| Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Другие гуманитарные предметы |
| 12.12.2025, 09:46 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВАРИАНТ 1 1. Сущность предмета физиологии. Основные этапы развития физиологии. Значение работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова и других учёных в развитии физиологии. Методы исследования, используемые при изучении физиологических функций. 2. Нервная система. Нейрон как основная структурная и функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Типы нейронов. Рефлекс и строение рефлекторной дуги. 3. Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в начальном отделе тонкого кишечника – 12-типерстной кишке 4. Ситуационная задача: объясните, почему человек может жить без желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г? ВАРИАНТ 2 1. Физиология возбудимых тканей. Общие представления о состоянии покоя и возбуждения клетки. Типы нервных волокон. Особенности проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам. 2. Кровь и её функции. Количество крови в организме. Состав крови. Функции форменных элементов крови: эритроцитов. 3. Дыхание. Этапы процесса дыхания. Строение дыхательной системы. Внешнее дыхание: механизмы вдоха и выдоха. Главные инспираторные и экспираторные мышцы. 4. Ситуационная задача: при инсульте (кровоизлияние в определенную область коры больших полушарий) человек потерял способность говорить, хотя понимал все ему сказанное и мог писать. В какую область коры у него было кровоизлияние? Какой общий вывод можно сделать из этого факта? Объяснить. ВАРИАНТ 3 1. Гормоны отвечающие за регуляцию артериального давления. 2 Особенности пищеварения в каждом отделе ЖКТ. 3 Строение и функции мочевыделительной системы. Нефрон. Процесс образования мочи. 4. Ситуационная задача: известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему при этом у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы? Объяснить. ВАРИАНТ 4 1. Особенности строения и функции слухового анализатора (периферический, проводниковый, корковый отделы). 2. Нейрон – особенности строения, выполняемые функции. Классификация нейронов. 3. Анатомо-физиологические особенности спинного мозга. 4. Ситуационная задача: почему при операциях на открытом сердце необходима искусственная вентиляция легких? Объяснить. ВАРИАНТ 5 1. Анатомо-физиологические особенности отделов головного мозга. 2. Группы крови. Резус-фактор эритроцитов. 3. Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной системы человека. 4. Ситуационная задача: почему эритроциты человека, имея меньшие размеры, чем эритроциты рыб и земноводных, поглощают больше кислорода? Объяснить. ВАРИАНТ 6 1. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. 2. Особенности строения и функции зрительного анализатора (периферический, проводниковый, корковый отделы). 3. Строение и функции сердечно-сосудистой системы. 4. Ситуационная задача: объясните, почему кровь в сосудах не свертывается, но вытекающая из сосудов при их ранении кровь способна свертываться? ВАРИАНТ 7 1. Физиология центральной нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Рефлекс. Строение рефлекторной дуги и рефлекторного кольца. 2. Терморегуляция. Температурные «оболочка» и «ядро», понятие об истинной температуре тела. 3. Резус-фактор. Механизм резус-конфликтов при переливании крови и беременности. Правила переливания крови. Современные представления о гемотрансфузии. 4. Ситуационная задача: Студент находится на экзамене. Он сильно волнуется. Во рту у него пересохло. Вопрос: почему это произошло, и как в этих условиях происходит регуляция образования слюны? Объяснить. ВАРИАНТ 8 1. Физиология вегетативной нервной системы. Особенности строения и функции симпатической и парасимпатической нервной системы. 2. Свертывание крови (гемостаз). Противосвертывающая система. 3. Дыхание. Этапы процесса дыхания. Легочные объемы и жизненная ёмкость легких. 4. Ситуационная задача: в среднем процесс пищеварения принятой пищи завершается за 5- 7 ч., по истечению которых питательные вещества всасываются и поступают в кровь. Вопрос: Почему именно тогда, когда произойдет процесс всасывания (через 5 ч. после последнего приема пищи), человек вновь может захотеть есть? Объяснить. ВАРИАНТ 9 1. Железы внутренней секреции (эндокринные железы): особенности строения и функции. Общее представление о гормонах (строение, функции, общие биологические свойства, цикл работы, механизм действия). 2. Физиология кровообращения: большой и малый круги кровообращения. Давление крови. 3. Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Пищеварение в тонком (полостное и пристеночное) и толстом отделе кишечнике. 4. Ситуационная задача: объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло? ВАРИАНТ 10 1. Выделение, органы выделения. Строение и функции мочевыделительной системы и почек. Нефрон как структурная и функциональная единица почки. 2. Основной обмен. Обмен во сне, обмен в покое и рабочий обмен. Определение основного обмена методами прямой и непрямой калориметрии, суть методов. 3. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Привести по три примера безусловного и условного рефлекса у человека. 4. Ситуационная задача, объяснить с точки зрения физиологии: механизм морской болезни. ВАРИАНТ 11 1. Регуляция физиологических функций. Особенности нервного и гуморального механизмов регуляции функций в организме. 2. Физиология сердца. Сердечный цикл. Новое свойство сердечной мышцы – автоматия (строение проводящей системы сердца, узлы автоматии). 3. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. 4. Ситуационная задача: раздражение каких отделов мозга приведет к возникновению отрицательных эмоций (ярости, страха) и, наоборот, к положительным эмоциям (удовольствие)? Объяснить. ВАРИАНТ 12 1. Переваривание углеводов в различных отделах желудочнокишечного тракта и ферменты, участвующие в этом процессе.Всасывание углеводов, его механизм. 2. Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция процесса пищеварения в ротовой полости. 3. Обмен веществ и энергии или метаболизм. Значение для организма белков, жиров и углеводов. 4. Ситуационная задача: у человека со сниженным сердечным сокращением, назначают вещества улучшающие сократительную функцию миокарда. Увеличению концентрации каких ионов в типичном кардиомиоците способствуют улучшению сократительной фугнкции миокарда? Объяснить. ВАРИАНТ 13 1. Частная физиология желез внутренней секреции. Функции половых желез. 2. Головной мозг. Физиологическая роль: среднего мозга (четверохолмие и ножки мозга). 3. Терморегуляция. Регуляция температуры тела для поддержания теплового баланса организма: терморецепторы, роль гипоталамуса и установочная температурная точка, механизмы теплопродукции и теплоотдачи. 4. Ситуационная задача: опишете сродство гемоглобина к кислороду при адаптации человека к жизни в высокогорных районах, как оно изменяется? ВАРИАНТ 14 1. Общее представление о гормонах (строение, функции, общие биологические свойства, цикл работы, механизм действия). 2. Кровь и её функции. Количество крови в организме. Состав крови и гематокрит. Функции форменных элементов крови: эритроцитов. 3. Обмен веществ и энергии или метаболизм. Анаболизм и катаболизм. Роль витаминов в жизнедеятельности организма. 4. Ситуационная задача: объяснить механизм отравления организма при укусе ядовитыми змеями с точки зрения физиологии. ВАРИАНТ 15 1. Частная физиология желез внутренней секреции. Функции гипофиза и эпифиза. 2. Кровь и её функции. Количество крови в организме. Состав крови и гематокрит. Функции форменных элементов крови: тромбоцитов. 3. Нервная система. Понятие о нервном центре, свойства нервных центров. Процесс торможения. 4. Ситуационная задача: человек сменил горизонтальное положение на вертикальное, будут ли изменения в давлении крови и пульсе? Если да, то какие? Объяснить. ВАРИАНТ 16 1. Частная физиология желез внутренней секреции. Функции щитовидной железы и паращитовидных желез. 2. Кровь и её функции. Количество крови в организме. Состав крови и гематокрит. Функции форменных элементов крови: лейкоцитов. 3. Пищеварение. Поджелудочная железа. Роль ферментов поджелудочной железы в процессе. Регуляция процесса выделения поджелудочного сока. 4. Ситуационная задача: как меняется частота сокращений сердца и минутного объема крови при физической работе у нетренированного и тренированного человека? Объяснить. ВАРИАНТ 17 1. Частная физиология желез внутренней секреции. Функции коры и мозгового вещества надпочечников. Роль гормонов надпочечников в стресс-реакции. 2. Высшая нервная деятельность. Типы высшей нервной деятельности. 3. Состав крои человека. Депо крови, значение депо крови, при каких условиях и каким образом кровь выходит из депо. 4. Ситуационная задача: во время физической работы какие изменения наблюдаются со стороны дыхательной системы. Объяснить? ВАРИАНТ 18 1. Частная физиология желез внутренней секреции. Функции поджелудочной железы. 2. Головной мозг. Физиологическая роль: продолговатого мозга и заднего мозга (варолиев мост и мозжечок). 3. Пищеварение. Печень и ее роль в процессе пищеварения. Регуляция процесса выделения желчи. 4. Ситуационная задача: У человека при ранении грудной клетки слева развился пневмоторакс и у него отмечалось нарушение вентиляции левого легкого. Что такое пневмоторакс и с чем связано нарушение вентиляции легких при пневмотораксе? ВАРИАНТ 19 1. Гуморальная регуляция. Гормональная регуляция как высшая форма гуморальной регуляции. Железы внутренней секреции (эндокринные железы): особенности строения и функции. 2. Пищеварение. Функции пищеварительного тракта. Строение пищеварительного тракта. Пищеварение в желудке. Регуляция процесса пищеварения в желудке. 3. Обмен веществ и энергии или метаболизм. Анаболизм и катаболизм. Водно-солевой обмен. 4. Ситуационная задача: почему, несмотря на прерывистую работу сердца, ток крови в артериях оказывается непрерывным? Объяснить. ВАРИАНТ 20 1. Физиология пищеварительной системы. Роль энтероцитов, микрофлоры, ферментов тонкого отдела кишечника в процессах пищеварения у человека. 2. Головной мозг. Физиологическая роль: промежуточного мозга (таламус, гипоталамус, эпиталамус). 3.Автоматия сердца. Характеристика проводящей системы. 4. Ситуационная задача: объяснить причины с точки зрения физиологи почему человек в лесу кружит на одном месте? ВАРИАНТ 21 1. Роль мозжечка в функциях ЦНС. Симптомы повреждения мозжечка у человека. 2. Головной мозг. Физиологическая роль: конечного мозга (большие полушария мозга). 3. Клапанный аппарат сердца, его значение. Механизм работы клапанов. Изменение давления в различных отделах сердца в разные фазы сердечного цикла. Дефекты работы клапанов. 4. Ситуационная задача, объяснить с точки зрения физиологии: при проникающем ранении грудной клетки у больного появились признаки удушья. Чем это вызвано, если проходимость дыхательных путей не нарушена? ВАРИАНТ 22 1. Адаптация человека. Характеристика процессов адаптации. Общие принципы и механизмы адаптации. 2. Какие железы внутренней секреции отвечают за прочность костной ткани, описать их строение и функции, а также процесс кальциевого обмена в человека. 3. Виды кровеносных сосудов, их роль в поддержании давления крови у человека. 4. Ситуационная задача, объяснить с точки зрения физиологии: перед вами обеденное меню: мясной бульон; Жирное мясо с картофелем; овощной суп; курица с рисом; молочный суп; постное мясо с макаронами. При выборе какого варианта второе блюдо будет расщепляться наиболее быстро и почему. ВАРИАНТ 23 1. Физиология мышц. Особенности физиологи скелетной и гладкой мускулатуры. Виды работ совершаемых скелетными мышцами. Утомление мышц. 2. Головной мозг. Физиологическая роль: продолговатого мозга и заднего мозга (варолиев мост и мозжечок). 3. Группы крови. Резус-фактор. 4. Ситуационная задача: Фермент слюны амилаза действует в слабощелочной реакции рН. Однако во рту пища находится короткое время, а в желудке – уже кислая среда. Вопрос: Где и когда действует амилаза слюны, расщепляющая крахмал? Объяснить. ВАРИАНТ 24 1. Физиология выделительной системы. Состав и свойства конечной мочи. Регуляция деятельности почек и процесса мочевыделения. 2. Физиология сердца. Виды клапанов в сердце и их в процессе кровообращения. Регуляция работы сердца. 3. Правила переливания крови у человека. 4. Ситуационная задача: у некоторых людей после нескольких глубоких вдохов появляется головокружение. Почему? Объяснить. ВАРИАНТ 25 1. Газообмен в легких. Регуляция процесса дыхания. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, значение повышения концентрации CO2, CO, метана в атмосферном воздухе. Признаки при поражении дыхательной системы. 2. Физиология пищеварительной системы. Роль слюны и желудочного сока в процессах пищеварения у человека. Голод. 3. Высшая нервная деятельность. Первая и вторая сигнальные системы. Мышление и речь. 4. Ситуационная задача, объяснить с точки зрения физиологии: перед едой большого количества мяса один испытуемый выпил стакан воды, второй - стакан сливок, третий - стакан бульона. Как это повлияет на переваривание мяса? ВАРИАНТЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫТаблица распределения вариантов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
