ТОГУ, философия (практикум, темы 1-8)
Узнать стоимость этой работы
14.12.2016, 17:01

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики, фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира, – …

2) Совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осуществления чего-либо – …

3) Философское учение о бытии – …

4) Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового, – …

5) Философское учение о ценностях – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ 

План

1. Понятие метода и методологии.

2. Проблема метода в философии.

3. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции.

4. Диалектический и метафизический методы философского познания.

5. Эмпирический и рационалистический методы философского познания.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 1

Дисциплинарная структура философского знания

Таблица 1

Философская дисциплина

Предмет изучения

Круг проблем

1. История философии1

 

 

2. Онтология

 

 

3. Гносеология

 

 

4. Аксиология

 

 

5. Этика

 

 

6. Эстетика

 

 

7. Социальная философия

 

 

8. Философия права

 

 

9. Философия экономики

 

 

10. Философия природы

(натурфилософия)

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).

Диодор Сицилийский

Ø Прокомментируйте.

1. Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуальных практик и деятельностью Пифагора.

2. Почему, на ваш взгляд, Пифагору потребовалось ввести новый термин, чтобы обозначить свой род занятий?

3. В чём, на ваш взгляд, отличие между мудростью и философией?

И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.

Аристотель.

Ø Прокомментируйте.

1. Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования.

2. Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии? Каким образом при непрактичности данного рода интеллектуальной деятельности Аристотель, тем не менее, настаивает на его необходимости?

3. Поясните сопоставление Аристотелем философа и «любителя мифов». В чем, на взгляд Аристотеля, заключается общность (или сходство) философии и мифа?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, какие из перечисленных ниже дисциплин являются философскими.

а) гносеология

б) математика

в) этика

г) риторика

2. С кем из перечисленных ниже философов связано понятие «метафизика»?

а) Демокрит

б) Бертран Рассел

в) Джон Локк

г) Аристотель

3. Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения.

а) гносеология 1) учение о деятельности

б) онтология 2) учение о познании

в) аксиология 3) учение о бытии

г) праксиология 4) учение о ценностях

4. К методам философского познания относятся

а) статистический,

б) диалектический,

в) линейного программирования,

г) экспериментальный.

5. Методологический подход, согласно которому опыт является единственным источником достоверного знания, называется

а) фаллибализмом,

б) эмпиризмом,

в) гностицизмом,

г) прагматизмом.

6. Сопоставьте методологические подходы с противоположными им.

а) рационализм 1) метафизика

б) диалектика 2) эмпиризм

в) идеализм 3) материализм

7. Укажите, в каких странах в древности были интеллектуальные практики, которые обычно соотносят с понятием «философия».

а) Индия

б) Египет

в) Греция

г) Испания

8. Назовите, какие из перечисленных ниже параметров относятся к числу базовых критериев философского знания.

а) рациональный способ аргументации

б) фидеизм

в) системность

г) непротиворечивость

9. Найдите соответствие между разделом философии и основной категорией.

а) гносеология 1) прекрасное

б) этика 2) человек

в) эстетика 3) истина

г) антропология 4) благо

10. Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются?

а) натурфилософия

б) социальная философия

в) философия права

г) нравственная философия

 

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), – …

2) Система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире, – …

3) Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место в определённое время, на заре истории (времени) – …

4) Образ, взятый в аспекте своей знаковости; знак, наделённый всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа, – …

5) Сфера человеческой познавательной деятельности, направленная на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

План

1. Понятие мировоззрения.

2. Мифологическое мировоззрение.

3. Религиозное мировоззрение.

4. Мировоззренческая сущность философского знания. Отличие философии от иных форм мировоззрения.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 2

Функции философского познания

Таблица 2

Функция

Определение функции

Примеры вопросов (на которые отвечает философия в

рамках данной функции)

 

 

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии... нисколько не доказывает верности её, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей idее-fiхе2, нисколько не говорит в пользу разумности этой идеи.

Ф. Ницше

Ø  Прокомментируйте.

1. Реконструируйте тип аргументации о функциях философии, который Ницше ставит под сомнение. Укажите основные типы возражений, приводимых Ницше; приведите дополнительные аргументы «за» и «против» аргументации Ницше.

2. Каковы в приведенной цитате признаваемые и ставимые под сомнение Ницше функции философии?

Философия, и притом каждая отдельная философия, имеет собственный язык. Язык философии отличен как от поэтического языка, так и от языка обыденной жизни. На языке поэзии бесконечное только намечается, не обозначается определённо, как это происходит в языке обыденной жизни с её предметами. Философский же язык должен определённо обозначать бесконечное, как это делает обычный язык с предметами обыденной жизни, как механические искусства обращаются с полезными предметами. Поэтому философия должна создать собственный язык из обоих других. Но, как и сама философия, он находится в вечном устремлении, и подобно тому как не  существует  ещё  однойединственной философии, не существует ещё и одного-единственного философского языка, но каждый философ имеет свой собственный.

Следовательно, философский язык вообще очень изменчив, вполне своеобразен, весьма труден, понятен только для самого философа. Это своеобразие и отличие его от других языков, делающие его трудным для понимания, в чём философов часто упрекает обычный человек, и составляют достоинство философского языка. Ибо форма должна соответствовать своей материи. Философская же материя умозрения пригодна не для всех, а только для немногих людей, и лишь немногие могут понимать её. Нужно философствовать самому, если хочешь понять язык философии, тогда как для понимания поэтического языка нужно обладать лишь обычными, естественными способностями и некоторым развитием.

Ф. Шлегель.

Ø Прокомментируйте.

2. Поясните, почему Шлегель, определяя философию, считает нужным поставить в центр обсуждения вопрос о языке. Как соотносится знание и выражение знания; возможен ли тип знания, не имеющий соответствующего выражения в языке; каковы формы и границы такового выражения?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, что из перечисленного является однокатегориальными формами мировоззрения.

а) религиозное б) адекватное в) научное г) статистическое д) мифологическое

2. Какие из приведенных ниже признаков являются характеристиками философских проблем?

а) разрешимость б) предельность в) практичность г) всеобщность д) обыденность

3. Сопоставьте формы мировоззрения и категории.

а) религиозное 1) истина

б) философское 2) цельность

в) научное 3) вера

4. Укажите, кто из перечисленных лиц является персонажем мифа.

а) Баба Яга

б) Артемида

в) Дарт Вейдер

г) Иисус Христос

д) Дед Мороз

5. Расположите формы мировоззрения по порядку возрастания их рациональной сложности.

а) научное

б) мифологическое

в) обыденное

г) религиозное

д) философское

6. Сопоставьте формы мировоззрения и их частные случаи.

а) мифологическое 1) общая теория поля

б) религиозное 2) объективный идеализм

в) научное 3) индуизм

г) философское 4) сказания о возникновении мира

7. Укажите, какие из перечисленных функций являются общими для философии и науки.

а) познавательная

б) мировоззренческая

в) методологическая

г) критическая

д) эвристическая

е) ценностно-практическая

8. Какие из перечисленных форм мировоззрения следует рассматривать в качестве предпосылок философии?

а) эстетическое (художественное) б) обыденное в) научное г) религиозное д) мифологическое

9. Укажите, какие из перечисленных функций являются общими для философии и религии.

а) прогностическая б) познавательная в) мировоззренческая г) методологическая д) критическая е) эвристическая ж) ценностно-практическая з) социальная

10. Сопоставьте, в какие эпохи философия ориентировалась и наиболее активно взаимодействовала с иными формами мировоззрения.

а) философское и мифологическое 1) Средние века

б) философское и научное 2) Античность

в) философское и религиозное 3) Новое время

 

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) В древнеиндийской религиозной и философской традиции духовный Абсолют, безличное духовное начало – …

2) Закон нравственного воздаяния, по которому сумма совершённых поступков предопределяет характер нового рождения и дальнейшего существования, – …

3) В индийской религиозно-философской традиции освобождение от колеса перерождений, преодоление сансары – …

4) Концепция древнеиндийской философии, означающая безначальную и бесконечную цепь перерождений живых существ, – …

5) Понятие в древнеиндийской философии, означающее всепроникающее субъективное духовное начало, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План

1. Возникновение, особенности и значение философии в Древней Индии.

2. Философские идеи Вед и Упанишад. Основные положения ортодоксальных школ древнеиндийской философии (астика).

3. Неортодоксальные философские школы Древней Индии (настика). Учение об освобождении в джайнизме. Четыре благородные истины – основа буддистского учения. Материалистическое учение чарвака-локаята.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 3

Ортодоксальные школы древнеиндийской философии (астика)

Таблица 3

Название школы

Основатель и последователи

Представления о человеке и

Абсолюте

Онтологические воззрения

Гносеологические воззрения

Санкхья

 

 

 

 

Йога

 

 

 

 

Вайшешика

 

 

 

 

Ньяя

 

 

 

 

Миманса

 

 

 

 

Веданта

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Саген Миямото в золотой коллекции притч мастеров дзен-буддизма

«Хлопок одной ладони» изложил такую историю.

Чашка чая

Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзен-буддизма у известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочёл литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предложил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он прочёл о дзен. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краёв и чай начал выливаться из неё, профессор воскликнул:

– Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через край!

– К сожалению, ваше сознание очень похоже на эту чашку, – ответил Мастер.

– Оно заполнено всевозможной информацией, и любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз – с пустой чашкой.

Ø Прокомментируйте эту дзен-буддистскую притчу.

1. Какие смыслы заключены в содержании этой притчи?

2. Почему, по мнению Мастера, «переполненное» сознание не готово к знанию?

3. Какое знание, с точки зрения древнеиндийской, буддийской философии, считается лишним, ненужным? Почему?

4. Каким образом буддизм предлагает готовить сознание к восприятию истины? В чём заключается специфика восприятия реальности в буддистском мировоззрении?

5. Сравните представления о назначении философии в древней философии Индии, Китая и Греции. Что общего? В чём заключаются отличия?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Наиболее ранней формой духовного освоения действительности является

а) мифология,

б) религия,

в) философия,

г) наука.

2. Принцип, в соответствии с которым недопустимо причинение вреда живому,

а) нирвана, б) атман, в) прана, г) ахимса.

3. Слово «Будда» буквально переводится как

а) мудрец,

б) дитя,

в) просветленный,

г) бог.

4. Раздел философии, изучающий проблемы человека,

а) онтология, б) гносеология, в)  аксиология, г) антропология.

5. Самой ранней религией является

а) буддизм, б) христианство, в) ислам, г) протестантизм.

6. Философское учение о подвижности и изменчивости мира называется

а) метафизикой,

б) диалектикой,

в) детерминизмом,

г) материализмом.

7. Настоящее имя Будды

а) Брахман,

б) Бодхисатва,

в) Вардхаман,

г) Сиддхартха Гаутама.

8. Направление в философии, которое считает духовное первоосновой мира, есть

а) материализм, б) идеализм, в) дуализм, г) скептицизм.

9. Идеальное состояние отрешённости, характеризующееся утратой индивидуального сознания, это

а) нирвана, б) сансара, в) карма, г) медитация.

10. Наиболее поздние комментарии к Ведам, содержащие учение о единстве Брахмана и Атмана, называются

а) Упанишады,

б) Дхарма,

в) Коран,

г) И-Цзинь.

 

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) В древней китайской культуре высшая реальность, направляющая все изменения в мире, «Верховный предок», божество, всем управляющая сила, судьба – ...

2) Важнейшее понятие древнекитайской мысли, которое чаще всего переводится как «Путь», ему дают различные характеристики: бесформенное,  не имеющее чётких границ, творящее все вещи, но вещью не являющееся, то, что  всё  обнимает,  всё  покрывает  и  поддерживает,  всё  пронизывает и т. д. – …

3) Совершенномудрый человек, носитель образца тех норм и правил поведения, которые были установлены предками, обладает такими основными качествами, как человеколюбие, образованность, справедливость, добродетель, независимость в суждениях и др. – ...

4) Почтительность, церемониал, включающий в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, – …

5) Литературный памятник Древнего Китая, содержащий истоки философских учений о первоосновах мира, о силах «инь»  и  «ян»,  о  Небе и Дао, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

План

1. Основные особенности культуры и философии Древнего Китая. Возникновение древнекитайской философии.

2. Лао Цзы и проблема авторства текста «Дао дэ дзин». Основные понятия даосской традиции. Онтологические и гносеологические проблемы в учении даосизма. Идеал совершенномудрого и пути совершенствования личности.

3. Жизнь Конфуция. Предпосылки, возникновение и этапы развития конфуцианства. Конфуцианство как путь самосовершенствования личности. Социально-политические и этические идеи Конфуция. Значение конфуцианства в истории и культуре Китая.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 4

Основные школы и течения древнекитайской философии

Таблица 4

Направления и школы древнекитайской

философии

Основатели и представители направлений и школ

Основные идеи и принципы философских учений

Даосизм

 

 

Конфуцианство

 

 

Мин-цзя

 

 

Моизм

 

 

Фацзя

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Представители даосской традиции утверждали, что мудрец «странствует сердцем у начала вещей, свободный бродит за пределами пыльного мира. Поэтому жизнь и смерть для него одинаково велики и не производят в нём изменений. Хотя и покрывается небом и кормится землёй, но независим от них. Его способность к постижению не имеет изъяна, он не загрязняет себя вещами. Подобные ему… забывают о пяти внутренних органах, сокращают значение для себя тела. Не учатся, а знают, не смотрят, а видят, не занимаются делами, а достигают успеха, не управляют, а все разъясняется. Вещи не могут его взволновать. Жемчуг и кораллы равны для него мелкой гальке; самые почитаемые и самые известные люди для него всё равно, что проезжий гость… Жизнь и смерть для него только превращение, тьма вещей – только один из родов явлений».

Ø Прокомментируйте высказывание, укажите особенности даосского миропонимания, выраженные в нём.

Все люди, по мнению Конфуция, делятся на несколько разрядов: «Высший – тот, кто знает от рождения; следующий – тот, кто познает в учении; следующий далее – учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся – люди низшие».

Ø Прокомментируйте высказывание великого китайского философа, укажите особенности конфуцианского миропонимания.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Отличительная черта образа жизни и мировоззрения представителя традиционной китайской культуры

а) индивидуализм,

б) стремление к господству над природой,

в) уважение и поддержание традиций,

г) стремление к соперничеству.

2. Автором «золотого правила», которое звучит следующим образом: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных», – является

а) Шан Ян, б) Конфуций, в) Чжуан Цзы, г) Лао Цзы.

3. Ведущий принцип даосской философии и практики, суть которого в следовании «самопроизвольной естественности», есть

а) аскетизм, б) недеяние, в) гедонизм, г) самоуважение.

4. Период истории Китая, в течение которого возникли основные направления философской мысли, это

а) V–IIII вв. до н. э.,

б) IX–VII вв. до н. э.,

в) II–I вв. до. н. э.,

г) I–IV вв.

5. Для древнекитайского мировосприятия характерно понимание развития мира, природы и человека

а) как линейного,

б) разнонаправленного,

в) спиралевидного,

г) циклического.

6. Сочинение, в котором собраны основные изречения Конфуция, отрывки из бесед с его учениками, это

а) «Лунь-юй»,

б) «И цзин»,

в) «Ши цзин»,

г) «Дао дэ дзин».

7. В следующем афоризме Конфуция: «Господин должен быть господином, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном» – выражено требование

а) «исправления отношений», б) «исправления нравов», в) «исправления ошибок», г) «исправления имён».

8. Один из наиболее ярких представителей школы легистов (законников – фацзя), бывший при жизни советником императора Цинь Ши-хуанди, это

а) Мо Цзы,

б) Чжуан Цзы,

в) Шан Ян,

г) Вэнь Чжи.

9. Одно из основных понятий китайской философии, определяемое Лао Цзы как первичное творческое начало мира или как единый мировой Закон,

а) дэ, б) у вэй, в) Дао, г) шэнь.

10. Справедливый, стойкий, гуманный человек, являющийся моделью должного поведения, образцом для подражания в конфуцианском учении, есть

а) «благородный муж», б) «добрый муж», в) «реальный пацан», г) «хороший парень».

 

Тема 5. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философское учение об универсальной одушевлённости (оживлённости) материи – …

2) Учение о всеобщей причинной обусловленности, закономерной связи явлений мира – …

3) Термин, служащий для обозначения той части философского наследия Аристотеля, в которой исследуются высшие, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, – …

4) Религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности – …

5) Состояние душевного покоя и невозмутимости, рассматриваемое, по мнению некоторых древнегреческих философов (эпикурейцы, скептики, стоики), в качестве идеального для человека, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

План

1. Жизненный путь и сочинения Платона.

2. Онтология (мир идей и мир вещей, их отношение) и космология Платона.

3. Учение о душе и гносеология Платона.

4. Этика и социальная утопия Платона.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 5

Вопрос о первоначале мира в досократовской философии

Таблица 5

Философ

Годы жизни

Родина (полис)

Труд (если сохранился)

Первоначало

Фалес

 

 

 

 

Анаксимандр

 

 

 

 

Анаксимен

 

 

 

 

Пифагор

 

 

 

 

Гераклит

 

 

 

 

Парменид

 

 

 

 

Эмпедокл

 

 

 

 

Анаксагор

 

 

 

 

Демокрит

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Разъясните следующие философские позиции.

Когда Платон вёл речь об «эйдосах» и говорил о «стольности» и «чашности», Диоген заметил: «Что касается меня, Платон, то стол и чашу я вижу, а вот

«стольности» и «чашности» нет». На что Платон ему ответил, что для чаши и стола у Диогена есть глаза, а для «чашности» и «стольности» у него нет разума.

Ø По данным его биографии определите имя мыслителя.

Родился в семье афинского поселенца на Самосе. В 306 г. до н. э. в предместье Афин, в саду, основал свою собственную школу, которая представляла собой круг друзей и единомышленников. Ставил себе в заслугу то, что никогда никого не цитировал. Он презрительно отзывался о Демокрите, Платоне, Аристотеле и других древнегреческих философах. Он считал, что заниматься философией никогда не рано и никогда не поздно, ибо только она поможет избавиться от страха и беспокойств.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Именем какого древнегреческого философа названа линия материализма в истории философии?

а) Платон б) Анаксагор в) Пифагор г) Демокрит

2. Соотнесите философский труд и автора.

а) «О природе» 1) Марк Аврелий

б) «Тимей» 2) Гераклит

в) «Большой мирострой» 3) Платон

г) «Наедине с собой» 4) Демокрит

3. Лучшей из перечисленных форм государственного устройства Аристотель считал

а) демократию, б) тиранию, в) олигархию, г) политию.

4. Философ, который впервые придал слову «логос» значение всеобщего разумного закона,

а) Аристотель, б) Фалес, в) Демокрит, г) Гераклит.

5. Какая из концепций бытия принадлежит Пармениду?

а) о том, что сущность каждой вещи составляют сочетания атомов

б) о неизменности бытия

в) о всеобщей изменчивости и противоречивости бытия

г) о том, что истинное бытие – это чувственно воспринимаемый мир

6. Какая из перечисленных процедура познания не входит в диалого-диалектический метод Сократа?

а) вопрошание б) ирония в) измерение г) майевтика

7. Кто из указанных мыслителей относится к ионийской традиции в досократовской философии?

а) Анаксимандр б) Эмпедокл в) Пифагор г) Ксенофан

8. Каким понятием пользуется Платон для обозначения субстанциальных начал?

а) гомеомерии б) атомы в) эйдосы г) формы

9. Философское учение о всеобщей одушевленности материи называется

а) пантеизмом,

б) гилозоизмом,

в) метемпсихозом,

г) натурализмом.

10. Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит изречение: «Человек есть мера всех вещей»?

а) Демокриту б) Пифагору в) Сократу г) Протагору

 

Тема 6. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Искусство ведения спора, процветавшее особенно среди древнегреческих софистов, – …

2) Учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления – …

3) Философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, – …

4) Понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, этим термином принято обозначать рассуждения Зенона Элейского о невозможности движения и множественности – …

5) Предельно малые, неделимые материальные частицы в философии Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ

План

1. Жизнь и сочинения Аристотеля, их классификация.

2. Онтология и космология Аристотеля.

3. Психология (учение о душе) и гносеология Аристотеля.

4. Этика Аристотеля.

5. Социально-политические воззрения Аристотеля.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 6

Таблица 6

Нравственные идеалы и ведущие жизненные принципы философов эллинизма

Философская школа (движение)

Основатель

Принципы, на которых базировалась (нравственный идеал, представление о счастье)

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Объясните, что означает и для чего используется «образ пещеры» в философии Платона?

Ø По данным его биографии определите имя мыслителя.

У этого философа была незавидная участь быть связанным с сумасшедшим римским императором Калигулой, слабоумным императором Клавдием, известным своей жестокостью императором Нероном, воспитателем которого он являлся в своё время. О себе говорил: «Я толкую о добродетели, а не о себе, и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными: когда смогу, буду жить как должно…». В 57 г. получил высшую в империи должность – консула. По приказу Нерона покончил жизнь самоубийством, вскрыв себе вены.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Именем какого древнегреческого философа названа линия идеализма в истории философии?

а) Фалес б) Парменид в) Аристотель г) Платон

2. Соотнесите философские школы и их основателей.

а) Сад 1) Аристотель

б) Ликей 2) Платон

в) Академия 3) Зенон из Китиона

г) Стоя 4) Эпикур

3. Над какими вопросами по преимуществу размышляли философы досократовского периода?

а) этическими

б) онтологическими

в) гносеологическими

г) антропологическими

4. Какую из философских позиций выражают в своих суждениях Эмпедокл и Анаксагор?

а) дуализм

б) плюрализм

в) монизм

г) деизм

5. Кто из древнегреческих мыслителей впервые отождествил бытие и мышление?

а) Пифагор б) Парменид в) Демокрит г) Гераклит

6. Представители какой из философских школ (движений) руководствовались принципом гедонизма?

а) киники б) скептики в) киренаики г) стоики

7. Кто из перечисленных мыслителей не относится к италийской традиции в досократовской философии?

а) Парменид б) Эмпедокл в) Пифагор г) Гераклит

8. Худшей из перечисленных форм государственного устройства, по мнению Платона, является

а) демократия, б) аристократия, в) тимократия, г) олигархия.

9. В какой работе изложил свою поэму о бытии Парменид?

а) «Категории» б) «О природе» в) «Парменид» г) «Эннеады»

10. Систематизатором всего античного знания является

а) Платон,

б) Сократ,

в) Аристотель,

г) Протагор.

 

Тема 7. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Отрасль теологии, целью которой является защита и оправдание вероучения, – …

2) Религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются божественным промыслом, – …

3) Средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, – …

4) Обозначение религиозно-философских доктрин, в которых осуществляется попытка разрешить противоречие между идеей всеблагого и всемогущего Бога и наличием несправедливости и страданий в мире, «богооправдание», – …

5) Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО

План

1. Жизнь и сочинения Аквината.

2. Учение о форме и материи. Умеренный реализм Фомы Аквинского.

3. Гносеология Фомы Аквинского и его версия теории о гармонии веры и разума.

4. Пять доказательств бытия Бога.

5. Социально-философские воззрения Фомы Аквинского. Историческое значение томизма и его влияние на дальнейшее развитие западной философии.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 7

Спор об универсалиях и варианты его решения

Таблица 7

Направление

в схоластической философии

Наиболее видные представители

Решение вопроса об универсалиях

Истоки

в философии античности

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Объясните, что означает выражение: «Бритва Оккама».

Ø По данным его биографии определите имя мыслителя.

Английский мыслитель ХIII в., доктор богословия Парижского университета, монах францисканского ордена, в 1277 г. был заточен в монастырскую тюрьму, где пробыл 14 лет; современники называли его «Дивный доктор»; первым употребил словосочетание «опытная наука»; главное его сочинение «Большой труд» (OPUS majus).

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Совокупность  философско-теологических  учений  христианских   мыслителей II–VIII вв., имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии, называется

а) схоластика, б) манихейство, в) патристика, г) томизм.

2. По выражению Ф. Энгельса, «дядей христианства» является

а) Марк Аврелий, б) Сенека, в) Эпиктет, г) Порфирий.

3. Принцип религиозно-философского мировоззрения ориентирующий всю жизнедеятельность человека на спасение души, называется

а) сотериологизмом, б) эсхатологизмом, в) ревеляционизмом, г) креационизмом.

4. Учение о двойственной истине обосновал

а) Пьер Абеляр,

б) Аверроэс,

в) Ансельм Кентерберийский,

г) Иоанн Росцелин.

5. Мировоззрение средневековья следует охарактеризовать как

а) антропоцентризм, б) космоцентризм, в) гелиоцентризм, г) теоцентризм,

6. Представителем схоластики является

а) Августин Аврелий, б) Василий Великий, в) Иоанн Дамаскин, г) Альберт Великий.

7. Троякое существование универсалий утверждает

а) умеренный номинализм,

б) умеренный реализм,

в) крайний реализм,

г) крайний номинализм.

8. Искусство правильного толкования и разъяснения библейских текстов называется

а) эклектика,

б) эристика,

в) экзегетика,

г) герменевтика.

9. Найдите соответствие между автором и его произведением.

а) Августин Аврелий 1) «Сумма против язычников»

б) Фома Аквинский 2) « История моих бедствий»

в) Пьер Абеляр 3) «Утешение философией»

г) Боэций 4) «Исповедь»

10. Латинским аверроистом является

а) Фома Аквинский, б) Альберт Великий, в) Августин Аврелий, г) Сигер Брабантский.

 

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философское понятие, используемое для обозначения вечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который самодостаточен, обладает творческой активностью и выступает в качестве всеобщей основы мира, – …

2) Религиозно-философское учение, которое признает существование личного, трансцендентного бога как совершенного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы, – …

3) Совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II–VIII вв., имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии, – …

4) Форма мироощущения и миропонимания, спецификой которой является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление непосредственной связи с абсолютным началом, – …

5) Направление в католической философии, основанное  Фомой  Аквинским, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ

План

1. Жизнь и сочинения Августина Аврелия, его духовная эволюция.

2. Учение Августина Блаженного о Боге, человеке и его внутреннем мире. Проблема происхождения зла.

3. Теория Августина Аврелия о гармонии веры и разума.

4. Историософская концепция «о двух градах».

5. Роль творчества Августина Блаженного в формировании христианской философии.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 8

Таблица 8

Проблема соотношения разума и веры: основные варианты её решения

№ п/п

Общее название позиции, точки зрения

Её выразители

Краткое содержание позиции (точки зрения), максима, в которой она

выражалась

Отношение церкви к этим позициям

 

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Назовите, какие философские учения античности оказали влияние на средневековую христианскую мысль, и объясните, в чём это влияние выразилось?

Ø По данным его биографии определите имя мыслителя.

Французский философ – схоласт, теолог и поэт. Родился в Пале, близ       г. Нанта. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 г. открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви к Элоизе закончилась его уходом в монастырь в 1119 г., где он провёл последние 20 лет жизни. Для его воззрения характерен рационализм. Несмотря на свою религиозную форму его учение встретило яростное неприятие церковных ортодоксов и было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Господствующим учением в средние века был

а) теизм,

б) деизм,

в) атеизм,

г) пантеизм.

2. «Единственно истинной философией католицизма» официально было признано учение средневекового мыслителя

а) Августина Аврелия, б) Фомы Аквинского, в) Альберта Великого, г) Ансельма Кентерберийского.

3. Найдите соответствие между философом и произведением.

а) Аверроэс 1) «О граде Божьем»

б) Эриугена Иоанн Скот 2) «Сумма теологии»

в) Августин Аврелий 3) «О разделении природы»

г) Фома Аквинский 4) «Опровержение опровержения»

4. Принцип, согласно которому мир сотворен Богом из ничего по собственной воле, называется

а) сотериологизмом, б) креационизмом, в) провиденциализмом, г) ревеляционизмом.

5. Средневековые схоласты преимущественно опирались на учение античной философской мысли, называемое

а) неоплатонизмом, б) аристотелизмом, в)  эпикуреизмом, г) атомизмом.

6. Отрицает существование универсалий в объективной действительности

а) номинализм,

б) реализм,

в) креационизм,

г) томизм.

7. Максима: «Верую, ибо абсурдно», – принадлежит

а) Оригену,

б) Абеляру,

в) Тертуллиану,

г) Василию Великому.

8. Представителем греческой патристики является

а) Татиан, б) Августин Аврелий, в) Юстин, г) Иоанн Дамаскин.

9. Расцвет схоластической философии приходится:

а) на V в.

б) VI в.

в) ХI в.

г) XIII в.

10. По выражению Ф. Энгельса, «отцом христианства» является

а) Сенека, б) Филон Александрийский, в) Климент Александрийский, г) Ориген.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика