский, Н А. Бердяев). Особым интересом пользовались взгляды Владимира Соловьева: совершенствование мира, преодоление эгоизма, осуществление христианских идеалов любви к ближнему, достижение абсолютных ценностей, идея о воссоединении восточной и западной церквей.

Оригинальным явлением был русский космизм, в котором ставятся проблемы о космизме и человеке, разрабатывается учение о спасении, где главная действующая сила - творческий акт человека.

Русская философия - это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее труд­но говорить о духовном возрождении России.

Вопрос 2. Раскрывая данный вопрос, необходимо понять, какие существуют картины мира и вокруг каких отношений они строятся? Укажите методологические проблемы, связанные с понятием «мир». В чем выражается практический характер повседневного видения? Как исторически изменяется картина мира? Рассматривая историю философии, обратите внимание на существенные различия христианской и буддистской картины мира. Укажите особенности научной картины мира, раскройте роль науки в обществе. Какова специфика философской картины мира?

 

Четвертый вариант

1. Философия Древнего Китая. Основные понятия и направления: даосизм и конфуцианство. 

2. Профессиональная этика.

Вопрос 1. История философии является своеобразной школой мышления, она учит сравнивать и сопоставлять, усваивать и критиковать. При ответе на данный вопрос, определите основные черты и особенности китайской философии. Каково место китайской философии и культуры? Назовите основные идеи Конфуция (Кун-Фу-Цзы). Выделите наиболее важные. Охарактеризуйте основные направления даосизма. Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение?

Вопрос 2. Профессиональная этика изучает особенности функционирования моральных норм в той или иной профессии.

Укажите особенности профессиональной морали, принципы и требования. Профессиональные нормы находят свое выражение в моральных кодексах, принятых в данной профессии. Какие требования предъявляются к профессии связиста? Опишите отношения, регулируемые профессиональными моральными нормами в отрасли связи. Какие еще принципы, заложены в нормах моральных кодексов? Какие из них вы считаете наиболее важными? Ответ обоснуйте.

 

Пятый вариант

1. Основные идеи немецкой классической философии в области гносеологии, этики философии религии.

2. Понятие свободы и ответственности в философии.

Вопрос 1. Рассматривая немецкую классическую философию, мы обращаем особое внимание на идеи в области гносеологии, этики и философии религии.

Рассмотрите вопрос о познании, покажите решение этого вопроса у Канта, Гегеля и других немецких философов.

Сформулируйте категорический императив Канта. Что вы можете сказать об этом нравственном законе?

Перечислите основные идеи Канта в области философии религии. Г. Гегель ввел в философию принцип развития, обосновав диалектический метод познания мира. Назовите основные идеи Г.Гегеля. Приведите примеры действия законов диалектики.

Объясните, почему марксизм «вырос» из гегелевской философии? Оцените место классической немецкой философии в истории философии и культуры.

Вопрос 2. В современных условиях роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим чаще возникают проблема свободы и ответственности личности перед обществом. Рассмотрите понятия свободы и ответственности. Первая попытка обоснования взаимосвязи свободы и ответственности была сделана Спинозой. Какие еще философы обращались к этой теме? Рассмотрите их взгляды. Как трактуется современное состояние вопроса свободы и ответственности? Как решали проблему свободы и ответственности русские религиозные философы Бердяев, Флоренский, Булгаков и д.р.

Выскажите собственное мнение к рассматриваемой проблеме. Ответ обоснуйте.

 

Шестой вариант

1. Классическая греческая философия: Сократ, Платон, Аристотель.

2. Философия и глобальные проблемы современности.

Вопрос 1. Классический этап греческой философии связан с поворотом от природы к человеку. Отвечая на данный вопрос рассмотрите основные моменты учений Сократа, Аристотеля, как самых ярких представителей этого периода. Охарактеризуйте основные идеи Сократа. Раскройте ключевые идеи онтологии и гносеологии Платона. Как должно быть устроено идеальное государство по Платону? С какими идеями платоновской утопии вы согласны, а с какими - нет?

Дайте характеристику философским взглядам Аристотеля. Как вы думаете, почему Аристотеля в средние века прозвали «Князем философии». Какие идеи Аристотеля нашли продолжение в христианском богословии?

Выделите основные черты классического этапа философии Древней Греции. Дайте им оценку.

Вопрос 2. Раскрывая данный вопрос, необходимо понять, что пред­ставляет собой современная цивилизация и в чем ее особенности. За тыся­челетнюю историю человечество сформировало ценности, на базе которых складывается современная цивилизация. Назовите эти ценности.

Помните, что глобальные проблемы - совокупность проблем челове­чества, от которых зависит сохранение цивилизации, возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой. Беспощадная эксплуатация природных богатств началась с эпохи Великих географических открытий, что существенно повлияло на биосферу всех континентов. Развитие мощной индустрии в Европе привело к экологическим бедствиям в этом регионе.

Раскройте сущность разрушающего воздействия на природу во второй половине XX века. В вопросе необходимо четко перечислить все глобальные проблемы, раскрыть их сущность и возможность предотвращения. Помните, что современная мировая цивилизация опирается на достижение промышленных научных революций. По своей сути она индустриальная, техногенная. В конце XX века индустриальная и техногенная цивилизация переходит в постиндустриальную, связанную с последними достижениями науки и техники. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы приобрели всемирный характер, т. е. сферой их действия впервые стала вся планета, ее страны и регионы. Поэтому и решение глобальных проблем невозможно без объединения усилий всего человечества. Отсюда - поиск новых стратегий, новых путей, обеспечивающих сохранение цивилизации.

 

Седьмой вариант

1. Философия Средневековья. Основные черты и этапы. Представители: Августин Аврелий и Фома Аквинский.

2. Понятие и виды бытия.

Вопрос 1. Средневековая философия занимает большой период времени с 5-го по 15 вв. н.э. Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме – принципе, согласно которому все в мире определено богом. Рассмотрите подробно философские идеи и принципы Средневековья.

Охарактеризуйте основные этапы средневековой философии (апологетика, патристика, схоластика) назовите основных представителей каждого этапа и прокомментируйте основные философские идеи. Обратите внимание на то, что несмотря на господствующее религиозное мировоззрение, продолжалось развитие материалистической и идеалистической линии в философии. Данный момент проявился в спорах между реализмом и номинализмом. Раскройте сущность этих направлений.

Вопрос 2. Онтология (учение о бытии и его формах) рассматривается как один из базовых разделов системы философского знания.

При ответе на данный вопрос рассмотрите исторические представления о бытии и его видах (материальное, духовное бытие и «третий мир» - бытие объективного содержания мышления).

Назовите сферы, уровни и виды материального мира. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи. Охарактеризуйте основные свойства и формы сознания. Что входит в структуру сознания? Какие продукты человеческой деятельности составляют «третий мир». Дайте им краткую характеристику.

 

Восьмой вариант

1. Основные черты и направления философии Возрождения.

2. Философия и смысл жизни.

Вопрос 1. Конец XV века - переходная эпоха в истории Западной Европы. Перечислите все достижения и крупнейшие открытия в науке и общественной жизни. Покажите, что явилось главным условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Раскройте главный принцип философии Возрождения - гуманизм.

Следуя периодизации философии Возрождения, определите основ­ные периоды философии Возрождения и их основные черты:

· Реставрация и приспособление античной философии к требовани­ям нового времени - XV век.

· Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия. - XVI век.

Назовите главных представителей каждого их этих этапов. Помните, что одной из главных черт эпохи данного периода является антропоцен­тризм. Возрождается античный идеал человека. Обратите внимание на разницу антропоцентрической концепции М. Монтеня и Ф. Аквинского В данном вопросе необходимо назвать основных представителей социальной философии.

Вопрос 2. К смыслу жизни человека имеется три основных подхода – пессимистический (жизнь трагична), натуралистический (смысл жизни состоит в самой жизни) и авторитарный (смысл жизни находится вне жизни – в боге или великой идеи).

Назовите философов, поддерживающих тот или иной подход, охарактеризуйте их взгляды. Какого выбора придерживаетесь Вы? Ответ обоснуйте.

Перечислите основные разновидности натуралистического подхода к смыслу жизни. Жизнь, каких исторических личностей соотносится с тем или иным подходом к проблеме? Приведите примеры.

Дайте собственное определение смысла жизни.

 

Девятый вариант

1. Основные черты философии Нового времени.

2. Понятие, структура и виды познания. Основные направления в теории познания.

Вопрос 1. Эпоха Нового времени начинается с 17 века с зарождением капиталистических отношений.  XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений. Потребности нового производства изменили отношение людей к науке, целям и значению человеческого познания. Разум начинает рассматриваться как инструмент созидания и преобразования мира. Появляются новые подходы к науке, методам познания. Основные споры развернулись между двумя направлениями - рационализмом и эмпиризмом. Раскройте, в чем сущность каждого из этих направлений. Чем отличается метод научного исследования у Р. Декарта (рационализм) и Ф. Бэкона (эмпиризм)?

Отвечая на вопрос, необходимо отметить, что для философии XVII века (Нового времени) характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Задача науки и философии - содействие увеличению власти человека над природой. В центре философии данного периода законы мышления, действующие во всех науках. Определите основные черты философии данного периода. Рассмотрите также социально-философские концепции данного периода, среди которых особое место принадлежит концепциям естественного права и «общественного договора» (Дж. Локк, Т. Гоббс).

Вопрос 2. Сознание является объектом внимания многих наук как естественных, так и гуманитарных. Помните, что проблема сознания является одной из главных для философии, что именно в духовности крупнейшие мыслители видели специфику человека, основание его неповторимости и творчества. На протяжении тысяч лет философия ставила и решала проблему сознания на основе знаний своего времени. Эти вопросы были неразрывно связаны с проблемой существования мира, с проблемой познания человеком мира и себя. В вопросе о происхождении сознания и его сущности можете рассмотреть, как решался данный вопрос в таких теоретических направлениях, как гилозоизм, теория энтелехии, бихевиоризм, вульгарный материализм и религиозных направлениях.

Обратите внимание, что уже античность поставила вопрос: принадлежит ли сознание конкретному человеку, являясь его достоянием, или же сознание является частью мирового разума. Раскройте взгляды на эту проблему в истории философии. Раскройте также иррационалистическую традицию в исследовании проблем сознания, которая в XX веке получила свое развитие в философии экзистенциализма. Определите основные функции сознания, которые выделяют современные философские тенденции. Раскройте роль трудовой деятельности, речи как главных стимулов в формировании человеческого мозга.

Помните, что проблема возникновения сознания является на сегодня сложнейшей проблемой. В ответе на вопрос упомяните те теории, которые видят причину возникновения сознания в результате перестройки генети­ческого кода, причиной которого были космические катаклизмы, вызвавшие изменения в клетках мозга и рост самого мозга.

 

Десятый вариант

1. Основные направления философии XX века, их представители и основные идеи.

2. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др.

Вопрос 1. В развитии философии XX – начала XXI века можно выделить два течения. Рациональное течение опирается на разум, науку, социальный прогресс. Иррациональное течение на место разума ставит волю жизнь, существование, бессознательное и т.д. Основными направлениями являются философия жизни, Фрейдизм и экзистенциализм. Выделите общие моменты в различных иррационалистических направлениях. Назовите основные различия в идеях этих направлений. Перечислите основных представителей каждого направления. Сформулируйте основные идеи. Попробуйте дать им собственную оценку.

Вопрос 2. Философия имеет свою структуру, методы и категории. Рассмотрите основные методы: формально - логический, прагматический, системный и др., дайте им характеристику, выделите специфические черты.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

Рассмотрите и охарактеризуйте философские методы, приведите примеры.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика