МУ им. С.Ю. Витте, практикум межличностного взаимодействия (кейс-задания)
09.01.2018, 12:56

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до Б)

Вариант 2 - для студентов (фамилии с В до Д)

Вариант 3 - для студентов (фамилии с Е до З)

Вариант 4 - для студентов (фамилии с И до К)

Вариант 5 - для студентов (фамилии с Л до Н)

Вариант 6 - для студентов (фамилии с О до Р)

Вариант 7 - для студентов (фамилии с С до Т)

Вариант 8 - для студентов (фамилии с У до Х)

Вариант 9 - для студентов (фамилии с Ц до Ш)

Вариант 10 - для студентов (фамилии с Щ до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

С помощью ответов на вопросы, проанализируйте, какое место в вашей жизни занимает общение с людьми? Приведенные ниже вопросы дадут Вам возможность подумать о себе в ситуации общения.

Задание и вопросы:

1. Сколько времени на протяжении дня я провожу в общении с другим людьми?

2. Хотелось бы Вам больше времени проводить с людьми или Вы отдаете предпочтение быть в одиночестве?

3. У Вас много друзей или мало?

4. Много ли Вы проводите времени с друзьями?

5. Можно ли сказать, что Ваша жизнь переполнена людьми?

6. Можно ли сказать, что в Вашей жизни очень мало людей и Вы очень часто переживаете чувство одиночества?

7. Чему вы отдаете предпочтение – небольшим компаниям, большим группам или Вы желаете больше времени проводить только с одним человеком?

8. Вы планируете встречи с другими или это происходит случайно?

Ситуация 2

Прочитайте небольшой отрывок с повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

- Пожалуйста... приручи меня!

- Я бы рад, -  отвечал  Маленький  принц,  -  но у меня так мало времени.  Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис.

- У людей  уже не  хватает времени  что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь  нет таких  магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди   больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон  там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.

- А что такое обряды? - спросил Маленький принц.

- Это тоже нечто давно забытое,  - объяснил Лис.  - Нечто  такое, отчего  один какой-то день становится не  похож на все  другие дни, один час -  на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.

Так Маленький принц приручил Лиса.

Задание и вопросы:

1. Выделите основные причины, которые влияют на характер речевого общения героев этого отрывка.

2. Какова роль контекста?

3. Как проявляется коммуникативное намерение в речевом поведении Лиса?

4. Каковы цели героев и как они влияют на их поведение?

Ситуация 3

1. Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.

2. Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить.

3. Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.

4. Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка».

Задание и вопросы:

1. Определите  виды  общения, актуализирующиеся в предложенных ситуациях.

 

Вариант 2

Ситуация 1

Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование.

Задание и вопросы:

1. Прочтите приведенную выше ситуацию.

2. Воспользуйтесь знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком персонаж данной ситуации.

Ситуация 2

Одиннадцатиклассница Лена вместе со своим другом Толей отправилась в больницу навестить больную мать.

Когда они вошли во двор больницы, кто-то из однопалатниц матери сказал:

- К вам дочка. И не одна, а с парнем.

Мать поднялась, подошла к окну, и на еѐ бледном лице засияла улыбка.

- А, и Толик пришѐл. Вот спасибо, сынок. Ну, как, контрольную уже выслал?

- Давно. Я уже и забыл про неѐ, - похвалился Толик. Потом, указывая на Лену, заявил:

- Смотрите, в каких она туфлях пришла. Заставлял еѐ надеть ботинки - не захотела.

Говорит: «Не учись, мол, приказывать».

- Ой, Леночка, что же ты делаешь, холод такой! - забеспокоилась мать. - И как ты там дома одна, без меня…

- Вы не беспокойтесь, - ответил за девушку Толя. - Я всѐ свободное время бываю у вас, помогаю ей. Сегодня даже на базар ходил.

- Хорошо, хорошо, Толик. Я знаю, ты у меня умница.

Разговаривали они втроѐм, и мать то тревожилась, то ласково улыбалась.

Когда они уходили, Лена помахала матери, мать всплакнула. Юноша, заботливо оглядев Лену, поднял воротник еѐ шубы и взял у неѐ хозяйственную сумку. Ещѐ раз они оглянулись на окно и, взявшись за руки, пошли домой.

Задание и вопросы:

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии общения.

2. Установите, на каких уровнях осуществляется общение, какие функции реализуются, вид общения.

Ситуация 3

С помощью ответов на вопросы, проанализируйте, что для Вас является наиболее важным, когда Вы общаетесь с людьми? Приведенные ниже вопросы дадут Вам возможность подумать о себе в ситуации общения.

Задание и вопросы:

1. Что мне нравится в других: ум, физическая привлекательность, то, что они ценят то же, что и я, их происхождение?

2. Возможно, Вы выбираете в товарищи тех людей, кто имеет влияние и власть?

3. Выбираете ли Вы среди людей тех, кто принимает решение за вас двоих?

4. Выбираете ли Вы среди людей тех, кто делает то, что хотите Вы?

5. Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они похожи на меня, а в чем-то отличаются? Почему?

6. Ощущаете ли Вы потребность в друзьях больше, чем они в Вас?

7. Даете ли понять другим, что хотите от них? Вы даете понять им прямо или они выявляют это опосредованно?

 

Вариант 3

Ситуация 1

Прочитайте небольшой отрывок с романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»:

- Вам кого? - спросил его секретарь, сидевший за столом рядом с дверью. - Зачем вам к председателю? По какому делу?

Как видно, посетитель тонко знал систему обращения с секретарями правительственных, хозяйственных и общественных организаций. Он не стал уверять, что прибыл по срочному казенному делу.

- По личному, - сухо сказал он, не оглядываясь на секретаря и засовывая голову в дверную щель. - К вам можно?

И, не дожидаясь ответа, приблизился к письменному столу:

- Здравствуйте, вы меня не узнаете? Председатель, черноглазый большеголовый человек в синем пиджаке и в таких же брюках, заправленных в сапоги на высоких скороходовских каблучках, посмотрел на посетителя довольно рассеянно и заявил, что не узнает.

- Неужели не узнаете? А между тем многие находят, что я поразительно похож на своего отца.

- Я тоже похож на своего отца, - нетерпеливо сказал председатель. - Вам чего, товарищ?

- Тут все дело в том, какой отец, - грустно заметил посетитель. - Я сын лейтенанта Шмидта.

Председатель смутился и привстал. Он живо вспомнил знаменитый облик революционного лейтенанта с бледным лицом и в черной пелерине с бронзовыми львиными застежками. Пока он собирался с мыслями, чтобы задать сыну черноморского героя приличествующий случаю вопрос, посетитель присматривался к меблировке кабинета взглядом разборчивого покупателя.

Когда-то, в царские времена, меблировка присутственных мест производилась по трафарету. Выращена была особая порода казенной мебели: плоские, уходящие под потолок шкафы, деревянные диваны с трех дюймовыми полированными сиденьями, столы на толстых бильярдных ногах и дубовые парапеты, отделявшие присутствие от внешнего беспокойного мира. За время революции эта порода мебели почти исчезла, и секрет ее выработки был утерян. Люди забыли, как нужно обставлять помещения должностных лиц, и в служебных кабинетах показались предметы, считавшиеся до сих пор неотъемлемой принадлежностью частной квартиры. В учреждениях появились пружинные адвокатские диваны с зеркальной полочкой для семи фарфоровых слонов, которые якобы приносят счастье горки для посуды, этажерочки, раздвижные кожаные кресла для ревматиков и голубые японские вазы. В кабинете председателя арбатовского исполкома, кроме обычного письменного стола, прижились два пуфика, обитых полопавшимся розовым шелком, полосатая козетка, атласный экран с Фузи- Ямой и вишней в цвету и зеркальный славянский шкаф грубой рыночной работы.

«А шкафчик-то типа «Гей, славяне!» - подумал посетитель. - Тут много не возьмешь. Нет, это не Рио-де-Жанейро».

- Очень хорошо, что вы зашли, - сказал, наконец, председатель. - Вы, вероятно, из Москвы?

- Да, проездом, - ответил посетитель, разглядывая козетку и все более убеждаясь, что финансовые дела исполкома плохи. Он предпочитал исполкомы, обставленные новой шведской мебелью ленинградского древтреста.

Председатель хотел было спросить о цели приезда лейтенантского сына в Арбатов, но неожиданно для самого себя жалобно улыбнулся и сказал:

- Церкви у нас замечательные. Тут уже из Главнауки приезжали, собираются реставрировать. Скажите, а вы-то сами помните восстание на броненосце «Очаков»?

- Смутно, смутно, - ответил посетитель. - В то героическое время я был еще крайне мал. Я был дитя.

- Простите, а как ваше имя?

- Николай… Николай Шмидт.

- А по батюшке?

«Ах, как нехорошо!» - подумал посетитель, который и сам не знал имени своего отца.

- Да-а, - протянул он, уклоняясь от прямого ответа, - теперь многие не знают имен героев. Угар нэпа. Нет того энтузиазма. Я собственно попал к вам в город совершенно случайно. Дорожная неприятность. Остался без копейки.

Председатель очень обрадовался перемене разговора. Ему показалось позорным, что он забыл имя очаковского героя.

«Действительно, - думал он, с любовью глядя на воодушевленное лицо героя, - глохнешь тут за работой. Великие вехи забываешь».

- Как вы говорите? Без копейки? Это интересно.

- Конечно, я мог бы обратиться к частному лицу, - сказал посетитель, - мне всякий даст, но, вы понимаете, это не совсем удобно с политической точки зрения. Сын революционера - и вдруг просит денег у частника, у нэпмана… Последние слова сын лейтенанта произнес с надрывом. Председатель тревожно прислушался к новым интонациям в голосе посетителя. «А вдруг припадочный? - подумал он, - хлопот с ним не оберешься».

- И очень хорошо сделали, что не обратились к частнику, - сказал вконец запутавшийся председатель.

Задание и вопросы:

В приведенном отрывке

1) выделите основные этапы развития разговора между героями;

2) укажите, как изменяются речевые роли героев во время разговора;

3) выделите речевые приемы, которые используются каждым участником встречи для демонстрации своего социального статуса и отношения к собеседнику;

4) укажите, какие особенности речевого поведения Остапа позволяют ему достичь своей цели.

Ситуация 2

1. Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике.

2. Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты.

3. Ребенок после прогулки просит у мамы бутерброд.

Задание и вопросы:

1. Определите  виды  общения, актуализирующиеся в предложенных ситуациях.

Ситуация 3

После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.

Задание и вопросы:

1. Прочтите приведенную выше ситуацию. Воспользуйтесь знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком персонаж данной ситуации.

 

Вариант 4

Ситуация 1

Машина мама пришла в школу узнать, как учится и ведѐт себя еѐ дочь. Только она успела переступить порог учительской, как на неѐ обрушивается то один, то другой учитель:

- Ваша дочь - законченная лентяйка.

- А, Машина мама, наконец-то… Хорошо, что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает ваша дочка на уроках, никакого сладу с ней нет…

Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берѐт маму под руку и уводит в укромный уголок. И вот они уже разговаривают о чѐм-то шепотом.

Классная руководительница обязательно найдѐт что-то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадѐжным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят еѐ в классе, как близко к сердцу она принимает все классные дела. И только потом разговор пойдѐт о двойке за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроке математики.

И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы:

- Спасибо, голубушка. Я уж постараюсь, прослежу.

И уходит она из школы не раздражѐнная, а озабоченная новыми задачами, которые придѐтся решать вместе с классной руководительницей.

Задание и вопросы:

1. Проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии общения.

2. Установите, на каких уровнях осуществляется общение, какие функции реализуются, вид общения.

Ситуация 2

С помощью ответов на вопросы, проанализируйте, как Вы строите свои отношения с коллегами и друзьями? Приведенные ниже вопросы дадут Вам возможность подумать о себе в ситуации общения.

Задание и вопросы:

1. Нравится ли Вам руководить людьми? Позволяете ли Вы другим руководить Вами? Часто ли Вы уступаете другим?

2. Ожидаете ли Вы, что вы с Вами будут общаться как с равным? Хотите ли вы вести себя с другими, особенно с друзьями, как с равными?

3. О чем Вы просите друзей? О чем просят Вас Ваши друзья?

4. Манипулируете ли Вы людьми? Легко ли Вами манипулировать?

5. Чувствуете ли Вы ответственность за то, что происходит в Ваших отношениях с другими людьми или оставляете все как есть?

6. Не мешают ли Ваши личные отношения с коллегами выполнять работу?

Ситуация 3

1. Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик.

2. Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

3. Поздно вечером мама говорит сыну, что пора выключать телевизор и ложиться спать, иначе утром будет трудно вставать в школу.

Задание и вопросы:

1. Определите виды общения, актуализирующиеся в предложенных ситуациях.

 

Вариант 5

Ситуация 1

Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.

Задание и вопросы:

1. Прочтите приведенную выше ситуацию.

2. Воспользуйтесь знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком персонаж данной ситуации.

Ситуация 2

Бездетные супруги, прожив довольно много лет вместе, решили развестись. Однако не могут решить, кому должны остаться однокомнатная квартира, машина, мебель и другие, совместно приобретенные материальные ценности. Задание и вопросы:

1. Подберите относительно данной конфликтной ситуаций наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).

2. Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

Ситуация 3

Как известно, отношения между главными героями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяной и Евгением – не достигли стадии близости.

Задание и вопросы:

1. Опишите в терминах фильтров, какие барьеры не смогли преодолеть пушкинские персонажи.

 

Вариант 6

Ситуация 1

С помощью ответов на вопросы, проанализируйте, какие Ваши основные ценности в межличностном общении? Приведенные ниже вопросы дадут Вам возможность подумать о себе в ситуации общения.

Вопросы и задания:

1. Готовы ли вы принимать людей такими, как они есть?

2. Важно ли Вас быть самим собой в общении с другими?

3. Могу ли общаться с людьми, чьи взгляды, мысли, поведение отличаются от моих?

4. Есть ли у Вас предрассудки по отношению других людей?

5. Можете ли Вы обсуждать свои взгляды и представления с другими?

6. Можете ли Вы предавать такое значение отношениями (например, дружеским), что они могут повлиять на Вашу работу или другое занятие?

7. Готовы ли Вы работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

Ситуация 2

Ученик систематически нарушает дисциплину на уроках.

Вопросы и задания:

С помощью речевого общения

1. Найдите решение данной педагогической ситуации.

2. Выясните причины данного поведения.

Ситуация 3

1. Ты переключила программу, не спросив, смотрю ли я телевизор.

2. Он сказал, что женщины предназначены для того, чтобы сидеть дома и растить детей.

3. Ты эгоистка.

4. Нельзя быть таким женоненавистником.

5. Ты подписал контракт, не спросив мнения других.

Вопросы и задания:

1. В приведенных выше высказываниях определите те, в каких наблюдения и оценки смешаны, и те, в каких наблюдения отделены от оценок.

 

Вариант 7

Ситуация 1

1. «Какое красивое платье! Где ты его взяла?»

2. «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, чтобы заниматься. А я работаю и все должна дома делать сама».

3. «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не было, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними».

4. «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, наверное, разозлится и мы начнем ругаться. Он думает, что я не люблю его, если расскажу о своих переживаниях».

Вопросы и задания:

1. Какие чувства передаются с помощью приведенных выше фраз?

Ситуация 2

- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого.- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

- Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слѐз. Оба были приятно ошеломлены.

- Милый мой! - начал тонкий после лобызания.- Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щѐголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урождѐнная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казѐнную книжку папироской прожѐг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо- хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урождѐнная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

- Ну, как живѐшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга.- Служишь где? Дослужился?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даѐт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берѐт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съѐжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съѐжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещѐ длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

- Ну, полно! - поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

- Помилуйте... Что вы-с...- захихикал тонкий, ещѐ более съеживаясь.- Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

Вопросы и задания:

1. Прочитайте отрывок с рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

2. Проанализируйте взаимодействие меду героями с точки зрения:

а) уровней межличностного взаимодействия;

б) позиций, которые выбрали герои, и пристройки к позициям друг друга;

в) использованных вербальных и невербальных способов оформления занятой позиции.

Ситуация 3

Фразы:

- Ты абсолютно прав!

- Да пошел ты!

- Только ничтожество мог поверить в это.

- Вечно ты лезешь не в свое дело.

Вопросы и задания:

1. Переформулируйте приведенные «Ты-высказывания» в «Я-высказывания».

 

Вариант 8

Ситуация 1

Видя, что он не в силах сам начать говорить, она начала сама.

- Алексей Александрович, - сказала она, взглядывая на него и не опуская глаз под его устремленным на ее прическу взором, - я преступная женщина, я дурная женщина, но я то же, что я была, что я сказала вам тогда, и приехала сказать вам, что я не могу ничего переменить.

- Я вас не спрашивал об этом, - сказал он вдруг, решительно и с ненавистью глядя ей прямо в глаза, - я так и предполагал. - Под влиянием гнева он, видимо, овладел опять вполне всеми своими способностями. - Но, как я вам говорил тогда и писал, - заговорил он резким, тонким голосом, - я теперь повторяю, что я не обязан этого знать. Я игнорирую это. Не все жены так добры как вы, чтобы так спешить сообщить столь приятное известие мужьям.

- Он особенно ударил на слове «приятное». - Я игнорирую это до тех пор, пока свет не знает этого, пока имя мое не опозорено. И поэтому я только предупреждаю вас, что наши отношения должны быть такие, какие они всегда были, и что только в том случае, если вы компрометируете себя, я должен буду принять меры, чтоб оградить свою честь.

Вопросы и задания:

1. Прочитайте отрывок с романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

2. Определите, какую стадию отношений переживают супруги Карениных?

Ситуация 2

Витя, воспитанник приюта, - впечатлительный мальчик. Однажды он получил тройку по любимому предмету - истории и очень опечалился. Вернувшись в приют, он ни о чѐм больше думать не мог, кроме этой злополучной тройки. На беду было организовано собрание воспитанников. На этом собрании Витя сидел и машинально складывал и раскладывал какую-то бумажку, а сам думал о случившейся неприятности.

- Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? - обрушился на него воспитатель. – Ты стал плохо вести себя…

- Ну и что ж! - вызывающе буркнул Витя.

- А чего мне вставать? Я ничего не сделал…

- Ах, так? Ну, тогда выходи отсюда!

- Не пойду…

- Нет, пойдѐшь…

- Не пойду! - уже с плачем крикнул Витя.

Но воспитатель, не обращая внимание на его протесты и неодобрительный шѐпот всех воспитанников, вытолкал Витю за дверь.

Вопросы и задания:

1. Рассмотрите возникший конфликт.

2. Выявите его структуру.

3. Определите стратегию поведения в конфликте всех его участников.

4. Оцените соблюдение педагогом правил поведения в конфликте.

5. Предложите свой вариант разрешения данного конфликта

Ситуация 3

У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт?

Вопросы и задания:

1. Подберите относительно данной конфликтной ситуации наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).

2. Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

 

Вариант 9

Ситуация 1

С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.

Вопросы и задания:

1. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в данной ситуации.

Ситуация 2

Десятиклассники пишут контрольную работу. Один из них подглядывает в тетрадь.

Учитель делает замечание и требует эту тетрадь. Ученик прячет тетрадь в портфель и твѐрдо отвечает:

- Не дам!

И сколько учитель не настаивал, всѐ было напрасно. Пришлось парня выставить за дверь, а в журнал поставить двойку. Лишь позднее выяснилось, что тетрадь была из другого класса, и юноше не хотелось подводить товарища.

Вопросы и задания:

1. Докажите, что это конфликт.

2. Определите его вид.

3. Выявите, каким способом он разрешѐн. Оцените «соблюдение педагогом правил поведения в конфликте.

Ситуация 3

Директор частной фирмы обещал своим сотрудникам солидную премию к Новогодним праздникам. Но из-за срыва партнерами поставки крупной партии товара прибыль оказалась незначительной, что не позволило руководству выполнить свое обещание. Среди работников фирмы зреет недовольство.

Вопросы и задания:

1. Подберите относительно данной конфликтной ситуации наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).

2. Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

 

Вариант 10

Ситуация 1

«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что- то милое, когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна» (Л.Н Толстой. «Крейцерова соната»).

«Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» (Н.В.Гоголь. «Невский проспект»).

«На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние... под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и ведро и ненастье.

Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе за политического заговорщика; в передней - за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»).

«Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку» (гласит древняя поговорка).

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте отрывки, представленные ниже, определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия.

Ситуация 2

Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.

Вопросы и задания:

1. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в данной ситуации.

Ситуация 3

Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.

Вопросы и задания:

1. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации и расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика