Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Другие гуманитарные предметы |
09.01.2018, 12:22 | |
Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии. Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до Б) Вариант 2 - для студентов (фамилии с В до Д) Вариант 3 - для студентов (фамилии с Е до З) Вариант 4 - для студентов (фамилии с И до К) Вариант 5 - для студентов (фамилии с Л до Н) Вариант 6 - для студентов (фамилии с О до Р) Вариант 7 - для студентов (фамилии с С до Т) Вариант 8 - для студентов (фамилии с У до Х) Вариант 9 - для студентов (фамилии с Ц до Ш) Вариант 10 - для студентов (фамилии с Щ до Я)
Вариант 1 Ситуация 1 На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную программу для работы социального педагога в описанной ситуации. Двое несовершеннолетних Сергей К. (14 лет) и Александр М. (14 лет) были задержаны полицейскими при попытке кражи кабеля с целью сдачи в пункт приема металла. После проведения необходимых мероприятий было выяснено, что эти двое являются воспитанниками школы-интерната для детей сирот, куда они были в дальнейшем доставлены. Незадолго до этого случая двое воспитанников этой школы-интерната погибли при подобных обстоятельствах. Ситуация 2 Составьте психокоррекционную программу, которая помогла бы социальному педагогу работать с подростками «группы риска», используя правовое воспитание. Ситуация 3 Отец трех летнего ребенка, постоянно уклоняется от ответственности, переспрашивает о том, надо ли ребенка купать ежедневно, как часто надо общаться и играть с ребенком, но в итоге ничего не делает. Отцу ребенка уже тридцать лет, ребенок желанный. Составьте психокоррекционную программу, для работы с отцом и формирование «позитивного образа мышления».
Вариант 2 Ситуация 1 Составьте психокоррекционную программу для социального педагога системы с ребенком 7 лет бежавшим из дома. Основная причина со слов ребенка: «Я хотел поехать в Африку». Ситуация 2 На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков » определите приемы эффективной работы социального работника с подростком на базе приведенной ситуации. Виктор, 14 лет. К социальному работнику обратились учителя за помощью. Один из восьмиклассников постоянно врет, не желает учиться, конфликты со сверстниками. Если ситуация для него становится критической пугает суицидом. Нежеланный ребенок, родители развелись, когда ему не было и года. В ходе бракоразводного процесса мать на два месяца оставляет ребенка с бабушкой, страдающей алкоголизмом, где ребенок был лишен должного ухода. Через год мать повторно вышла замуж. Новые взаимоотношения внешне складывались хорошо, однако искренних отношений у родителей с ребенком не получилось. Это вызывает высокую напряженность в семье и провоцирует постоянные конфликты. В ходе проведенных бесед психологу удалось выявить сформировавшееся у мальчика в первый год жизни базовое недоверие к миру, проявляющееся в виде высокой внутренней напряженности, замкнутости, раздражительности и конфликтности. Недоверие ребенка к окружающим, страх открыться для подлинных, душевных взаимоотношений сделали Виктора изгоем в классе и подтолкнули к конфликтам с одноклассниками, педагогами, родителями. С возрастом данный конфликт только усугублялся. Ситуация 3 В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов. Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия - отвержения). С позиции опеки связано удовлетворение его базовых потребностей. В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные - голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, - но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции «Я», как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний. На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков » перечислите влияние данных факторов на деятельность социального педагога.
Вариант 3 Ситуация 1 В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий. При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как «доминирующая» или «потворствующая», а также противоречивый стиль воспитания. На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» и данной характеристики составьте план мероприятий с родителям дошкольного возраста данной категории. Ситуация 2 Анализ истории жизни девиантных детей и подростков, юношей и девушек включает в себя получение информации о потенциально значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства. Эта информация обычно касается следующего круга вопросов: - рождение ребенка и связанные с этим события (беременность, осложнения при родах, употребление матерью психоактивных веществ в течение беременности); - развитие ребенка (возраст, в котором ребенок начал ходить, говорить, приучился к туалету, получил навыки самообслуживания); - медицинская история (травмы, несчастные случаи, операции, сопутствующие заболевания, принимаемые в прошлом и сейчас медицинские препараты); - характеристика и история семьи (возраст семьи и родителей, род занятий родителей, их образование, сведения о психических болезнях родственников); - социальные навыки ребенка (особенности его межличностных отношений с родителями, педагогами, медработниками, друзьями, другими детьми, в какие игры играет, какую деятельность предпочитает); - история образования ребенка (когда пошел в детский сад или школу, какова его успеваемость, какие школы посещал ранее, имеет ли дополнительные занятия, каковы отношения с учителями и одноклассниками); - информация о досуге и личных отношениях со сверстниками (если речь идет о подростке); - описание попыток справиться с расстройством до обращения к психологу; - ожидания окружающих в отношении этого ребенка. На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте опросный лист для родителей. Ситуация 3 На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» определите приемы эффективной работы с родителями несовершеннолетней на базе приведенной ситуации. Ольга, 14 лет. В семье пятеро детей. Семейная обстановка, со слов несовершеннолетней, благополучна. В поведении подростка прослеживается непредсказуемость реакций на внешние раздражители, невозможность предугадать событие, которое вызовет у несовершеннолетней неадекватную реакцию. Высокую агрессивность, вербальная несдержанность, конфликтность, импульсивность, демонстрация превосходства над другими людьми (как сверстниками, так и людьми старшего возраста), лживость, несговорчивость, асоциальное поведение: неоднократные кражи, грабежи, драки. При содержании в приемнике-распределителе часто наблюдалась следующая поведенческая реакция: когда несовершеннолетняя усаживалась на пол и не реагировала ни на спокойную речь, ни на крик, ни на какие-либо действия, происходящие возле нее. При прикосновении к ней молча, сбрасывала руку прикасающегося человека. Из такого состояния выходила внезапно: внешние причины, способствующие этому, также были непредсказуемые. Установить с несовершеннолетней доверительный контакт и корректировать поведение не удавалось.
Вариант 4 Ситуация 1 На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» определите приемы эффективного общения в процессе проведения профилактической беседы с родителями Алина Т. (7 лет) была задержана сотрудниками ППС на Киевском вокзале г. Москвы. В процессе общения на контакт не шла, держалась замкнуто, закрыто, настороженно. Внятно объяснить причин своего нахождения на вокзале не могла. В беседы было установлено, что Алина из полной благополучной семьи, уходит из дома без видимых причин более чем на сутки второй раз. Действий своих объяснить не может. Работа по месту жительства, проведенная по обращению инспектора ПДН психологом местного кризисного центра, показала следующее: 1. Родители являются для девочки приемными. В возрасте 10 месяцев ее взяли из дома ребенка, куда она была помещена после лишения матери родительских прав. 2. Дома и в школе Алину характеризовали как добрую, отзывчивую, послушную, но при этом тревожную, не имеющую близких друзей девочку. Упоминали редкие вспышки немотивированного раздражения и агрессии. 3. Первый факт ухода ребенка из дома был для родителей полной неожиданностью и рассматривался как случайность. Ситуация 2 На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» предложите форму общения, которую следует использовать социальному работнику при столкновении с делинквентной личностью: 1) избегать отрицательных людей, которые осуждают Вас; 2) вникнуть в их проблемы; 3) пытаться оказать им поддержку; 4) помочь им переосмыслить по-новому старые идеи; 5) не тратить сил на людей, которые не будут Вас слушать. Ситуация 3 На основе знаний, полученных в ходе изучения дисциплины: «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков», раскройте содержание работы социального педагога с девушкой и ее родителями. Анжела, 15 лет. Попытка суицида. Пока родители были в магазине, выпила различные таблетки, которые нашла дома. Почувствовала себя плохо, испугалась. Родители, придя из магазина, вызвали «скорую помощь». Семья тихая, живут мать и дочь. Родители в разводе уже несколько лет, однако отец очень часто посещает семью, принимая активное участие в воспитании дочери. Мать не работает, живут на алименты отца. Родители очень строго воспитывают дочь, запрещают общаться с мальчиками, запрещают носить модную одежду (джинсы, короткую юбку). Девочка не гуляет, в свободное время читает книги, изредка общается с подругой. За день до попытки суицида она с мамой ходила в магазин, там ей очень понравились джинсы, и она попросила маму их купить, но та не разрешила, сказала, что они выглядят вызывающе. В ходе беседы психологом был выявлен глубокий внутренний конфликт, коллизию желания соответствовать требованиям социума и страха перед гневом родителей. Страх родителей выразился в форме суицидальной попытки демонстративного характера.
Вариант 5 Ситуация 1 На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков», опишите способы процесса адаптации старшеклассницы в учебном заведении, которая принадлежит молодежному движению (эммо), в возрасте 17 лет. Объясните с помощью, каких методов беседы, этот процесс может столкнуться с ролевым конфликтом или ролевой неопределенностью. Ситуация 2 Классный руководитель выпускного класса общеобразовательной школы, где 65% сирот из интерната, убежден, что пользуется авторитетом. Он не замечает, что они относятся к нему с иронией, а иногда и со скрытой насмешкой, постоянно врут и ведут себя, заискивающи. Когда психологический опрос выявляет, что ученики считают его плохим классным руководителем, он встречает это с искренним изумлением и недоверием. На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» разработайте программу действий. Ситуация 3 Составьте анкету, которая помогла составить психологический портрет семьи, а так же определить характер эмоциональных отношений в семье.
Вариант 6 Ситуация 1 Классный руководитель 9 класса обратилась к социальному-педагогу. В ходе беседы он также указал, что за несколько месяцев уровень дисциплины в классе значительно снизился, межличностные отношения учеников стали носить напряженный, конфликтный и агрессивный характер. На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» разработайте программу, которая помогла бы создать благоприятный психологический климат коллектива. Ситуация 2 Конфликты сотрудников полиции с девиантными подростками часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, эмоциональной поддержки, которую они не получают со стороны своих родителей. При поверхностном рассмотрении может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины сформулируйте рекомендации по эффективному предотвращению надвигающихся конфликтов между девиантным подростком и сотрудником полиции: примиряя интересы или примиряя позиции конфликтующих? Ситуация 3 Во время воспитательной беседы родителя с девиантным подростком у него всегда проявляется «подростковый нигилизм», а так же агрессивное противостояние любому рациональному проявлении бурных эмоций, проявляя при этом еще более бурные эмоции. На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины ответьте на вопрос: «Как нужно поступить сотруднику, чтобы добиться благоприятного результата беседы?».
Вариант 7 Ситуация 1 К социальному работнику обратились за консультацией. Со слов родителей в последнее время его семилетний сын изменился. У него проявилась повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях, резкая смена настроений. Повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях становится основой вспыльчивости, и даже агрессивности. При соответствующей мотивации он способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Наибольшего результата достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил. На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины сформулируйте рекомендации. Ситуация 2 На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины укажите, как бы вы поступили на месте социального педагога в следующей ситуации. Семья Эдика Ф. (13 лет), который третий год состоит на учете в ИДН, плохо учится, дерзит учителям, дерется с малышами, забирает у них деньги, рано приобщился к курению, выпивает, плохо поддается перевоспитанию. Внешне его семья выглядит вполне благополучной, хорошая квартира, полный достаток, родители ведут трезвый образ жизни, хорошие производственники, проявляют заботу о детях. Однако отношения между родителями весьма отчужденные, по типу скрытого хронического конфликта. Мать обвиняет отца в неумении жить, отец в свою очередь подозревает жену в супружеской неверности, во всех перепалках предпочитает отмалчиваться, допоздна задерживается на работе и приходит домой только ночевать. Практически не разговаривает с женой. Ситуация 3 На основе знаний полученных в ходе изучения дисциплины определите приемы эффективного общения при построении беседы с несовершеннолетним. Сегей С., (13 лет) задержан нарядом ППС при совершении кражи пакета с продуктами из автомобиля, припаркованного у магазина. На он допросе показал, что « … очень хотел, есть и потому попытался украсть пакет, в котором было много еды». Однако при дальнейшем разбирательстве выяснилось, что Сергей – из нормальной, обеспеченной семьи и его ссылки на постоянный голод, по меньшей мере, необоснованны. В школе же Сергея охарактеризовали как скромного, стеснительного, замкнутого, дисциплинированного мальчика. Таким образом, каких-либо видимых предпосылок для совершения преступления не было. В процессе работы с несовершеннолетним инспектор ПДН обратила внимание на некоторую общую заторможенность его поведения. Разговор с родителями и учителями школы позволил сделать вывод о наличии у подростка «заторможенного» темперамента. В силу особенностей нервной деятельности Сергей не пользовался авторитетом у сверстников, часто становился мишенью для насмешек и издевательств. Данное положение дел очень тяготило подростка и он постоянно стремился доказывать одноклассникам свою состоятельность.
Вариант 8 Ситуация 1 Бабушка с внучкой пришли в аквапарк. Малышке примерно 3 года, и она категорически не хочет идти купаться в бассейн. Бабушка сначала пытается молча затащить девчушку, но, когда та начинает истошно кричать и упираться, говорит: "Какая же ты вредная, если сейчас не пойдешь купаться, не получишь мороженое!"... На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную беседу социального педагога с бабушкой. Ситуация 2 Первый класс. Девочку обидел сосед по парте - забрал линейку и карандаш и не отдал. Мама девочки сначала поговорила с мальчиком, а потом обратилась к его маме и получила ответ: "А что, Вам линейки жалко, совсем бедные? Да куплю я Вам линейку, только мальчика моего не трогайте!" Прошел месяц, линейки нет, про карандаш все уже забыли. Мальчик продолжает без спроса брать у детей вещи и ломать... На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную беседу социального педагога с мамой мальчика. Ситуация 3 Родительница осталась при своем мнении ("я опытная мать, я сама знаю, что делать, мне не нужны Ваши советы... я не услышала конкретных рекомендаций..."). На тот момент у мальчика была тяжелая адаптация к школе, которая выражалась в агрессии к одноклассникам. На данный момент ребенок продолжает учиться общаться и вести себя на уроках без помощи взрослых (мамы, психолога), учитель жалуется на неадекватные реакции ребенка на замечания, мама поругалась и с учителем (причем не раз и при ребенке). Ребенок очень самостоятелен - в 8 лет сам ходит из школы домой, гуляет в общем дворе возле дома, попробовал курить, употребляет ненормативную лексику... Составьте психокорекционную программу, для работы с мамой ученика 8 лет.
Вариант 9 Ситуация 1 Моей дочке 4 года. Около 4-х месяцев назад у нее появился мнимый друг Максим. Она разговаривает с ним, играет, кормит и т. д. Однажды я говорила с ней о том, что его не существует, что я его не вижу. Она придумывала всякие отговорки, что он меня боится и поэтому мне не показывается. И не согласилась со мной, что его нет. Мне кажется, что это ненормально. Как себя вести в данной ситуации? На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную беседу социального педагога с мамой девочки. Ситуация 2 Муж с женой после нескольких лет совместной жизни разошлись, у них есть двое детей, старший ребенок девочка практически с младенчества большую часть времени находилась с бабушкой (бывшей свекровью) из-за состояния здоровья (энурез, больные почки, высокая чувствительность психики). После развода мать хочет забрать детей жить в другой город, бабушка против, домашние скандалы выливаются в судебное решение, которое позволяет матери забрать обоих детей. Теперь бабушка очень скучает, она хочет чаще видеть внуков (особенно любимую старшую 13 лет), но мать запрещает бабушке видеться с детьми. Мать по-своему воспитывает девочек, старший ребенок больше не посещает логопеда, уроки музыки, хор, не учится играть на музыкальном инструменте, но при этом успешно закончил первый класс. Бабушка пытается издали наблюдать за детьми, она переживает за слабое здоровье старшей внучки и со слезами вспоминает, как хорошо ей было жить с внуками вместе (при этом стараясь не вспоминать отношения с невесткой). На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную беседу социального педагога с бабушкой. Ситуация 3 Мама мальчика-первоклассника на приеме у психолога: "Помогите, мой ребенок плохо себя ведет, он не слушается учителя, выражается нецензурно, дерется с одноклассниками". В ходе беседы психолог задает вопросы о семье, о воспитании, о круге общения ребенка и родителей. Мама начинает раздражаться: "Я к Вам пришла, чтобы Вы сказали, что делать, а не объясняли причины такого поведения". Психолог продолжает беседу. После фразы "Дети - отражение родителей, нужно контролировать просмотр телевизора, не отпускать одного гулять, нужно вместе делать уроки..." то есть, когда уже даются конкретные рекомендации, мама мальчика начинает нервничать: "Что Вы мне указываете, что делать, я и так знаю, у меня есть старший ребенок"... На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную беседу социального педагога с мамой.
Вариант 10 Ситуация 1 Никита С., 12 был усыновлен в возрасте 1 года (от него отказалась мать в роддоме, предварительно дав имя). Затем в доме ребенка Никита получил второе имя. Знает о своем усыновлении. Приемная мать Никиты О.Н., 54 года, инвалид второй группы. 13 лет назад в армии у нее погиб сын Андрей (ему было 20 лет). Она дошла до президента с жалобами в связи со смертью сына. С отцом Андрея она развелась, когда сыну было 5 лет. Все время вспоминает сына, говорит, что у него не было плохих качеств, он всегда ей помогал, а его друзья до сих пор регулярно к ней приходят. После смерти сына О.Н. отмечает, что у ребенка, которого она решила взять в семью, «был такой же запах как у Андрея, была такая же родинка». Мальчика она решила вновь переназвать, дав ему имя своего отца, а отчество сына. Родная мато Никиты искала его, приходила в дом ребенка, но О.Н., еще работая там, сказала ей, что о судьбе мальчика ничего не известно, что он усыновлен. Никита с 5 лет состоит на учете психоневролога, на данный момент имеет диагноз – «невротическая депрессия». О.Н. обратилась к социальному педагогу поставить его на учет школы «детей группы риска», объясняя его постоянно агрессивное поведение дома. «Кидает в мать стулья», «моется в одежде», бьет ее. Мать постоянно ходит к директору и жалуется на Никиту. Жалобы от учителей не поступают. На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную работу с мальчиком 12 лет. Ситуация 2 К социальному педагогу обратилась мать 4 летней девочки. Последние несколько месяцев эта девочка просыпалась почти каждую ночь, пугалась, приходила в комнату к родителям, будила маму, та шла в детскую и там, они вместе засыпали. Семья живет вместе с родителями мужа. Обстановка в семье напряженная, квартира большая 200 квадратов, Родители девочки встречались только вечером после работы, где основная тема разговора была выяснение отношений. На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную программу работы со всей семьей. Ситуация 3 Супружеская пара (жене 30, мужу 40) обратилась к социальному работнику за советом. Они хотят разводится. Причину развода сообщать не хотят. У них дети дочь 3 года, сын 9 лет. На основе полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методы преодоления кризисных периодов развития детей и подростков» составьте психокоррекционную программу работы со всей семьей. | |