МУ им. С.Ю. Витте, девиантное поведение (кейс-задания)
09.01.2018, 11:40

Кейс-задание 1

Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии.

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с Ч до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.

Одна американка в Японии посмотрела какой-то самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: "как, должно быть, жутко умирать от меча!" На что японка ответила, что, по ее мнению, страшнее быть застреленной из пистолета - не успеешь даже подготовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была поражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой частью американской культуры, чем-то понятны и родным. А поэтому, хотя потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече, пистолет представляется американке менее опасным...

Вопросы и задания:

1. Почему чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме?

2. Как на этом примере просматриваются нормы культуры? Социальные нормы?

3. Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему?

4. Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

Ситуация 2

После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью (агрессия – асоциальное поведение).

Вопросы и задания:

1. Определите вид девиантного поведения в выше указанном случае.

2. Как разные теоретические концепции объясняют природу данного поведения и ее развитие, как личностной характеристики?

3. В каких трех качествах выступают, как правило, агрессивные действия?

4. В чем, на Ваш взгляд, могут состоять этические вопросы, связанные с данным видом поведения? Какие их решения Вы могли бы предложить?

5. Какова многомерная классификация агрессии по Э. Бассу? Проанализируйте с ее помощью какую-либо умозрительную ситуацию, например, хулигана, разбившего витрину. Какие обстоятельства при этом могут иметь неоднозначную трактовку?

Ситуация 3

Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою культуру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой формы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.

В средневековой Японии ритуальное самоубийство - сэппуку - являлось одним из способов смыть нанесенное оскорбление в случаях, когда невозможно было ответить противнику мечом. Оскорбленный самурай, нередко на глазах недосягаемого противника, вспарывал мечом свой живот.

Его оруженосец для облегчения мук несчастного отрубал ему голову. Последний самурай - японский писатель Юкио Мисима - покончил с собой таким традиционным способом в 1970 году, после неудавшейся попытки военного переворота с целью свержения «продажного проамериканского правительства». Японский генерал, захваченный Мисимой в заложники, тщетно пытался отговорить своего похитителя от столь «бесчеловечного поступка».

Вопросы и задания:

· Почему чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме?

· Как на этом примере просматриваются нормы культуры? Социальные нормы?

· Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему?

· Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

 

Вариант 2

Ситуация 1

Прочитайте отрывок из письма: «Решила вам написать. То ли мое настроение, то ли судьба (?) в тот момент помогли мне найти любимого человека. А сейчас у меня наворачиваются слезы, почему - не знаю. Полная апатия ко всему, кроме плохих привычек.

Если посмотреть на мою жизнь, у меня все отлично: доучиваюсь в университете, зарабатываю неплохо, рядом отличные друзья, родители добрые, работящие люди, брат - золотые руки. А мне хочется спрятаться ото всех, уснуть на долго-долго.. Не нравлюсь самой себе, набрала 15 кг лишнего веса, стала ужасно ленивой, небрежной, неаккуратной, не могу начать заниматься полезным делом, кажется, что голова стала деревянной. Когда ко мне обращаются другие, легко могу успокоить, придать уверенность, «остудить»,разрешить конфликты. А себя мотивировать ничем не могу. Внутри пустота, мрак, тоска. Мне не о чем разговаривать с другими людьми, чувствую себя неодушевленным предметом. Зачем что-то делать, добиваться успеха, зачем диплом? Чтобы работать всю жизнь? Зачем работа? Зачем друзья? Зачем быть красивой? Зачем здоровье? Смысл жизни? Написала письмо, из глаз брызнули слезы. Пореву, успокоюсь, посплю; ведь завтра будет еще один следующий день… Антонина».

Вопросы и задания:

· Определите состояние, которое испытывает Антонина.

· Опишите его характеристики.

· Какие условия сформировали такое поведение?

· Предложите рекомендации по «выходу» из него.

Ситуация 2

Почитайте следующую притчу:

Приходит ученик к Учителю и говорит: "Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?"

Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.

"Что изменилось?" - спросил он ученика.  "Яйцо и морковь сварились, а  зерна кофе растворились в воде", - ответил ученик. "Нет, - сказал Учитель, - это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка.

Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут". "А кофе?" -  спросил ученик.

"О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств. Они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации".

Вопросы и задания:

· Какой психотерапевтический прием был применен Учителем? Была ли оказана помощь?

· Были ли использованы методы диагностики? Какие?

· Есть ли в вашем жизненном «багаже» притчи? Используете ли Вы их в своей практике?

Ситуация 3

Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома.

Вопросы и задания:

· Определите вид девиантного поведения в выше указанном случае.

· В чем, на Ваш взгляд, могут состоять этические вопросы, связанные с понятиями данного поведения? Какие их решения Вы могли бы предложить?

· В чем причина данного поведения?

· Были ли в Вашей жизненной практике подобные случаи? Опишите их.

· Как разные теоретические концепции объясняют природу данного вида поведения, как личностной характеристики?

 

Вариант 3

Ситуация 1

1. Реакции на травмирующие переживания или ситуации, как плач, «надуться» и ни с кем не разговаривать и т.д.

- Заточили все-таки, - сказал он, зевнул еще раз, неожиданно прилег, голову положил на подушку, кулак по-детски под щеку, забормотал уже сонным голосом, без злобы: - Ну и очень хорошо... Сами же за все и поплатитесь. Я предупредил, а там как хотите! Меня же сейчас более всего интересует Понтий Пилат... Пилат...- тут он закрыл глаза.

(«Мастер и Маргарита»)

2. Человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это. Или вспомните, как миссис Хадсон, полагая, что Холмс покоится на дне Рейхенбахского водопада, не позволяла входить доктору в его комнату, и заявляла намерение превратить ее в музей Холмса.

Вопросы и задания:

· Определите тип защитного механизма.

· Пусть некий автомобилист был оштрафован. Постарайтесь придумать от его имени несколько реплик, чтобы каждая содержала в себе определенный вид компенсации.

Известно, что у детей любого возраста часто обнаруживаются страхи.  Однако случаи длительного их сохранения редки. Например,  каждый ребенок прошел через фазу нежелания ходить в школу. Это может длиться день, неделю, месяц. Сохраняющееся же многие месяцы и даже годы нежелание ходить в школу, естественно, вызывает тревогу.

Вопросы и задания:

· Почему вызывает тревогу у социума (родители, педагоги и т.д.) такое поведение?

· Как возможно «увидеть», что поведение отклоняется от нормы?

· Приведите критерии отклоняющегося поведения.

Ситуация 3

Проанализируйте такие феномены, как сосание пальца у ребенка, кусание ногтей, произвольное возбуждение половых органов, раскачивание головой и туловищем, выдергивание волос.

Вопросы и задания:

· Почему возникает такое поведение?

· Опишите его характеристики.

· Какие условия сформировали такое поведение?

· Предложите рекомендации по «выходу» из него.

 

Вариант 4

Ситуация 1

Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек- подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.

Вопросы и задания:

· Каковы социальные закономерности суицидов? В зависимости от каких факторов они находятся?

· Какова структура суицидального поведения?

· На какие группы подразделяют суицид? В чем их общие и отличительные особенности? К какой группе относится приведенный случай?

· Как исследователи классифицируют суицид?

Подростки с явной акцентуацией хотя и приспосабливаются к ссужающей среде, но в обычных ситуациях обращают на себя внимание шероховатостями, неровностями характера. Они любят командовать, не робеют перед незнакомыми людьми, но им явно недостает чувства меры, такта в общении со старшими. Живой ум и хорошие способности позволяют им хорошо учиться. Но учатся они неровно. А все из-за той же неугомонности, неусидчивости и, как следствие, недисциплинированности.

У них преобладает приподнятое настроение, они энергичны, но, встретив препятствие, могут дать вспышку раздражительности, а то и гнева. Такие ребята стремятся к лидерству, легко меняют увлечения, любят прихвастнуть, переоценивают свои возможности и способности. Схватывают все на лету, но не всегда этого достаточно для успешной учебы, отсюда и срывы в учении.

Эти ребята бурно реагируют на мелочный контроль и жесткую дисциплину, поэтому легко дают реакции эмансипации. Они тяготеют одиночеством, монотонной деятельностью, ненадежны там, где требуется кропотливая, тщательная работа. Не отличающаяся аккуратностью в обещаниях. Легкомысленно относятся к правилам и запретам, незаметно для себя могут перешагнуть грань допустимого, неразборчивы в знакомствах и могут оказаться в сомнительной компании. В поисках новых ощущений склонны к ранней алкоголизации и употреблению токсических веществ.

Есть у них и достоинства. В трудных случаях они не теряются, способны проявить находчивость. Но достоинства эти могут обернуться недостатками: дети легко начинают ловчить и изворачиваться. Если с уважением относиться к их мнению, поощрять полезную деятельность, поручать организацию серьезных дел, то можно направить их энергию на социально приемлемые поступки. Можно опираться на стремление к лидерству. Из-за соперничества у таких детей возможны конфликты с товарищами.

Вопросы и задания:

· Какой тип акцентуации приведен в примере?

· В каких же ситуациях эти подростки дают срывы?

· Когда воспитателю необходимо быть особенно бдительным?

Ситуация 3

Прочитайте притчу:

В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.

Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.

Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:

- Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения? Старый самурай ответил:

- Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?

- Своему прежнему хозяину, - ответил один из учеников.

- Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

Вопросы и задания:

· Какой психотерапевтический прием был применен Учителем? Была ли оказана помощь?

· Были ли использованы методы диагностики? Какие?

· Есть ли в вашем жизненном «багаже» притчи? Используете ли Вы их в своей практике?

 

Вариант 5

Ситуация 1

В течение последнего года, после того, как Николай перешел в новую школу, у него появились нервные тики в форме привычки подергивать плечами и скрипеть зубами. Эта привычка проявлялась только в период учебы. Она становилась более заметной, если он нервничал, и исчезала, когда он играл. Наконец, в течение последних месяцев пребывания в этой школе тики ребенка начали постепенно ослабевать.

Вскоре после того, как мальчику снова пришлось переменить школу, у него появился «нервный кашель», который, подобно тикам, становился более выраженным в минуты волнения. Эта новая привычка просуществовала несколько месяцев и потом исчезла. Кроме того, после перемены мест учебы он начал кусать ногти. Во всем же остальном это был достаточно благополучный ребенок, лишенный каких бы то ни было страхов  или тревог. У него было много друзей и хорошая атмосфера в семье. После школы обычно он любил поиграть в футбол, и за ним часто заходили  другие дети. Иногда у него возникали ссоры и драки с братьями, но в целом их отношения были неплохими. Добрый и дружелюбный Николай отличался независимым поведением и не любил демонстрировать свою физическую силу. Он обладал хорошей способностью к умственному сосредоточению и нормально учился в школе. Его отец был веселым, уравновешенным, хотя и несколько тревожным человеком. Особенно его волновали вопросы, касающиеся работы, к которой он относился очень серьезно. Иногда это делало его раздражительным. Мать Николай по сравнению с отцом обладала более легким характером.

· Как в психотерапевтической практике называется такой метод описания случая клиента?

· Когда уместно его применять?

· Что такое дидактогении?

· Какова роль педагога в реализации педагогического подхода к поведенческим девиациям?

Ситуация 2

Почитайте отрывок из письма:

«Не  знаю, к кому обратиться за помощью. Как выйти  из каждодневного кошмара, который разъедает мою жизнь, портит отношения с мужем, доводит до нервных срывов? Я люблю Сергея, но никак не могу принять его табачную зависимость и никогда не смогу, просто не смирюсь с этим. Пообещал бросить курить, продержался месяц, а потом сказал, что не может больше мучиться, что нарушит обещание, и закурил не продержался и два дня. Пробовали несколько способов, ничего не помогает: говорит, что на него ничего не действует, потому что он понимает механизмы бросания и потому что это «наркотическая зависимость:, психологическая прежде всего. Не могу работать, психованный до нельзя, потому что ломка. Курит 15 лет. Иглоукалывание не помогло, то ли потому, что на шарлатанов попали, то ли потому, что нет твердого решения бросить. Говорит, что не представляет себя без сигареты, что бросить курить методом «силы воли» невозможно (а дед мой бросил и дядя тоже - курильщики с еще большим стажем). Каждая его выкуренная сигарета доставляет мне такую боль, что я ее уже физически чувствую, каждый раз душат слезы. Подскажите, как можно справиться с этим чудовищем? Я не верю в наше будущее, пока есть этот враг. Но почему другие могут бросить, а он нет?! Боится, что придется страдать? Ну, не вечно же!

Книгу Алена Карра «Легкий способ бросить Курить»: читал 2 раза, но так и не бросил. Проблема, говорит, знаешь в чем? В том что меня нахлобучивает с сигареты, я испытываю удовольствие:

Удовольствие, которое губит меня и наши отношения! Твержу ему об этом, кричу! А он в ответ: «Да, я чувствую себя последней сволочью каждый раз, когда скручиваю сигарету, а ты это ощущение усиливаешь!»

Мы в гражданском браке, и я сказала Сергею, что распишусь с ним, только когда он бросит курить навсегда. Но знаю: даже пригрози я, что  уйду  совсем, ничто не изменится, он выберет сигарету, хоть и говорит, что любит меня. Отец мой тоже курит как паровоз. Каждый раз я в ужасе от того, как его по утрам выворачивает наизнанку от кашля..

Не хочу, чтобы то же самое было с мужем. Ее хочу этого ада. Он уже кашляет, болит периодически нога, страдает потенция, сам боится, что станет импотентом в 32 года.. Спасите нас! Галя.

· Как бы Вы сказали и посоветовали Галине?

· Каков механизм физической алкогольной табачной зависимости?

· Проанализируйте перечень факторов риска и защиты от риска алкоголизма, и отделите (где это возможно) пункты, имеющие только психологическое содержание от имеющих социально-психологическое и социологическое содержание.

· Какие рекомендации можно дать Галине?

· Какие методики психокоррекции можно применить?

Ситуация 3

1) Рассмотрите ситуации:

Ханжа – человек, скрывающий свои сексуальные влечения и выискивающий малейшие «грязные» намерения в действиях окружающих.

Терять поклонников кокеткам тяжело,

И чтобы вновь привлечь внимание, с годами Они становятся завзятыми ханжами.

Их страсть – судить людей. И как суров их суд! Нет, милосердия они не признают,

На совести чужой выискивают пятна,

Но не из добрых чувств – из зависти, понятно. Злит этих праведниц: зачем доступны нам

Те радости, что им уже не по зубам?

Ж..-Б. Мольер «Тартюф»

2) Женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой. Правда вскоре можно будет заметить, что его забота создает сестре значительные трудности и проблемы и явно тяготит ее.

Вопросы и задания:

· Определите типы защитных механизмов.

· Пусть некий автомобилист был оштрафован. Постарайтесь придумать от его имени несколько реплик, чтобы каждая содержала в себе определенный вид компенсации.

 

Кейс-задание 2

Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии. 

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с Ч до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Ф.М. Достоевский передает ход мыслей (этим абзацем заканчивается повесть «Игрок»):

«…Вновь возродиться, воскреснуть. Надо им доказать... Пусть знает Полина, что я еще могу быть человеком. Стоит только... теперь уж, впрочем, поздно, - но завтра... О, у меня предчувствие, и это не может быть иначе! У меня теперь пятнадцать луидоров, а я начинал и с пятнадцатью гульденами! Если начать осторожно... - и неужели, неужели уж я такой малый ребенок! Неужели я не понимаю, что я сам погибший человек. Но - почему же я не могу воскреснуть. Да! стоит только хоть раз в жизни быть расчетливым и терпеливым и - вот и все! Стоит только хоть раз выдержать характер, и я в один час могу всю судьбу изменить! Главное - характер. Вспомнить только, что было со мною в этом роде семь месяцев назад в Рулетенбурге, пред окончательным моим проигрышем. О, это был замечательный случай решимости: я проиграл тогда все, все... Выхожу из вокзала, смотрю - в жилетном кармане шевелится у меня еще один гульден. "А, стало быть, будет на что пообедать!" - подумал я, но, пройдя шагов сто, я передумал и воротился. Я поставил этот гульден на manque (тот раз было на manque), и, право, есть что-то особенное в ощущении, когда один, на чужой стороне, далеко от родины, от друзей и не зная, что сегодня будешь есть, ставишь последний гульден, самый, самый последний! Я выиграл и через двадцать минут вышел из вокзала, имея сто семьдесят гульденов в кармане. Это факт- с! Вот что может иногда значить последний гульден! А что, если б я тогда упал духом, если б я не посмел решиться?.. Завтра, завтра все кончится!»

Вопросы и задания:

· Какое состояние описывает Ф.М, Достоевский?

· Какие теоретические концепции объясняют такое поведение?

· Определите вид девиантное поведения? Является ли оно девиантным? Докажите?

Ситуация 2

Лихорадочная страсть к успеху любой ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напилась таблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки по сочинению.

Вопросы и задания:

· Каковы социальные закономерности суицидов? В зависимости от каких факторов они находятся?

· Какова структура суицидального поведения?

· На какие группы подразделяют суицид? В чем их общие и отличительные особенности? К какой группе относится приведенный случай?

· Как исследователи классифицируют суицид?

· Каковы социальные закономерности суицидов? В зависимости от каких факторов они находятся?

· Какова структура суицидального поведения?

· На какие группы подразделяют суицид? В чем их общие и отличительные особенности? К какой группе относится приведенный случай?

· Как исследователи классифицируют суицид?

Ситуация 3

Подросток данного типа акцентуации характеризуется чередованием повышенного и пониженного настроения, возникающих без внешних  причин. На фоне повышенного настроения они ничем не отличаются от гипертимной акцентуации. Длительное понижение настроения впервые возникает в пубертатном периоде на фоне ровного или приподнятого настроения. Подросток нередко жалуется на вялость, упадок сил. То, что раньше давалось легко, теперь требует неимоверных усилий, все валится из рук. Тяготит общество, и ранее бойкие подростки становятся унылыми домоседами. Снижается аппетит, любимая еда не доставляет удовольствия. Нарушается сон (бессонница или сонливость), нарушено засыпание, утром отмечается несвежесть, вялость. Такие состояния ни подростками, ни родителями не расцениваются как болезненные. Обычно подростки жалуются не столько на пониженное настроение, сколько на скуку. Болезненные реакции возникают в тех случаях, когда родные, не разобравшись в состоянии, укоряют детей в лени, бездеятельности. Тогда возможны вспышки раздражения, которые сменяются еще большим унынием. Замечания, упреки, обвинения родных углубляют депрессивное состояние. Появляются мысли о собственной неполноценности, никчемности, бесполезности, могут возникать мысли о самоубийстве. В такие периоды особенно тяжело переносятся изменения условий жизни: перевод в другую школу, переезд на новое место жительства, окончание школы и поступление в ВУЗ. Депрессивное состояние затягивается и получает внешнее обоснование: трудность приспособления к новым условиям. Поскольку речь идет о крайних вариантах нормы, подростки сохраняют возможность продолжать учебу, но с гораздо большим напряжением сил.

Когда субдепрессивная форма сменяется гипертимной, то подростки вновь становятся общительными, стремятся в компании, вновь появляются прежние или новые увлечения, кипучая деятельность.

Повышение настроения или упадок его могут быть столь значительными, что делают невозможной привычную деятельность. В этих случаях приходится иметь в виду не патологическую поведенческую реакцию, а проявление болезни. Некоторые психические заболевания могут проявляться маниакальными и депрессивными фазами.

Вопросы и задания:

· Какой тип акцентуации приведен в примере?

· В каких же ситуациях эти подростки дают срывы?

· Когда воспитателю необходимо бьпъ особенно бдительным?

 

Вариант 2

Ситуация 1

Проанализируйте, что было отмечено у десятилетнего мальчика Джорджа при проведении такого же, как и в предыдущих случаях, широкого популяционного осмотра. В течение последнего года он таскал у родителей мелкие деньги, а однажды украл большую сумму, которую его родители отложили на оплату квитанции за газ. Несколько раз он крал из близлежащего магазина, на чем его как-то поймал хозяин. Он вечно по мелочам ссорился с братьями и ввязывался в бесконечные драки по дороге из школы домой. У него бывало недержание кала, он часто мочился  в штячы, а случалось, что и в постель. Приступы ярости происходили каждый день, он легко расстраивался и плакал, когда его ругали. При обследовании он постоянно гримасничал, беспокойно дергался и выглядел несчастным.

Вопросы и задания:

· Как в психотерапевтической практике называется такой метод описания случая клиента?

· Когда уместно его применять?

· Что такое дидактогении?

· Какова роль педагога в реализации педагогического подхода к поведенческим девиациям?

Ситуация 2

Прочитайте выдержку из письма:

«… года три назад я вам писала, думала тогда: разводиться нет.. Изложила нашу жизнь и описала характер моего бывшего мужа. Ответ ваш был прост: бегите! Я вам очень благодарна, сейчас я счастлива и любима, но проблемы моего сына, которому 7 с половиной лет, не оставляют меня в покое. Я постоянно думаю об этом и не могу, просто не могу отпустить ситуацию!! Проблема и во мне.. Я гипер-мама, и как мой ребенок еще не возненавидел меня, не знаю.. У него синдром рассеянности, такой диагноз поставил невропатолог. Все забывает. Забывает учиться, доделывать контрольную, заправить постель, взять портфель.. Уроки делает иногда дольше семи вечера. А я становлюсь мамой-наседкой! Такой противной, что сама себя за это не люблю. Хочу  быть ему другом - а только контролирую и контролирую. Меня мама так же: до сих пор контроль полный, тотальный, хотя мне 31 год. Я всю жизнь себе клялась, что я такой никогда не буду. И вот, приходится!!! Если не контролировать - отпустить - он покатится!.. Я переживаю за школу.. Он во втором классе, пошел с шести, я дура, зря отдала его! Его он тянул и еще как! Был отличником. Перешел в другую школу, нас взяли туда с условием: потянет - останется, нет - до свиданья. Я переживаю, что он белая ворона, что он один ничего не успевает, весь класс задерживает, переодевается по 30 минут. Отдала на спорт, а он ленится, надоело настолько его в угол загнала, что иногда он просит веревку удушиться! Перевожу на смех, а саму трясет. Он объясняет, что сам страдает от того, что он тугодум, ленив, тормозит, медлительный и все забывает. Плачет, говорит: помоги мне вылечиться от этого! Родился Алешка с задержкой дыхания, давали кислород. Все говорят, что из-за этого он такой.». Я в это отказываюсь верить! Всецело в моем отношении к нему, к его успехам! В его рассеянности! Я не знаю,  как дальше будет, но у меня тупик! Пожалуйста, примите нас, или напишите врачебное письмо, прикажите: отстань от сына, пусть идет как идет! Марина».

Вопросы и задания:

· Выявите содержание термина «гипер-мама», признаки гиперопекающего поведения.

· Выявите проявление синдрома детского рассеянного поведения, его причины диагностики и способы помощи.

Ситуация 3

Когда человек обращается к другому человеку, то    может сказать: "у меня проблемы со сном", "у меня нет аппетита", "у меня нет друзей".

Еще один литературный пример:

«- Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны предпочитаете в это время дня?

- Покорнейше... я не пью...

- Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Или вы предпочитаете другие какие-нибудь игры? Домино, карты?

- Не играю, - уже утомленный, отозвался буфетчик.

- Совсем худо, - заключил хозяин, - что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих».

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Вопросы и задания:

· Почему люди сравнивают с неким стандартом. Устанавливающей сколько спать, сколько друзей полагается иметь и т.д.?

· Как на этом примере просматриваются нормы культуры? Социальные нормы?

· Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему?

· Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

 

Вариант 3

Ситуация 1

Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше (токсикомания – аутодеструктивное поведение).

Вопросы и задания:

· Определите вид девиантного поведения.

· Почему подростки, зная о вреде наркотического вещества, продолжают в группе употреблять его?

· Каковы социальные условия, способствующие наркотизации молодежи?

· В чем состоят психологические особенности подростков, упрощающие преступникам их вовлечение в среду потребителей наркотиков?

Ситуация 2

Проанализируйте эмоциональное у девочки Жени, обследованной при широком популяционном осмотре. В возрасте около девяти лет она вдруг начала сильно страдать и чувствовать себя бесконечно несчастной, стала мнительной и тревожной, притихшей и замкнувшейся в себе. Ей казалось, что дети стали избегать ее, и она почти каждый день приходила из школы в слезах. Она была весьма напряженной и фрустированной, и у нее бывали приступы ярости до трех раз в неделю. Учительница считала ее самым несчастным ребенком из виденных в своей жизни детей. Девочка же умоляла мать забрать ее из школы. При обследовании она все время была готова расплакаться, выглядела глубоко подавленной и рассказывала о тре- вожащих ее отношениях с другими детьми. Она  также сказала, что иногда  ей бывает безразлично, жить или умереть.

Вопросы и задания:

· Определите состояние, которое испытывает Женя. Опишите его характеристики.

· Какой вид дезадаптации описан в данном случае?

· Какие условия сформировали такое поведение?

· Предложите рекомендации по «выходу» из него.

Ситуация 3

Почитайте притчу:

Два монаха возвращались дальней дорогой в монастырь - один молодой, а другой пожилой. Внезапно прошел сильный дождь, который размыл дорогу к монастырю и превратил ручей, через который им нужно было перейти, в стремительный горный поток. Монахи начали искать брод и вдруг увидели прекрасную девушку, которая так же стояла перед потоком, не решаясь перейти через него. Не долго думая, пожилой монах подошел к девушке, взял ее на руки и пошел на другой берег. Выйдя на противоположный берег, старик опустил девушку на землю, после чего та поблагодарила его за помощь и оба монаха молча продолжили свой путь. Когда они уже почти подошли к монастырю, молодой монах не выдержал и  сказал:

- Мне не дает покоя твой поступок, брат. Ведь нам нельзя приближаться к женщинам, нельзя не только касаться женщин, но даже думать о них. А ты нес ее на   руках???

- Послушай, брат, - ответил ему старый монах, - я оставил эту девушку там на берегу, а ты несешь её до сих пор...

Вопросы и задания:

· Какой психотерапевтический прием был применен Учителем? Была ли оказана помощь?

· Были ли использованы методы диагностики? Какие?

· Есть ли в вашем жизненном «багаже» притчи? Используете ли Вы их в своей практике?

 

Вариант 4

Ситуация 1

Проанализируйте ситуации:

1. Человек, на которого накричал начальник, дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились. Или мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий добиться взаимности другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет.

2. Начальник накричал на своих работников, только потому, что «встал не с той ноги». Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты – плохо исполняли обязанности.

Пошла и говорит с досадою; «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Вопросы и задания:

· Определите типы защитных механизмов.

· Пусть некий автомобилист был оштрафован. Постарайтесь придумать от его имени несколько реплик, чтобы каждая содержала в себе определенный вид компенсации.

Ситуация 2

Проанализируйте пример из книги Н. Модестова «Маньяки… слепая смерть: Хроника серийных убийств». Речь идет о неком Ряховском – маньяке-убийце и геронтофиле:

«…Как-то домашние заметили, что Сережа вдруг начал очень много писать. Просмотрев тетради, они поняли, что их сын сочиняет книгу про Командора... Прозаические "шедевры" Ряховского, изъятые при обыске, дали возможность глубже понять личность их создателя. В общих тетрадях содержатся три варианта повести "Старфал", в которых приводится жизнеописание Великого Командора, посвятившего свою жизнь Межпланетной Федерации, наведению в ней порядка, соблюдению дисциплины и воспитанию нового поколения людей.

Не стоит подробнее вдаваться в изложение сюжета повести, тем более, что и сам создатель, судя по оценке психиатров, не совсем четко представлял, зачем он ее пишет и чем собирается закончить. Однако во время следствия Ряховский, как бы между прочим, заявил, что придет время и он отнесет повесть в издательство.

Фантастика - любимый литературный жанр маньяка. Он перечитал Азимова, Бредбери, других писателей. Вообще проявил начитанность. Упомянул как- то о романе "Молчание ягнят", где рассказывается о его американском "коллеге" - людоеде докторе Лектере. Ряховский скептически отозвался о фильме, снятым по роману, подчеркнув, что в книге, в отличие от фильма, "есть идея, философия".

Похоже, и он претендовал на философское объяснение своих поступков. Убитых мужчин Ряховский считал гомосексуалистами. Утверждал, что преступления совершал совершенно осознанно: "Пусть они пройдут реинкарнацию, после чего возродятся для следующей жизни нормальными людьми". И по поводу убийства женщин у маньяка было готовое объяснение: он, дескать, очищал от проституток общество...».

Вопросы и задания:

· Как в психотерапевтической практике называется такой метод в работе с клиентом?

· Когда уместно его применять?

· Что такое дидактогении?

· Какова роль педагога в реализации педагогического подхода к поведенческим девиациям?

Ситуация 3

Сережа рос в благополучной семье, родители – из интеллигенции. Способный к точным наукам мальчик рос молчуном, про таких говорят:

«Слова не вытянешь». Надвигались выпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в классном журнале стояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не ставила ему отметок. Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером родители крупно поговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул его из петли уже мертвым.

Вопросы и задания:

· Каковы социальные закономерности суицидов? В зависимости от каких факторов они находятся?

· Какова структура суицидального поведения?

· На какие группы подразделяют суицид? В чем их общие и отличительные особенности? К какой группе относится приведенный случай?

· Как исследователи классифицируют суицид?

 

Вариант 5

Ситуация 1

При этой акцентуации главная черта - это неутолимая жажда внимания, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. Если такие подростки незаметны для других, то страдают, негодуют, ненавидят. Внешне они производят впечатление очень эмоциональных. Однако их чувства поверхностны, демонстративны, переживания театрально наиграны. Все это не больше чем поза, рисовка. Глубокие чувства к другим у них отсутствуют, но себя они любят искренне.

Уже в детстве они не выносят, когда при них хвалят других детей, уделяют внимание другим. Если ими восторгаются, то они охотно поют, танцуют, декламируют стихи. Если им недостает ни способностей, ни настойчивости, то ради привлечения внимания нарушают дисциплину, прогуливают, отлынивают от учебы и работы. Могут вызывающе вести себя в общественных местах, но тяжелых правонарушений избегают. "Серая" жизнь их не устраивает. Ради привлечения внимания лгут и фантазируют, готовы преувеличить свою алкоголизацию, прихвастнуть количеством и качеством выпитого, выдать себя за наркомана. Если запутываются в невероятной истории, то демонстрируют желание и попытки самоубийства, приписывают себе мнимые болезни.

Распространено мнение, что такие личности внушаемы. Это верно лишь наполовину. Внушаемость их односторонняя, до тех пор, пока это подыгрывает их самолюбию. Сквозь все их поступки просвечивает желание привлечь к себе или вернуть утраченное внимание. Воодушевленные вниманием и восхищением, они могут проявить временную отвагу, но перед трудностями пасуют. Ненадежны в дружбе, легко предают товарищей, любят пустить пыль в глаза. Они чутко улавливают настроение, желания, стремления окружающих и, потакая им, становятся на час вожаками, выразителями масс. В группе надолго не задерживаются. Исчерпав запас внимания к себе, устремляются в новую. Увлечения у них обязательно модные и не требующие упорного труда. Их привлекает внешняя необычность: гимнастика йогов, экзотические коллекции. Могут афишировать несуществующие сексуальные связи, разыгрывать среди скромниц роль распутниц и наслаждаться ошеломляющим впечатлением. У них необоснованные претензии и надежды на блестящее будущее.

Наиболее уязвимым для них является удар по самолюбию, неспособность занять видное место и положение, крах надежд на успех, утрата внимания влиятельных лип, осмеяние, разоблачение их вымыслов. Свою досаду вымещают на родных, которые уже не в силах, как это бывало в детстве, оградить их от трудностей и неудач. К удивлению родителей, на заботу и ласку отвечают холодностью, грубостью, озлоблением. Если все удается, если окружающие потакают им и идут на уступки, то такие подростки достаточно компенсированы, хотя театральность поведения остается заметной. При неудачах наблюдаются демонстративные невротические реакции, уход в болезнь, ипохондрическое развитие. Реакции эмансипации носят лишь громогласный характер. Настоящей свободы не ищут, совсем не жаждут остаться без родительской опеки и заботы.

Вопросы и задания:

· Какой тип акцентуации приведен в примере?

· В каких же ситуациях эти подростки дают срывы?

· Когда воспитателю необходимо бьпъ особенно бдительным?

Ситуация 2

Рассмотрите проблему поведения двенадцатилетнего Марка. Он был направлен в клинику с жалобами на выраженные приступы агрессивности, в которых он ломал мебель и разбрасывал вещи по комнате, разрушая все вокруг. Эти приступы случались только дома, поведение в школе было совершенно нормальным. Несмотря на его некоторую эмоциональную вялость, у него были неплохие отношения с другими детьми. Напротив, отношения с родителями были весьма напряженными. Помимо вспышек ярости, у ребенка отмечалось также совершение умышленных деструктивных действий через несколько часов после семейной ссоры. Однажды он выдолбил глубокие дыры в любимом кофейном столике матери, в другой раз залил клеем ковер в комнате. Он всегда был очень зависимым ребенком, старался держаться поближе к матери. Когда Марк был младше, он часами плакал по ночам, призывая ее. До сих пор у него сохранились очень близкие отношения с матерью, и он ревновал, когда его родители целовались или проявляли заботу друг о друге. В настоящее время его отношения с обоими родителями, а в особенности  с  матерью, представляют смесь любви и выраженной ненависти.

Вопросы и задания:

· Почему вызывает тревогу у родителей такое поведение? Чем оно опасно для социума?

· Как возможно «увидеть», что поведение отклоняется от нормы?

· Приведите критерии отклоняющегося поведения.

Ситуация 3

Исповедь: «Мне 32 года. Родился в асфиксии: шея была перетянута пуповиной, несколько секунд было кислородное голодание - возможно, это и предопределило возникновение проблем, которые в дальнейшем у меня возникли». Рос мальчиком неуверенным, пугливым, постоянно держался за маму, был маменьким сынком. Мама пыталась меня увлечь каким-нибудь занятием, секцией, но я нигде долго не задерживался.

Может быть, причина была не в отсутствии интереса, а в чувстве дискомфорта, которое я испытывал вне дома, среди чужих..

В 15 лет познакомился с наркотиками, и без малого 14 лет употреблял их. Находился в самой жесткой зависимости. Трудно описать кошмар, в котором я и мои близкие жили все это время. Кражи, обман, милиция - все это стало частью моей жизни. Передозировки, детоксикации, опять наркотики - это продолжалось год за годом. В (..) году попал в места не столь отдаленные и два с половиной года находился, так сказать, в вынужденной ремиссии.

А после освобождения все началось по новой - наркотики, больницы, реабилитации.. Ничто не помогало. В наркологии лежал 15 раз.

И вот поехал на очередную реабилитацию - по 12-шаговой программе, на полгода, - и случилось чудо: с того времени перестал употреблять наркотики. Видимо, дошел до своего дна, дожил самым странным образом: почти все мои друзья к этому времени уже умерли . Вроде бы все здорово, долгожданное чудо случилось, наркотики в прошлом - наслаждайся!

Только все совсем не так. Моя трезвая жизнь представляет из себя АД.

Несмотря на то, что все вроде бы налаживается (работа, друзья), я испытываю постоянные страдания. Мне плохо, даже когда все хорошо. Неисчезающее напряжение, тревога и страх - вот то, в чем я постоянно нахожусь. Страх, мне кажется, и есть причина всех моих проблем. Все мои страхи - социально-оценочного характера.

Не могу нормально общаться ни с друзьями, ни с девушками, ни с кем: испытываю такой дискомфорт, зажатость, неуверенность, что как можно скорее сворачиваю общение, а потом сижу и занимаюсь самобичеванием. Любое скопление людей, даже знакомых, вызывает напряжение, страх - и, как следствие, депрессию, потому что полноценно жить в обществе, находясь в таких состояниях, невозможно. Даже поездка в метро превращается в мучение: не могу смотреть людям в глаза: нахожусь будто на подиуме.. За время трезвости у меня были отношения с двумя девушками.

Обе ушли от меня. Понятно: то, что со мной происходит, действует и на других. Это общение и мне доставляло больше страданий, чем радости: все время ревность, недоверие, обида, ощущение недостатка внимания к своей персоне. Практически эти отношения были продолжение моей наркомании: мир сразу сужался до размеров девушки, и я начинал вампирить ее. Я вампир, да, я психологический вампир. Зависимость и страх - вот что наполняет мою душу». На фоне депрессии стала выскакивать новая зависимость - игровые автоматы. В момент игры забываю обо всем на свете, и только тогда мне делается хорошо. Зато когда выхожу без денег, которые надо было отдать домой, депрессия накатывает с новой силой». Страшно много курю. Что с этим делать? Как избавиться от постоянного страха? Как строить конструктивные, доставляющие удовлетворение отношения? Как стать хоть капельку счастливым? Мне необходимо понять, что за процессы происходят в моей голове, потому что жить так, как я живу - невозможно. Постоянно присутствуют мысли суицидального характера, но пока держусь… Валентин».

Вопросы и задания:

· Как бы Вы ответили на вопросы Валентина? Что посоветовали?

· Каков механизм физической наркотической зависимости?

· Проанализируйте перечень факторов риска и защиты от риска наркотизации,, и отделите (где это возможно) пункты, имеющие только психологическое содержание от имеющих социально-психологическое и социологическое содержание.

· Проанализируйте симптоматику при употреблении различных наркотических препаратов. Действие каких из них легче, а каких трудней распознать визуально?

· Какие рекомендации можно дать Валентину? Какие методики психокоррекции можно применить?





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика