МУ им. С.Ю. Витте, методика формирования соц. активности учащегося (кейс-задания)
09.01.2018, 12:05

Кейс-задание 1

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с Ч до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Вы исследуете проблему участия семьи в развитии социальной активности учащихся. Нужна анкета для родителей. Составьте примерный план этой анкеты, используя следующие понятия: личность, нестандартный ребенок, социальная среда, образование и самообразование, общение, социализированность.

Ситуация 2

Родители Аркадия имеют высшее образование и занимают очень «престижные» должности. Аркадий - их первенец, с которым у них были связаны «большие надежды». Уже в младших классах музыкальной школы он выделялся среди маленьких скрипачей особой музыкальностью и «взрослым звуком». Рано начал сочинять музыкальные миниатюры. Ему все больше стало нравиться уважительное удивление, которое он читал в глазах окружающих.

Часто родители тревожились по поводу здоровья мальчика: в дошкольном возрасте у него было сотрясение головного мозга - упал с крыши сарая, когда гостил в деревне у деда. С тех пор он был огражден от всех возможных опасностей. Их квартира напоминала огромный аквариум, а Аркадий - драгоценную рыбку, которая вызывала восхищение и зависть... Атмосфера взаимоотношений со старшими в обеих школах была продолжением этого аквариума.

Но вот после 8-го класса Аркадий поступил в музыкальное училище. Здесь все было другим. Самым непривычным было то, что никто уже не видел в нем исключительность. Мало того, его понуждали делать что-то, что ему совершенно не нравилось. Преподаватель по специальности не принимал всерьез его суждений, его интерпретации музыкального произведения.

Не за горами был экзамен. Отношения между преподавателем и учеником приняли откровенно конфликтный характер. Аркадию был предъявлен ультиматум: или он примет и учтет все указания преподавателя, или не будет допущен к экзамену... Это после стольких лет сплошного триумфа! Дома он объявил, что больше не намерен терпеть «эту бездарность», «этого безмозглого тупицу»... Короче - он заявил, что ноги его больше не будет в музучилище, что он предпочитает «самое захудалое ПТУ этому бедламу».

Мать Аркадия хорошо понимала, что без училища развеется ее мечта о «великом музыкальном будущем» сына, о консерватории. Ее попытка повлиять на педагогов не увенчалась успехом, тогда она переключилась на сына. Но Аркадий был достаточно проницателен и уличил мать в  лицемерии и в тщеславии. Он изрыгал хулу на всех.

Отец не выдержал и впервые в жизни побил своего 15-летнего сына. Аркадий с горящими от ненависти глазами проклял родителей и заперся в своей комнате. Когда его выкрики за дверью прекратились, родители испугались и высадили дверь. Подросток торопливо укладывал что-то в рюкзак, игнорируя их вопросы. Тогда они силой привезли его к психиатру, который установил, что состояние подростка не имеет признаков психоза, хотя и отличается очень высокой степенью напряженности. Однако нужна была еще уверенность в том, что здесь нет дебюта скрытых форм психического заболевания. Поэтому подросток и был направлен к психологу на обследование.

Вопросы и задания:

1. Кто из «действующих лиц» этой ситуации нуждается в психологической помощи? Какие они имеют?

2. Какую помощь в сложившихся обстоятельствах, можно оказать?

Ситуация 3

Как выяснилось из рассказа, ее сын-старшеклассник Максим учится в соседней школе. Женщина жаловалась на сына, уверяя, что тот отличается плохим поведением и резко отрицательным отношением к ней. В последнее время, когда до окончания школы остается немногим больше полугода, Максим стал прогуливать занятия, а теперь и вовсе бросил учебу. На критику матери и даже на дружеские советы отвечает грубостью. Мать убеждена, что у сына не все в порядке с психикой. Возможно, его нужно показать специалисту.

Воспитывала она его сама, без отца. С мужем развелась еще будучи беременной. «Я сыну ничего не жалела, всю жизнь ни в чем не отказывала. Даже замуж не вышла из-за него» - эта мысль рефреном проходила через весь рассказ матери.

Вопросы и задания:

1. Попытайтесь проанализировать причины конфликта матери с сыном.

2. Найдите пути улучшения психологической ситуации.

 

Вариант 2

Ситуация 1

По материалам педагогической периодики составьте перечень актуальных проблем школьной практики в развитии социальной активности. Докажите актуальность одной из них.

Ситуация 2

«11-й класс. Учебный год подходит к концу. В классе несколько лодырей и среди них трое девушек, которые считают, что они лучше и умнее других. Их за это не любят. Но девушки действительно умные, неплохо успевают по всем предметам, дополнительно учатся на курсах английского языка. Одна из них, Маша, ходит на мои уроки систематически, две другие, Галя и Анжела, много пропускают и, естественно, испытывают определенные трудности. В конце учебного года назревает конфликт: Галя и Анжела демонстрируют где только можно, что информатика очень сложная наука, что преподаватель относится к ним с предубеждением и выдвигает завышенные требования. Проводить уроки в их присутствии становится все труднее и труднее. Они нагнетают нервозность, неповиновение. Как разрядить обстановку в классе? Как наладить контакт с девушками, ведь конечный результат (итоговая оценка) их явно не устраивает, а работать они, похоже, не собираются?».

Вопросы для обсуждения.

1. Объясните причины конфликтной ситуации. Какие факторы определяют поведение Гали и Анжелы?

2. Попытайтесь разработать возможные модели поведения в этой и аналогичных ситуациях.

Ситуация 3

Отец мальчика 15 лет жаловался на трусость и робость своего сына. Отмечал, что эти качества в нем с самого раннего детства. Отец давно пытался бороться с ними. Он заставлял мальчика преодолевать свой страх - бросал в воду на глубоком месте, чтобы научить плавать, посыла одного в лес. Мальчик в этих случаях боялся, плакал, но отец настаивал, воспитывал в нем «мужчину». Несмотря на эти воздействия, мальчик оставался нерешительным и боязливым. Он так и не научился преодолевать свои страхи, более того, с годами они усилились. Бороться со страхами и робостью сына как-то иначе отец не пробовал, ему это не приходило в голову.

Вопросы и задания:

1. Объясните причины неудачных попыток отца. Какие нежелательные последствия обусловит этот ложный стереотип воспитания?

2. Какие можно преодолеть детские страхи?

 

Вариант 3

Ситуация 1

Подберите отрывки из художественных, публицистических и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

- «Общее понятие о социальной активности»;

- «Внутренние и внешние факторы развития социальной активности ребенка»;

- «Трудные дети, одаренные дети: в чем проблема развития их социальной активности?»;

- «Акселерация и ее последствия».

Ситуация 2

Володя П., 8 лет» ученик 1-го класса массовой школы Жалобы: нарушения поведения в школе и дома, недисциплинированность, повышенная раздражительность, отмечаются приступы аффективной возбудимости, во время которых мальчик становится агрессивным, вступает в драку с детьми, бьет их, рвет книги и тетради, пытается бить стекла, угрожает, что выбросится из окна.

Анамнез: Ребенок родился от второй беременности (первая закончилась выкидышем), которая протекала тяжело. В первые годы жизни мальчик отставал в развитии речи. Отличался двигательной расторможенностью, излишней подвижностью, отвлекаемостью. В детском саду отмечали повышенную отвлекаемость ребенка, драчливость. Когда Володе было 7 лет, мать развелась с мужем - хроническим алкоголиком, который поселился у своей матери.

В настоящее время мальчик живет с матерью и бабушкой. Обстановка в семье беспокойная, так как отец часто приходит, скандалит и нецензурно бранится. В отсутствие отца мальчик скучает по нему, сердится на мать за то, что она его «выгнала», пытается звонить ему по телефону, разыскивать его. Когда же отец приходит в семью пьяным и избивает и бранит мать, Володя кричит, защищает мать, набрасывается на отца.

Таким образом, у мальчика сложились противоречивые эмоциональные отношения к отцу и матери. Ребенок стал очень раздражительным, капризным, грубым, отказывается выполнять требования матери. При наказаниях дает вспышки гнева, бьет посуду, замахивается на мать, иногда убегает из дома и до ночи пропадает на улице.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте обстоятельства жизни Володи П..

2. Какие последствия в развитии личности мальчика тянет за собой этот семейный конфликт? Как им можно противостоять?

Ситуация 3

Такие дети, как пятиклассник Олесь, не внушают особых симпатий учителей. Неуклюжий, мешковатый, в очках, он отрицательно реагирует на замечания, сразу начинает повышать голос, плакать, убегать из класса. По темпераменту Олесь– ярко выраженный флегматик. На уроках очень медленно думает. Производит впечатление слабо развитого ребенка. Преобладающая оценка «три с минусом».

С детьми класса, сформированного в начале этого учебного года,  отношения у него не сложились. Сидит одиноко и, несмотря на плохое зрение, старается сесть за последнюю парту (даже если перед ней две свободные). Друзей не имеет ни в школе, ни во дворе. Преимущественно молчит, по собственной воле ни к кому не обращается. Всем своим видом демонстрирует, что ему никто не нужен. Особенно напряженными являются его отношения с девочками. Такое впечатление, что он их всех ненавидит. Разозлившись, он одной из девочек класса вывихнул руку.

Семья Олеся на первый взгляд вполне благополучна: мать и отец внимательные, добрые, о детях заботятся, дома есть все, что нужно для их развития. Но, когда Олесю было 4 года, у него появилась сестричка, от рождения больная ДЦП (детским церебральным параличом). В итоге Олесь перестал быть «любимцем» семьи, потому что родителей отвлекли заботы о здоровье младшенькой. Они и сейчас уделяют ей много внимания, а парню предоставлена определенная самостоятельность. Правда, он ею не особенно пользуется, так как из-за чрезмерного веса (ожирение) дети во дворе дразнят его и он ни с кем не дружит.

Вопросы и задания:

1. Дайте интерпретацию симптомов, наблюдаемых в поведении Олеся. С чем связаны эти особенности его личности?

2. Можно ли помочь ребенку? Каким образом?

 

Вариант 4

Ситуация 1

1. Подберите примеры, иллюстрирующие применение учителем одного из видов обучения: объяснительно-иллюстративное, репродуктивное, развивающее.

2. Рассмотрите различные подходы к определению понятия «социализация»:

Ситуация 2

Из жалобы матери:

«Нас в семье четверо: я, муж и два сына. Старшему, Виталию - 8 лет, младшему Борису - 4. Раньше мы жили дружно, но вот уже почти два года семья страдает от конфликтов, причиной которых является младший сын. С Виталием никогда не было хлопот: спокойный, уравновешенный, послушный, плохого слова не скажет, никого не оскорбит. А Борис - полная ему противоположность, словно и не ребенок собственных родителей - быстрый, задиристый, агрессивный. Старший сын ежедневно от него плачет, младший - бьет его.

Мне и мужу также попадает. Если сыночку что-то не нравится, он сразу набрасывается с кулаками. На строгость не реагирует. Наоборот, умышленно продолжает делать не дозволенное, а когда, бывает, шлепнешь его, начинается истерика. Летят подушки, одеяла, стучит кулаками по стене. Больше всего пугает, что в таких случаях он кричит: «Я убью тебя!.. зарежу!.. задушу!» Да еще и употребляет плохие слова, все, что знает.

Я стараюсь, как говорят, гладить «по шерсти». Но муж мне говорит: «Вот подрастет он - сядет тебе на шею». Я понимаю, что нельзя воспитывать ребенка только уступками, но и строгость не дает никаких результатов. Наоборот - после строгих мер ребенок все больше озлобляется. Я с боязнью думаю, что будет, когда мой сын вырастет. Муж последнее время все настоятельнее предлагает проверить ребенка у врача, возможно сын болен.

Выхода я не нахожу. Время идет, а изменений не видно».

Вопросы для обсуждения:

1. О чем дополнительно вы хотела бы узнать у матери?

2. Как помочь родителям и детям, имеющим подобные проблемы?

Ситуация 3

Учительница: «Меня привел к вам очень деликатный вопрос. В моем 5-Б классе учится мальчик С. В связи с плохим обучением и поведением его оставили на второй год в одном и том же классе. Особых хлопот в этом году он не причиняет. Волнует другое. Я не знаю даже, как это объяснить. Иногда С. ведет себя так, как петух в курятнике. На голову выше всех детей, физически сильнее, он зажимает девочек в темных углах, дергает и бесцеремонно ощупывает, а те, не понимая, что происходит, визжат от страха и боли. Такие «шутки» повторяются все чаще. Я теряюсь в догадках, не зная, как подступиться, что сделать. С одной стороны стоит пресечь эти «шутки», так как некоторые девочки пожаловались дома, и их родители уже интересовались, что там творится в школе. С другой стороны, хотя С. будто бы старше других детей, но часто мыслит очень инфантильно. Складывается впечатление, что он сам не ведает, что творит. Как выйти из этой ситуации? Нужно ли говорить что-то и что именно мальчику, девочкам, их родителям?».

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните содержание происходящего.

2. Помогите учителю разработать примерную тактику поведения в подобных ситуациях.

 

Вариант 5

Ситуация 1

Жалоба матери дочь 16 лет. В последнее время дочь стала нервной, много плачет, не спит по ночам, плохо учится. Раньше подруги были, теперь нет. Клиентка боится, что у дочери психическое заболевание. Отношения дома теплые, опекающие, доброжелательные. Оба родителя готовы работать, если надо. При обследовании дочери обнаружена полная эмоциональная и интеллектуальная сохранность. Девушка очень развитая, миловидная, контактная, но неуверенная в себе. Все время жалуется на то, что с ней «что-то не так, как с другими девчонками», что она не такая. Дальше ничего не объясняет, мнется и стесняется. Обращает на себя внимание ее несколько скованная походка, ноги как бы с трудом передвигаются, хотя органических заболеваний в анамнезе нет. Просится в группу общения, хочет стать раскованной и смелой. С завистью смотрит на девчонок, «которые не боятся показать себя, говорят о чем хочется».

Вопросы для обсуждения:

1. Сформулируйте скрытой содержание жалобы девушки? Какие трудности она переживает?

2. Как помочь девочке в данной ситуации.

Ситуация 2

Моя дочь учится в 5-м классе, ей одиннадцатый год. Недавно на ее письменном столе мы заметили целый пакет писем. Когда мы заглянули в них, то обнаружили, что адресованы они мальчику из 6-го класса. В них боль и слезы неразделенной любви, а также фантазии и домыслы, которые не имеют никаких оснований. Например, «я от тебя беременна» и другие. Есть в тех письмах также и обида на то, что этот мальчик в разговоре с ней использует грубые нецензурные слова, брань, невнимателен к ней.

Что делать? Как поговорить с дочкой? Как ее успокоить? Нужно ли говорить с мальчиком?».

Вопросы для обсуждения:

1. Составьте план беседы с родителями девочки.

2. В каком направлении важно поработать с ребенком?

Ситуация 3

Трое подростков угнали из рабочего поселки автомобиль. Осенним вечером, бесцельно болтаясь по улице, они обратили внимание на автомобиль, стоявший на пустыре рядом с жилым домом. Старший по возрасту (16 лет)  и наиболее инициативный А. вдруг предложил:

- Покатаемся!

- Увидят... - это сказал П.

- Не увидят! - заверил А. и легко открыл дверцу. Он уже сидел за рулем, П. усаживался с ним рядом и торопил третьего, который до этого молча стоял рядом.

- Вы че! Вы че! - это заговорил вдруг третий (К.).

- Садись! Быстрей! - это П. (Мотор уже работал).

- Да вы че! - повторял К. уже в машине.

Бензина хватило только до города. Ребята пошли на автобусную остановку возвращаться домой. Угонщиков на следующий день вызвали в милицию. На допросе у следователя А. пытался свалить на младших своих товарищей свою вину инициатора. Но показания П. и К. совпали во всех деталях по фактической стороне дела, и это достаточно определило, кто был зачинщиком. Следователю было ясно, что А. «дозрел» для серьезных исправительных мер (он давно стоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних). Но относительно П. и К. следователь засомневался: достаточно ли эти несовершеннолетние (обоим примерно по 15 лет), понимали значение своих действий, соответствует ли уровень их психического развития их возрасту? Эти двое были направлены на судебно- психологическую экспертизу.

Вопросы для обсуждения:

1. Какую гипотезу можно сформулировать на основании этого материала? Как ее проверить?

2. Сделайте интерпретацию мотивов поведения каждого из подростков.

 

Кейс-задание 2

Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии.

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с Ч до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Ученики 8-го класса рассказали на перемене классному руководителю о дерзкой выходке их одноклассника Ф. на уроке истории у молодого учителя И.П. Во время объяснения нового материала Ф. вдруг начал бросать иронические реплики, комментируя то, что рассказывал учитель. И.П. сделал ему замечание, на что ученик сказал: «Вы насаждаете, на уроке жандармские методы, а это не к лицу педагогу!» И.П., немного обидевшись, ответил, что Ф. еще мал и неразумен, чтобы делать подобные выводы. Тогда ученик с дерзостью произнес, что И.П. вообще неквалифицированный педагог, потому что он не может нормально организовать урок и свое бессилие срывает на учениках. Учитель рассердился и назвал парня негодяем. Ф. вспыхнул и, бросив: «Раз так, я не желаю посещать ваши уроки!», встал и вышел из класса.

Классный руководитель попытался установить причины этого инцидента, но из разговора с учеником ничего выяснить не удалось. Одноклассники тоже ничего объяснить не могли. Все, почти в один голос говорили: «На него что-то нашло». Это событие было непонятным еще и потому, что Ф. был хорошим учеником и в нарушителях дисциплины не числился. История так бы и завершилась, если бы конфликт между учеником и учителем не стал углубляться. Ф. упрямо не хотел "идти на уроки истории, а И.П., считая, что справедливость на его стороне, не желал первым сказать слово примирения мальчику и заявил, что у того, по всей видимости, будет неудовлетворительная оценка за четверть. Нужно было что-то делать и классный руководитель пришел за помощью к школьному психологу.

Вопросы и задания:

1. Спрогнозируйте стандартное продолжение ситуации без вмешательства.

2. Каковы возможные причины конфликта ученика с учителем? Каким образом можно их установить?

3. Каким образом можно погасить конфликт?

Ситуация 2

После летних каникул девятиклассницу Лену будто подменили. До того веселая, общительная, она стала замкнутой, тихой и нервной. В класс приходила со звонком и сразу же после занятий бежала домой. От участия в классных мероприятиях умело отказывалась. Странное поведение девушки где-то через месяц стали замечать не только одноклассники, но и учителя, хотя она старалась продемонстрировать, что ничего не случилось. Родители на ситуацию никак не реагировали, так как ничего не замечали. Несколько разговоров с девочкой закончились безрезультатно, хотя видно было, что ее что-то беспокоит. Признание далось ей не легко. Краснея и время от времени надолго замолкая, девушка рассказала об истории, случившейся с ней в летнем лагере, о том, что теперь, как ей кажется, она больна «какой-то венерической болезнью».

Вопросы для обсуждения:

1. Определите проблемы, которые встали перед девушкой.

2. Смоделируйте предстоящую беседу.

Ситуация 3

Взволнованная женщина рассказала: «Вчера вечером наш сын - одиннадцатиклассник, забежав домой на несколько минут, чтобы взять нужные ему вещи, сообщил нам, что дома он ночевать не будет, так как у него безотлагательные дела. На вопрос отца, что это за дела, сын ответил, что расскажет обо всем утром, когда вернется. Отца такой ответ не устроил, и он стал в дверях, не пуская парня. Он был возмущен тем, что сын идет на ночь из дома, да еще и делает такие дерзкие заявления. Сын продолжал настаивать: «Я дал обещание товарищам, которые ждут меня внизу и сдержу его!». Но отец был неумолим, и их «разговор» закончился скандалом, разорванной рубашкой и разбитым стеклом кухонной двери.

Надо сказать, что сын ростом уже выше отца. Это, наверное, и помогло ему вырваться. Он выскочил из квартиры, стукнув дверью, и до сих пор домой не появился. Отец обиделся и сказал, что у него нет больше сына и весь вечер угрюмо молчал. На работу сегодня пошел тоже без настроения. Я понимаю, что в этой ситуации виноваты оба, но как мне вести себя дальше: жаль и сына, и мужа, он у меня тоже с характером. Как их помирить? Как наладить взаимоотношения с сыном? Что ему говорить? И главное, где его искать? Искать или не искать? Я уже перезвонила некоторым из его товарищей, но безрезультатно. Как пережить все это?»

Дополнительно мать сообщила, что характер у сына, конечно, не ангельский, но до этого случая в семье всегда было согласие. Сын - старший ребенок в семье (есть еще дочь-пятиклассница). С детства он был сорванцом, способным на разные выходки, однако сообразительным и покладистым, все сделает с толком, даже учился не кое-как, а на «хорошо» и «отлично», хотя ему никто не помогал. С отцом отношения были хорошие, тот его научил всему, что знал сам, душу в него вкладывал. Потому и обиделся вчера. В последнее время сын сдружился с «бизнесменами» – ровесниками. Насколько ей известно, они делают качественные магнитофонные записи, расписывают балалайки и т.п. Дома он не особенно скрытничал, говоря о своих делах, но свои прибыли обсуждать не любил.

Вопросы и задания:

1. Объясните причины возникшего конфликта.

2. Помогите женщине найти ответы, на свои вопросы.

 

Вариант 2

Ситуация 1

Д. попал на консультацию к психологу в возрасте 14 лет. Он постоянно демонстративно нарушал дисциплину на уроках, пытаясь всеми средствами привлечь к себе внимание. Классный руководитель охарактеризовал его как нетерпеливого, нервного, высокомерного, доминантного, склонного вступать в пререкания учащегося, которому не очень симпатизируют одноклассники, так как с ним трудно иметь дело. Несмотря на то, что его коэффициент интеллекта был очень высок, учился он гораздо ниже своих возможностей. Физически был явно недостаточно развит: его рост соответствовал среднему росту 10-летнего мальчика, по всем признакам он только еще находился на пороге пубертата. Эта задержка в физическом развитии и была, по мнению психолога, основной причиной отклонений в его поведении, ибо, несмотря на то, что вначале он отрицал свое беспокойство по поводу низкого роста и общей физической незрелости организма, на последующих сеансах психотерапии выяснилось, что эти факторы вызывают у него сильнейшее чувство собственной неадекватности наряду с чувством отверженности.

Вопросы для обсуждения

1. Выскажите свое предположение в отношении причин данного поведения?

2. Попытайтесь наметить пути и способы помощи подростку.

Ситуация 2

В 7-м классе есть девочка Катя, которая учится в меру своих возможностей, ведет себя очень скромно и примерно. Но время от времени она 2-3 дня не появляется в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками от побоев. Оправданий для пропусков не имеет, выглядит как затравленный зверек. На вопросы не отвечает. Дети говорят, что это отец бьет ее, когда приходит домой подвыпивши. Разговор классного руководителя с матерью на эту тему не удался. Женщина напряженно молчала, слушая педагога. Учитель обратился к психологу с вопросом: что делать?

Через какое-то время, поддавшись уговорам, мать девочки все-таки пришла к психологу. Она открыла некоторые подробности их неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире - идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния, обещает наложить на себя руки. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорить с мужем. Возможно, хоть как-то удастся повлиять на него, ведь под угрозой не только психическое здоровье младшей дочери, но и жизнь старшей.

Вопросы для обсуждения:

1. Как помочь этой семье?

2. Что необходимо знать об алкоголизме и его влиянии на внутрисемейную ситуацию?

3. Набросайте план работы с мамой, Катей, ее старшей сестрой, их отцом?

Ситуация 3

Учительница, работающая в 1-м классе, где учились дети-семилетки, и рассказала такую историю. В ее классе есть два друга - Миша и Коля. И вот недавно Миша потихоньку взял у Коли часы. Выяснилось это следующим образом. Дело было в пятницу, а в субботу родители Миши вместе с ним собрались идти в гости. Мишина мама взяла погладить его рубашку и с удивлением обнаружила в кармашке дорогие наручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда это у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Коля. Тогда Мишины родители позвонили родителям Коли, и те очень обрадовались, узнав, что часы нашлись. Отец Миши сказал ему, что в его же интересах открыть сейчас же всю правду. Тогда Миша признался, что часы он увидел на парте и взял их, а потом забыл про это родителям же солгал, потому что испугался.

Учительницу волновало, имеем ли мы тут дело с воровством, и как ей надо поступить в этой ситуации. После нее к психологу пришла мать Миши, которую беспокоило то же самое. Они с мужем никак не могли представить себе, что сын может украсть.

Из разговора с матерью стало ясно, что фактически с раннего возраста мальчик не знал слова «нельзя». А потом вдруг разом многое стало нельзя, и все эти ситуации как-то были связаны с детским садом и школой. Отец, возмущаясь тем или иным проступком сына; как правило, прибегал к помощи ремня, и мальчик начал обманывать, чтобы избежать наказания. Кроме того, у Миши было довольно странное отношение к вещам: он мог отдать любому свою любимую игрушку, но так же спокойно мог взять чужую вещь и принести ее домой. (По: Гуткина Н.И., 1991, с. 19-20.)

Вопросы для обсуждения:

1. Сформулируйте гипотезу относительно причин поступка мальчика.

2. К каким отрицательным последствиям может привести неправильное педагогическое отреагирование этой ситуации?

3. В какой помощи нуждается мальчик?

 

 

Вариант 3

Ситуация 1

К психологу обратилась мама второклассника Кости Р. по поводу проблем с сыном. От рождения мальчик был очень болезненным и впечатлительным ребенком. В садик его отдали в 4 года. В 5 лет, в связи с разводом родителей и переездом матери, Костя был переведен в детсад, где начал посещать группу для детей с логопедическим уклоном (так как в других группах не было мест). В 6 лет мальчика отдали в 1-й класс шестилеток. Но он постоянно не справлялся с нагрузкой и мама была вынуждена снова перевести его в подготовительную группу сада. Попытка учить ребенка в 1- м классе семилеток в следующем году тоже не увенчалась успехом. Через два месяца мальчик вновь посещал 1-й класс шестилеток, хотя и там он не чувствовал себя комфортно.

Сейчас он перешел во второй класс. Но легче не стало. Обучение дается тяжело. Костя садится за уроки сразу же после школы и высиживает сам, а потом с мамой почти до 21-го часа. На улице с детьми бывает очень редко, и то - под неусыпным надзором бабушки, которая не отпускает его от себя ни на шаг.

Ребенок будто бы и старается хорошо выполнить домашние задания, но он очень неуверен в себе. Больше всего трудностей с письменными работами. Пишет и переписывает Костя очень долго, неаккуратно, с ошибками. Проблемы у мальчика не только в обучении, но и в отношениях с одноклассниками.

Исследование интеллектуального развития Кости существенных отклонений от нормы не выявило.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте интерпретацию проблем в описанной ситуации?

2. Как помочь ребенку и их родным?

Ситуация 2

Мальчику Антону 12 лет. Поражает его безразличное отношение к учебе, выполнению домашних задании, уровню школьных отметок. На замечания мамы отвечает: «Три» так «три», «четыре» так «четыре», а «два» так «два»..., - хотя способности учиться у него есть. В младшей школе сын успевал хорошо, мама всегда помогала ему выполнять домашние задания. Сейчас на это не хватает времени, да и программа 7-го класса довольно сложная для мамы. Антон занимается также и в музыкальной школе. Чуть ли не каждый день после учебы он отправляется на уроки музыки. Дорога в один конец занимает больше часа.

Антон воспитывается в неполной семье. Отец ушел два года назад. Сейчас работает в другом государстве, с сыном практически не видится. Мотив обращения матери в консультацию таков: как сделать так, чтобы мальчик учился самостоятельно, был заинтересован в хороших школьных отметках.

Вопросы для обсуждения:

1. Построите предположение по поводу причин безразличного отношения мальчика к учебе?

2. Чем обусловлено беспокойство матери? Что можно предложить в такой ситуации?

Ситуация 3

«У нас проблемы с учеником (ученицей). Никак не можем усадить его (ее) за подготовку домашних заданий. Главное, ходит-ходит, занимается чем-то другим, оттягивает время или перекладывает задания со дня на день. И пока не покричишь, не перенервничаешь, не возьмется за работу. А стоит взяться - за час-два управится. Неужели нельзя было сделать все без крика, без принуждений, без нервов».

Вопросы и задания:

1. Попытайтесь дать объяснение причин подобного поведения.

2. Каковы основные секреты возрождения мотивации к учению в данной ситуации?

 

Вариант 4

Ситуация 1

Учительница 3-го класса заметила, что Галя С., девочка из ее класса, стала хуже учиться. Она попыталась уделить ей больше внимания, дополнительно занималась с ней. Однажды на вопрос: «Понятно тебе?» - получила такой ответ: «Так у меня же дурная голова!» Выяснилось, девочка по натуре очень медлительная, домашние задания выполняет долго, поэтому ее бабушка ежедневно возмущается: «Вот все дети уже давно гуляют, а ты, дурная голова, все еще сидишь».

Вопросы и задания:

1. Дайте интерпретацию проблем в описанной ситуации?

2. Как помочь ребенку и их родным?

Ситуация 2

В одном из классов психолог обратил внимание на 11-летнюю девочку Веру, которая при весьма неплохих способностях отличалась отсутствием интереса к школьным занятиям, причем особенно выраженной была ее нелюбовь к предметам физико-математического цикла. Причины, связанные со школьной жизнью можно было отбросить, потому что девочка имела хорошие отношения и с детьми, и с учителями, обо всех без исключения хорошо отзывалась, да и они к ней относились с пониманием. Обвиняла девочка только себя, говорила, что не хочется ей учить эти предметы, да и зачем эти знания нужны в том объеме, в котором их преподают, в повседневной жизни.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие еще предположения можно сделать относительно отсутствия мотивации к учению у девочка? Как их проверить?

2. Как можно исправить положение?

Ситуация 3

Мама ученика 6-го класса (12 лет) пожаловалась на то, что ее сын не любит художественную литературу. Мама, вспоминая каким наслаждением для нее было в детстве чтение, никак не может смириться с безразличием сына к книге. Но какие бы интересные, захватывающие книги она ни приносила домой, приобщить его к чтению не удается. Как возродить любовь к книге, ведь в детстве сын очень любил слушать, когда ему читали.

Вопросы и задания:

1. Попытайтесь дать объяснение причин подобного поведения.

2. Каковы основные секреты возрождения мотивации к учению в данной ситуации?

 

Вариант 5

Ситуация 1

9-летняя ученица музыкальной школы имеет хорошие музыкальные способности. Сама пробует писать музыку. Но во время занятий по специальности (фортепиано) ведет себя неадекватно. В ответ на замечания учителя или просьбы исправить ошибки может совсем перестать играть и сидеть, насупившись, либо продолжать играть, не обращая внимания на то, что говорит педагог. Учителю приходится значительную часть урока тратить «а уговоры, попытки поладить. Поведение девочки зависит от настроения, которое может испортиться из-за пустяка. Что делать учителю в таких случаях? Как вести себя с таким ребенком?

Вопросы для обсуждения:

1. Постройте гипотезы относительно характерологических особенностей девочки. Продумайте, как их можно проверить?

2. Как реагировать учителю на подобны поведенческие реакции ребенка?

Ситуация 2

«Девятиклассник М., который учится у меня в классе, постоянно комментирует учителей, забегая вперед, ставит вопросы, ответы на которые будут даны в дальнейшем. Он все время старается переключить учителя на другую тему, часто по предмету обсуждения, но ту, которая еще только планируется. Это очень мешает, сбивает с мысли, отвлекает внимание учеников.

При этом М. часто не выполняет домашние задания, плохо усваивает материал, не умеет делать то, что требуется. Для него характерно постоянное желание компенсировать плохую учебу чем-то из сферы отвлеченно-интеллектуальных знаний.

Как приобщить такого ученика к систематической учебе? Ведь ему все время хочется делать то, чего не делают другие. Что это за проявления? Это проблема ребенка, его характера, или учителя, его неумения работать с такими детьми?».

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте психологический тип описанного ученика.

2. Раскройте причины, которые могут лежать в основе таких проявлений.

3. Дайте ответ учителю, который обратился к вам с таким вопросом.

Ситуация 3

«В прошлый раз ученица 9-А класса, отличница, получила «2» по контрольной работе. Она очень расстроилась, переживала, возмущенно говорила, что это несправедливо. Сегодня же, на очередной контрольной, она снова не могла справиться с задачей, заранее начала нервничать, демонстрировать свое негодование.

Я ей сказала, что в любой ситуации человек должен вести себя прилично, свои чувства нужно сдерживать, а действия - контролировать. Девушка не реагировала. Ее поведение отразилось на настроении класса, послышались возмущенные голоса других учеников. Нужно было как-то разрядить обстановку.

Тогда я привела на доске подобный пример и заново: обратила внимание детей на трудности. Потом призвала всех сосредоточиться и продолжить работу. Дети хорошо написали контрольную работу. Но девочка так и не успокоилась, хотя и перестала провоцировать возмущение класса. Подхода к ней я так и не нашла».

Вопросы и задания:

1. Как следует действовать, если происходит подобное?

2. Как предупредить подобные ситуации?





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика