УрЮИ МВД, философия (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
26.11.2017, 11:51

Номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки (… 1 – первый вариант, …0 – десятый вариант и т.п.).

Вариант 1.

1. В чем практическая значимость философии?

2. Что такое бытие в учении Парменида? В чем его вклад в разработку философского учения о бытии?

3. Раскройте понятия материального и идеального в философии.

4. Что представляет собой антропоцентрический подход к проблеме человека в эпоху Возрождения?

5. Дайте краткую характеристику подходов к проблеме человека, существующих в истории философии?

6. Раскройте понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в философии.

7. Что такое «вещь в себе» в философии Канта?

8. Кто из классиков философии и почему именно он мог сказать следующие слова: «Из чего мы состоим? Из духа и тела. Что из них лучше? Конечно, дух»? (варианты ответа: Маркс, Блаженный Августин, З. Фрейд). Обоснуйте свой ответ.

9. Каковы общие черты и различия философских систем  Бэкона и Декарта?

10. Прокомментируйте с философской точки зрения изречение Якова Беме: «Доброе также легко превращается в злое, как и зло – в доброе».

Вариант 2.

1. Какие вы знаете функции философии?

2. Что такое философский монизм в толковании проблемы бытия?

3. В чем суть теоцентристского понимания человека?

4. Что такое эмпиризм в гносеологии?

5. В чем состоит трудовая концепция анторопосоциогенеза?

6. В чем заключается предмет исследования философии права?

7. Что такое «атрибуты бытия»? Какие вы можете выделить атрибуты материального и идеального бытия?

8. Как вы понимаете выражение: «Философия – это жизнь, а жизнь – это философия»?

9. Почему Гераклита называют одним из первых античных диалектиков?

10. Представитель какого из перечисленных философских направлений (эмпиризм, рационализм, сенсуализм) мог высказаться следующим образом: «существовать – значит быть воспринимаемым»?

Вариант 3.

1. Раскройте характерные особенности философии Нового времени.

2. В чем состоит смысл  свободы человека в фатализме и волюнтаризме ?

3. Противоречат ли друг другу наука и религия?

4. Как понимали проблему бытия в античной философии?

5. Какие основные проблемы обсуждались в философии западноевропейского средневековья?

6. Справедливо ли утверждение, что труд создал человека?

7. В чем видите достоинства философии Маркса?

8. Для какой философской школы и почему подошел бы лозунг: «Бог – это разум, а разум – это Бог?» (варианты ответа: марксизм, рационализм, детерминизм).

9. Что такое принцип «фальсификации» в философии К.Поппера?

10. За что философ Ницше критиковал христианскую религию? Как это связано с «онтологическим нигилизмом» его философии?

Вариант 4.

1. Когда и каким образом возникла философия?

2. Какие смыслы вкладываются в понятие «диалектика» в философии?

3. В чем суть экзистенциалистского понимания человека?

4. В чем заключается гносеологическая позиция рационализма?

5. В чем суть цивилизационного подхода к истории?

6. Как понимался феномен права в философии Гегеля?

7. Сравните взгляды Платона и Аристотеля на проблему бытия.

8. Раскройте суть корреспондентной, когерентной и прагматической концепций истины?

9. Кто из перечисленных философов (П. Флоренский, Эпикур, Гольбах) мог сказать следующие слова: «Природа и боги сумасбродствуют не менее людей».

10. С философской точки зрения прокомментируйте следующие слова Б. Паскаля: «Величие человека так заметно, что доказывается даже самой его немощью».

Вариант 5.

1. Каково соотношение философии и науки в современной философской литературе?

2. Существует ли прогресс в истории философии?

3. Что такое философский дуализм в понимании проблемы бытия?

4. В чем суть космоцентристского подхода к проблеме человека в античной философии?

5. В чем заключается гносеологическая позиция сенсуализма?

6. Как взаимосвязаны право и мораль?

7. В чем суть концепции Т.Гоббса и Дж.Локка об естественных правах и  общественном договоре?

8. Кто из перечисленных философов (Маркс, Тертулиан, Н. Бердяев) мог бы заявить, что «нам после Христа не нужна никакая любознательность, после Евангелия не нужно никакого исследования»? Обоснуйте свой ответ.

9. Назовите основные идеи социальной философии М.Вебера.

10. С точки зрения онтологии, что общего в философии Демокрита и Лейбница?

Вариант 6.

1. Что общего у философии и религии?

2. Что такое философский плюрализм?

3. В чем состоит материалистическое понимание общества и истории в классическом марксизме?

4. Что такое «картезианское сомнение»? Какое место оно занимает в философии Р.Декарта – основоположника рационализма?

5. Что такое «гендер»? Какие теории гендера вам знакомы. В чем состоит проблема гендерной идентичности?

6. Охарактеризуйте парадигму «отрицания права».

7. В чем заключается суть взглядов Гегеля на исторический процесс.

8. Что такое космоцентризм в понимании общества?

9. Раскройте суть цивилизационного  подхода к истории.

10. Представитель какого из перечисленных философских направлений (объективный идеализм, материализм, экзистенциализм) мог бы заметить, что «гораздо легче обойтись без обедни и проповеди, чем без башмаков»?

Вариант 7.

1. Почему не существует единой философии для всего человечества?

2. В чем состоит специфика метода поиска истинного знания в философии Сократа?

3. В чем различие взглядов на проблему бытия идеализма и материализма?

4. В чем суть формационного (всемирно-исторического) подхода к истории?

5. Прокомментируйте с философской точки зрения изречение средневековой христианской мысли: «Философия – служанка богословия».

6. В чем заключается позиция агностицизма в гносеологии?

7. Что такое общественное сознание? Выделите основные формы общественного сознания.

8. В чем проявляется «онтологический нигилизм» в философии постмодернизма?

9. Каковы наиболее характерные черты русской философии?

10. Кому из перечисленных философов и почему (Фалес, Декарт, Шопенгауэр) могут принадлежать следующие слова: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Обоснуйте свой ответ.

Вариант 8.

1. Какую вы знаете  периодизацию истории философии? Назовите её основные этапы.

2. В чем проявился «онтологический нигилизм» в позитивизме?

3. Раскройте позицию интуитивизма в гносеологии.

4. Раскройте суть следующих основных философских концепций смысла жизни: религиозных, гедонистических, утилитаристких, гуманистических, абсурдно-релятивистских?

5. Что такое политическая подсистема общества? Раскройте сущность, структуру и функции политической системы общества?

6. В чем состоит смысл философских дискуссий о целях уголовного наказания? Раскройте содержание абсолютного и относительного подходов к наказанию.

7. В чем состоит смысл «русской идеи» как социально-философской проблемы? Как эту проблему решали славянофилы, западники, евраазийство?

8. Что говорил Н. Макиавелли о совместимости морали и политики?

9. С философской точки зрения прокомментируйте выражение: «Философия – это жизнь, а жизнь – это философия».

10. Кто из перечисленных русских философов (Достоевский, Чаадаев, Соловьев) мог высказать следующим образом: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю ее – только бы ее не обманывать». Обоснуйте свой ответ.

Вариант  9

1. Что такое мировоззрение? Какие исторические формы мировоззрения вы знаете?

2. Что такое естественно-правовая парадигма в осмыслении права? Назовите её основных представителей.

3. Раскройте суть следующих концепций антросоциогенеза: креационизм, эволюционное учение Ч.Дарвина, трудовой концепции Ф.Энгельса. 

4. Назовите основные черты немецкой классической философии.

5. В чем проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке?

6. Что такое «схоластический способ доказательства»?

7. Какие варианты теории происхождения человека вы знаете?

8. Каковы основные подходы к пониманию бытия в философии Нового времени?

9. Кому из перечисленных философов (Эпикур, Соловьев, Платон) могли принадлежать следующие слова, «Начало и корень всякого удовольствия – удовольствие чрева, даже мудрость и прочее имеют к нему отношение». Обоснуйте свой ответ.

10. Что такое «социальная статика» и «социальная динамика» в учении П.Сорокина?

Вариант 10.

1. Какие исторические формы мировоззрения Вы знаете? В чем особенность каждой из них?

2. Назовите основные разделы философского знания и дайте их определения.

3. В чём заключается методологическая функция философии?

4. Раскройте суть следующих концепций антропосоциогенеза: психоаналитическое учение З.Фрейда, символическая концепция Э.Кассирера, палеопсихологическая концепция Б.Поршнева?

5. Что такое общественно-экономическая формация?

6. Как трактуется проблема истины в философии?

7. Существует ли прогресс в культуре?

8. Сущность какой философской позиции из перечисленных  (эмпиризм, рационализм, интуитивизм) может быть выражена следующими словами: «Опытная наука – владычица умозрительных наук»? Обоснуйте свой ответ.

9. Что, с точки зрения философии, хотел сказать И.Гёте, когда написал: «В жизни дело идёт о жизни, а не о каком-то результате её»?

10. Что такое «микрофизика власти» в учении М.Фуко?

 

Примерный образец выполнения заданий контрольной работы

Задание. Представитель какого из перечисленных философских направлений (эмпиризм, рационализм, сенсуализм) мог высказаться следующим образом: «существовать – значит быть воспринимаемым».

Ответ.  Анализ данного высказывания показывает, что его автор связывает проблему подлинности существования предмета (онтологическую проблему) с проблемой возможности восприятия, познания данного предмета (гносеологической проблемой). Из высказывания ясно, что автор ставит объективное существование вещи в зависимость от субъективной способности человека ее воспринимать, то есть считает, что мы не можем доподлинно узнать, существуют ли вещи за пределами нашего субъективного восприятия. Хотя в высказывании говорится об опытном, чувственном познании, данное высказывание нельзя отнести к эмпиризму, так как последний признает объективное, независимое  от человеческого восприятия, существование мира, познаваемого опытным путем. (Философский словарь. М., 1991. Ст. «Эмпиризм». С. 537). Также не подходит и рационализм, так как в изречении речь идет в первую очередь о «восприятии – чувственном  образе внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств». (Там же. Ст. «Восприятие». С. 74).  В рационализме же на первое место становится способность к познанию, которая не может быть выведена из опыта и его обобщений». (Там же. Ст. «Рационализм». С. 384). Очевидно, высказывание принадлежит сенсуалисту, который признает ощущение и восприятие как единственный источник познания человека окружающего мира. Автор считает, что мы не можем знать, существует ли что-либо за пределами нашего субъективного восприятия. (Там же. Ст. «Сенсуализм». С. 405).

 

Задание. Прокомментируйте с философской точки зрения слова Б. Спинозы: «Свобода – осознанная необходимость».

Ответ. В этом изречении затрагивается философская проблема, насколько свободен человек,  в чем он необходимо зависим от природы, от других людей и обстоятельств жизни. Свобода и необходимость – противоположные понятия, но Спиноза не отделяет их одно от другого. В истолковании данной проблемы Спиноза не отделяет их одно от другого. В истолковании данной проблемы Спиноза был детерминистом, так как считал, что существует природа (субстанция), которая «бесконечна, едина и неделима». (История философии в кратком изложении. М., 1990. С. 397). Человек – часть природы, поэтому он зависит от нее, определяется ею, т.е. у него отсутствует свобода поступать как вздумается. В этом и заключается детерминизм – «учение о всеобщей, закономерной связи, причиной обусловленности всех явлений». (Философский словарь. М., 1991. Ст. «Детерминизм и индетерминизм». С. 113). Но человек, согласно Спинозе, обладает душой и, следовательно, разумом. Поэтому человек способен быть свободным в смысле поведения, основывающегося на познании необходимости. (Там же. Ст. «Спиноза. С. 428). Но к такому поведению способен лишь «Мудрец». Поэтому по Спинозе получается, что чем человек больше знает, чем он более мудр, тем он более и свободен.

 

Задание. Кому из перечисленных философов (Аристотель, Платон, Демокрит) можно приписать следующие слова: «Душа наша существовала до нашего рождения»? Обоснуйте свой ответ.

Ответ. Поскольку автор приведенных слов признает существование души независимо от тела, то наверняка он является идеалистом. Из перечисленных философов явным материалистом был Демокрит, который считал, что в мире ничего не существует, кроме материи: «Начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим» (слова Диогена Лаэртского о Демокрите. История философии в кратком изложении. М., 1990. С. 112). Душа же, существующая независимо от тела, субстанция чисто материальная. Поэтому Демокрит исключается. У Аристотеля есть учение о материи и форме, согласно которому все конкретно  существующее является соединением материи и формы. (Там же. С. 151). Душа по Аристотелю есть «господствующий принцип тела», то есть все живое одушевлено, отношение души и тела является … аналогией … отношения материи и формы. (Там же. С. 155). «Из всего этого видно, что душа не может существовать без тела, до его рождения». Остается Платон. Действительно, Платон признает существование двух миров: идей и материи. Душа по Платону – это идея конкретного человека, человек – воплощение идеи, бессмертной души. Она «бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно». (Там же. С. 139).

Вывод. Слова принадлежат Платону, который был объективным идеалистом и верил в вечное существование идеальных сущностей-душ.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика