ТОГУ, философия (практикум, темы 9-16)
Узнать стоимость этой работы
28.11.2017, 13:40

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVI в., положившее начало протестантизму, – …

2) Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея), – …

3) Идеалистическое воззрение, по которому вся природа одушевлена, обладает психикой, – …

4) Область философского знания, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности, – …

5) Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижение счастья в земной жизни, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План

1. Культурно-исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии XIV–XVI вв.

2. Ранний итальянский гуманизм (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, К. Салютати).

3. «Гражданский гуманизм» Л. Бруни.

4. Этическое учение Л. Валлы.

5. Гуманистическая концепция Л. Б. Альберти.

6. Учение о достоинстве человека Д. Пико делла Мирандолы.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 9

Учения о боге в истории философии

Таблица 9

Учение

Эпоха

Понимание Абсолюта

Теизм

 

 

Пантеизм

 

 

Деизм

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Установите, какие принципы организации жизни общества являются общими для социальных утопий Т. Мора, Т. Кампанеллы и Платона.

Ø По данным его биографии определите имя мыслителя.

Родился в 1469 г. во Флоренции, где с 1498 г. и был на государственной службе. Когда в 1512 г. республиканское правительство было заменено тиранией Медичи, он был изгнан из Флоренции. Испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Характеризуя свои знания, называл себя историком, комиком, трагиком. Традиционно его считают философом политики. В 1559 г. все его произведения были включены в первый «Индекс запрещенных книг».

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Город солнца» 1) Никколо Макиавелли

б) «Государь» 2) Мишель Монтень

в) «Опыты» 3) Эразм Роттердамский

г) «Похвала глупости» 4) Томмазо Кампанелла

2. Последним итальянским гуманистом эпохи Ренессанса является

а) Д. Боккаччо,

б) Т. Кампанелла,

в) Л. Валла,

г) М. Фичино.

3. Философское учение, согласно которому всё содержится в Боге, называется

а) теизмом, б) панпсихизмом, в) панентеизмом г) деизмом.

4. Идею об отсутствии во Вселенной единого, стабильного, строго фиксированного центра впервые выдвинул

а) Галилео Галилей,

б) Николай Коперник,

в) Иоганн Кеплер,

г) Николай Кузанский.

5. Центральной идеей натурфилософии Возрождения является

а) идея креационизма,

б) идея божественного первотолчка,

в) идея пассивности материи,

г) идея самодеятельности материи.

6. Слова: «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф», – принадлежат

а) Д. Бруно, б) Л. Бруни, в) Г. Галилею, г) Б. Телезио.

7. Основание философии Николая Кузанского составляет

а) неоплатонизм,

б) аристотелизм,

в) стоицизм,

г) атомистика.

8. Теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма, противопоставивший католической доктрине оправдания «добрыми делами» идею оправдания «личной верой», это

а) Ж. Кальвин, б) М. Лютер, в) Т. Мор, г) У. Цвингли.

9. Культура Ренессанса зародилась

а) в Германии, б) Англии, в) Италии, г) России.

10. Идеологом Реформации не был

а) И. Лойола, б) Ж. Кальвин, в) У. Цвингли, г) М. Лютер.

 

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Феномен ренессансной культуры, представляющий собой совокупность взглядов, выражающих признание ценности человека как личности и творца всех ценностей, его достоинства и прав на свободу и счастье, – …

2) Система мира, согласно которой Земля, вращающаяся вокруг своей оси, является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, которое занимает центральное место во Вселенной, называется – …

3) Философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению – …

4) Понятие, введённое Т. Мором и означающее модель определённого вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры общества как воплощения социального идеала, – …

5) Процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

План

1. Общая характеристика натурфилософии Возрождения (основные особенности).

2. Мистический пантеизм Николая Кузанского и его диалектические идеи.

3. Натурфилософия Б. Телезио.

4. Натуралистический пантеизм Д. Бруно.

5. Предшественники современного экспериментального естествознания (Л. да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей).

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 10

Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды

Таблица 10

Философы-гуманисты

Основные произведения

Гуманистические идеалы и

жизненные принципы

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Каким образом, опираясь на учение Аристотеля «о форме и материи»,  П. Помпонацци делает вывод о том, что душа смертна? Покажите ход рассуждений П. Помпонацци.

Ø По данным его биографии определите имя мыслителя.

Один из идеологов Реформации, родился на севере Франции, был блестящим полемистом и систематизатором. В 1541 г. фактически становится главой Женевы. К 1595 г. физически уничтожает, подчиняет или изгоняет оппозицию из города и становится непримиримым «женевским папой» Реформации. Благодаря ему Женева превратилась в духовный центр и оплот европейской Реформации.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Родоначальником итальянского гуманизма является

а) М. Монтень,

б) Д. Бруно,

в) Ф. Петрарка,

г) Д. Пико делла Мирандола.

2. Соотнесите философский труд и его автора

а) «О причине, начале и едином» 1) Пьетро Помпонацци

б) «Об ученом незнании» 2) Николай Кузанский

в) «О бессмертии души» 3) Джаноццо Манетти г) «О достоинстве и превосходстве 4) Джордано Бруно человека»

3. В основе большинства натурфилософских концепций Ренессанса лежит

а) панлогизм,

б) пантеизм,

в) панморализм,

г) атеизм.

4. Причиной социального зла считал частную собственность

а) Т. Мор,

б) Н. Макиавелли,

в) Г. Галилей,

г) Л. да Винчи.

5. Мировоззрением эпохи Возрождения является

а) теоцентризм,

б) космоцентризм,

в) геоцентризм,

г) антропоцентризм.

6. Гуманистом эпохи Возрождения, который перевел на латынь все диалоги Платона и возглавил «Платоновскую академию» во Флоренции, был

а) Л. Валла, б) К. Салютати, в) М. Фичино, г) Л. Бруни.

7. Философская концепция ренессансных гуманистов, согласно которой человек рассматривается как соавтор Бога в творении мира, есть

а) титанизм, б) прометеизм, в) креационизм, г) пантеизм.

8. Диалектическую идею о совпадении противоположностей в абсолютном максимуме обосновал

а) Николай Кузанский, б) Николай Коперник, в) Эразм Роттердамский, г) Томмазо Кампанелла.

9. Какое из философских учений античности оказало наиболее существенное влияние на натурфилософию Ренессанса?

а) эпикуреизм б) аристотелизм в) неоплатонизм г) скептицизм

10. Высказывание: «Наука – полководец, практика – солдаты», – принадлежит

а) Николаю Копернику, б) Леонардо да Винчи, в) Николаю Кузанскому, г) Галилео Галилею.

 

Тема 11. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Форма умозаключения от частного к общему, метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса – ...

2) Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, способ построения и обоснования системы философского знания – ...

3) Живые, духообразные единицы, из которых всё состоит и кроме которых ничего в мире нет, – …

4) Учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта, – ...

5) Движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования, – ...

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

План

1. Общая характеристика и специфика размышлений в философии Нового времени.

2. Дуализм Р. Декарта.

3. Модель единой субстанции Т. Гоббса.

4. Пантеистический монизм Б. Спинозы.

5. Субстанциальный плюрализм Г. Лейбница.

6. Субъективная идеалистическая картина мира Д. Юма и Д. Беркли.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 11

Анализ философских систем Нового времени

Таблица 11

Философская система

Сущность

Представители

Значение

Монизм

 

 

 

Дуализм

 

 

 

Плюрализм

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Прокомментируйте высказывание Т. Гоббса: «Язык есть паутина, в которой слабые умы запутываются, а сильные – легко прорываются».

Ø Объясните мировоззренческую позицию П. А. Гольбаха, французского философа XVIII в., который писал: «В природе, где всё связано, не существует действия без причины, и в физическом мире, равно как и в духовном, всё происходящее является необходимым следствием видимых или скрытых причин, которые должны действовать согласно своей сущности».

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Одним из первых на противоречия между культурой и цивилизацией обратил внимание

а) Ф. Ницше, б) Ж.-Ж. Руссо, в) Н. Бердяев, г) П. Сорокин.

2. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как

а) Сократ, Платон, Аристотель, б) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо,

в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, г) Г. Гегель, Л. Фейербах, Й. Фихте.

3. Основание субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем

а) А. Эйнштейна,

б) И. Ньютона,

в) Н. Бора,

г) К. Циолковского.

4. Учение о множественности субстанций-монад развивал

а) Б. Спиноза, б) Р. Декарт, в) П. Гольбах, г) Г. Лейбниц.

5. Представителями рационализма в философии XVII в. являются

а) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк,

б) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц,

в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах,

г) П. Гасседи, П. Бейль, Н. Мальбранш.

6. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями

а) Франции, б) Германии, в) Англии, г) Италии.

7. Сенсуализм – это учение, непосредственно связанное

а) с фрейдизмом,

б) гилозоизмом,

в) рационализмом,

г) эмпиризмом.

8. Философия Д. Беркли и Д. Юма характеризуется как

а) объективный идеализм,

б) материализм,

в) абсолютный идеализм,

г) субъективный идеализм.

9. Вершиной европейской рационалистической философии является

а) итальянский гуманизм,

б) английский эмпиризм,

в) французский материализм,

г) немецкий идеализм.

10. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», – считал

а) Р. Декарт, б) Д. Локк, в) Б. Спиноза, г) Д. Беркли.

 

Тема 12. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Отрицание существования сверхъестественного – богов, духов, других нематериальных существ и сил; система взглядов, отрицающая религию как веру в сверхъестественное, убеждённость в самодостаточности естественного мира и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий – ...

2) Мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды  материального движения, – ...

3) Направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания; противостоит рационализму; основной принцип: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», – ...

4) Понятия и положения, которые согласно представлениям идеализма присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта, к ним относили аксиомы математики и логики, исходные философские принципы – …

5) Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, способ построения и обоснования системы философского знания – ...

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

План

1. Социально-политические взгляды Т. Гоббса и Д. Локка (у истоков юридического мировоззрения).

2. Просветительский и антиклерикальный тип философствования Вольтера.

3. Проблема человека и общества в философских концепциях Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеция.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 12

Таблица 12

Обзор философских взглядов и направлений эпохи Нового времени и Просвещения

Философ, государство, век

Произведение

Основные философские понятия, положения

Философское направление

Изречения или афоризмы

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Упражнения, комментарии

Ø Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трёх зол: скуки, порока и нужды».

Ø Объясните взгляды Ф. Бэкона на природу человека, которые выразились  в следующих словах: «Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки».

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Создание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» связано с именами

а) И. Канта и П.-С. Лапласа,

б) Платона и Аристотеля,

в) К. Маркса и Ф. Энгельса,

г) Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера.

2. В основе философских систем французских просветителей была

а) религиозная картина мира,

б) идея универсального эволюционизма,

в) мифологическая картина мира,

г) механистическая картина мира.

3. Жан-Жак Руссо видел причину неравенства людей

а) в различии задатков и способностей,

б) божественном предопределении,

в) существовании частной собственности,

г) низком уровне развития культуры.

4. «Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это

а) примирение всех с действительностью,

б) война всех против всех,

в) равновесие любви и ненависти,

г) любовь к ближнему.

5. Теорию естественного права разработал

а) Д. Локк,

б) И. Гердер,

в) Ж. О. де Ламетри,

г) П. Гольбах.

6. Представителями эмпиризма в философии XVII в. являются

а) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк,

б) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц,

в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах,

г) П. Гасседи, П. Бейль, Н. Мальбранш.

7. Автором философского произведения является

а) Ж.-Ж. Руссо,

б) Д. Дидро,

в) Т. Гоббс,

г) К. Гельвеций.

8. Теория «общественного договора» – это

а) синоним коммунизма,

б) стремление объяснить происхождение государства как результат соглашения между людьми,

в) объяснение эффективности рыночной экономики,

г) основа концепции анархизма.

9. Смысл понятия «деизм» заключается

а) в признании первичности материи и производности от неё духа,

б) признании двух равноправных начал: духа и материи,

в) отождествлении Бога и природы,

г) представлении о том, что дух творит материю и предшествует ей.

10. Учение Р. Декарта о субстанции имеет характер

а) плюрализма,

б) дуализма,

в) монизма,

г) универсализма.

 

Тема 13. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

З а д а н и е  1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философская ориентация, которая исходит из того, что мир существует объективно вне и независимо от сознания, что предметом познания является объективная реальность, которая познаваема; усматривающая в человеке основную мировоззренческую категорию и утверждающая, что только на её основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении – …

2) Философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов, вне зависимости от нашего восприятия; это нечто, сущность и смысл которого известны только ему самому, – …

3) Принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии; предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования – …

4) Способность духовной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями – …

5) Означает преодоление границы, соединение двух разных частей содержания – по одну и по другую сторону этой границы; после Канта стало обозначать всякое содержание, выходящее за некоторые понятные в том или ином тексте пределы, стало обозначать любое содержание, соединяющее разные реальности, в которых существует это содержание, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План

1. Понятие и сущность немецкой классической философии, её особенности и характерные черты, история становления и развития.

2. Выдающиеся представители немецкой классической философии, их вклад в ее развитие:

- философия И. Канта: докритический и критический периоды;

- проблема субъекта в философии И. Г. Фихте;

- философия абсолютного тождества Ф. В. Й. Шеллинга;

- метод и система философских взглядов Г. Ф. В. Гегеля;

- антропологический материализм Л. А. Фейербаха.

3. Место немецкой философии в мировой философской мысли.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 13

Предмет философии в немецкой классической философии

Таблица 13

Философ

Понимание им предмета

философии (система и метод)

Оценка философской позиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Объясните, на каком основании И. Кант сделал вывод о непознаваемости мира.

Ø Определите и обоснуйте сущность диалектики Г. Ф. В. Гегеля.

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. В философии Г. В. Ф. Гегеля изменения социальной действительности детерминируются

а) демографическими факторами,

б) географической средой,

в) саморазвитием Абсолютной идеи,

г) действиями выдающихся личностей.

2. В творчестве И. Канта выделяют периоды

а) метафизический и диалектический,

б) идеалистический и материалистический,

в) докритический и критический,

г) логический и практический.

3. Понятие «вещь-в-себе» у И. Канта означает

а) абсолютное «Я»,

б) трансцендентальный субъект,

в) феномен,

г) непознаваемую сущность.

4. Величайшая заслуга немецкой классической философии связана с разработкой

а) схоластики, б) диалектики, в) софистики, г) метафизики.

5. Автором высказывания «Каждый народ достоин своего правителя» является

а) Петр I,

б) Наполеон,

в) Г. Ф. В. Гегель,

г) К. Маркс.

6. Создатель этической системы, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человека и долг перед людьми,

а) Г. Галилей, б) Д. Дидро, в) И. Кант, г) А. И. Герцен.

7. Учение Л. А. Фейербаха характеризуется

а) как стихийный материализм,

б) наивный материализм,

в) механистический материализм,

г) антропологический материализм.

8. Обоснование границ человеческого разума было дано

а) И. Кантом,

б) И. Г. Фихте,

в) Г. Ф. В. Гегелем,

г) Л. А. Фейербахом.

9. Центральное понятие философии Г. Ф. В. Гегеля

а) Мировая воля,

б) Бог,

в) Всеединство,

г) Абсолютная идея.

10. Центральной проблемой в философии И. Канта является

а) исследование предельных оснований бытия,

б) исследование движущих сил развития истории,

в) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей,

г) анализ саморазвития Абсолютной идеи.

 

Тема 14. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

З а д а н и е  1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Бог или первоначальная причина всех явлений, безусловное совершенное начало бытия, лежащее в основе мира, свободное от каких-либо отношений и условий, – ...

2) Знание, полученное до опыта и независимо от него, – ...

3) Основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим, – ...

4) Логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления; наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления – ...

5) Термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – ...

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФИЯ Г. Ф. В. ГЕГЕЛЯ

План

1. Философия Гегеля как философия абсолютного идеализма.

2. Тождество мышления и бытия в философии Гегеля.

3. Диалектика Гегеля: ее основные законы и категории.

4. Философия истории Гегеля.

5. Противоречия философии Гегеля.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 14

Философская система И. Канта

Таблица 14

Способности души в совокупности

Познавательные способности

Априорные принципы и их применение

Получаемые суждения

Основные ценности

Познавательная способность

 

 

 

 

Чувства удовольствия и

неудовольствия

 

 

 

 

Способность желания

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта: «Человек должен жить так, как если бы он был свободен», «Только выполняя долг, человек становится свободным».

Ø Прокомментируйте с привлечением необходимых аргументов высказывание Г. Ф. В. Гегеля: «История учит нас тому, что она никого ничему  не научила».

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Основанием нравственности, по И. Канту, является

а) эгоизм,

б) долг,

в) любовь,

г) забота.

2. Л. А. Фейербах полагал, что человек – это, прежде всего, часть

а) общества,

б) природы,

в) Вселенной,

г) творения Бога.

3. Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с позиции

а) объективного материализма,

б) диалектического материализма,

в) эмпириокритицизма,

г) субъективного идеализма.

4. К диалектическим законам Г. Ф. В. Гегеля не принадлежит закон

а) исключения третьего,

б) единства и борьбы противоположностей,

в) перехода количественных изменений в качественные,

г) отрицания отрицания.

5. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта, –

а) «человек человеку – волк»,

б) «человек человеку – Бог»,

в) «человек человеку – друг, товарищ и брат»,

г) «человек не должен быть средством для реализации чьих-либо целей».

6. Г. Ф. В. Гегелем разработаны основные законы

а) антропологии,

б) религии,

в) диалектики,

г) механики.

7. И. Кант в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» выдвинул

а) теорию множественности миров,

б) небулярную космогоническую гипотезу,

в) теорию предустановленной гармонии,

г) теорию подлунного мира.

8. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы, понимал историю

а) Аристотель

б) Д. Вико

в) И. Г. Фихте

г) Г. Ф. В. Гегель

9. И объективный идеализм, и материализм исходят из того, что

а) материальное бытие является первичным, порождающим сознание, дух,

б) мир существует вне и независимо от человеческого сознания,

в) внешний мир есть проявление духовного бытия, универсального сознания, абсолюта,

г) вещи есть комбинация человеческих ощущений.

10. Родоначальником классической немецкой философии является:

а) И. Кант,

б) И. Г. Фихте,

в) Г. Ф. В. Гегель,

г) Л. А. Фейербах.

 

Тема 15. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–ХХ вв.

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания, – …

2) Принцип, используемый в неопозитивизме; означает проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности – …

3) Объективная, существенная, внутренняя, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, процессами – …

4) Способность идеального воспроизведения действительности – …

5) Адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания, – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПОЗИТИВИЗМА И ПРАГМАТИЗМА

План

1. Условия развития и особенности, отличающие западноевропейскую неклассическую философию XIX–ХХ вв. от классической.

2. Предпосылки возникновения и основные этапы развития позитивизма. Классический позитивизм О. Конта: идея позитивного знания, критика метафизики, закон трех стадий общественного развития.

3. Эмпириокритицизм («второй позитивизм»): мир как «комплексы ощущений», критика опыта, принцип экономии мышления. Основные идеи неопозитивизма. Значение позитивизма.

4. Прагматизм как программа «реконструкции философии». Представления У. Джемса о реальности и назначении философии. Проблема соотношения знания, веры и действия в работах Ч. Пирса. Теория истины и инструментализм Д. Дьюи. Судьба учения и его влияние на западную (американскую) культуру.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 15

Периоды развития позитивизма

Таблица 15

 Период

Хронологические рамки

 Философы

Объект исследования

Представления об основной задаче философии

Первый – классический

 

 

 

 

Период

Хронологические рамки

Философы

Объект исследования

Представления об основной задаче философии

Второй – эмпириокритицизм или

махизм

 

 

 

 

Третий – неопозитивизм или

логический позитивизм

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

У. Джемс писал, что «иметь истинные идеи – это, попросту говоря, владеть драгоценным инструментом для действия». «Вы можете сказать о ней – “она полезна, поскольку она истинна”, или же “она истинна, поскольку она полезна”. Эти две фразы говорят совершенно одно и то же: и та и другая констатируют, что есть некая идея, которая реализуется и которая может себя верифицировать… “Истинная” вы говорите об идее, которую пускаете в работу верификации, “полезная” – о действиях, производимых идеей, поскольку эти действия воплощаются в мире опыта».

Ø Прокомментируйте эти выводы американского мыслителя.

1. Что значит верифицировать идею?

2. Какие идеи У. Джемс считает истинными?

3. Каково значение знаний (истинных идей) в жизнедеятельности людей?

4. Как связаны между собой истина, знание и вера? В чем полезность, по мнению У. Джемса, религиозной веры?

5. В чем, на ваш взгляд, преимущества и опасность прагматической концепции истины?

 

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Характеристикой философских проблем является их

а) всеобщность,

б) разрешимость,

в) обыденность,

г) эмпирическая подтверждаемость.

2. Исторически первым типом мировоззрения является

а) мифология,

б) религия,

в) философия,

г) наука.

Готовые, неподвластные времени ответы на мировоззренческие вопросы характерны

а) для религии,

б) философии,

в) науки,

г) искусства.

3. Соотнесите раздел и предмет изучения.

а) онтология 1) ценности

б) гносеология 2) общество

в) антропология 3) человек

г) аксиология 4) познание

д) социальная философия 5) бытие

4. В Европе переход от классической к неклассической философии начался

а) в XIX в.

б) XX в. в) XVIII в.

г) XVII в.

5. О. Конт не выделял стадию развития общества и науки

а) теологическую,

б) метафизическую,

в) позитивную,

г) прогрессивную.

6. Соотнесите произведение и его автора.

а) «Капитал» 1) О. Конт

б) «Мир как воля и представление» 2) С. Кьеркегор

в) «По ту сторону добра и зла» 3) Д. Дьюи

г) «Или-или» 4) К. Маркс

д) «Реконструкция философии» 5) А. Шопенгауэр

е) «Курс позитивной философии» 6) Ф. Ницше

7. Идея: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», – предложена философами

а) позитивизма, б) прагматизма, в) марксизма, г) иррационализма.

8. Термин «социология» был введен

а) К. Марксом, б) О. Контом, в) В. Дильтеем, г) А. Бергсоном.

9. «Только практика является целью, критерием, источником познания», – доказывали представители

а) томизма, б) идеализма, в) скептицизма, г) марксизма.

 

Тема 16. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX–ХХ вв.

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, – …

2) То, из чего всё происходит, телесное первоначало; объективная реальность, данная нам в ощущениях, – …

3) Свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем – …

4) Целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем – …

5) Основное, исходное понятие материалистического понимания истории; господствующие в обществе производственные отношения (экономический базис) и соответствующая им политико-правовая и идеологическая надстройка – …

 

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

План

1. Социально-экономические, естественно-научные и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии. Попытка создать философию нового типа.

2. Основные идеи философии марксизма:

а) диалектический материализм: учение о материи и её движении, принцип материального единства мира;

б) материалистическое понимание истории: вопрос о сущности человека, природа частной собственности, проблема социального отчуждения и пути его преодоления, понятие общественно-экономической формации, движущие силы общественного развития, новая модель исторического процесса.

3. Дальнейшая судьба и значение марксисткой философии.

 

З а д а н и е 3. Заполните табл. 16

Основные направления неклассической западноевропейской философии XIXХХ вв.

Таблица 16

Название

философского направления (философской школы)

Основоположник и его произведения

Время возникновения

Основные понятия

Основные идеи

Представители

Марксизм

 

 

 

 

 

 

О. Конт «Курс позитивной

философии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У. Джемс,

Д. Дьюи

 

 

 

Мировая

воля

 

 

«Философия жизни»

 

 

 

 

 

 

С. Кьеркегор

«Или-или», «Страх и трепет»

 

 

 

 

 

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Ø Ознакомьтесь с содержанием работы Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и дайте ответы на следующие вопросы:

1. Почему Ф. Энгельс указывает на обезьяну как на непосредственного предка человека? Каковы, по его мнению, предпосылки возникновения человека?

2. В чём заключается принципиальное отличие поведения человека от животного? Каково значение труда в процессе антропогенеза?

3. Оцените     концепцию     происхождения     человека,     предложенную  Ф. Энгельсом. В чем её достоинства и достижения?

4. Выскажите критические замечания в отношении трудовой теории возникновения человека.

 

З а д а н и е  5. Тестовая проверка знаний

1. Основными функциями философии являются

а) мировоззренческая и методологическая,

б) идеологическая и политическая,

в) художественная и эстетическая,

г) производственная и технологическая.

2. Проблемы познания изучает

а) онтология, б) гносеология, в) антропология, г) аксиология.

3. Философское учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений называется

а) диалектикой, б) дедукцией, в) дуализмом, г) детерминизмом.

4. Направление в философии, признающее опыт единственным источником знаний, называется

а) эмпиризмом,

б) рационализмом,

в) диалектикой,

г) индукцией.

5. Законы диалектики в истории философии сформулировал

а) Гераклит,

б) Николай Кузанский,

в) Г. Ф. В. Гегель,

г) К. Маркс.

6. По законам диалектики процесс развития имеет характер

а) прямолинейный,

б) равномерный,

в) спиралевидный,

г) центростремительный.

7. Основным фактором общественного развития К. Маркс считает

а) философский,

б) культурный,

в) экономический,

г) религиозный.

8. Полезное знание считается истинным у сторонников

а) марксизма,

б) прагматизма,

в) позитивизма,

г) «философии жизни».

9. В неклассической философии ввёл в широкое употребление понятие «экзистенция»

а) О. Конт,

б) К. Маркс,

в) Ф. Ницше,

г) С. Кьеркегор.

10. Соотнесите философов и направления.

а) О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль 1) позитивизм

б) Ч. Пирс, В. Джемс, Д. Дьюи 2) философия жизни

в) В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон 3) марксизм

г) А. Грамши, Д. Лукач, В. Беньямин 4) прагматизм



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика