МГТУ, культурология (рабочая тетрадь, модуль 3)
Узнать стоимость этой работы
09.11.2016, 15:31

МОДУЛЬ 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 6. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Терминологическое поле

Искусство – это

Технические искусства – это

Кинетическое искусство – это

Социокультурные смыслы искусства:

Задание 1. Установите соответствие в таблице между видами  искусств  и по знаковому основанию, которое они включают

Виды искусства

Знаковый материал

графика

 

живопись

 

скульптура

 

художественная фотография

 

декоративно-прикладное искусство

 

архитектура

 

парковое искусство, икебана

 

дизайн

 

Музыка, литература, хореография, театр, эстрада, цирк, светомузыка???

Знаковый материал:

Обработка поверхностей технических объектов; композиция растений, художественная обработка предметов окружающей человека обстановки; техническое воспроизведение объектов на плоскость; объемные формы из твердых материалов; объемные строительные сооружения; штрихи и цвета на плоскости;  линии, штрихи на плоскости.

Задание 2. Приведите примеры

1. Аудиальные искусства

2. Словесные искусства

3. Синтетические искусства

4. Визуальные искусства

Задание 3. В массовой культуре существуют такие явления, как триллер, шлягер, комикс, старизм, имидж, кич

Приведите примеры этих явлений

Задание 4.

1. Назовите наиболее распространенные виды технического искусства

2. Перечислите показатели технических искусств (их признаки, свойства)

Задание 5.

1. Объясните смысл термина пассионарность  у Льва Гумилева

2. Опишите концепцию массового общества Хосе Ортеги – и – Гассета

Задание 6. Определите, какой исторической эпохе принадлежат следующие образцы искусства и перечислите особо значимые памятники искусства этого времени

Задание 7.

Заполните таблицу, в которой киноискусство подразделяется на 4 вида.

Разгадайте кроссворд на тему «Искусство как феномен культуры»

По горизонтали: 2. Вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления. 3. Скульптурная группа, послужившая сюжетом для трактата Лессинга. 4. Один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле – подражание искусства действительности. 8. Стадия в развитии человеческого общества. 10. Отличительная черта этой эпохи – светский характер ее культуры антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). 14. Термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов. 15. Один из самых известных представителей сюрреализма. 16. Направление в искусстве, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом  художественного творчества, стремлением  утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением  художественных форм, а также условностью стиля. 17. Гете определил это как единство схемы и аллегории. 18. Направление в искусстве, характеризующееся изображением социальной, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности. 19. Направление в искусстве, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

По вертикали: 1. Лад, слаженность, у древних «согласие разногласного». 2. Повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств, и зависящая от манеры исполнения и характера работы художника. 5. Сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов; обозначает согласованность и единство. 6. Вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись. 7. Синоним псевдоискусства, «безвкусица в искусстве». 9. В римской мифологии богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. 11. Символ Будды в индийской культуре. 12. Вид изобразительного искусства. 13. Символ божественного величия в мусульманской архитектуре.

 

Тема 7. НАУКА И РЕЛИГИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Терминологическое поле

Наука – это 

Религия – это 

Мировоззренческий аспект – это 

Задание 1.

Дайте определения основным функциям религии

Мировоззренческая

Компенсаторная  –

Коммуникативная

Регулятивная

Интегративная

Политическая

Культурная

Дезинтегрирующая

Задание 2.

Заполните таблицу по архаическим верованиям и обрядам, указав основные черты магии, анимизма, тотемизма, фетишизма.

магия

анимизм

тотемизм

фетишизм

 

 

 

 

Задание 3.

Объясните проблему конфликта между религией и наукой. Есть ли такая проблема в современном мире?

Задание 4.

Перечислите принципы существования науки и религии, проанализируйте и сделайте вывод, насколько фундаментальны различия данных культурных феноменов

Наука

Религия

 

 

Вывод:

Задание 5.

Прочитайте текст, проанализируйте, как Альберт Эйнштейн определяет религию, науку и возможность их сосуществования.

В течение прошлого и частично предыдущего столетия было широко принято считать, что между знанием и верой существует непреодолимое противоречие. Среди образованных людей превалировало мнение, что настало время, когда вера должна во всё большей степени заменяться знанием, что вера, не основанная на знании – это предрассудок, и с этим нужно бороться. В соответствии с этой концепцией, единственной функцией образования было открыть дорогу к знаниям и школа как орган образования должна служить исключительно для этой цели.

Научный метод может научить нас только, как факты связаны друг с другом и обусловлены друг другом. Стремление к такому объективному знанию является самым высшим, на которое человек способен, и вряд кто-нибудь заподозрит меня в желании преуменьшить героические достижения человечества в этой области. Но в то же время ясно, что знание того, что есть, не открывает дверь к открытию того что должно быть. Можно иметь самое ясное и полное знание о том, что есть, и в то же время быть не в состоянии вывести из этого, что должно быть целью наших человеческих устремлений. Объективное знание предоставляет нам мощные средства для достижения конкретных целей, но конечная цель сама по себе и средства её достижения должны прийти из другого источника. И вряд ли нужно доказывать, что наше существование и наша деятельность обретают смысл только после формулировки такой цели и соответствующих ценностей. Знание правды как таковой – это замечательно, но этого слишком мало для того чтобы служить путеводителем, так как оно не может доказать обоснованность и ценность этого стремления к знанию истины. Следовательно, здесь мы сталкиваемся с ограниченностью чисто рациональной концепции нашего существования.

Не следует, однако, предполагать, что научный образ мышления не играет никакой роли в формировании целей и в этической оценке. Когда кто-либо осознаёт, что для достижения цели были бы полезны определённые средства, средства сами по себе становятся в силу этого целью. Интеллект раскрывает для нас взаимоотношение средств и целей. Но разум сам по себе не может разъяснить смысл конечных фундаментальных целей. Выявить эти цели и сделать их основой эмоциональной жизни индивидуума, – именно в этом, как мне представляется, состоит наиболее важная функция религии в социальной жизни человека. И если спросить, откуда проистекает авторитетность этих фундаментальных целей, поскольку их нельзя установить и обосновать просто из здравого смысла, можно только ответить: они существуют в здоровом обществе как прочные традиции, которые действуют на поведение, стремления и оценки людей, они с нами, они просто существуют как нечто живое без того, чтобы нуждаться в нахождении обоснования для их существования. Они пришли в мир не через демонстрацию, но через откровение, через посредство ярких личностей. Не следует пытаться оправдать их, нужно только просто и ясно ощущать их природу.

Высшие принципы наших устремлений и оценки даны нам иудейско-христианской религиозной традицией. Она ставит высокую цель, которую при нашей слабости мы в состоянии достичь только не полностью, но которая даёт прочное основание нашим устремлениям и оценкам. Если отвлечься от её религиозной формы и взглянуть просто на её человеческую сторону, можно было бы, вероятно, сформулировать её так: свободное и ответственное развитие индивидуума, такое, чтобы он мог свободно и с радостью поставить свои силы на службу всему человечеству.

Здесь нет места для обожествления нации, класса, не говоря уже об индивидууме. Говоря языком религии, разве мы не дети одного отца? В самом деле, даже обожествление человечества как абстрактной общности было бы не в духе этого идеала. Именно индивидууму дана душа, и высшее назначение индивидуума служить, а не править или посвятить себя чему-либо иному.

Если посмотреть на суть, а не на форму, можно принять эти слова как выражение фундаментальных принципов демократии. Подлинный демократ может столь же мало поклоняться своей нации, сколь и человек, религиозный в нашем понимании этого термина.

В чём же в таком случае функция образования в школе? Она должна помочь молодому человеку вырасти так, чтобы эти фундаментальные принципы стали для него воздухом, которым он дышит. Одно обучение не может дать этого.

Если взять эти высокие принципы и сравнить их с современной жизнью и духом нашего времени, станет ясно, что цивилизованное человечество находится в настоящее время в смертельной  опасности. В тоталитарных странах опасность исходит от правителей, которые стремятся уничтожить дух гуманизма. В более благополучных странах опасность удушения этих бесценных обычаев исходит от национализма и нетерпимости, а также от подавления индивидуумов экономическими средствами. <…>

II

Прийти к соглашению относительно того, что мы понимаем под наукой, не составляет труда. Наука – это вековое стремление путём систематического размышления привести воспринимаемые явления к возможно более всесторонним ассоциациям. Грубо говоря, это попытка постериорной реконструкции сущего путём процесса концептуализации. Но когда я спрашиваю себя, что такое религия, я не могу ответить на этот вопрос так же просто. И даже найдя ответ на этот вопрос, который удовлетворяет меня в какой-то момент, я остаюсь при убеждении, что я никогда, ни при каких обстоятельствах не сведу вместе, даже в малейшей степени, всех, кто серьёзно размышлял над этим вопросом.

Прежде всего, вместо вопроса о том, что такое религия, я бы предпочёл спросить, что характеризует стремления человека, который кажется мне религиозным. Религиозно просвещённый человек представляется для меня человеком, который в максимально возможной для него степени освободил себя от пут эгоистических желаний и поглощён мыслями, чувствами и стремлениями, которых он придерживается ввиду их сверхличностного характера. Мне кажется, что важна сила сверхличностного содержания и глубина убеждения в его всемогущей значимости безотносительно от того, делалась ли попытка объединить это с божественным Существом, ибо в противном случае нельзя было бы считать Будду или Спинозу религиозными личностями. Соответственно, религиозная личность блаженна в том смысле, что у неё нет сомнений в значимости и величии этих сверхличностных объектов и целей, которые не могут быть рационально обоснованы, но в этом и не нуждаются. Они существуют как факт, с той же необходимостью, что и он сам. В этом смысле религия является вековой попыткой человечества ясно и полностью осознать эти ценности и цели и усиливать и расширять их влияние.

Если религию и науку постигать в соответствии с этими определениями, конфликт между ними невозможен. В науке можно только удостовериться о том, что есть, но не о том, что должно быть. Религия, с другой стороны, имеет дело только с оценками человеческих мыслей и поступков. Она не может обоснованно говорить о фактах и взаимоотношениях между ними. В этой интерпретации известные в прошлом конфликты религии и науки следует приписать неспособности понять описанную ситуацию.

<…>Теперь, даже хотя сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены, между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость. Хотя религия может служить тем, что определяет цели, она, тем не менее, научилась у науки, в широком смысле, какие средства приведут к достижению целей, которые она наметила. Но наука может развиваться только теми, кто полностью впитал в себя стремление к истине и пониманию. Это стремление, однако, проистекает из сферы религии. К ней же принадлежит вера в возможность, что правила, пригодные для мира сущего, рациональны, то есть доступны разуму. Я не могу представить себе подлинного учёного без этой глубокой веры. Эту ситуацию можно выразить афоризмом: наука без религии хрома, религия без науки слепа. <…>

Если цель религии – освободить человечество, насколько это возможно, от рабства эгоцентричных устремлений, желаний и страхов, научное мышление может помочь религии ещё в одном отношении. Хотя это правда, что цель науки – это открытие правил, которые позволяют находить связи между фактами и предсказывать их, это не единственная её цель. Она также стремится уменьшить количество этих связей до минимального числа независимых концептуальных элементов. Именно этому стремлению к рациональной унификации разнообразия она обязана своими самыми большими достижениями, даже, несмотря на то, что оно связано с наибольшим риском пасть жертвой иллюзии. <…>

Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более определённо мне представляется, что путь к истинной религиозности проходит не через страх жизни, страх смерти и слепую веру, но через стремление к рациональному знанию. В этом смысле я верю, что священник должен стать учителем, если он хочет оправдать свою высокую образовательную миссию.

1956 г.

Альберт Эйнштейн.

Перевод Леонида Ярославского

Ответ:

Задание 6.

Прочитайте текст, проанализируйте, как протоирей Александр Мень определяет религию, науку и возможность их сосуществования.

То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными достижениями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество. Словом, культура в конечном счете зарождается в недрах того, что можно называть религией в широком смысле слова. <…>

Что же такое сама религия, религиозная вера, и что ее порождает? Ответы на эти вопросы даются самые различные и порой противоречивых. Так, например, Кант связывал религию с чувством нравственного долга, немецкий богослов Шлейрмахер – с чувством зависимости, французский историк Рейнак – с «совокупностью совестливых чувств», английский мыслитель Рассел определил ее как страх перед неведомым, немецкий философ Паульсен – как внутренне настроение, заключающееся в «смирении и уповании». В настоящее время в литературе имеется более 70 различных определений религии и множество теорий ее возникновения. <…>

 

Тема 8. ТЕХНИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Терминологическое поле

Техника – это

Социокультурная среда-это

Техносфера – это

Техницизм и антитехницизм – это

Задание 1.

Заполните таблицу, приведя доводы «за» и «против» таких явлений как техницизм и антитехницизм

техницизм

антитехницизм

1. «ЗА»

1. «ЗА»

 

 

2. «ПРОТИВ»

2. «ПРОТИВ»

 

 

Задание 2.

В философии техники существует принцип органопрекции, суть которой заключается в том, что человек создает механизмы и технические изобретения по образу своего тела:

Рука – прообраз всех ручных изделий (например, щипцы – это образ хватающей руки), кулак в техническом осмыслении становится молотком, десять пальцев руки – десятеричная система исчисления и т.д.

Проанализируйте следующие технические приспособления и определите, с каким органом человеческого тела можно их сравнить

1. Указательный палец –

2. Фотокамера –

3. Музыкальный орган –

4. Сеть коммуникаций –

5. Компьютер –

Приведите свои примеры:

Задание 3.

1. Проанализируйте высказывание Хосе Ортеги – и – Гассета, что техника – это «онтологический кентавр», одна часть которого взята из природы, а другая – от человека.

2. Попробуйте адаптировать определение для современного понимания, на основе данного придумайте свое.

Задание 4.

1. Дайте определение мегамашины Л. Мэмфорда

2. Приведите примеры, когда и где возникала модель мегамашины

3. Укажите, какие тоталитарные режимы строились по модели мегамашины и какие, на ваши взгляд, причины обусловили появление этих режимов

Задание 5.

Прочитайте рассказ Умберто Эко «Оно»

1. Насколько актуальна проблема, поднятая в рассказе?

2. Насколько важен человеческий фактор в использовании новых изобретений

Умберто Эко. Оно

Пер. с итал. - Е.Лифшиц.

- Как успехи, Профессор? - Генерал с трудом сдерживал нетерпение.

- Какие успехи? - переспросил Профессор Ка, он явно медлил с ответом.

- Целых пять лет вы работаете здесь внизу, и никто вас ни разу не побеспокоил. Мы доверяем вам. Но сколько же можно верить на слово?! Пора предъявить работу. В голосе генерала слышалась угроза, и Ка устало махнул рукой, потом улыбнулся:

- Вы попали в точку, Генерал. Я намеревался еще подождать. Но вы меня раззадорили. Я сделал Его, - Профессор перешел на шепот, - и, клянусь Солнцем, пора показать Его миру!

Он жестом пригласил Генерала в пещеру. Ка провел гостя в самую глубину, туда, где сквозь узкое отверстие в стене пробивался тонкий луч света. Там на ровном и гладком уступе лежало Оно.

По форме Оно напоминало миндальный орех, имело множество мелких граней и блестело.

- Но ведь это... - Генерал растерялся. - Это камень.

В голубых глазах Профессора, спрятанных под густыми косматыми бровями, мелькнули лукавые искорки:

- Да, - подтвердил он. - Камень. Но не такой, как все. Мы не станем попирать его ногами. Лучше возьмем его в руку.

- В руку?

- Именно, Генерал. В этом камне сосредоточена великая сила, о которой до сих пор и не смело мечтать человечество, мощь, равная мощи миллиона людей. Смотрите...

Он положил руку на камень; сжал пальцы и крепко обхватил его, затем поднял. Рука плотно обнимала камень, широкая часть лежала на ладони, а острый конец торчал наружу и смотрел то вверх, то вниз, то на Генерала - в зависимости от движений руки Профессора. Профессор сделал резкий выпад, и конец камня прочертил в воздухе траекторию. Профессор рубанул сверху вниз, на пути острия оказалась хрупкая порода уступа и - о чудо! - камень вошел в нее, врезался, сделал трещину. Профессор ударил еще и еще раз - образовалась выемка, потом глубокая воронка, он дробил, крошил породу, превращал ее а порошок.

Генерал следил широко раскрытыми глазами, затаив дыхание.

- Невероятно, - проговорил он, сглатывая слюну.

- Это что, - торжествовал Профессор, - сущие пустяки! Хотя пальцами вы ничего подобного все равно бы не сделали. Теперь смотрите! - Ученый взял большой кокосовый орех, лежавший в углу, шершавый, крепкий - не подступишься! - и протянул его Генералу:

- Ну же, сожмите обеими руками, раздавите его.

- Перестаньте, Ка, - голос Генерала дрогнул. - Вы прекрасно знаете, что это невозможно, никто из нас не способен сделать этого... Только динозавр - ударом лапы, и только динозавр лакомится мякотью и пьет сок...

- Хорошо, а теперь, - Профессор пришел в возбуждение, - а теперь смотрите!

Он взял орех, положил на уступ в только что выбитую выемку, и схватил камень, но по-другому, за острый конец, так, что широкая часть оказалась снаружи. Потом быстро ударил по ореху - казалось, без большого усилия - и разбил его вдребезги. Кокосовое молоко растеклось по уступу, а в углублении остались куски скорлупы с белой сочной мякотью, свежей и аппетитной. Генерал схватил кусок и с жадностью впился в него зубами. Он смотрел на камень, на Ка, на остатки кокосового ореха. Он был ошеломлен.

- Клянусь Солнцем, Ка! Это замечательная вещь. Сила человека возросла в сотни раз, теперь ему не страшен никакой динозавр. Он стал хозяином скалы и деревьев. У него появилась еще одна рука, да что я говорю... сотня рук! Где вы нашли Его.

Ка самодовольно усмехнулся:

- Я не нашел Его. Я Его сделал.

- Сделали? Что вы хотите этим сказать?

- Это значит, что раньше Его не существовало.

- Вы сошли с ума, Ка, - генерал задрожал. - Должно быть, Оно упало с неба; наверное, Его принес гонец Солнца, один из духов воздуха... Как можно сделать то, чего раньше не существовало?!

- Можно! - твердо сказал Ка. - Можно взять камень и бить по нему другим камнем, пока не придашь нужную форму, такую, чтобы рука могла обхватить его. И тогда с помощью этого камня рука сможет сделать множество других камней, больших по размеру и еще более острых. И это сделал я, Генерал.

Крупные капли пота выступили на лбу Генерала.

- Надо показать Его всем, Ка, всей Орде, наши мужчины станут неуязвимыми. Понимаете? Теперь мы можем выйти на медведя: у него когти, а у нас Оно, мы сумеем растерзать зверя раньше, чем он нас, мы сможем оглушить его, убить. Убить змею, расколоть панцирь черепахи, можем убить... Великое Солнце!.. убить... человека!.. - Генерал остановился, пораженный новой мыслью, потом продолжал, и взгляд его стал жестким:

- Теперь, Ка, мы сможем напасть на Орду Коамма, они выше и сильнее нас, но теперь окажутся в нашей власти, и мы уничтожим их всех до единого.

Ка! Ка! - он схватил Профессора за плечо и потряс. - Это победа!

Ка смотрел настороженно, он колебался:

- Именно поэтому я не хотел показывать вам мое изобретение. Я понимаю, что сделал ужасное открытие, которое изменит мир. Я осознаю свою ответственность: я открыл источник страшной разрушительной силы. Ничего подобного на Земле еще не знали, поэтому я и не хочу, чтобы другие познакомились с ним. В противном случае война станет самоубийством. Ведь и

Орда Коамма тоже скоро научится делать подобные камни, тогда в следующей войне не будет ни победителей, ни побежденных. Этот предмет был задуман как орудие мирного труда, прогресса, но теперь я вижу, что Оно несет с собой смерть. Я Его уничтожу.

Генерал был вне себя:

- Опомнитесь, Ка! Вы не имеете права. Это все глупая щепетильность ученого. Пять лет вы провели взаперти и ничего не знаете о мире. Мы идем к цивилизации, и если Орда Коамма победит, не останется ни мира, ни свободы, ни радости для людей. Наш священный долг овладеть вашим изобретением. Это вовсе не значит, что мы воспользуемся им тотчас же. Важно, чтобы они знали, что Оно у нас есть. Мы продемонстрируем Его на глазах у противника. Потом мы ограничим Его использование, но с того момента, как Оно будет у нас, никто не посмеет на нас напасть. А пока мы можем копать Им могилы, строить новые пещеры, равнять почву. Достаточно иметь Его, вовсе не обязательно пускать Его в ход. Это оружие страшной силы, оно остановит коаммовцев на много лет.

- Нет-нет-нет, - твердил безутешный Ка, - как только мы овладеем Им, нас уже ничто не остановит. Его надо уничтожить.

- Да вы просто идиот, хоть и приносите пользу! - Генерал побледнел от гнева. - Вы играете на руку нашим врагам, в душе вы прокоаммовец, как и все подобные вам интеллектуалы, как тот аэд, который толковал вчера вечером о союзе всех людей. Вы не веруете в Солнце!

Ка вздрогнул. Он склонил голову, глаза под пушистыми бровями стали совсем маленькими и грустными.

- Я знал, что мы придем к этому. Я не прокоаммовец, и вам это отлично известно. Но согласно пятому правилу из солнечного свода законов, я отказываюсь на вопрос, который мог бы вызвать против меня гнев духов.

Думайте, что хотите. Но Оно не выйдет за порог этой пещеры.

- А я говорю - выйдет, и сейчас же, во славу Орды, цивилизации, ради блага народа, ради Мира! - закричал Генерал. Он схватил камень правой рукой, как это только что делал сам Ка, и с силой, с гневом, с ненавистью обрушил его на голову Профессора. Ка рухнул на пол, орошая кровью все вокруг.

Генерал в ужасе смотрел на оружие, которое сжимал в руке. Потом торжествующе улыбнулся, и в улыбке его была жестокость, была беспощадность.

- Первый... - прошептал он.

Ответ:

Задание 6.

Приведите примеры компьютерного творчества

Задание 7. Разгадайте кроссворд по теме «Техника как социокультурное явление»

По горизонтали: 1. Один из подходов к проблеме происхождения техники, в котором техника понимается как сознательно проектируемое действие. 2. Точный набор инструкций, описывающих порядок  действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время. 5. Согласно Ньютону, «количество движения есть мера такового, устанавливаемая пропорционально скорости и массе». 7. Поступательное движение вперед, к лучшему. 9. Комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и эксплуатацию изделия. 10. Излишняя расчетливость, мелочность. 12. Искусственный … - научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования человеческой деятельности. 13. Многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. 15.  Совокупность операций для определения отношения одной величины к другой однородной величине. 16. Одно из изобретений Леонардо Да Винчи. 17. Понятие, показывающее важность, первенство.

По вертикали: 1. Автоматическое устройство с антропоморфным действием. 3. «Искусство рассуждения». 4. Процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. 6. Ожидаемое удовлетворение. 7. Охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. 8. В 1868 году изобрел электрический счетчик голосов на выборах, а в 1890 – электрический стул. 11. Его деятельность включает в себя: постановку цели, разработку информации о продукте, руководство и контроль над процессом производства продукта. 13. Спроектировал первый водопровод в Самосе. 14. Множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как  целое.

 

 

Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Терминологическое поле

Культура – это

Цивилизация – это

Задание 1.

Назовите представителей цивилизационного направления в культурологии и их основные работы

Задание 2.

Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - 1000-летие. Он включает в себя четыре периода, фазы, длительностью, примерно, 200-300 лет:

1. зарождение ("весна");

2. расцвет ("лето");

3. старение ("осень");

4. смерть ("зима").

Развитие культуры сказывается на развитии людей. Все выдающиеся личности в своей жизни воспроизводят фазу той культуры, к которой они принадлежат. На ваш взгляд, в каком периоде находится современная цивилизация и почему?

Задание 3.

Проанализируйте понятия «культура» и «цивилизация», найдите общие черты и различия. Некорректно поставлен вопрос: одни авторы отождествляют, другие противопоставляют

культура

цивилизация

Общее

 

Различия

 

 

Задание 4.

Проанализируйте следующие высказывания:

«Смерть духа культуры – цивилизация».

Н. А. Бердяев

«Цивилизация как конечный момент в развитии культуры, означающий ее упадок».

О. Шпенглер

«Цивилизация имеет не природную и не духовную, а машинную основу, в ней техника торжествует над духом, над организмом».

П.С. Гуревич

Вы согласны с такой позицией и почему?

Задание 5.

Приведите примеры интравертных и экстравертных цивилизаций.

Задание 6.

Укажите основные черты техногенной цивилизации.

 

 

ТЕСТЫ МО МОДУЛЮ 3

ТЕСТ 7

1. В чем заключается специфика культурологического подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:

а)  в выяснении социокультурных смыслов, типологии, динамики искусства;

б) в анализе формы художественного произведения, психологии художественного восприятия и творчества;

в) в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.

 

2. Какая форма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) чувственная.

 

3. Как можно интерпретировать искусство?

а) реализация инстинкта украшения и подражания природе, средство общения между людьми и источник познания мира;

б) своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, текст, знаковая система;

в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;

г) все перечисленное.

 

4. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?:

а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре;

б) универсальность первобытного искусства;

в) примитивность первобытного искусства.

 

5. Кто из культурологов в работе «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры» показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, поэзии, музыке?

а) Х. Ортега-и-Гассет;

б)  Г. Спенсер;

в) Й. Хейзинга.

 

6. Когда возникает термин мимезис (подражание)?

а) в эпоху античности;

б) в эпоху средневековья;

в) в эпоху просвещения.

 

7. Что подразумевают социокультурные смыслы искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) исследование его удивительной способности уметь воздействовать на вещи и людей с помощью искусственных артефактов;

б) бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей;

в) его рассмотрение как специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

 

8. Кто из мыслителей считал, что эстетическое переживание – это удовольствие, которое «свободно от всякого интереса»?

а) Платон;

б) И. Кант;

в) Г. Гегель.

 

9. Кто из мыслителей отождествлял красоту и пользу?

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Сократ.

 

10. Как называется работа немецкого философа Г. Гадамера, в которой он анализирует современное состояние искусства?

а) «Дегуманизация искусства»;

б) «Общий смысл искусства»;

в) «Актуальность прекрасного».

 

11. Немецкий просветитель Г. Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи и поэзии:

а) изображение прекрасных тел;

б) изображение жизненного подобия;

в) изображение возвышенного и трагического.

 

12. Какие существуют способы образного отражения мира в искусстве?

а) натуралистический и пронатуралистический;

б) прекрасный и безобразный;

в) реалистический и условный.

 

13. Какой вид искусства соответствует идеациональному типу культуры, согласно концепции П. Сорокина?

а) символическое искусство;

б) чувственное искусство;

в) эклектичное искусство.

 

14. Х. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику на два класса:

а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;

б) на художников и тех, которые художниками не является;

в) все перечисленное.

 

15. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?

а) кич – это нижние пласты массовой культуры;

б) кич – это основа массовой культуры;

в) эти понятия не пересекаются.

 

16. Кто из мыслителей рассматривал в своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?

а) П. Сорокин;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хайдеггер.

 

17. Какие закономерности религиозного искусства можно выделить?

а) символичность, каноничность, обезличенность;

б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;

в) все перечисленное.

 

18. Что означал греческий термин «techne»?

а) науку и ремесло;

б) искусство;

в) все перечисленное.

 

19. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая …, живопись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:

а) литература;

б) музыка;

в) архитектура.

 

20. Какая динамическая модель соответствует изменениям в искусстве?

а) эволюционная;

б) волновая;

в) прогрессивная.

 

ТЕСТ 8

1. Кто из ученых в работе «Феномен человека» ввел понятие «рефлексия» как импульса генезиса культуры?

а) Э.Б. Тайлор;

б) П. Тейяр де Шарден;

в) Л. Морган.

 

2. Как называется способ обобщенного отражения действительности, выраженный в чувственных представлениях или в фантастическом виде?

а) миф;

б) праздник;

в) обряд.

 

3. Кто из ученых рассматривал архетипы как структурные элементы коллективного бессознательного, как основу возможности всех психических процессов и переживаний, как импульс к художественному, научному, религиозному творчеству?

а) З. Фрейд;

б)  К.Г. Юнг;

в) Э. Фромм.

 

4. Какое понятие ввел в научный оборот Э.Б. Тайлор, считая его «минимумом» религии?

а) магия;

б) мифологема;

в) анимизм.

 

5. Что такое креационизм?

а) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего;

б) научное направление, в котором рассматривается доминирование сознания;

в) совокупность мифов о человеке.

 

6. Существует четыре направления первобытных верований: 1. анимизм; 2. фетишизм; 3. тотемизм; 4. … Вставьте пропущенную позицию:

а) обряд;

б) ритуал;

в) магия.

 

7. Какой способ познания является доминирующим в религии?

а) чувственный;

б) интуитивный;

в) рациональный.

 

8. Какой характер имеет конфликт науки и религии?

а) мировоззренческий;

б) институциональный;

в) глобальный.

 

9. Как называлось официальное учение католической церкви в период средневековья?

а) фовизм;

б) антипозитивизм;

в) томизм.

 

10. Кто из ученых явился создателем механистической модели мира?

а) Птолемей;

б) Дж. Бруно;

в) И. Ньютон.

 

11. Какую классификацию наук предложил Г. Гегель?

а) племенные, национальные, мировые;

б) религии природы, религии духовной индивидуальности, христианство как абсолютная религия.

в) религии природы религии нравственности, религии спасения.

 

12. Какое фундаментальное противоречие существует между наукой и религией в познавательном аспекте?

а) между знанием и верой;

б) между теизмом и атеизмом;

в) между материей и сознанием.

 

13. Какова причина антисциентистских настроений в современной культуре?

а) разочарование в традиционной науке, ее неспособности решить некоторые жизненно важные проблемы – технические, медицинские и другие.

б) дисциплинарная разрозненность и утилитарная направленность современной науки.

в) все перечисленные.

 

14. Когда используется понятие дискурс?

а) понятие дискурса используют тогда, когда предполагается исследование языка, речевого способа передачи смысла;

б) понятие дискурса используют тогда, когда речь идет не о статическом состоянии того или иного текста, а динамическом, состоянии диалога, коммуникации;

в) все перечисленное.

 

15. Согласно, какой научной картине мира, физический мир является вторичным, производным Мира высшей реальности?

а) системной;

б) теистической;

в) такая картина мира не существует.

 

16. В какой модели мира баланс противоположных сил трактуется как результат игры разнородных случайностей?

а) статистическая;

б) символическая;

в) механистическая.

 

17. Какая религия была первой монотеистической религией?

а) буддизм;

б) иудаизм;

в) христианство.

 

18. Кто из ученых является автором работы «Священное и мирское»?

а) П. Сорокин;

б) А. Мень;

в) М. Элиаде.

 

19. Отличительные признаки науки как феномена культуры: 1. ищет ответ на вопрос: как устроен мир? 2. пытается открыть общую идеальную структура мира в космическом мироздании; 3. … 4. доминируют рассудочные средства; 5. основная ценность – информационное содержание; 6. прогрессирует за счет постоянного самообновления. Вставьте пропущенную позицию:

а) рассматривает проблемы осмысления бытия;

б) изучает причинно-следственные связи;

в) все перечисленное.

 

20. Существуют ли в религиозной сфере фрагменты рационально логического характера?

а) в теологии;

б) в культе;

в) не существуют.

 

ТЕСТ 9

1. С чем связано осознание опасности технического развития?

а) возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека, результатом которой являются высокие требования к ее надежности;

б) масштабы развития техники привели к возникновению особого техномира;

в) все перечисленное.

 

2. Что означает термин «техника» в широком смысле слова?

а) продукт цивилизации, имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный;

б) инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики;

в) все перечисленное.

 

3. Какой аспект техники изучают технические науки?

а) естественное измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника – природа»;

б)  инструментально-технологическое измерение, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая «логика»;

в) индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области «техника – человек».

 

4. Какой аспект техники изучает культурология?

а) «техника – социокультурный мир»;

б) «техника – социальное бытие»;

в) «техника – человек».

 

5. Кто из исследователей своей работой «Основы философии техники» положил начало исследованию техники как особой области философского знания?

а) К. Ясперс;

б) К. Маркс;

в) Э. Капп.

 

6. Какие исследователи развивали экзистенционалистскую интерпретацию техники и ее роли в динамике социокультурного пространства?

а) М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет;

б) Э. Капп, А. Гелен, Г. Плесснер;

в) Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд.

 

7. Какой ученый, работавший в МГТУ им. Н.Э. Баумана одним из первых поставил вопрос о теоретическом осмыслении техники в начале ХХ века?

а) А.Н. Туполев;

б) П.К. Энгельмейер;

в) П.Л. Чебышев.

 

8. В чем заключаются социокультурные черты техники?

а) она есть средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой;

б) она есть средство, изменяющее самого человека;

в) все перечисленное.

 

9. Социокультурный смысл техники как ценности может рассматриваться  как:

а) объект, знание, процесс изобретения;

б) искусность и мастерство;

в) расширение человеческих возможностей.

 

10. Какой социокультурный смысл техники заключается в том, что она служит расширению человеческих возможностей и служит средством реализации природных задатков?

а) техника как социокультурная ценность;

б) техника как степень совершенства способа деятельности;

в) техника как степень развития человека.

 

11. Какой подход к происхождению техники выделяет естественно-природные основания возникновения техники для защиты от природных сил?

а) натуралистический;

б) волевой;

в) рациональный.

 

12. Согласно рациональному подходу к проблеме происхождения техники:

а) инженерия представляет один инстинктов человека;

б) техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие;

в) техника только частично определяется природой, другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля.

 

13. Какие предпосылки можно отнести к антропологическим истокам возникновения техники?

а) человек – существо разумное (Homo Sapiens), преобразующее (Homo Faber);

б) информационно-коммуникативная способность человека вырабатывать информационно-языковые средства;

в) все перечисленное.

 

14. Каковы социокультурные предпосылки возникновения техники?

а) техника возникает на фоне общего социокультурного развития;

б) техника возникает как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры;

в) все перечисленное.

 

15. Каким образом рассматривалось соотношение науки и техники в античную эпоху?

а) техника рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода;

б) техника стояла выше науки;

в) наука и техника не пересекались.

 

16. Как Леонардо да Винчи рассматривал технику?

а) как противостояние природе;

б) как продолжение природы;

в) как нечто, существующее независимо от природы.

 

17. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственностью?

а) в возникновении позитивных личностных качеств –предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответственности, собранности;

б)  в возникновении негативных личностных качеств – холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;

в) все перечисленное.

 

18. Кто из культурологов рассматривал влияние техники на формирование личности джентльмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переизбытке власти над обстоятельствами?

а) Ю. Лотман;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) А. Гелен.

 

19. Сторонники технологического детерминизма считают, что:

а) эволюция техники не зависит от социальных политических систем и других социокультурных оснований;

б) техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;

в) все перечисленное.

 

20. Какие взаимоотношения охватывают следующие проблемы: граница между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта?

а) человек – природа;

б) человек – техника;

в) человек – культура.

 

ТЕСТ 10

1. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?

а) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;

б) цивилизация – уровень социокультурного развития;

в) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;

г) все перечисленное.

 

2. Кто из ученых считал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки?

а) Л. Мечников;

б) Н. Данилевский;

в) А. Чижевский.

 

3. Каким образом характеризует цивилизацию Ю.А. Яковец?

а) «она охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений»;

б) «качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира»;

в) как «сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами».

 

4. Кто из ученых является автором книги «Цивилизация средневекового Запада»?

а) Л. Февр;

б) М. Блок;

в) Ж.Л. Гофф.

 

5. Назовите эпоху, когда было зафиксировано соотношение культуры и цивилизации: культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, цивилизация – с историческим процессом гражданского общества?

а) античность;

б) средневековье;

в) Возрождение.

 

6. Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация» в эпоху Просвещения?

а) культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга, культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни;

б) термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, некоторой качественной его характеристики, уровня развития с господством свободы, справедливости, правового устройства;

в) все перечисленное.

 

7. Какие два ученых рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган и Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;

в) А. Тойнби и Л. Гумилев.

 

8. Кто и в какой работе впервые использовал термин «цивилизация»?

а) Ж.Л. Гофф «Цивилизация средневекового Запада»;

б) В.Р. Мирабо «Друг людей»;

в) Ф. Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.».

 

9. В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?

а) «Закат Европы»;

б) «Постижение истории»;

в) «Кризис нашего времени».

 

10. Н.А. Бердяев считал, что:

а) культура символична по своей природе, но не реалистична;

б) цивилизация – смерть духа культуры;

в) цивилизация подменяет цель жизни средствами жизни, орудиями жизни;

г) все перечисленное.

 

11. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую этой трактовке:

а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию бездуховной цивилизации;

б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные достижения;

в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства.

 

12. По какому основанию осуществляется типологизация цивилизаций на земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные?

а) по господствующему типу хозяйственной деятельности;

б) по принципу естественно-географической среды;

в) по степени взаимодействия с другими цивилизациями.

 

13. Какие цивилизационные циклы выделяет Э. Тоффлер?

а) присваивающий, земледельческий, машинный;

б) дикость, варварство, цивилизация;

в) сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальный.

 

14. Кто из ученых является автором концепции многолинейной эволюции, идеи культурной экологии?

а) Дж. Стюард;

б) М. Мид;

в) Т. Парсонс.

 

15. Концепция В.С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества предполагает деление цивилизаций на:

а) традиционные и техногенные;

б) сельскохозяйственные и промышленные;

в) религиозные и художественные.

 

16. Ценностное ядро культуры как ее социогенетический код:

а) обеспечивает устойчивость социального организма и его адаптацию к окружающей культурно-цивилизационной среде;

б) защищает социальный организм от воздействий импульсов других культур;

в) все перечисленное.

 

17. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:

а) разрушением целостности ценностного ядра культуры;

б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;

в) все перечисленное.

 

18. Основу западноевропейской культуры и техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты: 1. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник; 2. человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир; 3. …; 4. установка на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого социокультурного измерения. Вставьте пропущенную позицию:

а) деятельность человека направлена на самого себя;

б) деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов;

в) деятельность человека нейтральна по отношению к природе.

 

19. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно через:

а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок социокультурного, собственно человеческого измерения;

в) революционные изменения инженерного мышления и действия;

г) все перечисленное.

 

20. Что предполагает социокультурное осмысление техники? Уберите лишнюю позицию:

а) техника рассматривается в контексте условий ее бытия, повышается ответственность за выбор решений;

б) формируются новые принципы контроля над техникой на базе многомерности и новые принципы технического проектирования в глобальной системе техническое устройство – человек – окружающая среда;

в) техническая эффективность становится главным ориентиром инженерного мышления, что превращает саму технику в цель и главное содержание всей деятельности человека.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика